Научная статья на тему 'Организация бухгалтерского учета операций по выполнению коллективного договора на предприятии'

Организация бухгалтерского учета операций по выполнению коллективного договора на предприятии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
150
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДОГОВОР / ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА / ОПЛАТА ТРУДА / МАТЕРИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ / СОЦИАЛЬНЫЙ ПАКЕТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жиглей И. В., Шиманская Е. В.

Приведены возможные мероприятия по организации бухгалтерского учета, способствующие выполнению положений коллективных договоров, заключающиеся в налаживании таких элементов, как документооборот, рабочий план счетов, регистры учета и внутренняя отчетность по вопросам оплаты труда, предоставление материальной помощи и обеспечение работников социальным пакетом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация бухгалтерского учета операций по выполнению коллективного договора на предприятии»

ПРОБЛЕМЫ УЧЕТА

ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ОПЕРАЦИЙ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА НА ПРЕДПРИЯТИИ

И. В. ЖИГЛЕЙ, кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерскогоучета Е. В. ШИМАНСКАЯ, кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерскогоучета Житомирский государственный технологический университет, Украина

Социально-экономическое положение населения, дальнейшая «тенизация» доходов, ухудшение состояния здоровья и снижение уровня образования граждан Украины свидетельствуют о том, что уровень социальной защиты наемных работников постоянно снижается. Это вызвано несовершенством регулирования социально-трудовых отношений как на уровне каждого отдельного хозяйствующего субъекта, так и на уровне государства в целом.

С развитием экономики расширяется сфера договорного регулирования трудовых отношений. Развитие частной собственности, децентрализация нормативно-правового регулирования социальнотрудовой сферы, перемещение акцентов с жесткой регламентации на принципы социального партнерства приводят к необходимости заключения документа, которым устанавливается определенный уровень социальных гарантий. Таким документом является коллективный договор. Однако неодиночные случаи формального заключения коллективных договоров, к тому же пренебрежительное отношение к закрепленным в них обязательствам руководства предопределяют неспособность коллективного договора как нормативно-правового

документа локального уровня обеспечить защиту прав работников предприятий.

Соотношение государственного и договорного регулирования устанавливается исходя из социально-экономических условий и уровня развития социальных отношений. Сфера договорного регулирования социально-трудовых отношений обусловлена целесообразностью его приложения для обеспечения частичного выполнения функций государства в части социальной защиты трудящихся. Но без контроля за выполнением положений коллективных договоров ни одна задекларированная норма не будет выполняться. Информационной системой, способствующей осуществлению контроля за выполнением положений коллективных договоров, является система бухгалтерского учета.

В этом аспекте вопросы заключения и действия коллективного договора на предприятии, его влияния на результаты хозяйственной деятельности предприятия и организации системы бухгалтерского учета требуют рассмотрения таким образом, чтобы в ней отображались операции по выполнению его положений.

Исследованию экономической и юридической проблематики заключения коллективных дого-

воров, их объекта, прав и обязанностей сторон, а также основных направлений усовершенствования коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений на предприятии посвятили свои работы многие украинские ученые, среди них:

В. М. Божко, В. Я. Бурак, А. Л. Есков, З.Я. Казак, А. М. Колот, В. Л. Костюк, Ю. Д. Петров, Г. В. Рыбоводческий, М. М. Фесков, О. М. Чалая и др.

Из зарубежных авторов исследования коллективного договора с точки зрения его нормативно-правовой формы выделяются С. Борковска, Г. Гожджевич, К. Доктур, В. Масевич, И. Сальва, М. Северинский, Л. Флорек и др.

Вопрос порядка заключения и функционирования коллективных договоров на отечественных предприятиях волнует преимущественно бух-галтеров-практиков, что предопределяет особо пристальное внимание к данной проблематике в периодических профессиональных изданиях по бухгалтерскому учету. Данные вопросы освещали в своих статьях С. Венедиктов [1], Л. Прийма [3],

О. Романюха [4], И. Солодченко [5], И. Цибульник [6], В. Шеломков [7]. Но исследования коллективного договора с точки зрения хозяйственных операций, возникающих при выполнении его положений и подлежащих учетному отображению, а также мероприятий по организации бухгалтерского учета, способствующих выполнению положений коллективных договоров, не проводились. Ввиду того, что коллективные договоры должны заключаться на всех предприятиях независимо от формы собственности, такие исследования являются чрезвычайно актуальными как для науки, так и для практической деятельности.

Целью данной статьи является разработка мероприятий по организации бухгалтерского учета, способствующих выполнению положений коллективных договоров, суть которых заключается в налаживании документооборота, рабочего плана счетов, установлении регистров учета и внутренней отчетности по вопросам оплаты труда, предоставления материальной помощи и обеспечения работников социальным пакетом.

Поскольку коллективные договоры регулируют сферу социально-трудовых отношений, они непосредственно влияют на операции предприятия относительно очерченных в договоре объектов. Таким образом, рассмотрение вопросов организации бухгалтерского учета, связанного с выполнением положений коллективных договоров, относительно отдельных объектов необходимо осуществлять, исходя из сущности таких положений.

Мероприятия по организации бухгалтерского учета, способствующие выполнению положений

коллективных договоров в части оплаты труда. Поскольку на всех предприятиях оплата труда является основным вопросом, волнующим и работников предприятия, и его руководство, организация учета таких операций устоялась, а формы первичных документов являются стандартизированными, причем в большинстве случаев — еще с советских времен. Остается только адаптировать их к особенностям ведения хозяйства современных предприятий в условиях становления социально ориентированной рыночной экономики как Украины, так и России.

Для этого необходимы следующие меры:

• определение порядка документирования операций по выполнению положений коллективных договоров, в частности, установление перечня стандартных форм первичных документов, использующихся для первичного учета труда и его оплаты, разработка графика составления, предоставления, подписания и использования таких форм;

• содержательное наполнение первичных документов информацией о показателях отработанного времени, выработанной продукции, предоставленных услуг, тарификации работ, нормативных показателях, отклонения по каждому работнику или участку работ для целей оперативного контроля;

• разработка специальных форм первичных документов для отображения операций, связанных с оплатой труда на предприятии в соответствии с информационными потребностями сторон коллективного договора, в частности, установление перечня внутренних форм первичных документов, использующихся для первичного учета труда и его оплаты, разработка графика составления, представления, подписания и использования таких форм. Обязательным является указание счетов синтетического и аналитического учета, на которых информация систематизируется по каждому работнику, по начисленным ему выплатам с выделением депонируемых и невыплаченных предприятием сумм. Для контроля за выполнением положений коллективных договоров целесообразным является использование счетов, на которых бы отображались плановые (прогнозные) показатели, определенные исходя из положений коллективного договора, например, сумма отпускных, стоимость питания работников, стоимость спецодежды и обуви, расходы на содержание объектов жилищно-бытовой сферы.

Для предоставления информации как руководству, так и работникам предприятия к внутрен-

ней отчетности по вопросам оплаты труда следует отнести сведения о наличии задолженности перед работниками по оплате труда, о суммах вознаграждений работникам, выплаченных за отчетный период, начисленных и выплаченных отпускных, размере премирования и его соотношении с результатами работы.

Во внутренней отчетности следует закрепить показатели, характеризующие динамику необходимых для принятия решений объектов учета. Эти показатели должны отображать уровень заработной платы через систему показателей выработки, отработанного времени, усовершенствования технологии производства, применения прогрессивных методов труда и их эффективности, использование в работе дополнительных знаний и умений и сопоставление процентных показателей доплат, надбавок и премий.

Такие мероприятия по усовершенствованию организации бухгалтерского учета позволят:

• посредством документирования осуществлять оперативный контроль за отдельными участками деятельности предприятия;

• с внедрением специальных внутренних форм документации охватывать первичным наблюдением большее количество объектов учета;

• с использованием системы счетов бухгалтерского учета выявлять отклонения в текущей деятельности предприятия, осуществлять контроль за правильностью учетного отображения путем утверждения типичной корреспонденции счетов;

• наиболее полно удовлетворять информационные потребности сторон коллективного договора путем согласования содержательного наполнения внутренней отчетности предприятия по вопросам выполнения положений коллективного договора.

Мероприятия по организации бухгалтерского учета операций по выполнению положений коллективного договора в части предоставления материальной помощи. Еще одной весомой частью социально-трудовых отношений на предприятии являются предоставление разного рода помощи и осуществление компенсационных выплат, учитывая низкий уровень здоровья сотрудников, невозможность во многих случаях получить оздоровительные и медицинские услуги и тому подобное. Однако иногда их ошибочно относят к социальному пакету предприятия. Л. О. Вострикова и Д. А. Ендовицкий пишут: «Элементом вознаграждения, связанным с чрезвычайными обстоятельствами, возникшими у работника организации, являются разовые выплаты в виде материальной помощи:

для оплаты лечения, в связи с потерей имущества, смертью сотрудника и близких родственников и тому подобное...

В отличие от материальной помощи виды услуг и благ, входящие в состав социального пакета предприятия, имеют стимулирующий характер, заключающийся в «возможности индивидуального выбора преференций из предложенных видов» [2, с. 25-26].

К положениям коллективного договора, связанным с предоставлением материальной помощи, относится возможность предоставления работодателем материальной помощи, атакже:

• целевой благотворительной помощи учреждениям здравоохранения для оплаты стоимости лечения работников или членов их семей первой степени родства;

• помощи работнику на лечение и медицинское обслуживание за счет средств, остающихся после налогообложения прибыли предприятия налогом на прибыль;

• помощи на погребение умершего сотрудника (в том числе перед выходом на пенсию) или возмещения стоимости расходов на эти цели;

• материальной помощи ветеранам предприятия и малообеспеченным пенсионерам для приобретения сельскохозяйственных продуктов, лечения и (периодически) для проведения ремонта жилья;

• льготного питания работникам по месту работы с целью повышения уровня эффективности труда, здравоохранения и социальной защиты работников;

• дополнительной материальной помощи женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трех- или шестилетнего возраста;

• материальной помощи малообеспеченным семьям и семьям с детьми для приобретения школьной одежды, обуви и тому подобное. Разнообразие таких выплат требует и соответствующей организации их учета.

Для организации документооборота на предприятии необходимо:

• установить пакет документов, необходимых для принятия руководством решения о выплате материальной помощи;

• определить порядок представления документов по выполнению положений коллективных договоров в части предоставления материальной помощи работникам, в частности: сроки представления; лицо, которому они будут подаваться; порядок использования данных документов для учетного отображения (рис. 1);

Рис. 1. Движение информации о необходимости предоставления материальной помощи работникам предприятия для ее использования бухгалтерской службой: 7 — представление работниками пакета документов в отдел кадров для получения материальной помощи; 2 — передача завизированныхдокументов руководителю; 3 — издание приказа о назначении помощи; 4 — передача копии приказа бухгалтерской службе предприятия; 5— составление первичныхдокументов о начислении материальной помощи на основании приказа руководителя

• составить приложение к коллективному договору, содержащее подробный перечень документов, подтверждающих изложенные факты.

В рабочем плане счетов необходимо предусмотреть аналитические счета для учета предоставленной материальной помощи для работников и ее целевого использования.

При формировании регистров учета следует предусмотреть сведения об оплате услуг, потребленных работниками (на медицинское обслуживание, лечение, профилактические осмотры, услуги погребения). В частности, должны быть включены следующие показатели:

• личные данные работника;

• основания для предоставления материальной помощи;

• сумма, необходимая для покрытия расходов работника;

• сумма, фактически выплаченная работнику;

• суммы подобных выплат за предыдущие периоды каждому работнику.

Целесообразно составить внутреннюю отчетность по целевой и нецелевой материальной помощи, предусматривая, в частности, показатели отчетности по количеству поданных заявлений на получение материальной помощи и суммы фактически выплаченных средств или оплаты услуг, предоставленных работникам.

Мероприятия по организации бухгалтерского учета операций по выполнению положений коллективного договора в части предоставления социального пакета. Обеспечение работников предприятия услугами, входящими в так называемый социальный пакет, требует осуществления многих действий, в том числе: использование услуг внешних организаций; подписка специальных изданий; приобретение необходимого оборудования; уплата коммунальных услуг и тому подобное.

Федерацией профессиональных союзов Украины предложены следующие положения, являющиеся основой социального пакета предприятия:

1) определение объемов профессионального обучения работников и общих расходов по данной статье в соответствии с потребностями производства и требованиями законодательных актов в этой сфере;

2) установление нормы уплаты работодателем компенсации учреждениям образования стоимости подготовки или переподготовки наемных работников по профилю деятельности или общим потребностям;

3) установление отчислений от фонда оплаты труда и профкомов на культурно-массовую, физкультурную и оздоровительную работу в размерах, достаточных в том числе для удешевления стоимости путевок, приобретения новогодне-рождественских подарков и билетов, на праздничные мероприятия для детей (с определением только нижней границы таких отчислений);

4) выплата работнику денежной компенсации в размере не ниже 50 % от стоимости проживания или фиксированной денежной суммы в месяц, если работник снимает жилье (общежитие) по договору найма и при заключении трудового договора работодатель не имеет возможности предоставить ему жилье (общежитие);

5) частичная оплата работодателем отдельным категориям работников стоимости жилищно-коммунальных услуг с целью усиления социальной защиты малообеспеченных работников, инвалидов, многодетных семей;

6) предоставление работодателем долгосрочных кредитов работникам для установления приборов учета и регулирования потребления воды, тепла, газа;

7) организация доставки работников транспортом предприятия на работу и домой в вечерние и ночные смены или компенсации им соответствующих расходов;

8) установление для работающих женщин-чер-нобыльцев, а также женщин-вдов участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, воспитывающих несовершеннолетних детей, сокращенной длительности рабочего времени с сохранением оплаты труда за полное рабочее время;

9) осуществление работодателями своевременно и в полном размере начисления и уплаты в установленном законодательством порядке страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование лиц, работающих на предприятии;

10) включение обязательства работодателей по организации своевременного и качественного проведения аттестации рабочих мест на работах, дающих право на льготное пенсионное обеспечение;

11) обеспечение работодателями возможности получения работниками, а в определенных законодательством случаях — членами их семей, документов о работе (в том числе с вредными и тяжелыми условиями труда), заработной плате (доходе), суммах оплаченных страховых взносов на пенсионное страхование и других сведений, необходимых для определения права и начисления пенсий;

12) осуществление работодателями своевременного оформления документов и представления лиц для назначения пенсий;

13) обеспечение представителям профсоюзных организаций, как представителям застрахованных лиц, возможности принимать участие в работе комиссии по социальному страхованию предприятия, учреждения, организации;

14) своевременное ознакомление представителей застрахованных лиц с информацией о суммах оплаченных страховых взносов на полученную застрахованными лицами зарплату, наличии и движении путевок, полученных от рабочих органов отделений Фонда социального страхования, по временной потере работоспособности и о проведенных перечислениях за счет этого Фонда сумм частичной уплаты стоимости путевок и т. п.

В зависимости от финансовых возможностей предприятия и уровня социальной ответственности его собственников социальный пакет может быть представлен следующими выплатами и льготами:

• целевые беспроцентные ссуды;

• скидки при приобретении продукции (услуг) организации;

• обеды, полностью или частично оплачиваемые организацией;

• оплата образования детей работников;

• оплата стоимости арендуемого жилья;

• обеспечение негосударственным медицинским страхованием;

• оплата телефонных переговоров;

• компенсация проезда к месту работы и назад;

• оплата спортивно-оздоровительных услуг;

• оплата стажировок и курсов повышения квалификации;

• выплата разовой помощи к юбилейным датам, отпускам;

• разовые выплаты при регистрации брака и при выходе на пенсию;

• оплата путевок для отдыха и лечения;

• другие формы выплат, призванные стимулировать работника к повышению квалификации и уровня образования, за квалификационный разряд или категорию, за ученую степень или звание, завладение иностранным языком и тому подобное, благосклонность к фирме (непрерывная и длительная работа в данной организации). Такая вариативность условий на каждом предприятии требует соответствующих мероприятий по организации бухгалтерского учета.

В части организации документооборота следует определить порядок документирования операций, связанных с предоставлением услуг и благ, входящих в социальный пакет предприятия, в том числе: предусмотрение в личной карточке работника предприятия перечня услуг, входящих в его индивидуальный социальный пакет в случае личного выбора им услуг; установление графика движения первичных документов по однородным видам услуг, предоставляемых работникам, в том числе оплата жилищно-бытовых услуг, питания работников, транспортировки ввиду того, что при предоставлении каждой из групп услуг привлекаются различные подразделения предприятия.

В рабочем плане счетов целесообразным является введение нормативных, плановых, прогнозных показателей в соответствии с положениями коллективного договора, в частности, суммы расходов, планируемых для обеспечения предоставления услуг и благ, входящих в состав социального пакета предприятия, исходя из количественного и качественного (возрастного, полового, профессионального) состава персонала; введение в рабочий план счетов аналитических счетов для однородных объектов учета по операциям для обеспечения социального пакета работникам.

Для группирования информации о видах, размерах и назначениях услуг, входящих в социальный пакет, следует предусмотреть составление ведомостей предоставления работникам услуг, входящих в социальный пакет предприятия: по видам услуг; по работникам; по видам расходов на обеспечение функционирования объектов социально-бытовой сферы.

Для обобщения приведенной информации в отчетности следует выделить показатели, по которым предприятие получит возможность определения динамики предоставления работникам услуг, входящих в социальный пакет. Эти меры состоят в установлении системы показателей потребления материальных благ, услуг, оплаты коммунальных платежей, обеспечения профессионального обучения, предоставления профилактического питания работникам, оплаты культурно-образовательных, спортивно-развлекательных и жилищно-бытовых услуг, предоставляемых работникам предприятия и тому подобное. Такая информация позволит руководству предприятия принимать более обоснованные решения о перспективах социальной политики предприятия, а в случае предоставления ее внешним пользователям — будет свидетельствовать об уровне социальной ответственности бизнеса, позволяющей:

• получить большую возможность для привлечения инвестиционного капитала;

• обеспечить стабильность развития компании в долгосрочной перспективе;

• в глобальном масштабе — способствовать сохранению социальной стабильности в обществе в целом.

Для организации и ведения бухгалтерского учета операций по выполнению положений коллективных договоров процесс предоставления услуг и благ, входящих в состав социального пакета предприятия, целесообразно классифицировать на два вида:

1) услуги и блага, предоставляющиеся работникам собственными силами предприятия;

2) услуги и блага, предоставляющиеся работникам через привлечение внешних предприятий и организаций.

Услуги транспортировки Н-

Услуги

питания

Льготная

покупка

продукции

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Трудовой

коллектив

повысить мотивацию и соответственно производительность труда персонала, что в итоге приводит к экономии ресурсов на поощрении и удержании квалифицированных специалистов за счет лояльного отношения к работникам компании. Это позволяет не только избегать текучести кадров, но и привлекать лучших специалистов на рынке;

получить налоговые льготы; сформировать позитивную репутацию компании через рост ценности бренда, экономию ресурсов, решение проблем с органами власти и контроля, налаживание новых партнерских отношений;

Отдел кадров Руководитель

(проверка (приказ о

документов об 9 предоставле-

установлении нии

состава социального

социального пакета)

пакета)

Руководство

ПРИКАЗ

Отдел

транспорта

Ресторанное

хозяйство

Отдел

маркетинга

Структурные

подразделения

Информация о предоставлении социального пакета

Взаимная сверка показателей■

-I-

Бухгалтерская Ьлужба _ _ (учетное отображение потребления работниками услуг и благ социального пакета)

Элементы организации бухгалтерского учета

Внутренняя отчетность по отдельным работникам, по видам услуг и благ

социального

пакета

Ведомость предоставления социального пакета по отдельным работникам

Ведомость работы отдельных подразделений в части предоставления однородных услуг

Первичные документы о предоставлении социального пакета

----^ Движение первичной информации о хозяйственных операциях

____^ Донесение распоряжений руководства относительно предоставления социального

пакета к исполнителям _ . Взаимная сверка отчетной информации о предоставлении социального пакета работникам отдельными подразделениями

Движение отчетной информации о предоставлении социального пакета работникам

Рис. 2. Движение информации о предоставлении социального пакета работникам собственными силами предприятия, и ее использование бухгалтерской службой: 7 — представление работниками пакета документов в отдел кадров для получения социального пакета; 2 — передача завизированныхдокументов руководителю; 3— издание приказа о назначении индивидуального состава социального пакета; 4 — передача копии приказа в бухгалтерскую службу предприятия и функциональные отделы-исполнители услуг; 5— составление первичныхдокументов функциональными подразделениями о фактическом предоставлении услуг работникам предприятия; 6 — составление первичных документов бухгалтерией о создании продукции и услуг, а также их внутреннее

потребление

Услуги

транспортировки

Услуги

питания

Льготное

приобретение

продукции

Трудовой

коллектив

2 « ° 3 8

З І § Ці |і § і

їй “ 9

^ ^ I

Внутренняя

отчетность:

- по отдельным работникам;

- по видам услуг и благ социального пакета

Если предприятие предоставляет услуги и блага работникам предприятия собственными силами, документооборот на предприятии усложняется, поскольку привлекаются разные подразделения предприятия (рис. 2).

В случае когда предприятие использует услуги внешних организаций при предоставлении социального пакета работникам, документооборот на предприятии упрощается ввиду того, что происходит обычное приобретение предприятием услуг других предприятий (рис. 3).

Таким образом, анализируя рис. 3 и 4, можно увидеть различия в бухгалтерском учете в случае обеспечения социального пакета за счет внутренних возможностей и при привлечении внешних организаций.

Во время внедрения программ социальной ответственности компании выявляют скрытые рычаги повышения эффективности, которые иначе невозможно было бы увидеть, что в конечном итоге приводит к улучшению экономических показателей деятельности компании.

Выводы. Таким образом, наличие коллективного договора на предприятии требует контроля за выполнением его положений, а соответственно, надлежащей организации бухгалтерского учета операций, осуществляющихся предприятием в пределах выполнения положений такого договора. Поскольку отмеченные операции достаточно разнообразны, то и мероприятия по организации бухгалтерского учета необходимо осуществлять в соответствии с сущностью самой хозяйственной операции и соответствующих объектов учета, в частности:

1)в сфере документирования операций:

• определить порядок документирования операций по выполнению положений коллективных договоров и содержательное наполнение первичных документов информацией о показате-

Предоставление работникам услуг, входящих в соииалъный пакет

Отдел кадров (проверка документов об установлении состава социального пакета)

Руководитель (приказ о предоставлении социального пакета)

Руководство

Информация о предоставлении

социального пакета

Поставщики товаров и услуг

6 5

Бухгалтерская служба (учетное отображение предоставления социального пакета)

ПРИКАЗ

Элементы организации бухгалтерского учета

Ведомость предоставления социального пакета по отдельным работникам

Ведомость работы отдельных подразделений в части предоставления однородных услуг

Первичные I документы о предоставлении социального пакета

____^ Движение первичной информации о хозяйственных операциях

____Донесение распоряжений руководства относительно предоставления социального

пакета исполнителям

Движение отчетной информации о предоставлении социального пакета работникам

Рис. 3. Движение информации о предоставлении социального пакета работникам предприятия внешними организациями и ее использование бухгалтерской службой: 1 — предоставление работниками пакета документов в отдел кадров для получения социального пакета; 2 — передача завизированныхдокументов руководителю; 3 — издание приказа о назначении индивидуального состава социального пакета; 4 — передача копии приказа в бухгалтерскую службу предприятия; 5— заказ услуги у посторонней организации и предварительная оплата; 6 — передача документов от посторонней организации о фактическом предоставлении ею услуг работникам предприятия; 7— составление первичныхдокументов бухгалтерией о приобретении услуг

лях использования наемного труда для целей оперативного контроля;

• разработка специальных форм первичных документов для отображения операций, связанных с оплатой труда, предоставлением социального пакета работникам, разработка графика составления, представления, подписания и использования таких форм;

2) рабочий план счетов должен предусматривать обоснованную с точки зрения уровня детализации систему счетов синтетического и аналитического учета, содержащих не только информацию о фактических показателях выполнения руководством обязательств перед трудовым коллективом, но и плановые (прогнозные) показатели, определенные исходя из положений коллективного договора;

3) для удовлетворения информационных интересов сторон коллективного договора внутренняя отчетность по вопросам выполнения положений коллективного договора должна содержать стати-

ческие и динамические показатели нормативного состояния выполнения положений коллективных договоров, а также фактические показатели такого выполнения, в частности:

• уровень задолженности по оплате труда;

• суммы вознаграждений работникам, выплаченные за отчетный период;

• размер премирования и его соотношение с результатами работы работников; предоставление работникам благ и услуг, входящих в социальный пакет предприятия;

4) наличие коллективного договора на предприятии и выполнение его положений — это один из показателей социальной ответственности бизнеса. Во время внедрения программ социальной ответственности компании выявляют скрытые рычаги повышения эффективности, которые иначе невозможно было бы увидеть, что в конечном итоге приводит к улучшению экономических показателей деятельности компании.

Список литературы

1. Венедиктов С. Колективний договір: укладати чи ні? // Бухгалтерія. 2006. № 5. С. 86—87.

2. Колдоговірна кампанія — 2007 (Робочі матеріали на допомогу профспілковим активістам) від 11.01.2007 (витяг) // Бухгалтерія. 2007. № 26.

С. 30-38.

3. ПриймаЛ. Соціальний пакет: складові, облік, оподаткування // Дебет-Кредит. 2006. № 44.

4. Романюха О. Колективний договір на підприємстві: не обов’язковий, але бажано// Бухгалтерія. 2007. № 26. С. 98-102.

5. Солодченко /.Колдоговір і господарська діяльність // Бухгалтерія. 2008. № 6 (785). С. 60—61.

6. ЦибульникІ. Про укладення колективних договорів. //Праця і зарплата. 2007. №13 (545) .С.19.

7. ШеломковВ. Колективний договір [Електронний ресурс] // Школа бухгалтера. 2004. № 9 (21) . иИЬ: http://www. АЙ. сот. ua/show/3cid0430.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.