Научная статья на тему 'Состояние и перспективы развития инновационной деятельности образовательных учреждений г. Брянска'

Состояние и перспективы развития инновационной деятельности образовательных учреждений г. Брянска Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
148
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / РАЗВИТИЕ / КАЧЕСТВО / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / AN INNOVATION / INNOVATIVE POTENTIAL / DEVELOPMENT / QUALITY / INNOVATIVE ECONOMY / INNOVATIVE SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Богданова М. В., Шатохина И. А.

Рассматривается инновационная деятельность образовательных учреждений в современном аспекте. Выявлены основные направления контроля качества инновационной стратегии. Представлены показатели оценки инновационного развития систем высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRESSING QUESTIONS OF DEVELOPMENT OF THE INNOVATIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF MODERN HIGH SCHOOL

Innovative activity of educational institutions in modern aspect is considered. The main directions of quality control of innovative strategy are revealed. Indicators of an assessment of innovative development of systems of the higher education are presented.

Текст научной работы на тему «Состояние и перспективы развития инновационной деятельности образовательных учреждений г. Брянска»

УДК 378.933

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

СРЕДЫ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА

М.В. Богданова

Рассматривается инновационная деятельность университетов в современном аспекте. Представлены показатели оценки инновационного развития систем высшего образования.

Ключевые слова: инновация, инновационный потенциал, развитие, качество, инновационная экономика, инновационная система.

В настоящее время современный вуз не может развиваться, оставаясь неподвижной академической структурой. В основе его развития должны лежать новые схемы формирования инноваций, направленные на повышение адаптивных возможностей вуза к быстро меняющимся условиям внешней среды. Каждый вуз в современных условиях рынка стремится создать инновационную институциональную структуру, конкурентоспособную, финансово эффективную, с диверсифицированными доходами, академически сфокусированную на учебных программах, отличающихся высоким качеством, активно взаимодействующую с внешними и внутренними партнерами, структурно децентрализованную и строго следующую своей стратегии развития.

Для оценки инновационного развития систем высшего образования существует большое количество показателей, которые включают в себя как качественные, так и количественные параметры.

К первым можно отнести: отношение к введению двухуровневой системы высшего образования; возможность создания унифицированной системы зачетных единиц в данной сфере и, как следствие, академических кредитов; устранение препятствий к доступу студентов ко всем услугам, имеющим отношение к высшему образованию; степень развития виртуальной мобильности; задел для формирования единого исследовательского пространства; обеспечение студентов унифицированным приложением к диплому; возможность решения проблемы утечки мозгов; степень контроля качества высшего образования, то есть развитость критериев и методологии оценки качества преподавания.

Количественные показатели включают в себя: расходы на учащегося в отношении к ВВП на душу населения, высшее образование (%); затраты на вузы и их администрацию в отношении к ВВП, по источникам финансирования - расходы из государственных, частных и международных источников (%); государственное финансирование высшего образования в отношении к ВВП (%); общие расходы на высшее образование в процентном отношении к общим расходам государства (%); показатель перехода к высшему образованию - соотношение числа учащихся, впервые поступивших в вуз, к населению, достигшему официального возраста для поступления (%); общий показатель регистрации - отношение количества учащихся вузов к части теоретической возрастной группы данного уровня образования (%); общий показатель выпускников, выраженный в отношении количества выпускников вузов, независимо от возраста, к части населения теоретической возрастной группы (%); общий показатель выездной регистрации, представляющий собой число мобильных студентов, приезжающих из страны, в процентном отношении к группе населения в возрасте высшего образования в их стране происхождения (%); показатель въездной мобильности как отношение мобильных студентов, обучающихся в стране, к общей регистрации в системе высшего образования данной страны (%); показатель выездной мобильности как отношение мобильных студентов, приезжающих из страны, к общей регистрации в системе высшего образования данной страны (%); чистый показатель мобильности - приток студентов в страну, включающий мобильных студентов, обучающихся в ней, за вычетом числа ее студентов за рубежом, в процентном отношении к общему показателю регистрации в вузах (чел.); среднее число студентов, приходящееся на преподавателя в данном учебном году (чел.).

Страны с развитой системой высшего образования характеризуются высокими показателями расходов на 1 учащегося, большим числом выпускников вузов, среди которых превалируют технические и инженерные, а также въездной и выездной мобильностью. Здесь наиболее конкурентоспособные системы высшего образования, в организации процесса обучения применяются новые технологии, используются инновационные методики преподавания и выпускаются высококвалифицированные специалисты, востребованные на рынке труда. Эффективное сочетание

опыта и традиций и своевременное внедрение инноваций в систему высшего образования позволяет данной группе являться образцом для подражания.

Развивающаяся система высшего образования отмечена как в развитых, так и развивающихся странах. Здесь достаточно высокий уровень мобильности, что определяет положение в данной группе стран Африки. Австралия и Япония относятся к этой разновидности в силу большого количества населения и отдаленности от Западной Европы. С этим связано менее эффективное использование инноваций в высшем образовании. Системы образования догоняющего типа характерны для развитых, развивающихся и слаборазвитых государств, чьи правительства ведут такую политику, которая позволяет, с одной стороны, студентам относительно свободно перемещаться по миру для получения высшего образования. С другой стороны, особенности и ограничения делают невозможным полное использование новых технологий, в связи, с чем степень развития систем высшего образования здесь ниже, чем в группах стран, упомянутых выше. К последней группе относятся в основном слаборазвитые страны и страны с переходной экономикой, чьи системы высшего образования требуют серьезного реформирования.

Развитие любой национальной системы высшего образования зависит, прежде всего, от конкурентоспособности вузов, входящих в ее состав. Последняя, в свою очередь, связана с факторами, определяющими совокупность подсистем, способствующих достижению конкурентных преимуществ.

Подсистема факторных условий включает в себя:

- внедрение инноваций в образовательный процесс, использование новых технологий в обучении преподавателями вузов. Для этого необходимо постоянное обучение и повышение квалификации профессорско-преподавательского состава путем добавления в организационную структуру вузов специальных отделов;

- оптимальный баланс использования внутренних ресурсов вуза;

- нематериальные ресурсы, под которыми подразумевается инфраструктура, обеспечивающая инновационное развитие, выявление приоритетных направлений и разработок в области новых технологий и организации процесса обучения;

- инвестиционные средства и распределение финансирования по этапам инновационного процесса.

Все перечисленные компоненты являются необходимыми для деятельности вуза, важны не только для достижения конкурентного преимущества внутри системы образования, но и на мировом рынке.

Инновационное развитие систем высшего образования в нашем понимании представляет собой процесс, позволяющий формировать и реализовывать услуги инновационного типа при помощи:

- совокупности взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных стандартов;

- сети учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;

- органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Функционирование подсистемы поддержания платежеспособного спроса на молодых

специалистов - выпускников вузов осуществляется благодаря государственным инвестициям и капиталовложениям физических и юридических лиц путем формирования единой инвестиционной программы, системы образовательных кредитов, использования различных моделей финансирования образования, в том числе и совместного, со стороны государства, донорских, благотворительных, частных организаций и лиц, включая создание инвестиционного капитала некоммерческой структурой - эндаумент. Он представляет собой фонд, наполняемый за счет благотворительных пожертвований для финансирования некоммерческих учреждений, в том числе высших учебных заведений. При этом полученный от инвестирования доход направляется в пользу той организации, для поддержки которой был создан эндаумент.

В общем, условия спроса, как одна из детерминант национального конкурентного преимущества, влияют не только на развитие отрасли, но и определяют характер и скорость внедрения инноваций, вводимых вузами. При этом качественная сторона спроса на внутреннем рынке играет важную роль при формировании конкурентных преимуществ страны. Подсистема совершенствования структуры и стратегии вузов включает создание условий для формирования наиболее оптимальной архитектуры высшего учебного заведения и разработку принципов повышения его конкурентоспособности. В различных странах эти учреждения организуются по-разному, для каждого из них разрабатываются свои стратегии и цели. Национальные преимущества являются результатом правильного соотношения между их выбором и источником

конкурентоспособности в том или ином вузе.

Подсистема сотрудничества с родственными и поддерживающими отраслями заключается в достижении конкурентных преимуществ в процессе взаимодействия с различными предприятиями и фирмами. Основные субъекты инновационной деятельности в рыночной экономике - малые фирмы, средние предприятия и крупные корпорации. Способность обеспечивать эффективную разработку и внедрение нововведений - важнейший фактор поддержания их конкурентоспособности, а в целом -основа инновационного процесса и движения к новой стадии экономического развития страны -экономике знаний. Это способствовало разработке и совершенствованию механизмов управления процессом создания и становления организационного знания. В современных экономических условиях они представляют собой основу эффективного функционирования компаний во всех сферах экономической деятельности. В связи с этим получило развитие такое направление, как управление знаниями и работниками, которые являются прямыми носителями знаний. Поэтому формируются новые требования к образовательным программам - как вузовским, так и последипломным и корпоративным. Получил развитие образовательный аутсорсинг, который заключается и в индивидуальном консультировании, и в создании корпоративных университетов, основная цель которых - непрерывное обучение работников компании. Такое взаимодействие позволяет максимально совместить требования и особенности конкретной фирмы и рынка в целом и высокий уровень преподавания, свойственный профессиональному образовательному учреждению и основанный на последних научных достижениях.

Предлагаемая схема формирования конкурентных преимуществ показывает, какую реструктуризацию можно проводить в вузе для того, чтобы усовершенствовать его работу в условиях рыночной экономики. В целом эффективное использование каждой из четырех упомянутых подсистем позволит создать в условиях глобализации и интеграции современную инновационную систему высшего образования, отвечающую требованиям конкурентоспособности национальной экономики.

Innovative activity of universities in modern aspect is considered. Indicators of an estimation of innovative development of systems of higher education are presented.

The key words: an innovation, innovative potential, development, quality, innovative economy, innovative system.

Список литературы

1. Грудкина Т. И. Создание системы качества в университете: стратегия, опыт, проблемы //Высшее образование сегодня.-2008.-К 5. - С. 54-58.

2. Исмаилов Т.А., Гамидов Г.С. Инновационная экономика - стратегическое направление развития России в XXI веке // Инновации, № 1, 2011 г. стр. 10-14

Об авторе

Богданова М.В.-старший преподаватель кафедры управления e-mail: na_mary@list.ru

PRESSING QUESTIONS OF DEVELOPMENT OF THE INNOVATIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF MODERN HIGH SCHOOL М.V. Bogdanova

Bryansk street Bezhitsky, 15 Bryansk state university of a name of academician I.G.Petrovsky Cand.Econ.Sci.., The senior teacher of chair of management e-mail: na_mary@list.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.