Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПРОСВЕЩЕНИЯ В Г. КРАСНОЯРСКЕ В 1921-1926 ГГ. (НА МАТЕРИАЛАХ ГАЗЕТЫ "КРАСНОЯРСКИЙ РАБОЧИЙ")'

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПРОСВЕЩЕНИЯ В Г. КРАСНОЯРСКЕ В 1921-1926 ГГ. (НА МАТЕРИАЛАХ ГАЗЕТЫ "КРАСНОЯРСКИЙ РАБОЧИЙ") Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
82
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
EDUCATIONAL SYSTEM / EDUCATIONAL GOVERNMENTAL INITIATIVES / SOCIAL DEVELOPMENT / NEW ECONOMIC POLICY / YENISSEI GUBERNIA / MASS MEDIA / NEWSPAPER "KRASNOYARSK WORKER" / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ЕНИСЕЙСКАЯ ГУБЕРНИЯ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ГАЗЕТА "КРАСНОЯРСКИЙ РАБОЧИЙ"

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Бершадская Светлана Вячеславовна, Айснер Лариса Юрьевна

Цель. Статья посвящена развитию системы образования и просвещения в России в условиях перехода к новой системе социально-экономических отношений (НЭП). Предметом анализа выступает реализация государственной образовательной политики на территории города Красноярска Енисейской губернии в период с 1921 по 1926 годы. Авторы статьи ставят целью охарактеризовать особенности развития системы просвещения на материалах региональной прессы и нормативно-правовых актов указанного периода. Методология проведения работы. Основу источниковой базы исследования составила региональная пресса - газета «Красноярский рабочий», изданная в г. Красноярске в период 1921-1926 гг. Методологическую основу исследования составили традиционные для исследований подобного рода принципы историзма и объективности. Результаты. Материалы данного периодического печатного издания имели очевидную социальную нацеленность публикуемых материалов: кроме публичного освещения проблем образования и просвещения, законодательных инициатив органов центральной власти, деятельности местных органов власти, ключевой целью подобных публикаций явилось привлечение общественного и государственного внимания к актуализровавшимся проблемам социокультурной сферы, в части организации работы с детьми и молодежью, решения «женского вопроса» и повседневной жизни жителей города, также роли педагогов в социокультурной динамике городского сообщества. Область применения результатов. Результаты исследования могут быть применены на занятиях в высших учебных заведениях по таким дисциплинам, как Отечественная история, краеведение, история педагогики и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Бершадская Светлана Вячеславовна, Айснер Лариса Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL SYSTEM IN KRASNOYARSK BASED ON TEXTUAL EVIDENCE OF "KRASNOYARSK WORKER" NEWSPAPER (1921-1926)

Development of educational system in NEP Russia has been at the core of attention recently. The findings of this study seek to contribute to a more complete understanding of the processes at work during NEP from the regional perspective of Siberia during the period 1921-1926. Using publications of the local newspaper “Krasnoyarsk Worker” and legal sources, authors offer new insights into several largely uncharted features of the system in these years. Methodology. The sources the authors have primarily relied upon are local newspaper publications of “Krasnoyarsk Worker” during the period 1921-1926. The authors have applied historical, objective and broadly chronological approaches. Results. The authors have concluded that the textual evidence presented in the local newspaper “Krasnoyarsk Worker” were socially oriented. The publications were aimed to encourage governmental and public support of the urgent problems of social and cultural spheres. Scope and Application. The “Development of Educational System in Krasnoyarsk Based on Textual Evidence of “Krasnoyarsk Worker” Newspaper (1921-1926)” could be read by specialists and students of Russian history, regional studies, history of education, with special reference to the economic and social history and regional policy under the NEP.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПРОСВЕЩЕНИЯ В Г. КРАСНОЯРСКЕ В 1921-1926 ГГ. (НА МАТЕРИАЛАХ ГАЗЕТЫ "КРАСНОЯРСКИЙ РАБОЧИЙ")»

Doi: 10.12731/2077-1770-2018-1-139-151 УДК 908

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПРОСВЕЩЕНИЯ В г. КРАСНОЯРСКЕ В 1921-1926 гг. (НА МАТЕРИАЛАХ ГАЗЕТЫ «КРАСНОЯРСКИЙ РАБОЧИЙ»)

Бершадская С.В., Айснер Л.Ю.

Цель. Статья посвящена развитию системы образования и просвещения в России в условиях перехода к новой системе социально-экономических отношений (НЭП). Предметом анализа выступает реализация государственной образовательной политики на территории города Красноярска Енисейской губернии в период с 1921 по 1926 годы. Авторы статьи ставят целью охарактеризовать особенности развития системы просвещения на материалах региональной прессы и нормативно-правовых актов указанного периода.

Методология проведения работы. Основу источниковой базы исследования составила региональная пресса - газета «Красноярский рабочий», изданная в г. Красноярске в период 1921-1926 гг. Методологическую основу исследования составили традиционные для исследований подобного рода принципы историзма и объективности.

Результаты. Материалы данного периодического печатного издания имели очевидную социальную нацеленность публикуемых материалов: кроме публичного освещения проблем образования и просвещения, законодательных инициатив органов центральной власти, деятельности местных органов власти, ключевой целью подобных публикаций явилось привлечение общественного и государственного внимания к актуализровавшимся проблемам социокультурной сферы, в части организации работы с детьми и молодежью, решения «женского вопроса» и повседневной жизни жителей города, также роли педагогов в социокультурной динамике городского сообщества.

Область применения результатов. Результаты исследования могут быть применены на занятиях в высших учебных заведениях по таким дисциплинам, как Отечественная история, краеведение, история педагогики и др.

Ключевые слова: система образования; образовательная политика; социальное развитие; новая экономическая политика; Енисейская губерния; средства массовой информации; газета «Красноярский рабочий».

development of educational system in Krasnoyarsk based on textual evidence of "Krasnoyarsk worker" newspaper (1921-1926)

Bershadskaya S.K, Aisner L.Yu.

Development of educational system in NEP Russia has been at the core of attention recently. The findings of this study seek to contribute to a more complete understanding of the processes at work during NEP from the regional perspective of Siberia during the period 1921-1926. Using publications of the local newspaper "Krasnoyarsk Worker" and legal sources, authors offer new insights into several largely uncharted features of the system in these years.

Methodology. The sources the authors have primarily relied upon are local newspaper publications of "Krasnoyarsk Worker" during the period 1921-1926. The authors have applied historical, objective and broadly chronological approaches.

Results. The authors have concluded that the textual evidence presented in the local newspaper "Krasnoyarsk Worker" were socially oriented. The publications were aimed to encourage governmental and public support of the urgent problems of social and cultural spheres.

Scope and Application. The "Development of Educational System in Krasnoyarsk Based on Textual Evidence of "Krasnoyarsk Worker" Newspaper (1921-1926)" could be read by specialists and students of Russian history, regional studies, history of education, with special reference to the economic and social history and regional policy under the NEP.

Keywords: educational system; educational governmental initiatives; social development; new economic policy; Yenissei Gubernia; mass media; newspaper "Krasnoyarsk Worker".

Введение

Вопросы истории развития системы просвещения в России всегда находились в поле зрения отечественных и зарубежных историков. В этой связи обращение к изучению процесса реализации образовательной политики в условиях перехода к новой системе социально-экономических отношений обладает не только научной ценностью, но и приобретает практическую актуальность. Государственная политика в указанный период была обусловлена необходимостью усиления позиций советской власти через правовое закрепление и обеспечение новых социальных отношений, посредством развития системы образования, а также необходимостью вовлечения людей в орбиту социально-экономических отношений.

Прошедший в марте 1921 года X съезд ВКП(б) в качестве одного из приоритетных направлений обозначил необходимость пропаганды нового курса и разъяснение его основных задач в средствах массовой информации. Однако невысокий профессиональный уровень и слабая материально-техническая база приводили к тому, что страницы газет были заполнены многочисленными официальными документами и агитационными статьями. Тем не менее, газета стала «орудием просвещения масс и обучения их жить...»

Город Красноярск Енисейской губернии в период с 1921 по 1926 годов относился к числу провинциальных городов развитие и формирование социокультурного пространства которых были обусловлены трансформациями в сфере общественно-политических отношений в общероссийском пространстве. Местную периодическую печать следует рассматривать как один из важных источников информации о развитии системы образования и просвещения на территории региона, реализации государственной образовательной политики, а также повседневной жизни жителей губернии.

Целью данного исследования является аналитическая реконструкция опыта организации системы просвещения на территории города Красноярска Енисейской губернии в период с 1921 по 1926 годы.

Материалы и методы исследования

Основу источниковой базы исследования составила газета «Красноярский рабочий» и нормативно-правовые акты того времени.

В качестве ключевых исторических источников использовались газетные публикации, посвященные вопросам развития системы образования. Среди них официальные документы, внутренние обозрения, агитационные статьи, статьи публицистического цикла, авторы которых выражали свою точку зрения относительно перспектив дальнейшего развития системы образования и просвещения или же критиковали органы власти или своих коллег за то или иное действие /бездействие.

Некоторые аспекты формирования развития системы просвещения на территории Енисейской губернии в период с 1921 по 1926 годы рассматривались российскими и зарубежными исследователями преимущественного в связи с вопросами развития социокультурной сферы Сибири и России. Хотя в целом обращение к истории отдельных институтов системы образования, а также деятельности Советского государства в области образования и просвещения являются востребованными темами [14; 16; 17; 18; 19; 20], региональный аспект исследования позволяет охарактеризовать особенности развития системы развития народного образования и просвещения в условиях территориальной удаленности от центра, слабо развитой транспортной инфраструктуры, малочисленности населения и уровня его культурного развития.

Методологическую основу исследования составляют традиционные для исследований подобного рода принципы историзма и объективности. Важное значение в исследовании имеет конкретизация частных аспектов - именно конкретизация и детализация исторических событий позволяют смоделировать целостную картину происходивших процессов.

Результаты исследования и их обсуждение

Первые годы установления нового Советского государства были периодом обширных кодификационных работ; задача кодификации

исходила от органов центральной власти, так как новые условия существования государства требовали правового закрепления новых социальных отношений. Через правовые акты, регулирующие сферу просвещения, центральная власть предоставляла «всему населению Республики возможности сознательного участия в политической жизни страны». 26 декабря 1919 года Советом Народных Комиссаров РСФСР публикуется декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР», согласно которому «Все население Республики в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющее читать или писать, обязано обучаться грамоте.» [11]. 21 января 1920 года по решению коллегии Народного комиссариата просвещения выпускается специальная инструкция, разъясняющая отдельные статьи этого декрета [15]. Для выполнения основных положений декрета 1919 года, Декретом Совнаркома от 19 июля 1920 года была образована Всероссийская Чрезвычайная Комиссия по ликвидации неграмотности, ставшая специальной организацией, руководившей обучением неграмотных и малограмотных. Народному комиссариату просвещения и его местным органам предоставлялось право «привлекать к обучению неграмотных в порядке трудовой повинности все грамотное население страны, не призванное в войска, с оплатою их труда по нормам работников просвещения» [12]. Под контролем Всероссийской Чрезвычайной Комиссии по ликвидации неграмотности оказались организация курсов ликбеза, открытие изб-читален, подготовка учителей и издание учебной литературы.

Одним из наиболее авторитетных печатных изданий, выходивших на территории Енисейской губернии, являлась газета «Красноярский рабочий», основанная в 1905 году и являвшаяся органом Красноярского окружкома ВКП(б). Анализ публикаций периода с 1921 по 1926 годы позволил выявить, что одной из решающих предпосылок трансформаций в сфере общественно-политических отношений с первых лет установления новой власти стала деятельность, направленная на формирование социокультурного пространства. В соответствии с указанными выше нормативно-правовыми актами на территории губернии был образован Губернский отдел

народного образования и губернские комиссии по ликвидации безграмотности [13]. Аналогичные органы были созданы в уездах Енисейской губернии, которые руководствовались в своей деятельности распоряжениями Губернского отдела народного образования и указаниями центральной власти. Газета «Красноярский рабочий» информировала жителей о законодательных инициативах центральной власти и деятельности местных органов власти на территории губернии, например, газета сообщала о создании Губернским окри-сполкомом 31 пункта по ликвидации неграмотности на территории Енисейской губернии [9].

Отражая общую ситуацию в стране в 1921 году, на страницах газеты «Красноярский рабочий» активно публикуются статьи и заметки о сборе средств для нуждающихся, распределении продовольствия, общественного и детского питания, предметов первой необходимости, а также о проведении заседаний Красноярского горсовета, посвященные решению данных проблем. Газетой публикуется ряд агитационных статей под общим лозунгом «Дети - основа социалистического общества». По сведениям Губстатбюро в г. Красноярске в 1921 году было зарегистрировано детей и подростков в возрасте от 8 до 17 лет включительно 13 660 человек, школьных работников - 1000 человек. Власть через местное печатное издание сообщала читателям, «всем строителям нового социалистического общества», о проведении «Недели ребенка» и напоминала о том, что «Все для детей! ...в этих словах смысл всей нашей революции», а также о том, что «В их сознании мы должны посеять идеи коммунизма». В июне в газете была опубликована статья, подписанная В.Федоровой, «Работа с детьми летом», акцентировавшая внимание жителей г. Красноярска на необходимости организации работ с детьми «на природе» с целью уберечь их «от развращающего влияния улиц...». Автор пишет: «.. .природу с ее богатствами и нужно использовать, как фактор образования умственного, эстетического и нравственного...» С другой стороны, по мнению автора статьи «посевы идей коммунизма» могли дать и вполне материальные результаты не только для объектов воспитательного процесса,

но и для повседневной жизни горожан: «... устроив огороды, дадим возможность нашим детям прокормиться зимой, обсадив город деревьями, сделаем его более благоустроенным, и т. п.» В. Федорова демонстрирует твердую уверенность в том, что для объединения обучения и жизни и организации подобного мероприятия существуют «реальные возможности», так как 1000 чел. школьных работников «вполне достаточно, чтобы обслужить детей и подростков». Не остается без внимания автора статьи и то, как подобная инициатива отразится на повседневной жизни педагогов: «Для педагогов же непосильного тут ничего не предлагается. . все педагоги за лето смогут отдохнуть по месяцу и больше.» [1].

Однако уже с 1922 года темы-лидеры публикаций меняются: происходит переход к появлению, например, объявлений о начале приема учащихся в музыкальные и общеобразовательные классы Красноярской народной консерватории, в которых обращает на себя внимание перечень приемных испытаний: «по классам рояля..., скрипке и духовым инструментам.» [2]. Тогда же в 1922 году редакция газеты поднимает вопрос о необходимости организации работы «среди женщин» и предлагает привлекать к занятиям «товарищей, которые бы всегда умели давать ясные и толковые ответы на всю ту массу вопросов, которые волнуют работницу и крестьянку». На страницах газеты предлагалась четкая программа действий [3]. В связи с необходимостью продолжения разработки новых учебных пособий Наркомпрос объявил о проведении в стране очередного конкурса на лучший букварь для рабочих и крестьян, о чем редакция газеты незамедлительно проинформировала своих читателей [10].

Регулярно на страницах газеты сообщалось об отдельных проблемах «на местах». Так, в декабрьском номере газеты за 1923 год сообщалось о пожароопасном состоянии деревянной постройки учебной мастерской [4]. Однако, одной из наиболее серьезных проблем, по мнению ряда авторов, было несовершенство организации образовательной и воспитательной работы. В статье о проведении конференции учкомов газета сообщала, что на конференции пла-

нировалось подвести итоги работы комитетов; кроме того газета привлекала внимание городского сообщества к необходимости проанализировать работу в школах в целом в связи с тем, что «вся обстановка в школах изменилась» [7]. В статье «Не видели шефа» встречаются критика в адрес бездействия предприятия «Хлебопродукт», формально осуществлявшего шефство над детьми из детдома: «Дети говорили: «Мы не видела никогда своих шефов». Вероятно, «Хлебопродукт» забыл, что шефствует над этим детдомом» [7]. В статье, вышедшей под заголовком «Навряд ли!», сообщалось о серьезных упущениях в работе ячейки Осавиахима красноярской школы № 1, где «уже три месяца, как она не ведет никакой работы» [8].

Редакция газеты пропагандировала и поддерживала разнообразные социально-ориентированные инициативы горожан Красноярска. В сентябрьском номере газеты сообщалось об образовании инициативной группы, в задачу которой входило открытие кооперативной, «в смысле ее материального содержания и состава учащихся» школы Губсоюза; о разработке программы, количестве учащихся («в школе будет 9 групп с количеством учащихся по 500 чел.»), о стоимости обучения («платное по 4 курсовых рубля в месяц»), а также об утверждении штата педагогического персонала, для которого было установлено «вполне приличное содержание» [3]. Информируя об открытии в декабре 1926 года пункта ликбеза при месткоме службы пути ст. Красноярск, автор заметки уделил особое внимание организационно-бытовой стороне инициативы: «Для занятий приглашена учительница. Местком отвел для занятий комнату» [8].

Отражая общероссийские тенденции газета освещала вопросы работы с молодежью. Газета публикует агитационные статьи о проведении очередного «Международного Юношеского Дня», «когда рабочая молодежь всех стран организует повсюду свои демонстрации». В августе 1922 года «Красноярский рабочий» сообщал: «У нас в России. массовой организацией рабочей молодежи является организация, которая воспитывает молодёжь в коммунистическом духе» [3]. В г.Красноярске праздник проходил под эгидой Енисей-

ской Губернской Комиссии. Для широкого освещения значения этого дня перед молодежью, Енисейская Губернская Комиссия при содействии администрации учреждений и предприятий предполагала организовать собрания с докладами на тему: «Международный Юношеский День». В январском номере 1924 года, «популяризируя и развивая идеи физвоспитания», газета опубликовала объявление об организации курсов для подготовки инструкторов по физкультуре [5]. В октябрьском номере 1925 года в заметке за подписью Нелина сообщалось об успехах неоднократно участвовавшей в состязаниях футбольной команды общественно-кооперативной школы, а также указывалось на необходимость направить «дело физического развития в школах в надлежащее русло» [6]. Для молодежи из рабочих и крестьян открывались новые возможности. Облегченные условия поступления в вузы и военные училища, служба в армии, поступление в комсомол и партию, участие в работе «школ агитаторов» и «школ политграмоты» [9] позволяли изменить условия и образ жизни, приобщиться к новой советской элите. На страницах газеты печатались критерии отбора для поступления в военную школу, основными требованиями было хорошее здоровье и преданность советской власти [7; 9].

Заключение

Становление и развитие системы образования и просвещения в Енисейской губернии, безусловно, проходило в русле общероссийских тенденций. Роль центральной власти при проведении мероприятий в данной сфере сводилась, в основном, к законодательной функции; практическое осуществление было возложено на местные органы власти. Освещение деятельности как первых, так и вторых проводилось, главным образом, на страницах средств массовой информации, в частности в газете «Красноярский рабочий», воспринимавшей и транслировавшей образ Енисейской губернии как специфической, но тем не менее, неотъемлемой и органичной части России. Информирование читателей о жизни в стране и регионе являлось не только средством привлечения вни-

мания общественности к потребностям губернии, но и способом противодействия насущным социальным проблемам. Результаты изучения публикаций газеты «Красноярский рабочий» за 1921— 1926 годы позволяют сделать следующие выводы: изучалась потребность в расширении мер развития системы образования и просвещения; обращалось внимание на проблемы организации системы образования и просвещения и анализировались их причины на региональном уровне. Очевидна социальная нацеленность данных материалов: кроме публичного освещения проблем образования, ключевой целью подобных публикаций явилось привлечение внимания к актуализровавшимся проблемам социокультурной сферы.

Список литературы

1. Газета «Красноярский рабочий». № 125 от 12 июня 1921 года.

2. Газета «Красноярский рабочий». № 193 от 27 августа 1922 года.

3. Газета «Красноярский рабочий». № 194 от 30 августа 1922 года.

4. Газета «Красноярский рабочий». № 290 от 28 декабря 1923 года.

5. Газета «Красноярский рабочий». № 4 от 5 января 1924 года.

6. Газета «Красноярский рабочий». № 248 от 29 октября 1925 года.

7. Газета «Красноярский рабочий». № 291 от 19 декабря 1926 года.

8. Газета «Красноярский рабочий». № 294 от 23 декабря 1926 года.

9. Газета «Красноярский рабочий». № 299 от 31 декабря 1926 года.

10. Газета «Красноярский рабочий». № 300 от 31 декабря 1926 года.

11. Декрет СНК № 592 «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР» от 26.12.1919. URL: http://istmat.info/node/38891 (дата обращения 26.07.2018).

12. Декрет СНК «Об учреждении всероссийской чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности» от 19.07.1920 г. URL: http:// www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_727.htm (дата обращения 26.07.2018).

13. КГКУ «ГАКК». Ф.Р-93. Оп.1. Д.39. Л.71.

14. Митина Т.С. Специфика государственной образовательной политики эпохи становления советской власти // Образование личности. 2017. № 4. С. 35-44.

15. Постановление Народного Комиссариата Просвещения «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР» (Инструкция) URL:http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ES U&n=38091#043299252934478094

16. Хаминов Д.В. Реформа гуманитарного образования в РСФСР в 1920-е гг. (на примере сибирских университетов) // Известия Юго-Западного государственного университета. 2014. № 2 (53). С.165-172.

17. Филоненко Л.В. Система допризывной подготовки России в 1920-е гг.: историко-педагогический аспект // Историческая и социально-образовательная мысль. 2013. № 1 (17). С. 45-48.

18. Hartley J. M. Siberia. A History of the People. Yale University Press, New Haven and London, 2014, pages 323.

19. Hughes J. Stalin, Siberia and the crisis of the New Economic Policy. Cambridge, United Kingdom, 2003, pages 279.

20. Wood A. Russia's Frozen Frontier: A History of Siberia and the Russian Far East 1581-1991. Bodmin, Cornwall. 2011, pages 289. URL: www. bloomsburyacademic.com (дата обращения 26.07.2018).

References

1. Gazeta «Krasnoyarskij rabochij» [The newspaper "Krasnoyarsk worker"]. № 125 ot 12 iyunya 1921 goda.

2. Gazeta «Krasnoyarskij rabochij» [The newspaper "Krasnoyarsk worker"]. № 193 ot 27 avgusta 1922 goda.

3. Gazeta «Krasnoyarskij rabochij» [The newspaper "Krasnoyarsk worker"]. № 194 ot 30 avgusta 1922 goda.

4. Gazeta «Krasnoyarskij rabochij» [The newspaper "Krasnoyarsk worker"]. № 290 ot 28 dekabrya 1923 goda.

5. Gazeta «Krasnoyarskij rabochij» [The newspaper "Krasnoyarsk worker"]. № 4 ot 5 yanvarya 1924 goda.

6. Gazeta «Krasnoyarskij rabochij» [The newspaper "Krasnoyarsk worker"]. № 248 ot 29 oktyabrya 1925 goda.

7. Gazeta «Krasnoyarskij rabochij» [The newspaper "Krasnoyarsk worker"]. № 291 ot 19 dekabrya 1926 goda.

8. Gazeta «Krasnoyarsk] rabochij» [The newspaper "Krasnoyarsk worker"]. № 294 ot 23 dekabrya 1926 goda.

9. Gazeta «Krasnoyarskij rabochij» [The newspaper "Krasnoyarsk worker"]. № 299 ot 31 dekabrya 1926 goda.

10. Gazeta «Krasnoyarskij rabochij» [The newspaper "Krasnoyarsk worker"]. № 300 ot 31 dekabrya 1926 goda.

11. Dekret SNK № 592 «O likvidacii bezgramotnosti sredi naseleniya RSFSR» ot 26.12.1919 [Decree of SNK No. 592 "On the elimination of illiteracy among the population of the RSFSR" of 12/26/1919]. http:// istmat.info/node/38891

12.Dekret SNK «Ob uchrezhdenii vserossijskoj chrezvychajnoj komissii po likvidacii bezgramotnosti» ot 19.07.1920 g. [Decree of the Council of People's Commissars "On the establishment of the All-Russian Emergency Commission on the Elimination of Illiteracy" dated July 19, 1920]. http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_727.htm

13. KGKU «GAKK». F.R-93. Op.1. D.39. L.71.

14. Mitina T.S. Obrazovanie lichnosti. 2017. № 4, pp. 35-44.

15.Postanovlenie Narodnogo Komissariata Prosveshcheniya «O likvidacii bezgramotnosti sredi naseleniya RSFSR» (Instrukciya) [Resolution of the People's Commissariat of Education "On the elimination of illiteracy among the population of the RSFSR" (Instructions)]. http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=E-SU&n=38091#043299252934478094

16. Haminov D.V. Izvestiya YUgo-Zapadnogo gosudarstvennogo universi-teta. 2014. № 2 (53), pp. 165-172.

17. Filonenko L.V. Istoricheskaya i social 'no-obrazovatel 'naya mysl'. 2013. № 1 (17), pp. 45-48.

18. Hartley J. M. Siberia. A History of the People. Yale University Press, New Haven and London, 2014, pages 323.

19. Hughes J. Stalin, Siberia and the crisis of the New Economic Policy. Cambridge, United Kingdom, 2003, pages 279.

20. Wood A. Russia's Frozen Frontier: A History of Siberia and the Russian Far East 1581-1991. Bodmin, Cornwall. 2011, pages 289. www.blooms-buryacademic.com

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ Бершадская Светлана Вячеславовна, старший преподаватель, аспирант кафедры «Истории и политологии»

Красноярский государственный аграрный университет пр. Мира, 90, г. Красноярск, 660049, Российская Федерация [email protected]

Айснер Лариса Юрьевна, кандидат культурологии, доцент, зав. кафедрой «Иностранных языков и профессиональной коммуникации»

Красноярский государственный аграрный университет пр. Мира, 90, г. Красноярск, 660049, Российская Федерация [email protected]

DATA ABOUT THE AUTHORS Bershadskaya Svetlana Vyacheslavovna, Senior Lecturer, Post-graduate Student of the Department of "History and Political Science"

Krasnoyarsk State Agrarian University

90, Mira Ave., Krasnoyarsk, 660049, Russian Federation

[email protected]

SPIN-code: 2650-3297

Aisner Larisa Yurievna, Candidate of Cultural Studies, Associate Professor, Head of the Department of "Foreign Languages and Professional Communication" of Krasnoyarsk State Agrarian University

90, Mira Ave., Krasnoyarsk, 660049, Russian Federation

[email protected]

SPIN-code: 2963-1654

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.