Научная статья на тему 'Структурно-логическая форма представления учебных планов высшего профессионального образования'

Структурно-логическая форма представления учебных планов высшего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
526
220
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Открытое образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФГОС-3 / УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ / СТРУКТУРНАЯ СХЕМА / ПЛАНЫ ВПО / FEDERAL NATIONAL EDUCATION STANDARDS - 3 / EDUCATION CURRICULUM / STRUCTURAL SCHEME / PLANS OF HPE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дмитриев Василий Борисович, Шумарин Сергей Викторович

Предлагается форма представления учебных планов, позволяющая повысить качество планирования учебного процесса в высшей школе. Рассматриваются варианты ее совместной работы с информационной системой Рособрнадзора «Планы ВПО». Дается описание электронных таблиц на основе рассматриваемой структурно-логической формы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дмитриев Василий Борисович, Шумарин Сергей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Stuctural and Logical Forms of Presenting Education Curricular of Higher Professional Education

A new approach of presenting education curricular is suggested& The new form will enhance quality of planning of educational process in the higher education institutions. Possible variants of employing the suggested form alongside with the information system of Federal Service of Supervision in the Sphere of Education and Science “Plans of HPE”. We present a description of electronic tables on the basis of the suggested structural and logical form.

Текст научной работы на тему «Структурно-логическая форма представления учебных планов высшего профессионального образования»

УДК 371:321 РИНЦ 14.35.07 ВАК 13.00.02

В.Б. Дмитриев, С.В. Шумарин

Структурно-логическая форма представления учебных планов высшего профессионального образования

Предлагается форма представления учебных планов, позволяющая повысить качество планирования учебного процесса в высшей школе. Рассматриваются варианты ее совместной работы с информационной системой Рособрнадзора «Планы ВПО». Дается описание электронных таблиц на основе рассматриваемой структурно-логической формы.

Ключевые слова: ФГОС-3, учебные планы, структурная схема, Планы ВПО.

STUCTURAL AND LOGICAL FORMS OF PRESENTING EDUCATION CURRICULAR OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION

A new approach of presenting education curricular is suggested& The new form will enhance quality of planning of educational process in the higher education institutions. Possible variants of employing the suggested form alongside with the information system of Federal Service of Supervision in the Sphere of Education and Science "Plans ofHPE". We present a description of electronic tables on the basis of the suggested structural and logical form.

Keywords: Federal National Education Standards - 3, education curriculum, structural scheme, plans of HPE.

Введение

Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС-3) значительно расширили возможности вузов по формированию основных образовательных программ (ООП), их направленности и содержанию, позволили лучше учитывать специфику конкретных вузов и потребности регионов. С другой стороны, новые стандарты потребовали внедрения компетентностного подхода, активизации процесса обучения, увеличения роли самостоятельной работы студентов, большей гибкости учебного процесса, возможности формирования индивидуальных образовательных траекторий [1].

Уже первые опыты разработки ООП по ФГОС-3 выявили ряд проблем как методического, так и формального характера, возникших при составлении ООП, и в особенности учебных планов [2, 3]. Учеб-

ный план является основным документом, определяющим все виды и формы работы студента, объём аудиторной и самостоятельной работы, виды контрольных мероприятий. Именно учебный план задаёт последовательность изучения дисциплин (определяя тем самым логику образовательных траекторий), поэтому он должен быть построен с максимальным учётом внутри-цикловых и межцикловых связей.

Предложенная Рособрнадзором информационная система «Планы ВПО» помогает учитывать выполнение требуемых ФГОС ВПО соотношений между различными видами работы и равномерность учебной нагрузки студентов, исключая необходимость выполнения каких-либо расчётов в ручном режиме. Однако используемая в этой системе (также как и в системе «Галактика») форма учебного плана и самогенерируемая на её основе структура показывают

только временное (посеместро-вое) расположение дисциплин и не дают наглядного представления о блоках и циклах дисциплин, что не позволяет оперативно учитывать и контролировать последовательности изучения дисциплин со схожими дидактическими целями.

Предлагаемые в различных работах [4, 5] методы оптимизации учебных планов и модели для их представления из-за своей сложности пригодны скорее для стратегических разработок, нежели для оперативного планирования. В то же время разработчики учебных планов на кафедрах нуждаются в удобной форме учебного плана, позволяющей наглядно представлять как временные, так и логические связи между дисциплинами, блоками и циклами дисциплин. Отвечающая этим требованиям структурно-логическая форма использовалась при разработке учебных планов второго поколения [6], од-

Василий Борисович Дмитриев, к.т.н., доц.

Эл. почта: dmitrievvb@rambler.ru Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, http://www. vlsu.ru

VasiliyB. Dmitriev,

Candidate of Science (Engineering), Associate Professor E-mail: dmitrievvb@rambler.ru Vladimir State University named after Alexander G. and Nikolay G. Stoletov http://www. vlsu.ru

:jf фра

Сергей Викторович Шумарин, к.т.н.

Эл. почта: sergey.shumarin@gmail.com Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, http://www. vlsu.ru

Sergey V. Shumarin,

Candidate of Science (Engineering) E-mail: sergey.shumarin@gmail.com Vladimir State University named after Alexander G. and Nikolay G. Stoletov http://www. vlsu.ru

нако она не включала возможности автоматизированного расчёта формальных показателей.

При использовании структурно-логической формы для разработки учебных планов по ФГОС-3 из-за увеличения количества показателей, усложнения взаимосвязей между ними, ужесточения контроля объёма самостоятельной работы студентов, введения зачётных единиц трудоёмкости (ЗЕТ) и т.п. необходимо учитывать количественные показатели в интерактивном режиме.

Поэтому актуальна разработка электронной таблицы, сочетающей наглядность структурно-логической формы представления учебного плана с возможностями автоматизированных расчётов, такими же, как и в информационной системе «Планы ВПО».

1. Описание

структурно-логической

формы

В исходном варианте [6] структурно-логическая форма представляет собой таблицу, строки которой соответствуют курсам и семестрам, а столбцы - образовательным циклам; при этом каждый цикл также может включать несколько блоков, объединяющих предметы общей образовательной траектории (рис. 1).

Каждая дисциплина учебного плана занимает одну ячейку таблицы, в которую заносят название дисциплины и основные сведения (объём, виды занятий, формы контроля). Заполняя таблицу, разработчик размещает предметы по курсам и семестрам в требуемой логической последовательности. При этом оперативно выявляются возможные внутрицикловые разрывы и межцикловые противоречия.

2. Дополнение

к «Планам ВПО»

Такая форма учебного плана существенно упрощает размещение дисциплин и может быть использована в качестве дополнения к системе «Планы ВПО», что позволит одновременно учитывать логику размещения дисциплин и формальные показатели. Однако трудоёмкость разработки плана остаётся высокой, так как обычно рассматривается несколько вариантов, что требует большого числа рутинных операций переноса информации из структурно-логической схемы в «Планы ВПО» и обратно.

Существенного снижения трудоёмкости разработки планов можно достигнуть, если ввести в структурно-логическую форму интерактивные расчёты. Для этого она должна быть дополнена ячейками для ввода количественной информации, полями вывода результатов расчётов и средствами сопоставления с контрольными цифрами.

Это позволит полностью разработать учебный план в структурно-логической форме, перенося в систему «Планы ВПО» для контроля и печати лишь окончательный вариант.

3. Электронная таблица

В соответствии с изложенным может быть создана электронная таблица, вычисляющая количественные показатели учебных планов. В ней, помимо структуры образовательных циклов, определяемой самой формой, должна быть предусмотрена возможность расчёта параметров учебных планов, заданных ФГОС и другими нормативными документами, и сравнения с допустимыми величинами.

О О. н Цикл дисциплин базовой подготовки Цикл дисциплин гуманитарной подготовки Циклы дисциплин профессиональной подготовки

QJ S 0} о Блок 1 Блок 2 Блок 1 Блок 2 Схемотехнический блок Технологический блок Конструкторский блок Блок информ и САПР

■1 1 Дисц. 1 Дисц. 1 Дисц. 1 Дисц. 1

1 L 2 Дисц.2 Дисц. 1 Дисц. 1 Дисц.2 Дисц. 1 Дисц.2

2 3 Дисц.З Дисц.2 Дисц.2 Дисц.2 Дисц.З Дисц. 1 Дисц.2 Дисц.З

Рис. 1. Структурно-логическая схема учебного плана

Рис. 2. Электронная таблица на основе структурно-логической схемы

Шифр Всего ЗЕТ Всего ауд.час

Название дисциплины

ауд.час в нед. ауд.час в сем. ЗЕТ в семестр

лекц. в сем. лаб. в сем. практ. в сем.

СРС Виды заданий зач / 45

БЗ.Б.5 4 72

Компоненты ЭС

4 72 4

36 18 18

36 РГР 36

а)

б)

Рис. 3. Ячейка дисциплины: а) структура ячейки; б) пример заполнения

№ сем. 1 2 3 4 5 6 7 8 Огранич.

ауд.ч. в нед. 24 24 24 24 24 24 24 24 <24

труд.в сем. 53,0 53,5 53,0 54,0 54,0 53,2 53,0 52,0 <54

труд.в сесс. 54,0 51,0 54,0 48,0 54,0 54,0 54,0 54,0

ЗЕТ в сем. 29 31 28 32 28 32 29 31 -30

ЗЕТ в год 60 60 60 60 = 60

Рис. 4. Сводные данные по трудоёмкости

а) 6)

Рис. 5. Сводные данные по процентным соотношениям (а) и формам контроля (б)

Пример такой таблицы приведён на рис. 2.

Строки и столбцы этой таблицы построены так же, как рассмотрено ранее. Ячейка дисциплины разделена на соты, в которых указываются название дисциплины, формы контроля, виды индивидуальных заданий и количественные характеристики:

- количество зачётных единиц трудоёмкости;

- число часов аудиторных занятий и их распределение по видам и неделям;

- часы на подготовку к экзамену (если он предусмотрен);

- число часов самостоятельной работы студента.

Пример содержания ячейки дисциплины и её заполнения приведён на рис. 3.

Часть сот ячейки заполняется вручную (название и шифр дисциплины и виды индивидуальных заданий, а также число ЗЕТ, число часов лекций, лабораторных и практических занятий и число часов на экзамен), остальные рассчитываются автоматически.

Благодаря такой структуре ячейки появляется возможность расчёта в интерактивном режиме контролируемых показателей учебного плана:

- сумма ЗЕТ (по семестрам, годам и всему плану);

- число часов аудиторных занятий в неделю;

- общая трудоёмкость семестров и сессий;

- число ЗЕТ по каждому циклу ФГОС;

- доля занятий в лекционной и интерактивной формах (в процентах);

- соотношение базовых и вариативных частей циклов ФГОС (в процентах по ЗЕТ);

- объём дисциплин по выбору студента (в процентах по ЗЕТ);

- объём практик и их распределение по годам обучения;

- число ЗЕТ и аудиторные часы факультативных дисциплин;

- количество и распределение по дисциплинам и семестрам обязательных форм контроля (курсовые, рефераты, РГР и т.п.);

- количество зачётов и экзаменов в каждом семестре;

- полнота распределения компетенций по дисциплинам.

На рис. 4 и 5 приведены примеры полей вывода некоторых из перечисленных показателей.

При формировании версии учебного плана они сравниваются с численными ограничениями, указанными в стандартах направлений и задаваемыми учебными управлениями вузов.

Применение электронной таблицы позволяет снизить трудоёмкость разработки учебного плана при жёстком и наглядном контроле последовательности изучения дисциплин. Окончательный вид план приобретёт в системе «Планы ВПО».

4. Разработка учебного плана с использованием структурно-логической формы

Основой разработки учебного плана на кафедре является ФГОС, определяющий направление подготовки и реализуемые базовые компетенции. Помимо ФГОС, при разработке плана учитываются требования профильных предприятий по особенностям подготовки обучающихся в конкретных областях деятельности. Дополнительные ограничения связаны с особенностями организации учебного процесса на факультете и в вузе (наличие

л

г ^

5

г

л »

а к

л

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ю О

Срок обучения

4 года

Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых Структура учебного плана подготовки по направлению 211000: "КОНСТРУИРОВАНИЕ И ТЕХНОЛОГИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ"

Профиль "Проектирование и технология электронных средств"

Квалификация выпускника бакалавр

Снабора 2013 года

Семестр Гуманитарные и социально-экономические дисциплины Дисциплины базового цикла Дисциплины профессионального цикла Факультативы Контроль * Всего часов

Иностр.язык История, философия, экономика, право Физич.культ. Матем.дисц. физика Химич., физ-хим., материаловед. Информатика Общетехнические Схемотехнические Конструкторские Технологические Профессинальные Иностр.язык Форма К-во расчёт не более

1 61.6.11 8 144 Б1Вдэ11 2 36 ЫВдвЗ 36 Б4 I 2 400 Б2.Б.11 16 252 Б2.6.2 | 14 180 Б2.Б.4 4 54 Б2ВОД1 | з 36 БЗВдв! | 2 36 БЗ.Б.1 3 54 кп/кр нет ауд+СРС

24 Иностранный Религиовед./ Рус.я з.ик речи/ Физическая Математика физика 1 Химия Информатика Введение в спец. / Инженерная и зач/экз 5/4 882

ч/нед язык Ист.миров.рел. к.речи и дел.общ культура Введ.в проек.и техн.ЭС компьют. графика ауд+СРС+физк+фак

24 2 36 2 2 36 2 2 36 2 (4) (72| 5 90 6 5 90 5 3 51 4 2 36 3 1 18 2 2 36 3 ЗЕТ 29,0 954 972

18 нед 36 18 18 18 18 36 54 36 36 18 36 18 18 18 18 18 18 Экз час (3 нед' 162 162

432 36 кон зач 36 реф зач 36 кон зач 72 зач 81 РГР 45 45 РГР 45 45 КОН 45 45 РГР 27 54 реф зач 72 РГР зач СРС 450 53,00 54

2 Б1.Е.2 I 3 54 Б1Вде4 36 SUMI| 3 36 БЗ.Б.2 2 36 6280Д1 5 36 Ol 1 1 36 кп/кр -/1 ауд+СРС

24 Иностранный История Правоведение/ Истор.и персп. Физическая Математика Физика 1 Теоретик, основы Автоматизация Начальный практ. зач/экз 5/4 855

ч/нед язык Основы права развития ЭС культура электротехники разработки КД по электронике ауд+СРС+физк+фак

26 2 36 2 3 54 3 2 36 2 2 36 3 (4) (72) 5 90 6 5 90 5 2 36 2 3 54 5 2 36 1 ЗЕТ 28,0 963 972

18 иед 36 18 36 18 18 18 18 36 54 36 36 18 18 18 18 36 36 Экз час (3 нед 153 162

432 36 кон зач 27 реф 27 36 реф зач 72 реф зач 72 зач 81 РГР 45 45 РГР 45 36 РГР зач 90 KP 36 0 нет зач СРС 423 53,50 54

Июль Учебно-ознакомительная практика: зач ЗЕТ 3 2 нед ЗЕТ год 60,0

3 Б1.Б.З | 4 54 Б2.БЗ | 54 62Вод2 I 4 72 БЗВодЗ 5 72 БЗ.Б.4 5 72 «2 | 3 72 кп/кр !/• ауд+СРС

24 Иностранный Философия Физическая Математика Физика 2 Инф. технологии Моделир.цепей и Осн.проек.нес. Практикум зач/экз 3/4 846

ч/нед язык культура в проектиров. ЭС сигналов в Электр. констр и мех. эс по САПР ауд+СРС+физк+фак

26 2 36 2 3 54 4 (4) (72) 4 72 4 3 54 4 4 72 4 72 5 4 72 5 2 36 1 ЗЕТ 28,0 954 972

lined 36 36 18 36 36 36 18 18 54 36 18 18 36 18 18 36 Экз час (3 нед 162 162

432 36 кон зач 54 реф 36 72 зач 27 РГР 45 45 РГР 45 72 РГР зач* 108 РГР зач* 72 кп 36 0 нет зач СРС 414 53,00 54

4 Б2йдв11 4 54 63.6.3 | 2 36 6.2.6.S 2 36 Б2ВОД41 6 108 Б2БДВ4 | 3 36 63.Б.6 | 4 72 БЗ.Б.5 4 72 кп/кр ■/1 ауд+СРС

24 Иностранный Физическая Мат.стат и OTT/ Физ. осн. микро Экология Физ.-химич.проц. Мат.осн.инф.техн./ Изм.физ.парам. Компоненты ЭС Практикум зач/экз 4/4 828

ч/нед язык культура Мат.теория эксп. и наноэлектр. в технологии ЭС Искуав-интелл.в тс и стандр. Эс электрон.средств по САПР ауд+СРС+физк+фак

26 2 36 2 (4) (72) 2 3 54 4 2 36 2 2 36 2 5 90 6 2 36 3 4 72 4 4 72 4 2 36 2 ЗЕТ 29,0 972 972

18 иед 36 18 18 18 18 18 18 18 36 18 36 18 18 18 36 18 36 18 18 36 Экз час (3 нед 144,00 162

432 9 кон 27 72 зач 90 РГР зач* 36 РГР зач 36 реф зач 81 KP 45 72 РГР зач 36 РГР 36 36 РГР 36 36 нет зач СРС 396 54,00 54

Июль Учебно-исследовательская практика: зач* ЗЕТ 3 2 нед ЗЕТ год 60,0

5 Б1.Б.4 | 3 54 Б2Вдвз| 2 36 Б2ВОД2 | 4 54 Б2Вод51 3 36 Б2БД92 I 2 36 63Вод5 | 4 36 63.6,9 2 36 БЗВод4 5 54 БЗВдвБ 3 36 .3 6 108 кп/кр 1/1 ауд+СРС

24 Экономика Физическая Ур,мат.физ.и 4M/ Введ.в физику Физическ. основы КЭА в проек. ЭС/ Обеспечение Схемо и сист.техн. Констр.-технол. Техн.констр.эл. ЭС/ Ин.язык в сфере зач/экз 5/4 846

ч/нед культура Дискр-матем.в ТС полупроводн. материаловеден. Модел.в проект.ЭС надёжности ЭС цифровых ЭС проект.ячеекЭС Технол.деталей ЭС проф. комм ИИ ауд+СРС+физк+фак

26 3 54 3 (4) (54) 2 36 2 3 54 4 3 54 3 2 36 2 2 36 4 2 36 2 4 72 5 3 54 3 2 36 2 ЗЕТ 28,0 972 972

18neS 36 18 18 18 18 36 18 18 18 18 18 18 18 18 18 18 36 18 36 18 36 Экз час (3 нед 162 162

432 54 реф зач 54 зач 36 РГР зач 45 РГР 45 54 РГР зач 36 РГР зач 63 КР 45 36 РГР зач 63 КП 45 27 реф 27 36 нет зач СРС 414 54,00 54

6 Б1ВОД21 3 36 БЗ.Б.8 | 2 36 Б2ЮДЗ | 2 36 БЗ.Б.7 | 4 72 БЗВОДб | 4 54 БЗВодБ 4 54 63,Б. 12 10 162 БЗ.6.10 8 108 кп/кр нет ауд+СРС

24 Экономика Физическая Основы управлен. Физ.радиац.возд Материалы ТМО и защита ЭС Схемотехн.аналог. Конструирование Технология Ин.язык в сфере зач/экз 4/4 828

ч/нед предприятия культура технич.системами и рад.стойк.ЭС электрон.средств отклиматич.возд. и анал.-цифров.ЭС электрон.средств производства ЭС проф. комм ИИ ауд+СРС+физк+фак

26 2 36 3 (4) (54) 2 36 2 2 36 2 4 72 4 3 54 4 4 72 4 4 72 4 3 54 3 2 36 2 ЗЕТ 26,0 958 972

18 иед 18 18 18 18 18 18 18 18 36 18 36 18 36 18 36 18 18 18 18 18 36 Экз час (2 нед 108 108

432 45 реф 27 58 зач 36 РГР зач 36 РГР зач 45 реф 27 63 РГР 27 45 РГР 27 72 РГР зач 54 РГР зач 36 нет зач СРС 396 53,22 54

Июль Конструкторско-технологич.практика: зач* ЗЕТ 6 4 нед ЗЕТ год 60,0

7 53.Б.111 2 36 Б1Вде2 36 Б3.6.131 3 54 БЗБОД71 5 72 БЗВдеЗ 6 72 кп/кр 1/1 ауд+СРС

24 Безопасность Маркетинг ЭС/ Управление Защита ЭС от Сист.техн.и прогр.../ Конструирование Технология Ин.язык в сфере зач/экз 3/4 882

ч/нед жизнедеят. Отн.маркетинга качеством ЭС механич.воздейств. Сх-техн.пр.ЭС и МПС электрон.средств производства ЭС проф. комм-ии ауд+СРС+физк+фак

26 2 36 2 2 36 2 3 54 3 4 72 5 5 90 6 5 90 6 3 54 5 2 36 2 ЗЕТ 29,0 954 972

18 иед 18 18 18 18 18 18 18 18 18 36 36 36 18 36 36 18 18 18 18 36 Экз час (3 нед 162 162

432 36 реф зач 36 реф зач 54 РГР зач 72 РГР 36 90 РГР 36 81 КП 45 81 KP 45 36 нет зач СРС 450 53,00 54

8 БЭВодЗ | 4 36 БВВдв2 | 3 36 БЗВде4 3 36 БЗВдвБ 3 36 БЗВодЗ 3 36 кп/кр -/1 ауд+СРС

24 Орг-я и план-е Комп.сопр.ЖЦ ЭС / Обеспеч. ЭМСЭС/ Эрг.и дизайн ЭС/ Технол.подгот.и зач/экз 2/3 468

ч/нед произ-ва ЭС Сист.инт.пр.ориен.ПП Текнич.электродин. Осн.нуд.констр.и ЭС сопров.пр-ва ЭС ауд+СРС+физк+фак

24 6 54 4 4 36 3 4 36 3 5 45 3 5 45 3 ЗЕТ 16,0 468 486

9 нед 18 36 9 18 9 9 18 9 9 18 18 9 18 18 Экз час (2 нед 108 108

216 54 кр 36 36 РГР 36 72 РГР зач 63 РГР зач 27 РГР 36 СРС 252 52,00 54

Апр-июн Научно-исследовательская [преддипломная) практика: ЗЕТ 3 | зач 2 недели | Итоговая государственная аттестация: ЗЕТ 12 8 недель ЗЕТ год 60,0

I I

«к К ■с

I

л г

й а л

л §

к

л

Рис. 6. Пример структурно-логической схемы учебного плана

обязательных дисциплин, создание потоков, продолжительность семестров и др.).

Исходя из этих требований, разрабатывается структура учебного плана и примерный перечень дисциплин по циклам и блокам. Затем по предлагаемой методике формируется учебный план.

На основании общего графика учебного процесса, обычно разрабатываемого учебным управлением вуза или факультета, составляется структурно-логическая формы плана с учётом количества циклов и блоков дисциплин, длительности семестров, сессий, практик, каникул, выпускной квалификационной работы (рис. 2). Дальнейшее заполнение формы ведётся в следующем порядке:

1. Заполнить ячейки, соответствующие дисциплинам, наличие и положение которых в учебном плане задано учебным управлением (например, «Иностранный язык», «Физическая культура», «История», «Математика», «Физика» и др.). Обычно по этим дисциплинам формируются учебные потоки. В соответствующие соты ячеек дисциплин ввести их названия, шифры, число ЗЕТ и часов аудиторных занятий и т.д. с учётом распределения по видам и семестрам.

2. Распределить остальные дисциплины по циклам и блокам, учитывая межцикловые взаимосвязи и минимизируя внутрицикловые и внутриблочные разрывы. Для каждой дисциплины задать примерный объём ЗЕТ.

3. Включить практики и время на подготовку выпускной квалификационной работы в общую структуру в виде отдельных ячеек с указанием числа недель и ЗЕТ.

4. Повторять пункты 2-4 до тех пор, пока не будут обеспечены требуемые последовательности изучения дисциплин и определяемое ФГОС число ЗЕТ (например, для бакалавров очного обучения 60 ЗЕТ в год и 240 ЗЕТ всего). При этом возможно объединение связанных по содержанию дисциплин, «растягивание» дисциплин на несколько ячеек (семестров) с изменением их

объёма, а также корректировка графика учебного процесса.

5. Заполнить для каждой дисциплины соту «число часов аудиторных занятий в неделю»; как правило, оно равно количеству ЗЕТ дисциплины в семестре. При этом общее число часов аудиторных занятий в неделю по всем дисциплинам в течение семестра не должно превышать допустимого.

6. Распределить доступный объём трудоёмкости факультативных дисциплин по семестрам (ЗЕТ и часы аудиторных занятий).

7. Назначить экзамены для наиболее крупных и значимых дисциплин каждого семестра, не превышая допустимого количества экзаменов в сессию. Выделить максимальное число часов на их подготовку, учитывая продолжительность сессий и ограничение трудоёмкости (54 часа в неделю). Для остальных дисциплин назначить зачёты или зачёты с оценкой в соответствии с требованиями ФГОС.

8. Сравнить аудиторную и общую недельную нагрузку в каждом семестре с допустимыми значениями. При необходимости откорректировать числа часов, объёмы ЗЕТ дисциплин, факультативов и практик, их временное расположение, как в п. 4.

9. Уточнить количество часов на подготовку к экзаменам, контролируя трудоёмкость каждой недели семестра и сессии (из расчёта 9 часов на день подготовки).

10. Сравнить общую трудоёмкость дисциплин по циклам с указанной в ФГОС. Проверить объем всех вариативных частей; он должен быть не менее 50% от общего объёма. При необходимости изменить трудоёмкости дисциплин и перейти к п. 4.

11. Проверить и уточнить общую трудоёмкость дисциплин по выбору студента в каждом цикле ФГОС; она должна быть не менее 30% от объёма вариативной части.

12. Указать часы аудиторных занятий каждой дисциплины по видам (лекции, лабораторные и практические работы). Число часов лекций не должно превышать 40%

от общего числа часов аудиторных занятий для бакалавров и 20% для магистров.

13. Задать для каждой дисциплины по каждому виду занятий число часов интерактивной работы, учитывая, что их общая сумма по всему учебному плану не должна быть меньше значения, определяемого ФГОС (20-40% от общего объёма часов аудиторных занятий).

14. Назначить по каждой дисциплине индивидуальные задания: курсовые проекты и работы, рефераты, РГР и т.п., не превышая их допустимого количества.

15. Проверить перечень компетенций каждой дисциплины, контролируя их количество и полноту использования.

16. Перенести разработанный учебный план в информационную систему «Планы ВПО» для окончательного контроля и оформления.

5. Пример структурно-логической формы

В качестве примера использования на рис. 6 приведена структурно-логическая схема учебного плана ВлГУ по направлению 211000 -«Конструирование и технология электронных средств». Некоторые выходные контрольные сведения в примере не показаны.

Заключение

Использование структурно-логической формы при разработке учебных планов позволяет более точно выстраивать образовательные траектории и прослеживать взаимосвязи между дисциплинами, тем самым повышая качество планирования учебного процесса, а также уменьшает затраты времени на их составление. Последнее особенно важно при реализации индивидуальных образовательных траекторий.

Электронные таблицы разработаны авторами в 2012 г. и использовались при переработке учебных планов направления 211000 для всех форм обучения (8 планов), позволив в 5-8 раз сократить затраты времени и улучшить построение образовательных траекторий.

Литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 211000 - «Конструирование и технология электронных средств». Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2009 г.

2. О разработке вузами основных образовательных программ. Инструктивное письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 13.05.2010 г. № 03-956.

3. Ковтун Е.Н. Разработка вузовских основных образовательных программ на основе ФГОС: опыт и проблемы // Материалы учебного центра подготовки руководителей, г. Санкт-Петербург, 25-27 ноября 2010 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Бабкина О.М., Бабкин Е.А. Об оптимизации учебных планов // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Информатика и информатизация образования». - 2006. - № 2 (7).

5. Жажа Е.Ю., Николаев А.Б., Строганов Д.В., Трещеткина Е.Ю., Приходько Л.В. Формализованная модель учебного плана в задаче оптимизации индивидуальной образовательной траектории // Наука и образование: электронное научно-техническое издание. 2012. № 11, ноябрь. Эл. № ФС77 - 48211.

6. Дмитриев В.Б., Руфицкий М.В. Учебный план специальности как объект модульного планирования // Проблемы повышения качества подготовки специалистов: сб. ст. VIII Международной научно-методической конференции. Вып. 6 / Мин. образ. РФ, МГТА. - М., 2002. - С. 70-72.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.