Авилов И. А. ш
Z
Развитие системы социального обеспечения ^
через повышение качества социальных услуг
Авилов Иван Анатольевич
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Аспирант кафедры управления и планирования социально-экономических процессов
им. з. д. н. РФ Ю. А. Лаврикова
РЕФЕРАТ
В статье выявлены причины неэффективной координации между общеотраслевыми мерами по развитию социальной сферы в России с одной стороны и более широкими усилиями по развитию системы социального обеспечения с другой; сформированы предложения, составляющие основу для этического подхода к развитию системы социального обеспечения, которые автор предлагает включить в национальную стратегию развития социальной сферы России.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
стратегия развития социальной сферы, система социального обеспечения, социальная помощь, качество социальных услуг, принципы социальной справедливости, защита от финансовых рисков
Avilov I. A.
Development of Social Security System through Improvement of Quality of Social Services
Avilov Ivan Anatolievich
Saint-Petersburg State Economic University (Saint-Petersburg, Russian Federation)
Graduate Student of Chair of Management and Planning of social and economic processes named by
Yu. A. Lavrikov
ABSTRACT
In the article the reasons of inefficient coordination between all-branch measures for development of the social sphere in Russia, on the one hand, and broader efforts on development of social security system, with another are established; the offers making a basis for ethical approach to development of social security system which the author suggests to include in national strategy of development of the social sphere of Russia are created.
KEYWORDS
strategy of development of the social sphere, social security system, social help, quality of social services, principles of social justice, protection against financial risks
В условиях современного общества человеческое развитие выходит на первый план как ключевое направление государственной социально-экономической политики [1, 3]. В этой связи получает дополнительный импульс к развитию система социального обеспечения населения.
Решение проблем повышения качества жизни, безусловно, является главной задачей системы социального обеспечения, но эта цель не единственная. Несомненно, суть полноценной социальной помощи сводится как к достижению максимально возможного уровня качества жизни, так и к минимизации несправедливых различий в уровнях социальной защищенности между отдельными людьми и группами населения. По мнению автора, система социального обеспечения является отражением состояния общества. При этом развитие системы социальной помощи должно не только ориентироваться на целевые показатели, но также учитывать общие ценности.
<
ш
Уровень
Распределение
<
качество жизни
V
V
отзывчивость
V
V
справедливость при финансировании
V
Качество Справедливость
Цели системы социального обеспечения
Универсальными принципами рассматриваемой деятельности являются повышение качества жизни, справедливость и отзывчивость, так как социальная помощь — это одно из прав человека, а солидарность и справедливость в целом обусловливают этический подход к развитию любых систем. Именно ценности, составляющие основу для этического подхода к развитию системы социального обеспечения, должны быть включены в национальную стратегию развития социальной сферы России.
Цели системы социального обеспечения в данном контексте приведены на рисунке. При этом посредством преобразования этих всеобщих целей в количественные задачи, конкретные для каждой страны, и соотнесения их с изменениями в системе социального обеспечения можно оценить как эффективность работы системы, так и ключевые факторы, оказывающие влияние на ее деятельность.
Анализ литературы и нормативно-правовой базы показывает, что всеобщими целями системы социального обеспечения являются следующие:
• улучшение качества жизни (как в отношении уровня, так и в обеспечении социальной справедливости);
• отзывчивость к требованиям, предъявляемым населением (как в отношении уважения достоинства нуждающихся в социальных услугах, соблюдения принципов конфиденциальности, так и учета потребностей и уязвимости групп населения);
• соблюдение принципа справедливости при распределении финансовых ресурсов с обеспечением защиты от финансового риска (как в отношении распределения финансовых ресурсов, так и в обеспечении защиты от финансовых рисков) [4]. По мнению автора, такого рода специфические цели стратегии развития систем
социального обеспечения в рамках процесса развития социальной сферы — это не только конечная цель стратегии, но и основная движущая сила экономического развития государства. В предлагаемом стратегическом подходе особое внимание должно уделяться как уровню качества социальных услуг, так и нивелированию неравенства в уровне обеспеченности услугами.
Улучшение социального обслуживания обеспечивается за счет комплекса мер, направленных как на отдельных лиц (индивидуальная социальная помощь), так и на население в целом (услуги общественного сектора социальной сферы) и на социально-экономические детерминанты общества (бедность, безработица). Кроме того, достаточно важно обеспечить адекватное финансирование всеобщего доступа к необходимым социальным услугам.
Вместе с тем не менее важная цель стратегии развития систем социального обеспечения — соблюдение принципа справедливости и защита от финансовых
рисков. Тяготы финансирования системы социального обеспечения должны распределяться справедливым образом. Это означает, что в процентном отношении к доходам «бедные» не должны платить за социальные услуги больше, чем «богатые». Кроме того, должна быть обеспечена защита от финансового риска, связанного с использованием социальной помощи, т. е. стоимость социальных услуг не должна становиться несправедливым финансовым бременем для населения или приводить к обнищанию.
Другая цель стратегии — адекватный учет индивидуальных и общественных ожиданий применительно к моральным аспектам, которые, в частности, включают уважительное отношение (достоинство, конфиденциальность, разумная степень свободы выбора), оперативное реагирование на потребности, доступ к информации и системам социальной поддержки.
Таким образом, к основным целям стратегии развития систем социального обеспечения можно отнести: улучшение качества жизни, справедливость в отношении оплаты социальной помощи с обеспечением защиты от финансовых рисков и отзывчивость системы социального обеспечения. Эти основные цели могут быть достигнуты с помощью ряда промежуточных целей, таких как доступность, качество и эффективность оказываемой социальной помощи.
Для адаптации к современным условиям необходимо связать всеобщие цели с ключевыми функциями посредством промежуточных задач и конкретных реформ системы социального обеспечения. В данном случае необходимо оценить эффективность существующей системы социального обеспечения, выявить факторы, влияющие на эффективность, повысить эффективность, более полноценно реагировать на нужды и требования граждан.
С точки зрения автора, указанные основные и промежуточные цели могут быть достигнуты только как результат совершенствования ряда функций системы социального обеспечения. При этом прогресс в достижении таких целей непосредственно зависит от того, насколько эффективно система социального обеспечения выполняет четыре ключевые функции:
• направляющее руководство (контроль и управление);
• финансирование (включая сбор средств, их группировку и распределение, а также осуществление закупок и выплат);
• предоставление социальных услуг (индивидуальных и общественных);
• формирование ресурсов (подготовка кадров, совершенствование технологии).
Изучая эти четыре функции и их взаимодействие, можно получить представление
о составляющих эффективности работы системы социального обеспечения, что, в свою очередь, обеспечивает прочную основу для разработки основных направлений политики развития социальной сферы в России.
Стоит отметить, что систему социального обеспечения часто ассоциируют исключительно со сферой предоставления услуг. Автор считает, что предоставление социальных услуг — это функция, которая включает все составляющие процесса оказания услуг для обеспечения социальной защищенности, безопасности, комфортности и качества жизни отдельных граждан или сообщества. При этом цель данной функции — обеспечить оптимальное, наиболее эффективное сочетание индивидуальных и общественных услуг в условиях полноценного доступа [2].
Безусловно, для повышения эффективности функционирования системы социального обеспечения имеется множество различных вариантов. Так, применительно к любой конкретной функции системы социального обеспечения изменения могут относиться к таким элементам, как структура и стратегии, механизмы оказания социальных услуг и распределения финансовых ресурсов, нормативно-правовая база, стимулы и национальные стратегии; ключевые вспомогательные
системы, такие как система управленческого учета или информационная система; навыки и знания не только персонала в сфере социального обеспечения, но и лиц, определяющих политику управленцев, работников кадровых служб.
Стратегии, предназначенные для реформирования отдельных служб, и стратегии общесистемного характера, в основном направленные на общеотраслевые действия в плане структурных изменений и имеющие более широкое влияние на несколько звеньев и служб социальной сферы, могут использоваться в различных сочетаниях. При этом растет признание огромной важности ряда вспомогательных служб системы социального обеспечения (информационные системы, персонал, научно-исследовательская деятельность, ресурсное обеспечение и управление, финансовое планирование и управление, базовый управленческий потенциал и ключевые регулирующие структуры и т. д.). В этой области также достигнуто определенное согласие о том, что нужно делать, и накоплены определенные знания о том, как это сделать.
Прежде всего это касается приоритетных направлений работы, инвестирование в которые может дать значительные результаты. Однако прежде, чем приступать к действиям, необходимо тщательно проанализировать любые структурные ограничения (например, недостаточный институциональный потенциал или отсутствие эффективных механизмов деятельности государственных органов), которые могли раньше препятствовать применению скоординированного подхода. С другой стороны, имеется множество элементов системы социального обеспечения, в отношении которых уровень знаний гораздо ниже и не предпринимается каких-либо комплексных усилий.
Примерами служат механизмы финансирования и взаимоотношения между государственным и частным секторами, которые могут оказаться очень важными для эффективной реализации функций социальной защиты населения. Наконец, недостаточно ясны некоторые аспекты функций системы социального обеспечения (структуры, содействующие улучшению управления и отчетности, оптимальные модели обслуживания, участие населения). С точки зрения автора, для создания прочной основы для будущей работы в этих областях необходимо усилить научно-исследовательскую работу и использовать инновационные подходы.
Следует также отметить, что неэффективная координация между общеотраслевыми мерами, с одной стороны, и более широкими усилиями по развитию системы социального обеспечения, с другой, в сочетании с отсутствием общего понимания взаимосвязи этих двух аспектов, препятствуют разработке действенных механизмов инвестирования в развитие социальной сферы в России. В этой связи необходимо ликвидировать разрыв между декларируемыми политическими намерениями и стратегиями, предназначенными для их реализации. Именно поэтому особое внимание следует уделять не только содержанию реформ, но и в неменьшей степени процессу их осуществления.
Литература
1. Волкова А. А. Сфера услуг: теоретический анализ // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2014. № 4. С. 11-16.
2. Романенко А. В. Совершенствование системы управления качеством социальных услуг // Отечественный журнал социальной работы. 2012. № 3. С. 49.
3. Сигов В. И. Расширенное воспроизводство трудового потенциала как основной критерий становления и развития экономики знаний / Сигов В. И., Карпова Г. А., Сигова М. В. // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2013. № 5 (83). С. 4-13.
4. Яковлев В. А. Сервисная экономика: тенденции глобализации // Проблемы теории и практики управления. 2010. № 1. С. 112-114.
References <
z
1. Volkova A. A. Services sector: theoretical analysis [Sfera uslug: teoreticheskii analiz] // News □ of St. Petersburg University of Economics and Finance [Izvestiya Sankt-Peterburgskogo univer- < siteta ekonomiki i finansov]. 2014. N 4. P. 11-16.
2. Romanenko A. V. Improvement of a control system of quality of social services [Sovershenstvovanie sistemy upravleniya kachestvom sotsial'nykh uslug] // Domestic journal of social work [Otechestvennyi zhurnal sotsial'noi raboty]. 2012. N 3. P. 49.
3. Sigov V. I. Expanded reproduction of labor potential as main criterion of formation and development of economy of knowledge [Rasshirennoe vosproizvodstvo trudovogo potentsiala kak os-novnoi kriterii stanovleniya i razvitiya ekonomiki znanii] / Sigov V. I., Karpov G. A., Sigova M. V. // News of St. Petersburg University of Economics and Finance [Izvestiya Sankt-Peterburgskogo universiteta ekonomiki i finansov]. 2013. N 5 (83). P. 4-13.
4. Yakovlev V. A. Service economy: globalization tendencies [Servisnaya ekonomika: tendentsii globalizatsii] // Problems of the theory and practice of management [Problemy teorii i praktiki upravleniya]. 2010. N 1. P. 112-114.