Научная статья на тему 'Уровень образованности армян США в конце XX в'

Уровень образованности армян США в конце XX в Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
256
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРМЯНЕ-АМЕРИКАНЦЫ / УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАННОСТИ / ЛОС-АНДЖЕЛЕС / НЬЮ-ЙОРК / ARMENIAN-AMERICANS / LEVEL OF EDUCATION / LOS ANGELES / NEW YORK CITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мкртчян Тагуи Гегамовна

Выявлен уровень образованности армян-американцев США в конце XX в. как ключевого условия, определяющего социальное положение американского узла армянской диаспоры в принимающем обществе. Изучено состояние дошкольного, среднего, вузовского и послевузовского уровня образованности армян США в конце XX в., а также уровень владения английским языком. Исследован уровень образованности как мужчин, так и женщин американцев армянского происхождения. В рамках поставленной проблемы анализируется уровень образованности армян – уроженцев США и родившихся за границей армян (армян, иммигрировавших в США из Ирана, Ливана, Турции, СССР). Анализ проведен на основе ресурсов Бюро Переписи населения США 1990 г. (результатов микрофайла по этническим армянам США, размещенного на официальном сайте Бюро Переписи населения США в феврале 1998 г.), а также данных монографических исследований о расселении армянского населения США по штатам Нью-Йорк и Калифорния. В микрофайле Бюро Переписи США 1990 г. отмечены 267 тыс. 975 армян (86,9 % от 308 тыс. 96 человек, отметивших свое армянское происхождение в Переписи США 1990 г.). В опросах монографических исследований участвовали 2,3 % армян Нью-Йорка и 4,0 % от общего количества армян, живущих в Лос-Анджелесе (штат Калифорния). Выявленные в исследуемых штатах тенденции обобщены на уровень образованности армян США в целом. Исследование уровня образованности наиболее репрезентативной группы армянского населения США показал, что у армянских учащихся в США адаптация к образовательному процессу не отставала по времени от местного населения благодаря хорошему уровню владения английским языком. Более ранние поколения иммигрантов, успевшие в следующих поколениях полностью адаптироваться под жизненные реалии принимающего общества, в процентном и абсолютном значении имели наиболее высокий уровень образованности. Однако уровень образованности армян зависел не только от поколения иммигрантов, к которым они себя причислили, но и от условий жизни в стране, откуда они переселились в США.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION LEVEL OF ARMENIAN AMERICANS AT THE END OF 20 th CENTURY

The article studied the level of education of Armenian Americans in the United States at the end of the XX century as an important condition that determines the social status of the American group of the Armenian Diaspora in the host society. It has been analyzed elementary, secondary, undergraduate and postgraduate education of Armenian Americans at the end of the XX century, the level of English proficiency. It has been analyzed the level of education of both men and women of Armenian-Americans. As part of the problem is analyzed the level of education of the Armenian natives of the United States and foreign-born Armenians (Armenians who immigrated to the U.S. from Iran, Lebanon, Turkey, USSR). The analysis is based on the resources of U.S. Census Bureau 1990 (on the results of microfile of Armenian Americans in the United States, which are on the official website of the U.S. Census Bureau in February 1998), as well as data monographs for the settlement of the Armenian population of the United States in the states of New York and California. The microfile of Armenian Americans in the United States in 1990 has 267 thousand 975 Armenians (86.9 % of the 308 thousand 96 people who indicated their Armenian origin in the U.S. Census 1990). In the interviews within the monographic studies included 2.3 % of the Armenians of New York City and 4.0 % of the total number of Armenians living in Los Angeles (California). Identified trends in the studied states are summarized in the level of education of Armenian Americans in general. Investigation of the level of education of the most representative group of the Armenian population of the United States showed that the adaptation of the educational process of Armenian students in the U.S. is not far behind in time from the local population due to the good level of English proficiency. Earlier generations of immigrants who are already in the next generation fully adapt to the realities of life of the host society, in percentage and absolute terms had the highest level of education. However, the level of education of Armenians depended not only on the immigrant generation to which they themselves have ranked, but also on the conditions of life in the country, from where they migrated to the United States.

Текст научной работы на тему «Уровень образованности армян США в конце XX в»

УДК 325.1+94(8)

УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАННОСТИ АРМЯН США В КОНЦЕ XX в.

© Тагуи Гегамовна МКРТЧЯН

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедрa всеобщей истории, e-mail: [email protected]

Выявлен уровень образованности армян-американцев США в конце XX в. как ключевого условия, определяющего социальное положение американского узла армянской диаспоры в принимающем обществе. Изучено состояние дошкольного, среднего, вузовского и послевузовского уровня образованности армян США в конце XX в., а также уровень владения английским языком. Исследован уровень образованности как мужчин, так и женщин американцев армянского происхождения. В рамках поставленной проблемы анализируется уровень образованности армян - уроженцев США и родившихся за границей армян (армян, иммигрировавших в США из Ирана, Ливана, Турции, СССР).

Анализ проведен на основе ресурсов Бюро Переписи населения США 1990 г. (результатов микрофайла по этническим армянам США, размещенного на официальном сайте Бюро Переписи населения США в феврале 1998 г.), а также данных монографических исследований о расселении армянского населения США по штатам Нью-Йорк и Калифорния. В микрофайле Бюро Переписи США 1990 г. отмечены 267 тыс. 975 армян (86,9 % от 308 тыс. 96 человек, отметивших свое армянское происхождение в Переписи США 1990 г.). В опросах монографических исследований участвовали 2,3 % армян Нью-Йорка и 4,0 % от общего количества армян, живущих в Лос-Анджелесе (штат Калифорния). Выявленные в исследуемых штатах тенденции обобщены на уровень образованности армян США в целом.

Исследование уровня образованности наиболее репрезентативной группы армянского населения США показал, что у армянских учащихся в США адаптация к образовательному процессу не отставала по времени от местного населения благодаря хорошему уровню владения английским языком. Более ранние поколения иммигрантов, успевшие в следующих поколениях полностью адаптироваться под жизненные реалии принимающего общества, в процентном и абсолютном значении имели наиболее высокий уровень образованности. Однако уровень образованности армян зависел не только от поколения иммигрантов, к которым они себя причислили, но и от условий жизни в стране, откуда они переселились в США.

Ключевые слова: армяне-американцы; уровень образованности; Лос-Анджелес; Нью-Йорк.

Социальный облик этнических мигрантов зависит от сочетания факторов, благоприятствующих или препятствующих их адаптации. В ряду условий, определяющих социальное положение людей, входящих в американский узел армянской диаспоры в принимающем обществе, уровень образованности является ключевым.

Анализ в данной статье проведен на основе материалов Бюро Переписи населения США 1990 г. (данных микрофайла по армянскому населению США 1990 г., размещенного на официальном сайте Бюро Переписи населения США в феврале 1998 г. [1]), а также данных монографических исследований о расселении армянского населения США по некоторым штатам (Нью-Йорк, Калифорния) [2-4]. Суммарно в названных штатах проживало к 2000 г. больше половины армянского сообщества США (59,4 %). Поэтому выявленные в этих регионах тенденции, характеризующие уровень образованности армян, мы считаем возможным обобщить на уро-

вень образованности армянского сообщества США в целом.

В США отсутствует единая государственная система образования. Каждый штат вправе определять ее структуру самостоятельно. Система образования состоит в основном из нескольких уровней: дошкольного, среднего (школьного) и высшего образования. Дошкольное образование (preschool) -это образовательные программы для детей трех-пяти лет, напоминающие детские сады. В возрасте около пяти лет дети идут в общую начальную школу (elementary school, grade schools, grammar schools), в нулевой класс (kindergarten). Общая начальная школа продолжается до пятого или шестого класса (в зависимости от школьного округа). После ученик идет в общую среднюю школу (middle schools, junior high schools, intermediate schools), которая заканчивается восьмым классом. Общая высшая (старшая) школа (high school) - это классы от девятого до двенадцатого. Те, кто получил среднее

образование, могут поступать в высшие учебные заведения: общественные колледжи (community college), также называемые начальные колледжи (junior college), технические колледжи (technical college) или городские колледжи (city college), которые после двухгодичного обучения выдают степень (associate’s degree, AA degree), сравнимую со средним специальным образованием в России. Другая возможность продолжить обучение - поступить в колледжи или университеты, где получают обычно за четыре года степень бакалавра (College Graduate). Получившие степень бакалавра могут учиться дальше два-три года, чтобы получить послевузовское образование (Graduate / Professional degree) [5].

В работе «Субэтнос: армяне Лос-

Анджелеса» три американских исследователя по имеющейся выборке (4,0 % (2 тыс. 114 человек) от общего количества армян, живущих в Лос-Анджелесе в 1980 г. (52 тыс. 400 человек) [6]) анализируют уровень образованности армян, мужчин и женщин, Лос-Анджелеса [2, р. 16]. На 1980 г. Лос-Анджелес оставался самой густонаселенной армянами городом Калифорнии и США. В нем жили 64,1 % армян Калифорнии и 24,6 % армян США.

Среди 1 тыс. 85 мужчин 15,2 % имели образование уровня общей начальной школы, 9,2 % окончили общую среднюю школу,

34,7 % имели уровень общей старшей школы, 29,4 % опрошенных респондентов-муж-чин окончили колледжи, дающие образование, сравнимое со средним специальным образованием в России, 11,5 % окончили высшие учебные заведения, присуждающие степень бакалавра и магистра.

Среди армян - уроженцев США (261 человек) уровень образованности был выше, чем среди армян, родившихся за границей (в сумме 824 человека). Так, всего 0,8 % армян -уроженцев США имели уровень образованности общей начальной школы, и 1,1 % ар-мян-мужчин окончили только общую среднюю школу. Остальные 35,2 % были выпускниками общей старшей школы, 45,6 % -имели степень, сравнимую со средним специальным образованием в России, и 17,2 % -имели степень бакалавра, магистра или доктора наук.

Среди иранских армян (всего 163 опрошенных) 8,0 % имели уровень образованности общей начальной школы, 5,5 % окончили только общую среднюю школу, 31,9 % были выпускниками общей старшей школы, 40,5 % имели степень, сравнимую со средним специальным образованием в России, и 14,1 % имели степень бакалавра, магистра или доктора наук.

23,8 % армян, приехавших в США из Ливана (126 человек), имели уровень образованности общей начальной школы, 10,3 % -уровень общей средней школы, 33,3 % - уровень общей старшей школы, 32,5 % - среднее специальное и высшее образование.

Больше всего респондентов-мужчин, имеющих образование уровня общей начальной школы, приехали в Лос-Анджелес из Турции (45,8 % - 55 человек), 5,0 % турецких армян окончили высшие учебные заведения в Лос-Анджелесе (6 человек).

Больше половины респондентов-мужчин, приехавших из СССР, имели образование на уровне общей старшей школы (52,6 % - 81 человек). Только 24 % армян, выходцев из советского блока, смогли получить высшее образование в Лос-Анджелесе (37 человек).

Изучая уровень образованности женщин-армянок в Лос-Анджелесе в 1980 г., можно выявить следующую тенденцию: в процентном отношении количество женщин, получивших высшее образование, на 9,2 % меньше, чем мужчин-армян (31,8 % : 40,9 %). Общее образование получили больше жен-щин-армянок, чем мужчин (68,3 % : 59,1 %). Так, среди 1 тыс. 19 женщин-армянок, проживающих в Лос-Анджелесе в 1980 г., 17,9 % (182 женщины) имели образование уровня общей начальной школы. Общее среднее образование имели 10,5 % женщин-армянок (107 человек), общую старшую школу окончили 39,9 % опрошенных (407 женщин). Диплом об окончании начального двухгодичного колледжа имели 24,6 % женщин (251 человек), высшие учебные заведения окончили 7,1 % женщин-армянок (72 человека), проживающих в 1980 г. в Лос-Анджелесе.

Среди 1 тыс. 19 женщин, 224 армянок -уроженок США окончили: общую начальную школу - 0,9 %, общую среднюю школу -

1,8 %, общую старшую школу - 48,7 %, двухгодичные колледжи - 35,3 %, колледжи и университеты - 13,4 %. Как и среди муж-

чин-армян - уроженцев США, уровень образованности у армянок-уроженок оказался выше, чем у армянок, родившихся за границей. Так, среди армянок, иммигрировавших из Ирана, 5,6 % окончили колледжи и университеты, дающие степень бакалавра и магистра, среди армянок, иммигрировавших из Ливана, этот показатель приравнивался к

3,7 %, среди армянок, переселившихся из Турции - к 2,4 %, среди женщин-армянок, иммигрировавших из СССР - к 4,8 %.

В целом армяне - жители Лос-Анджелеса демонстрируют высокий уровень образованности. У армян - уроженцев США более высокий уровень образованности. Среди армян - выходцев из Ирана и Ливана образовательный уровень ненамного ниже. Армяне, иммигрировавшие из Турции, продемонстрировали наиболее низкий уровень образованности среди армян Лос-Анджелеса в 1980 г.

Армяне, жившие в странах Ближнего Востока и иммигрировавшие после Второй мировой войны в США (Иран, Ливан, Сирия, Египет, Ирак), были лучше подготовлены к новым условиям американской жизни. И до приезда в США они составляли узел армянской диаспоры, где были уже адаптированы к условиям индустриальной экономики, имели среднее или высшее образование, финансовые ресурсы. При переселении в США дети иммигрантов и следующие поколения легко приспосабливались к социальному климату в США [3, p. 25-27]. Адаптация к образовательному процессу у этой группы армянских иммигрантов происходила быстрее.

Результаты Бюро Переписи населения США 1990 г. подтверждают высокий уровень образованности армян-американцев в конце XX в. [7]. В микрофайле, опубликованном в 1998 г. на официальном сайте Бюро Переписи населения США, отмечены 267 тыс. 975 армян (86,9 % от 308 тыс. 96 человек, отметивших свое армянское происхождение в Переписи 1990 г.) [1].

Из 70 тыс. 868 подростков (от 267 тыс. 975 опрошенных) 4 тыс. 366 детей (6,2 %) в возрасте 5-12 лет посещали ясли и детские сады. Общее образование в возрасте 11-18 лет получали 39 тыс. 906 подростков (56,3 %). Учащимися двухгодичных колледжей были 26 тыс. 596 человек (37,5 %) в возрасте 18-20 лет [1].

Из 186 тыс. 469 лиц в возрасте 25 лет и старше (от 267 тыс. 975 опрошенных) выпускниками общей школы и двухгодичных колледжей оказались 141 тыс. 696 человек (76,0 %). Степень бакалавра имели 53 тыс. 312 человек (28,6 %). Выпускниками высших учебных заведений, имеющими степень магистра, были 20 тыс. 533 человека (11,0 %) [8].

Что касается уровня владения английским языком, то 251 тыс. 525 живших в США армян в возрасте 5 лет и старше (93,8 % от 267 тыс. 975 опрошенных и 81,6 % от 308 тыс. 96 указавших на свое армянское происхождение во время переписи 1990 г.) утверждали, что умеют разговаривать на английском языке. Но из них 72 тыс. 299 человек (28,7 %) отметили, что не говорят на английском «очень хорошо», а 144 тыс. 371 опрошенный (57,4 %) из 251 тыс. 525 человек указал, что умеют разговаривать еще и на другом языке (предположительно, армянском). Из 248 тыс. 134 опрошенных лиц 5 лет и старше, живущих в домохозяйствах и говорящих на английском языке (92,5 % от 251 тыс. 525 опрошенных), 46 тыс. 922 человека (18,9 %) отметили, что живут в лингвистически изолированных домохозяйствах [9]. Интересно, что по результатам Бюро Переписи населения США 1990 г., в 1980 г. в США были лишь 69 тыс. 995 говорящих на армянском языке домохозяйств, а в 1990 г. - уже 115 тыс. 17 домохозяйств [10].

Результаты Бюро Переписи населения США в 1990 г. свидетельствовали, что образовательный уровень американских армян выше среднего уровня образования по стране. Адаптация к образовательному процессу в США у армянских учащихся не отставала по времени от местного населения благодаря хорошему уровню владения английским языком - 81,6 % американских армян владели языком принимающего общества.

В опросе, проведенном в 1993 г. среди 562 респондентов Нью-Йорка (2,3 % от общей численности армян мегаполиса), в рамках социологического исследования армян-американцев, А. Бакалян выясняла уровень образованности армян-американцев Нью-Йорка на момент опроса.

По подсчетам Бюро Переписи населения в Нью-Йорке в 1990 г. проживали 23 тыс. 590 армян [11] (7,6 % от 308 тыс. 96 указавших на свое армянское происхождение во время

переписи 1990 г.). По численности армянского населения Нью-Йорк уступал только штатам Калифорния (151 тыс. 340 человек) и Массачусетс (28 тыс. 714 человек), поэтому результаты социологического опроса А. Ба-калян представляются репрезентативными.

Из 562 респондентов 5,9 % (33 человека) отметили, что имеют образование уровня общей начальной школы или ниже этого уровня, 2,7 % (15 человек) опрошенных не окончили общую старшую школу, 24,4 % (137 человек) имели диплом об окончании общей высшей (старшей) школы. 19,4 % (109 человек) имели дипломы об окончании двухлетних начальных / бизнес-колледжей,

23.0 % (129 человек) окончили колледжи, где получают обычно за 4 года степень бакалавра, 24,7 % (139 человек) имели высшее профессиональное образование [3, р. 70].

Из 263 респондентов 204 человека родились за границей, 266 человек родились в США, но от родителей, рожденных за границей, у 36 человек один из родителей родился в США, у 41 армянина оба родителя были рождены в США, 15 человек имели дедушек и бабушек - уроженцев США [3, р. 70-71].

Из тех же 204 человек, рожденных за границей, 13,7 % (28 человек) имели образование уровня общей начальной школы или ниже уровня, 2,9 % (6 человек) окончили разновидности общей старшей школы, 26,5 % (54 человека) окончили общую высшую школу, 15,7 % (32 человека) имели дипломы об окончании двухлетних начальных / бизнес-колледжей, 21,1 % (43 человека) окончили колледжи, где получают обычно за 4 года степень бакалавра, 20,1 % (41 человек) имели высшее профессиональное образование со степенью [3, р. 70].

Родившиеся в США от рожденных за границей родителей имели немного другие показатели. Из 266 опрошенных 1,9 % (5 человек) окончили общую начальную школу,

3.0 % (8 человек) - разновидность высшей школы, 28,2 % (75 человек) - высшую школу, 24,1 % (64 человека) - окончили двухгодичные колледжи, 19,2 % (51 человек) - колледжи, дающие степень бакалавра, 23,7 % (63 человека) имели высшее университетское профессиональное образование.

Из 36 респондентов, у которых один из родителей был уроженцем США, не нашлись те, у кого не было бы общего полного обра-

зования. 11,1 % (4 человека) имели только диплом об окончании общей высшей школы. 19,4 % (7 человек) окончили разновидность колледжа. 41,7 % (15 человек) окончили колледжи, дающие степень бакалавра, 27,8 % (10 человек) имели высшее университетское профессиональное образование.

Из 41 респондента, у которых оба родителя были уроженцами США, 14,6 % (6 человек) имели диплом об общем образовании, 7,3 % (3 человека) окончили разновидность колледжа, 36,6 % (15 человек) имели степень бакалавра, а 41,5 % (17 человек) имели высшее профессиональное образование.

Из 15 респондентов, прародители которых были уроженцами США, 18,8 % (3 человека) имели среднее профессиональное образование, 31,3 % (5 человек) были бакалаврами, и 50,0 % (7 человек) имели высшее профессиональное образование.

По результатам опроса, среди 562 респондентов Нью-Йорка в процентном и абсолютном значении наиболее высокий уровень образованности имели более ранние поколения иммигрантов, успевшие в следующих поколениях полностью адаптироваться под жизненные реалии принимающего общества. Среди респондентов, чьи дедушки и бабушки родились в США, 50 % имеют высшее профессиональное образование, в то время как у опрошенных армян, родившихся за границей, только 20,1 % смогли получить высшее профессиональное образование. Можно сделать предварительный вывод, что армянам Нью-Йорка, прошедшим весь цикл американского довузовского образования, было легче получить в США и высшее образование.

Уровень образованности армян Нью-Йорка, как и армян Лос-Анджелеса, зависел не только от поколения иммигрантов, к которым они себя причисляли, но и от условий жизни в стране, откуда переселялись в США. Так, из 563 респондентов армян Нью-Йорка, 346 (61,4 %) родились в США, 86 (15,2 %) - в Турции, 100 (17,7 %) были из стран Среднего Востока, 20 (3,5 %) представляли СССР, 11 (1,9 %) были из других стран мира. Наиболее высокий уровень образованности среди респондентов в Нью-Йорке был у уроженцев США (50,9 % окончили высшие учебные заведения). Среди выходцев из СССР образовательный уровень был несколько ниже (50 % окончили высшие учеб-

ные заведения). 47 % армян из Ближнего Востока имели высшее профессиональное образование. Наиболее низкий уровень образованности продемонстрировали армяне -выходцы из Турции - 36 % [3, р. 75].

В одном из поздних исследований, посвященных армянам в США, М. Джендян, изучая проблему ассимиляции армян в Центральной Калифорнии (местность Фрезно), опросил респондентов на предмет уровня их образования [4, р. 8]. Были опрошены 289 человек, средний возраст опрошенных составил 15,8 лет. 2,1 % опрошенных указали, что имеют диплом ниже уровня общей старшей школы, 32,2 % респондентов указали на наличие диплома уровня средней высшей (старшей) школы, 10,7 % указали, что имеют степень, сравнимую со средним специальным образованием в России, 32,2 % были бакалаврами - выпускниками колледжа, 22,8 % армян, живущих во Фрезно, окончили высшие профессиональные учебные заведения со степенью магистра. Результаты опроса, проведенного не в мегаполисе, подтверждают сохранение высокого уровня образования армян-американцев.

Таким образом, анализ уровня образования наиболее репрезентативной группы ар-мян-американцев показал, что параметры, характеризующие этот уровень армян, был выше средних параметров по США. Относительно высокий уровень образованности благоприятствовал к более мягкой адаптации среди коренного населения. Установлено также, что уровень образованности армян -уроженцев США выше, чем у остальных групп армянских иммигрантов. По-видимому, разница в системе образования в США и других стран открывала лучшие возможности для обучения у армян, родившихся в США и знавших американскую систему образования. Адаптация к образовательному процессу у армянских учащихся США происходила не медленнее, чем у местных

школьников благодаря хорошему уровню владения английским языком.

1. Population for Selected Ancestry Groups: 1990 / U.S. Bureau of the Census. URL: http://www. census.gov (accessed: 30.08.2013).

2. Sabagh G., Bozorgmehr M., Der-Martirosia С. Subethnicity: Armenians in Los Angeles // California Immigrants in World Perspective: The Conference Papers. April 1990. Institute for Social Science Research. Los Angeles, 1980. URL: http://escholarship.org/uc/item/7jp6m12s (accessed: 30.08.2013).

3. Bakalian A. Armenian Americans. From Being to Feeling Armenian. New Brunswick; New Jersey, 1993.

4. Jendian M.A. Becoming America, Remaining Ethnic. The Case of Armenian-Americans in Central California. N. Y., 2008.

5. Educational Attainment in the United States: 2003 / U.S. Bureau of the Census. URL: http:// www.census.gov (accessed: 30.08.2013).

6. Public-Use Microdata Sample File (5 percent) from the 1980 Census of Population. URL: http://www.census.gov (accessed: 30.08.2013).

7. Percent Distribution of Other Ancestry Groups With 75,000 or More Persons: 1990-Con. / U.S. Bureau of the Census.URL: http://www.census. gov (accessed: 30.08.2013).

8. Educational Attainment for Selected Ancestry Groups / U.S. Bureau of the Census. URL: http://www.census.gov (accessed: 30.08.2013).

9. Language Spoken at Home and Ability to Speak English / U.S. Bureau of the Census. URL: http://www.census.gov (accessed: 30.08.2013).

10. Language Spoken at Home for the Foreign-Born Population 5 Years and Over: 1980 and 1990 / U.S. Bureau of the Census. URL: http://www. census.gov (accessed: 30.08.2013).

11. Persons Who Reported at Least One Specific Ancestry Group: 1990-Con. / U.S. Bureau of the Census. URL: http://www.census.gov/ (accessed: 30.08.2013).

Поступила в редакцию 1.09.2013 г.

UDC 325.1+94(8)

EDUCATION LEVEL OF ARMENIAN AMERICANS AT THE END OF 20th CENTURY

Tagui Gegamovna MKRTCHYAN, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, General History Department, e-mail: [email protected]

The article studied the level of education of Armenian Americans in the United States at the end of the XX century as an important condition that determines the social status of the American group of the Armenian Diaspora in the host society.

It has been analyzed elementary, secondary, undergraduate and postgraduate education of Armenian Americans at the end of the XX century, the level of English proficiency. It has been analyzed the level of education of both men and women of Armenian-Americans. As part of the problem is analyzed the level of education of the Armenian natives of the United States and foreign-born Armenians (Armenians who immigrated to the U.S. from Iran, Lebanon, Turkey, USSR).

The analysis is based on the resources of U.S. Census Bureau 1990 (on the results of microfile of Armenian Americans in the United States, which are on the official website of the U.S. Census Bureau in February 1998), as well as data monographs for the settlement of the Armenian population of the United States in the states of New York and California. The microfile of Armenian Americans in the United States in 1990 has 267 thousand 975 Armenians (86.9 % of the 308 thousand 96 people who indicated their Armenian origin in the U.S. Census 1990). In the interviews within the monographic studies included 2.3 % of the Armenians of New York City and 4.0 % of the total number of Armenians living in Los Angeles (California). Identified trends in the studied states are summarized in the level of education of Armenian Americans in general.

Investigation of the level of education of the most representative group of the Armenian population of the United States showed that the adaptation of the educational process of Armenian students in the U.S. is not far behind in time from the local population due to the good level of English proficiency. Earlier generations of immigrants who are already in the next generation fully adapt to the realities of life of the host society, in percentage and absolute terms had the highest level of education. However, the level of education of Armenians depended not only on the immigrant generation to which they themselves have ranked, but also on the conditions of life in the country, from where they migrated to the United States.

Key words: Armenian-Americans; level of education; Los Angeles; New York City.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.