Научная статья на тему 'Развитие системы управления: необходимость или мода?'

Развитие системы управления: необходимость или мода? Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
131
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / ЭВОЛЮЦИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ / КВАНТОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / CONTROL SYSTEM / THE EVOLUTION OF MANAGEMENT SYSTEMS / QUANTUM-ECONOMIC ANALYSIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Исаев Р. А.

Чем обусловлено поведение организации на рынке? Почему развитию организации как системы не уделяют особое внимание? В данной статье делается попытка дать ответы на возникающие вопросы в управлении. Система управления определяет качество принятых решений, скорость и гибкость управления, своевременной адекватной реакцией на изменения. Любая инвестиция в систему управления, должна приводить к ее развитию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVOLUTION OF MANAGEMENT SYSTEM: NECESSITY OR FASHION?

What caused the behavior of company in the market? Why is the development of the company as a system do not pay attention to? This article attempts to provide answers to your questions in the management. The management system determines the quality of decisions, speed and flexibility of management, timely, appropriate response to the changes. Any investment in a management system should lead to its development.

Текст научной работы на тему «Развитие системы управления: необходимость или мода?»

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ: НЕОБХОДИМОСТЬ ИЛИ МОДА?

Исаев Р.А., Московская Финансово-Промышленная Академия, кафедра Управления качеством.

Чем обусловлено поведение организации на рынке? Почему развитию организации как системы не уделяют особое внимание? В данной статье делается попытка дать ответы на возникающие вопросы в управлении. Система управления определяет качество принятых решений, скорость и гибкость управления, своевременной адекватной реакцией на изменения. Любая инвестиция в систему управления, должна приводить к ее развитию.

Ключевые слова: система управления, эволюция систем управления, квантово-экономический анализ.

EVOLUTION OF MANAGEMENT SYSTEM: NECESSITY OR FASHION?

Isaev R., Moscow University of Industry and Finance, lecturer of the Chair Quality Management

What caused the behavior of company in the market? Why is the development of the company as a system do not pay attention to? This article attempts to provide answers to your questions in the management. The management system determines the quality of decisions, speed and flexibility of management, timely, appropriate response to the changes. Any investment in a management system should lead to its development.

Keywords: control system, the evolution of management systems, quantum-economic analysis.

За последние 10-15 лет в бизнес-практике стало модным предлагать эффективные и дорогостоящие системы управлении, которые решат проблемы компании. Сегодня рынок консалтинга изобилует предложениями о внедрении систем управления, которые выглядят многообещающе, однако, далеко не всегда мы можем встретить эффективную калькуляцию этих вложений. Основные аргументы продавцов: повышение прозрачности бизнеса, оптимизация бизнес процессов и пр. приятные на слух, но трудно калькулируемые. Чаще всего можно наблюдать, как решение об изменении системы управления принимается под гнетом наболевших проблем.

Испытывая последние два-три года ресурсный дефицит, готовы ли предприниматели и инвесторы дальше заниматься инвестированием в лоскутную оптимизацию системы управления? В данной статье хотелось бы определить ситуации, где изменение системы управления является необходимостью, а не данью моде или реакцией на накопившиеся проблемы.

Зададимся главным вопросом в управлении - Где мы находимся? Куда движемся? И где хотим оказаться? Для ответа на главный вопрос управления нам необходимо определить с координатной плоскостью, иными словами «карта местности». Для определения своего месторасположения, нам необходимо ответить на вопросы,

о какой компании идет речь? О каком рынке идет речь? И о какой системе управления в компании идет речь?

Что собой представляет Система Управления? Система управления состоит из трех базовых блоков: маркетинг, операционный и финансовый менеджмент.

персоналом, информационные технологии, управление документацией, управление проектами,менеджмент качества, риск-менеджмент и т.д. вопросы которыми занимается данный блок - это каким образом организация будет решать поставленные перед ней задачи. Кто будет реализовывать финансовый, маркетинговый и производственный план и почему? Какими ІТресурсами возможно воспользоваться для эффективного решения задачи? Какие регламенты, стандарты и документы необходимо создать, чтобы соответствовать требованиям и т.д.

Под развитием системы управления будем понимать переход на более высокий уровень. Такое понимание позволяет четко отслеживать ход развитие системы управления. Развиваясь на одном из уровней, система управления накапливает необходимый потенциал (совокупность качеств,ресурсов и свойств),который отвечает требованиям и условиям следующего, более сложного уровня развития и переходит на него.

Предположим, что ваша система управления хороша, а система управления конкурента еще лучше. И никакие статьи и книги не смогут изменить этого соотношения сил, если каждый высший руководитель в отдельности не будет тренироваться в развитии систем управления. Каким же образом определить, на каком уровне развития находится ваша система управления?

Для того чтобы приблизить к ответу на перечисленные вопросы вам необходимо провести несколько нетипичных анализов: компании, рынка и системы управления.

Уровни развития компании

Жизни компаний были посвящены многочисленные исследования, польза которых очевидна, но единой концепции, которая учитывала бы всю многомерность жизни компании, не возникло. Решением данной задачи задался коллектив авторовА.Шнейдер, Я.Кацман, Г.Топчишвили.В работе, которая стала результатом совместного творчества: «Наука побеждать в инвестициях, менеджменте и маркетинге», авторы пришли к выводу, что доступ компании к капиталу, является основным параметром характеризующим жизнь компании.Уровни развития компании также отличает друг от друга и спектр задач, которыеприходится решать компаниям на разных уровнях.

Таким образом,система управления отвечает на три базовых вопроса: Что? Сколько? Как?

Маркетинговая составляющая говорит нам о самом главном -

о направлении. Что хочет рынок потребителей? Что производить или предоставлять? Кому и где будем продавать продукцию или услугу? Решаемые вопросы в этом блоке, позволяют позиционировать товар на рынке, определить комплекс мероприятий по продвижению товара к потребителю.

Блок финансового менеджмента отвечает на вопрос: Сколько нужно средств, для производства необходимого продукта или услуги? Какую ожидать прибыль на единицу вложенных средств? На что направить финансирование?

Блок операционного менеджмента, считается наиболее емким. Здесь сконцентрировались такие подсистемы, как управление

Уровни развития рынка

В вышеупомянутой работе предлагается также классификация рынков, критерием которых служит распределение потребителей между данным рынком и другими рынками. Авторы предложили систему эволюционной классификации, по которой рынки делятся на пять групп соответствующим пяти последовательным этапам развития.

Уровни развития системы управления

Мы предлагаем классифицировать системы управления, привязываясь к уровням развития компании и рынка. Тем самым, позволив инвесторам и собственникам бизнеса определять реальное положение дел в компании: перспективу роста, способность отвечать обязательствам, способность принимать эффективные решения и исполнять их.

Этапы Доступный капитал Задачи

Первый этап развития компании С1 от $ 100 тыс. ~3млн. • Налаживание контактов с инвесторами • Разработка прототипа своего первого продукта • Разработка изначальной бизнес-модели.

Второй этап развития компании С2 от $10 -ЮОмлн. • Создание технологии серийного производства своего первого продукта. • Начало формирования рынка своего первого продукта. • Начало разработки дополнительных продуктов, которые будут созданы на базе первого, и которые компания будет предлагать своим потребителям. • Создание убедительной истории для инвесторов следующего уровня, и начать работу с андеррайтерами, которые выведут компанию на биржу, если изначальная бизнес-модель предусматривает IPO. • Создание дееспособной бизнес-инфраструктуры. • Создание масштабного производства. • Создание системы менеджмента качества, системы продаж и поддержки покупателей.

Третий этап развития компании. СЗ свыше $100- 200млн. • Максимизация прибыли от продаж и защита своего рынка от конкурентов в будущем или • Максимизация ожидания рынка и увеличение цены акций компании.

Уровень рынка Состояние рынка Схема

Нулевой уровень развития МО Потребителей, платящих за использование нового предложения, не существует. Предложение только зарождается, благодаря энтузиастам. і

Первый уровень развития М1 Появляются потребители, которые действительно платят деньги, но они не покидают предшествующий рынок. Ж -> їм

Второй уровень развития М2 Потребители покидают предшествующий рынок и массово переходят на рынок данного уровня. ш

Третий уровень развития М3 Все потенциальные потребители уже пользуются предложением данного рынка. Динамика числа покупателей отражает прирост населения в стране. ІІІІІІІІ

Четвертый уровень развития М5 Происходит отток потребителей, которые начинают использовать новое предложение взамен имевшегося. : Ї

Введем шкалу развития уровней систем управления. По данной шкале возможно определить месторасположение собственной системы управления, как с целью дальнейшего роста, так и для соотнесения реального состояния предприятия с желаемым состоянием. Для этого установимпять уровней качества систем управления, и проранжируем их в порядке возрастания сложности решаемых задач.

SM1 - Устойчивость

SM2 - Помехоустойчивость

SM3 - Управляемость

SIVI4 - Эффективность

SM5 - Самоорганизация

Из системного анализа следует, что первичным качеством любой системы является устойчивость, которая включает такие свойства, как прочность, стойкость к внешним воздействиям, сбалансированность и стабильность, а также способность возвращаться в равновесное состояние при выводе из него внешними воздействиями.

Следующим уровнем системы управления является помехоустойчивость. Под помехоустойчивостью понимается способность системы принимать и передавать информационные потоки без искажений. Данный уровень управления включает следующие свойства: надежность информационных систем и систем связи, их пропускная способность, возможность эффективного кодирования/декодирования информации и т.д.

Третьим уровнем развития системы управления является управляемость. Это способность переходить за данное время в требуемое состояние под влиянием управляющих воздействий. Данный уровень обеспечивается наличием прямой и обратной связи и объединяет такие свойства, как гибкость управления, оперативность, точность, производительность, инерционность, связность, наблюдаемость объекта управления. Данный уровень развития систем управления включает также способность принятия решений по формированию управляющих воздействий.

Четвертым уровнем развития системы управления является эффективность. Это такое свойство системы, которое определяет ее возможности по достижению требуемого результата на основе имеющихся ресурсов в заданный период времени. Следующие свойства характеризуют данный уровень системы управления: результативность (производительность, мощность и пр.), ресурсоемкость, оперативность. На данном уровне развития система управления спо-

Рынок 4

Рынок 3

Рынок 2

Рынок 1

Рынок О

собна получить требуемый результат, максимально правильно используя ресурсы.

Пятый уровень развития систем управления, является наиболее развитой и вместе с тем наиболее сложной системой управления. Таким уровнем является самоорганизация. Самоорганизующаяся система способна изменять свою структуру, параметры, алгоритмы функционирования, поведение для повышения эффективности. Важными свойствами этого уровня являются свобода выбора решений, адаптируемость, самообучаемость, способность к распознаванию ситуаций. Свобода выбора решений предполагает возможность изменения критериев на любом этапе принятия решений в соответствии со складывающейся обстановкой.

Предложенная схема рассматривает 19допустимых комбинаций.

Одним из вопросов,который возникает при тщательном рассмотрении матрицы, является то, как диагностировать систему управления, чтобы определить ее место в это матрице?

Предлагаемый ниже опросник, позволяет определить механизмы принятия решений и моделей поведения руководителей по трем основным направлениям: маркетинг, финансовый менеджмент и операционный менеджмент.

Ответив на предложенные вопросы, руководитель, подсчитав свои баллы, может определить уровень собственной системы управления. Далее ему следует определить уровень рынка, на котором его предприятие реализует свою продукцию или услугу и уровень развития собственного предприятия. Определив свои координаты по осям ХУ2, руководитель ответит на главный вопрос управления: «Где мы находимся?»

Для определения того, на каком уровне развития находится ваша система управления, предлагается ответить на ряд вопросов.

Опросник

1. На чем основан ваш план продаж?

a. На вере в будущее(5)

b. На предположениях и интуиции руководителя(4)

c. На предыдущих достижениях(З)

d. На фактической модели(2)

e. На статистической модели берущей данные из ERP сис-

тем(1)

2. Как вы анализируете итоги месяца по продажам?

a. Анализ отсутствует (5)

b. Анализ проводится с целью вернуться к изначальному

уровню(4)

c. Сверка плана с фактом ежемесячно(З)

d. Корректировка факторной модели(2)

e. Система управления дает сигналы для коррекции моде-

ли(1)

3. Оцените профессионализм маркетинга?

a. Справляемся своими силами(5)

b. Пользуемся услугами рекламных компаний(4)

c. В штате есть маркетолог(З)

d. Специалисты развиваются в рамках системы обучения(2)

e. Специалистам достигли уровня, когда им не у кого учить-

ся(1)

4. В какой форме представлено описание вашего товара или

услуги?

a. Описания товара или услуги отсутствует. (5)

b. Описание товара или услуги проводится в устной фор-

ме(4)

c. Описание товара или услуги имеется в краткой текстовой

форме, находящимися в прайс-листе или меню.(3)

d. Есть краткое анонсируемое описание.(2)

e. Описание товара или услуги подробно представленокак

в текстовой форме, так и путем трансляции или демонстрации при

помощи средств вещания (ТВ, плакаты, образцы и пр.) (1)

5. Какой защитный механизм на незапланированные пла-

тежи?

a. Кредитование(5)

b. Запланировать перенесение сроков платежа(4)

c. Перекраивание бюджета(З)

d. Подключение резервного фонда(2)

e. Недопущение ситуаций(1)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

б. Как на предприятии реализовано финансовое планиро-

вание?

a. Автоматический метод. Используется при нехватке вре-

мени. (5)

b. Статистический метод. Складываются расходы за предыдущие годы и делятся на количество предыдущих лет. (4)

c. Метод нулевой базы. Метод учитывает реальные потребности, связывая их с реальными возможностями. (3)

і Проектирование. Моделируются основные параметры деятельности с условиями и сроками их достижения,которые учитывают интересыбольшинства групп владельцев предоставляемых ресурсов. (2)

е. Подготовка к будущему. Проводится систематическая

подготовка управленческих решений, связанных с будущими событиями, которые удовлетворяют интересы всех групп владельцев предоставляемых ресурсов. (1)

7. В каких случаях приходится производить незапланиро-ванныерасходы?

a. В случаи неточного расчета запланированных расходов. Менеджменту часто приходится «тушить пожар», перекраивая финансовый план.(5)

b. Степень анализа и учета финансовых рисков позволяет минимизировать необходимость производить незапланированные расходы.(4)

c. В случаи возникновения форс-мажорных обстоятельств или ситуаций, не учтенных в резервном плане.(З)

і Такие случаи редки, т.к. система моделирования затрат,

учета и прогнозирования позволяет резервировать риски.(2)

е. Планирование расходов проводится максимально точно.

За счет системы планирования затрат, не происходит ощутимых колебаний в управлении.(1)

8. Как представлен процесс получения прибыли учредителями компании?

a. Данный процесс не представлен документально. (5)

b. Прибыль предоставляется учредителям, нопроцесс не регламентирован. (4)

c. Процесс документально оформлен и не изменялся длительное время. (З)

і В целом процесс регламентирован, но появляется необ-

ходимость в коррекции результатов. (2)

е. Процесс получение прибыли происходит согласно уста-

новленному регламенту. Изменения в регламент процесса вносятся регулярно на основе отчетов и прогнозов на следующий отчетный период. (1)

9. Сколько времени в среднем тратиться на поиск нужного документа?

a. Больше 15 мин. (5)

b. 10-13 мин. (4)

c. 5-8 мин. (3)

і 1-3 мин. (2)

е. Меньше 60 сек. (1)

10. Определите процент выполнения производственного плана

a. Больше 85%(1)

b. 80-65%(2)

c. 60-45%(3) а. 40-25%(4)

е. Меньше 25%(5)

11. За счет чего достигается гибкость производственного плана?

a. Гибкости производственного плана добиться практически нельзя(5)

b. Гибкости производственного плана добиться своевременно не удается, несмотря на то, что информация об необходимых изменениях поступает вовремя. (4)

c. За счет временного отказа от неприоритетных задач(3)

d. За счет отлаженности и стройности процессов организа-

ции, способных к скорым изменениям(2)

e. За счет познания собственных возможностей. (1)

12. На чем основана система мотивации сотрудников пред-

приятия?

a. На энтузиазме(5)

b. На денежном вознаграждении(4)

c. На условиях внутрифирменного роста(З)

d. На стабильности и создании уверенности в завтрашнем

дне(2)

e. На лояльности(1)

13. По каким критериям определяется состояние системы?

a. По объективной реальности(1)

b. По косвенным признакам(4)

c. Только в результате диагностики(2)

d. При помощи рычагов управления(З)

e. Окружающая действительность^)

14. Какова эффективность инвестиций в развитие предприятия?

a. 10-15%(5)

b. 20-40%(4)

c. 45-65%(з)

d. 70-80%(2)

e. Больше 85%(1)

1б. Какова степень выполнения принятых решений?

a. Нет достоверных данных(5)

b. Менее 20%(4)

c. 25-50%(3)

d. 55-70%(2)

e. Более 75-80%(1)

1б. Имеет ли история принятий решений бумажное оформле-

ние?

a. Не имеет(5)

b. Имеется только у руководителя(4)

c. Каждый сотрудник ведет учет подобных решений в сво-

бодном стиле(3)

d. Сотрудники ведут однообразный учет(2)

e. Имеется единая база принятых решений со свободным

доступом для сотрудников(1)

17. Как проводится привлечение персонала?

a. Привлечение персонала происходит собственными си-

лами путем поиска подходящих кандидатов в СМИ и Интернете.(5)

b. Привлечение персонала происходит посредствам привле-

чения кадровых агентств. (4)

c. Процентное соотношение специалистов прошедших обу-

чение и профподготовку на предприятии и специалистов привле-

ченных силами хед-хантинговых агентств 20/80%(3)

d. Соотношение собственных специалистов и специалистов

привлеченных силами хед-хантинговых агентств 80/20%(2)

е. Система обучения готовит квалифицированных специалистов в достаточном объеме. (1)

В данной статье хотелось бы обратить внимание руководителей и инвесторов на систему управления, которая играет не последнюю роль в жизни предприятия, которая способна влиять на дальнейшую судьбу предприятия и вложенные в нее инвестиции.

В числе факторов влияющих на инвестиционную привлекательность находит свое место способность системы управления соответствовать критериям и требованиям определенного рынка.

Занимаясь локальной или«лоскутной» оптимизацией на предприятии, вы не улучшаете и не развиваете собственную систему управления. Ни одно локальное улучшение не сможет дать положительные результаты в средне- и долгосрочной перспективе.

Ключи к опроснику

Набранные баллы по опроснику Результат опроса

До 85 баллов Система устойчива. Уровень 1.

До 70 баллов Система уровня 2. Обладает помехоустойчивостью.

До 55баллов Система управляемая. Уровень 3.

До 35 баллов Эффективная система управления. Уровень 4

До 20 баллов Самоорганизация. Система управления уровня 5.

Без системного подхода в вопросе оптимизации у руководства или собственника предприятия не обойтись. Почему так важно системно подойти к вопросу оптимизации системы управления? Ответ прост. Развивая и оптимизируя одни участки системы, вы рискуете сбалансированностью всей системы управления.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Такой дисбаланс развития можно наблюдать на примере. Вы желаете развить вашу систему мотивации, подсистему блока операционного менеджмента, но ваши процессы производства не имеют актуальный регламент, система документации представлена блекло или не представлена вовсе. Даже если вам удается повысить мотивацию ваших сотрудников, это будет непродолжительный эффект, потому что,

столкнувшись с препятствиями в процессе производства, которые не были улажены своевременно, мотивация сотрудников постепенно будет угасать и ваши усилия окажутся бессмысленными, потому что вы занимались «лоскутной» оптимизацией. Развиваясь равномерно, вы постепенно укрепляете основу для будущих улучшений и инноваций.

Еще один вывод звучит так, оптимизация системы управления требует серьезных усилий и капиталовложений, которые должны приводить данную систему управления к переходу на следующий уровень развития. Инвестиции идут либо на латание дыр, которые обнаруживаются в организации в процессе оптимизации, либо, действительно, на эволюционный переход системы управления.

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ УСЛУГ ЖКХ И ПУТЕЙ ИХ ЭФФЕКТИВНОГО РЕШЕНИЯ

Дулуева Р.М., к.э.н., докторант Чеченского государственного университета

Проведен анализ современных подходов к ценообразованию за услуги ЖКХ и показаны их основные недостатки. Предложен метод формирования многоуровневых тарифов, соответствующих уровню технического состояния объектов ЖКХ, что позволяет повысить адекватность используемых нормативов при расчете цен на оказываемые в отрасли услуги.

Ключевые слова: услуги ЖКХ, ценообразование, тарифы, нормативы.

ANALYSIS OF THE PROBLEMS OF THE PRICING THE SERVICES ZHKH AND WAYS THEIR EFFICIENT DECISION

Dulueva R., Ph.D., competitor of the Chechen state university

The Organized analysis modern approach to pricing for facilities ZHKH and are shown their main defect. The Offered method of the shaping layered tariff corresponding to level of the technical condition object ZHKH that allows to raise adequacy used standard at payment of the prices on rendered in branches facilities.

Keywords: facilities ZHKH, pricing, tariffs, standards.

Одной из актуальных проблем, связанных с развитием рыночных отношений и конкурентоспособности в ЖКХ, является решение вопросов, связанных с определением обоснованных цен на услуги, оказываемые в этой сфере. В материальном производстве цена определяется общественно необходимыми затратами труда на производство материально-вещественной продукции. В данной сфере общественно необходимые затраты труда при оказании услуг имеют место, но отсутствует материально-вещественная продукция. Поэтому основой цены являются затраты, источником которых служит национальный доход. Отсюда вытекают следующие особенности ценообразования в сфере ЖКХ и других непроизводственных сферах.

1.При установлении цен на услуги предпочтение отдается не принципу установления равенства условий производства услуг на основе общественно необходимых затрат труда, а принципу одинаковой оплаты за услуги с одинаковым полезным эффектом. Это связано с большим разнообразием услуг, местным характером их производства и потребления;

2. При установлении и регулировании цен учитывается социальная значимость услуги. Социально-важные услуги предоставляются населению по льготным и низким ценам. Осуществляется дотирование организаций, предоставляющих эти услуги;

3. Цены зависят от качественных характеристик услуг и их потребления. Услуги могут быть одинаковые по конечным результатам, но различные по условиям их потребления. В связи с эти применяется дифференциация цен по качественным характеристикам.

Дифференциация может предусматривать шкалу ставок, различающихся в зависимости от качества обслуживания (тарифы по отдельным разрядам услуг), в зависимости от групп потребителей (ставки тарифа за воду для населения, промышленности и других потребителей) или в зависимости от характера потребления (потребление электроэнергии на осветительные и промышленные цели).

Для населения должны устанавливаться минимально допустимые цены (тарифы). В этом состоит стимулирующая функция цены, которая предполагает обеспечение общедоступности услуг большой социальной важности и первой жизненной необходимости. На услуги такого рода устанавливаются утвержденные местными органами власти цены и тарифы. Это позволяет удерживать цены на определенном общедоступном уровне. Распределительная функция

цены реализуется через дифференциацию цен по группам населения и обеспечивает сближение условий потребления услуг большой социальной важности и первой жизненной необходимости для различных по уровню душевого дохода групп населения. Так, применяются льготные цены на услуги ЖКХ в зависимости от размеров дохода и состава семьи, состояния здоровья ее членов и т.п. Основными финансовыми рычагами, позволяющими удерживать цены на относительно низком уровне, служат дотации и другие ассигнования из бюджета, экономические льготы, дифференциация цен по группам потребителей.

Элементами цены коммунальной услуги являются себестоимость плюс прибыль. В отличие от материального производства цена услуги не включает в свой состав затрат торговых, снабженческо-сбытовых и заготовительных предприятий, т.к. предприятия отрасли не платят налога с оборота. Процессы производства и потребления совпадают, поэтому затраты по реализации включаются в себестоимость. Источником затрат предприятий отрасли служит национальный доход, поступающий на предприятия в форме платы за услуги и государственного финансирования. Фиксированные в себестоимости услуг затраты обычно ниже издержек общества на их оказание: они не включают, как правило, значительной части расходов из средств бюджета. На уровень цен влияет также структура стоимости услуг. Известно, что основным элементом ее является заработная плата. Поэтому повышение заработной платы работников предприятий городского хозяйства сильно влияет на уровень цен на услуги.

Прибыль большинства предприятий городского хозяйства определяется исходя из годовых плановых объемов услуг в действующих ценах и норм рентабельности. Рентабельность определяется отношением прибыли к себестоимости. Она положена в основу определения уровня цен на услуги.

Очевидно, что у современной системы формирования тарифов на ЖКУ существуют недостатки. Эта система существует практически в отрыве от реальных условий финансирования отрасли. Реальное финансирование отрасли, например, в 2006 году, не превысило 70-75% от федерального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг с учетом взаимозачетов и бартера, что реально еще больше снижает действительный уровень оплаты услуг. Это, с одной стороны, приводит к катастрофической ситуации наращива-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.