Научная статья на тему 'Развитие системы сопровождения студентов-инвалидов в высших учебных заведениях Бельгии (свободный университет Брюсселя, Высшая школа Брюсселя)'

Развитие системы сопровождения студентов-инвалидов в высших учебных заведениях Бельгии (свободный университет Брюсселя, Высшая школа Брюсселя) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
958
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОМОЩЬ СТУДЕНТАМ-ИНВАЛИДАМ / ВЫСШАЯ ШКОЛА / УСПЕШНОЕ ОБУЧЕНИЕ / SUPPORT FOR HANDICAPPED STUDENTS / HIGH SCHOOL / SUCCESSFUL STUDY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зиновьева Валентина Ивановна, Берсенев Максим Валериевич

Освещается опыт высших учебных заведений Бельгии Свободного университета Брюсселя и Высшей школы Брюсселя по сопровождению студентов-инвалидов. Рассматриваются принципы и методы деятельности служб помощи студентам-инвалидам, взаимодействие с административными службами, преподавательским составом, общественными организациями. Службы помощи являются некоммерческими организациями, сочетают помощь инвалидам с исследовательской деятельностью, изучают отношения среды к студентам-инвалидам в разных вузах, влияние непрерывного профессионального образования на специалистов с инвалидностью. В основе деятельности служб помощи лежат потребности самого студента. Главный принцип состоит в том, чтобы инвалидность студентов не вставала на пути их успехов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зиновьева Валентина Ивановна, Берсенев Максим Валериевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reviews the experience of institutions of higher education in Belgium Free University of Brussels and Brussels High school in providing support for handicapped students. The principles and methodology of assistance service and its cooperation with the administration, teaching stuff and public organizations are described. The assistance services are non-profit organizations which combine research with practical assistance for handicapped students. The main areas of study are the relationships between the handicapped students and educational environment in different institutions of higher education and the influence of continuous education on students with specific needs. The needs of the handicapped students are the main priorities defining the activity of the assistance services. The major goal of the assistance services is to create favorable environment for successful study.

Текст научной работы на тему «Развитие системы сопровождения студентов-инвалидов в высших учебных заведениях Бельгии (свободный университет Брюсселя, Высшая школа Брюсселя)»

2010 История №3(11)

V. ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ВУЗОВ

УДК 364(62,65)

В.И. Зиновьева, М.В. Берсенев

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ИНВАЛИДОВ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ БЕЛЬГИИ (СВОБОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ БРЮССЕЛЯ, ВЫСШАЯ ШКОЛА БРЮССЕЛЯ)*

Освещается опыт высших учебных заведений Бельгии - Свободного университета Брюсселя и Высшей школы Брюсселя - по сопровождению студентов-инвалидов. Рассматриваются принципы и методы деятельности служб помощи студентам-инвалидам, взаимодействие с административными службами, преподавательским составом, общественными организациями. Службы помощи являются некоммерческими организациями, сочетают помощь инвалидам с исследовательской деятельностью, изучают отношения среды к студентам-инвалидам в разных вузах, влияние непрерывного профессионального образования на специалистов с инвалидностью.

В основе деятельности служб помощи лежат потребности самого студента. Главный принцип состоит в том, чтобы инвалидность студентов не вставала на пути их успехов.

Ключевые слова: помощь студентам-инвалидам, высшая школа, успешное обучение.

В связи с подготовкой и подписанием нашей страной Конвенции ООН «О правах инвалидов» в сентябре 2008 г., тема их интеграции в общественную жизнь и образовательную среду начинает привлекать внимание отечественных исследователей [1—3]. В западном обществе идеи инклюзивного образования получили развитие с середины 60-х гг. XX в. К этому времени в европейских странах сложились профессиональная социальная работа, система оказания психологической помощи, социальное проектирование. В системе высшего образования наряду с развитием образовательной деятельности происходило формирование служб социального сопровождения.

В Свободном университете Брюсселя (СУБ), одном из старейших университетов Бельгии, в середине 50-х гг. был создан Институт труда. В нем идет обучение бакалавров (3 года) и магистров (2 года), действуют вечерние курсы. С 2006-07 гг. он фактически включен в факультет экономических и социальных работ с сохранением многопрофильности специальностей. Подготовка бакалавров социальной работы в Бельгии осуществляется как в университетах, так и в высших школах. Если в университетах готовят бакалавров «переходного типа» как будущих исследователей, то в высших школах готовят кадры в основном профессионалов социальной работы, и, соответственно, программа их подготовки имеет несколько видов практик.

* Статья подготовлена в рамках выполнения проекта «Сопровождение социальной адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья в техническом вузе. (ТУСУР). Программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010)».

Так, к примеру, в Высшей школе Брюсселя студенты получают знания по экономике, юриспруденции, социологии, в области здравоохранения и физкультуры, а также по методологии и техникам профессии. Большое внимание уделяется практическому обучению. В первый год обучения практика составляет 1 месяц, во второй - 3 месяца, в третий - 6 месяцев в году. Задача обучения - соединить практические навыки с теоретическими знаниями. При этом они могут продолжать учебу в университетах по магистерским программам.

Для организации работы таких служб сопровождения студентов -нивалидов используется два варианта: во-первых, социальная служба помощи студентам-инвалидам СУБ является некоммерческой организацией, созданной при факультете психологии 10 лет назад. Часть должностей — психолог, секретарь, библиотекарь - входят в штат факультета, а остальные (президент, помощник, два психолога, исследователи) финансируются за счет исследовательских контрактов. Большинство сотрудников сочетают организацию помощи студентам-инвалидам СУБ с исследовательской деятельностью по проблемам инвалидности. Изучается, в частности, влияние официального признания человека инвалидом на его психологическое состояние. Кроме того, изучается отношение среды к студентам-инвалидам в разных вузах, влияние непрерывного профессионального образования на специалистов с инвалидностью. Одновременно служба ведет прием клиентов из гражданского населения и оказывает услуги по работе с взрослыми, имеющими отсталость в умственном развитии, в частности, при помощи тематических функциональных тетрадей, разработанных совместно с логопедами, их учат самостоятельно пользоваться чеками, деньгами и т. д.

В Свободном университете Брюсселя нет вступительных экзаменов из-за высокой конкуренции среди вузов. Служба начинает работу с будущим сту-дентом-инвалидом со встречи с его родителями. Сотрудники сообщают, как университет подготовлен к принятию инвалидов, рекомендуют те или иные специальности. Студент-инвалид свободен в выборе. Если он не обращается за помощью, то ее ему не навязывают. Даже если обучение в вузе будет угрожать состоянию его здоровья или жизни, свободный выбор студентом своего будущего не ограничивается. Один из ведущих принципов деятельности службы заключается в том, чтобы инвалидность студентов не вставала на пути их успехов.

Наиболее распространенной формой работы с инвалидами в вузе является психосоциальный подход, главное в котором - понимание личности студента и его взаимодействия с миром, который его окружает. Для этого подхода характерны две черты - приверженность традиционным приемам в обеспечении клиентов услугами и готовность к переменам по мере появления новых идей. Цель подхода - поддерживать равновесие между внутренней психической жизнью человека и межсистемными отношениями, которые влияют на его жизнедеятельность. В соответствии с этим подходом организуется сопровождение студентов-инвалидов. В основе его - потребности самого студента. Так, в частности, если у студента существуют проблемы с записью, то ему предлагается помощник-сопроводитель. Если сту-

дент имеет слабое зрение или слеп, то предоставляется услуга по переводу текстов в азбуку Брайля. Эта услуга очень трудозатратна, иногда студенты месяцами ждут выпуска таких текстов. Предоставляются аппараты для слабослышащих. Служба помощи студентам-инвалидам СУБ имеет широкие налаженные связи с общественными организациями Бельгии, занимающимися благотворительной помощью инвалидам, в частности с Валлонским агентством интеграции инвалидов и Франкофонным брюссельским сервисом, которые компенсируют студенту-инвалиду приобретение компьютера или специальных компьютерных программ. Сопроводители студентов-инвалидов специально обучаются, один раз в три месяца проходит обмен опытом между всеми, кто работает с инвалидами, таким образом, в вузе существует своеобразная сеть. Студентов из академических групп приглашают стать сопроводителями студентов-инвалидов, они получают плату - три евро в час. Центральное место в деятельности службы занимает посредническая функция. Служба помощи связывается с внутренними службами университета, внешними службами (Лига слепых и т. д.) и расширяют спектр возможных услуг. В соответствии с социальнопсихологическим подходом [4] традицией являются контакты с каждым преподавателем по поводу конкретных студентов-инвалидов, во время которых заключаются договоренности, которые представляют собой компромисс между требованиями преподавателя и возможностями студента-инвалида.

В Свободном университете Брюсселя студенту-инвалиду разрешается пройти годовой курс обучения за два года. В первый год он платит за обучение полностью (837 евро), во второй - всего 60 евро. В Бельгии налажена помощь сурдопереводчиками, в роли которых могут выступать в том числе и преподаватели вуза. Прием экзаменов у студентов-инвалидов оговаривается отдельно, сессия продлевается или остается открытой в каждом конкретном случае. В Дни открытых дверей для привлечения абитуриентов вывешивается реклама услуг студентам-инвалидам. В настоящее время (ноябрь 2009 г.) на попечении Службы инвалидов СУБ находятся 28 сту-дентов-инвалидов. Информация об окончивших вуз студентах-инвалидах, их трудоустройстве и их самочувствии, проблемах также накапливается в архиве службы помощи.

Работа службы помощи студентам-инвалидам в Высшей школе Брюсселя (ВШБ) также осуществляется на основе социально-психологического метода. Психосоциальный подход как система предусматривает более полное понимание людей в контексте существующей действительности и использование этих знаний для того, чтобы помочь им развивать и усиливать свой потенциал. Цель психосоциальной терапии - способствовать психосоциальной стабилизации личности. При этом большое внимание уделяется структуре личности, путям работы с ней, а не предоставлению материальной помощи, жилья и т. п. В Школе есть инструкция, в которой сформулированы правила, способствующие интеграции инвалидов в образовательную среду. В начале каждого семестра эта инструкция рассылается по всем подразделениям ВШБ. По мере необходимости служба сопровождения обращается с

теми или иными просьбами к преподавателям, секретарям, напоминает о тех или иных принципах отношения к инвалидам. Так же, как и в СУБ, при оказании конкретной помощи служба сопровождения ВШБ исходит из того, что нужно самому студенту. Очень часто возникают трудности во взаимоотношениях с преподавательским составом. Преподаватели часто забывают о том, что в их аудиториях присутствуют лица с особыми потребностями, не хотят идти на уступки, так как это является для них дополнительной работой. В таких случаях представители службы работают индивидуально с каждым преподавателем, находя компромисс.

Сопровождение студентов-инвалидов в ВШБ базируется на практике конкретных случаев. Так, профессор Ф. Жилле рассказал о ситуации, которая сложилась в школе в предыдущем семестре. В школу был принят слепой преподаватель, и одна из студенток решила написать курсовую работу на тему помощи этому преподавателю. Однако он сказал, что не нуждается в помощи. Одновременно к ним поступила просьба от службы сопровождения Свободного университета Брюсселя (СЕФЕС). В СУБ поступила глухая студентка из Румынии, которая хотела получить профессию преподавателя начальной школы. В ходе консультаций между СЕФЕС и службой сопровождения ВШБ было решено, что ее обучение будет успешнее проходить в ВШБ, чем в СУБ. Большинство преподавателей реагировали на появление этой студентки настороженно, не хотели адаптироваться к этим изменениям. Представитель службы сопровождения ВШБ рекомендовал студентке, которая хотела писать о помощи слепому преподавателю, обратить внимание также на адаптацию румынской студентки. Таким образом, адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья началась с простых действий: поиска сурдопереводчика, организации контактов, планирования работы. Понимание целей складывалось постепенно, в ходе совместной работы, по мере укрепления их взаимоотношений. В результате была написана хорошая работа и состоялась интеграция студентки и преподавателя с ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс и систему коммуникаций Высшей школы Брюсселя. Таким образом, возникла новая система отношений, в которой все участники были заинтересованы друг в друге.

Таким образом, исходя из внутренних возможностей, ресурсов самого вуза, без привлечения масштабной финансовой помощи наладить работу службы сопровождения студентов-инвалидов в техническом вузе можно, но только при содействии администрации и ректората. В частности, может быть применен опыт по привлечению сопроводителей из числа студентов-волонтеров, а также можно использовать возможности конкурсов, грантов, исследовательских программ, разработать технологию работы с преподавателями и родителями студентов-инвалидов, создать своеобразную систему взаимоотношений и взаимодействия с внешними факторами.

Литература

1. Банч Г. Включающее образование. Как добиться успеха: основные стратегические подходы в работе в интегративном классе. М.: Прометей, 2005. 88 с.

2. Грозная Н. Включающее образование: история и международный опыт // Фонд «Поддержка гуманитарных программ» [Электронный ресурс]. Электрон. дан. Режим доступа: http://www.fpgp.ru/inclusive/index.php?area=2, свободный

3. Инклюзивное образование: состояние, проблемы, перспективы: Материалы регионального семинара. Минск: Четыре Четверти, 2004. 208 с.

4. Пэйн М. Социальная работа: современная теория: Учебное пособие / Под ред. Дж. Кам-плинга; Пер. с англ. О.В. Бойко и Б.Н. Мотенко; Науч. ред. рус. текста докт. филос. наук, проф. И.В. Наместникова. М.: Издательский центр «Академия», 2007. С. 195-196.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.