Научная статья на тему 'Разработка комплексного методического обеспечения процедур внутреннего контроля расчетов по оплате труда'

Разработка комплексного методического обеспечения процедур внутреннего контроля расчетов по оплате труда Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1698
366
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ ОПЛАТЫ ТРУДА / КОНТРОЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бодяко А.В.

В статье рассматриваются отдельные вопросы развития и разработки методики проведения внутреннего контроля расчетов по оплате труда. Разработаны и представлены процедуры, контрольные мероприятия, средства контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка комплексного методического обеспечения процедур внутреннего контроля расчетов по оплате труда»

А.В. Бодяко

РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСНОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОЦЕДУР ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ РАСЧЕТОВ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА

Аннотация. В статье рассматриваются отдельные вопросы развития и разработки методики проведения внутреннего контроля расчетов по оплате труда. Разработаны и представлены процедуры, контрольные мероприятия, средства контроля.

Abstract. The article concerns some issues of employee benefits internal control procedures methodology development. Some procedures, control measures, means of control are presented.

Ключевые слова. Система внутреннего контроля оплаты труда, контрольные действия.

Keywords. Internal control system of employee benefits, control actions.

При разработке системы информационного и методического обеспечения бухгалтерского учета, внутреннего контроля и аудита расчетов по оплате труда мы руководствовались накопленным в отечественной и зарубежной практике позитивным опытом их развития и совершенствования. Кроме того, исследовались процессы стандартизации аудита как важнейшей сферы контрольной деятельности в России и за рубежом. Рассмотрим наиболее существенные позиции, полученные нами в ходе проведенного исследования.

В США с 2004 г. действует закон Сарбейнса-Оксли (Sarbanes-Oxley), регламентирующий требования к системе внутреннего контроля. Статья 404 закона Сарбейнса-Оксли «Управление и оценка финансового контроля» содержит требование по проведению аудиторской проверки отчета руководства об уровне системы внутреннего контроля. В соответствии с этим положением руководители компаний обязаны документально оценивать систему внутреннего контроля, раскрывая в приложениях к финансовой отчетности все ее существенные недостатки и предлагая мероприятия по их устранению. Однако помимо закона Сарбейнса-Оксли также следует учитывать принятый в 2005 г. международный стандарт аудита (International Standard on Auditing - ISA) №315 «Понимание предприятия, его внешней среды и оценка риска существенных искажений отчетности» (Understanding the Entity and its Environment and Assessing the Risks of Material Misstatement). В этом стандарте перечислены элементы внутреннего контроля, описаны его основные свойства, функции и многие важные положения методологии внутреннего контроля.

Интерес представляет опыт проектирования формы организации, функций и целей системы внутреннего контроля компании SABMiller ООО «ТрансМарк» и ООО «Калужская пивоваренная компания». Ее руководство внедряет документирование внутреннего контроля в рамках требований акта Сарбейнса-Оксли. Как отмечает И. Миронов, руководитель отдела внутреннего аудита компании, «проект по сертификации СВК на соответствие положениям акта Сарбейнса-Оксли в нашей компании рассчитан на период более двух лет и находится примерно на середине своего пути... Идет описание ключевых бизнес-процессов, идентификация рисков и документирование внутреннего контроля. На последующих стадиях будет проверяться эффективность контроля. При организации СВК я бы посоветовал сфокусироваться на предупредительном (preventive control), а не последующем (detective control) контроле в компании. Затраты на предупредительный контроль в полной мере окупаются предотвращенными потерями».

Совершенствование методического обеспечения систем учета и контроля означает модификацию организационной структуры службы внутреннего контроля экономического субъекта, а также разработку более совершенных по содержанию, целям и инструментам процедур контроля, а именно - процедур аналитического свойства с элементами научного исследования. Это возможно при современном уровне развития информационных систем и в условиях изменения самой сути контроля, превращения обычного оперативного контроля в контроллинг стратегической направленности. Состав основных средств контроля и сфер их приложения представлен на Рис. 1.

Под структурой управления системой внутреннего контроля экономического субъекта понимаем упорядоченную совокупность устойчиво взаимосвязанных подразделений и их функций, обеспечивающих качественное развитие компании как единого целого.

Функционирование эффективно организованной структуры внутреннего контроля экономического субъекта влияет на качество выполнения функций по центрам ответственности. Оценка принятых и реализованных параметров передается руководству для последующего принятия необходимых управленческих решений.

Выбор объектов первоочередного проведения контрольных мероприятий зависит от имеющейся информации о рисках, обусловленных функционированием подконтрольных объектов (дебиторская задолженность, платежеспособность заемщиков и др.) и от используемых средств контроля (Рис. 1).

В ходе анкетирования нами были установлены возможности совершенствования методик учета и контроля просроченной дебиторской задолженности. Для этого разработана контрольная карта сбора информации с оборотно-сальдовых ведомостей по взаиморасчетам с клиентами, данные по которой

© Бодяко А.В., 2012

формируются не реже каждой декады отчетного месяца по результатам обязательных сверок с первичной документацией. В дополнение к методике контроля просроченной дебиторской задолженности главному бухгалтеру рекомендуется составлять «Реестр старения дебиторской задолженности», в котором должна отражаться информация о суммах задолженности по срокам возникновения и погашения, ее оценка и признание в учете для принятия последующих управленческих решений о списания, создании резервов и др. Полагаем, что при переходе к такой практике учета и внутреннего контроля дебиторской задолженности существенно повышается результативность контрольных мероприятий и снижается негативное влияние долгов на конечные финансовые результаты экономического субъекта.

Нами обоснована необходимость создания специального отдела по контролю за компаниями-дебиторами, в компетенцию специалистов которого должно входить:

• координация бухгалтерской и маркетинговой служб по выявлению потенциальных покупателей услуг и оценка их финансовой состоятельности;

• мониторинг (ежедневный внутренний контроль) состояния платежно-расчетной дисциплины и соблюдения лимитов дебиторской задолженности;

• претензионно-исковая деятельность по взысканию (в том числе в судебном порядке) сумм дебиторской задолженности с контрагентов, нарушивших обязательства, предусмотренные хозяйственными договорами.

СРЕДСТВА ВНУТРЕННЕГО БУХГАЛТЕРСКОГО КОНТРОЛЯ

Рис. 1. Сферы контрольных действий в бухгалтерском учете

Расходы на функционирование такого отдела составят менее 0,2 млн руб. в год. Тогда как снижение убытков от списания просроченной задолженности составит 10% общей суммы долга в год, а это более чем 0,8 млн. руб. Эффект в данном случае очевиден.

На наш взгляд, целесообразно организационно-функциональную структура внутреннего контроля строить по четырехуровневой иерархической схеме. Базовый (нулевой) уровень составляют федеральные регламенты аудита. Первый уровень - это классификаторы, справочники отраслевой направленности как в отношении организации финансово-хозяйственной деятельности, так и в отношении выбора объектов аудиторской проверки, технологии проведения и способов реализации результатов.

Второй уровень представлен инструкциями, детализацией пошагового продвижения контролеров от объекта к объекту, инструментами проверки по конкретным объектам контроля, технологией проверки в

разрезе каждого объекта. Третий уровень - оценка результатов контроля со стороны менеджеров и акционеров компании и инициирование более основательной проверки в случае неудовлетворенности результатами.

Данные уровни стандартизации системы внутреннего контроля определяют содержание средств контроля и действий, представленных нами в схематизированной форме на Рис. 2 и Рис. 3.

Рис. 2. Основные этапы внутреннего контроля в сфере учета расчетов по оплате труда

Исследование форм организации внутреннего контроля показывает, что в основе системы внутреннего контроля экономического субъекта должен находиться самоконтроль. Например, двойная запись в бухгалтерии - обязательный элемент самоконтроля. Также независимо от выбранной формы организации контроля используются средства внутреннего контроля, актуальные для всех служб и отделов экономического субъекта: документирование и документооборот, нормирование затрат труда, внутрикорпоративное правовое регулирование, система должностных инструкций и др. Наличие прямых и обратных связей экономических служб и отделов, участвующих в сборе, анализе и накоплении контрольной информации, позволяет однозначно интерпретировать факты хозяйственной жизни экономического субъекта, отражаемые в бухгалтерских регистрах.

Рекомендации автора по усилению роли организационно-функциональной структуры службы внутреннего контроля при реализации Миссии за счет обновления контрольных процедур (Рис. 3) направлены на устранение существующих в экономических субъектах проблем учета и регулирования расчетов по оплате труда.

Эффективный выбор методов учета, анализа и контроля, отвечающих решению стратегических задач, предполагает учет влияния отраслевых факторов: содержание затрат, их стоимостная динамика, наличие рабочих мест, миграция работников и др. Например, сфера услуг существенно отличается от других сфер экономики как раз по причине влияния названных выше факторов.

/-\

Миссия экономического субъекта: обеспечение непрерывности деятельности, конкурентоспособности, наращивание стоимости бизнес-процессов, совершенствование форм оплаты труда, укрепление трудовых отношений в коллективе в духе социального партнерства

=0к

Исследование и оценка результатов финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с позиций результативности воздействия , на них исполнения контролерами возложенных на\ них обязанностей в конкретный период времени

Заключены е по итогам аналитиче

ских сравнений

Уточнение (при необходимости) целей внутреннего контроля, выбора приоритетов контрольных действий, совершенствование методик контроля и инструментов воздействия на исполнителей трудовых договоров, руководство центров ответственности

Содержание «Пакета усовершенствований»

Корректировка Миссии экономического субъекта, его стратегических ориентиров и тактических задач функционирования на планируемый период

Распределение производственно-финансовых заданий по центрам ответственности

/■ Л

Закрепление за контролерами сфер деятельности: различные сферы бухгалтерского учета (начисление заработной платы, удержаний, отпускных, больничных, премиальных и т.д.) и четкое формулирование конкретных обязанностей и мер ответственности

Планирование контрольных мероприятий

Разработка типовых процедур контроля по каждому подконтрольному объекту и хозяйственной операции

Выбор объектов, ранжирование их по критерию приоритетности, целеесо-образности и значения 'для реализации Миссии организации

Определение сроков

начала и окончания онтрольных действий, составления отчетов (график пообъектного роведения контрольных мероприятий)

Разработка документов (форм докладных записок руководству о наличии резервов, скрытых угроз в превентивных целях

< >

Контроль наличия \И использования внут-\пенних регламентов \ о начислении зар-уплаты, удержаний, пре-/мий, социальных выплат / и компенсаций

Содержание контрольных мероприятий

Проверка начисленных и выплаченных сумм: зара ботной платы, компенсаций, коммандиро-вочных, больничных, других сумм социальной защиты

Анализ результатов контрольных мероприятий на предмет их соответствия Трудовому кодексу РФ, нутреннему регламенту и интересам сторон

Разработка по результата анализа предложений уководству по улучшению учета, внутреннего контроля и аудита для полной реализации Миссии

Менять или уточнять состав и содержание стратегических ориентиров

Варианты рекомендаций по устранению нарушений

Менять методики оценки и

признания в учете элементов оплаты труда

Совершенствовать методы и способы проведения контрольных мероприятий

л

X

Улучшать систему прямых и обратных связей в цепочке: работодатель ^ его структуры управления ^ работники и обслуживающий персонал

Рис. 3. Роль организационно-функциональной структуры службы внутреннего контроля в реализации

Миссии экономического субъекта

Проведенное исследование показало, что совершенствование методического обеспечения учета и внутреннего контроля будет неполным, если оставить без оценки содержание действующих в настоящее время аудиторских стандартов в сфере внешнего аудита. Порядок изучения и оценки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля отражен как в Международном стандарте аудита МСА 400, так и в российском Федеральном правиле (стандарте) №8 «Оценка рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом».

С позиций методологии внешнего аудита, система внутреннего контроля - это совокупность организационных мер, методик и процедур, принятых руководством экономического субъекта в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности, обеспечения сохранности активов, выявления, исправления и предотвращения искажений информации, а также своевременной подготовки достоверной бухгалтерской отчетности. Поскольку в ходе аудиторской проверки не представляется возможным проверить все операции, всю документацию клиента, аудиторы определяют риск аудита как разновидность предпринимательского риска. Для снижения аудиторского риска, получения большей уверенности в достоверности информации, снижения трудоемкости проверки аудиторы оценивают службу внутреннего контроля экономического субъекта как одну из основ информационной системы.

В связи со сложностью происходящих в организации хозяйственных процессов процедуры внутреннего контроля затрагивают не только финансовую сферу и деятельность бухгалтерии, в которой обрабатывается необходимая для составления отчетности информация, но и подразделения компании, являющиеся источником данной информации. Аудит системы внутреннего контроля необходим аудитору, прежде всего, для того, чтобы понять, насколько он может доверять предоставленным данным, какие усилия были приложены руководством компании, чтобы получить правильную и полную информацию, и насколько аудитор может использовать результаты внутреннего контроля при своей проверке. Иными словами, результатом проведения внешнего аудита работы внутренних контролеров является определение риска внутреннего контроля. Степень выбранного риска влияет в дальнейшем на размер статистической выборки, используемой при проверке соответствующей позиции баланса. Для развития основ стандартизации аудита нами внесены в этот процесс изменения концептуального свойства. Кроме того, в целях корректировки документирования при подготовке к аудиторским процедурам нами было усовершенствовано содержание некоторых из них.

Целью правила (стандарта) №8 «Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности» является установление единых требований и представление рекомендаций внешним аудиторам по улучшению понимания бухгалтерского учета и внутреннего контроля, а также аудиторского риска и его компонентов: неотъемлемого риска, риска системы контроля и риска необнаружения. Основываясь на результатах тестов контроля, аудитор должен определить, были ли разработаны или применялись ли средства внутреннего контроля в соответствии с тем, что было предусмотрено при предварительной оценке риска системы контроля.

Для проведения результативной проверки состояния бухгалтерского учета экономического субъекта и его внутреннего контроля аудитору необходимо установить:

• основные группы и типы осуществляемых финансово-хозяйственных операций, результаты которых оцениваются как существенные, а, следовательно, влияют на показатели финансовой отчетности;

• способы инициирования таких операций и стоимостная оценка их результатов;

• основные регистры бухгалтерского учета, методы систематизации и хранения первичных документов и счета учета, используемые при подготовке отчетности;

• процесс ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, от момента инициирования важных операций и прочих событий до момента их включения в бухгалтерскую отчетность.

Получение вышеназванной информации требует и от внутренних контролеров, и от внешних аудиторов не только глубоких профессиональных знаний бухгалтерских и аудиторских стандартов, но и глубокого понимания методологии бухгалтерского учета и аудита, методов их организации в условиях конкретного пространства и времени.

В системе федеральных аудиторских стандартов также применяется Правило (стандарт) №7 «Контроль качества выполнения заданий по аудиту»*, требования которого распространяются только на деятельность внешних аудиторов, т.е. определяют регламент в рамках деятельности всей аудиторской компании. В результате оценки правил аудита нами разработано видение направлений развития стандартизации аудиторских проверок, согласующих стандарты учета и внутреннего контроля, содержание модификации которых описаны во второй главе диссертации.

Для улучшения организации системы внутреннего контроля, состояние которого оценивают внешние аудиторы и выносят решение о соответствии или не соответствие его процедур стандарту, нами разработана схема информационного обеспечения проверки расчетов по оплате труда в обследуемых субъектах (Рис. 4). Использование предлагаемой модели позволит не только улучшить практику внутреннего контроля в обследуемых организациях, но и систематизировать процесс получения аудиторских доказательств при проверке расчетов по оплате труда. Эта блок-схема позволит при аудите получения и наращивания стоимости за счет роста эффективности трудового вклада персонала выявить источники получения аудиторских доказательств для ускорения процесса контроля и, как следствие, повышения качества его результатов.

* Введено Постановлением правительства РФ №405от 04.07.2003.

Рис. 4. Информационные источники получения аудиторских доказательств по проверке правильности

начисления заработной платы

Для построения эффективной системы внутреннего контроля детальное описание всех бизнес-процессов отбираемых для первоочередного контроля не требуется, иначе система будет неоправданно громоздкой и неуправляемой. При ограничении состава бизнес-процессов необходимо ориентироваться на существенность подконтрольных процессов.

Таковыми являются регистры бухгалтерского учета, искажение информации по которым часто вводит в заблуждение менеджмент компании или потенциальных инвесторов. Ими могут быть счета бухгалтерского учета, оборот за период по которым составляет более 10% по отношению к совокупной выручке.

Объекты контроля начисленной заработной платы в бухгалтерском

1. Контроль правильности отнесе ния начисленной зарплаты в состав прочих расходов (Дт 91 -1 Кт 70)

Работники непроизводственных подразделений организации (дома культуры, детского сада, санатория и т.п.)

Работники, занимающиеся сдачей имущества организации в аренду (если сдача имущества в аренду не является обычным видом деятельности организации)

Работники, занятые ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций

2. Контроль соблюдения условий выплаты компенсаций за использование автотранспорта, личного имущества работника по трудовому договору (ст. 188) ТК РФ)

3. Контроль соблюдения условий выплаты

командировочных I расходов, компенсаций за разъездной характер, переезд

4. Контроль за соблюдением условий выплаты премий в

соответствии Положением

О

Выплата компенсации в пределах суммы износа (амортизации), рассчитанного исходя из официально установленных Правительством РФ норм, ежемесячно вместе с заработной платой на основании Приказа руководителя организации

Выплаты в пределах официально установленных норм взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, НДФЛ и платежами на обязательное пенсионное страхование не облагается (ст. 217, 238 НК РФ)

Выплаты сверх официально установленных норм взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, нанесение вреда здоровью за счет чистой прибыли работодателя

Проверяются основания расходов:

Выплаты компенсаций за разъездной характер работы, суточных и проезд к месту командировки и обратно, расходы на проживание уменьшают налогооблагаемую прибыль и не облагаются социальными взносами. на проезд работника и членов его семьи до города, в котором расположена фирма или ее филиал (кроме случаев, когда фирма предоставляет для переезда собственный транспорт); на оформление проездных документов; страховка для пассажиров на транспорте; за пользование в поезде постельными принадлежностями; на провоз имущества; на обустройство работника на новом месте жительства; на обустройству членов семьи работника на новом месте жительства.

Проверяются внутренние регламенты по труду, заработной плате, премированию

Проверяются расчеты по начислению как ежемесячных, так и премий по результатам работы за год. Выплаты, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, облагаются социальными взносами.

5. К онтроль за соблюдением условий выплат в соответствии с трудовым законодательством и коллективным договором

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 5. Содержание внутреннего контроля бухгалтерских операций по начислению заработной платы в

бухгалтерском учете

При проведении проверки расчетов по оплате труда, особенно правильности его оплаты, рассматриваются информационные источники не только непосредственно относящиеся к процессу начисления заработной платы, но и сопряженные с ними (Рис. 5).

Например, подтверждение достоверности удержания налога на доходы физических лиц из заработной платы, социальных платежей в государственные внебюджетные фонды.

Проверка выплаты разного вида компенсаций, предусмотренных законодательством о труде и внутренними локальными документами, осуществляется, как правило, в разрезе наиболее значимых разделов, состав которых проиллюстрирован нами блок-схемой на Рис. 6.

Рис. 6. Содержание внутреннего контроля учета компенсаций

Состав важнейших объектов внутреннего контроля за правильностью начисления и выплаты особого вида компенсаций и надбавок к заработной плате систематизирован нами на Рис. 6.

Особой сферой внешнего аудита и внутреннего контроля экономического субъекта является проверка бухгалтерского учета расчетов по налогу на прибыль в части признания расходов на оплату труда, в целях исчисления налоговой базы (ст. 255 НК РФ).

Содержание контрольных процедур по такому объекту иллюстрирует Рис. 7. Начало контрольной процедуры по налоговым обязательствам предваряет проверка выполнения требований нормативных актов

о порядке учета расходов по заработной плате для целей налогообложения прибыли и выплат доходов работникам, подпадающим под «подоходное обложение» (глава 23 НК РФ). Для совершенствования контрольных процедур в сфере бухгалтерского учета расчетов по налогу на прибыль и такого сложного объекта, как налоговые разницы, нами разработаны рекомендации на основе оценки зон риска при ведении экономическими субъектами налогового учета в соответствии с требованиями налогового кодекса и ПБУ 18.

Рис. 7. Базовые положения методики контроля начисленной заработной платы, обусловливающей

возникновение налоговых разниц (ПБУ 18/02)

Работодатель, выполняя функции налогового агента, обязан вести налоговые карточки своих работников, формировать информацию для справок, представляемых налогоплательщиками с декларацией в налоговые органы. Выполнение этих функций обязывает бухгалтеров осуществлять не только контроль за

учетно-расчетными операциями, но и за содержанием поправок, постоянно вносимых в налоговое законодательство. Отметим наиболее существенный необлагаемый налогом на доходы физических лиц элемент системы оплаты труда - это материальная помощь, оказанная работодателем, выполняющим функции налогового агента: работнику в связи со смертью членов его семьи - без ограничения предельного размера (п. 8 ст. 217 НК РФ); работникам по другим основаниям - в сумме, не превышающей 2000 рублей в год (п. 28 ст. 217 НК РФ); бывшим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или возрасту, - в сумме, не превышающей 4000 рублей в год (п. 28 ст. 217 НК РФ); членам семьи умершего работника - без ограничения предельного размера (п. 8 ст. 217 НК РФ); любым физическим лицам, пострадавшим от террористических актов на территории РФ, - без ограничения предельного размера (п. 8 ст. 217 НК РФ).

Организация учета расходов на оплату труда при кассовом методе в гл. 25 НК РФ окончательно не определена. В связи с этим в бухгалтерской практике часто повторяются неумышленные ошибки и следующие за этим налоговые риски (доначисление налога на прибыль, пени и штрафы). Так, согласно ст. 318 НК РФ распределение расходов на прямые и косвенные осуществляется налогоплательщиками, применяющими метод начисления. Вместе с тем, все иные основные положения по определению налоговой базы присущи и для кассового метода, с учетом особенностей предусмотренных ст. 273 НК РФ.

Как показало проведенное нами исследование, признание расходов на оплату труда для целей налогообложения прибыли, сопряжено с целым рядом проблем. Как известно, этот вопрос регулируется положениями ст. 255 НК РФ: «в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами» [1]. Обязательным условием отнесение тех или иных расходов на оплату труда в уменьшение налога на прибыль является их включение в трудовой договор.

Особенности признания расходов при методе начисления установлены ст. 272 НК РФ. В соответствии с п. 4 ст. 272 НК РФ расходы на оплату труда признаются в качестве расходов ежемесячно, исходя из суммы начисленных в соответствии со ст. 255 Налогового кодекса РФ расходов на оплату труда. В соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 273 НК РФ расходы на оплату труда учитываются в составе расходов в момент погашения задолженности путем списания денежных средств с расчетного счета налогоплательщика, выплаты из кассы, а при ином способе погашения задолженности - в момент такого погашения. Во избежание рисков при применении ПБУ 18 «Учета расчетов по налогу на прибыль» бухгалтеру потребуются обширные знания всего комплекса законодательных норм, регламентирующих сферу трудовых отношений, измерения и оценки затрат труда. При осуществлении контрольных мероприятий в отношении бухгалтерского учета расчетов по налогу на прибыль (ПБУ 18/02) необходимо руководствоваться следующим.

Социальные платежи во внебюджетные государственные социальные фонды (ПФР и др.) на сумму материальной помощи, которая не уменьшает налоговую базу на прибыль, не начисляются (п. 3 ст. 236 НК РФ). Как показало наше исследование, наибольшие проблемы возникают при бухгалтерском учете операций, содержание которых не в полной мере регламентировано НК РФ или же, напротив, широко представлено нормами Трудового кодекса РФ. Наиболее проблемные зоны (зоны риска) нами представлены на Рис. 8, знание такой информации необходимо для практикующих бухгалтеров.

В условиях повышения требований к формированию консолидированной отчетности, отражающей как производственные, так и социальные аспекты деятельности экономических субъектов, все возрастающее значение имеет социальная отчетность. По мнению автора диссертации, под социальной отчетностью организации понимается специальная отчетность, содержащая информацию о трудовых ресурсах, охране окружающей среды и т.п., представляющая корпоративную (социальную) ответственность бизнеса перед работниками и обществом в целом. Понятие «корпоративная ответственность» чаще всего трактуется компаниями по-своему, наиболее приемлемым содержанием данного термина является философия, тактика и стратегия компании в общественной сфере и взаимоотношениях с целевыми аудиториями (инвесторами и акционерами, сотрудниками, потребителями, партнерами, поставщиками и пр.).

Как свидетельствуют исследования, проведенные нами по публичным данным крупных западных компаний, крупнейшие мировые компании различных отраслей и сфер деятельности, в том числе такие, как нефтяной гигант ВР, металлургический концерн «Алкоа» (Alcoa), фармацевтический производитель «Байер» (Bayer AG), представители телекоммуникационной отрасли (AT&T Corporation), кредитные организации (Bank of America), потребительские и инженерные компании (Bosch Corporation), один из ведущих автопроизводителей «Даймлер Крайслер» обязательным элементом отчетности считают социальный отчет. Перечень компаний, составляющих социальную отчетность, не ограничивается только крупными компаниями.

Налоговая база по налогу на прибыль

Признаваемые расходы

доплата до оклада при выплате отпускных п. 25 ст. 255 НК РФ

расходы, связанные с учебным отпуском работника и оплатой стоимости проезда к месту обучения и обратно, в случае если работник организации получает высшее послевузовское образование (ученую степень) в высшем учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию

пособия по временной нетрудоспособности за первые три дня нетрудоспособности работника, начисленного в соответствии с законодательством РФ, в полном объеме без той части пособия, которое начислено в отношении выплат, не учитываемых при налогообложении прибыли (пп. 48.1 п. 1 ст. 264 НК РФ)

суммы оплаты работникам времени простоя включаются в состав внереализационных расходов (пп. 3 п. 2 ст. 265 НК РФ)

Непризнаваемые расходы

расходы в виде выплат в связи с юбилейными датами работников, поощрением сотрудников за успехи в спорте, а также выплаты к праздничным дням

единовременные пособия, выплачиваемого при увольнении работников в связи с выходом на пенсию, и иные подобные доплаты

суммы доплат до фактического заработка на период временной утраты трудоспособности и отпуска по беременности и родам, выплачиваемых работодателем в пользу работников (изм. в п. 15 ст. 255 НК РФ, внесенные Законом №213-Ф3

суммы отступного, выплачиваемые при увольнении работника сверх трехкратной величины средней зарплаты

оплата услуг стороннего специалиста, выполняющего работу по договору подряда, не относящейся к уставной деятельности

Рис. 8. Регламент признания расходов по оплате труда при исчислении налога на прибыль

Менее значимые организации также считают своим долгом обеспечить через публичную отчетность, включающую социальную информацию, положительный имидж компании. Необходимость и возможности представления компаниями социальной отчетности определяются необходимостью обеспечения привлекательности бизнеса для широких слоев населения и потребителей.

Социальная отчетность позволяет выявлять, оценивать и прогнозировать социально-экономические и экологические риски, которые могут угрожать бизнесу. В связи с чем, пользователи отчетности рассматривают ее как информацию о возможных социальных рисках. Мировой опыт свидетельствует, что упрочить свои конкурентные преимущества и позиции на рынке путем внедрения нефинансовой отчетности в корпоративную практику могут как крупные компании-лидеры, так и любые компании, независимо от размера и вида деятельности.

Как показывают результаты проведенного нами исследования, в российских экономических субъектах не выработано единого понимания специфики формирования социальных отчетов. Они рассматривают ее как один из действенных способов раскрытия привлекательной информации о программах развития в территориях присутствия, благотворительности, спонсорстве и в менее значительной степени -социальной политики в отношении работников. Непонимание важности социальной отчетности и ее показателей приводит к большому разнообразию представленных показателей отчетности по объему, содержанию, полноте, что исключает возможность их сравнения. В этой связи возникает необходимость разработки методических подходов к составлению социальной отчетности компаний на единой методической основе. При этом наиболее важным звеном в социальной отчетности является раздел, представляющий отчеты по вознаграждениям работникам.

Для экономических субъектов сферы услуг нами рекомендовано включать в состав публичной отчетности социальные отчеты, что позволит укрепить позиции организации на рынке услуг, создать положительное мнение о прозрачности отчетности и социальной направленности бизнеса. При разработке методических подходов к формированию показателей могут использоваться апробированные в мировой практике подходы к составлению социальных отчетов, основанные на универсальных принципах и методологии, сформированной на базе передового отечественного опыта.

В качестве методической основы следует использовать сложившиеся в международной практике стандарты и рекомендации по социальной отчетности. Разнообразие стандартов, используемых в разных странах международной бизнес-среды, включает и отраслевые, касающиеся определенных аспектов ведения бизнеса в соответствии с требованиями местного законодательства. На международном уровне применяются и разрабатываются стандарты, отвечающие требованиям компаний разных стран и различных отраслей и обеспечивающие совместимость показателей. Для создания социальной отчетности целесообразно рекомендовать к применению стандарт социальной отчетности АА1000, касающийся взаимодействия с заинтересованными сторонами (стейкхолдерами). Отличительной особенностью международных стандартов является их рекомендательный характер. Это дает возможность применения их для большинства организаций, так как в стандартах регламентируются лишь общие принципы и обязательные этапы процесса. В этой связи документом, который следует рекомендовать к применению в практике компаний, является руководство «Глобальная инициатива по отчетности» (Global Reporting Initiative, GRI), в соответствии с которым в отчетах целесообразно отражать основные экологические, социальные и экономические аспекты деятельности компаний. В зависимости от обозначенных задач и целей, которых хотят достичь компании, необходимо выбрать конкретный стандарт. Это определяется тем, что все международные стандарты предполагают, что компании добровольно принимают решение о том, какого рода информацию и в каком объеме они готовы обнародовать.

Литература

1. Налоговый кодекс РФ.

2. Овсийчук М.Ф. Финансовый менеджмент. - М.: Кнорус, 2008.

3. Рогуленко Т.М., Ланг М.М. Разработка системы аналитического учета организации для целей финансового и управленческого учета. Вестник университета (ГУУ). - 2008. - №11. - С. 300-304.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.