ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
И.А. АВИЛОВ
Иван Анатольевич АВИЛОВ — аспирант кафедры управления и планирования социально-экономических процессов им. Заслуженного деятеля науки РФ Ю.А. Лаврикова СПбГЭУ.
В 2009 г. окончил СПбГУЭФ, в 2011г. — магистратуру СПбГУЭФ.
Автор 5 публикаций.
Область научной специализации — экономика сферы услуг.
^ ^ ^
СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ
ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА*
Кризисный этап в развитии российской экономики, который приобрел достаточно длительный и сложный характер, требует выработки и проведения адекватной отечественным условиям социально-экономической политики. При этом следует представлять, что механическое копирование зарубежных концепций и моделей является необоснованным и неприемлемым, поскольку не учитываются специфические особенности России. В соответствии с этим особое значение приобретает поиск нестандартных подходов к проведению необходимых преобразований как на уровне национальной экономики в целом, так и в отдельных регионах, включая преобразование социальных отношений в обществе. Это особенно актуально на современном этапе развития российского общества, так как за прошедшие годы процесс реформирования социальной сферы сводился преимущественно к изменениям «надстроечного» характера и не затрагивал структуры национальной и региональной экономики. Отметим, что результативность социально-экономических преобразований как в стране в целом, так и в отдельных регионах, в условиях кризиса или реформ в решающей степени определяется обеспечением оптимального функционирования рыночного механизма при разрешении социальных проблем. Другими словами, общество с точки зрения стратегических целей развития заинтересовано в уменьшении уровня социальной дифференциации, в создании предпосылок для появления многочисленного среднего класса как основы стабильности и благополучия.
В связи с этим особое значение приобретает решение проблемы формирования эффективной системы социального обеспечения. При этом на механизм формирования большое влияние оказывают социальные отношения, складывающиеся в обществе, где государство действует, с одной стороны, как субъект отношений, который определяет механизмы формирования социальной политики, а с другой — как социальный институт, способствующий обеспечению прав работающих и социально незащищенных граждан. При этом важное место должно отводиться реформированию социальной политики, которая призвана регулировать отношения между обществом и отдельными социальными субъектами, общественными группами, а также между самими социальными группами.
На наш взгляд, основная задача современной социальной политики состоит в том, чтобы разрешать возникшие противоречия между несовпадающими экономическими интересами различных субъектов, между стратегическими и текущими интересами развития общества. К тому же обоснован-
ГРНТИ 06.71.51 © И.А. Авилов, 2014
Публикуется по рекомендации д-ра социол. наук, проф. В.И. Сигова.
86
ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
ный подход к формированию социальной политики должен предусматривать изучение характера взаимосвязи и взаимодействия экономической и социальной сфер. Потому эффективность социальной политики целесообразно оценивать на основе двух критериев: предлагаемой системы мер, которые обеспечивают решение социальных проблем, существующих в обществе (например, динамика качества жизни населения); степени включенности социальной политики в механизм обеспечения экономического роста.
В кризисный период в России происходит значительное сокращение ресурсной базы основных механизмов, которые поддерживали устойчивость существовавшей модели благосостояния. В результате падение реальных доходов резко изменило экономическое положение как обеспеченных, так и бедных слоев населения страны. При этом одновременно усилилась социальная дифференциация. На наш взгляд, экономический кризис существенно повлиял на российскую модель благосостояния по трем основным направлениям (см. рис.).
Рис. Влияние кризиса на модель благосостояния
Первое направление связано со снижением благосостояния обеспеченных слоев населения России. Причем значительно пострадали высокооплачиваемые наемные работники и мелкие предприниматели. Второе направление нашло выражение в расширении зоны бедности. Так, потребление малообеспеченными слоями населения все в большей степени стало приобретать характер натурального потребления за счет собственного производства.
Необходимо отметить, что масштабы бедности и экономическое положение бедного населения привели к возникновению в России новой социальной ситуации, для которой характерно, что значительная масса людей не может получать качественные социальные услуги, определяющие нормальное
ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
87
воспроизводство человеческого капитала. В результате в стране возник достаточно известный феномен застойной бедности, когда бедное население лишено доступа к качественным социальным благам (здравоохранение, образование, культура), без которых не представляется возможным преодолеть бедность. Третье направление связано с резким ослаблением механизмов, которые поддерживали относительную устойчивость ранее существовавшей модели благосостояния. Прежде всего значительно сократились возможности для вертикальной социальной мобильности. Одновременно достаточно четко наметилась тенденция нисходящей мобильности — снижение социального статуса в верхних социальных группах.
Кроме того, кризисные явления в экономике России привели к снижению потребительских стандартов. Так, например, значительная часть населения отмечает снижение субъективных оценок минимально необходимых расходов. Важнейшим фактором, который также подтверждает необходимость перехода к новой модели благосостояния, является изменение ориентиров поведения предприятий — от социального патернализма к рыночному рационализму.
Безусловно, в данной ситуации организация системы предоставления социальных услуг и управление данной системой имеют ряд особенностей, в связи с чем предметом обсуждения должны быть не только различные концептуальные модели такой системы, но и важнейшие действия, которые могут быть предприняты для достижения целей системы социального обеспечения. Такие действия должны основываться на глубоких знаниях в сочетании с имеющимися фактическими данными для повышения эффективности деятельности. В принципе, для улучшения функционирования системы предоставления социальных услуг населению необходимо сочетание технических и политических знаний с использованием как достаточного опыта работы, так и общественных инициатив. При этом необходимо активно развивать стратегические партнерские связи, поскольку совершенствование системы предоставления социальных услуг населению является целью, в достижении которой должны принимать участие множество сторон. Кроме того, необходимо наладить политический диалог не только с правительственными, но и с неправительственными организациями [1]. Так, например, в рамках некоторых глобальных инициатив в социальной сфере, нацеленных на определенные виды услуг, начата разработка стратегий, направленных на преодоление организационно-правовых недостатков. Очевидно, что данный подход будет способствовать увеличению объема имеющихся ресурсов и обеспечению синергетического эффекта, а также большей координации действий и мобилизации всех социальных секторов.
Полагаем, что на национальном и региональном уровнях необходимо создать такие системы предоставления социальных услуг населению, которые могли бы отвечать имеющимся потребностям, способствовали устранению финансовых барьеров к получению социальной помощи и защищали бы социально уязвимые группы людей от бедности. Следовательно, наиболее важным обстоятельством для современной реформы системы предоставления социальных услуг населению является выбор оптимального сочетания инструментов социальной политики для создания условий и стимулов, обеспечивающих максимальное качество социальных услуг [2].
Очевидна важность выявления проблем, поддающихся решению, и необходимость особого внимания к мерам, которые имеют реальные основания для реализации в ближайшей или среднесрочной перспективе. Такого рода меры должны стать основой для решения конкретных задач, находящихся в соответствии со всеобщими целями, связанными с улучшением качества социальных услуг, более справедливым распределением финансовых ресурсов и повышением отзывчивости к требованиям населения. При этом необходимо сместить акценты в сторону проведения обязательных консультаций и общественных обсуждений при формировании и реализации современных стратегий развития систем предоставления социальных услуг населению и координации действий Правительства РФ. Безусловно, необходимы также меры, способствующие достижению улучшений на уровне отдельных регионов и предоставляющие возможность самостоятельно в большей мере оказывать влияние на региональные направления действий в области развития социальной сферы.
Таким образом, ключевым элементом организации и управления системой предоставления социальных услуг населению в условиях кризиса является конструктивный диалог по вопросам, связанным с переориентацией работы во всех областях (особенно в рамках приоритетных социальных программ) на совершенствование системы предоставления социальных услуг населению. Именно поэтому в России необходим механизм координации деятельности для обеспечения синергетического эф-
ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
фекта взаимодействия различных национальных и глобальных инициатив, направленных на укрепление социального сектора экономики.
ЛИТЕРАТУРА
1. Рассел Р., Мердик Р. Управление и организация в сфере услуг / пер. с англ, под ред. В.В. Кулибановой. 2-е изд. СПб.: Питер, 2002. С. 78-79.
2. Яковлев В.А. Сервисная экономика: тенденции глобализации // Проблемы теории и практики управления. 2012. № 1. С. 112-118.