Научная статья на тему 'Совершенствование подготовки выпускников военного вуза – специалистов-метрологов на основе применения метода факторного анализа'

Совершенствование подготовки выпускников военного вуза – специалистов-метрологов на основе применения метода факторного анализа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ / COMPETENCE / PROFESSIONAL COMPETENCE / FACTOR ANALYSIS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Синюков В. В.

В настоящей статье приведена методика разработки оптимального перечня учебных дисциплин и формирования учебного плана подготовки специалистов-метрологов в военном вузе на основе применения метода факторного анализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Синюков В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT PREPARATION GRADUATES OF MILITARY HIGHER EDUCATION INSTITUTION – SPECIALISTS METROLOGISTS ON THE BASIS APPLICATION METHOD OF THE FACTOR ANALYSIS

The list subject matters and formation the curriculum preparation of spetsialistov-metrologists in military higher education institution on the basis of application method the factor analysis.

Текст научной работы на тему «Совершенствование подготовки выпускников военного вуза – специалистов-метрологов на основе применения метода факторного анализа»

Литература

1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года / под ред. А. Кушнира. - М.: ЦГЛ, АПК и ПРО, 2004. - 24 с.

2. Асмолов А. Образование как ценностное полагание: диалог между педагогикой сотрудничества и культурно-исторической психологией // Народное образование. - 2008. - № 5. - С. 48-52.

Синюков В.В.

Соискатель, Военный учебно-научный центр ВВС «Военно-воздушная академия» им.профессора Н.Е.Жуковского и

Ю.А.Гагарина (г. Воронеж)

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ВОЕННОГО ВУЗА - СПЕЦИАЛИСТОВ-МЕТРОЛОГОВ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА ФАКТОРНОГО АНАЛИЗА

Аннотация

В настоящей статье приведена методика разработки оптимального

перечня учебных дисциплин и формирования учебного плана подготовки специалистов-метрологов в военном вузе на основе применения метода факторного анализа.

Ключевые слова: компетенция; профессиональная компетентность; факторный анализ.

Sinyukov V.V.

Competitor of a scientific degree, Air Force Education and Research Center «Zhukovsky and Gagarin Air Force Academy» (Voronezh)

IMPROVEMENT PREPARATION GRADUATES OF MILITARY HIGHER EDUCATION INSTITUTION - SPECIALISTS METROLOGISTS ON THE BASIS APPLICATION METHOD OF THE FACTOR ANALYSIS

Abstract

The technique development optimum is given in the present article

the list subject matters and formation the curriculum preparation of spetsialistov-metrologists in military higher education institution on the basis of application method the factor analysis.

Keywords: competence; professional competence; factor analysis.

Переход высшего профессионального образования в военном вузе (ввузе) от квалификационной модели специалиста к компетентностной характеризует современный этап в системе высшего профессионального образования. Компетентностная модель выпускника, с одной стороны, охватывает квалификацию, связывающую его будущую деятельность с предметами и объектами труда, с другой стороны, отражает междисциплинарные требования к результату образовательного процесса [1]. Анализ ФГОС ВПО нового поколения позволил установить, что не все предлагаемые в нем компетенции соответствуют современным требованиям войск, а часто охватывают только «способность» выполнять различные виды профессиональной деятельности. Профессорско-преподавательский состав ввуза испытывает затруднения при составлении учебных программ профессионального цикла: сколько учебного времени необходимо выделить на формирование той или иной компетенции, какие компетенции формирует учебная дисциплина, из набора каких компетенций и в каком количестве состоит профессиональная компетентность выпускника, соответствующего современной потребности войск.

Одним из путей решения проблемы выявления требуемых профессиональных компетенций выпускника ввуза и формирования компетентностного плана подготовки является анализ задач профессиональной деятельности специалиста, опрос (анкетирование) экспертов по оценке значимости успешного решения этих задач для профессиональной деятельности с последующим применением современного метода статистической обработки экспериментальных данных - факторного анализа. Используя результаты обработки, появляется возможность выявить в количественном отношении требуемые группы профессиональных компетенций, сформировать на их основе профессиональные компетенции и произвести конструирование новых учебных дисциплин и учебных планов профессионального блока.

Целью статьи является выработка методики применения результатов обработки экспериментальных данных значимости решаемых задач специалистом-метрологом с помощью метода факторного анализа для разработки оптимального перечня изучаемых дисциплин и формирования учебного плана. Для решения проблемы выявления наиболее значимых групп профессиональных компетенций выпускника ввуза специалиста-метролога применена обработка с помощью метода факторного анализа задач профессиональной деятельности специалиста, составленных на основе анкетирования экспертов по оценке значимости успешного решения этих задач для профессиональной деятельности.

Исходные данные для обработки методом факторного получены из опроса групп экспертов: представителей заказчика, воинских частей, профессорско-преподавательского состава ввуза. Данные эксперты, используя требования действующих нормативных, руководящих документов и личный опыт руководства подчиненными, определили 17 наиболее значимых задач, решаемых выпускником-метрологом в войсках.

Эти задачи составили основу опросного листа для последующего анкетирования групп экспертов. В строках, разработанного опросного листа, указаны наиболее значимые задачи, а в столбцах - 6 степеней важности от «совершенно не значимо» до «очень значимо» и «определяющее».

Затем проведено анкетирование группы экспертов, составленной из представителей командования трех метрологических воинских частей и профессорско-преподавательского состава ввуза в количестве 35 человек, в ходе которого опрашиваемые рассмотрели решаемые задачи и оценили их по степени важности. В процессе обработки результатов опроса степеням важности были присвоены коэффициенты от 0 до 5, в результате сформирована матрица 35x17, где количество строк соответствует числу опрошенных, а количество столбцов - числу решаемых выпускником задач.

Далее полученная матрица экспертного опроса обработана с использованием программы для ЭВМ «Факторный анализ» [2], реализующей математический аппарат метода факторного анализа [3]. В результате обработки исходных данных выделено 3 главных фактора, влияющих на успешность профессиональной деятельности выпускника-метролога. Наибольшее наполнение (факторную нагрузку) 1-го фактора составляют: 6, 8, 11, 12, 13, 14, 16, 17 задачи из листа опроса; 2-го фактора: 2, 3, 5, 7, 8; 3-го - 1,

9.

На основе анализа полученных результатов сформулированы группы компетенций, выбраны названия факторов (групп компетенций). В ходе анализа процента исходной общности установлено, что 1 группа компетенций составляет 59,86 %, 2-я -24,27 %, 3-я - 16,15 %.

Затем анализируются задачи, имеющие наибольшую факторную нагрузку по группам компетенций, и формулируются профессиональные компетенции с учетом современной потребности войск. При этом одна-две задачи составляют основу одной компетенции. При формулировании учитывается её практическая направленность и возможность реализации в ходе учебного процесса.

Следующим этапом является конструирование новых учебных дисциплин для формирования созданных компетенций. Каждая компетенция формируется одной-двумя учебными дисциплинами, при этом учитывается специализация подготовки метрологов.

90

Дисциплины становятся более ёмкими, их содержание часто охватывает направления учебной деятельности нескольких кафедр ввуза. Сконструированные дисциплины строго соответствуют выявленным группам компетенций.

Для формирования профессионального блока учебного плана на основе полученных результатов используются наименования сконструированных дисциплин, процент исходной общности групп компетенций и факторные нагрузки наиболее важных задач решаемых выпускником-метрологом составляющих основу профессиональных компетенций.

Основываясь на результатах обработки исходных данных методом факторного анализа, учебное время на формирование групп профессиональных компетенций распределяется пропорционально их вкладу в процент исходной общности, время на формирование компетенций пропорционально факторным нагрузкам задач, решаемых выпускником составляющих их основу. Используя эти выкладки, появляется возможность составить учебный план, включающий новые учебные дисциплины и временные интервалы на их изучение.

Таким образом, использование метода факторного анализа позволило выявить профессиональные компетенции выпускника ввуза специалиста-метролога требуемые современным метрологическим воинским частям и подразделениям и, применив представленную методику, разработать оптимальный перечень изучаемых дисциплин, а также сформировать учебный план с использованием полученных количественных соотношений.

Литература

1. Синюков В.В. Формирование профессиональной компетентности курсантов в военном инженерном вузе // В мире научных открытий. 2012. №9.3(33).

С. 28-39.

2. Могилев А.В., Дзюбенко О.Л. Синюков В.В. Программа для ЭВМ: Факторный анализ. ВУНЦ ВВС «ВВА» (г. Воронеж) рег. №1116 от 09.11.2012 г.

3. Митина О.В., Михайловская И.Б. Факторный анализ для психологов. М.: УМК «Психология», 2001. 169 с.

Старчакова ИВ.

Доцент, кандидат педагогических наук, доцент, Забайкальский государственный университет РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ РЕГИОНАЛЬНОГО НЕПРЕРЫВНОГО ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В

СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Аннотация

В статье представлены особенности развития системы регионального непрерывного географического образования в современных условиях, то есть в свете требований Федерального государственного образовательного стандарта. Стандарт определил новые требования к подготовке учащихся, поэтому требуется совершенствование подходов к системе образования, главным из которых является - системно-деятельностный подход.

Ключевые слова: непрерывное географическое образование, стандарт образования, системно-деятельностный подход.

Starchakova I.V.

Associate professor, candidate of pedagogical sciences, associate professor, Transbaikal state DEVELOPMENT OF SYSTEM OF REGIONAL CONTINUOUS GEOGRAPHICAL EDUCATION IN MODERN

CONDITIONS THE SUMMARY UNIVERSITY.

Abstract

Features of development of system of regional continuous geographical education are presented in article in modern conditions, that is in the light of requirements of the Federal state educational standard. The standard defined new requirements to preparation of pupils therefore improvement of approaches to an education system the main thing from which is - system and activity approach is required.

Keywords: continuous geographical education, education standard, system and activity approach.

Развитие системы регионального непрерывного географического образования в современных условиях напрямую зависит от нормативной базы, в том числе от стандартов образования. В 2010 году был принят Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее - ФГОС), который значительно отличался от предыдущего. Основу стандарта 2003 года составляла знаниевая парадигма. В новом стандарте утверждены не только требования к результатам освоения основной образовательной программы общего образования (личностные, метапредметные, предметные), но и требования к условиям реализации основной образовательной программы общего образования. В стандарте особо отмечается, что личностные результаты должны отражать формирование ценностных ориентаций выпускников, которые содержали бы их индивидуальноценностные мотивы образовательной деятельности, социальные чувства, убеждения, личностные качества.

Метапредметные (компетентностные) результаты связаны с освоенными учащимися универсальными способами деятельности, которые могут применяться как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

Под предметными результатами освоения основной образовательной программы общего образования подразумеваются усвоенные учащимися при изучении учебного предмета знания, умения и специальные компетенции, опыт творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, ценностные установки, специфичные для изучаемой области знаний, в нашем случае, географической.

Анализ требований к условиям реализации основной образовательной программы общего образования дает возможность понять, что речь идет о вопросах подготовки кадров, материально-технического, учебно-методического и информационного обеспечения, то есть необходимо в школах создать современную образовательную среду. Именно наличие совокупности перечисленных условий обеспечит достижение целей общего образования в свете требований ФГОС.

Еще одним существенным отличием новых образовательных стандартов, ведущим к совершенствованию методической подготовки бакалавров географического образования, является системно-деятельностный подход.

В психолого-педагогической литературе встречается ряд определений понятия «подход». М.А. Галагузова и Ю.Н. Галагузова обобщили существующие определения и выявили ряд особенностей. Согласимся, что «...подход - это особая форма познавательной и практической деятельности; это рассмотрение педагогических явлений под определенным углом зрения; это основание, которое выбирается неизменным в анализе и проектировании любого явления; это стратегия исследования изучаемого процесса; это базовая ценностная ориентация, определяющая позицию педагога; это метод структуризации исследуемого объекта.» [1, с.12].

Учитывая проблему исследования, берем за основу, что подход - это особая форма познавательной деятельности.

Системно-деятельностный подход, лежащий в основе ФГОС, обеспечивает:

- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

- проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

- построение образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся [2, с.7]. Представляется возможным сделать однозначный вывод, что для реализации системно-

91

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.