Научная статья на тему 'Развитие системы управления охраной труда на малых предприятиях угольной отрасли'

Развитие системы управления охраной труда на малых предприятиях угольной отрасли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
121
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛЬНАЯ ОТРАСЛЬ / УПРАВЛЕНИЕ ОХРАНОЙ ТРУДА / МАЛОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РИСК / COAL INDUSTRY / LABOR PROTECTION MANAGEMENT / SMALL ENTERPRISE / PROFESSIONAL RISK

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А. И. Фомин, В. В. Утюганова, В. С. Сердюк

Уровень производственного травматизма на малых предприятиях угольной отрасли гораздо выше, чем на крупных, потому, что государство осуществляет наиболее строгий контроль за соблюдением требований охраны труда, в первую очередь, на крупных промышленных производствах, угольных компаниях в то время как малые организации выпадают из поля зрения надзорных органов. Усугубляет негативные тенденции и отношение руководителей малых предприятий к охране труда. Авторами проведено исследование в области управления охраной труда на малых предприятиях отрасли, выявлены основные проблемы, связанные с недостатком финансовых и человеческих ресурсов, отсутствием мотивации руководителей малых предприятий соблюдать требования и совершенствовать систему управления охраной труда. Для решения выявленных проблем разработаны инструменты вовлечения руководителей малых предприятий в управление охраной труда, основанные на взаимодействии с органами местного самоуправления и наделения их дополнительными полномочиями и функциями, создании объединений (ассоциаций) работодателей, агентств и других саморегулируемых структур, а также формировании командной деятельности по управлению охраной труда внутри организации. Разработанные инструменты имеют практическую значимость для применения в управлении охраной труда на малых предприятиях угольной отрасли. Внедрение предлагаемых инструментов может иметь важное значение в реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COAL INDUSTRY SMALL ENTERPRISES LABOR PROTECTION MANAGEMENT SYSTEM DEVELOPMENT

The level of industrial injuries at small enterprises in the coal industry is much higher than at large ones, because the state exercises the most stringent control over compliance with labor protection requirements, first of all, at large industrial enterprises, coal companies, while small organizations fall out of the supervisory authorities’ sight. Also small business leaders’ attitude towards labor protection aggravates the negative trends. The authors conducted a study in the field of OSH management in small enterprises of the industry, identified the main problems associated with a lack of financial and human resources, a lack of motivation for managers of small enterprises to comply with requirements and improve the OSH management system. To solve the identified problems, tools have been developed to involve small business leaders in OSH management, based on interaction with local governments and providing them with additional powers and functions, creating associations (associations) of employers, agencies and other self-regulatory structures, as well as forming team management activities labor protection within the organization. The developed tools are of practical importance for use in OSH management in small enterprises of the coal industry. The implementation of the proposed tools may be important in the implementation of the national project “Small and medium-sized enterprises and the support of individual entrepreneurial initiatives”.

Текст научной работы на тему «Развитие системы управления охраной труда на малых предприятиях угольной отрасли»

| А.И. Фомин // A.I. Fomin ncvostnii@yandex.ru

д-р техн. наук, ведущий научный сотрудник отдела АО "НЦ ВостНИИ", Россия, 650002, г. Кемерово, ул. Институтская, 3 doctor of technical sciences, department leading scientific researcher, JSC «ScC VostNII», 3, Institutskaya Str., Kemerovo, 650002, Russia

| В.В. Утюганова// V.V. Utyuganova kvomgtu@gmail.com

аспирант, ст. преподаватель ФГБОУ ВО «ОмГТУ», г. Омск, пр. Мира, 11 postgraduate student, Senior Lecturer, FGBOU VO "OmGTU", 644050, Russian Federation, Omsk, Prospect Mira, 11

■ В.С. Сердюк// V.S. Serdyuk vitalyserdyuk@yandex.ru

д-р техн. наук, профессор ФГБОУ ВО «ОмГТУ», г. Омск, пр. Мира, 11 doctor of technical sciences, professor of FGBOU VO "OmGTU", 644050, Russian Federation, Omsk, Prospect Mira, 11

УДК 622.86;331.45

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА НА МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ УГОЛЬНОЙ ОТРАСЛИ COAL INDUSTRY SMALL ENTERPRISES LABOR PROTECTION MANAGEMENT SYSTEM DEVELOPMENT

Уровень производственного травматизма на малых предприятиях угольной отрасли гораздо выше, чем на крупных, потому, что государство осуществляет наиболее строгий контроль за соблюдением требований охраны труда, в первую очередь, на крупных промышленных производствах, угольных компаниях в то время как малые организации выпадают из поля зрения надзорных органов. Усугубляет негативные тенденции и отношение руководителей малых предприятий к охране труда. Авторами проведено исследование в области управления охраной труда на малых предприятиях отрасли, выявлены основные проблемы, связанные с недостатком финансовых и человеческих ресурсов, отсутствием мотивации руководителей малых предприятий соблюдать требования и совершенствовать систему управления охраной труда. Для решения выявленных проблем разработаны инструменты вовлечения руководителей малых предприятий в управление охраной труда, основанные на взаимодействии с органами местного самоуправления и наделения их дополнительными полномочиями и функциями, создании объединений (ассоциаций) работодателей, агентств и других саморегулируемых структур, а также формировании командной деятельности по управлению охраной труда внутри организации. Разработанные инструменты имеют практическую значимость для применения в управлении охраной труда на малых предприятиях угольной отрасли. Внедрение предлагаемых инструментов может иметь важное значение в реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». The level of industrial injuries at small enterprises in the coal industry is much higher than at large ones, because the state exercises the most stringent control over compliance with labor protection requirements, first of all, at large industrial enterprises, coal companies, while small organizations fall out of the supervisory authorities' sight. Also small business leaders' attitude towards labor protection aggravates the negative trends.

The authors conducted a study in the field of OSH management in small enterprises of the industry, identified the main problems associated with a lack of financial and human resources, a lack of motivation for managers of small enterprises to comply with requirements and improve the OSH management system. To solve the identified problems, tools have been developed to involve small business leaders in OSH management, based on interaction with local governments and providing them with additional powers and functions, creating associations (associations) of employers, agencies and other self-regulatory structures, as well as forming team management activities labor protection within the organization. The developed tools are of practical importance for use in OSH management in small enterprises of the coal industry. The implementation of the proposed tools may be important in the implementation of the national project "Small and medium-sized enterprises and the support of individual entrepreneurial initiatives".

Ключевые слова: УГОЛЬНАЯ ОТРАСЛЬ, УПРАВЛЕНИЕ ОХРАНОЙ ТРУДА, МАЛОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РИСК.

Key words: COAL INDUSTRY, LABOR PROTECTION MANAGEMENT, SMALL ENTERPRISE, PROFESSIONAL RISK.

Несмотря на положительную динамику, по числу смертей на рабочих местах Россия занимает первые позиции. На 100 тыс. населения нашей страны приходится около шести погибших работников в год. Для большинства стран Евросоюза (ЕС) этот показатель варьировался в пределах от нуля до трех. Так, в Великобритании показатель равен 0,8, в Украине и Румынии - около 3,8, в Литве - 4,2, Казахстане - 5, Молдове - 5,2 [1].

По данным Кемеровостата, численность пострадавших при несчастных случаях на производстве в 2018 г. составила 1 011 человек (в 2017 г. - 1 172). Из общей численности, пострадавших на производстве - 30 человек получили травмы, не совместимые с жизнью, что составило 3 % от общего количества пострадавших. Наиболее высокий уровень производственного травматизма (на 1 тыс. работающих) сложился в следующих видах экономической деятельности: строительстве - 4,6; добыче металлических руд - 4,5; добыче прочих полезных ископаемых - 5,2. При добыче угля уровень производственного травматизма составил 2,7 человека на 1 тыс. работающих 2].

Одним из источников информации для контролирующих органов, содержащих сведения о состоянии условий и охраны труда, является статистическая отчетность предприятий. За непредставление отчетных статистических форм Кодексом об административных правонарушениях предусмотрены высокие штрафы. Однако составление отчета № 7 - травматизм и сдача его в контролирующие органы не является обязательным для субъектов малого предпринимательства, которые обязаны предоставлять указанную форму только в случае попадания в выборку органов статистики [3]. Поэтому, в статистике отражены данные лишь по крупным и средним предприятиям. Субъекты малого предпринимательства передают данные на выборочной основе по установленному цензу, а микропредприятия и индивидуальные предприниматели обследованию не подлежат. В Кузбассе на сегодня доля малого и среднего предпринимательства составляет 14,5%. В 2018 году оборот малых и средних предприятий вырос на 7 %, где занято 290 тыс. кузбассовцев. В России планируется создать условия для развития сектора малого и среднего бизнеса, при этом на наш взгляд, важно обеспечить условия качествен-

ного развития малого предпринимательства, учитывающего формирование безопасных рабочих мест, а также реализацию политики, ориентированной на предупреждение травматизма и управление рисками.

Стоит отметить, что в разных структурах контролирующих органов ведется своя статистика несчастных случаев на производстве, расходов на охрану труда. Проводимый органами статистики анализ производственного травматизма на основании сведений, получаемых от организаций по выборочным видам деятельности, не отражает полной картины состояния производственного травматизма в отрасли, регионе. Так, например, Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования РФ ведет учет только несчастных случаев на производстве, признанных страховыми случаями. Случаи, признанные не страховыми, даже будучи оформленными актами по форме Н-1, для учета не принимаются. Таким образом, возникает проблема разрозненности статистической информации, ее неполноты. И ключевым моментом в этой проблеме, на наш взгляд, является отсутствие статистической информации по уровням травматизма и профессиональной заболеваемости предприятий малого бизнеса, составляющим немалую часть сектора экономики региона. В настоящее время в Кемеровской области ведут деятельность более 45 тысяч организаций, относящихся к малому и среднему бизнесу, причем 99 % из них - это предприятия с численностью до 100 человек (малые и микропредприятия). Кроме того, с 2016 года в России действует мораторий на плановые проверки госорганами предприятий малого бизнеса, что еще больше усугубляет выделенную проблему.

Организация деятельности на малых и микропредприятиях сосредоточена вокруг работодателя и его приоритетов. Более того, многие малые предприятия ориентируются на краткосрочные перспективы, в связи с чем у них нет мотивации ведения статистики и явного стимула к вложению средств в профилактику и развитие управления охраной труда [4]. Анализ результатов исследования показал основные проблемы в сфере развития системы управления охраной труда. Вот, наиболее важные, на наш взгляд, проблемы:

- нет осознания необходимости планирования, профилактики для долгосрочных пер-

спектив, отсутствуют стимулы к улучшению состояния охраны труда. По мнению многих работодателей, затраты, которые они несут в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями, лишь частично связаны с состоянием условий и охраны труда в организации. Работодатели в основном видят только конечный результат и могут не задумываться о значении реализации микроцелей и о достижении микрорезультатов в сфере охраны труда;

- низкий уровень культуры безопасности труда. Многие работодатели занимаются вопросами безопасности труда только из условия необходимости подготовки к плановым проверкам со стороны контролирующих и надзорных органов. Не видят необходимости получать дополнительные компетенции в области безопасности труда, перенимать опыт прогрессивных компаний, внедрять новые технологии;

- непонятны многие процедуры по охране труда, не ясны цели их реализации, нет типовых упрощенных форм. Большинство работодателей передают деятельность по охране труда своей организации на аутсорсинг и/или аутстаффинг, не вникая в детали, и тем самым никак не совершенствуя свою систему управления охраной труда. Для них - разбираться в сложной системе документации, осуществлять поиск типовых форм фиксирующей и устанавливающей документации - трудоемкие и сложные процедуры;

- низкий уровень информативности во внутренней (внутри компании) и внешней (связь с контролирующими органами, руководителями предприятий смежной и такой же отрасли, другими службами) среде;

- недостаток ресурсов - как финансовых, так и человеческих.

В системе скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний предусмотрен механизм экономического стимулирования работодателей к непрерывному улучшению условий и охраны труда. Такие меры являются стимулом только когда расходы на безопасность и охрану труда меньше обязательных платежей в ФСС РФ, т.е. когда работодатель реально видит прибыль [5]. С 2014 г. страхователь с численностью работающих до 100 человек может получить частичное финансирование мер по профилактике производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в размере 20 % от суммы страховых взносов, начисленных им за три последовательных года, за вычетом расходов

на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем за три последовательных календарных года, предшествовавших текущему финансовому году. Но с целью реального улучшения условий труда необходимы более значительные инвестиции для обновления технологий, оборудования и систем управления. Подобный уровень затрат существенно превышает платежи в системе действующего социального страхования. Также, при низком уровне информированности многие работодатели в малом бизнесе не используют и эту возможность.

Для решения выявленных проблем предлагаются следующие инструменты вовлечения руководителей малых предприятий в развитие системы управления охраной труда (СУОТ) (рис. 1), основанные на взаимодействии с органами местного самоуправления и наделении последних дополнительными полномочиями и функциями.

Начало бизнеса для большинства предпринимателей ознаменовано целым рядом трудностей, поэтому зачастую, вопросами охраны труда многие из них пренебрегают [6]. На наш взгляд, одним из первых шагов в организации бизнеса и его развития должно являться заблаговременное получение ими определенного уровня компетентности, в области охраны труда в том числе 7]. Опираясь на исследования и опыт стран ЕС, можно сделать выводы, что основными проблемами в области охраны труда на стадии планирования и организации бизнеса являются: слабая экономическая позиция; опасения по поводу экономического «выживания»; отсутствие дополнительных инвестиций в охрану труда; ограниченные знания в области управления охраной труда, неосведомленность и некомпетентность со стороны владельцев и менеджеров; отношения и приоритеты, которые не способствуют безопасности труда. Для этого в ЕС был разработан проект «Улучшение охраны труда на микро- и малых предприятиях», реализуемый в 2014 - 2018 гг. (рис.2) [8].

В рамках проекта были созданы агентства по взаимодействию с контролирующими органами, специалистами в области безопасности труда и работодателями смежных областей экономической деятельности. В результате такого взаимодействия была разработана платформа по оценке рисков (OiRA), направленная на упрощение процедуры оценки профессиональных рисков и развитие системы управления охраной труда.

В Российской Федерации, в соответствии

Рисунок 1. Инструменты вовлечения руководителей в развитие СУОТ Figure 1. Tools for involving managers in the development of SOUT. Starting a business for most entrepreneurs was

marked by a number of difficulties

Рисунок 2.Основные принципы проекта «Улучшение охраны труда на микро- и малых предприятиях» Figure 2. The basic principles of the project "Improving labor protection in micro and small enterprises"

со ст. 132 Конституции РФ и ст. 6, 7 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления» [9] в компетенцию органов местного самоуправления входит решение вопросов местного значения и выполнение отдельных государственных функций, которыми они наделяются федеральными законами и законами субъектов РФ.

Так как в упомянутых выше нормативных актах никак не закреплены отдельные полномочия в области охраны труда, то принятие нормативных актов, не противоречащих положениям, установленным в документации на более высоких уровнях управления, позволит, на наш взгляд, уточнить важные аспекты в области регулирования состояния условий и охраны труда. Так, например, можно закрепить не только полномочия, но и права, необходимые для реализации указанных полномочий на основании областного закона и устава органа местного самоуправле-

ния. Возложение обязанности соблюдения требований фактически будет осуществляться не только непосредственно на работодателя, но на органы местного самоуправления, что таким образом позволит увеличить и уровень контроля, и мотивацию органов местного самоуправления улучшать состояние условий и охраны труда.

Поэтому, важным этапом в организации деятельности по управлению охраной труда и инструментом вовлечения работодателя в этот процесс является сотрудничество с органами местного самоуправления, их вовлечение в работу, а также создание, развитие и поддержка ассоциаций работодателей, агентств, позволяющих налаживать взаимоотношение во внешней среде. Для решения этих задач рекомендуется увеличить численность специалистов, осуществляющих отдельные полномочия по государственному управлению охраной труда в муниципальном образовании, наделить органы государ-

ственного местного самоуправления следующими полномочиями и закрепить их в нормативном правовом акте: создание и организация деятельности на территории соответствующего муниципального образования Координационного совета или Межведомственной комиссии по охране труда; организация сбора и обработки информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей, осуществляющих деятельность на территории соответствующего муниципального образования; обеспечение методического руководства работой служб охраны труда в организациях, расположенных на территории соответствующего муниципального образования, подготовка методических пособий, аналитических материалов и т.п.; организация деятельности по созданию, внедрению, сопровождению специализированных программных продуктов в области охраны труда, сервисов, и новых технологий в области управления профессиональными рисками; организация деятельности по оказанию технической поддержки в области управления профессиональными рисками и др.

Однако не следует забывать, что руководитель малого предприятия обладает ограниченными временными и финансовыми ресурсами, поэтому эффективным инструментом в развитии управления охраной труда на его предприятии станет организация командной деятельности. В любой работе - командное управление с правильно организованными уровнями управления и распределением обязанностей и ответственности - существенно влияет на эффектив-

ность, скорость и качество принятия решений. Организация обратной связи с работниками и их вовлечение в управление охраной труда позволит также повысить качество управления профессиональными рисками.

Так как работодатель является в малом бизнесе лидером - то определение категории его поведения является важным этапом на пути организации командной деятельности. На наш взгляд, для эффективного ведения командной деятельности следует придерживаться соблюдения следующих правил (рис. 3).

Решение проблем, связанных с нехваткой финансовых и человеческих ресурсов, недостатком времени и возможности разобраться в сложной системе документации в области охраны труда предлагается решить путем организации деятельности координирующего органа (ассоциации/агентства/союза и т.п.). Он может оказывать как техническую поддержку руководителей малого бизнеса в области охраны труда, так и информационную, в том числе и консультационную. Разработка, внедрение и поддержка таким органом системы информационного обеспечения управления охраной труда в организации [10] позволит повысить не только качество управления охраной труда, но и эффективность надзорно-контрольной деятельности. Такая информационная система может стать элементом единой электронной информационной базы данных по состоянию условий и охраны труда, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости на федеральном и ре-

Рисунок 3.Правила эффективного ведения командной деятельности на малых предприятиях Figure 3. Rules for effective teamwork in small enterprises

гиональном уровнях.

мых организаций, отраслевых структур, агентств и других, заинтересованных в реализации государственной политики в области охраны труда, органов. Внедрение предлагаемых инструментов может иметь важное значение в реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» по оказанию мер поддержки предпринимателю на этапах жизненного цикла развития бизнеса в рамках улучшения условий ведения предпринимательской деятельности.

Таким образом, для улучшения условий и охраны труда на малых предприятиях угольной отрасли, снижения риска и получения объективной статистической информации по уровням травматизма и профессиональной заболеваемости, необходимо координировать работу с целью вовлечения руководителей предприятий в развитие управления охраной труда с помощью рассмотренных выше инструментов. Это может быть реализовано, в том числе на уровне органов местного самоуправления, объединения

(ассоциаций) работодателей, саморегулируе-

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Россия в числе лидеров по количеству смертей на рабочем месте [Электронный ресурс]. - Режим доступа : Eurasianet.org.

2. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://kemerovostat.old.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/kemerovostat/ru/ statistics/.

3. Федеральная служба государственной статистики РФ/Производственный травматизм. Методологические пояснения. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/trud/MET_ travma.htm.

4. ViaVoice-INRS, 2015 ; P. Laine и M. Malenfer, 2015.

5. Фомин, А. И, Государственное регулирование экономического стимулирования работодателей по улучшению условий и охраны труда / А.И. Фомин, А.Н. Поздняков, С.А. Лежава, И.С. Семина // Вестник научного центра по безопасности работ в угольной промышленности. - 2016. - №3. - С.88-97.

6. Walker, D. Health and safety management in small enterprises: an effective low cost approach/ Walker D., Tait R. // Safety Science. - Volume 42. - Iss. 1. - 2004. - P. 69-83.

7. Утюганова, В. В. Результаты апробации технологий практико-ориентированного обучения по охране труда / В. В. Утюганова, В. С. Сердюк // XXI век. Техносферная безопасность. - 2018. - Т. 3, № 3 (11). - С. 16-23.

8. European Agency for Safety and Health at work / [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://osha.europa.eu/ en/themes/safety-and-health-micro-and-small-enterprises.

9. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

10. Утюганова, В.В. Разработка принципов системного подхода к информационному обеспечению управления охраной труда/ В.В. Утюганова, В.С. Сердюк// Безопасность в техносфере. - 2018. - № 5 (74) . - С. 19-27.

REFERENCES

1. Rossiya v chisle liderov po kolichestvu smertey na rabochem meste [Russia is among the leaders in the number of deaths in the workplace]. Retrieved from: Eurasianet.org. [in Russian].

2. Territorial'nyy organ Federal'noy sluzhby gosudarstvennoy statistiki po Kemerovskoy oblasti [Territorial authority of the Federal State Statistics Service for the Kemerovo Region]. Retrieved from: http://kemerovostat.old.gks.ru/wps/ wcm / connect / rosstat_ts / kemerovostat / ru / statistics / [in Russian].

3. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoy statistiki RF/Proizvodstvennyy travmatizm. Metodologicheskiye poyasneniya [Federal State Statistics Service of the Russian Federation / Industrial injuries. Methodological notes]. e: https://www. gks.ru/free_doc/ new_site / population / trud / MET_travma.htm.

4. ViaVoice-INRS, 2015 ; P. Laine и M. Malenfer, 2015.

5. Fomin, A.I., Pozdniakov, A.N., Lezhava, S.A., & Semina, I.S. (2016). Gosudarstvennoye regulirovaniye ekonomi-cheskogo stimulirovaniya rabotodateley po uluchsheniyu usloviy i okhrany truda [State regulation of economic incentives for employers to improve working conditions and labor protection]. Vestnik nauchnogo tsentra po bezopasnosti rabot v ugolnoi promyshlennosti - Herald of Safety in Mining Industry Scientific Center, 3, 88-97 [in Russian].

6. Walker, D., & Tait, R. (2004). Health and safety management in small enterprises: an effective low cost approach/ // Safety Science. - Volume 42. - Iss. 1, p. 69-83. [in English].

7. Utiuganova, V.V., & Serdiuk, V.S. (2018). Rezul'taty aprobatsii tekhnologiy praktiko-oriyentirovannogo obucheniya po okhrane truda [Labor protection practice-oriented training technologies testing results]. XXI vek. Tekhnosfernaya bezopasnost' - XXI Century. Technosphere safety, V. 3, 3 (11), 16-23 [in Russian].

8. European Agency for Safety and Health at work. Retrieved from: https://osha.europa.eu/en/themes/safety-and-health-micro-and-small-enterprises [in English].

9. Federal'nyy zakon ot 06.10.2003 N 131-FZ (red. ot 27.12.2019) «Ob obshchikh printsipakh organizatsii mestnogo samoupravleniya v Rossiyskoy Federatsii» [Federal Law of 06.10.2003 N 131-ФЗ (as amended on 12/27/2019) "On the General Principles of the Organization of Local Self-Government in the Russian Federation"].[In Russian].

10. Utiuganova, V.V., & Serdiuk, V.S. (2018). Razrabotka printsipov sistemnogo podkhoda k informatsionnomu obespech-eniyu upravleniya okhranoy truda [Development of principles for a systematic approach to information support for OSH management]. Bezopasnost' v tekhnosfere - Safety in the technosphere, 5 (74), 19-27 [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.