Научная статья на тему 'Развитие системы профессионального образования: анализ зарубежного опыта'

Развитие системы профессионального образования: анализ зарубежного опыта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1346
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие системы профессионального образования: анализ зарубежного опыта»

Дискуссионный клуб

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА

Е. П. Сичинский, ректор Челябинского института развития профессионального образования (ЧИРПО), д-р ист. наук:

— Поиск современной модели российской системы профессионального образования может осуществляться на основе трех самостоятельных подходов, таких как:

1) развитие своего самобытного пути (но сегодня этот путь показывает, что, сформировавшись в условиях административно-командной системы, профессиональное образование плохо вписывается в рыночные отношения);

2) копирование зарубежного опыта (но практика вестернизации уже давно раскритикована);

3) разумное развитие национальной модели с использованием опыта экономически развитых стран (наиболее предпочтительный вариант).

Для того чтобы был реализован третий подход, необходимо не только теоретическое осмысление опыта наших зарубежных коллег, но и знакомство с конкретными моделями профессионального образования, так как современный директорский корпус, несмотря на происходящую внутри него смену поколений, зачастую продолжает ретранслировать опыт советской эпохи. Импульсом к переоценке старых и выработке новых парадигм в профессиональном образовании должно стать непосредственное знакомство с организацией подготовки профессиональных кадров в странах с современной развитой экономикой. С учетом того что одним из мировых лидеров в области экономики являются США, опыт этой страны в профессиональном образовании заслуживает особого внимания. Проблемы в данной сфере, которые сегодня

решают США, могут возникнуть или уже возникают у нас, что дополнительно актуализирует американский опыт.

Формирование американской системы профессионального образования происходило как на основе общих закономерностей, так и под влиянием конкретно-исторической ситуации («здесь и сейчас»), что определило ее специфику и уникальность. На протяжении ХХ столетия на ее становление оказывали влияние следующие процессы:

- демографические (массовое перемещение сельского населения в город, огромные миграционные потоки из слаборазвитых стран);

- научно-технические (внедрение новых технологий сокращало рынок низкоквалифицированного труда, но увеличивало спрос на высококвалифицированные кадры);

- социально-экономические (были запущены процессы регионализации, которые заставили обратить внимание на обеспечение местных рынков квалифицированными кадрами);

- политические («послеспутниковый шок», т. е. осознание своего отставания в образовании после запуска спутника в СССР);

- геополитические (обострение международной конкуренции, вывод компаний за рубеж и, как следствие, сокращение интереса бизнес-структур к подготовке кадров в своей стране) и т. д.

В результате сформировалась уникальная система подготовки профессиональных кадров, в структуре которой ведущее место занимают двухгодичные колледжи, называемые в нашей литературе, в зависимости от перевода, муниципальными, коммунальными, местными. Сегодня в США насчитывается, по разным оценкам, от 1200 до 1400 таких профессиональных

образовательных организаций, в которых обучается по различным программам (как с выдачей диплома, так и без нее) половина всех студентов системы профессионального образования страны, т. е. более 13 млн человек. Среднее количество обучающихся, включая программы повышения квалификации, составляет порядка 11 000 человек в год, но имеются и более крупные учебные заведения, например, сити-колледж в Сан-Франциско, где за год получают новые знания до 90 000 студентов.

Популярность данного типа учебных заведений определяется целым рядом факторов.

Во-первых, они являются экономически доступными для тех социально-демографических групп населения, которым затруднен доступ к высшему образованию. Если в университете средняя стоимость обучения равна 18 000 долларов, то в двухгодичном колледже для гражданина штата она может составлять до 400 долларов в семестр. Для приезжих стоимость увеличивается, но даже несмотря на это остается в 3-4 раза ниже, чем в вузе.

Во-вторых, двери колледжей открыты для тех, кто в той или иной степени не готов к учебе. Так, по оценке авторов доклада Целевой группы по реформе образования в США и национальной безопасности, только 22 % американских старшеклассников соответствуют стандарту «готов в колледж» по всем своим основным предметам. Эта цифра еще ниже для афроаме-риканских и латиноамериканских выпускников. Поскольку США являются страной иммигрантов, 20 % американцев не говорят на английском языке, что затрудняет им дальнейшее получение образования. Для данных категорий молодых людей в сити-колледжах создаются дополнительные специальные курсы, позволяющие ликвидировать пробелы в образовании и подтянуть обучающихся до необходимого уровня.

В-третьих, программы двухгодичных колледжей интегрированы с программами высшего образования (т. е. четырехгодичных колледжей и университетов). В договорах, заключенных между учебными заведениями разного уровня, предусматривается перезачет кредитных единиц, что позволяет студенту сити-колледжа перейти на третий курс вуза. Такая практика достаточно распространена, и, по оценке специалистов, свыше 50 % обучающихся двухгодичных колледжей продолжают образование далее.

В-четвертых, сити-колледжи выстраивают свои образовательные программы в зависимости от запросов местного рынка труда и индивидуальных потребностей обучающихся.

Реализуется очень много дополнительных профессиональных программ, а также различных образовательных услуг, востребованных местной общиной. Наряду с приобретением профессии в колледже можно пройти повышение квалификации, а также краткосрочные курсы по любой интересующей теме (приготовление рождественской индейки, ремонт и эксплуатация велосипеда и т. д.). Именно короткие программы и обеспечивают большое количество обучающихся в течение года.

Возможность предоставлять населению огромный спектр программ связана с особенностью кадровой политики в колледжах, где только треть преподавателей работает на полной ставке, имея статус «академического постоянства» (т. е. бессрочный трудовой контракт), остальные — на неполной. Эта система имеет ряд преимуществ. С одной стороны, она позволяет привлекать в колледж профессионалов, которые не могут полностью посвятить себя преподаванию. С другой стороны, за счет приглашенных преподавателей реализуются нерегулярные короткие курсы, востребованные небольшим количеством потребителей образовательных услуг. Если программа не пользуется спросом или становится нерентабельной, ее закрывают. Таким образом поддерживается высокая динамика содержания образования в колледжах и реагирования на запросы населения.

В-пятых, сити-колледжи не только находятся в доступной близости для потребителей образовательных услуг, но и обеспечивают за счет гибкой организации учебного процесса удобные условия для обучения. Это очень важно, так как средний возраст студентов составляет

29 лет (значит, работающие), 60 % из них женщины (т. е. обремененные семьей). Только 41 % обучающихся может себе позволить учиться на очном отделении, остальные получают образование в вечерней и заочной формах. Обучение продолжается семь дней в неделю. В некоторых учебных заведениях занятия начинаются в 6 ч.

30 мин. и заканчиваются в 22 ч. Большое распространение имеют онлайн-курсы, которые сегодня составляют в общем объеме более 30 %.

И в-шестых, двухгодичные колледжи — это современные благоустроенные учебные заведения, обладающие развитой лабораторной базой и оборудованием для профессионального обучения, а также необходимой социальной инфраструктурой, которая делает привлекательным и престижным обучение в них.

Даже беглый обзор изложенной темы позволяет говорить о наличии благоприятных условий

для развития американской системы профессионального образования. Двухгодичные колледжи являются хорошо зарекомендовавшей себя на практике моделью профессиональной образовательной организации. Эта модель открыта для всех слоев населения и имеет выход на высшее образование, она ориентирована на разнообразные потребности населения и местных рынков труда и создает благоприятные условия для реализации концепции «Образование через всю жизнь», что делает работу колледжей востребованной среди населения.

А. П. Большаков, директор Южно-Уральского многопрофильного колледжа (ЮУМК), канд. ист. наук:

— Экономические изменения всегда напрямую зависят от системы образования любой страны. Промышленный взлет Японии в 1890-е гг. начался после реформы системы просвещения в стране, произошедшей после революции Мэйдзи Исин 1868 г. Промышленную революцию в Великобритании предваряла реформа образования, как и в дореволюционной России, где за реформами Александра II последовал промышленный взлет конца Х1Х—начала ХХ вв. Нынешнее состояние профессионального образования в РФ отражает кризис переходного периода, не столько в цивилизационном плане перехода от социализма к капитализму, сколько в технологическом. Современные технологии настолько изменили рынок труда, что используемое в профтехе учебное оборудование отражает не то, что есть, а то, чего больше никогда не будет.

Нет никакого смысла ретранслировать ре-трокомпетенции, поэтому программа ознакомления с современными мировыми моделями профобразования не только актуальна, но и чрезвычайно полезна, поскольку призывает не просто двигаться вперед, а показывает, куда именно надо двигаться.

Мне бы хотелось показать, как разнится подготовка по одноименной специальности (в данном случае это «Автомеханика») в про-мышленно развитых странах Европы, а также в США и России. Материалом послужили личные наблюдения в ходе ряда поездок в составе делегации МОиН Челябинской области в Германию, Францию, Великобританию и США. Специальность выбрана произвольно, но не случайно: она была представлена при посещении всех колледжей в вышеперечисленных странах; кроме того, обучение по данной специальности производится в Южно-Уральском многопрофильном колледже, что и позволяет сделать кор-

ректный анализ сильных и слабых сторон реализации этой программы в мире.

Германия. Нам был представлен колледж в Бонне, одним из направлений работы которого является подготовка автомехаников. Техническое оснащение учебного полигона здесь самое современное, но имеет очень интересную особенность: для теоретического объяснения материала студентам используется всего один пост, соединенный с помощью компьютера с мультимедийным оборудованием. Студенты сидят в мастерской, куда загоняется действующий автомобиль, к нему присоединяется тестовое оборудование, которое и выводит на экран различные параметры работы машины, в зависимости от изучаемой темы. Закрепление материала на практике происходит у каждого студента индивидуально в течение четырех дней в неделю в настоящем автосервисе. Молодые люди оказывают реальные автоуслуги реальным клиентам под руководством опытных мастеров, которые разъясняют студентам то, что им не удалось освоить и понять во время теоретического изучения материала.

Плюсом этой системы является минимизация затрат учебного заведения на приобретение современного оборудования для теоретического обучения. Все лабораторные работы и усвоение компетенций происходит в частных автосервисах. Колледж может оперативно закупать новое оборудование, если этого требует обстановка.

Франция. В городском колледже Тулузы подготовка автомехаников происходит по совершенно другой схеме, хотя результат мало отличается от немецкого. Теория преподается в обычных учебных классах, с использованием мультимедийных технологий, позволяющих моделировать технологически сложные процессы работы двигателя, подвески, тормозов и т. д. Практическое же закрепление навыков происходит в специальном цехе, оборудованном на 20 постов. Каждый пост — это подъемник, специнструмент, представляемый фирмами-производителями, а также фирменное и нефирменное тестовое оборудование, контроллеры, покрасочные камеры и кузовные участки. Правительство Франции совместно с автоконцернами предоставляет колледжу субсидию на покупку 20-30 машин различных марок, которые собираются, разбираются, ломаются и чинятся студентами в течение пяти лет. Затем эти автомобили списывают и закупают новые. Автоконцерны постоянно снабжают колледж новым специнструментом, который появляется на рынке, и производят замену оборудования, вышедшего из строя.

Данный подход более затратен для учебного процесса, но полномасштабное вовлечение в этот процесс автопроизводителей позволяет снижать издержки. Кроме того, студенты знакомятся с новинками автопрома (именно в течение пяти лет происходит или смена линеек у автопроизводителей, или автолифтинг у действующих моделей). Большое значение имеет знакомство и работа с реально действующим специнструментом, который у каждой фирмы свой и в свободной продаже отсутствует. Это позволяет студентам практически сразу идти работать в специализированные автосервисы по профилям всех представленных во Франции марок. Они реально знают, как устранять те или иные неисправности, и получают очень хорошо усвоенные компетенции.

Великобритания. Учебное заведение, которое было нам представлено, относится скорее к числу эксклюзивных; оно больше напоминает образец, к которому придут вскоре все технические колледжи, чем учреждения, действующие в Англии в настоящее время. Академия JCB была создана совместными усилиями правительства и крупнейших компаний, таких как JCB, Rolls-Royce, Jaguar и др., озабоченных резким сокращением числа высококвалифицированных специалистов технического профиля среднего уровня. На обустройство Академии было выделено порядка 100 млн фунтов стерлингов. Отличительными особенностями процесса обучения в ней являются большой объем материала, самостоятельно осваиваемого студентами, и возможность тут же на месте попробовать все технологические цепочки, которые должен знать специалист.

На наших глазах студенты создавали за компьютерами трехмерные модели деталей, а затем изготавливали в специальных вакуумных установках пластиковые макеты, по которым можно отлить детали в литейном цехе и довести их до нужного класса точности в токарно-фрезерных мастерских. Новейшие моторы от Rolls-Royce, Jaguar, Toyota, Bentley, самостоятельные конструирование и сборка гоночных автомобилей, богатейшая библиотека и первоклассные специалисты-инженеры из автоконцернов — все это позволяет выпускать из Академии работников, за которыми выстроилась длинная очередь из вышеперечисленных «грандов» автомобильного мира.

Большим достоинством этой модели подготовки является, помимо высочайшей технической оснащенности всего процесса обучения, существенный объем самостоятельного изучения материала. Безусловно, формула «один рассказы-

вает — двадцать пять слушают» сильно уступает в качестве усвоения материала модели «двадцать пять самостоятельно изучают — один проверяет и помогает понять узкие и сложные места».

Соединенные Штаты Америки. Городской колледж Сан-Франциско насчитывает около 100 000 студентов. В Америке нет никакой связи между бизнесом и образованием или же эта связь случайна и является исключением из правил. Американцы завидуют дуальной системе образования в Германии. Американская же модель предельно практична: каждый студент самостоятельно выбирает свою траекторию обучения. Вы можете поступить на факультет, где готовят автомехаников, и пройти двухгодичный курс обучения, который будет включать в себя все блоки, необходимые для специалиста. После этого вы можете проучиться по данному профилю еще 2 года в университете и стать бакалавром. Вы можете сразу после школы пойти работать в автосервис и осваивать профессию там. Вы можете пройти в колледже только один блок обучения, например «Тормозная система автомобиля и подвеска», который включает в себя изучение восьми кредитов1 (примерно 290 часов), получить сертификат и работать специалистом в этой сфере. Если же вам потребуется освоить еще и моторы, то вы должны пройти новый курс на восемь кредитов. Таким образом, вы не только выбираете наиболее удобную для себя траекторию обучения и зарабатывания, но и изучаете только то, что вам нужно в конкретный момент жизни. Если вам потребуется получить полноценное образование, то в дополнение к уже освоенным кредитам вы добираете необходимые, в соответствии с программами колледжа. В конечном счете, вы можете закончить свое образование в магистратуре соответствующего профиля.

В данной модели привлекает то, что американцы сразу дифференцируют носителей образования по уровню их интеллектуальной подготовки и жизненным запросам. Вы можете всю жизнь проработать специалистом по тормозным системам и не учиться больше ничему, зарабатывая себе и своей семье на жизнь. В этом случае вы проведете в стенах учебного заведения не два года, а максимум один семестр, и не получите лишних и ненужных знаний, поскольку сами определяете, что именно, в каком объеме и когда учить. Но если вы претендуете на звание бакалавра или магистра, то получите все те обязательные знания, которые бы получили,

1 Credit course — обязательный предмет (в отличие от факультатива).

обучаясь в университете. При этой системе человек выбирает жизненный путь постепенно, и если он понял, что ошибся, то легко может начать процесс получения профессии заново.

Россия. Обучение в России имеет несколько особенностей. Прежде всего, большей частью материальная база в наших колледжах — это реликты 1980-1990-х гг., которые дают понимание работы тормозной системы и подвески или четырехтактного двигателя «а-ля 1960-е» — на том уровне, которого в реальной жизни уже не существует. Следующей особенностью является отсутствие возможности знакомиться с современным состоянием автопрома, который большей частью воспринял западную модель обслуживания автомобиля. Другими словами, помимо качественных знаний от работника требуется определенная внешняя и внутренняя культура, иначе его не подпустят к автомобилю клиента. Это касается состояния его спецодежды (ежедневная стирка), мытья рук прежде чем подойти к автомобилю, четкого соблюдения алгоритма действий, знания специнструмента и т. д. Даже контент общетеоретических знаний, которые наши учащиеся получают по программе в колледже, отличается от потребностей современных автосервисов. В первую очередь это относится к урокам физики, где явно дают недостаточно базовых знаний, необходимых автослесарю для понимания процессов, происходящих при работе двигателя, тормозной системы, подвески, электрооборудования и т. д.

Не случайно автодилеры пошли путем создания собственных обучающих центров, отказавшись от сотрудничества с колледжами. Они (дилеры) не берут на практику студентов, так как с имеющимся у тех набором компетенций подпускать их к машинам стоимостью в миллионы рублей будет себе дороже.

Обновление материальной базы и союз с автодилерами необходимы нашим колледжам как воздух. Только получение современных агрегатов, специнструмента, обучение современной культуре обслуживания, свобода в изменении программ обучения, прохождение производственной практики в сформированной среде, принятой во всем мире и постоянно дорабатываемой крупнейшими мировыми автоконцернами, сможет вывести наше профобучение из этого тупика.

Еще одним сложным моментом является негибкость нашей системы обучения. Мы уже поняли необходимость увеличения доли самостоятельной работы студентов в изучении материала, но на практике это больше декларируемое

пожелание, чем реализованная данность. Серьезным тормозом является групповое обучение как тип организации учебного процесса. Переход на индивидуальную траекторию обучения, в которой студенты являются полноправными участниками процесса и несут ответственность за свой выбор, — неизбежная точка развития реформы системы профобразования в России. Чем быстрее мы начнем переход к этой модели, тем быстрее получим нужные нам результаты профподготовки высококвалифицированных рабочих.

Е. Б. Валахов, директор Коркинского горно-строительного техникума (КГСТ):

— Современный этап развития образовательных систем характеризуется переносом международных образовательных практик в национальные контексты, в том числе и в область профессионального образования Российской Федерации, которое на протяжении последнего десятилетия переживает этап модернизации.

В настоящее время в процессе формирования постиндустриальной экономики в сфере профессионального обучения создается новая глобальная система индивидуализированного знания, непрерывного образования человека в течение всей жизни (lifelong learning). Эта система представляет единство технологических, экономических, педагогических и организационных инноваций. Несмотря на то что для России характерны примеры адаптации зарубежного опыта к отечественному контексту, в частности, дуальная система профессионального образования, портфолио в качестве формы аутентичного оценивания и др., мы считаем, что огромный, все еще невостребованный инновационный потенциал модернизации профессионального образования Российской Федерации содержится в изучении мировых тенденций и новых подходов в этой области, в том числе и в системе профильного (профессионального) обучения США.

Современная система профессионального образования в США сложилась под влиянием исторических, экономических и социальных факторов и характеризуется рядом особенностей, которые во многом отличают ее от западноевропейских стандартов — например, необычная организационная структура, выраженная децентрализованностью, широким разнообразием образовательных учреждений и программ (профилей), полипрофессиональной направленностью, глубоким взаимопроникновением и взаимодействием с региональной экономикой и др.

В целом две существующие в современном мире глобальные образовательные системы условно можно разделить на западную и восточную. В неевропейских англоязычных странах, к которым относятся и США, за основу взята западная модель, в которой доминирует индивидуальный подход к обучающемуся.

Развитие педагогической мысли в США тесно связано с историей этого государства и сложившимся в нем общественно-политическим строем. И если европейская школа долгое время находилась под влиянием церкви, то американская с момента своего становления отвечала практическим потребностям быстро развивающегося общества. Приоритетными для этой школы стали задачи воспитания сильной личности, способной быстро принимать решения и действовать.

Согласно 10-й поправке к Конституции США, каждый штат имеет право самостоятельно планировать образовательную политику и определять образовательные программы (профили). Несмотря на специфические особенности многоуровневой системы образования в разных штатах, в компоненте профессионального образования существует ряд унифицированных черт.

1. Дифференцированное обучение старшеклассников в США проходит в профильных классах; в рамках общеобразовательных про-

грамм не менее двух третей учащихся средних школ изучают хотя бы один курс по программе профессиональной подготовки.

2. Прием студентов в колледжи осуществляется на основании пяти документов:

- результат итогового школьного тестирования (ACT или SAT);

- средний школьный балл, взятый за конкретный период обучения (GPA);

- заполненная анкета;

- эссе;

- рекомендательные письма от учителей.

Немаловажную роль играют характеристика, касающаяся работы в общественных организациях, документы об участии в школьных олимпиадах, фестивалях, научно-технических кружках, в спортивных мероприятиях, художественной самодеятельности и др.

3. Колледжи, которые уделяют основное внимание подготовке студентов к профессиональной карьере, имеют программы, включающие в себя стажировки (internship).

4. Как правило, программа обучения содержит большое количество элективных курсов.

5. Начиная с периода обучения в старшей школе предусматривается выстраивание индивидуальной профессиональной образовательной траектории каждого обучающегося (рис. 1).

Рис. 1. Модель индивидуальной профессиональной образовательной траектории

В США не существует четкого определения понятия «высшее учебное заведение», чаще используется термин «постсреднее образование». Принципиальное же различие между колледжами и университетами состоит в том, что выпускники колледжей могут получить только степень бакалавра (undergraduate level), в то время как выпускники университетов получают степени магистра и доктора.

Систему профессионального обучения в Северной Америке преимущественно составляют колледжи, которые можно разделить на местные, технические и колледжи начального обучения (как государственные, так и частные). В рамах обучения также предлагаются краткосрочные технические программы повышения квалификации, рассчитанные на обучение в течение нескольких недель или месяцев. Частные учебные заведения специализируются, как правило, на работе в одной области.

В качестве примера частного образовательного учреждения рассмотрим Школу автомеханики г. Нью-Йорка (Automotive school NYADI), представившую свою образовательную деятельность в рамках Международного семинара «Система профессионального образования США». Это образовательное учреждение основано в 1994 г. Школа располагает размещенной более чем на 4,5 тыс. м2 современной учебно-материальной базой, включающей компьютерные кабинеты, лабораторию диагностики автомобилей, мастерские по ремонту автомобилей, сварочную мастерскую и др. В школе разработана новая образовательная программа Training in Emissions and Specialized Techniques (T.E.S.T.) — первая в своем роде программа, утвержденная Департаментом образования штата Нью-Йорк, которая была создана с учетом новых технологий, применяемых в области автомеханики. Отвечая на современные экономические требования, школа создала две образовательные программы — Certified Master Automotive Technician и Master Automotive Technician, — которые позволяют использовать новейшее профессиональное автомобильное оборудование и тренажеры, дающие возможность студентам на самом современном уровне, с применением компьютерных технологий последнего поколения, осваивать навыки профессионального диагностирования и ремонта техники. Особенностью этой школы является объединение в рамках одного образовательного учреждения полного комплекса обучения в данной отрасли, включая специализированное обслуживание и ремонт автомобилей, тяжелых грузовиков и дизельных

систем (обучение проходит по программам «Автомобильная техника», «Мастер по ремонтным работам», «Техник по обслуживанию грузовиков и дизельной техники»).

Наибольшие адаптационные возможности для отечественного образования имеют интегрированная программа технической профильной подготовки (Tech Prep Program), основанная на принципе непрерывности и служащая для подготовки учащихся к работе в высокотехнологичных областях промышленности, а также программа «2 + 2 + 2», в рамках которой обеспечивается сквозная ступенчатая подготовка «Школа — двухгодичный колледж — вуз», гарантирующая, что полученные студентом в ходе двухгодичного обучения в колледже баллы (кредиты) будут зачитываться при прохождении четырехгодичной программы для получения степени бакалавра в другом учебном заведении, а также дадут возможность быть зачисленным на третий курс университета. По окончании двухгодичного обучения студенту присваивается степень Associate degree, по окончании четырехгодичного курса по выбранной специальности присваивается степень бакалавра (Bachelor's degree).

Примером применения такой интегрированной программы является Государственная школа профессионального и технического образования им. Томаса А. Эдисона (Thomas A. Edison Career and Technical Education High School), которая ведет образовательную деятельность по углубленным (вузовским) программам обучения старшеклассников с 9-го по 12-й класс и готовит учащихся к поступлению в американские вузы (College Now). Школа реализует программы по инженерии/робототехнике, электрооборудованию, автомобильным, медицинским и фармацевтическим технологиям, коммерческому искусству, графике, веб-дизайну и др. Базовое академическое ядро школы составляют образовательные проекты по английскому языку, математике, научной деятельности и общественным наукам; обучение организовано в рамках кафедр науки, английского языка, математики, общественных наук, физического воспитания и здоровья. Дополнительно старшеклассникам предлагаются курсы по фармацевтической химии, ремонту компьютерных систем и многое другое. Кроме этого, в школе разработана система национальных сертификатов, признанных CompTIA, Pearson VUE, Certiport, NOCTI, NCCER, что, в свою очередь, дает возможность выпускникам получить работу, продолжить образование и др.

Огромное значение в системе профессионального образования США придается физической культуре и спорту. Так, в школе профессионального и технического образования им. Томаса А. Эдисона проводятся соревнования по софтболу, волейболу, гандболу, боулингу, футболу, теннису, бейсболу, борьбе и другим видам спорта.

В целом миссия данной школы состоит в воспитании будущих лидеров, подготовке учащихся в соответствии с высокими учебными, техническими, гражданскими и профессиональными требованиями.

Важной особенностью системы профессионального обучения в США является ее гибкость: студент может составлять свое расписание, выбирать предметы для изучения (кроме обязательных по специальности), изменять в процессе обучения выбранную специальность, добавлять к основной специальности несколько дополнительных и даже получить диплом по нескольким направлениям сразу. Каждый курс состоит из определенного числа кредитов (unit) — часов, отведенных на посещение занятий по предмету каждую неделю.

К приоритетным направлениям профессионального образования в США относятся научно-исследовательская деятельность и практика во время обучения.

Необходимо отметить, что в организации трудового и профессионального обучения активно участвуют предприятия бизнеса. Более 30 лет назад при Министерстве образования США было создано специальное управление, призванное налаживать контакты школ с корпорациями. Тогда же были запущены программы «Партнерство в области образования», «Усыновление школ» и др. Только в период 19851986 гг. более 140 фирм Чикаго материально обеспечили занятия по программам трудового и профессионального обучения в 90 начальных и 55 средних школах. Начиная с 1980 г. некоторые компании субсидировали программу «Деловые ребята», в соответствии с которой ученики начальных и средних школ посещали факультативные занятия, где обучались основам бизнеса: маркетингу, планированию, бухгалтерскому учету. После окончания курса каждый мог открыть собственное дело, получив ссуду до одной тысячи долларов.

Как мы уже отмечали, североамериканская система профессионального образования одинаково успешно функционирует в условиях как государственного, так и частного образовательного учреждения. Ярким примером этого

является Нью-Йоркский институт кулинарного образования (Institute of Culinary Education), основанный в 1977 г Индустрия питания в Северной Америке — это важнейший элемент экономики. Вместе с ростом осведомленности населения о влиянии пищи на здоровье человека и динамичным развитием разнообразных форм предприятий питания растет и спрос на профессионалов в области кулинарии, способных не просто приготовить полезное и красивое блюдо, а буквально создать кулинарный шедевр. Поэтому Institute of Culinary Education разработал уникальный комплекс программ подготовки специалистов со сроком обучения 8-13 месяцев по направлениям «Кулинарное искусство», «Кондитерские изделия и хлебопечение», «Ку -линарный и гостиничный менеджмент». В распоряжении института имеются 11 современных кухонь, демонстрационная кухня, 3 традиционные учебные аудитории, центр изучения вин. Приблизительно две трети студентов института — молодежь, приехавшая в Нью-Йорк из других штатов.

Принципы здоровьесбережения, декларируемые институтом, отражаются в различных спектрах подхода к образованию здесь и учитывают модели западноевропейского питания, китайской медицины, макробиотики, ферментации продуктов, лечебной кулинарии и др. Особенностями Института кулинарного образования являются образовательные программы индивидуализированного обучения и подготовка не только профессионалов для предприятий кулинарии, но и специалистов оздоровительных центров. Обучение в Нью-Йорке дает студентам возможность практиковаться в самых разных направлениях, широкий круг которых позволяет погрузиться в культуры питания народов мира. Богатейшее кулинарное наследие Нью-Йорка дополняет учебные программы института.

Концепция перехода от среднего общего образования непосредственно к трудовой деятельности в США базируется на психологической теории транзиций (N. K. Schlossberg, 1984), которая в современном контексте объединяет в это понятие и школьный опыт выбора профессии, и подготовку к трудовой деятельности. Следовательно, процесс профессионального становления в США включает:

- школьные модели профильного обучения в средних школах (10-12-й классы старшей средней школы — senior high school, обучение в которых обычно содержит обязательный набор из пяти предметов и множество учебных профилей академической и практической направленности,

в рамках которых происходит начальное погружение в профессию);

- региональные профессиональные центры (организованные посредством кооперации нескольких средних учебных заведений), центры карьеры (учащиеся приобретают различные специальности на уровне квалифицированного рабочего, техника, ассистента и др.);

- интеграцию академического и профессионального образования (формирование общих и профессиональных компетенций);

- общественно ориентированную работу (становление профессиональной направленности личности);

- кооперативное обучение (чередование обучения в школе с работой на предприятии на основе договорных отношений между работодателем и учебным заведением);

- практико-ориентированное обучение (закрепление практических навыков профессиональной деятельности);

- программы ступенчатой подготовки (программа «2 + 2 + 2»);

- практическую специализированную деятельность в рамках профессиональных академий (развитие профессиональной карьеры) и др.

Интересной, на наш взгляд, является практика школьного профессионального обучения, представленная деятельностью среднего профессионального образовательного учреждения The High School of Fashion Industries, расположенного в Челси (США). С 1926 г. главной целью этой школы была подготовка рабочих для целого ряда профессий в индустрии моды. Вместе с развитием американской индустрии моды развивалась и школа, и если вначале большинство ее студентов составляли эмигранты, осваивающие швейное дело, то сегодня это одно самых современных и востребованных учебных заведений Америки, предлагающее общеобразовательные и специализированные программы по бизнесу, дизайну в сфере моды и искусству.

В The High School of Fashion Industries работают исполнительный совет, ассоциация родителей и школа лидеров, состоящие из руководителей, студентов, преподавателей и родителей, которые ежемесячно обсуждают важнейшие вопросы по организации деятельности образовательного учреждения (в том числе обсуждаются бюджет школы, учебные планы и др.). В школе издается еженедельный бюллетень для родителей и студентов, отражающий различные аспекты образовательной деятельности, от учебных планов до студенческих мероприятий, а также

журнал студенческих публикаций. Приемные экзамены в школу по желанию студента могут проводиться в форме онлайн-прослушиваний. Консультации по домашней и самостоятельной работе, исследовательским проектам также доступны для студентов в режиме онлайн. Интересны и проекты сотрудничества данной школы с Международным домом фотографии, музеями, модными торговыми домами и др. В школе функционирует консультативный совет, главными задачами которого являются поддержка одаренных студентов, их последующее трудоустройство, поддержка инновационных проектов в области модной индустрии и др. Начиная с 1926 г. The High School of Fashion Industries бережно хранит традиции, заботливо вплетая их не только в современные творческие проекты студентов, но и в систему профессиональной подготовки в области индустрии моды.

В последние годы, в соответствии с курсом на реформирование, американская система профессионального образования постоянно совершенствует организацию учебного процесса. Это, например, сочетание заочной, вечерней и очной форм обучения, которые в основном охватывают работающую молодежь, стремящуюся получить образование без отрыва или с частичным отрывом от производства. Большинство таких студентов зачисляются в колледжи с правом выбора режима посещаемости и учебного расписания, включая не только обучение по системе неполного дня, но и занятия в выходные дни и во время каникул. Студенты неполного учебного дня в основном не планируют получить по окончании курса обучения академическую степень, они испытывают практическую потребность в приобретении и расширении какой-то определенной области знаний.

Выводы. Современные реалии, выражающиеся в глобальных изменениях в мировой экономике и в стремительном вхождении России в мировое экономическое сообщество, создают необходимость дальнейшего реформирования отечественной системы профессионального образования с учетом следующих основных тенденций:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- в условиях рыночной экономики человек выступает активным субъектом на рынке труда, свободно распоряжается своим главным капиталом — своей квалификацией;

- в условиях рыночной экономики в силу чрезвычайно высокой подвижности ее конъюнктуры каждому человеку приходится неоднократно менять профессии; следовательно, базовое профессиональное образование должно

позволять легко осваивать новые профессии в будущем, т. е. должно стать конвертируемым;

- в мире происходит резкое сокращение числа менеджеров среднего звена, и если еще 20 лет назад соотношение количества таких менеджеров и рабочих составляло 1 : 10, то в недалекой перспективе оно будет составлять 1 : 100;

- современная фирма ориентируется на самостоятельность каждого работника, его самозанятость, работу в малых самоуправляемых командах. Самостоятельность в решениях становится одним из главнейших требований, предъявляемых к специалисту;

- одно из основных структурных изменений производства заключается в преимущественном развитии малого бизнеса — малых предприятий и др.

Всем этим условиям отвечает многоуровневая система профессионального образования в США, являя свое многообразие и вариативность, а также значительную самостоятельность образовательных учреждений в вопросах выбора образовательных программ (профилей), методов преподавания.

В целом система профессиональной подготовки США направлена на стимулирование самостоятельной исследовательской деятельности и дает прекрасные возможности для самореализации. Ориентация на практическое применение умений и навыков повышает компетенцию выпускников, открывает перед ними широкие карьерные перспективы. А участие в социальной жизни колледжа способствует формированию активной и целеустремленной личности.

Е. П. Гонтарев, директор Челябинского автотранспортного техникума (ЧАТТ), канд. техн. наук:

- Особенностью государственного устройства США, в отличие от российского, является отсутствие единой, однотипной системы образования. Тем не менее, большинство штатов придерживаются традиционной четырехступенчатой системы, включающей дошкольное, среднее, профессиональное и высшее образование. Особенностью образовательной системы США является двенадцатилетнее обучение в школе и четырехлетнее — в большинстве вузов (бакалавриат).

Заключительный этап обучения по программе среднего образования в школе (по аналогии с российской классификацией), который охватывает с 9-го по 12-й классы, американцы называют high school («высшая школа»). На этой стадии обучения проводится профессиональная подготовка, что в наибольшей степе-

ни соответствует российскому среднему профессиональному образованию. По окончании восьмого класса студенты сдают специальный тест, показывающий коэффициент интеллекта. По результатам теста школьники определяют траекторию своего дальнейшего образования: готовятся к обучению в колледже или выбирают один из школьных профессиональных модулей. В системе образования США, в отличие от российской, колледж — учебное заведение, которое готовит студентов по программам среднего специального и высшего образования. Программы среднего специального образования реализуются в общественных колледжах (community œllege), которые называют также начальными, техническими либо городскими колледжами. По окончании двухгодичного курса обучения выпускникам присваивают степень Associate degree — аналог российской квалификации «специалист среднего звена». Второй вариант образования в колледжах — это обучение по программе, рассчитанной на четыре года и более, с получением степени бакалавра.

Если школьник по специальному тесту, определяющему коэффициент его интеллекта, получает низкую оценку (ниже критической отметки 90 баллов), ему предлагают в период обучения в старших классах выбрать профессиональный профиль. Данный вид обучения предполагает подготовку к осуществлению профессиональной деятельности по конкретной специальности и подразумевает значительно меньший объем теоретических занятий, чем у школьников, обучающихся по академическому профилю и готовящихся к поступлению в колледж. Практические занятия в этом случае больше проводятся в мастерской либо гараже. Квалификация таких выпускников школ схожа с российским аналогом «квалифицированный рабочий».

В многопрофильных школах с 9-го по 12-й класс школьники обучаются на разных отделениях, имеющих различные профили (академический, общий, коммерческий, индустриальный, сельскохозяйственный и т. д.), по отличающимся друг от друга программам. Так, в программе индустриального профиля существенно уменьшен объем общеобразовательных дисциплин, а практика в мастерских и гараже достигает половины учебного времени.

В профильных школах обучают по программам определенной специализации. Таких специализаций может быть несколько.

Во время семинара мы посетили колледж им. Томаса А. Эдисона (Thomas A. Edison

Career and Technical Education High School), г. Нью-Йорк. Колледж нацелен на воспитание будущих лидеров, готовит учащихся в соответствии с высокими учебными, техническими, гражданскими и профессиональными требованиями. Подготовка ведется по следующим программам: английский язык на уровне вуза, медицинские или фармацевтические научные исследования, инженерные науки и технологии; учащихся готовят к поступлению в вузы (College Now).

Профессиональная подготовка имеет автомобильную, дизайнерскую, биотехнологическую и робототехническую направленность. Практика проходит в школьных мастерских, где обучающиеся ремонтируют автомобили, шьют одежду, проектируют и собирают программируемые механизмы. Современное оборудование мастерских позволяет ребятам получать рабочие специальности на высоком уровне. Плату за произведенные населению услуги по ремонту автомобилей колледж не взимает, клиенты оплачивает только расходные материалы и запасные части. Ученики активно участвуют в проектно-конструкторской деятельности (разрабатывают интеллектуальные механизмы, проводят опыты по биотехнологии), что позволяет им получать гранты.

По каждой профессиональной специализации в колледже имеется единый учебник. Так, учебник по автомобильному сервису весит около двух килограммов и включает в себя основы физики, химии и машиноведения, основные технологии сервиса и ремонта автомобилей. Мы также видели подобные учебники по биотехнологии и дизайну.

Огромное значение для обучающихся в американских учебных заведениях имеет порт-фолио. Начиная с 1960-х гг. в американской педагогике портфолио стали называть папки индивидуальных учебных достижений учащихся. Они могут содержать рефераты, сочинения, эссе, решение задач, фотографии поделок, грамоты, дипломы — все, что свидетельствует об уровне образования и духовной эволюции учащегося. Хорошее портфолио дает возможность поступать в вузы и обучаться за счет государства или же, обучаясь в платном учебном заведении, получать от государства субсидию, возмещающую большую часть стоимости обучения. В настоящее время заговорили о портфолио и специалисты российской системы образования. Рассматривается вопрос о том, каким образом портфолио может определять образовательную и научную траектории, влиять на возможность

поступления в учебные заведения, а также на преференции при трудоустройстве и карьерный рост.

В ходе посещения среднего профессионального образовательного учреждения The High School of Fashion Industries мы изучили особенности реализации общеобразовательных и специализированных программ по бизнесу, модному дизайну и искусству. Данная школа расположена в центре Челси — района с богатыми культурными традициями и широкими возможностями стажировок учащихся. Интересной особенностью этого учебного заведения для меня стало соседство суперсовременных технологий — фирменных компьютерных классов Мaс Apple, интерактивных досок SMART, современного программного обеспечения по дизайну и моделированию — со старинными швейными машинками фирмы «Зингер», выпущенными в начале прошлого века. Этими швейными машинками оборудован целый класс, они постоянно используются и находятся в идеальном состоянии. Как нам пояснили, цифровые технологии обновляются часто, и современному специалисту необходимо изучать и осваивать новейшие программные продукты, а это возможно только на компьютерной технике последнего поколения. Что же касается изучения технологии сшивания материи, то ее удобнее и проще осваивать на примитивном оборудовании. Простые механизмы позволяют визуально наблюдать весь процесс сшивания, для работы с ними не требуется особого обучения, к тому же старое оборудование надежно в эксплуатации и его легко отремонтировать собственными силами. Сама же технология сшивания материи принципиально не менялась уже больше века.

Хотелось бы также отметить тот факт, что ранее выпускники данного учебного заведения трудоустраивались на швейные фабрики, которых в Америке насчитывалось несколько тысяч — в одном только Нью-Йорке несколько улиц состояло из одних лишь фабрик и мастерских по пошиву одежды. В настоящее время вследствие глобализации мировой экономики все швейное производство перенесено в Китай и Вьетнам. Тем не менее спрос на получение специальности дизайнера одежды остается, поскольку в Нью-Йорке разрабатывается дизайн и раскрой всех основных американских одежных брендов.

Учреждения образования Америки предлагают огромный выбор образовательных программ по подготовке, переподготовке и повышению квалификации в различных сферах услуг

для населения. Так, Нью-Йоркский институт кулинарного образования (Institute of Culinary Education), основанный в 1975 г. и являющийся крупнейшим и активно развивающимся центром изучения кулинарного искусства, предоставляет сегодня возможность обучаться по различным профессиональным программам длительностью от 28 часов до 13 месяцев по следующим направлениям: «Кулинарное искусство» (13 программ), «Кондитерские изделия и хлебопечение» (9 программ), «Кулинарный менеджмент» (12 программ), «Медицинский менеджмент» (11 программ). Мало нам знакомая компетенция медицинского менеджмента включает в себя организацию процесса лечения и пребывания в клинике, профессиональное общение с клиентами, ведение переговоров, экспресс-взаимодействие с пациентами, ведение документации, выписку счетов и т. д.

Учеба в этом институте платная, стоимость курса зависит от вида программы и длительности обучения. Например, в себестоимости подготовки поваров и кондитеров довольно большую часть занимают затраты на расходные материалы. По окончании курса производится независимая оценка квалификации. В случае получения сертификата расходы на обучение, как правило, быстро компенсируются повышением зарплаты, которая напрямую зависит от уровня квалификации работника. Контингент обучающихся самый разнообразный: от шеф-поваров ресторанов до домохозяек, пенсионеров и других обычных граждан, решивших приобщиться к кулинарии. В институте регулярно проводятся обучающие семинары, имеющие какую-либо узкую специализацию и посвященные, например, технологиям дегустации вина, приготовления коктейлей и т. д. Расписание подобных занятий планируется на год вперед.

В Америке, в отличие от России, очень развита сеть частных профессиональных образовательных учреждений. Для нас было большой неожиданностью, что платные частные учебные заведения готовят не только юристов и менеджеров, но и представителей рабочих специальностей: электриков, сантехников, автомехаников и т. д. Мы познакомились с одним из таких заведений — Школой автомеханики г. Нью-Йорка (Automotive school NYADI), основанной в 1994 г. Педагогический коллектив этого учреждения профессионального образования состоит из высококвалифицированных специалистов. Школа располагает современной учебно-материальной базой: в ней есть компьютерные кабинеты, лаборатории диагностики автомобилей, мастерские

по ремонту автомобилей, сварочная мастерская, кузовной участок с покрасочной камерой; имеются все условия для всестороннего развития студентов. Обучающиеся увлеченно занимаются реставрацией старинных машин и подготовкой гоночных автомобилей. Большую часть оборудования составляют дизельные двигатели, в мастерских имеется вся линейка тракторных двигателей фирмы Caterpillar. Все двигатели оборудованы системой запуска и вытяжной вентиляцией выхлопа, что позволяет имитировать различные неисправности на работающих агрегатах. В лабораториях представлен большой парк грузовых автомобилей производства США. Здесь мы впервые встретили интересное конструктивное решение, направленное на увеличение количества и разнообразия пособий по ремонту двигателя: на грузовики в задней части рамы устанавливают дополнительный двигатель, который не передает крутящий момент, но подключен ко всем вспомогательным системам, что позволяет на одном учебном месте заниматься сразу двум подгруппам. В ходе доклада владелец этого учебного заведения, рассказывая об экономической составляющей своего проекта «Частная школа», удивил нас заявлением о том, что рентабельность образования уступает только рентабельности добывающей отрасли и может достигать 20 %, что чрезвычайно выгодно для экономики Америки. Большинство учащихся, получающих в платных заведениях образование по программам профессиональной подготовки рабочих, обучаются частично за счет бюджетных ассигнований, различных грантов, выплачиваемых по социальным программам поддержки населения.

Практически во всех учебных заведениях школьного типа реализуется услуга по информированию родителей о пребывании обучающегося на территории учебного заведения и успеваемости по электронной почте или с помощью СМС-сообщений. Все школы охраняются полицией, во время занятий двери закрывают на замок — все это элементы антитеррористической защиты.

Проблемы, с которыми сталкивается система образования Америки, сходны с российскими: престижность рабочих специальностей невысока; выпускники школ с трудом определяются с выбором своей будущей профессии, меняют несколько школ за время учебы; оплата труда преподавателей несколько ниже средней в экономике регионов; экономический кризис влечет за собой спад производства и, как следствие, увеличение уровня

безработицы; отсутствуют единые профессиональные стандарты.

В. Г. Лапин, директор Челябинского колледжа информационно-промышленных технологий и художественных промыслов (ЧКИПТиХП), канд. пед. наук:

— По возвращении из поездки в американский штат Нью-Йорк хотелось бы отметить некоторые особенности системы образования в США и высказать свое мнение относительно ее плюсов и минусов.

К сожалению, нашей делегации удалось познакомиться с системой образования только одного штата. Но несмотря на это, в ходе конференций и посещения образовательных организаций разного уровня и форм собственности у меня сложилось довольно четкое представление об образовании в стране в целом.

Одной из его положительных сторон является, конечно же, общедоступность общего среднего и среднего профессионального образования, которое финансируется государством (федеральными властями, властями штатов, местными властями), благодаря чему ученики старшей школы (8-12-й классы) могут получить профессию по желанию в рамках реализуемых в школе программ. Наряду с государственными школами существуют частные, но большая часть молодежи обучается в государственных. Ученики старшей школы могут сами выбирать вариативную часть дисциплин, в зависимости от того, планируют ли они в будущем работать по профессии либо собираются продолжать обучение в колледже или университете с целью получить высшее образование (4 года — бакалавриат, 6 лет — бакалавриат и магистратура). Хотя обучение в американских вузах платное, хорошо работает система образовательных кредитов.

Одной из интересных особенностей является отсутствие единых федеральных образовательных стандартов, что, на мой взгляд, имеет положительную сторону, так как все штаты отличаются друг от друга по спектру экономики и образовательные стандарты каждого штата ориентированы на подготовку специалистов для экономики своего региона.

Но имеют место и минусы. Так, зачастую профессиональные профили готовят ученика к непосредственной практической деятельности, при этом объем общего образования значительно сокращен и его недостаточно для поступления в колледж или университет.

В целом хочу отметить положительные стороны системы. Они состоят в том, что структура

образования в США является многоуровневой и состоит из следующих ступеней:

1) дошкольное образование;

2) среднее (школьное) образование:

- начальная школа (0-5 классы);

- средняя школа (6-8 классы);

- старшая школа (9-12 классы);

3) высшее образование:

- двухлетний колледж (начальное высшее образование);

- университет/колледж (бакалавриат);

- университет (степень магистра);

- университет (степень доктора философии).

Каждый учащийся, в зависимости от своих способностей и возможностей, может выбрать тот уровень, который необходим ему в настоящий момент. Обязательным является лишь среднее (школьное) образование.

В заключение хотелось бы отметить, что однозначного ответа, какая система образования лучше, у меня нет: в каждой из них есть и положительные, и отрицательные стороны. Однако я считаю, что среднее профессиональное образование в России находится на более высоком качественном уровне.

И. И. Тубер, директор Южно-Уральского государственного технического колледжа (ЮУрГТК), канд. пед. наук:

- Мое открытие Америки... Удивительный факт для молодежи, но не для старшего поколения: еще 20-30 лет тому назад о поездке в Штаты можно было только мечтать. Слишком тернистым и сложным был путь для советского человека на Запад и лежал он, как правило, через политическую эмиграцию, подразумевающую полный разрыв родственных связей и переформатирование сознания.

После перестройки, случившейся в стране в восьмидесятые годы прошлого столетия, ситуация поменялась кардинально, наши люди потянулись и в Штаты, и во Францию, в Великобританию и Австралию, и даже в совсем далекие экзотические уголки земли.

Прошло время, ушли в небытие мощные железные кордоны, сегодня уже никого не удивляют многочисленные поездки и путешествия. Более того, многих молодых россиян именно США привлекают своими неограниченными возможностями в плане как успешного продвижения карьеры, так и профессиональной востребованности на рынке труда. Молодежь смело отправляется за рубеж, и не зря, потому что уровень образования в тех же Штатах считается одним из лучших в мире.

Мне посчастливилось уже в новых условиях существования России, взявшей курс на рыночную экономику, побывать в Америке дважды. Есть что вспомнить, сравнить и над чем поразмышлять.

Первое мое открытие Америки состоялось в далеком 1996 году.

Итак, Shepherd University, штат Западная Вирджиния (USA). С группой директоров образовательных учреждений среднего профессионального образования систем Госстроя и Минтопэнерго в разгар зимы 1996 года я оказался в небольшом, но удивительно комфортном для проживания американском городке Шепердсто-уне, чтобы познакомиться с западной моделью образования на примере учебного заведения Shepherd College (Шеперд колледж). Если говорить о том, какие чувства испытывали мои соотечественники в этой поездке, то весь спектр впечатлений и эмоций от увиденного просто невозможно передать. Было все — от удивления до тайного желания в один момент переделать всю российскую систему образования на новый лад. Но мы и тогда понимали: чудеса случаются только в сказках, и должно пройти определенное время, чтобы в России изменилась система профессиональной подготовки кадров. Удивляться приходилось многому, потому что новая страна открывала себя с новых сторон, о существовании которых мы даже не подозревали. В той же Западной Вирджинии обязательно столкнешься с непринужденным стилем жизни, современной системой здравоохранения, новейшими образовательными ресурсами и дружелюбием местных жителей. Вирджинию даже называют «матерью президентов», так как там родились восемь президентов США. Наличие в Вирджинии государственных школ и множества колледжей и университетов способствовало развитию СМИ и технологического сектора.

Конечно, не являясь научным сотрудником, я не могу анализировать и исследовать до мельчайших подробностей американский образ жизни. Однако увиденное мной в ходе поездки по стране, и в частности в Шеперд колледже, представляется мне интересным и как-то само собой отложилось в памяти. Хотелось бы заметить: очень сложно ориентироваться в огромном разнообразии учебных учреждений США, так как они совершенно не похожи по своей структуре, содержанию и предназначению. И если во многих странах слово «колледж» означает среднее учебное заведение, которое сильно отличается от университета, то в США такой градации не существует — понятия «кол-

ледж» и «университет» очень близки. Часто и колледжи, и университеты обозначаются как «школы». Университет в США — это, как правило, крупный вуз, в состав которого входит несколько колледжей. В университете готовят специалистов различных отраслей знаний, студенты могут получить степень магистра. В отличие от колледжей, в университетах активно ведутся научные исследования. В большинстве колледжей США обучение длится в течение четырех лет и заканчивается получением степени бакалавра. В образовательной системе Америки существуют и так называемые «младшие» колледжи с двухлетней программой обучения, которые дают выпускнику какую-либо конкретную специальность. В настоящее время в США насчитывается более 3 тыс. колледжей. И еще один немаловажный факт: из государственных источников (федеральных, штатных и местных бюджетов) финансируется абсолютное большинство — примерно 4/5 — всех американских образовательных учреждений.

Понятно, что российская модель колледжа (или техникума) сильно отличается от модели американской в силу как сложившихся традиций, так и экономических условий или определенной политической системы. Известное любому нашему студенту слово «стипендия» в Штатах имеет свою специфику. Там существует несколько типов стипендий, отличающихся своим назначением: к примеру, стипендия может идти как в счет оплаты за обучение (scholarship), так и за проживание студента в общежитии (кампусе), особую стипендию назначают учащимся девушкам, по линии неформальных научных обществ. Существует возможность получения финансовой поддержки в виде гранта или займа. Можно также взять в банке кредит на учебу и выплатить его уже после окончания колледжа. Довольно часто за отличную учебу процентная ставка по кредиту бывает снижена, а иногда кредит погашается полностью. Одним словом, каждому американскому студенту гарантирован индивидуальный подход как в процессе обучения, так и в вопросах оплаты за обучение и стипендий.

Таким образом, говоря о системе образования в США, следует признать ее достаточно обширный и диверсифицированный характер. В этом я убедился лично, посетив в ходе поездки вместе со своими коллегами одно из старейших учебных заведений штата Западная Вирджиния — Шеперд колледж.

Более 3 000 студентов обучаются здесь по разнообразным тематическим программам: «Бизнес

и управление», «Гуманитарные науки», «Естественные науки», «Журналистика и общественные науки», «Инженерия», «Компьютерные науки», «Медицина и здоровье», «Право» и мн. др.

Именно в 1996 г., в мою первую поездку по США, особое впечатление произвела развитая и разветвленная инфраструктура Шеперд кол -леджа. Что она из себя представляет? Это целый комплекс, или полноценный студенческий городок, имеющий свою огромную территорию, на которой компактно расположены библиотеки и спортивные центры, автостоянка, сеть кафе и магазинов, боулинг. Здесь не последнее, а может быть, и главное место занимают кампусы (студенческие общежития), во главе которых стоит «президент». Здания кампусов, построенные еще в конце 1970-х гг., добротны и ухожен-ны. Потому невольно создается впечатление, что созданные здесь условия и огромное количество предоставляемых услуг непосредственно влияют на качество образовательного процесса.

Наша группа из России побывала также в двух- и четырехгодичных колледжах, большей частью имеющих богатую материально-техническую базу, прекрасно оборудованные учебные и рабочие места. А еще приятно поразил уровень культуры американцев: строгий сухой закон на территории учебных заведений никто из учащихся не пытается нарушить, нет там и проблем с никотиновой заразой.

Если меня спросят, чем отличается обучение в США от обучения в России, то я бы выделил два момента: это неформальная атмосфера в учебных заведениях США, когда между преподавателем и студентом возникают дружеские отношения, и возможность выбирать удобное учебное расписание лично для себя. Все продумано, все условия, в том числе и бытовые, созданы для качественной учебы студентов. Меня удивил и тот факт, что даже библиотеки открыты там с 7 ч. утра до 2 ч. ночи и в случае необходимости можно заказать любую книгу даже в ночное время. Надо ли говорить о том, что все увиденное в ходе поездки изменило многие представления о США, в свое время сформированные советской идеологией? Миф об «империи зла» был разрушен, сознание развернулось на 180°.

Поездка в США вдохновила меня и мою команду на реализацию на базе монтажного колледжа новой и оригинальной идеи — нам удалось создать Образовательный деловой центр (ОДЦ) по типу бизнес-инкубатора.

Как известно, 1990-е гг. были периодом бурных экономических преобразований в нашей стране. Веяния эпохи отразились и на системе

профессионального образования, в том числе и нашем учебном заведении. Надо было устоять в переломный период, и не просто устоять, но и активно развиваться, достойно выполнять свою миссию даже в столь непростое время. Мы смогли.

Инновационный проект, стартовавший в 2000 г. и ориентированный на создание учебно-тренировочных фирм в виртуальном режиме, обеспечил прохождение профессиональной практики студентами старших курсов экономических специальностей. За шесть лет существования Образовательного делового центра более ста студентов повысили свой профессиональный уровень. Результатом деятельности ОДЦ, подтверждающим его успешность, стало награждение центра в 2003 г. серебряной медалью Всероссийского форума «Образовательная среда — 2003».

Америка: второе измерение. Как известно, США — один из мировых лидеров экспорта высшего образования. Абитуриенты из разных стран мира стремятся сюда, чтобы овладеть специальностями, наиболее востребованными на мировом рынке труда. Основные направления, которыми славятся американские вузы, — это разнообразные бизнес-профессии и технологии. В аналитической статье канд. ист. наук А. А. Лютова «Сфера образования — ключевое направление социальной политики США» говорится о том, что с начала 2000-х гг. в Америке наметилась тенденция постоянного увеличения федеральных ассигнований в сферу образования. Что это — простое совпадение или целенаправленная государственная политика? Автор данной статьи акцентирует внимание на том факте, что с начала XXI столетия образование становится одним из ключевых факторов социально-экономического и общественного развития не только Соединенных Штатов, но практически всех стран мира.

В своем первом бюджетном послании к Конгрессу в феврале 2009 г. Барак Обама четко обозначил основные приоритеты деятельности администрации: «.чистая энергия, образование, здравоохранение и новая инфраструктура необходимы для того, чтобы страна оставалась сильной и конкурентоспособной в XXI веке». В этой связи президент поставил перед правительством США задачу довести к 2020 г. долю выпускников высших учебных заведений среди населения страны до самого высокого в мире уровня. Вывод однозначен: в настоящее время система американского образования достаточно широко охватывает население профессиональ-

ной подготовкой, о чем свидетельствует и реализация известного проекта «Америка — 2020».

... Очередная встреча со Штатами у меня состоялась почти через семнадцать лет, в декабре прошлого года, когда в составе делегации Министерства образования и науки Челябинской области я побывал в г. Нью-Йорке, где более детально познакомился с американской системой профессионального образования, жизнью студентов, пообщался с представителями бизнес-сообщества. Как и много лет назад, я вновь почувствовал в душе особое волнение, когда оказался на американской земле. Но это было волнение уже другого рода, не связанное с открытием новой и незнакомой страны; в душе превалировало чувство искреннего любопытства: хотелось узнать, какой стала Америка за минувшие годы, какие позитивные изменения произошли в сфере образования, экономике, культуре, в каких направлениях развивается бизнес-сообщество. Как и раньше, новые впечатления рождали массу эмоций, порой весьма противоречивых, но, безусловно, полезных для размышлений и выводов.

Гостеприимные хозяева подготовили для россиян обширную деловую программу, которая включала в себя ряд мероприятий, направленных на расширение знаний о культуре и традициях их страны. Назову лишь некоторые из многочисленных встреч. В Нью-Йоркском Департаменте Образования (NYC Department of education) состоялась презентация системы образования США и образовательных учреждений среднего профессионального образования. Наша делегация побывала в Институте кулинарного образования (Institute of culinary education), где мы познакомились с профессиональными программами по кулинарному искусству и хлебопечению, кулинарному и гостиничному менеджменту, а также в Школе автомеханики (Automotive school NYADI) и Технологическом колледже (College of technology). Мы получили такой большой объем полезнейшей информации, что невольно задавали себе разные вопросы: например, сколько необходимо России времени, чтобы между системой профессионального образования и бизнес-сообществом правильно выстроить взаимоотношения, как это смогли сделать в США? Как наладить этот так необходимый всем диалог и когда мы научимся слушать и слышать друг друга? Хотя, на мой взгляд, за прошедшие семнадцать лет и в нашей системе среднего профессионального образования произошло немало интересных подвижек. Внедрение новых стандартов и программ помо-

гло нам повысить уровень подготовки студентов, модернизируется материально-техническая база колледжа, применяются новые технологии, открываются новые лаборатории. И если сравнивать уровень программ колледжа в те далекие 1990-е годы с сегодняшним днем, то могу сказать однозначно — отдельные направления в учебных дисциплинах соответствуют мировым образовательным стандартам. Наши ребята неплохо проявляют себя в таких компетенциях, как компьютерные технологии (^¿-дизайн, системное администрирование и другие дисциплины), что показали результаты чемпионата по профессиональному мастерству, состоявшегося и на региональном уровне, и в г. Лейпциге. Это хорошо, но уже не достаточно для нас — система нашего профессионального образования должна качественно меняться. Там, в западной стране, никого и никогда не надо агитировать пойти учиться в колледж, не существует такого понятия, как профориентационная работа. Молодые люди сами ориентируются на уровень жизни, который может предоставить та или иная работа, и сами идут учиться. Вот лишь один пример: в Штатах только 20 % выпускников колледжей продолжают учебу в университетах, в России же 80 % отправляются в вузы. Ощущается разница?

Вообще, американский образ жизни, существующие традиции приятно удивляли нас на каждом шагу. Сложилось твердое убеждение, что народ здесь законопослушен, и наверное, так и должно быть. В том же Нью-Йорке очень редко на улицах города можно встретить курящего человека — там не принято афишировать прилюдно свои дурные привычки и к здоровому образу жизни относятся с особым пиететом. Не балуются сигаретами и студенты ни в учебных учреждениях, ни в общественных местах. Вроде бы мелочи, но вот такой культуре и правильному, я бы сказал, прагматичному отношению к собственному здоровью и нам бы не мешало поучиться.

Америка многолика в своей повседневной жизни и, на наш взгляд, порой противоречива. Мы были удивлены, когда в школах, колледжах и институте увидели вооруженную полицию. Разумеется, все это делается из соображений безопасности самих учащихся, но ведь такая картина очень непривычна для нашего восприятия.

В процессе общения со студентами, преподавателями американских учебных заведений меня очень привлекла высокая мотивация студентов, их искренний интерес к процессу обучения. Известно, что профессиональное обучение

в США требует серьезных финансовых затрат и студент, вкладывая эти средства, прекрасно осознает их цену. В чем это выражается? Свободное время лучшие студенты, как правило, посвящают не развлечениям, а совершенствованию своего профессионального мастерства, причем любыми способами: участием в различных волонтерских движениях, подготовкой собственного портфолио, которое в будущем понадобится работодателю, работой в сфере услуг и т. п. Молодые американцы хорошо знают, чего они хотят от жизни и как стать успешными в своей профессии. В условиях жесточайшей конкуренции на рынке труда они могут полагаться только на себя, поэтому и стремятся полностью реализовать себя в профессиональном плане. И если ты после школы придешь учиться в колледж с плохими оценками, то и стипендию там не получишь. А если проявишь себя достаточно ярко — тебе помогут с оплатой учебы. Все это отличает российскую систему профессионального образования от американской. Изначально молодой американец знает, что его успехи и достижения в профессиональном плане напрямую зависят от успехов за партой. Я увидел у студентов колледжей и университета огромное желание получить профессию, чтобы обеспечить себе достойную жизнь. И такое отношение к своей судьбе и ответственность за собственную жизнь вызывают большое уважение.

Именно такой высокой мотивации к учебе не хватает большинству наших студентов, которые не прочь и занятия пропустить, и воспользоваться шпаргалкой на экзаменах, чего никогда не увидишь в учебных заведениях Америки. Легкомысленный студент обманывает самого себя, а не преподавателя. Навыков нужных не будет, а значит, и на рынке труда такого специалиста просто не заметят.

Большое впечатление произвела на меня и культурная программа делового семинара. И хотя времени на подробное знакомство с американскими мегаполисами у нас практически не было, все-таки удалось побывать в некоторых особо значимых для жизни американцев местах.

Нью-Йорк запомнился мне как мегаполис, в котором бурлит деловая жизнь. И хотя он не является столицей США, тем не менее этот город занимает важные позиции в сфере политики, образования, промышленности, торговли и транспорта. Именно здесь находится знаменитый памятник не только Нью-Йорка, но и США — Статуя Свободы. Это яркий символ страны, свободы и демократии. А еще здесь находится один из знаменитейших мостов в мире — Бруклин-

ский. Построенный более столетия назад, он до сих пор является самой узнаваемой достопримечательностью Нью-Йорка. Хочу заметить, что большинство посещаемых мест города находится в его историческом центре — на острове Манхэттен. Здесь и знаменитые небоскребы, и музеи, и парки с улицами. Кстати, все достопримечательности Нью-Йорка, в том числе и Статую Свободы, и Сити-центр, и Гудзонов залив, и Бруклинский мост я увидел с высоты птичьего полета, вместе с двумя другими членами делегации из Челябинской области совершив экскурсионную прогулку на вертолете.

Наша группа побывала в Центре Рокфеллера — это отличное место отдыха и общения для горожан, познакомилась со знаменитым Бродвеем. Всем известно, что эта улица является центром мировой театральной культуры, здесь мы посмотрели известный мюзикл «Чикаго». Само театральное действо просто потрясает, а какие голосау артистов!

Совсем в ином качестве я увидел Вашингтон, он показался мне несколько провинциальным, неторопливым и в то же время комфортным как для проживания, так и для профессиональной деятельности, хотя Вашингтон является не только столицей США, но крупным научным центром страны. Особенностью, отличающей его от других городов мира, является то, что это одна из мировых столиц, которая лидирует по количеству зеленых насаждений — в городе множество парков, их площадь достигает 2800 м2.

В Вашингтоне довольно много архитектурных достопримечательностей, одна из самых значимых — Капитолий, здание конгресса США, построенный в оригинальном коринфском стиле. А еще здесь расположены Белый дом, здания ФБР и Пентагона, Верховный суд, Национальная галерея искусств и немало других интересных мест.

Вот такой разноликой, деловой и дружелюбной, провинциальной, культурной и твердо хранящей свои традиции я увидел Америку во время своей второй поездки. Мне удалось вновь соприкоснуться с американским образом жизни, увидеть изнутри все плюсы и минусы профессиональной подготовки, сравнить две системы образования — российскую и американскую. И те новые идеи, что полезны для нашей системы образования, конечно, будут активно использоваться и развиваться. Во всяком случае, я очень хочу в это верить. Не зря говорят, что не место красит человека, а человек место. И кому как не нам самим обустраивать свою собственную страну и взращивать в ней отменных профессионалов. Иного выбора просто нет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.