Научная статья на тему 'Синергия образования и науки как инновационный ресурс'

Синергия образования и науки как инновационный ресурс Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1169
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА / СИНЕРГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ / STRATEGY ИННОВАЦИОННОГО OF PROCESS / СИНЕРГИЯ OF EDUCATION AND SCIENCE / ECONOMIC RESOURCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кольчугина М. Б.

В статье обосновывается позиция согласно которой синергия образования и науки рассмотрена как инновационный ресурс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In article the position according to which синергия of education is proved and science is considered as инновационный a resource.

Текст научной работы на тему «Синергия образования и науки как инновационный ресурс»

ционально-волевое начало, человекость человека, Невозможность - это избыточность с точки зрения полезности, выгодности, рыночности, но именно и только она - модус бытия, указание на онтологический статус, то абсолютное, что светится в относительном не натурализацией и адаптацией как таковыми, а существованием человека в освоенным им мире по-человеческому, в качестве той инновации, которая всегда будет нова. Вспомним и будем следовать мудрому совету М.М. Жванецкого: «Давайте не понижать культурный уровень до здравого смысла».

Библиографический список

1 Ахутин, А. В. Открытие сознания (Древнегреческая трагедия и философия) // Ахутин, А.В. Поворотные времена. Статьи и наброски-Спб,,2005.

2. Байденко, В. Компетенции в профессиональном образовании (К освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России.2004. №11

3. Попов, М. Крах специализма // Ведомости. Аналитический деловой еженедельник. 2006. 4 дек.

4. Фуко, М. Нужно защищать общество. СПб.,

2005.

5. Ясперс, К. Введение в философию. Минск,

2000.

Ivantseva Т G.

CONTRPRODUCTIVITI БЕЗОБЪЕКТНОЙ OF A REALITY THE RUSSIAN MAXIMUM EDUCATION

In article is proved interrelations of quality of maximum education and market opportunity of his achievement.

Key words: an economic efficiency, maximum education, contrproductiviti.

УДК 330 Кольчугина М. Б.

СИНЕРГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ РЕСУРС1

В статье обосновывается позиция согласно которой синергия образования и науки рассмотрена как инновационный ресурс.

Ключевые слова: Экономические ресурсы, стратегии инновационного процесса, синергия образования и науки.

XXI столетие (По определению ЮНЕСКО) -время образования и университетов, науки и высоких технологий. Сегодня построение конкурентоспособного общества и подъем благосостояния во многом связаны именно с научными исследованиями и разработками, поскольку в мировой экономике преобладает тенденция роста наукоемкости ВВП и утвердился инновационный сценарий развития. Соединение учебной и научной деятельности, их синергия - непременный фактор инноватизации экономики, реальное средство повышения ее эффективности и конкурентоспособности. В условиях глобализации, резко поднимающей значение конкурентных начал в международном разделении труда, решение экономических, социальных и иных общественных проблем все теснее сопрягается

с формированием интеллектуального капитала и, в частности, научно-образовательного потенциала страны. Данное обстоятельство требует адекватной стратегии научно-образовательной политики, ее адаптации к новейшим тенденциям интеграции науки и подготовки кадров.

Отсюда закономерно вытекают следующие вопросы, попытка ответа на которые предпринята в этой статье:

Как эффективно интегрировать образование, науку, производство?

Каков алгоритм соединения учебной и научной деятельности, установления партнерства между бизнесом и вузами?

Можно ли обучить творчеству как неотъемлемой части научного труда? Что такое креативное образование?

* Статья подготовлена при финансовой поддержке гранта РГНФ, проект № 09-02-00662 а/И

98

© Кольчугина М.Б., 2009

Стратегия инновационного прорыва:

альянс образования, науки, бизнеса

Альянс образования и науки как непременное условие построения инновационной экономики являет собой одну из ипостасей воплощения ведущего тренда мирового развития, так называемого принципа В. Гумбольдта, выдающегося представителя немецкого гуманизма конца XVIII - начала XIX вв., -тренда универсального развития индивидуума как высшей цели образовательной деятельности. Указанный принцип, конкретно выражающийся в формуле «единство преподавания и исследования», или «обучение на основе науки», стал особенно актуальным в наши дни. Перманентный и ускоренный процесс подготовки высококвалифицированных кадров возможен ныне лишь в тесной смычке высшей школы с передовой исследовательской, фундаментальной наукой.

Данной проблеме был посвящен Круглый стол, проведенный в рамках Международного экономического форума в С.-Петербурге летом 2005 г. На нем особо подчеркивалось, что на этапе постиндустриализма определяющими факторами экономического развития являются нематериальные активы общества, его способность к постоянным инновациям и научно-образовательный потенциал, поддерживаемый и наращиваемый через непрерывное улучшение интеллектуальных характеристик работника [7]. Образование и наука, особенно в их синтезе, дающем синергетический эффект, все более становятся локомотивом технологического прогресса, без которого в наше время немыслим прогресс социально-экономический. И затраты на эти цели, как свидетельствует отечественная и зарубежная практика, выгоднее выплат пособий безработным специалистам, не овладевшим новыми компетенциями и из-за этого потерявшими работу. Поэтому качественная подготовка кадров высшей квалификации, базирующаяся на союзе с научной деятельностью, становится приоритетным направлением политики во всех развитых странах мира, необходимой составляющей институциональной структуры инновационной экономики.

Ясно, что модернизация высшей школы и науки невозможна как без значительного объема капиталовложений в них, так и без рационализации размещения этих инвестиций. В

России за последние 5-6 лет бюджетное финансирование науки, особенно это касается вузовского сектора, увеличилось в 2-3 раза, но результативность научных исследований по основным показателям (инновационной активности, числу публикаций отечественных ученых в ведущих мировых журналах и т.д.) продолжает снижаться. Объемы экспорта высоких технологий в России ничтожно малы. В последние годы, правда, дополнительный финансовый и организационный стимул кадровому обеспечению дал приоритетный национальный проект «Образование», направленный на активизацию исследовательской деятельности вузов, привлечение в науку молодых специалистов, на обновление ее материально-технической базы. И сейчас для России особенно важен анализ опыта в этой области стран -лидеров мирового научно-технологического развития.

В последние десятилетия масштабы вузовских исследований резко увеличились во всем мире. Научные подразделения имеются в крупных университетах США, Великобритании, Канады, Германии, Японии. В некоторых из них созданы специальные научно-исследовательские институты высшего образования, финансируемые из госбюджета. Научными исследованиями занимаются также университетские ассоциации и союзы.

Примерами мощных научно-исследовательских институтов, созданных при финансовой поддержке государства, могут служить Баварский государственный научно-исследовательский институт высшего образования и планирования в Мюнхене и Норвежский научноисследовательский институт высшего образования. Огромную роль в организации и финансовой поддержке вузовской науки играет Европейский центр по высшему образованию при ЮНЕСКО, издающий журнал «Высшее образование в Европе». В нем широко освещается деятельность названного центра, финансируемая в значительной степени национальными правительствами. Большую помощь в финансировании исследований оказывают также различного рода благотворительные организации, частные фонды и крупные корпорации. В Великобритании - это фонд Наффилда, в Германии - фонд концерна Volkswagen, в США -Комиссия Карнеги по высшему образованию.

Базой развития инновационной деятельности вузов являются фундаментальные разработки: их доля в общем объеме вузовских исследований в середине 2000-х годов оценивалась в Японии в 55%, в США, Германии -60, во Франции - 90, в Великобритании - в 95%. Вузам США и Великобритании выделяется 11-12%, Японии и Франции - 15-16% всех ассигнований на науку. (В России - менее 6%.) [11] Интерес государства и бизнеса к высшему образованию вообще и к вузовской исследовательской деятельности в частности не может не нарастать. Одна из главных причин этого - повышающаяся потребность в кадровом обеспечении инновационных процессов, в его оптимизации, всестороннем учете при прогнозировании и планировании.

По степени интеграции образования и науки лидируют США, где научные исследования в вузах отличаются масштабностью, целенаправленностью, большим разнообразием направлений, организационных форм, источников финансирования, а также широким спектром научных разработок, успешным распространением результатов исследований среди заинтересованных лиц и организаций. Большой вклад в интеграцию вносят также бизнес-школы, где студенты получают представление о реалиях рынка, развивают коммерческие способности и приобретают практические навыки. Это во многом объясняет тот факт, что по уровню инновационной подготовки кадров США опережают многие европейские страны.

В США накоплен большой опыт развития так называемых исследовательских университетов. Это новый тип высшего учебного заведения, обладающего рядом структурных особенностей, успешно заимствованных университетами многих других стран. Особенности эти - тесное взаимодействие науки и образования в рамках учебного процесса, использование в практике обучения всех компонентов исследовательского университета: кампуса, лабораторий, библиотеки, современного научного оборудования и т.д. Другая отличительная черта такого вуза - ориентирование студентов на наиболее прогрессивные направления научных исследований, на высокие технологии, инновации. По данным Национального научного фонда, на научно-исследовательскую работу в вузах США было израсходовано в 2005

г. более 26.3 млрд. долл. (69% - на фундаментальные исследования, 24 - на прикладные, 7%

- на разработки). Половину названной суммы выделило федеральное правительство. Доля расходов на вузовскую науку в ВВП только во второй половине 90-х годов возросла более чем в четыре раза. Сегодня ею выполняется около половины всех фундаментальных исследований в стране.

Образцом при формировании западных университетов обычно служит немецкая организационная модель [3]. В Германии университеты всегда славились тесными связями с промышленностью, с технологической сферой. Многие принципиальные концепции развития науки и образования, начиная от гум-больдтовской идеи университета, пришли именно из этой страны, занимающей сегодня по масштабам затрат на научные исследования четвертое место в мире (после США, Китая и Японии). ФРГ привлекает внимание многоплановой структурой организации науки и акцентом на практические инструменты реализации научно-исследовательской политики. Особенно это касается вузовского сектора науки, который обеспечивает стабильно высокое качество исследований и подготовки кадров.

Отлаженная система продвижения научных результатов в экономику существует в Великобритании. Она включает в каждом университете комплекс структур: офисы по трансферу технологий, где ученые получают консультацию по своей проблематике; специальные государственные фонды, которые финансируют начинающие технические компании (начальный капитал предоставляется безвозмездно); независимые венчурные фонды, созданные на средства государства (75%) и университетов (25%) и управляемые последними; научные технопарки. Государство вкладывает немалые средства в вузовскую науку, но и получает серьезную отдачу - налоговые поступления от новых компаний, новые рабочие места, а главное - перспективных специалистов.

Сегодня университеты - это мощные образовательные, исследовательские и научнопроизводственные комплексы, тесно связанные с отраслями новых технологий и опосредующие внедрение в хозяйство современных систем организации и управления. Будучи традиционно центрами подготовки исследовательских

кадров и проведения фундаментальных исследований, они стали и средоточием предпринимательской инновационной активности, «предпринимательскими университетами», ставящими цель способствовать внедрению инноваций в промышленность (и не только в нее).

Алгоритм взаимодействия образования, науки, бизнеса

Инновационная парадигма развития ставит перед руководством многих стран, в том числе России, стратегически важную цель -построить оптимальную модель кооперации университетов, научных учреждений и предприятий, выработать алгоритм их интеграции и партнерства. Актуализация этой задачи обусловлена, помимо упоминавшихся факторов (обострение конкуренции на мировых рынках товаров и услуг и др.), также усилением борьбы за интеллектуальные ресурсы, развернувшейся в последнее время охотой за так называемыми золотыми головами.

Проблема воспроизводства высококвалифицированных кадров, отвечающих требованиям инновационной экономики, выходит на первый план. Крупные корпорации западных стран вкладывают немалые средства в научные исследования и разработки в области высоких технологий, подготовки специалистов соответствующего количества и качества, формируют систему государственно-частного партнерства в сфере высшего образования. Примеры сотрудничества - новые коммерчески ориентированные научно-технические проекты, реализуемые совместно бизнесом, университетом и наукой. Симбиоз этих трех акторов типичен сегодня для передовых университетов мира1 [1].

Сдвиг в том же направлении характерен и для отечественного высшего образования. Он обусловлен переходом страны на инновационный путь развития, присоединением к Болонскому соглашению и предстоящим вступлением в ВТО.

Вместе с тем Россия оказалась в парадоксальной ситуации: несмотря на все еще сохраняющийся высокий уровень образования, возникла острая нехватка среднетехнических кадров и высококвалифицированных инженеров. Она зафиксирована на девяти из каждых десяти малых предприятий, о ней же свидетельствуют результаты сенсационного исследова-

ния ВЦИОМ о положении малого бизнеса в стране. Так, в Москве, вопреки официальным данным, количество индивидуальных предпринимателей снижается примерно на 30% в год. Сегодня в столице, где развитие экономики существенно выше, чем в среднем по стране, лишь 4% горожан являются учредителями малых предприятий, а индивидуальным предпринимательством занимаются всего 1.5% москвичей [8].

Причина такой ситуации в том, что вузы по-прежнему ориентированы, за редким исключением, на подготовку специалистов для крупного производства (как при плановой экономике). Зарубежный же опыт говорит о том, что современная реальная экономика базируется на кооперационных связях, на наукоемком среднем и мелком производстве. К примеру, на Siemens (ФРГ) работают десятки тысяч малых наукоемких предприятий и мелких фирм. В США стимулирование инновационных разработок (ИР) в сфере малого бизнеса -особое направление деятельности федерального правительства. С конца прошлого столетия активно реализуется крупнейшая государственная программа конкурсных грантов, предоставляемых мелким компаниям, - «Программа инновационных исследований мелкого бизнеса», в которой к началу 2000 г. участвовали почти все штаты. В том же году в рамках программы было реализовано 46 тыс. грантов и освоено 7.5 млрд. долл. [12] Качество профинансированных проектов оценивается авторами регулярно проводимых обследований как чрезвычайно высокое. Программа координируется специально созданным агентством - Администрацией по делам мелкого бизнеса, которая играет важную роль в деле стимулирования ИР. Причем реализуются не только прямые, но и косвенные меры стимулирования, например налоговые льготы. Вряд ли нация с сильным прагматическим мышлением постоянно вкладывала бы в такие исследования огромные средства, если бы не считала, что получает от них большую отдачу.

Очевидно, что именно такие подходы могут обеспечить решение задачи интеграции научно-образовательных ресурсов и тем самым повысить качество, а с ним и конкурентоспособность продукции как на мировом, так и на отечественном рынках.

На выполнение этой задачи нацелены, в частности, изменения в законодательстве, принятые Госдумой РФ в конце 2007 г.: «интеграционные» поправки в закон о науке, принятие закона об интеграции науки и образования, а также Федеральная целевая программа «Интеграция науки и высшего образования» [4]. Они создали необходимую нормативно-правовую базу для взаимодействия академических институтов и вузов, которая позволит объединить действующие и вновь создаваемые элементы интеграции в единую систему. Большая роль в данном контексте отведена и другой Федеральной целевой программе «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научноисследовательского комплекса России на 20072012 годы». Центр тяжести смещается в сторону науки и инноваций, разработки механизмов государственно-частного партнерства в сфере образования.

Первые шаги в этом направлении сделаны в рамках приоритетного нацпроекта «Образование». Он становится мощным организационным и финансовым стимулятором инновационного развития страны, реализации новой стратегии высшей школы, направленной на системную поддержку образования, на его фундаментализацию и интенсивное расширение вузовского сектора науки. Мультипликативный эффект рационально разработанных и осуществляемых исследовательских проектов неоспорим. Как пример реальных результатов, достигнутых благодаря государственным финансовым вливаниям, можно привести инновационную деятельность Томского госу-ниверситета (ТГУ), выпускники которого обладают высокой конкурентоспособностью и всегда востребованы на рынке труда.

ТГУ лидирует сегодня во многих высокотехнологичных областях науки и образования, вошел в число первых вузов страны, выигравших инновационный конкурс в рамках нацпроекта «Образование». За два года (2006-2007) реализации инновационной программы университет привлек за счет грантов, побед на конкурсах и олимпиадах более 700 млн. руб., выиграл федеральный грант (135 млн. руб.) на создание первого за Уралом Научно-образовательного центра «Нанотехнологии» по подготовке специалистов высшей квалификации. За этот период в университете защищено 49 докторских и 229 кандидатских диссертаций, а студенты завоева-

ли множество медалей РАН и Минобрнауки за лучшую научную работу. При этом значительно укреплена материально-техническая база вуза: закуплено современное оборудование, переоснащены на самом высоком техническом уровне аудитории, созданы многочисленные бизнес-инкубаторы, центры так называемого коллективного пользования, в которых можно провести полный цикл исследований. Планируется формирование так называемого эндаумента - фонда целевого капитала, бюджет которого наполняют спонсоры [2].

Но главный результат проекта - формирование личности, способной к саморазвитию, подготовка выпускника-специалиста, предрасположенного подходить к профессиональной деятельности творчески, с позиции исследователя и инициатора, капитализация интеллектуального потенциала университета посредством инновационной деятельности и творческого созидания.

Другая ключевая задача нацпроекта «Образование» - создание в стратегически важных районах сети федеральных университетов национального значения и международного стандарта качества, призванных стать прообразом принципиально новой системы высшего образования в России. Предполагается, что университеты получат международную аккредитацию, а их дипломы будут высоко котироваться в мире. Это будут крупные учебно-производственные объединения, руководствующиеся принципом интеграции образования и науки и стремящиеся выйти на международный уровень по исследованиям и разработкам в вузовском секторе науки. Перед руководителями новых исследовательских университетов поставлена амбициозная задача - вывести их в группу лидирующих в России и в сотню лучших университетов мира. Делается ставка на высокие технологии, на то, что с помощью новых университетов будет прекращена девальвация образования и обеспечена конкурентоспособность российской науки и университетских кадров на мировом уровне.

В настоящее время реализуется проект по созданию (пока двух) новых федеральных университетов - Сибирского (Красноярск) и Южного (Ростов-на-Дону). На них выделено 5.5 млрд. руб. в 2007 г. и 4.7 млрд. руб. в 2008 г.

Эффективность деятельности новых ме-гауни-верситетов постоянно растет. В 2007 г.

достигнуты практически все целевые ориентиры: модернизирован учебный процесс, укреплена материально-техническая база. Разработана также концепция развития сети федеральных университетов на основе интеграции науки, образования и партнерства с бизнес-сообществом, а также подготовлены предложения об их финансировании на 2009-2013 гг. Оно будет осуществляться на программно-целевой основе в рамках конкурса инновационных программ вузов, как это было в 2006-2007 гг. Планируется учредить к 2012 г. еще 3-6 новых университетов, а к 2026 г. - 10-12. Всего же будет создано в обозримом будущем не менее 50 федеральных университетов высшего ранга.

Таким образом, новая стратегия отечественной высшей школы направлена на стимулирование инновационной активности и творческой инициативы вузов. Предприняты первые шаги к тому, чтобы сделать систему образования более эффективной и гибкой в плане подготовки специалистов по индивидуальной траектории обучения с учетом интересов и участием бизнес-сообщества.

Симбиоз образования и бизнеса

Проблема подготовки кадров, которой в советские времена занималось только государство, сегодня может решаться на путях государственно-частного партнерства. И именно вопрос о тесном сотрудничестве между вузами и производственным сектором в деле совместного обучения специалистов для промышленности требует наибольшего внимания и мобилизации средств со стороны государства. Не секрет, что пока отечественные частные бизнес-структуры нацелены прежде всего на получение скорой прибыли. А подготовка конкурентоспособных специалистов - процесс долгосрочный, требующий вложения «длинных денег», которые сейчас есть у государства.

Объектов инвестирования много, и научно-образовательный потенциал страны, как показал конкурс инновационных программ, проведенный в рамках нацпроекта «Образование» в 2006-2007 гг., велик. Примечательно, что из 57 вузов - победителей конкурса, оказалось 24 технических университета. Это свидетельствует о высоком уровне российской инженерной школы. Вместе с тем необходимость ее модер-

низации, повышения ее отдачи - степени инновационной активности и использования передовых технологий - не вызывает сомнений. В 2010 г. в машиностроении, где работает треть занятых в промышленности, ожидается пик спроса на инженерно-технические кадры. Их потребуется вдвое больше, чем сейчас. Но уже сегодня предложение квалифицированных инженеров значительно отстает от их спроса. Машиностроительные предприятия укомплектованы конструкторами, технологами и инженерами лишь на 50-60%, а средний возраст высококвалифицированного персонала, в том числе в «оборонке», приблизился к пенсионному. Такая ситуация представляет серьезную угрозу развитию инновационного производства.

Данному вопросу, в частности, был посвящен очередной съезд Ассоциации технических университетов, в котором приняли участие руководители российских вузов и крупных промышленных компаний, а также представители федеральных властей, общественных организаций и научного сообщества, собравшиеся для выработки алгоритма совместных действий. Подобные обсуждения - в том числе таких важных вопросов, как разработка учебных стандартов по техническим специальностям с учетом новых компетенций для всех профессий - все более часты между представителями вузов и бизнеса2. Знание практических требований, предъявляемых к профессии, позволит вузам точнее определять ту степень выучки будущего работника, которая нужна работодателям, и корректировать при необходимости государственные образовательные стандарты.

Новым в отношениях между вузами и производством будет и то, что законом об интеграции науки и образования бизнесу разрешено создавать базовые кафедры и лаборатории в структуре вуза. Тем самым расширяются возможности организации студенческой практики и использования для чтения лекций в вузах высококвалифицированных кадров промышленности.

Показательным примером сотрудничества может послужить подписанное в 2008 г. соглашение о партнерстве Российского союза ректоров и Союза машиностроителей России, направленное на достижение вполне конкретной цели -создание интегрированной системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров.

При этом госкорпорация «Ростехнология», в которую входят более 200 предприятий, берет на себя функцию формирования целевого заказа на обучение специалистов с учетом профессиональных требований отрасли. Одновременно в МГИМО МИД РФ открывается (в сентябре 2008 г.) профильная кафедра «Менеджмент в области оборонно-промышленного комплекса и военнотехнического сотрудничества», а в МГТУ им. Н.Э. Баумана - кафедра маркетинга продукции военного назначения. Планируется также учреждение региональных учебно-производственных центров и корпоративных университетов. В МГУ в рамках партнерства промышленности с учебными заведениями такие университеты уже созданы (всего их пять), и они успешно функционируют. Здесь, кстати, студенты знают, где и на какой должности им предстоит работать по завершении учебы.

Основание крупных учебных комплексов, базирующихся на совместной деятельности университета и производственного сектора, - одно из важнейших направлений межотраслевого взаимодействия, получающее растущую федеральную поддержку Это позволяет осуществлять масштабные междисциплинарные научно-технические проекты, которые призваны способствовать развитию инновационного мышления студентов.

Университет обретает новый облик - становится одним из мозговых центров власти, лабораторией для превращения научных идей в полезный промышленный продукт, площадкой проведения крупных международных форумов. При этом речь однозначно идет о профилировании высшего образования соответственно требованиям рынка.

Появление новых направлений и форм учебной деятельности (включая бизнес-образование), ориентированных на прикладные аспекты обучения, на развитие у учащихся способности применять полученные знания на практике, влечет за собой серьезные перемены. Усиление рыночных начал в подготовке кадров стимулирует трансформацию ее механизма. Он все более отвечает объективной потребности общества в формировании современного типа хозяйственного мышления и поведения будущих специалистов. Этому же призвана способствовать и существенная новелла - двухуровневость обучения (бакалавриат и магистратура) в значительной части вузов.

Переход к многоуровневой модели высшего образования

Введение данной модели можно рассматривать как новый этап модернизации российского образования, а саму модель - как важный ресурс инновационного развития. Эта мера призвана реализовать рекомендации Болонской декларации, которую Россия подписала в 2003 г., приняв тем самым европейские стандарты в области высшего образования [10].

Болонский процесс - это крупномасштабный проект, направленный на создание международного образовательного пространства с целью гармонизации учебных программ, взаимного признания дипломов о высшем образовании, а также научных степеней, присуждаемых в разных странах, для содействия трудоустройству граждан и повышению конкурентоспособности европейской системы высшего образования. В качестве главного средства выполнения поставленной задачи авторы проекта предлагают ввести единую двухуровневую систему высшего образования и общую систему оценки знаний (в России это закон о едином государственном экзамене - ЕГЭ).

Мировой опыт убеждает, что традиционная, жесткая структура обучения, характерная для отечественной высшей школы, не является оптимальной, прежде всего с точки зрения потребностей экономики, а сегодня в условиях глобализации - и интересов самих студентов. В США, Великобритании, других странах двухуровневая система работает уже много лет. Она имеет ряд преимуществ: относительно более короткие сроки обучения на каждом этапе, видимая цель, гибкость и свобода маневра при получении профессии. В процессе обучения студент осознанно выбирает траекторию продвижения, поле будущей деятельности и необходимые дисциплины. В дальнейшем он может специализироваться в избранной области и получить степень магистра. Или, довольствуясь лишь дипломом бакалавра, сразу начать работать по специальности.

Такой подход более рационален. Он открывает перед студентом, с одной стороны, перспективу выбора будущей деятельности на базе полученного в бакалавриате фундаментального образования, а с другой - возможность дальше подняться по карьерной и социальной лестнице через магистратуру. Именно данная мо-

дель обучения позволяет передовым странам оперативно обеспечивать экономику специалистами как среднего, так и высшего профессионального уровня и лидировать на мировых рынках высоких технологий (General Motors, IBM, Volkswagen и др.).

Зарубежная практика образования показывает, что результаты обучения определяются не его сроками, а тем, какие при этом используются технологии, каково содержание учебных программ, насколько оно соответствует требованиям динамично развивающегося рынка труда, экономики, общества.

Данная новация, однако, вызывает среди российских экспертов острые споры и даже принципиальные возражения. Многие не одобряют присоединения России к Болонскому процессу, считая это преждевременным, поскольку конвертируемость российских дипломов на Западе, по их мнению, будет провоцировать отъезд молодежи из страны. Другие высказывают опасения относительно «дефун-даментализации образования», снижения его стандартов [5].

Тем не менее все сходятся на том, что при решении конкретных вопросов национальные интересы должны учитываться всесторонне. Так, в области инженерного образования, по мнению экспертов России, Германии, Франции, где оно особенно развито, болонская схема «бакалавр-магистр» не может работать. Причина - в комплексности инженерного образования, которая не позволяет разрывать учебный процесс и механически применять двухуровневую модель.

Возражают против Болонского процесса те, кто до конца не понял суть модели, либо те, кто, напротив, понимают, но в силу своей консервативности хотят избежать дополнительной работы, связанной с неизбежной корректировкой лекционных курсов и переподготовкой преподавателей при переходе на болонские стандарты. К противникам можно отнести и значительную часть производственников, которые из-за недостаточной информированности также проявляют пока недоверчивое отношение к новой системе, особенно к бакалавриату.

Вместе с тем все большее число противников новации начинают осознавать, что сегодня участие России в Болонском процессе - уже

данность и нужно принимать новые реалии. Сама формула «высокое качество российского образования» сродни критерию «средняя температура по больнице». По данным за 2007 г., из более трех тысяч вузов лишь несколько десятков выпускают конкурентоспособных, по европейским меркам, специалистов. В стране только 660 государственных вузов, остальные

- негосударственные с многочисленными филиалами (их более 2 тыс.). Возникло даже новое понятие - «филиализация высшего образования», отражающее отнюдь не редкую неадекватность качества подготовки подтверждающему его государственному диплому (исключение составляют лишь наиболее продвинутые негосударственные вузы-лидеры).

Из опыта обучения в западных странах и их участия в Болонском процессе следует использовать самое лучшее, в том числе методы индивидуальной подготовки специалистов, особенно в магистратуре, а также возможность совместной образовательной деятельности с ведущими университетами Европы. Применяя эту практику, необходимо возродить и усовершенствовать наше уникальное инженерное образование, которое базировалось на фундаментальной подготовке, на интеграции науки и образования, тесной связи предприятий с вузами. (Сегодняшняя слабость последней - пожалуй, основной дефект всей системы подготовки инженерных кадров.)

Авторы законодательных предложений о многоуровневой модели высшего образования учли эти обстоятельства: вместо двух будет три уровня/ступени - бакалавриат (четыре года), магистратура (в которой бакалавры будут учиться еще два года) и специалитет - традиционное пятилетнее обучение. То есть предлагаются две параллельные системы вузов: одни готовят так называемых моноспециалистов в течение пяти лет (военные и инженерные академии, медицинские, творческие и др. вузы), другие осуществляют двухуровневое обучение (в основном гуманитарного профиля). Руководители университетов и крупных предприятий пришли к единому мнению: спе-циалитет необходим для стратегических отраслей промышленности, в частности для оборонно-промышленного комплекса, некоторых медицинских специальностей, творческих профессий и т.д. Все ступени формально равно-

правны: и бакалаврам, и магистрам, и выпускникам специалитета вручают дипломы о полноценном высшем образовании.

Законодательное оформление системы «бакалавр-магистр» нужно для того, чтобы Россия стала полноправным членом Болонского процесса, что обеспечит всеобщее признание дипломов, включая кандидатские, выданные отечественными вузами (до сих пор на Западе считают, что немагистр не может получить степень кандидата наук). Кроме того, модульное обучение [6], единые критерии оценки знаний, другие учебные новшества гарантируют выпускникам наших вузов равные права с зарубежными сверстниками, повышают их профессиональную гибкость, академическую мобильность и, следовательно, конкурентоспособность.

Креативизация образования

Наше время отмечено глобальным обострением борьбы за талантливых и творческих людей, создателей новой техники и современных технологий, предъявляющих качественно иные требования к поколению специалистов XXI в. Научно-образовательный и интеллектуальный капитал становится в этих условиях ключевым активом каждой преуспевающей высокотехнологичной компании и конкурентоспособной экономики, преимуществом любой экономической стратегии государства при завоевании новых рынков. Поэтому будущее - за креативными личностями способными на творческую самореализацию, когда, по мысли Альберта Эйнштейна, «воображение важнее знаний». В российских и зарубежных научных публикациях все чаще фигурируют в связи с этим понятия «креативная деятельность», «креативные способности», «креативный менеджмент», «креатосфера», «обучение творчеству», «креативное образование».

Последнее представляет собой новый тип учебной деятельности, имеющей конкретные практические цели и содержание: развитие творческих способностей человека, расширение возможностей индивидуальной инновационной деятельности, мобилизация потенциала работника на реализацию собственных идей и разработок. Особенность креативного образования в том, что оно нацелено на развитие постоянной потребности в созидании, поиске нового, в накоплении интеллектуального потенциала и ис-

пользовании его на практике. Показательны в этом отношении некоторые программы МБ А, ориентированные не столько на приобретение узкоспециальных знаний студентами, сколько на приобщение их к искусству менеджмента, основанного на научных методах. Целям креативного образования соответствует и получившее широкое распространение в бизнес-школах обучение на основе кейсов - метод, позволяющий научить мыслить творчески и самостоятельно, овладеть инструментарием практического анализа. Появляется новое качество труда - творческая деятельность как функция самореализации целостного человека, человека-творца (homo-creator)

Глубокая фундаментальная подготовка, характерная для креативного образования, дает систематизирующий эффект, способствует непрерывному обучению, позволяет прогнозировать и оценивать тенденции развития. В отличие от репродуктивного, преимущественно прагматического образования, креативное образование расширяет восприятие проблем и вариантов их решения, стимулирует творческий подход к их решению. Но главное - реализует идею необходимости и возможности обучения творческой деятельности. Так, во многих западных странах давно и широко практикуется подготовка менеджеров по программе креативного образования, направленной на формирование исследо-вателя-творца.

Никогда прежде фактор творчества в обновлении производства не играл столь большой роли, как в наши дни. И это понятно. Удачные и оригинальные инновационные решения рассматриваются руководством любой современной фирмы как средство опередить конкурентов в рыночной экономике, адаптироваться к изменениям рынка и новым технологиям. Тесная связь между творчеством, инновационным потенциалом и эффективностью характеризует как североамериканские, так и западноевропейские предприятия. Она признается значительным источником конкурентных преимуществ.

Перед обществом и бизнесом западных стран возникла важная социальная и техникоэкономическая проблема - проблема активизации творческого начала в профессиональной деятельности. Интересен в этом плане исторический опыт Японии. По мнению специалистов, один из секретов японского «экономического

чуда» таился в понимании новой роли образования, творчества и научной деятельности в развитии общества, в том, что само общество и бизнес сделали главную ставку на человека. Японский предприниматель выступает за «тейлоризм наоборот», то есть за максимальное применение творческого потенциала каждого работника.

Изобретательность японских компаний в активизации человеческого фактора и стимулировании творчества вызывает пристальный интерес исследователей всего мира. На предприятиях проводится множество экспериментов, разрабатываются специальные учебные курсы для талантливых сотрудников, с которыми фирма связывает свое будущее. Здесь же созданы группы разработчиков (так называемые внутренние венчуры), которые занимаются поиском новых идей и инноваций, созданием новейших технологий. В этом же ряду - знаменитые кружки качества, группы интересных идей, так называемая система предложений и разнообразные программы рационализации производства. Каждый работник частного сектора выдвигает в среднем за год не менее 20 предложений, связанных с новыми идеями и проектами; 76% из них используются на практике. Сегодня квалификационный уровень японской рабочей силы считается одним из самых высоких в мире.

Бизнес делает ставку на творческий потенциал, на интеллект и инновации, на совершенствование кадров. Сформировался особый тип специалиста - так называемый инновационный менеджер, функции которого состоят в превращении фундаментального знания и новой научной идеи в ходовой рыночный продукт. Умение быстро трансформировать знания в товар является ключевым качеством современного специалиста. Именно знания, утверждает профессор Калифорнийского университета, известный эксперт по инновационной экономике Дэвид Тис, формируют основу конкурентного преимущества в современном мире. Он говорит о «неявном компоненте знания», которое невозможно описать. Его создание Тис сравнивает с тайной творчества Антонио Страдивари. Именно к этой категории знаний ученый по праву относит знание технологических процессов (ноу-хау) на промышленных предприятиях. Овладение таким знанием и способность творчески применить его ставят работника в привилегированное положение и щедро вознаграждаются [9].

В инновационной экономике, таким образом, человеческий фактор играет неизмеримо большую роль, чем в традиционной. Здесь нужны работники с поисковым менталитетом, творческой интуицией, ясным видением того, к чему должна привести та или иная новая технология. Именно творческая и инициативная деятельность работников, их способность в том числе строить собственную деловую карьеру и через это обеспечивать предприятию процветание являются фундаментальной основой современного предпринимательства, ключевым компонентом бизнес-образовательной парадигмы инновационного общества.

* * *

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Изучение отечественной и зарубежной практики подготовки кадров говорит о том, что результативность и качество обучения выше в тех учебных заведениях, где успешно реализуется принцип интеграции образования и науки. Поэтому переход развитых стран на путь инновационного развития будет в значительной мере определяться состоянием системы высшего образования, приоритетной ценностью научных знаний, исследовательским потенциалом общества, особенно в вузовском секторе науки.

Первые отечественные инновационные программы, осуществленные вузами-победи-телями рамках приоритетного нацпроекта «Образование», выявили два важных обстоятельства. С одной стороны - огромный научно-образовательный потенциал российской высшей школы. С другой - пока еще низкую отдачу этого потенциала. Взаимодействие исследовательских, образовательных учреждений и предприятий не отлажено; хорошо поставленные фундаментальные исследования не сопряжены с так называемым трансфером научных и прикладных разработок в качественные товары; недостаточно используются высокие технологии. Кроме того, сама идея грантовых конкурсов (во всяком случае, в их нынешней форме), на наш взгляд, ущербна. Инновации - это не просто нечто новое, а носящий системный характер качественный скачок в повышении эффективности и конкурентоспособности учебного заведения и его выпускников. Скачок, который позволит российскому образованию сделать стратегический прорыв

(для чего только грантовой поддержки со стороны государства, разумеется, недостаточно). Сейчас же преимущества получают те школы и вузы, которые «наторели» в составлении соответствующих заявок и оформлении документов.

Сегодня образование и наука, их синергия -главный ресурс инновационной экономики. В России успех в этой сфере может быть обеспечен только при соблюдении основного условия - востребованности науки и образования со стороны деловых и властных структур, общества в целом.

Библиографический список

1. Бузгалин, А., Колганов, А. Человек, рынок и капитал в экономике XXI в. // Вопросы экономики.

2006. № 3

2. Марцинкевич, В. Целевой научно-образовательный капитал на Западе и в России (О собственности некоммерческих организаций) // МЭ и МО. 2008. № 4.

3. Моргунова, А. Г. Институционализация образовательного пространства: феномен университета. Самара, 2002; Поиск. 14.03.2008. С. 22.

4. Образование в Российской Федерации. 2006. С. 77.

5. Образование, которое мы можем потерять. Сб. под ред. В. Садовничего. М., 2003.

6. Реальный сектор экономики: теория и практика управления. 2006. № 2. С. 5, 14, 20.

7. Российская газета. 15.06.2005. С. 2; 17.06.2005.

С. 4.

8. Известия. 04.05.2007

9. Дэвид Тис Интервью: Время продавать знания (http://www.advertology.ru/article32188.htm)

10. Higher Education in Europe. 2003. № 2.

P. 17

11. OECD in Figures 2006-2007. Paris, 2007. P. 53; Образование в Российской Федерации. 2006. Статистический ежегодник. М.: 2006. С. 486.

12. Science and engineering indicators - 2000 report. Wash., 2000. P. 2-16.

Примечания

1 Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ Проект № 06-02-02-037а.

2 Пример сращивания элитных вузов с крупными корпорациями и превращения первых в ТНК -Гарвардский университет США. См.: Бузгалин А., Колганов А. Человек, рынок и капитал в экономике XXI в. // Вопросы экономики. 2006. № 3

3 В этой разработке участвуют также такие авторитетные организации, как Ассоциация технических университетов, Координационный совет в области техники и технологий, Торгово-промышленная палата, Российский союз промышленников и предпринимателей.

Kolchugina M. B

СИНЕРГИЯ OF EDUCATION AND SCIENCE AS INNOVATION A RESOURCE

In article the position according to which синергия of education is proved and science is considered as инновационный a resource.

Key words: economic resources, strategy инновационного of process, синергия of education and science.

удк 378 Корнеева А. А.

РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА КАФЕДР В РОССИЙСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ СОЦИАЛЬНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

В статье обосновываются механизмы мотивации работы преподавателей ВУЗов.

Ключевые слова: Мотивация преподавателей ВУЗов, экономические методы стимулирования.

Создание системы оплаты и мотивации тру- С 1 октября 2006 года в РГСУ действует

да для любой организации - это специфический новая система оплаты труда профессорско-пре-

и сложный процесс, требующий профессиональ- подавательского состава кафедр (далее -

ного понимания сущности трудовой мотивации, «ППС»), сущность которой заключается в изна-

знаний и опыта разработки и применения мето- чальном равенстве заработной платы препода-

дов вознаграждения работников. вателей в зависимости от занимаемой должнос-

108

© Корнеева А. А., 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.