Научная статья на тему 'Пенсионные фонды и заинтересованность граждан в их формировании'

Пенсионные фонды и заинтересованность граждан в их формировании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
524
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
наёмный работник / Налоговый кодекс / квартальная отчётность / Контроль / ОПЛАТА ТРУДА / пенсионный фонд / персонифицированный учёт / плательщик / ПРИБЫЛЬ / Хозяйствующий субъект / экономическая грамотность

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тывин Леонид Федорович, Богачева Наталья Леонидовна

<i>Рассматриваются вопросы деятельности социальных фондов в России, обеспечение заинтересованности застрахованных в Пенсионном фонде РФ в накоплении своих средств, оптимизация размеров отчислений и активизация участия граждан в финансовой жизни страны. Приведены примеры недостатков в действующих с 2011 г. законодательных актах. Предложены меры по их ликвидации, которые будут способствовать как повышению заинтересованности граждан в перечислении своих средств в социальные фонды, так и оптимизации работы налоговых агентов (хозяйствующих субъектов) при формировании и сдаче отчётности.</i>

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пенсионные фонды и заинтересованность граждан в их формировании»

Terra Humana

УДК, 336.6:364(47) ББК, 65.272(2Рос)

Н.Л. Богачева, Л.Ф. Тывин

ПЕНСИОННЫЕ ФОНДЫ И ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ ГРАЖДАН В ИХ ФОРМИРОВАНИИ

Рассматриваются вопросы деятельности социальных фондов в России, обеспечение заинтересованности застрахованных в Пенсионном фонде РФ в накоплении своих средств, оптимизация размеров отчислений и активизация участия граждан в финансовой жизни страны. Приведены примеры недостатков в действующих с 2011 г. законодательных актах. Предложены меры по их ликвидации, которые будут способствовать как повышению заинтересованности граждан в перечислении своих средств в социальные фонды, так и оптимизации работы налоговых агентов (хозяйствующих субъектов) при формировании и сдаче отчётности.

Ключевые слова:

наёмный работник, налоговый кодекс, квартальная отчётность, контроль, оплата труда, пенсионный фонд, персонифицированный учёт, плательщик, прибыль, хозяйствующий субъект, экономическая грамотность.

Представители экономического блока Правительства России, декларируя на словах необходимость осуществления новых подходов к пенсионной реформе, продолжают развивать и углублять существующую. Министр финансов А.Л. Кудрин утверждает, что российские власти не планируют вновь повышать страховые взносы в социальные внебюджетные фонды, включая пенсионный, после 2013 г. [2]. Одновременно президент Д.А. Медведев объявил, что максимальная ставка социальных страховых взносов в РФ с 2012 г. будет снижена до 30% с нынешних 34%, а для малого бизнеса, работающего в производственной и социальной сферах, - до 20%. Президент сообщил, что это временное решение, «на переходный период». В свою очередь, глава Минэкономразвития Э. Набиуллина уточнила, что взносы по данной схеме будут снижены на два года, после чего власти РФ примут системное решение по этому вопросу параллельно с реформой пенсионной системы.

Ранее министр финансов отмечал, что снижение страховых взносов увеличивает дефицит пенсионной системы. Вместе с тем, по его словам, при снижении ставки в первую очередь имеет значение не накопление средств, а количество работающих в России через 20-30 лет (с учетом убыли населения), и сумеют ли они обеспечить достаточный уровень пенсий для тех граждан, которые к тому времени выйдут на пенсию. Также А. Кудрин высказывал мнение, что проблемы пенсионной системы надо решать не финансовыми методами. Еще в 2010 г. он говорил, что в течение ближайших пяти лет необходимо принять решение о повышении пенсионного возраста в России. Однако глава пра-

вительства В.В. Путин летом прошлого же года заявил, что правительство пока «даже не собирается ставить» этот вопрос. Кудрин утверждает, что выпадающие доходы бюджета от снижения страховых взносов в ближайшие два года составят 100-160 млрд руб. ежегодно в зависимости от выбранной зарплатной шкалы. Причинами этого являются и меры, принятые властями, без учёта сбалансированности бюджетных расходов, по существенному уменьшению бедности среди пенсионеров. Одновременно, стоит проблема с увеличением числа пенсионеров, получающих пенсию на льготных условиях. Сейчас, по словам А.Л. Кудрина, в России пенсионерами становятся в 40-50 лет, что составляет половину всех новых назначений [7].

Планируемое с 2012 г. повышение военных пенсий на 30-40% по сравнению с трудовыми пенсиями, которые в среднем составляют 13-15 тыс. руб., заставит увеличить финансирование Минобороны, из бюджета которого и уплачиваются военные пенсии [1]. Пенсионный фонд РФ эти изменения не затронет.

Законодательными актами Российского государства, начиная с 2011 г. проведена замена единого социального налога на страховые взносы в государственные внебюджетные фонды с одновременным увеличением размера взносов на лиц, получающих малый и средние уровни доходов в расчёте на год, в первую очередь, на цели пенсионного страхования. Лица, получающие доходы по одному месту работы, освобождены от уплаты взносов в 2011 г. во все фонды с суммы, превышающей 463 тыс. руб. Эта сумма в расчёте на месячную заработную плату составляет всего 38 583,33 руб. Следовательно, государство заранее планирует низкий

уровень пенсии для будущих пенсионеров [3; 6], а планируемое повышение порога отчислений по 10%-й ставке с суммы, превышающей 512 тыс. руб. не планируется, по утверждению замминистра финансов Шаталова, сопровождать соответствующим повышением пенсионных накоплений граждан: «пересмотрев формулу, на основании которой определяются пенсионные права, если диапазон будет расширен до 1,5-2 миллионов рублей, по-видимому, придется принимать решения, ограничивающие на действующем уровне пенсионные права, так как такое расширение диапазона зарплат не должно приводить к расширению пенсионных прав и соответственно обязательств Пенсионного фонда» [4].

Признавая важность и необходимость пополнения средств пенсионной системы, обеспечения достойного размера пенсий, хотелось бы обратить внимание на недостатки правительственного подхода, (которые, по нашему мнению, не позволят достичь даже указанной выше небольшой суммы пенсии как декларируемой цели) и необходимость срочной разработки иных вариантов решения данной проблемы. Об основных недостатках правительственного подхода можно также сказать следующее.

В 90-х гг. существовал, как и сейчас, в 2011 г., порядок уплаты взносов напрямую в фонды, минуя государственный бюджет. Многие помнят о массовых задержках выплат пенсий, вызывавших социальную напряженность. Конечно, порядок уплаты -не единственная причина этого. Порядок работы фондов коренным образом с 2011 г. не изменился, что ведёт к повторению неудачного опыта.

Существовавший порядок приводил к крайне неудачному администрированию взносов: у каждого фонда был свой порядок уплаты, свои правила проверок, размеры пеней, система льгот и т.п. Все это значительно увеличивало объем работы у субъектов предпринимательской деятельности (и предприятий, и организаций, и индивидуальных предпринимателей) по администрированию взносов. В частности, обязательная сдача отчетности в электронном виде по Налоговому Кодексу Российской Федерации (НК РФ) и по взносам в фонды начинается с численности в 100 человек, а в Пенсионный Фонд (по персонифицированному учету) - с численности персонала в 50 человек [3]. Если есть необходимость уменьшить порог, надо изменить и НК РФ, если нет - записать в законах такой же порядок, как и в НК РФ, но не допускать отклонений.

Положение с администрированием было в значительной степени улучшено благодаря введению гл. 24 НК РФ «Единый социальный налог» как части налоговой системы (здесь имеется в виду не правовая природа взносов в фонды, а вопросы администрирования, прав и обязанностей субъектов налоговых отношений и т.п.). НК РФ позволил установить единый порядок администрирования налога, единые правила проверок, взаимоотношений плательщиков и соответствующих государственных органов. Самое важное, данная система позволила обеспечить контроль со стороны государства за поступлением средств во внебюджетные фонды.

Имеющиеся недостатки (например, скорость доведения средств до фондов, недопустимость их отвлечения на иные цели) можно было бы устранить и в рамках совершенствования налогового и бюджетного законодательства. Сюда же можно отнести необходимость унификации систем персонифицированного учета, используемых для налога на доходы физических лиц и взносов на пенсионное страхование.

Исходя из изложенного, целесообразно сохранить систему взаимоотношений плательщиков сборов, налоговых органов, органов внебюджетных фондов в соответствии с правилами, установленными НК РФ, представляющими наиболее цельный и грамотный документ в этой области.

Хотелось бы обратить внимание и на крайнюю нежелательность увеличения налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты, особенно в условиях экономического кризиса. Необходимость увеличения средств, поступающих в пенсионные фонды, надо решать иным путем, в первую очередь, путем повышения доверия граждан к пенсионной системе и предоставления соответствующих государственных гарантий.

Задача законодателя должна состоять в том, чтобы гражданин - будущий пенсионер, не только знал порядок осуществления взносов в пенсионный фонд, но и ясно понимал его результат - достойный уровень жизни будущего пенсионера, аккуратно уплачивавшего взносы. Для этого необходимо обеспечить прозрачность действий Пенсионного фонда России (ПФР).

До 2011 г. суммарная нагрузка на фонд оплаты труда (ФОТ) составляла: 26% единого социального налога (сверх ФОТ), 13% -налог на доходы физических лиц (внутри ФОТ) и от 0,2% до 8,0% (в зависимости от отрасли народного хозяйства) - взносы на социальное страхование от несчастных

Общество

Terra Humana

случаев и профессиональных заболеваний. Итого - как правило, свыше 40% ФОТ.

Произошедшее в 2011 г. увеличение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда привело просто к уходу его в тень ещё во второй половине 2010 г. Предприниматели готовились заранее, чтобы контрольные органы не увидели резкого падения уровня средней зарплаты. Тем самым уже подорвана многолетняя работа по «выбе-лению» зарплаты, средства в ПФР в ожидаемом объеме уже не идут, и в конечном итоге нагрузка по выплате пенсий ляжет на плечи государственного бюджета по текущим платежам.

Введение значительных ограничений на включение средней зарплаты в оплату листков нетрудоспособности также способствовало молчаливому акцепту получения «наличных», а не «по ведомости» своей зарплаты наёмными работниками.

Надо отметить, что в июне 2011 г. появились законодательные инициативы по некоторому снижению налогового бремени в части социальных фондов. Но сути дела они не меняют.

С целью снижения издержек и повышения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов желательно изыскать возможности снижения их затрат на отчисления в социальные фонды.

Для изменения существующего положения дел необходимо заинтересовать трудящихся (особенно молодых) в накоплении собственных пенсионных средств и дать им возможность с минимумом организационных трудностей и максимальной эффективностью обеспечить для себя накопление средств, достаточных для выплаты достойных пенсий. Государство также должно быть заинтересовано в этом, т.к. пенсионные накопления - это «длинные» деньги, которые необходимы для структурной перестройки экономики.

Для ускорения и повышения эффективности деятельности в данной области желательно максимально использовать опыт других государств, в первую очередь, стран СНГ, например, Казахстан в связи с близостью менталитетов и начальной базы.

Наиболее важной компонентой в формировании средств ПФР должна стать личная заинтересованность плательщика, который должен стать налоговым агентом по своим платежам, не передоверяющим это нанимателю. Такой опыт уже сейчас имеет место при самостоятельном добровольном взносе в ПФР 12 тыс. руб. в год, к которым государство доплачивает в ПФР

из госбюджета ещё 12 тыс. Если при этом каждый плательщик будет получать проценты по взносам, как это имеет место в частных пенсионных фондах, люди пойдут на это.

Второй важной составляющей уверенности будущего пенсионера в надёжности вложения средств в ПФР является создание системы страхования пенсионных накоплений. За образец можно взять систему страхования вкладов в банках, действующую, несмотря на некоторые недостатки, достаточно эффективно. Поэтому целесообразно поручить создание и руководство эксплуатацией указанной системы Центральному банку Российской Федерации (ЦБ РФ) [8]. Сегодня ЦБ РФ ведет получение и анализ соответствующей финансовой информации, создание необходимых резервов, контроль за деятельностью банковской системы, можно сказать, в режиме on-line. Подобное необходимо осуществлять и в отношении пенсионных фондов (государственных и негосударственных). Может быть, система страхования пенсионных накоплений должна быть более жесткой, чем система страхования вкладов в банках, но общие принципы близки. Необходимо будет также разработать соответствующие методики оценки рисков, что также смогут сделать ЦБ РФ и Федеральная служба по финансовым рынкам (далее ФСФР) [5].

Для обеспечения уверенности в завтрашнем дне у будущего пенсионера, необходимо также создание системы контроля за компаниями, управляющими пенсионными фондами, системы требований к компаниям и к их руководящим сотрудникам. Эту работу целесообразно провести также ФСФР совместно с ЦБ РФ.

Поскольку ЦБ и ФСФР имеют опыт подобной работы, та и другая система может быть создана в достаточно короткий срок. Возможно, стоит внести изменения в соответствующие законы, чтобы минимизировать время на согласования, предоставить соответствующие права в данной области ЦБ РФ и ФСФР и обязать пенсионные фонды (в том числе и ПФР) подчиняться ЦБ РФ и ФСФР и тем самым дать возможность быстрой созидательной деятельности.

Желательно создать систему страхования в течение полугода, до начала 2012 г. с тем, чтобы в 2012 г. можно было начать тестовую эксплуатацию и накопление страховых резервов, и тогда с 2013 г. - полноценную. Наверное, в таком случае не все хозяйствующие субъекты уйдут окончательно в тень.

Реализация системы страхования пенсионных накоплений должна осуществляться в условиях создания подлинной конкурентной среды в системе пенсионных накоплений. Поскольку основная масса пенсионных средств сконцентрирована в ПФР (в негосударственных пенсионных фондах средств пока немного), предлагается в течение 2011-2012 гг. разделить его на несколько примерно равных частей (может быть, от 6 до 10). Разделить активы и, соответственно, средства застрахованных лиц. Сформировать руководящие органы так называемых «новых» пенсионных фондов (ПФР-ов). С 2012 г. (желательно ежеквартально) граждане должны получать от каждого из них по письму (почтой или по E-mail) с финансовыми результатами накоплений для сравнения результатов деятельности. Необходимо также быстро сформулировать инвестиционные декларации названных выше «новых» ПФР-ов, опубликовать их в открытой печати и на сайте ПФР. Наверное, целесообразно опубликовать также инвестиционные декларации всех пенсионных фондов России, в том числе и негосударственных. Для повышения информированности населения постараться дать в широкой печати, в Интернете и по телевидению объективные комментарии независимых аудиторов к инвестиционным декларациям с указанием факторов стабильности и рисков (может быть, пойти и на сопоставление инвестиционных деклараций различных фондов). Отобрать управляющие компании для «новых ПФР-ов». Может быть, для ускорения процесса на первом этапе привлечь управляющее компании, работающие на финансовых рынках и входящие в состав государственных банковских холдингов - Сбербанка, ВТБ и др. Но этим не надо ограничиваться, можно использовать и негосударственные. Основных условий должно быть два: выполнение требований ФСФР к управляющим компаниям пенсионных фондов и выполнение требований по недопущению монополизма. Здесь исключительно важна роль Федеральной антимонопольной службы.

Для обеспечения активного участия населения в формировании своей будущей пенсии необходимо сформулировать простую для граждан систему перевода средств из одного фонда в другой и систему информации о результатах деятельности. Здесь важны два аспекта: организационный и информационный.

Организационный аспект с точки зрения рядового гражданина - простота,

доступность и понятная логика действий. Должна иметься возможность «перебросить» пенсионные средства из одного фонда в другой в нерабочее время (чтобы не надо было отпрашиваться с работы). К данной работе необходимо привлечь почтовые отделения и сеть Сбербанка России, как самые близкие к гражданам. В целях исключения возможного излишнего «баловства» со стороны граждан с «перебросками», наверное, стоит брать небольшую (ближе к символической) плату за эти операции, что позволит компенсировать дополнительные затраты почты и банка. Установить удобные сроки, когда граждане смогут переводить свои накопления из одного фонда в другой. Может быть, стоит разрешить перевод с «привязкой» не к году, а к кварталу.

Информационный аспект связан с чёткостью информации, которая должна быть понятна гражданам. В данной информации должны быть изложены результаты работы пенсионных фондов. Здесь должны быть данные о размере активов фонда, о сумме средств гражданина и о том, например, насколько прирастет пенсия в месяц на имеющуюся в фонде 1000 руб. пенсионных средств при сохранении доходности, например, в течение 10 лет и сроке дожития на пенсии, например, 19 лет. Обязательно указывать и оценку рисков. Имея данную информацию и «письма счастья», любой человек сможет оценить свои пенсионные перспективы. Главное, чтобы было понятно и сопоставимо.

При наличии информации, связанной с системой страхования пенсионных накоплений, провести подобные расчеты несложно. Важно оперативно доводить их до граждан. Наверное, эту работу может вести ФСФР. Желательно, чтобы каждый гражданин мог видеть такую сопоставительную таблицу по всем пенсионным фондам. В 2011 г. ПФР приступил к ежеквартальному получению информации о начислении и перечислении средств по каждому застрахованному лицу. Осталось самое главное - также в ежеквартальном режиме доводить до сведения граждан через Интернет о получении этих средств.

Это позволит плательщикам взносов, во-первых, своевременно определяться с переводом средств в наиболее эффективно работающие пенсионные фонды, а во-вторых, осуществлять оперативный контроль за деятельностью бухгалтерской службы работодателя в отношении честного отношения к его накоплениям в пенсионном фонде.

Вторая причина состоит в том, что существующее законодательство не обязы-

Общество

Terra Humana

вает предпринимателей сообщать работнику источник оплаты (чёрная или белая зарплата), а также позволяет выплачивать и «белую» зарплату по ведомости, не начисляя в социальные фонды ни копейки. Это обусловлено тем, что любые выплаты из чистой прибыли субъекта предпринимательства освобождены от этих начислений. И когда через год-полтора, гражданин получает из ПФР письмо, то видит там копеечные перечисления либо вообще убеждается, что был для ПФР «безработным».

В противном случае, новый порядок ежеквартальной сдачи отчетности по персонифицированному учету в ПФР вместо ежегодной, как было в 2009 г., только увеличивает нагрузку на налоговых агентов по сдаче отчётности. Ведь если человек выходит на пенсию, предприятие и так передает его персональную информацию в ПФР в короткий срок. Что касается инвестирования, так его и сейчас можно проводить, исходя из общей суммы, а по итогам года «разнести» данные по конкретным людям на основе данных персонифицированного учета, выбранного инвестиционного портфеля и результатов инвестирования. Изложенные примеры показывают, как усложняется налоговое администрирование для предприятий, что крайне нежелательно, особенно при существующих условиях выхода из кризиса.

Предлагаемая система должна быть понятна и рассчитана на использование человеком, далеким от финансовой сферы, со средним образованием. Обмен оперативной информацией о поступлении пенсионных средств в фонды и инвестировании в режиме on-line и рассылке писем в ежеквартальном режиме повысит уровень доверия граждан к пенсионной системе.

Существующее ограничение сумм перечислений средств в ПФР необходимо

список литературы:

отменить, что позволит реально увеличить текущее его пополнение. Повышение размера пенсионных взносов с 2012 г. целесообразно осуществлять не за счет предприятий, а за счет физических лиц, аналогично налогу на доходы физических лиц. Работники должны подавать заявления по месту работы с указанием фонда, куда необходимо перечислить средства, при этом необходимо разработать систему автоматического кодирования средств по фондам и передачу этой информации аналогично сдаче налоговой отчетности (возможно, в электронном виде).

Необходимо сказать и об обеспечении надёжной сохранности пенсионных накоплений. Это можно осуществить по принципам, заложенным в системе страхования вкладов населения в банках с передачей резервов в ЦБ РФ. Но возможно и более эффективное временное использование накоплений: путём приобретения пенсионными фондами земли, для сдачи в аренду, с целью получения дохода на взносы граждан. Приобретение земли должно сопровождаться независимой оценкой её стоимости и аукционным характером приобретения фондами.

Выполнение предлагаемых мероприятий создаст ростки уверенности граждан России к пенсионной политике государства, они получат определенный, в большей степени положительный опыт общения с пенсионной системой, с законами рыночной финансовой системы и смогут относиться к ней с большим доверием. Каждое из предлагаемых мероприятий требует огромной работы, но улучшать положение пенсионеров необходимо, заинтересовать в этом самих работников также следует. И чем раньше эта работа будет начата, тем быстрее будет получен положительный результат от внедрения предлагаемой реформы.

[1] Денежное содержание и пенсии военнослужащих с 2012 года (проект, июнь 2011). - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://unatika.ru/povishenie-voennih-pensiy/2012-god/proekti-zakonov/ (15.07.2011)

[2] А. Кудрин: снижение ставок страховых взносов навредит пенсионной системе. - Интернет-ресурс.

Режим доступа: http://www.gzt.ru/topnews/politics/-iz-za-povysheniya-stavki-strahovyh-vznosov-kudrin-

/335222.html (15.07.2011)

[3] Налоговый кодекс РФ. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/nalog1/ (01.07.2011)

[4] Повышение налогов поможет залатать дыру в бюджете ПФР. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.nr2.ru/rus/327022.html (15.07.2011)

[5] Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.fcsm.ru/ru/about/ (01.07.2011)

[6] Порядок перечисления средств ПФР. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.pfrf.ru/sofinans_ recvez/ (01.07.2011)

[7] Правительство одобрило введение регрессивной шкалы для взносов на уровне 10%. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://ria.ru/pension_news/ 20110406/361642807.Мт! (15.07.2011)

[8] Федеральный Закон «О Центральном Банке РФ (Банке России)» - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://credit.ru/publication/show/id/156/ (01.07.2011)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.