Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ РАСЧЕТОВ С ПЕРСОНАЛОМ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА И С ВНЕБЮДЖЕТНЫМИ ФОНДАМИ'

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ РАСЧЕТОВ С ПЕРСОНАЛОМ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА И С ВНЕБЮДЖЕТНЫМИ ФОНДАМИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

212
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРОЛЬ / ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ / СИСТЕМА ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ / АУДИТ / АУДИТОРСКАЯ ПРОВЕРКА / БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / ФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / ОБЪЕКТИВНОСТЬ / РАСЧЕТЫ / ПЕРСОНАЛ / ОПЛАТА ТРУДА / ФОНД ОПЛАТЫ ТРУДА / ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ / СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Барсукова Д.В., Решетов Константин Юрьевич

В данной статье показана важность системы внутреннего контроля (СВК) как необходимой составляющей эффективного управления хозяйствующим субъектом. Особое внимание было уделено вопросам организации и развития СВК в сфере расчетов с персоналом по оплате труда и расчетов с государственными внебюджетными фондами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ РАСЧЕТОВ С ПЕРСОНАЛОМ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА И С ВНЕБЮДЖЕТНЫМИ ФОНДАМИ»

5. Лабунская В.А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход). - Ростов: Изд-во Ростов, ун-та, 1986.

6. Пиз А. Язык телодвижений (как читать мысли по жестам). --M.:ЭКСМО-Пресс, 2000.

Барсукова Дарья Вячеславовна, магистрант 2-го курса факультета экономики, управления и права АНО ВО «Национальный институт бизнеса»

(направление «Экономика»), Научный руководитель - Решетов Константин Юрьевич, д.э.н., профессор кафедры экономики и управления на предприятии

АНО ВО «Национальный институт бизнеса»

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ РАСЧЕТОВ С ПЕРСОНАЛОМ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА И С ВНЕБЮДЖЕТНЫМИ ФОНДАМИ

Аннотация. В данной статье показана важность системы внутреннего контроля (СВК) как необходимой составляющей эффективного управления хозяйствующим субъектом. Особое внимание было уделено вопросам организации и развития СВК в сфере расчетов с персоналом по оплате труда и расчетов с государственными внебюджетными фондами.

Ключевые слова: контроль, внутренний контроль, система внутреннего контроля, аудит, аудиторская проверка, бухгалтерский учет, бухгалтерская отчетность, финансовая отчетность, объективность, расчеты, персонал, оплата труда, фонд оплаты труда, внебюджетные фонды, социальное страхование, социальное обеспечение.

Система внутреннего контроля - одна из функций успешного управления, которая состоит из анализа составляющих процесса финансовых, материальных ресурсов в соответствии с установленными планами, нормами, нормативами, выявление и оценка отклонений, мониторинг работы организации в целях обоснованности и эффективности принятия управленческих решений [4]. Если коротко - это выявление хозяйственных рисков организации и управление ими. Информация о хозяйственных рисках необходима

для того чтобы было представление о финансовом положении организации, о финансовых результатах ее деятельности и шанса изменения ее финансового положения. Эта самостоятельная система является залогом эффективного управления хозяйствующих субъектов, нацеленных на получение прибыли. Поэтому рассмотрение данной темы очень актуально для любой организации.

Система внутреннего контроля организации в идеале должна включать в себя все сферы деятельности:

- организацию бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности и контроль над экономным использованием финансовых, трудовых и материальных ресурсов, а также сохранность собственности предприятия;

- способы и формы учетного процесса экономического субъекта, исходя из структуры и особенностей деятельности предприятия, необходимости обеспечения его финансовой устойчивости;

- учет имущества, обязательств и хозяйственных операций, поступающих основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств, исполнения смет расходов, выполнения работ (услуг), результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия, а также финансовых, расчетных и кредитных операций, своевременное отражение на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с их движением.

- контроль над соблюдением правильности оформления первичных бухгалтерских документов, платежных обязательств и расчетов, расходование фонда заработной платы, проведением инвентаризаций основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств, проверок организации бухгалтерского учета и отчетности, а также документальная проверка во всех подразделениях предприятия и их филиалах;

- меры по предупреждению недостач, незаконного расходования денежных средств и товарно-материальных ценностей, нарушений финансового и хозяйственного законодательства;

- законность, своевременность и правильность оформления документов, выполненных работ (услуг), расчеты по заработной плате, правильное начисление и перечисление налогов и сборов в федеральный, региональный и местный бюджеты;

- контроль за правильностью начисления и уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды, платежей в банковские учреждения, средствами на финансирование

капитальных вложений;

- работу по подготовке и принятию рабочего плана счетов, разработке форм документов внутренней бухгалтерской отчетности, а также обеспечению порядка проведения инвентаризаций, контроля над проведением хозяйственных операций, соблюдения технологии обработки бухгалтерской информации и порядка документооборота;

- экономический анализ хозяйственно-финансовой деятельности предприятия по данным бухгалтерского учета и отчетности в целях выявления внутрихозяйственных резервов, устранения потерь и непроизводительных затрат;

- работу по обеспечению строгого соблюдения штатной, финансовой и кассовой дисциплины, смет административно-хозяйственных и других расходов, законности списания со счетов бухгалтерского учета недостач, дебиторской задолженности и других потерь, сохранности бухгалтерских документов, оформления и сдачи их в установленном порядке в архив;

- меры по накоплению финансовых средств, для обеспечения устойчивости предприятия;

- меры по обеспечению рационального использования бухгалтерского учета и отчетности на предприятии на основе максимальной централизации учетно-вычислительных работ и применения современных технических средств и информационных технологий, прогрессивных форм и методов учета и контроля, формирование и своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской информации о деятельности предприятия, его имущественном положении, доходах и расходах;

- контроль над проведением учетных операций с депозитными и кредитными договорами, ценными бумагами;

- использование баланса и оперативных сводных отчетов о доходах и расходах средств, об использовании бюджета, другой бухгалтерской и статистической отчетности, представление их в установленном порядке в соответствующие органы.

Так, Л.А. Парамонова указывает, что элементами любой системы контроля являются: «Предмет (что контролируют); объект (кого контролируют); субъект (кто контролирует), сфера деятельности; принципы; процесс; метод (методика); техника и технология; механизм; сбор и обработка исходных данных (информации) для проведения контроля; результат; субъект, принимающий решение по результатам контроля (это может быть и субъект контроля); принятие

решения по результатам контроля» [4].

Контроль управления предполагает получение оценки и анализ эффективности результатов работы. При помощи контроля производится оценка уровня достижения целей и необходимая корректировка намеченных действий. Процесс контроля включает в себя:

- установление определенных стандартов;

- измерение достигнутых результатов деятельности хозяйствования;

- сравнение результатов с планируемыми;

- пересмотр первоначально установленных целей.

Контроль связывает воедино все функции управления, позволяет выдержать нужное направление деятельности и своевременно исправлять неверные решения.

Система внутреннего контроля не является гарантом полного отсутствия ошибок и рисков в организации, но она помогает предотвратить или заметно снизить последствия их применения.

Проблема состоит в том, что не каждая организация может себе позволить, с финансовой точки зрения и в связи с объемностью исследований, проведение внутреннего контроля на всех участках деятельности организации. Поэтому, организация должна выявить для себя самый узкий, неэффективный участок работы.

Законодательство не регламентирует объем проводимого внутреннего контроля. Однако важно осознавать, что он должен быть достаточным для снабжения информацией о достоверности фактов хозяйственной жизни.

Функции внутреннего контроля могут быть даже прописаны в должностных инструкциях отдельных работников, в положениях о структурных подразделениях, регламентах, может быть выделена проверка бухгалтерской отчетности, соблюдения законов и других нормативных актов, требований учетной политики, инструкций, решений и указаний вышестоящих органов, руководства организации, ее собственников и других локальных документах.

Возможно, разделение деятельности предприятия на составные части различных бизнес-процессов. Дальнейшая интеграция системы внутреннего контроля и систем управления качеством, ориентированных под каждый конкретный бизнес-процесс также способствует увеличению конкурентных преимуществ предприятия.

Учет затрат на содержание персонала является одним из наиболее сложных компонентов при формировании себестоимости и зависит от организационно-технических условий каждой организации. Структура этих затрат, методы оценки, принципы их распределения по объектам калькулирования не регулируются едиными требованиями федерального законодательства.

Поэтому разработка системы внутреннего контроля расходов на персонал и социальные отчисления должны иметь первостепенный характер для любой организации. Понятие «затраты на персонал» намного шире, чем «затраты на оплату труда» и включает в себя:

- нормирование и оплату труда по тарифам, расценкам, расчет премии, доплаты за работу во внеурочное время, а также доплаты и надбавки входящие в дополнительную оплату труда и компенсации социального характера;

- отчисления на социальные нужды и различные виды государственного страхования;

- затраты, используемые на набор и адаптацию персонала, организацию и аттестацию рабочих мест, затраты на обучение и повышение квалификации;

- затраты на обеспечение безопасных условий труда и медицинское обслуживание.

При анализе величины расходов на оплату труда, следует прослеживать, за счет каких факторов произошло снижение или увеличение данных затрат. Для этого дополнительно можно рассчитать долю затрат на персонал в объеме продаж, для уточнения части валовой выручки организации, расходуемой на персонал. Также при анализе расходов на оплату труда можно использовать расчеты по затратам на одного сотрудника, затраты используемые за один час, показывающие, во сколько раз организации в среднем обходится один час работы с точки зрения расходов на персонал.

По мнению Парамоновой Л.А., система внутреннего контроля расходов на оплату труда строится на нижеследующих принципах: принцип ответственности, сбалансированности, своевременного информирования об отклонениях, интеграции, соответствия контролирующей и контролируемых систем, постоянства, комплексности, согласованности действий и разделения обязанностей, разрешения и одобрения, эффективности, плановости и внезапности, гибкости, системности и непрерывности, законности, экономичности, объективности, научности, гласности и массовости [4].

Принцип законности организации внутреннего контроля расходов по оплате труда выступает в двух формах: во-первых, он предусматривает соблюдение норм законодательства в работе контрольных органов, во-вторых - обуславливает обеспечение деятельности законодательными документами. Законность хозяйственных операций определяется их содержанием, не противоречащим действующим законам.

Независимость контроля гарантирует конституция и соответствующие законы. То есть, контроль осуществляется независимо от требований третьих лиц о содержании выводов, которые могут быть сделаны в результате контроля.

Принцип объективности обязывает проведение внутреннего контроля строго на основе фактов и документов.

Принцип ответственности выражается в том, что каждый субъект внутреннего контроля, осуществляющий трудовую деятельность в организации, за ее ненадлежащее выполнение несет административную, экономическую и дисциплинарную ответственность, предусмотренную должностной инструкцией.

Принцип непрерывности заключается в том что внутренний контроль - непрерывен, его нельзя настроить единожды, поскольку и бизнес-среда и риски предприятия постоянно изменяются.

Принцип согласованности действий между структурными подразделениями, отделами, филиалами и т.д. и разделения обязанностей между ними координируется с этапами проверки по срокам исполнения.

Принцип плановости основывается на составлении программы внутреннего контроля оплаты труда и графика проведения контрольных процедур.

Принцип комплексности подразумевает обеспечение взаимосвязанности и согласованности всех этапов внутреннего контроля по оплате труда - от инициирования внутреннего контроля до завершающих процедур в части составления отчета и предложений по итогам проверки.

Принцип профессиональной компетенции определяет наличие необходимого и достаточного уровня высокопрофессиональной подготовки работников контроля, включая их опыт и квалификацию, которые должны отвечать специфике проверяемой области и поставленным задачам [4].

Итак, на любом предприятии роль и значение контроля также

существенны, как учет и экономический анализ хозяйственной деятельности. Нормальная деятельность экономического субъекта совершенно невозможна при отсутствии в нем правильно организованного контроля, который предназначен не только для раскрытия ошибок или злоупотреблений, но и определения целесообразности совершаемых операций.

Немаловажным этапом внутреннего контроля хозяйствующего субъекта является контроль расчетов по социальному страхованию и обеспечению. Независимо от сферы деятельности и организационно-правовой формы, финансово-хозяйственная деятельность предприятий всегда сопряжена с трудностями, связанными с частой сменой и неоднозначной трактовкой законодательства в этой области. Социальная защита работников и социальная ответственность экономического субъекта является одним из главных рычагов управления персоналом. Поэтому рациональная организация учета расчетов с внебюджетными фондами, обеспечивающая достоверной и своевременной информацией при принятии ими управленческих решений, заслуживает особого внимания как объект внутреннего контроля хозяйствующего субъекта.

Правильная постановка и ведение бухгалтерского учета расчетов с внебюджетными фондами по обязательному социальному страхованию и обеспечению являются залогом достоверности показателей финансовой отчетности и уменьшения количества ошибок, связанных с неверным применением законодательных материалов, несвоевременным исполнением обязательств по представлению отчетности и перечислению задолженностей и ежемесячных платежей.

По мнению Мощенко О.В. и Усанова А.Ю., все ошибки и нарушения, с которыми сталкиваются ответственные бухгалтеры в данной сфере, условно можно классифицировать по группам проблем, связанных:

1) с недейственной организацией системы внутреннего контроля на предприятии;

2) с несоблюдением положений законодательных и нормативных актов, регламентирующих расчеты с внебюджетными фондами по социальному страхованию и обеспечению;

3) с полнотой отражения обязательств перед внебюджетными фондами;

4) с правомерностью признания обязательств по социальному страхованию и обеспечению;

5) с оценкой обязательств перед внебюджетными фондами;

6) с разграничением отчетного периода кредиторской задолженности перед внебюджетными фондами;

7) с раскрытием информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Все перечисленное ослабляет превентивный характер средств контроля в хозяйствующих субъектах, создает благоприятные условия для совершения злоупотреблений и хищений [8]. Решением проблем может стать организация системы внутреннего контроля расчетов с внебюджетными фондами.

Для осуществления данного контроля необходимо задействовать все прогрессивные методы и формы ведения бухгалтерского учета на основе использования современных технологических способов. А именно, организации электронного информационного взаимодействия на основании Соглашения «Об обмене электронными документами в системе электронного документооборота по телекоммуникационным каналам».

Внутренний контроль по взаимозачетам во внебюджетные фонды можно условно распределять по следующим проблемным группам:

1. По представлению документов, необходимых для назначения пенсий. А именно, электронных образов документов о пенсионных правах застрахованных лиц, в том числе подтверждающих стаж на соответствующих видах работ, для своевременного и правильного назначения пенсии:

- документы, которые удостоверяют личность лица, его возраст, место жительства и гражданство (паспорт, номер страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования);

- документы о периодах работы и (или) иной деятельности застрахованного лица, в том числе на соответствующих видах работ (например, военный билет, трудовая книжка, справка о подтверждении периодов работы, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение);

- документы о среднемесячном заработке (доходе) застрахованных лиц, о нахождении на иждивении застрахованного лица нетрудоспособных членов семьи (например, свидетельство о рождении ребенка, справка об учебе по очной форме в образовательном учреждении), об изменении фамилии, имени,

отчества (например, свидетельство о браке) и иные документы.

2. По представлению документов, необходимых для проведения заблаговременной работы в отношении застрахованных лиц, выходящих на пенсию:

- списки работников, выходящих на пенсию в ближайшие 12 месяцев, работающих и проживающих на территории региона (района) по месту регистрации страхователя;

- списки работников, выходящих на пенсию в ближайшие 12 месяцев, проживающих на территории других регионов, кроме г. Москвы и Московской области;

- списки работников, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение, выходящих на пенсию в ближайшие 12 месяцев, работающих и проживающих на территории региона (района) по месту регистрации страхователя;

- списки работников, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение, выходящих на пенсию в ближайшие 12 месяцев, проживающих на территории других регионов, кроме Москвы и Московской области;

- перечни рабочих мест, профессий, должностей, занятость в которых дает право застрахованным лицам на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

3. Направлять и получать документы:

- расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, представление сведений персонифицированного учета (персонифицированного) учета;

- протоколы с результатами проверки (как положительные, так и отрицательные);

- текстовый документ, содержащий рекомендации для страхователя по устранению выявленных ошибок и нарушений;

- письма от внебюджетных фондов по изменению законодательства;

- формы документов: «Анкет застрахованного лица (АДВ-1)», «Заявлений о выдаче дубликата страхового свидетельства (АДВ-3)», «Заявлений об обмене страхового свидетельства (АДВ-2)»;

- получать информацию о состоянии расчетов в виде справки установленной формы;

- получать реестр платежей за заданный период с учетом исполненных решений о зачетах и возвратах, в том числе для

дистанционной сверки уплаченных сумм страховых взносов при сдаче отчетности и т.д. [12].

Вот малый перечень группы документов, требующий внутреннего контроля по всем обязательствам перед внебюджетными фондами.

Таким образом, грамотная организация внутреннего контроля расчетов с персоналом организации и внебюджетными фондами повышает достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности и позволяет избежать нарушений и разногласий при проведении проверок различными контролирующими органами, что усиливает учетную политику организации и эффективность принятия управленческих решений.

Список использованных источников и литературы:

1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ // Российская газета. 2011. № 278.

2. Федеральный закон Российской Федерации «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 г. № 307-Ф3 // Российская газета. 2008. № 267.

3. Решетов К.Ю. Аудит. - М., 2013.

4. Парамонова Л.А. Система регуляторов и правоустанавливающих документов функционирования внутреннего контроля экономического субъекта // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия «Экономика». 2012. № 5.

5. Решетов К.Ю. Бухгалтерский финансовый учет. - М., 2013.

6. Приказ Министерства финансов РФ «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» от 29.07.1998 г. № 34н // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1998. № 23.

7. Решетов К.Ю. Международные стандарты аудита. - М., 2013.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Мощенко О.В., Усанов А.Ю. Основные проблемы формирования отчетной информации о состоянии и движении обязательств по социальному страхованию и обеспечению // Все для бухгалтера. 2011. № 2.

9. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» от 23 сентября 2002 № 696 г. // СЗ РФ. 2002. № 39. Ст. 346.

10. Решетов К.Ю. Бухгалтерский учет и анализ. - М., 2013.

11. Официальный сайт компании «Консультант Плюс» -http://www.соnsultаnt.ru - по состоянию на 25.12.2016.

12. Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" от 24.07.2013 г. № 212-ФЗ (с 01.01.2017 г. утратил силу) // СЗ РФ. 2009. № 30. Ст. 3738.

13. Решетов К.Ю. Учет и анализ. - М., 2013.

14. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2008 г. № 149-ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 31 (1 ч.). Ст. 3448.

15. Решетов К.Ю. Налоги и налогообложение. - М., 2013.

16. Федеральный закон «О персональных данных» от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 31 (1 ч.). Ст. 3451.

17. Решетов К.Ю. Организация налогового учета. - М., 2013.

18. Фролова Т.А. Аудит: конспект лекций. - Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009.

19. Мысаченко В.И. Формирование и развитие механизма структурных преобразований в промышленности России // автореферат диссертации. - М., 2009.

20. Решетов К.Ю. Налоговое планирование. - М., 2015.

21. Рожнова О.В. Трансформация финансовой отчетности российских предприятий в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности // Вестник профессиональных бухгалтеров. 2015. №2.

22. Решетов К.Ю. Переход к МСФО как основное направление развития учетной деятельности в России // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2008. № 2. С. 349-350.

23. Кириков О.И., Емельянов С.Г., Копылов В.И. и др. Современное предпринимательство: социально-экономическое измерение: монография / под общ. ред. О. И. Кирикова. - Воронеж, 2004. Том Книга 8.

24. Решетов К.Ю. Налоговое право. - М., 2013.

25. Палий В.Ф. Международные стандарты учета и финансовой отчетности. - М.: Инфра-М, 2008.

26. Решетов К.Ю. Предпринимательские структуры и конкуренция: к постановке проблемы // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2012. № 3. С. 183-187.

27. Мысаченко В.И. Альтернативы промышленной политики и приоритеты структурных преобразований // Российское предпринимательство. 2008. Т. 6. №2. С. 28-32.

28. Решетов К.Ю. Современные российские предпринимательские структуры и влияние их масштаба на характер конкурентной борьбы // Актуальные проблемы социально-экономического развития России. 2012. № 3. С. 75-78.

29. Приказ Министерства финансов РФ «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерский отчетность организации» (ПБУ 4/99)» от 06.07.1999 г. № 43н // Финансовая газета. 1999. № 34.

30. Решетов К.Ю. Конкурентоспособность российских инновационных предпринимательских структур: Теоретико-методологические аспекты. - М., 2013.

31. Подольский В.И. Аудит. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.

32. Безрукова Т.Л., Степанова Ю.Н., Шанин И.И., Жабина А.И. Принципиальные расхождения в МСФО и РСБУ // Успехи современного естествознания. 2015. № 1-2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.