Научная статья на тему 'Формирование системы высшего образования США'

Формирование системы высшего образования США Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5881
961
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ США / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВУЗЫ / ЧАСТНЫЕ ВУЗЫ / АМЕРИКАНСКИЕ КОЛЛЕДЖИ / EDUCATION IN THE USA / STATE UNIVERSITIES / PRIVATE UNIVERSITIES / AMERICAN COLLEGES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайлова Яна Юрьевна

Рассматривается развитие американской системы высшего образования, роль государственных и частных вузов в ее становлении. Исследуются исторические факторы формирования традиций высшей школы США.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The developing factors of the USA educational system

The article deals with the development of the American educational system. The historical traditions of the higher education of the USA, the role of public and private higher schools in the formation of the American educational system are studied.

Текст научной работы на тему «Формирование системы высшего образования США»

УДК 378:001.891(73)

Я. Ю. Михайлова

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ США

Рассматривается развитие американской системы высшего образования, роль государственных и частных вузов в ее становлении. Исследуются исторические факторы формирования традиций высшей школы США.

Ключевые слова: образование США, государственные вузы, частные вузы, американские колледжи.

The developing factors of the USA educational system. YANA YU. MIKHAYLOVA (Maritime State University named after G.I. Nevelskoy, Vladivostok).

The article deals with the development of the American educational system. The historical traditions of the higher education of the USA, the role of public and private higher schools in the formation of the American educational system are studied.

Key words: education in the USA, State universities, private universities, American colleges.

Становление и развитие американской системы образования отражает своеобразие американской истории, ту систему ценностей, на которой базируется американское общество. Как замечает С.М. Аскольдова, американцы с колониальных времен оценивают образование главным образом с точки зрения его экономической эффективности. Такой подход к образованию как к способу занять определенные социальные позиции в обществе сложился исторически. Он отражает свойственный американской нации прагматизм, который, в свою очередь, тесно связан с экономическими требованиями общества [1, с. 144].

Сегодня в России идет реформирование образования, поэтому необходимо изучать исторический опыт формирования образовательных систем разных стран. Цель данной работы - проследить развитие американской системы высшего образования. Изучить исторические факторы формирования традиций высшей школы США, выявить роль государственных и частных вузов в становлении современной системы американского высшего образования и роль государства в целом.

Следует отметить, что история американского образования началась с возникновения частных учебных заведений, которые по-прежнему остаются основными центрами подготовки интеллектуальной и политической элиты США1. Когда в XVII в. заселялись американские колонии, ставшие позднее Соединенными Штатами Америки, в мире уже существовали университеты, имевшие давние историю и традиции. Каирскому университету Аль-Ажар в то время насчитывалось уже более 600 лет. В Италии несколько столетий существовал Университет Болоньи. Оксфорд и Кембридж в Англии и Парижский университет были основаны в XII веке. Берут свое начало от университетов и европейские колледжи, появившиеся в XV в. в Париже, вначале как студенческие общежития. Обычно все студенты, проживающие в одном месте, изучали один и тот же курс (например, юриспруденцию, медицину или богословие). Словом «колледж» постепенно стали называть место, где изучают определенный предмет (например, юриспруденцию). Таким образом колледжи превратились в отдельные учебные заведения.

МИХАЙЛОВА Яна Юрьевна, старший преподаватель кафедры иностранных языков факультета Восточной Азии, аспирант (Морской государственный университет им. адм. Г.И. Невельского, Владивосток). E-mail: My-post25@yandex.ru © Михайлова Я.Ю., 2G1G

1 При подготовке статьи автор использовал американские интернет-источники, прежде всего сайты университетов: http://www.news.harvard.edu/guide/intro/index.html (дата обращения: 1G.11.2GG9); http://www.yale.edu/about/history.html (дата обращения: 1G.11.2GG9); http://www.stanford.edu/about/history/ (дата обращения: 1G.11.2GG9); http://www.wm.edu/about/history/ (дата обращения: 1G.11.2GG9); http://historian.vassar.edu/chronology/1792_186G.html (дата обращения: 1G.11.2GG9); http://www.uchicago.edu/about/history.shtml (дата обращения: 1G.11.2GG9).

Неслучайно история становления системы высшего образования США неразрывно связана с традициями английских университетов. Среди иммигрантов из Англии было уже более ста выпускников Оксфорда, Кембриджа и Дублина. Естественно, эти первые колонисты намеревались воссоздать традиции английской высшей школы в Новом свете. Немало иммигрантов приехало в Америку, спасаясь от религиозных преследований, в поисках свободы вероисповедания. Поэтому вначале колледжи в Америке готовили священнослужителей. Первый американский колледж, позднее названный в честь священнослужителя Д. Гарварда, был основан в 1636 г., затем в 1693 г. появился колледж Уильямс (штат Виржиния) и в 1701 г. - Йельский колледж (штат Коннектикут) [5, с. 9]. Собрание граждан Массачусетса выделило 400 фунтов на создание школы или колледжа, но правовой статус и объем полномочий нового учебного заведения не были определены. Гарвардский колледж не имел королевской хартии, на основании которой два старейших учебных заведения Англии - Оксфорд и Кембридж -обладали правом присуждать ученые степени. Тем не менее с 1642 г. Гарвард начал присуждать ученые степени, но законность этого права, как и у двух других старейших подобных учебных заведений Америки - Йеля и колледжа Уильяма и Мэри, основывалась на традиции, а не на определенных юридических основаниях. Позднее, в 1783 г., были открыты еще шесть колледжей: Принстон (Нью-Джерси), Пенсильванский колледж (Пенсильвания), Колумбия (Нью-Йорк), Браун (Род-Айленд), Ратгерс (Нью-Джерси) и Дартмут (Нью-Хэмпшир).

Образцом для них явились английские университеты. Хартии и уставы американских колледжей, излагавшие основные принципы преподавания, содержание учебного процесса и условия приема, были составлены под влиянием Оксфорда и Кембриджа. Как правило, они создавались и возглавлялись выпускниками английских университетов, и американское высшее образование долгое время основывалось на развитии так называемых «колледжей свободных искусств» (Liberal Arts Colleges).

Колледж в Америке стал местом, где больше заботились о распространении знаний, чем об их накоплении и сохранении. Первоначально Гарвардский колледж имел сугубо теологическую направленность и ставил своей целью обучение будущих проповедников. Светского образования в Новом Свете еще не знали. По своему социальному составу первые 100 выпускников Гарварда были детьми преимущественно церковной и светской элиты: 35 священников, 18 крупных чиновников, а также богатых торговцев, известных врачей и адвокатов [4, с. 17]. В 1707 г. был принят устав университета, сформирован совет попечителей (как правило, состоящий из наиболее выдающихся выпускников вуза) и система административного управления во главе с президентом. Эта модель управления, основанная на принципе университетской автономии и выборнос-

ти руководящих должностей, послужила прообразом для всех американских университетов, она актуальна и в настоящее время.

Именно с этого момента начинаются расхождения с английской университетской системой. В Англии за университетом также признается право на самоуправление, но сам он остается прежде всего государственным институтом. В Соединенных Штатах кураторство изначально осуществлялось советами попечителей, а не государственными органами.

Первые полтора столетия своего существования американская система высшего образования развивалась как конгломерат частных (платных) вузов, отвечая спросу на образование, а не требованиям социального заказа [2].

В XVIII в. американские колонии процветали. Иммигранты из Англии и других стран на американском берегу стали землевладельцами и торговцами. В Европе колледж рассматривали как нечто, существующее для элиты (состоятельного «высшего класса»), но в колониальной Америке не было жестких классовых традиций. Поэтому те, кто мог себе это позволить, посылали своих сыновей (но не дочерей) в колониальные колледжи. Однако не все эти юноши пополняли ряды духовенства. К середине XVIII столетия только половина выпускников становилась священнослужителями. Другие пятьдесят процентов выбирали, как правило, карьеры юристов, врачей и бизнесменов. Как и в Европе, основными предметами здесь были греческий и латынь, а также философия и религиозные дисциплины. Но, отвечая интересам «новых студентов» Нового света, в колледжах стали вводиться и другие предметы. Студенты изучали и обсуждали новые политические идеи англичанина Джона Локка и француза Монтескье. Им давали представление о географии. А в ряде американских колледжей вводились даже так называемые практические предметы - геология, навигация, основы сельского хозяйства, коммерции, государственного управления [5, с. 10]. Их введение отражает прагматический подход к высшему образованию в США.

Облик образовательной системы Америки изменился после получения американскими колониями независимости. 4 июля 1776 г. была принята Декларация независимости. 11 сентября 1789 г. была принята и 26 июля 1788 г. вступила в действие Конституция США. В колледжах эти документы вызвали большой интерес. Уже само их изучение являлось обучением. В 1789 г. вступил в должность первый президент США Джордж Вашингтон. Основатели нового государства требовали расширения и доступности образования для всех граждан. Американцы с восторгом приняли эту идею. Но когда Джордж Вашингтон и пять его последующих преемников предлагали открыть в столице США Вашингтоне государственный университет, Конгресс возражал. Представители народа опасались дать новому центральному правительству слишком много власти. Они пришли к выводу,

что вопросы образования должны решаться каждым штатом самостоятельно [5, с. 10].

В XIX в. в связи с быстрым ростом населения за счет миллионов новых иммигрантов и бурным развитием экономики возникла потребность в новом поколении высококвалифицированных кадров, способных организовать производство, сельское хозяйство, обеспечить нужды здравоохранения и образования. Вновь прибывшие иммигранты осваивали новые территории на западе, основывали города, открывали учебные заведения. К 1800 г. число колледжей и университетов утроилось, а к 1820 г. их было уже более сорока. В них принимали всех желающих получить образование. Важным событием в истории высшего образования явился прием в колледжи женщин. Первый женский колледж в США - Вассар - был открыт в штате Нью-Йорк в 1865 г. В этот же период появляется и получает распространение система образовательных кредитов, используемая и сегодня. Кредиты, начисляемые за полученные курсы, вводятся как единица измерения полноты полученного в вузе образования. Впервые система кредитов начала использоваться в университете Виргинии в 1814 г. Тогда же были официально приняты два основных принципа американской высшей школы: суверенитет учебного заведения и свобода обучающихся в выборе предметов и курсов [2].

В 1862 г. с принятием закона Моррила появился новый тип высшего учебного заведения. Согласно этому закону, вновь создаваемые колледжи получали земельный грант от штата или, в случае отсутствия у штата свободных земель - из федерального фонда. Все доходы с данных земель должны были использоваться на создание и развитие колледжей. С введением этого закона усилилось влияние федерального правительства на высшее образование - влияние, основанное на финансовой помощи. Это же событие послужило толчком и для возникновения другой тенденции: в колледжах начали проводить исследования, направленные на поиски новых методов ведения сельского хозяйства и его механизации. Быстро возраставшая популярность вузов нового типа заставила даже старейшие университеты пойти на пересмотр своих программ и систем обучения.

В 1869 г. новый президент Гарвардского колледжа Чарльз Элиот провел реорганизацию этого старейшего в государстве высшего учебного заведения, преобразовав его в университет. Он повысил вступительные требования, добавил к учебной программе ряд новых курсов (в том числе и предметов по выбору) и сделал более строгими требования для получения ученой степени. Через несколько лет в Мэриленде открылся первый «исследовательский» университет Джона Хопкинса. Его основателем стал крупный предприниматель Дж. Хопкинс, пожертвовавший 3,5 млн долларов. Еще через десять лет появились Чикагский университет в штате Иллинойс и Стэндфордский университет в штате Калифорния. В этих новых учебных заведениях,

ориентированных на проведение научных исследований, были введены программы для аспирантур, что соответствовало тому уровню образования, который к этому времени уже существовал в Европе. Вновь открытые вузы пошли по пути сочетания фундаментальных и прикладных исследований, что стало шагом к созданию на базе старейших (и наиболее богатых) университетов своих научных школ [5, с. 10].

В последней трети XIX в. воплотились в жизнь реформы, связанные с именем президента Гарварда

Ч. Элиота. Он заявил, что «не имеют значения разногласия по поводу того, общему или научному образованию должно быть отдано преимущество. Данный университет не признает никакого антагонизма между литературой и наукой. Сегодня очевидна узость этого противопоставления. У нас будут преподаваться все предметы и на самом высоком уровне. Сейчас актуально не то, что изучать, а то, как изучать» [4, с. 18]. Именно он стал инициатором введения «элективной системы» (система спецкурсов и дисциплин по выбору, которые не являются обязательными для всех студентов). Элиот полагал, что эта система позволит наиболее безболезненно перейти от классической программы к практической.

Следует отметить, что элективная система далеко не сразу способствовала повышению качества образования, так как наблюдалась неравномерность нагрузки у студентов, программы часто расширялись за счет глубины изучения. Гарвардский университет, приняв идею создания исследовательских школ, принял и принцип тесной связи обучения с жизнью. Гарвард и стал, в конечном счете, той моделью университета, в соответствие с которой постепенно были приведены все наиболее старые и престижные университеты США.

Что касается системы государственного высшего образования, то она начала складываться значительно позднее частного образования и подстраивалась под уже сложившиеся традиции, установленные крупными частными вузами.

Первая публичная высшая школа открылась только в 1821 г. в Бостоне. В 1832 г. в штате Массачусетс был учрежден первый совет штата для управления образованием. Крупнейшим государственным колледжем стал открытый в 1861 г. Массачусетский технологический институт. С тех пор темпы роста государственного сектора образования неуклонно росли. К началу Гражданской войны в 1861 г. уже 21 университет финансировался из бюджета штатов и относился к системе государственного образования. Однако финансовое состояние, а следовательно, научное и лабораторное оборудование, библиотеки, бытовые условия - все это уступало частным университетам, обучение в которых, как и сегодня, определялось во многом соображениями престижа. Еще одним превалирующим фактором частных вузов явилось участие крупных монополий в их создании. Ярким примером корпоративного участия в развитии системы высшего образования является

Чикагский университет, основанный Джоном Рокфеллером. В 1892 г. Рокфеллеры передали 30 млн долларов на развитие инфраструктуры научных исследований. Семья миллионеров Стэнфордов в 1882 г. собрала 20 млн долларов на формирование Стэнфорского университета [2].

С новым витком индустриализации на рубеже XIX-XX вв. появилась система двухгодичных колледжей. Ее возникновение было вызвано потребностями промышленности, транспорта, торговли в специалистах с образованием выше среднего (в настоящее время учебные заведения такого типа, а также трехгодичные технические институты наиболее динамичны в системе высшего образования США). Двухгодичные колледжи дали возможность получить образование миллионам людей, не способным оплатить свое обучение в вузах. Несмотря на то что обучение в государственных университетах было значительно дешевле, чем в частных, оно все же оставалось недоступным для людей, не принадлежавших к среднему классу. К середине XX в. в стране насчитывалось уже более 500 двухгодичных технических колледжей. Это обеспечило массовость американского высшего образования.

К началу XX столетия в США сложилась система высшего образования, существующая в настоящее время. В ряде высших учебных заведений и аспирантур началась специализация (сосредоточение внимания только на одном направлении научных исследований). Соответственно, происходила специализация в тематике исследований аспирантов и их диссертаций. Многие колледжи и университеты, которые ранее принадлежали религиозным организациям, стали просто частными или даже государственными учебными заведениями. Большинство стали одинаково доступными как для мужчин, так и для женщин. С окончанием эпохи рабства афроамериканское население также получило возможность обучаться в колледжах и университетах. Но сегрегация была ликвидирована лишь в XX веке.

Однако, несмотря на эти перемены, высшее образование в Соединенных Штатах все еще рассматривалось как нечто предназначенное для элиты: для самых талантливых, богатых или, по крайней мере, для тех, кто мог себе позволить не работать на время обучения в колледже или университете. Система различного рода займов и пособий для получения образования в то время была развита слабо [5, с. 10].

Значительное увеличение возможностей получить высшее образование предоставил принятый Конгрессом в 1944 г., еще до окончания Второй мировой войны, «Закон о помощи и льготах демобилизованным и военнослужащим», который впоследствии получил популярное название «Солдатский билль о правах». Согласно этому закону, служащим вооруженных сил после окончания Второй мировой войны должна была быть предоставлена финансовая помощь, в том числе и для получения образования. Война закончилась через год. Предполагалось, что за финансовой помощью

для получения образования обратится около 600 тыс. ветеранов. К 1955 г. свыше двух миллионов человек использовали этот закон для получения высшего образования, и их количество продолжало расти. Многие ветераны были из бедных семей. 30% из них в момент обращения за финансовой помощью были женаты, у 10% были дети. Ветераны считали, что диплом колледжа, который они не могли бы получить без этой финансовой поддержки, улучшит их шансы на получение хорошей работы в ситуации послевоенной экономики. Некоторые пошли в гуманитарные колледжи, другие получали техническое или специальное образование.

Широкое вовлечение ветеранов в высшие учебные заведения значительно расширило круг абитуриентов и побудило специалистов по высшему образованию к серьезному переосмыслению его целей и задач. Общественное мнение поддерживало расширение системы высшего образования и считало необходимым вкладывать средства в ее развитие. В этот период многие выдающиеся ученые из Европы и других стран иммигрировали в США, влившись в преподавательский состав американских вузов, пополнив и укрепив его [5, с. 12].

В послевоенной Америке свое место в студенческих рядах стремились обрести и другие группы населения. Увеличивался приток женщин. Афроамериканское и латиноамериканское меньшинства получили равные возможности для продолжения образования в высших учебных заведениях. К концу 1960-х годов в колледжах были разработаны специальные планы и программы с целью установления для всех групп населения, принадлежавших к меньшинствам, твердых квот, т. е. гарантированного числа мест при приеме в вуз. Однако это вызвало протесты, так как было воспринято как форма дискриминации. Конфликт был улажен путем компромиссов и постепенных изменений. Во многих вузах была провозглашена новая политика: туда стали отбирать таких студентов, которые могли обогатить студенческий коллектив разнообразными талантами. При приеме стали учитываться не только учебные успехи в школе и результаты вступительных тестов, но и общественная деятельность, и спортивные достижения. К началу 80-х годов в вузах число женщин почти сравнялось с числом мужчин, а затем несколько превысило его. На долю меньшинств, составлявших пятую часть населения США, в вузах приходилось 16,7%. Таким образом, демократическая революция высшего образования в США достигла необычайных успехов и поставленные цели были в основном достигнуты [5, с. 12].

Последовательная децентрализация - передача функций контроля, управления и финансирования высшего образования на уровень штатов - завершилась в 1972 г., когда федеральное правительство приняло решение о прекращении предоставления нецелевых средств вузам. С этого времени отдельные попытки централизации, призванной создать единое национальное образовательное пространство, периодически предпринимались демократическими администрациями,

но наталкивались на противодействие республиканцев в парламенте [2].

В начале XXI в. Соединенные Штаты столкнулись с самым за последние десятилетия серьезным налоговым кризисом. Причинами этого стали экономический спад, особенно отразившийся на производственном и высокотехнологичном секторе, и рост затрат на здравоохранение. Ситуацию усложняло и сокращение налогов, проведенное некоторыми штатами ранее, в 1990-е годы. Чтобы ликвидировать дефицит бюджета, многие штаты прибегли к урезанию средств на высшее образование. Согласно исследованиям Центра изучения политики в области образования при Университете штата Иллинойс, в бюджетах на 2002/03 гг. суммарные отчисления на высшее образование выросли только на 1,2%. Это приблизительно четверть от увеличения средств в предыдущем году (4,6%). Более того, учитывая инфляцию в 2% прирост в 1,2% полностью нивелируется.

По мере сокращения отчислений штатов наблюдался резкий рост платы за обучение для жителей штата, обучающихся в общеобразовательных колледжах и университетах. Повышение в среднем составило 28% за период 2001-2005 гг. [2] Такое положение дел вызвало необходимость пересмотра отношений между властями штатов и вузов, в частности, в вопросах совершенствования механизмов контроля и финансирования высшего образования. Администрация стремилась, сохранив автономию вузов, приблизить университеты к потребностям общества, выделяя гранты на определенные области исследований.

Система образования, сложившаяся в США в начале XX в., постепенно приобрела сложный и многообразный характер. С одной стороны, расширились возможности получения высшего образования в государственном секторе, с другой - частные привилегированные университеты по-прежнему оставались основным поставщиком кадров политического, административного, партийного менеджмента США. Достижения научно-технической революции во второй половине XX в. обусловили повышение требований к специалистам всех отраслей. Для этого периода характерны высокие темпы развития высшей школы США

(рост числа вузов, контингента студентов и расходов на образование); отсутствие государственной монополии на создание учебных заведений; повышение качестве и эффективности обучения; пересмотр программ, учебных планов, форм и методов подготовки; разнообразие типов учебных заведений и их программ; рост заинтересованности ведущих корпораций в проведении вузами конкретных исследований; тенденция к децентрализации в управлении [3, с. 93].

На протяжении всей истории становления американская система высшего образования выравнивалась, постепенно стирались различия между разными типами институтов. Этот процесс интересен в первую очередь тем, что происходит на фоне крайней децентрализации управления системой образования. Происходят не столько экономические, сколько идеологические трансформации - постепенно изменяется представление о роли государства в американском высшем образовании, которое стремится, сохранив автономию вузов, приблизить университеты к потребностям общества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аскольдова С.М. Высшая школа США в исследованиях американских историков // Американский ежегодник 1986. М.: Наука, 1986. 144 с.

2. Вахштайн В.С. Обзор систем высшего образования стран ОЭСР. Система высшего образования США // Центр ОЭСР-ВШЭ.ЦКЬ: - http://www.oecdcentre.hse.ru/mate-па1/0ЕСБ_и8А_2005 (дата обращения: 11.01.2010).

3. Карташевич А.Н., Носкова С.А., Скикевич Т.И. Высшее образование в США // Педагогика. 2004. № 3. С. 93-95.

4. Моховикова ГВ., Якубовская И.Я. Традиции американского высшего образования и формирование американской политической элиты (Ф. Д.Рузвельт: Истоки политического мировоззрения) // Вестн. Новгород. гос. ун-та. 2000. № 16. С. 15-19.

5. Штокман Е.А., Штокман А.Е. Высшее образование в США // Высшее образование в США: науч.-популяр. изд. М.: Ассоциация строительных вузов, 2005. 200 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.