Научная статья на тему 'Развитие системы регионального непрерывного географического образования в современных условиях'

Развитие системы регионального непрерывного географического образования в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
118
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТАНДАРТ ОБРАЗОВАНИЯ / СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / CONTINUOUS GEOGRAPHICAL EDUCATION / EDUCATION STANDARD / SYSTEM AND ACTIVITY APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Старчакова И. В.

В статье представлены особенности развития системы регионального непрерывного географического образования в современных условиях, то есть в свете требований Федерального государственного образовательного стандарта. Стандарт определил новые требования к подготовке учащихся, поэтому требуется совершенствование подходов к системе образования, главным из которых является – системно-деятельностный подход.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT of SYSTEM of REGIONAL CONTINUOUS GEOGRAPHICAL EDUCATION IN MODERN CONDITIONS the Summary university

Features of development of system of regional continuous geographical education are presented in article in modern conditions, that is in the light of requirements of the Federal state educational standard. The standard defined new requirements to preparation of pupils therefore improvement of approaches to an education system the main thing from which is – system and activity approach is required.

Текст научной работы на тему «Развитие системы регионального непрерывного географического образования в современных условиях»

Дисциплины становятся более ёмкими, их содержание часто охватывает направления учебной деятельности нескольких кафедр ввуза. Сконструированные дисциплины строго соответствуют выявленным группам компетенций.

Для формирования профессионального блока учебного плана на основе полученных результатов используются наименования сконструированных дисциплин, процент исходной общности групп компетенций и факторные нагрузки наиболее важных задач решаемых выпускником-метрологом составляющих основу профессиональных компетенций.

Основываясь на результатах обработки исходных данных методом факторного анализа, учебное время на формирование групп профессиональных компетенций распределяется пропорционально их вкладу в процент исходной общности, время на формирование компетенций пропорционально факторным нагрузкам задач, решаемых выпускником составляющих их основу. Используя эти выкладки, появляется возможность составить учебный план, включающий новые учебные дисциплины и временные интервалы на их изучение.

Таким образом, использование метода факторного анализа позволило выявить профессиональные компетенции выпускника ввуза специалиста-метролога требуемые современным метрологическим воинским частям и подразделениям и, применив представленную методику, разработать оптимальный перечень изучаемых дисциплин, а также сформировать учебный план с использованием полученных количественных соотношений.

Литература

1. Синюков В.В. Формирование профессиональной компетентности курсантов в военном инженерном вузе // В мире научных открытий. 2012. №9.3(33).

С. 28-39.

2. Могилев А.В., Дзюбенко О.Л. Синюков В.В. Программа для ЭВМ: Факторный анализ. ВУНЦ ВВС «ВВА» (г. Воронеж) рег. №1116 от 09.11.2012 г.

3. Митина О.В., Михайловская И.Б. Факторный анализ для психологов. М.: УМК «Психология», 2001. 169 с.

Старчакова ИВ.

Доцент, кандидат педагогических наук, доцент, Забайкальский государственный университет РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ РЕГИОНАЛЬНОГО НЕПРЕРЫВНОГО ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В

СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Аннотация

В статье представлены особенности развития системы регионального непрерывного географического образования в современных условиях, то есть в свете требований Федерального государственного образовательного стандарта. Стандарт определил новые требования к подготовке учащихся, поэтому требуется совершенствование подходов к системе образования, главным из которых является - системно-деятельностный подход.

Ключевые слова: непрерывное географическое образование, стандарт образования, системно-деятельностный подход.

Starchakova I.V.

Associate professor, candidate of pedagogical sciences, associate professor, Transbaikal state DEVELOPMENT OF SYSTEM OF REGIONAL CONTINUOUS GEOGRAPHICAL EDUCATION IN MODERN

CONDITIONS THE SUMMARY UNIVERSITY.

Abstract

Features of development of system of regional continuous geographical education are presented in article in modern conditions, that is in the light of requirements of the Federal state educational standard. The standard defined new requirements to preparation of pupils therefore improvement of approaches to an education system the main thing from which is - system and activity approach is required.

Keywords: continuous geographical education, education standard, system and activity approach.

Развитие системы регионального непрерывного географического образования в современных условиях напрямую зависит от нормативной базы, в том числе от стандартов образования. В 2010 году был принят Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее - ФГОС), который значительно отличался от предыдущего. Основу стандарта 2003 года составляла знаниевая парадигма. В новом стандарте утверждены не только требования к результатам освоения основной образовательной программы общего образования (личностные, метапредметные, предметные), но и требования к условиям реализации основной образовательной программы общего образования. В стандарте особо отмечается, что личностные результаты должны отражать формирование ценностных ориентаций выпускников, которые содержали бы их индивидуальноценностные мотивы образовательной деятельности, социальные чувства, убеждения, личностные качества.

Метапредметные (компетентностные) результаты связаны с освоенными учащимися универсальными способами деятельности, которые могут применяться как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

Под предметными результатами освоения основной образовательной программы общего образования подразумеваются усвоенные учащимися при изучении учебного предмета знания, умения и специальные компетенции, опыт творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, ценностные установки, специфичные для изучаемой области знаний, в нашем случае, географической.

Анализ требований к условиям реализации основной образовательной программы общего образования дает возможность понять, что речь идет о вопросах подготовки кадров, материально-технического, учебно-методического и информационного обеспечения, то есть необходимо в школах создать современную образовательную среду. Именно наличие совокупности перечисленных условий обеспечит достижение целей общего образования в свете требований ФГОС.

Еще одним существенным отличием новых образовательных стандартов, ведущим к совершенствованию методической подготовки бакалавров географического образования, является системно-деятельностный подход.

В психолого-педагогической литературе встречается ряд определений понятия «подход». М.А. Галагузова и Ю.Н. Галагузова обобщили существующие определения и выявили ряд особенностей. Согласимся, что «...подход - это особая форма познавательной и практической деятельности; это рассмотрение педагогических явлений под определенным углом зрения; это основание, которое выбирается неизменным в анализе и проектировании любого явления; это стратегия исследования изучаемого процесса; это базовая ценностная ориентация, определяющая позицию педагога; это метод структуризации исследуемого объекта.» [1, с.12].

Учитывая проблему исследования, берем за основу, что подход - это особая форма познавательной деятельности.

Системно-деятельностный подход, лежащий в основе ФГОС, обеспечивает:

- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

- проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

- построение образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся [2, с.7]. Представляется возможным сделать однозначный вывод, что для реализации системно-

91

деятельностного подхода, а, значит и всей совокупности требований ФГОС, необходимо совершенствовать методическую подготовку будущих учителей географии.

Для выполнения требований стандарта учителю необходимо уметь работать не столько фронтально, сколько индивидуально, а также организовывать работу в малых коллективах. Поэтому, студентов необходимо научить организовывать системную познавательную деятельность, опираясь, прежде всего, на частично-поисковый и исследовательский методы обучения. Тем самым, у учащихся будут формироваться навыки творческой деятельности, в том числе самостоятельной.

Самостоятельная работа в условиях реализации требований ФГОС должна стать ведущим видом деятельности обучающихся, так как именно самостоятельная деятельность способствует исполнению парадигмы современного образования: «Обучение через всю жизнь». Поэтому возрастает значение формирования у студентов таких профессиональных компетенций как:

- готовность применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения;

- способность применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии;

- способность использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса и др.

Без формирования профессиональных компетенций будущие учителя географии не смогут реализовывать требования ФГОС на практике, особенно в части личностных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы общего образования.

География, как школьный предмет, способствующий реализации требований ФГОС, имеет ряд специфических особенностей. Во-первых, широкие межпредметные связи, базирующиеся на интегративной основе дисциплины. В географии четко выделены две предметные области - естественнонаучная (физическая география) и общественнонаучная (экономическая и социальная география). Это дает возможность вести преподавание, используя опорные и перспективные связи с биологией, физикой, химией, историей, экономикой и т.д.

Во-вторых, география - единственный школьный предмет, который способствует формированию единой целостной картины мира, что, несомненно, подтверждает ее мировоззренческий характер.

В-третьих, география использует широкий спектр средств обучения, вплоть до окружающей местности со всеми находящимися там объектами и учреждениями. Все это дает возможность организовывать с учащимися экскурсионную, научноисследовательскую и проектную деятельность, в том числе краеведческой направленности.

В-четвертых, география имеет опыт десятилетий в реализации системно-деятельностного подхода, так как практические работы всегда занимали особое место в учебных программах. Поэтому, считаем, что в практике современного географического образование сложились условия для реализации требований ФГОС.

Перечисленные аспекты изменения процесса обучения в основной школе требуют новых подходов к подготовке и переподготовке учителей. Поэтому, для совершенствования методической подготовки учителей географии необходимы следующие условия:

- практико-ориентированная направленность всей работы со студентами, особенно в условиях бакалавриата, отличающегося уменьшением количества времени, отводимого на педагогическую практику;

- активная самостоятельная деятельность, в том числе исследовательская;

- внедрение в учебный процесс современных образовательных технологий (ИКТ, модульная, рейтинговая и др.);

- включение студентов в волонтерскую педагогическую деятельность;

- использование дистанционного обучения различной целевой направленности;

- реализация межпредметного подхода, особенно в рамках профессионального цикла дисциплин;

- профориентационная работа и т.д.

Важно также, чтобы учителя школ, независимо от возраста и стажа педагогической деятельности, были заинтересованы и понимали необходимость в постоянном повышении квалификации, поэтому в регионе создается система непрерывного географического образования.

Непрерывным является образование, всеохватывающее по полноте, индивидуализированное по времени, темпам и направленности, предоставляющее каждому право и возможности реализации собственной программы его получения и пополнения в течение всей жизни.

Структурными компонентами системы непрерывного географического образования в Забайкальском крае являются: Факультет естественных наук, математики и технологий Забайкальского государственного университета; Забайкальский институт повышения квалификации работников образования; Институт природных ресурсов, экологии и криологии Сибирского отделения Российской Академии наук. В ряде совместных инновационных проектов, обеспечивающих реализацию принципа «Образование на протяжении всей жизни», участвуют Министерство образования и молодежной политики краевой администрации; Г ородской комитет образования, Муниципальные образовательные учреждения города и края; ГНОУ «Забайкальский ботанический сад»; Детско-юношеский центр.

В основе функционирования региональной системы непрерывного географического образования лежат следующие принципы, определяющие его специфику:

1. Гуманизма, который свидетельствует об обращенности образования к человеку, о свободе выбора личностью форм, сроков, видов обучения, повышения квалификации, самообразования. Принцип реализуется через создание благоприятных возможностей для развития творческой индивидуальности каждого человека, то есть человек рассматривается как цель общественного прогресса;

2. Демократизма, предполагающий доступность образования в любом возрасте благодаря многообразию форм обучения, в соответствии с интересами, возможностями и потребностями. Принцип обеспечивает свободу перехода из одного учебного заведения в другое, ускоренное завершение обучения и повышения квалификации; означает равные права всех граждан, независимо от сословно-классовой принадлежности, национальных особенностей, состояния здоровья, на образование и развитие. Данный принцип предполагает демократизацию всех сторон жизнедеятельности образовательных учреждений, равноправные отношения субъектов педагогического процесса;

3. Мобильности, выраженный в многообразии средств, способов, организационных форм системы непрерывного образования, их гибкости и готовности к быстрой перестройке в соответствии с изменяющимися потребностями производства, общества, человека. Принцип ориентирует на использование разных продуктивных методических систем и технологий;

4. Опережения, опирающегося на научное прогнозирование, требующее более быстрого и гибкого развития, перестройки учебных заведений и учреждений системы непрерывного образования по отношению к нуждам общественной практики, мобильного обновления их деятельности. Принцип ориентирует на широкое и активное использование новых форм, методов, средств подготовки и переподготовки специалистов, на включение инновационных подходов к этому процессу;

92

5. Открытости системы непрерывного образования, которая требует от учебных и прочих заведений и структур расширения деятельности путем привлечения к обучению и повышению квалификации нетрадиционной аудитории, вольнослушателей. При этом возникает необходимость работать с разными возрастными слоями и группами населения, которые отличаются уровнем образования и профессиональной подготовки, отношением к образованию.

Таким образом, для реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта основного образования в Забайкальском крае создана и развивается система непрерывного географического образования. ФГОС является нормативной базой и движущей силой процессов совершенствования регионального образовательного пространства.

Литература

1. Галагузова М.А., Галагузова Ю.Н. Аксиологический подход в профессиональной подготовке социальных педагогов //Педагогическое образование и наука. 2010. №6. С.12.

2. Пасечник В.В. Основы методической системы подготовки учителя в условиях новой образовательной парадигмы /Сборник научных трудов «Совершенствование школьной и вузовской методики преподавания биологии, географии, экологии». -М.: Изд-во МГОУ, 2012. С.7.

Тарасова О.А.1, Образцова Л.В.2

'Профессор, канд.пед.наук; 2Профессор, доктор пед.наук, Пятигорский государственный лингвистический университет

САМООБРАЗОВАНИЕ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР ЛИЧНОСТНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА

СОВРЕМЕННОГО ВУЗОВСКОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Аннотация

В статье рассмотрены особенности профессионального самообразования современного преподавателя вуза, средства и способы самообразования, обеспечивающие достижение личностного и профессионального роста, совершенствования педагогического мастерства - высшего уровня педагогической культуры педагога..

Ключевые слова: самообразование, профессиональное самовоспитание, педагогическое мастерство, педагогическая культура.

Tarasova О.А.1, Obraztsova L.V.2

'Ph.D., Professor; 2Doctor of Sc., Professor , Pyatigorsk State Linguistic University

SELF-EDUCATION AS A KEY FACTOR IN INDIVIDUAL AND PROFFESIONAL ADVANCEMENT OF THE PRESENT-

DAY UNIVERSITY TEACHER

Abstract

The article considers the peculiarities of the contemporary university teacher’s self-education and outlines methods of and guidelines for individual and professional advancement as well as mastering the art of teaching - the highest achievement in the sphere ofpedagogical culture.

Keywords: self-education, professional advancement, art of teaching, pedagogical culture.

Постоянная работа по самообразованию и самовоспитанию современного вузовского преподавателя приобретает особую актуальность в наши дни, когда возрастает значение компетентности, когда жизненный успех все больше зависит от уровня профессионализма и педагогического мастерства, умения плодотворно трудиться, использовать внутренние резервы личности, максимально развивать способность к творчеству. Утверждение К.Д.Ушинского о том, что учитель живет до тех пор, пока учится, в современных условиях приобретает особое значение. Исключительно актуальна сегодня и мысль о необходимости постоянного самосовершенствования преподавателя путем неустанной работы над собой. Властным требованием времени становится необходимость непрерывного педагогического образования. А. Дистервег писал, имея в виду учителя: «Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием» [1, 74].

Педагогическое мастерство начинает формироваться уже на адаптивном уровне освоения педагогической культуры. Однако мастером профессиональной деятельности педагог становится, лишь достигнув системно-творческого уровня освоения педагогической культуры, поскольку мастерство предполагает высокий уровень владения профессией, трудовыми навыками, увлеченность своим делом. Педагогическое мастерство выражается в продуктивном решении образовательных задач. Источником педагогического мастерства являются «профессиональные знания, педагогические способности, такие личностные качества педагога, как высокий уровень нравственности, духовное богатство, любовь педагога к делу и детям, а также владение педагогической техникой» [2,192].

В целом, компетентному преподавателю вуза, мастеру педагогического труда присущи такие качества творческой личности, как стремление к самореализации, т.е. наиболее полному развитию своих индивидуальных и профессиональных возможностей; увлеченность своей работой, отношение к профессиональной деятельности как к жизненно важной задаче, постоянная готовность к ее совершенствованию; готовность к решению жизненных и профессиональных проблем, поиску неординарных путей реализации педагогических задач.

Таким образом, педагогическое мастерство представляет собой синтез знаний, умений, навыков и личностнопрофессиональных качеств педагога и свидетельствует о профессиональной компетентности учителя и преподавателя.

Современный преподаватель вуза должен постоянно стремиться к совершенствованию педагогического мастерства, постоянно пополнять свой собственный образовательный арсенал, ведь от его деятельности зависит качество образования. Естественно, что уровень его развития напрямую зависит от способности к саморазвитию, самообразованию. В педагогике такая работа над собой носит название самовоспитания и саморазвития.

Самообразование представляет собой специально организованную, самостоятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно и общественно значимых образовательных целей; непрерывное продолжение общего и профессионального образования, благодаря которому актуализируются и расширяются знания и восполняются пробелы в духовном развитии человека [3,73].

Опыт работы над собой в плане самосовершенствования составляет предпосылку профессионального самовоспитания, которое предполагает сознательную работу по развитию своей личности как профессионала: адаптацию своих индивидуально неповторимых особенностей к требованиям педагогической деятельности, постоянное повышение профессиональной компетентности и непрерывное развитие социально-нравственных и других свойств личности.

В основе самообразования - личностный подход. В связи с этим, самообразование представляются как процесс, который регулируется личными мотивами педагога. Как правило, необходимость в самообразовании возникает тогда, когда у преподавателя вырабатывается способность анализировать свою деятельность критически, ставить перед собой профессионально значимые цели. Направленность саморазвития и его успех обусловлены способностью преподавателя к активной и целеустремленной деятельности. Самообразование также связано с развитостью у личности такого качества, как самостоятельность, понимаемого как способность мыслить, анализировать ситуации, принимать решения и действовать по

93

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.