Научная статья на тему 'Опыт формирования учебного плана по направлению 151900 «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств»'

Опыт формирования учебного плана по направлению 151900 «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
116
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Глобальная энергия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОДУЛЬ / MODULE / КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCIES / УРОВНЕВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MULTI-LEVEL EDUCATION / МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ НАВЫКИ И УМЕНИЯ / INTERDISCIPLINARY SKILLS AND ABILITIES / КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН / COMPETENCE-ORIENTED CURRICULUM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Давыдов Владимир Михайлович, Ковальчук Светлана Анатольевна, Савватеева Евгения Владимировна

Рассматрены этапы и принципы формирования учебного плана в системе уровневого образования. Показан принцип построения учебного плана на основе модульного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Давыдов Владимир Михайлович, Ковальчук Светлана Анатольевна, Савватеева Евгения Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EXPERIENCE OF FORMING CURRICULUM IN THE DIRECTION OF TRAINING 151900 «ENGINEERING AND DESIGN SOFTWARE OF THE MACHINE BUILDING PRODUCTIONS»

The stages and principles of curriculum formation in the system of multi-level education are discussed in the paper. The general principles of calculation laboriousness of the academic subjects are shown by way of example the academic subjects in direction of training «Engineering and design software of the machine building productions».

Текст научной работы на тему «Опыт формирования учебного плана по направлению 151900 «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств»»

УДК 378.14:014.13

В.М. Давыдов, С.А. Ковальчук, Е.В. Савватеева

ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОГО ПЛАНА ПО НАПРАВЛЕНИЮ 151900 «КОНСТРУКТОРСКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫХ ПРОИЗВОДСТВ»

V.M. Davydov, S.A. Kovalchuk, E.B. Savvateeva

THE EXPERIENCE OF FORMING CURRICULUM IN THE DIRECTION OF TRAINING 151900 «ENGINEERING AND DESIGN SOFTWARE OF THE MACHINE BUILDING PRODUCTIONS»

Рассматрены этапы и принципы формирования учебного плана в системе уровневого образования. Показан принцип построения учебного плана на основе модульного подхода.

МОДУЛЬ, КОМПЕТЕНЦИИ, УРОВНЕВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ НАВЫКИ И УМЕНИЯ, КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН.

The stages and principles of curriculum formation in the system of multi-level education are discussed in the paper. The general principles of calculation laboriousness of the academic subjects are shown by way of example the academic subjects in direction of training «Engineering and design software of the machine building productions».

MODULE, COMPETENCIES, MULTI-LEVEL EDUCATION, INTERDISCIPLINARY SKILLS AND ABILITIES, COMPETENCE-ORIENTED CURRICULUM.

Основой уровневого образования в настоящее время является Болонский процесс. С момента подписания в 1999 году Болонской декларации министрами образования 29 европейских государств Болонским процессом стали именовать движение, цель которого заключалась в «гармонизации» систем образования, прежде всего высшего, стран Европы [1].

Для формирования корректного учебного плана были необходимы поэтапное изучение, анализ и последующая компоновка соответствующей информации в сфере образовательных программ и системы подготовки выпускников вузов.

Первым этапом формирования нового учебного плана по направлению 151900 «Кон-структорско-технологическое обеспечение машиностроительных производств» стало изучение вопросов, связанных с необходимостью перехода на уровневое образование.

В профессиональной деятельности всё большую роль играет информационный и творческий фактор; происходит «интеллектуализация» и «дематериализация» труда, возрастает роль гибких краткосрочных проектов, для решения которых выгоднее иметь временные трудовые коллективы вместо постоянного персонала.

Такое понятие, как «стабильный профессиональный рост», то есть карьера, сделанная на одном рабочем месте, в штате одного учреждения или предприятия, постепенно исчезает и уже не так актуально.

Однотипность и взаимозаменяемость работников уступает место персонализации профессиональных задач, на рынке труда ценится «нестандартизированный» характер рабочей силы, утрачивается идентификация традиционных видов труда, разрушается замкнутость профессиональных каст, формируются «пла-

вающие» границы профессий.

Быстрыми темпами нарастает динамика и глобализация профессий. Профессиональное образование утрачивает ориентировку на единственную дальнейшую специализацию.

Предпосылками внедрения уровневой системы образования были новые тенденции в оценке профессиональных качеств работников, что в свою очередь вызвало перенос акцентов с содержания образования на результат обучения [2].

Как следствие изменения подходов к оценке профессиональных навыков произошло внедрение системы «бакалавр - магистр».

Результатами обучения студентов являются традиционные для российского образования комплексы «ЗУНы» - знания, умения и навыки, которые ранее оценивались в процессе обучения и по его завершении.

В новой системе образования предполагается описывать результаты обучения с помощью компетенций, представляющих собой динамическую совокупность знаний, умений, навыков, способностей и личностных качеств, которую студент может продемонстрировать после освоения образовательной программы (или её части) [2].

Таким образом, компетенции имеют комплексный характер и включают, кроме зна-ниевой компоненты, поведенческий аспект, который влияет на умение выпускника вести себя разумно, приемлемо для окружающих в различных ситуациях как в профессиональной сфере, так и в общественной жизни.

Вторым этапом при составлении учебного плана стало изучение ФГОС и компетенций выпускника по данному направлению.

На этом этапе в первую очередь был сформирован документ, содержащий перечень компетенций и примерный набор дисциплин,

с помощью которых эти компетенции могут быть реализованы. При этом учитывался рекомендованный в ФГОС примерный перечень дисциплин так называемой базовой части. Пример содержания документа представлен в табл.1.

Образовательные программы, нацеленные на формирование компетенций, имеют модульную структуру и представляют собой не просто перечни теоретических дисциплин и практических курсов, но сопоставимые по объему (трудозатратам студентов на их освоение) группы модулей. По определению в

ФГОС 3-го поколения модуль - совокупность частей учебных дисциплин (курсов), имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам воспитания, обучения, то есть отвечающая за выработку той или иной компетенции или группы компетенций. Содержание модулей и сам их набор могут быть различны в аналогичных (ведущих к получению одной и той же квалификации) образовательных программах вузов. Это зависит от существующих в учебных заведениях традиций обучения, научных школ, региональной и государственной образовательной политики и т. п. Однако если те или иные модули ведут к формированию сопоставимых (тождественных или сходных) компетенций и занимают у студента примерно одинаковый объем трудозатрат, то различие в наполнении модулей перестает быть существенным как для выпускников, так и для работодателей. Таким образом, третий этап формирования учебного плана содержит скомпонованный набор дисциплин в модули, приведенных в табл. 2. На этом этапе осуществлялось объединение выбранных для обеспечения компетенций дисциплин в модули.

Т а б л и ц а 1

Формирование набора модулей

Профессиональные компетенции

Проектно-конструкторская деятельность

Способность использовать современные информационные технологии при проектировании машиностроительных изделий, производств (ПК-11)

Ко мпьютерная графика

Информационные технологии в производстве

САПР

Т а б л и ц а 2

Набор дисциплин для формирования модулей учебного плана по направлению «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств»

Номер модуля Модуль дисциплин по направлению

1 Гуманитарные основы инженерной деятельности

2 Математика

3 Физика

4 Основы инженерного творчества

5 Экономика и управление

6 Химия

7 Информационные технологии в инженерной деятельности

8 Основы экологии и безопасности жизнедеятельности в машиностроении

9 Метрологическое обеспечение машиностроительного производства

10 Инженерные основы машиностроения

11 Материаловедение

12 Правовое обеспечение промышленных производств

13 Процессы и операции формообразования

14 Оборудование машиностроительных производств

15 Технологические основы машиностроения

16 Основы автоматизации производства

Основы инженерной Инженерная Обеспечение инженерной

деятельности деятельность деятельности

Гуманитарные основы инженерной деятельности

Фундаментальные основы инженерной деятельности

Инженерные основы м ашнн о стр о ення

Основы инженерного творчества

Основы автоматизации производства

Процессы и операции формообразования

Технологические

основы машнн о стр о ення

Правовое обеспечение промышленных производств

Экология и БЖД в машиностроении

Заготовительное производство

Метрологическое обеспечение машиностроения

Оборудование м ашнн о стр онге льных производств

Информационные технологии в машиностроении

Экономика и управление на производстве

Рис. 1. Соответствие модулей видам деятельности

Рис. 2. Примерное распределение по семестрам выбранных дисциплин

Рис. 3. Принцип формирования трудоёмкостей дисциплин

1 курс 2 курс 3 курс 4 курс

1 семестр 2семестр 3 семестр 4 семестр 5 семестр 6 семестр J семестр ¡семестр

история россии шортгаДВ-к история пром. пр-в Мат. мод. прошв, проц. t детали машин * рали машин ^pj / lex. осн. автомажитрот-ва , ® Методы обесп. надежн. и ■апилл.

фгпосдфгн ИН ГЛШ (инженерный) Математиками курс) 4 /> гидравлика /' Основы С.шр < W ?апртп \ / Инарум. Обесп. ТЕ (РГР) 1 Организация технич. подг.

культурология русский языв j Фюпроц.обр-Еи Материалов /! 1 ошщомат / f / Олектрокйшка и зрейроника \ * Paip. докутлентации еС.ЛПР/ , Шш Технология машиностроения- '¡дни. нормир-е в маш. пр Её ►

ин ™к(о6тц.' курс) Математпка(о6щ / курс) . / Теоретическая мехарйа я Y/1 \ дрн материалов [Теория автоматического 11 управления 1 Техология сборки - ex. процессы в мао-ик-^ щ

Матемапша (общ курс) / }твш(об111.курс) s 1 /промат / i /V'' 1 Инф. *ш0п01. в произв.« ( у у Метролог. СиС (¡j?) Проекгир.реж.ингаруь V» \\ ейц\ (кр) апологическая осиска ч Эконом, маш-го протвв.

Физика (общ. s igipc) Начерт.геом.и на. 1раф. / Компьютерная:графика Мнол.по6о{)^.таготош. jpoin^s' Щ * ыйцино^щоит. произ-в Экономйк(|маш-го производив v f

Химия Теоретическая ' механика / Материаловедение'^/ Экономическая теория \ Meiponoiwj.i6ecne4. теш провесов ОсковятешоЛогии машиностроения ■танологиче скип аудит

Начерт.геом.и 1 инж. граф. / Информантка « Инженерна! псшологш Основы инж. Творчества " Оргашпадия проииаи ¡Йнеджмент

Информатика ' Основы пром. Экологии Правовое обеспеч. пи ом. Пооизв 7

Рис. 4. Формирование сводной таблицы распределения трудоёмкостей дисциплин по семестрам

1 курс 2 курс 3 курс 4 курс

зе 3 2 5 4 5 6 7 8 9 10 1 Сежец история 4 it Экзамен нн.Е. [инженерный!1 4з.е Экзамен 3 Семестр ист. пром. пр. 2 з.е. Зачет 4 Семестр Эконом, теория 3 з.е Зачет 5 Семестр Оргаииз. произв. н менедж Зз.е. Зачет в Семестр САПР ТП 4 з.е. экзамен 7 Семестр 8 Семестр ИОТК Экономика маш. пр-ва 2 з.е. зачет 4 з.е. Экономика маш. пр-ва зачет 4 з.е. КР

Экзамен 1!Н I' 3 з.е. Зачет руск. Яз история ДВ математика 4з.е Экзамен 2 з.е. Зачет 4 з.е. Экзамен 2 з.е. Зачет Инф. Техн. в Пи Б 4 з.е. экзамен мат. мод.ПП 4 з.е. 3 з.е. KP ДМ Экзамен эл ектро техника ДМ 2з.е.КП Разработка докум. в САПР 2 з.е. зачет ироек-е ре;к. ин струм, б з.е. КР Экзамен Организ. Подг. производства Технологический аудит 4 з.е. экзамен Техн. основы Методы обесп. автоматизации над ежи 2з.е. зачет производства Технич.

11 Ky.TbTvpo.Tora* Физ.проц обр-ки экзамен и электроника Экзамен 5 з.е. экзамен КР нормир. 2. з.е. зачет

12 2зе. Зачет физика 2 3-е. Зачет 4 3-е. Технологич. Проц.

13 математик 5 з.е. Теор. Гидравлика Экзамен Технология в машиностроении

14 4 i.e. Экзамен механика 4 з.е. Резание материалов Основы ТМ машиностроения 6 з.е.

13 Экзамен 4 з.е. экзамен 4 з.е. 4 з.е. 4 з.е. Экзамен КП

16 Экзамен Экзамен Экзамен экзамен

17 1С 19 20 4 i.e. Экзамен информатика 4 з.е. Экзамен Компьютерная графика 4 з.е. экзамен Сопромат 3 3-е. зачет тмм Метрология, СиС 6 з.е. экзамен ТАУ 2 з.е. Зачет Оборуд. Машиност. Пр. Технология сборки

21 22 23 24 25 26 5 з.е. Экзамен информатика Основы пром. экологии 2 з.е. Зачет Теор. Механика 3 з.е. зачет Сопромат 4 з.е. Экзамен Материаловедение 4 з.е. 5 з.е. зачет КР техн и оборуд загот KP БЖД Метрол. обесп. ТП Технологии. Оснастка 12 з.е.

27 28 29 30 2 3-е. Зачет Начерт.геом. 2 з.е. зачет 4 з.е. Экзамен Экзамен физ-ра Зз.е. Зачет Физ-ра

Рис. 5. Распределение трудоёмкости дисциплин по семестрам для направления подготовки «Конструк-торско-технологическое обеспечение машиностроительных производств».

^ Научно-технические ведомости Cанкт-Петербургского государственного политехнического университета. 4-2(183)' 2013 -'

Т а б л и ц а 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пример наполнения модулей дисциплин для направления «Конструкторско - технологическое обеспечение машиностроительных производств»

Содержание модулей

Основы инженерной деятельности

Гуманитарные основы инженерной деятельности История История России

История ДВ

История промышленных производств

Философия

Культурология

Русский язык и основы делового общения

Иностранный язык Иностранный язык (общий курс)

Иностранный язык (инженерный)

Фундаментальные основы инженерной деятельности Математика Математика (общий курс)

Математическое моделирование производственных процессов

Физика Физика (общий курс)

Физические процессы обработки материалов

Химия

Инженерные основы машиностроения Начертательная геометрия и инженерная графика

Теоретическая механика

Сопромат

Теория машин и механизмов

Детали машин и основы конструирования

Гидравлика

Основы инженерного творчества Инженерная психология

Основы инженерного творчества

Основы автоматизации производства Электротехника и электроника

Теория автоматического управления

Технологические основы автоматизации производства

Обеспечение инженерной деятельности

Правовое обеспечение промышленных производств

Экология и безопасность жизнедеятельности в машиностроении Основы промышленной экологии

Безопасность жизнедеятельности

Материаловедение Материаловедение (общий курс)

Технологии и оборудование заготовительных производств

Метрологическое обеспечение машиностроения Метрология, стандартизация и сертификация

Метрологическое обеспечение технологических процессов

Оборудование машиностроительных производств

Информационные технологии в инженерной деятельности Информатика

Компьютерная графика

Информационные технологии в производстве

Основы САПР

САПР ТП

Разработка документации в САПР

Экономика и управление на производстве Экономическая теория

Организация производства и менеджмент

Технологический аудит

Экономика машиностроительного производства

Инженерная деятельность

Процессы и операции формообразования Резание материалов

Проектирование режущего инструмента

Инструментальное обеспечение технологических комплексов

Технологические основы машиностроения Основы технологии машиностроения

Технологическая оснастка

Технология сборки

Технология машиностроения

Методы обеспечения надёжности и работоспособности

Организация технической подготовки производства

Техническое нормирование в машиностроительном производстве

Технологические процессы в машиностроении

Студенты, обучающиеся по указанному направлению, проходят подготовку согласно учебному плану, состоящему из трёх условно выделенных блоков, каждый из них отвечает за выработку соответствующих компетенций. Последовательное освоение каждой группы ориентировано на дальнейшую профилиза-цию с возможностью овладения студентами межпредметных навыков и умений.

Следующий, четвёртый, этап характеризовался разделением полученных модулей по смысловому назначению.

Соответствие модулей видам деятельности представлено на рис. 1.

В ходе освоения блока «Основы инженерной деятельности» у студента происходит систематизация и накопление базовых знаний в области гуманитарных и естественных наук.

Блок «Обеспечение инженерной деятельности» обеспечивает приобретение новых знаний и расширение спектра умений студента в области экономики и управления предприятием, товарами и запасами, в частности управления предприятиями машиностроительной отрасли.

При изучении курсов дисциплин блока «Инженерная деятельность» у студента происходит оформление профессиональных знаний и умений в области инженерной деятельности.

Пример наполнения модулей дисциплин для направления «Конструкторско - технологическое обеспечение машиностроительных производств» представлен в таблице 3.

На пятом этапе разработки учебного плана происходит формирование логической взаимосвязи дисциплин.

Распределение дисциплин по семестрам основывается на логической последовательности изучения дисциплин по данному направлению и выполняется с учётом рекомендаций УМУ вуза.

На рис. 2 показано примерное распределение по семестрам выбранных дисциплин. (Обычными стрелками показана логическая связь дисциплин внутри модуля. Пунктирными стрелками показана

связь дисциплин разных модулей.)

Заключительным, шестым этапом формирования учебного плана становится распределение трудоёмкостей дисциплин.

Суммарная трудоёмкость в семестре определяется следующим образом: каждую дисциплину из всего перечня дисциплин в учебном плане можно отнести к циклу гуманитарных и социально-экономических дисциплин (ГСЭ), к циклу математических и естественнонаучных (МЕ) или к циклу профессиональных дисциплин (П). На каждый цикл дисциплин в соответствии с требованиями ФГОС и рекомендациями УМУ назначается соответствующая трудоёмкость. Кроме того, определяется трудоёмкость практики, итоговой государственной аттестации (ИГА), а также трудоёмкость физической культуры. Принцип формирования трудо-емкостей дисциплин показан на рис. 3.

На рис. 4 приведен пример распределения дисциплин по семестрам с учетом рекомендованных УМУ вуза трудоемкостей (для удобства распределения и наглядности использован программный продукт Microsoft Excel).

На рис. 5 показано распределение трудоемкости дисциплин по семестрам для направления подготовки «Конструкторско-техноло-гическое обеспечение машиностроительных производств».

Итогом формирования такого учебного плана визуально является прямоугольник условной площадью в 240 зачётных единиц (30 строк соответствуют 30 зачётным единицам в семестр, 8 столбцов представляют собой 8 семестров).

В заключении следует заметить, что в качестве концептуальной основы формирования учебного плана по направлению 151900 «Кон-структорско-технологическое обеспечение машиностроительных производств» рассматривалась возможность самостоятельной разработки траектории подготовки студентов вузом через вариативность наполнения модулей и интеграцию смежных областей знаний.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Тыртый С.А. Виртуальная мобильность как одно из направлений единого образовательного пространства [Электронный ресурс]: / С. А. Тыртый // Электронный журнал «Педагогическая наука и образо-

вание в России и за рубежом: региональные, глобальные и информационные аспекты». Раздел 3, Единое европейское образовательное пространство. - 2008. -Выпуск 1. http://rspu.edu.ru /journals /pednauka/index .htm

2. Коршунов С.В. Проектирование основных образовательных программ вуза при реализации уровневой подготовки кадров на основе федеральных государственных образовательных стандартов/ С. В. Коршунов. - М.: МИПК МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2010. - 212 с.

3. Шубина Н.Л. Уровневое образование: от идеи XX века к модели реализации в XXI веке // Вестник Герценовского университета. 2008. №6. URL: http://cyberleninka.ru/ article/ n/ urovnevoeobra-zo-vanie-ot-idei-xx-veka-k-modeli-realizatsii-v-xxi-veke.

4. Мединцева И.П. Компетентностный подход в образовании [Текст] / И. П. Мединцева // Педагогическое мастерство: матер. II междунар. науч. конф. (Москва, декабрь 2012 г.). - М.: Буки-Веди, 2012.

5. Чупрова Л.В. К вопросу об образовательном процессе в вузе в контексте его гармонизации [Текст] / Л. В. Чупрова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). - Пермь: Меркурий, 2012. - С. 167-170.

6. Модернизация системы обучения в СПбГУ-ЭФ. Выпуск 8. Развитие профессиональных навы-

ков студентов на базе использования модульного подхода: Методические рекомендации / И.И. Егорова, А.Ю. Курочкина, В.Д. Морозова. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2008. - 44 с.

7. Проектирование основных образовательных программ вуза при реализации уровневой подготовки кадров на основе федеральных государственных образовательных стандартов / Под ред. С.В. Коршунова. - М.: МИПК МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2010. - 212 с.

8. Журавлева Т.Б. Оценка качества подготовки, трудоустройства и закрепления выпускников на рабочих местах [Текст] / Т. Б. Журавлева // Экономика и предпринимательство. - 2013. - № 7. - с. 527-530.

9. Мельник М.В. Особенности методического обеспечения уровневой системы образования [Текст] / М. В. Мельник // Инновац. развитие экономики. - 2013. - № 3. - с. 124-139.

10. Шутикова М.И., Чеснокова И.А. О формировании индивидуальных учебных планов в системе зачётных единиц. // Современные проблемы науки и образования - 2010.-№6. (прил. «Педагогические науки»). - с. 6.

REFERENCES

1. Tirty S. Vitual mobility is the direction of the Common Education Area//Web journal «Pedagogical Sience and Education in Russia and Abroad: Regional, Global and Information Aspecs» Part 3, The European Higher Education Area.- 2008.- Edition 1.

2. Korshunov S. The Planning of the Basis Higer Education Programms in the Process of Realization Multi-Level Training of a Stuff on the Base of the Federal State Education Standards/ C. Korshunov//.- M.: MSTU named after Bauman, 2010.-212p.

3. Shubina N. Multi-level education: from idea of the 20-th century to the model of realization in the 20-th century// Vestnik Herzen University. 2008. №6 URL: http ://cyberleninka. ru/article/n/urovnevoe-obrazovanie-ot-idei-xx-veka-k-modeli-realizatsii-v-xxi-veke.

4. Medintseva I. Competence approach in education [text] / I. Medintseva// Pedagogical skill: Materials of the II international scientific conference ( Moscow, december.2012)- M.: Buki-Vedi, 2012.

5. Chuprova L. The problem of education process at the Universities in the context of its harmonization. [text]/ L. Chuprova// Problemes and long-term outlook of education development: Materials of the II international scientific conference (Perm city, May, 2012) . -

Perm: Merkury, 2012. - P. 167-170.

6. The modernization of the education system in the University of Economics and Finances (St. Pertersburg). Issue 8. Development of the professional students' skills on the basis of using module approach. Methodical recommendations/ I. Egorova, A. Kurochkina, V. Morozova.- St. Pertersburg, 2008.- 44 p.

7. The Planning of the Basis Higer Education Programms in the Process of Realization Multi-Level Training of a Stuff on the Base of the Federal State Education Standards/ C. Korshunov//.- M.: MSTU named after Bauman, 2010.-212p.

8. Zhuravlyeva T. Quality rating of the preperation, employment assistance of graduating students [text]/ T. Zhuravlyeva// Economy and Entrepre-neurship . - 2013. - № 7. - P. 527-530.

9. Melnik M. The methodical support peculiarities of the Multi-level education system [text]// Innovative development of economy . - 2013. - № 3. - P. 124139.

10. Shutikova M., Chesnokova I. The forming of individual curriculums in the system of credits// The modern problems of science and education - 2010. -№6. ( Suppl. «Pedagogical sciences») . - P. 6.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ/AUTHORS

ДАВЫДОВ Владимир Михайлович - заведующий кафедрой технологической информатики и информационных систем, доктор технических наук, профессор, Тихоокеанский государственный университет; 680035, ул. Тихоокеанская, 136, Хабаровск, Россия; e-mail: davellut@mail.ru

DAVYDOV Vladimir M. - The Head of the Chair of the Technical Computer Science and Information Systems, Doctor of Technical Science, Professor, Pasific National University; 680035, Tikhookeanskaya st., 136, Khabarovsk, The Russian Federation; e-mail: davellut@mail.ru

КОВАЛЬЧУК Светлана Анатольевна - доцент кафедры технологической информатики и информационных систем, кандидат технических наук; Тихоокеанский государственный университет; 680035, ул. Тихоокеанская, 136, Хабаровск, Россия; e-mail: 003809@politen.ru KOVALCHUK Svetlana A. - Dotcent of the Chair of the Technical Computer Science and Information Systems, Associate Professor of Technical Science; Pasific National University; 680035, Tikhookeanskaya st., 136, Khabarovsk, The Russian Federation; e-mail: 003809@politen.tu

САВВАТЕЕВА Евгения Владимировна - магистрант; Тихоокеанский государственный университет; 680035, ул. Тихоокеанская, 136, Хабаровск, Россия; e-mail: esavvateeva@inbox.ru SAVVATEEVA Evgeniya V. - postgraduate student; Pasific National University; 680035, Tikhookeanskaya st., 136, Khabarovsk, The Russian Federation; e-mail: esavvateeva@inbox.ru

© Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.