Научная статья на тему 'Сопровождение студентов с ограниченными возможностями в вузах Германии (университет Гумбольдта)'

Сопровождение студентов с ограниченными возможностями в вузах Германии (университет Гумбольдта) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1137
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / СОПРОВОЖДЕНИЕ СТУДЕНТОВ-ИНВАЛИДОВ / УНИВЕРСИТЕТ ГУМБОЛЬДТА / SOCIAL ADAPTATION / SUPPORT FOR HANDICAPPED STUDENTS / HUMBOLDT UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зиновьева Валентина Ивановна, Берсенев Максим Валериевич

Рассматривается решение проблемы сопровождения студентов-инвалидов на примере университета Гумбольдта в Германии. Одновременно затрагиваются проблемы реформы высшего образования в Германии в целом и ее ближайшие последствия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зиновьева Валентина Ивановна, Берсенев Максим Валериевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article gives a review of social adaptation support for handicapped students at Humboldt University (Germany).To enter the University a student has to complete Abitur, which is a German equivalent to high school level. Based on the diploma a person can apply for a place at university. The procedure is carried out via Internet or a computer at university. The applicant has to fill in a form. Nowadays, there are 128 handicapped students at three universities in Berlin, 52 at Humboldt university, 43at Free University and 9 at Technical University. Among them 43 have mobility disabilities, 31 are blind or visu ally impaired and 38 are hearing-impaired. All this students are actively supported by the noncommercial students organization "Schtundenwerk" and get all necessary assistance to complete their education. This organization was started in Germany as early as in the postwar period. Each university has a representative of this organization. Besides, a lot of people, including teachers, are willing to help handicapped students voluntarily. "Schtundenwerk" employs administrative workers, social workers, psychologists, etc. Today the stuff numbers 900 people. The organization works in different direction, for example, arranges special hostel accommodation for handicapped students, helps with paperwork for job applications ( all the students including handicapped have to pay for their education), take care of nurseries and kindergartens for students' children. "Schtundenwerk" has a network of inexpensive student canteens and uses the profits from this on the needs of the handicapped students, such as buying necessary equipment and computers. Physical accessibility of the University buildings is provided, thus, the main building of Humboldt University has three lifts. All the institutions of higher education provide organization, methodical, psychological and pedagogical support for handicapped students during the training course. There are also paid specially trained students-assistants in each university.

Текст научной работы на тему «Сопровождение студентов с ограниченными возможностями в вузах Германии (университет Гумбольдта)»

2011 История №3(15)

VIII. ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В.И. Зиновьева, М.В. Берсенев

СОПРОВОЖДЕНИЕ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В ВУЗАХ ГЕРМАНИИ (УНИВЕРСИТЕТ ГУМБОЛЬДТА)*

Рассматривается решение проблемы сопровождения студентов-инвалидов на примере университета Гумбольдта в Германии. Одновременно затрагиваются проблемы реформы высшего образования в Германии в целом и ее ближайшие последствия.

Ключевые слова: социальная адаптация, сопровождение студентов-инвалидов, университет Гумбольдта.

Современное высшее образование не только выполняет задачу социализации молодого поколения, но и выступает фактором накопления человеческого капитала и формирования среднего класса. В связи с этим особое значение приобретает его доступность для социально уязвимых групп населения; мигрантов, малообеспеченных, инвалидов. С решением этой проблемы связаны реализация идей прав человека, социальной справедливости и достижение благосостояния всего общества. Проблемы получения инвалидами высшего образования, их адаптации и интеграции в вузовскую систему в последнее время находятся в фокусе внимания ряда авторов [1—3]. В российских вузах происходят изменения, связанные с созданием специальных служб и центров психологопедагогической поддержки студентов с ограниченными возможностями здоровья, специализированных подготовительных отделений. Но если в странах западного общества доля инвалидов, обучающихся в высшей школе, составляет 5% от числа обучающихся, то в России она не достигает и 1% [4]. В этих условиях имеет значение знакомство с опытом лучших европейских вузов, в число которых входит Университет Гумбольдта.

Напомним об основных особенностях высшего образования в Германии. Для того, чтобы обучаться в университете, студент должен закончить АЫШг - немецкий аналог старшего школьного звена. На основании полученного диплома он может записаться на учебу в вуз. Это происходит через Интернет или компьютер в вузе. Для этого он должен заполнить короткий формуляр. С 2005 г. университеты Германии начали переходить на двухуровневую систему образования. В бакалавриате студенты обучаются 3 года, в маги стратуре - 2. В настоящий момент у педагогов

высшей школы Германии существуют претензии к этой системе. Хотя педагоги соглашаются, что Болонская система дисциплинирует студентов (короткие по времени курсы, которые надо посещать, чтобы получить оценку, сокращенный срок обучения, который не дает студентам расслабиться -ведь до введения этой системы некоторые студенты могли обучаться по 10-15 лет), но вместе с тем перестройка требовала больших человеческих ресурсов и средств, первые выпуски бакалавров были на рынке труда неконкурентоспособны, и им приходилось поступать в магистратуру. Кроме того, студенты перестали изучать первоисточники, читают только то, что им дают преподаватели, ведут себя рецептивно. Некоторые страны не признают учебных степеней Германии, что разрушает основной принцип Болонского процесса - взаимо-признание дипломов специалистов в разных странах. Отдельные земли, например Саксония, отказались от двухуровневой системы и вернулись к традиционному обучению. По окончании обучения бакалавры должны писать выпускные работы. Парадоксально, но из-за сжатых сроков обучения они пишут только теоретические работы, результаты практической работы в них не включаются. У студентов просто не хватает времени для осмысления своего опыта (на написание выпускной работы отводится всего 6 недель).

Высшее образование в Германии имеет несколько иные организационные формы, нежели в России. Так, например, не существует кафедр в нашем понимании. В немецких вузах в рамках факультетов действуют отделения, например отделение жестовой речи и аудиопедагогики. Отделение формируется вокруг профессора, и если он по какой-либо причине уходит из вуза, отделение перестает существовать.

* Статья подготовлена при финансовой поддержке гранта ФЦП «Кадры».

В.И. Зиновьева, М.В. Берсенев

В германских вузах сформировалась и действует система социальной адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья. В настоящий момент в трех университетах Берлина обучается 128 человек с инвалидностью, 52 - в Университете Гумбольдта, 43 - в Свободном университете и 9 - в Техническом университете. Среди них 43 - с трудностями в передвижении, 31 -слепые и слабовидящие, 38 - с ограничениями слуха. Все эти студенты получают необходимую помощь для успешного завершения своего образования от самодеятельной студенческой организации «Штудентенверк». Это общество было создано в Германии еще в послевоенный период под влиянием движения студентов в защиту своих прав. В каждой земле Германии и в каждом университете есть его представители. Они занимаются социальной работой со всеми группами студентов. Кроме того, многие, включая преподавателей, на добровольных началах осуществляют помощь студентам-инвалидам. Так, в институте философии Университета работают г-н Гауптнер, единственный в Германии слепой педагог, который, будучи слепым, защитил диссертацию по философии, и его супруга, имеющая степень по той же специальности. Оба они, параллельно с основной работой, занимаются проблемами реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья. Супруги Гауптнер знакомят студентов-инвалидов с новейшими приборами (электронная лупа для слабовидящих, записная книжка по системе Брайля и т.п.) и обучают ими пользоваться. Техническое обеспечение учебного процесса является проблемой в Германии из-за высокой стоимости, и приборы получить сложно. По медицинской страховке полагается их предоставление инвалидам на время обучения и при дальнейшей работе после окончания учебного заведения, но на практике существует множество бюрократических препятствий. Официальный представитель «Штудентен-верк» в высшем учебном заведении возглавляет службу сопровождения студентов с инвалидностью вуза и имеет помощников (1-2 чел.). Эта организация получает финансы от местных органов управления, которые, в свою очередь, специально выделяются на данные нужды из федерального бюджета. Кроме того, каждый студент платит взнос в организацию по 24 евро два раза в год.

«Штудентенверк» получила при своем учреждении широкий круг полномочий, в частности, возможность нанимать на работу сотрудников для административной работы, социальных работников, психологов, дефектологов. Всего сегодня там работают 900 человек. Организация «Штудентен-

верк» занимается разными вопросами, в том числе жилищными проблемами студентов, предоставляет в общежитиях специально оборудованные комнаты для студентов-инвалидов, оказывает помощь в оформлении документов при поступлении студентов на работу (т.к. все студенты, в том числе и инвалиды, должны платить за обучение), устройством яслей и детсадов для детей студентов. Эта организация занимается также устройством общественного питания для студентов. «Штудентен-верк», содержит сеть студенческих столовых с дешевыми обедами и на доходы от прибыли оказывает помощь студентам-инвалидам, в том числе в приобретении для них приборов и компьютеров.

В вузах Берлина еще в послевоенный период, когда шло восстановление зданий, было начато создание безбарьерной архитектурной среды, и в настоящее время обеспечена физическая доступность корпусов для инвалидов, кроме лифтов, есть пандусы, специальные места в аудиториях. Только в главном корпусе Университета Гумбольдта 3 лифта, первый появился там еще в 1950-е гг. Во всех вузах осуществляется организационнометодическое и психолого-педагогическое сопровождение инвалидов в учебном процессе, есть оплачиваемые специально подготовленные сопроводители из числа студентов. Таким образом, в начале учебного года создаются рабочие места для студентов. Эта работа заключается в том, чтобы помогать инвалиду в передвижении по учебным корпусам, записывать лекции, пояснять задания, полученные на занятиях, и пр. У одного студента-инвалида, в зависимости от заболевания, может быть несколько таких ассистентов-сопро-водителей. Оплата таких сопроводителей составляет 10 евро в час. Сопроводители регистрируют свои услуги в специальных формулярах.

Кроме того, преподаватели, читая лекцию в группах, где имеются инвалиды, обязаны через каждые 15 мин проверить, успевают ли они или их сопроводители записывать конспект. Если у сту-дентов-инвалидов возникают проблемы, то они обращаются к официальному представителю «Штудентенверк» в вузе, и он решает их в рамках своих полномочий. Таким образом, инвалиды реализуют свое право на образование.

Студенты Университета Гумбольдта, обучающиеся на специальных педагогов, выбирают как минимум два направления подготовки, по двум видам нарушений здоровья — например, для глухих и слепых. Кроме того, они изучают тот предмет, который собираются преподавать в школах. Обучение глухих студентов в университете организовано таким образом, чтобы они приобретали

Сопровождение студентов с ограниченными возможностями в вузах Германии

три специальности: одна - сурдопедагогика, вторая связана с нарушениями здоровья другого рода и третья - предмет по выбору. Первая специальность помогает овладеть грамотной жестовой речью для общения, а вторая и третья - занять достойное место на рынке труда и в обществе.

Таким образом, в системе высшего образования в Германии, так же как и в России, идут реформы, связанные с внедрением двухуровневой системы обучения. У этих реформ, помимо сторонников, есть значительная группа преподавателей, которая настроена по отношению к ним критически. Вместе с тем сохраняется традиция сопровождения студентов с инвалидностью в Германии, которая базируется на общественной инициативе и имеет устойчивые организационные формы. Работа самодеятельной организации «Штудентенверк» способствует созданию условий

для успешного завершения образования многими «проблемными» группами студентов, в том числе и с ограничениями здоровья.

ЛИТЕРАТУРА

1. Авцинова Г.И., Фурцов С.А. Международный и российский опыт интеграции в общество людей с инвалидностью // Ученые записки. РГСУ. 2009. № 2. С. 116-124.

2. Зайцев Д.В. В центре внимания - студент-инвалид. 2009. №5. С. 134-140.

3. Лебедева С.С. Исследование социальной группы инвалидов как субъекта деятельности в системе базового и постба-зового образования // Ученые записки Санкт-Петербургского ин-та психологии и социальной работы. 2009. Вып. 1, т. 11.

С. 61-65.

4. Алешина М.В., Плеве И.Р. Социальный лифт или социальное исключение? Высшее образование в России. 2009. № 11. С. 130.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.