Научная статья на тему 'Развитие системы высшего образования в условиях интеграции'

Развитие системы высшего образования в условиях интеграции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
91
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ / РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АУТСОРСИНГ / INNOVATIVE ACTIVITY / INNOVATIVE DEVELOPMENT OF SYSTEM OF THE HIGHER EDUCATION / ECONOMY OF KNOWLEDGE / MARKET ECONOMY / EDUCATIONAL AUTSORSING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Калинушкина Валерия Андреевна

В статье рассматривается понятие «инновационная деятельность» применительно к образовательным учреждениям как направленное усовершенствование содержания процесса обучения, организационных и технологических основ процесса образования. Сфера занятости активной части населения России сегодня развивается по кризисному типу распределения работающих людей по секторам занятости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of higher education in terms of integration

In article the concept "innovative activity" in relation to educational institutions as the directed improvement of the content of process of training, organizational and technological bases of process of education is considered. The sphere of employment of active part of the population of Russia develops today on crisis type distribution of working people on employment sectors.

Текст научной работы на тему «Развитие системы высшего образования в условиях интеграции»

96

ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

В.А. КАЛИНУШКИНА

Валерия Андреевна КАЛИНУШКИНА — аспирантка кафедры экономической истории СПбГЭУ.

В 2009 г. окончила Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет.

Автор 5 публикаций.

Область научной специализации — экономика сферы услуг.

^ ^ ^

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ* *

Инновационное развитие систем высшего образования представляет собой процесс, позволяющий формировать и реализовывать услуги инновационного типа посредством:

• совокупности взаимодействия преемственных образовательных программ, а также государственных стандартов;

• сети образовательных учреждений, не придавая значения их организационно-правовым формам, типам и видам;

• органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций [2].

Понятие «инновационная деятельность» применительно к образовательным учреждениям рассматривается некоторыми авторами как направленное усовершенствование содержания процесса обучения, организационных и технологических основ процесса образования. Оно имеет направленность на повышение уровня и качества услуг в области образования; образовательные учреждения и, соответственно, их выпускники становятся более конкурентоспособными; обеспечивается всесторонний личностный и профессиональный рост студентов.

Кроме того, под инновационной деятельностью в образовании часто понимается деятельность, направленная на получение и реализацию результатов законченных НИР в новых или усовершенствованных образовательных технологиях, используемых в учебном процессе [5].

Усиление инновационного характера профессионального образования обеспечивается за счет ряда факторов. Руководители органов управления образованием субъектов РФ оценили их важность с точки зрения повышения качества профессионального образования. Ими подчеркивается роль, в частности, таких факторов, как интеграция профильных образовательных программ с реальным производством, реальное вовлечение работодателей в разработку и реализацию государственной образовательной политики [3].

В настоящее время осуществляется большое количество национальных проектов и программ, связанных в решением задачи интеграции образования, науки и производства.

Если рассматривать сферу занятости активной части населения России, прежде всего молодежи, то и здесь налицо явные признаки кризиса. С точки зрения системы занятости, российская экономика и сегодня развивается по кризисному типу. Речь идет не о безработице (можно допустить, что пока эта проблема проявляется слабо), а о распределении работающих людей по секторам занятости. Оптимизм по поводу модернизационного потенциала российской экономики затухает, если учитывать,

ГРНТИ 06.71.51 © В.А. Калинушкина, 2014

* Публикуется по рекомендации д-ра социол. наук, проф. В.И. Сигова.

ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

97

что особо популярны сегодня у российской молодежи торговля и сектор простых услуг. Так, 43 % занятых на рядовых позициях в сфере торговли и бытовых услуг — это молодое поколение российских работников до 30 лет, что превышает долю россиян этого возраста в работающем населении страны в 1,5 раза [там же]. Это, безусловно, непосредственно сказывается и на системе образования страны.

Многие российские специалисты в образовании отмечают резкое снижение интереса у части студентов к детальному изучению специальности. В стране крайне мало желающих стать высококвалифицированными специалистами. У молодежи проявилось устойчивое стремление к занятию должностей госчиновников, топ-менеджеров в бизнесе. В результате уже давно проявляется перепроизводство выпускников юридических и экономических факультетов далеко не передовых вузов.

С инновационным развитием системы образования непосредственно связана экономика знаний. Идея, лежащая в основе экономики знаний, состоит в том, что экономическая прибыль, генерируемая знанием, значительно превышает объем инвестиций, вложенных в его создание.

Основные субъекты инновационной деятельности в рыночной экономике — малые фирмы, средние предприятия и крупные корпорации. Способность обеспечивать эффективную разработку и внедрение нововведений — важнейший фактор поддержания их конкурентоспособности, а в целом это основа инновационного процесса и движения к новой стадии экономического развития страны — экономике знаний. В современных экономических условиях они представляют собой основу эффективного функционирования компаний во всех сферах экономической деятельности. В связи с этим получило развитие такое направление, как управление знаниями и работниками, которые являются прямыми носителями знаний. Поэтому формируются новые требования к образовательным программам, как вузовским, так и последипломным и корпоративным. Получил развитие образовательный аутсорсинг, который заключается и в индивидуальном консультировании, и в создании корпоративных университетов, основная цель которых — непрерывное обучение работников компании. Такое взаимодействие позволяет максимально совместить требования и особенности конкретной фирмы и рынка в целом и высокий уровень преподавания, свойственный профессиональному образовательному учреждению и основанный на последних научных достижениях.

Под инновациями в профессиональном образовании мы понимаем:

— реструктуризацию образовательного процесса (изменение структуры специальностей и специализаций), внедрение новых образовательных стандартов;

— моделирование процесса подготовки кадров для приоритетных направлений национальной экономики;

— изменение наполнения образовательных программ, внедрение новых образовательных программ;

— внедрение новых форм и методов реализации учебного процесса на основе интерактивных методов обучения и информационных технологий;

— развитие инновационной научно-технической деятельности в высших учебных заведениях.

Как считают некоторые ученые, для повышения качества инженерного образования необходимо

решение проблем его фундаментализации и преодоления имеющейся разобщенности естественнонаучного и гуманитарного образования. При этом фундаментализация образования позволяет существенно повысить его качество и уровень образованности людей.

В наступившей реальности профессия должна быть более гибкой, чем раньше. Человек, получивший профессию, должен иметь возможность совершенствовать свои знания и умения, а также изменить, если потребуется, свои компетенции. При формировании новой модели специальности должны быть заложены такие характеристики, как адаптивность, гибкость, готовность к изменениям своего содержания.

По справедливому мнению Г.И. Петровой, в современном обществе серьезной проблемой является давление рынка труда, где растет спрос на специалистов, обладающих не фундаментальными, а практическими знаниями.

Необходимы также новые социальные и экономические структуры. Для эффективного использования потенциала вузовской науки и организации учебного процесса следует разрабатывать и применять соответствующие требованиям времени управленческие механизмы, позволяющие использовать результаты вузовских научных исследований и научно-методических разработок.

98

ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

К инновациям в системе образования можно отнести и получающее развитие в настоящее время функционирование подсистемы поддержания платежеспособного спроса на молодых специалистов — выпускников вузов, которое осуществляется благодаря государственным инвестициям и капиталовложениям физических и юридических лиц путем формирования единой инвестиционной программы, системы образовательных кредитов, использования различных моделей финансирования образования, в том числе и совместного, со стороны государства, донорских, благотворительных, частных организаций и лиц, включая создание инвестиционного капитала некоммерческой структурой — эндаумент. Он представляет собой фонд, наполняемый за счет благотворительных пожертвований, для финансирования некоммерческих учреждений, в том числе высших учебных заведений. При этом полученный от инвестирования доход направляется в пользу той организации, для поддержки которой был создан эндаумент.

Для повышения конкурентоспособности вуза должна быть создана оптимальная организационная структура высшего учебного заведения, разработаны механизм организационного проектирования и стратегия развития вуза на перспективу. Сотрудничество с отраслями, для которых осуществляется подготовка кадров, позволит профессиональным образовательным учреждениям достичь дополнительных конкурентных преимуществ.

Сегодня для описания взаимодействия университета, бизнеса и власти мировое инновационное сообщество опирается на теорию «тройной спирали», согласно которой инициатором такого взаимодействия может быть любой из участников, но университет играет, как правило, лидирующую роль. В связи с этим усиливается актуальность проблемы типологизации университетов.

Для определения роли и места университетов в инновационном развитии экономики ряд авторов предлагают осуществлять их классификацию, учитывая характер и степень воздействия на социальноэкономическую систему каждого региона [1]:

1. Университеты, определяющие имидж региона, конкурентные преимущества перед другими регионами. К этой группе могут быть отнесены университеты, имеющие высокие рейтинги на национальных и международных рынках образовательных услуг. В этом случае влияние университета на региональную экономику определяется дополнительной привлекательностью региона, формированием интеллектуальной элиты, среды, традиций.

2. Университеты, считающие основной стратегической целью подготовку кадров для региона. К этой категории можно отнести большинство отечественных и зарубежных университетов, высокий спрос на услуги которых определяется интересом к профессиональному развитию и карьерному росту со стороны студентов в конкурентной среде региональной рыночной экономики [4].

3. Предпринимательские университеты. К этой категории следует отнести университеты, выполняющие значительные объемы НИОКР, осуществляющие коммерциализацию своих разработок, активно занимающиеся инновационной предпринимательской деятельностью. В настоящее время наблюдается тенденция, когда университеты эволюционируют в сторону предпринимательских университетов, вносящих значительный вклад в инновационное экономическое развитие регионов. Такие университеты, несомненно, способствуют прогрессу общества знаний и наукоемкой экономики. Предпринимательство считается неотъемлемым признаком современного динамично развивающегося университета.

4. Университеты как полюсы экономического роста региона. Источником экономического роста региона может стать результативность функционирования регионального рынка услуг высшего профессионального образования.

Анализ и осмысление основных тенденций в развитии системы высшего профессионального образования, роли и значения университетов дают основание считать высшее профессиональное образование основным стратегическим ресурсом инновационного развития экономики региона.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бутакова М.М., Соколова О.Н. Исследование тенденций развития высшего профессионального образования в инновационной экономике регионов России // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Сер. «Экономические науки». Т. 2. 2012. № 2-2 (144). С. 252-256.

ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

99

2. Манушин Э. А. Проблемы и перспективы инновационного развития российских университетов // Инженерное образование. 2012. № 9.

3. Модернизация российского образования: проблемы и перспективы / под ред. М.К. Горшкова и Ф.Э. Шере-ги. М.: ЦСПиМ, 2010. 352 с.

4. Рубин Ю.Б. Рынок образовательных услуг: от качества к конкурентоспособным моделям // Высшее образование в России. 2011. № 3.

5. Тодосийчук А.В. Теоретико-методологические проблемы развития инновационных процессов в образовании. М.: ОРГСЕРВИС-2000, 2005. 125 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.