Научная статья на тему 'Развитие системы права в Кыргызской Республике'

Развитие системы права в Кыргызской Республике Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
6171
332
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ПРАВА / ЧАСТНОЕ ПРАВО / ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / КОНСТИТУЦИЯ / КЫРГЫЗСКАЯ РЕСПУБЛИКА / LEGAL SYSTEM / PRIVATE LAW / PUBLIC LAW / LEGISLATION / CONSTITUTION / THE KYRGYZ REPUBLIC

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чикеева Зура Чимырбаевна, Тен Андрей Валерьевич, Маралбаева Алия Шамсудиновна

После распада сссР система права Кыргызской Республики, сформированная в предшествующий советский период, получила новый импульс развития. В Кыргызкой Республике высшей ценностью признаются основные права и свободы человека, декларируется гарантированность их защиты государством. Вместе с тем, известно, что переходный период является достаточно сложным процессом в истории развития государства. Декларирование основных прав и свобод человека и гражданина не всегда означает их соблюдение на практике.Реализация данных конституционно-правовых норм на практике сталкивается с определенными трудностями переходного периода: пробелы и коллизии в нормах законодательства, коррупция, правовой нигилизм и др. модернизация системы права в Кыргызской Республике изучена через призму происходящих в переходный период правовых реформ. В связи с этим, выделены основные тенденции развития системы права в Кыргызской Республике: Во-первых, за последние двадцать лет наблюдается разноплановое развитие публично-правовых и частноправовых отраслей права. сравнительно-правовой анализ развития базовых отраслей публичного (уголовного и административного права) и частного права (гражданского и семейного права) позволяет прийти к выводу, что первые в большей степени подвержены изменениям и дополнениям, чем вторые. Во-вторых, развитие отраслей материального и процессуального права также является неоднородным. материальные отрасли права обновляются быстрее процессуальных. В-третьих, в переходный период в системе права Кыргызской Республики появляются новые правовые институты (например, торговля людьми, терроризм, геноцид, экоцид, суд присяжных и др.). с одной стороны, это обусловлено стремительным развитием системы общественных отношений и научно-технического прогресса. с другой, влиянием глобализации и интеграции. В-четвертых, особого внимания заслуживают тенденции гуманизации уголовного законодательства, которая должна обеспечивать защиту прав и законных интересов граждан от преступных посягательств, выражать задачи государства, принципы, стратегию, основные направления, формы и методы противодействия преступности. К примеру, наблюдается декриминализация отдельных составов преступлений и ужесточение наказания за более тяжкие преступления. В-пятых, среди основных тенденций развития частного права особое место занимает развитие института права собственности. Таким образом, развитие системы права в Кыргызской Республике происходит через ее модернизацию, направленную на реализацию конституционных положений, касающихся гарантированного обеспечения государством основных прав и свобод человека и гражданина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF LEGAL SYSTEM OF THE KYRGYZ REPUBLIC

After the collapse of the USSR the Kyrgyz Republic system of law, which was formed in the previous Soviet period, has received a new impetus to development. In Kyrgyz Republic basic human rights and freedoms are recognized as the basic value. The state declarestheir protection. However, it is known that transition is a quite difficult period in the history of the state. Declaration of fundamental human rights and freedoms does not necessarily mean compliance them in practice. The implementation of these constitutional and legal provisions in practice faced with certain difficulties of the transition period as gaps and collisions in legislation, corruption, legal nihilism and others. In paper modernization of theKyrgyz Republic system law is studied through the prism of legal reforms thatoccurringin transitional period. In this regard, the authors identify followingmain tendenciesof the Kyrgyz Republic system of law development. Firstly, over the last twenty years there has been diverse development of publicand private areas of law. Comparative legal analysis of the basic branches of public law (criminal law and administrative law) and private law (civil law and family law) allows us to conclude that the public law branches are more susceptible to amendments than civil law branches. Secondly, the development of substantivelaw and procedural law is also different. Substantive law updates faster than procedural law. Thirdly, during the development ofthe Kyrgyz Republic system of lawintransition period, new legal institutions appeared (e.g., human trafficking, terrorism, genocide, ecocide, the jury, etc.). On the one hand, it is due to the rapid development of the system of social relations, and scientific and technical progress. On the other hand, it is the result of the influence of globalization and integration. Fourthly, the trend of humanization of criminal legislation should ensure the protection of basic human rights and legal interests from criminal attacks. It should express the state’sobjectives, principles, strategies, policies, forms and methods of combating crime. For example, there is the decriminalization of certain offenses and increase penalties for more serious crimes. Fifthly, among the major trends in the development of private law special place is occupied by development of the institution of ownership rights. Thus, the development of the Kyrgyz Republicsystem of lawoccursthrough its modernization which is aimed on implementation of the constitutional provisions concerning with the state’s guarantees of fundamental human rights and freedoms.

Текст научной работы на тему «Развитие системы права в Кыргызской Республике»

УдК 340.116

чикеева З.ч., Тен А.В., маралбаева А.ш.

Кыргызско-Российский Славянский университет E-mail: aliya.m@inbox.ru

РАЗВИТИЕ системы ПРАВА В КЬ1РГЬ1ЗсКОй РЕсПУБлИКЕ

После распада СССР система права Кыргызской Республики, сформированная в предшествующий советский период, получила новый импульс развития. В Кыргызкой Республике высшей ценностью признаются основные права и свободы человека, декларируется гарантированность их защиты государством.

Вместе с тем, известно, что переходный период является достаточно сложным процессом в истории развития государства. Декларирование основных прав и свобод человека и гражданина не всегда означает их соблюдение на практике.Реализация данных конституционно-правовых норм на практике сталкивается с определенными трудностями переходного периода: пробелы и коллизии в нормах законодательства, коррупция, правовой нигилизм и др.

Модернизация системы права в Кыргызской Республике изучена через призму происходящих в переходный период правовых реформ. В связи с этим, выделены основные тенденции развития системы права в Кыргызской Республике:

Во-первых, за последние двадцать лет наблюдается разноплановое развитие публично-правовых и частноправовых отраслей права. Сравнительно-правовой анализ развития базовых отраслей публичного (уголовного и административного права) и частного права (гражданского и семейного права) позволяет прийти к выводу, что первые в большей степени подвержены изменениям и дополнениям, чем вторые.

Во-вторых, развитие отраслей материального и процессуального права также является неоднородным. Материальные отрасли права обновляются быстрее процессуальных.

В-третьих, в переходный период в системе права Кыргызской Республики появляются новые правовые институты (например, торговля людьми, терроризм, геноцид, экоцид, суд присяжных и др.). С одной стороны, это обусловлено стремительным развитием системы общественных отношений и научно-технического прогресса. С другой, влиянием глобализации и интеграции.

В-четвертых, особого внимания заслуживают тенденции гуманизации уголовного законодательства, которая должна обеспечивать защиту прав и законных интересов граждан от преступных посягательств, выражать задачи государства, принципы, стратегию, основные направления, формы и методы противодействия преступности. К примеру, наблюдается декриминализация отдельных составов преступлений и ужесточение наказания за более тяжкие преступления.

В-пятых, среди основных тенденций развития частного права особое место занимает развитие института права собственности.

Таким образом, развитие системы права в Кыргызской Республике происходит через ее модернизацию, направленную на реализацию конституционных положений, касающихся гарантированного обеспечения государством основных прав и свобод человека и гражданина.

Ключевые слова: система права, частное право, публичное право, законодательство, Конституция, Кыргызская Республика.

Теоретико-правовой анализ развития системы права Кыргызской Республики (далее КР) необходим, в связи с динамичным изменением системы общественных отношений в условиях переходного периода, что в свою очередь требует создания новых и совершенствования существующих правовых средств, в целях повышения эффективности действия права. Известно, что система права является составной частью национальной правовой системы и в этой связи тенденции ее модернизации рассматриваются через призму происходящих в переходный период правовых реформ.

В юридической науке под системой права традицонно понимается совокупность действующих норм права, объединенных по институтам, подотраслям и отраслям в соответствии с характером и спецификой регулируемых ими общественных отношений [1, а 181]. В теории

права большинство ученых-юристов склоняются к мнению, что система права носит объективный характер. В этой связи, следует согласиться с мнением профессора С.В. Полениной: «Формирование системы права есть одновременно выявляемый наукой процесс раскрытия объективно существующих закономерностей общественного развития. Научно-обоснованная система права тем ценнее с точки зрения общественных интересов, чем точнее она отражает объективные закономерности» [2, с. 134].

В переходный период сложность и динамизм происходящих изменений в системе общественных отношений обуславливают особенности развития системы права.

После обретения суверенитета в первой Конституции КР от 5 мая 1993 года получила закрепление естественно-правовая концепция пра-вопонимания. В Конституции КР нашли отраже-

ние нормы Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Международных пактов о гражданских и политических правах, социально-экономических и культурных правах 1966 г., закрепляющие широкий перечень основных прав и свобод человека, который не является исчерпывающим.

В связи с этим, Г.К. Искакова отмечает, что «сложный процесс посткоммунистической трансформации, требует качественного обновления взаимоотношений человека и государства с приоритетом человека как высшей ценности» [3, с. 3].

В Кыргызкой Республике высшей ценностью признаются основные права и свободы человека, декларируется гарантированность защиты прав и свобод личности государством. Конституционное закрепление прав и свобод человека и гражданина выступает как минимальный правовой стандарт и приоритетное конституционное требование к правовому качеству официальных нормативных актов, к организации и деятельности всех ветвей государственной власти и должностных лиц. Вместе с тем, не следует понимать, будто интересы личности преобладают над государственными интересами. Наоборот, права, свободы, интересы и обязанности, как личности, так и государства, должны быть взаимообусловленными.

Следует согласитья с мнением профессора А.А. Матюхина, который считает, что «естественный характер прав человека связан не с природой человека, а с развитием правовых и политических институтов» [4]. Поскольку при отсутствии соответствующего механизма реализации и защиты основных прав и свобод человека, они не получат практического воплощения в реальной жизни. Закрепление в системе законодательства основных идей и принципов права еще не свидетельствует об их уважении и соблюдении на практике.

В связи с этим, отечественная система права, сформированная в предшествующий советский период, получила новый импульс развития на основе новых правовых ценностей, выраженных в таких общеправовых принципах права как неотчуждаемость прав и свобод человека, уважение прав и свобод человека, верховенство права, гуманизм, демократизм, законность, равенство, презумпция невиновности, неотвратимость ответственности, гласность, осуществление правосудия только судом, закре-

пленных на конституционно-правовом уровне. Модернизация отечественной системы права направлена на реализацию вышеперечисленных конституционно-правовых норм.

27 июня 2010 г. была принята вторая Конституция КР, закрепляющая вышеперечисленные принципы права.

Однако реализацияданныхконституционно-правовых норм на практике сталкивается с определенными трудностями переходного периода: пробелы и коллизии в нормах законодательства, коррупция, правовой нигилизм и др.

Изучение системы права КР позволяет выявить основные тенденции ее развития.

1) За последние двадцать лет наблюдается разноплановое развитие публично-правовых и частно-правовых отраслей права. Первые в большей степени подвержены изменениям и дополнениям, чем вторые. В юридической науке это обстоятельство объясняется следующим образом.

Как известно, публичное право традиционно определяют как «часть системы действующего права, нормы которого направлены на защиту общего блага, государственного интереса, связаны с полномочиями и организационно-властной деятельностью государства, с выполнением общественных целей и задач», и относят к отраслям публичного права: конституционное, административное, финансовое, уголовное право, а также отрасли процессуального права. Для каждой из отраслей публичного права характерны следующие признаки: «ориентация на удовлетворение публичных интересов; одностороннее волеизъявление субъектов права; возможность административного усмотрения; иерархические отношения субъектов и соответствующая субординация правовых актов и норм; нормативно ориентирующее воздействие; прямое применение санкций, связанных с ограничением использования ресурсов, и т. д.» [6, с. 43].

В публичном праве государственные органы выступают как носители властных (публичных) полномочий, поскольку презюмиру-ется, что они действуют в интересах общества и государства.

Предмет правого регулирования в публичном праве - «общественные отношения, складывающиеся по поводу реализации интересов общества как единого целого, то есть, обще-

ственные отношения с участием государства» [7, с. 66] также определяет категории интереса.

Профессор Ю.А. Тихомиров утверждает, что «укрепление основ любой социальной общности обеспечивается в юридическом смысле публично-правовым регулированием, которое в XX и XXI веках приобрело еще большую значимость» [8, с. 34-35]. Мы полагаем, это обусловлено тем, что в условиях переходного периода государство стремиться укрепить государственные гарантии прав и законных интересов граждан, которые именно с их помощью получают наиболее полное выражение. Однако это станет возможным только при развитости политических и правовых институтов.

В данном контексте, следует обратить внимание на то, что одни отрасли права чаще других подвергаются изменениям и дополнениям. В связи с этим, профессор Сорокин В.В. справедливо отмечает, что «первыми обновляются те отрасли права, которые определяют новый типологический характер системы права» [6, с. 241-245].

Сравнительно-правовой анализ развития базовых отраслей публичного (уголовного и административного права) и частного права (гражданского и семейного права) позволил выявить динамику вносимых законодателем изменений и дополнений: в Кодекс об административной ответственности КР с 1998 г. по 2014 г. были внесены 132 поправки [9], в Уголовный кодекс КР с 1997 г. по 2014 г. - 95 поправок [10]. В Гражданский кодекс КР (I и II части) - 71 поправка [11]. В Семейный кодекс КР с 2003 г. по 2014 г. - 12 поправок [12].

2) Развитие отраслей материального и процессуального права также является неоднородным. Материальные отрасли права обновляются быстрее процессуальных. С 1999 г. по 2014 г. в Уголовно-процессуальный кодекс КР - 65 поправок, в то время как в Гражданский процессуальный кодекс КР были внесены 23 поправки. Данное обстоятельство профессор В.В. Сорокин объясняет тем, что «процессуальные отрасли права представляют собой форму претворения в жизнь материальных отраслей, что предопределяет вторичное значение юридического процесса по отношению к нормам материального права» [6].

3) В переходный период в системе права КР появляются новые правовые институты и отрасли права. С одной стороны, это обусловлено стре-

мительным развитием системы общественных отношений и научно-технического прогресса. С другой, влиянием глобализации и интеграции.

К примеру, в одну из основных отраслей публичного права - уголовное право - под влиянием глобализации рецепиируются новые правовые институты (торговля людьми, терроризм, геноцид, экоцид, суд присяжных и др.). В связи с этим, профессор В.А. Рыбаков полагает, что «в процессе заимствования иностранного опыта предлагает учитывать: а) сходство типов права (исторического типа, правовой семьи); б) сходство предмета правового регулирования; в) системные связи с другими нормативными актами в реципируемой и заимствованной стране; г) практику применения реализации заимствованного материала во избежание формальных аналогий» [13, с. 23].

В настоящее время в Кыргызстане в соответствии с Указами Президента КР от 17 января 2012 года № 61 «Об образовании Комиссии по выработке согласованных предложений по дальнейшему реформированию судебной системы Кыргызской Республики» [14], «О мерах по совершенствованию правосудия в Кыргызской Республике» от 8 августа 2012 года № 147 [15] активно проводится судебно-правовая реформа, одним из направлений которой является реформа уголовного законодательства. В качестве одной из новелл учеными-юристами предлагается ввести правовой институт пробации - нового вида условного осуждения, при котором осужденный передается под надзор соответствующих органов. Это позволит должным образом надзирать и контролировать условно осужденных. Кроме этого, предлагается принять Кодекс о проступках, объединяющий де-криминализированные составы преступлений и предусматривающий наказания за уголовно-правовые деяния, не представляющие значимой общественной опасности [16].

4) В связи с этим, особого внимания заслуживают тенденции гуманизации уголовного законодательства, которая должна обеспечивать защиту прав и законных интересов граждан от преступных посягательств, выражать задачи государства, принципы, стратегию, основные направления, формы и методы противодействия преступности.

Уголовное законодательство КР, как и других стран, например, России, основывается

на общепризнанных нормах международного права (Всеобщей декларации прав человека, Международного пакта о гражданских и политических правах и др.), на приоритете общечеловеческих ценностей, когда на первое место выдвигается задача защиты прав и свобод человека. В связи с этим, профессор К.Ш. Курманов отмечает, что «на современном этапе развития уголовному праву КР присущи две тенденции: сужение и смягчение уголовной ответственности за менее опасные преступления и усиление ответственности и наказания за тяжкие и особо опасные преступления» [17]. К примеру, наблюдается декриминализация отдельных составов преступлений (например, статья 127 УК КР Клевета перенесена в Кодекс об административной ответственности КР) и ужесточение наказания за более тяжкие преступления.

А.Б. Найманбаев изучая развитие законодательства КР в современных условиях выделил следующие основные тенденции развития уголовного законодательства КР: «1) законодатель отказался от такой меры наказания, как арест, поскольку заложенные в УК КР сроки (от 1 до 6 месяцев) очень большие и, самое главное, экономические условия не позволяют реализовать его исполнение; 2) отменена смертная казнь и введено пожизненное лишение свободы; 3) снижены санкции многих статей Особенной части УК КР по преступлениям, не представляющим большой общественной опасности; 4) расширены возможности судов для применения условно-досрочного освобождения от наказания и замены наказания на более мягкие виды; 5) расширен перечень альтернативных лишению свободы уголовных наказаний, дополнительно предусматривающий в нем такие виды, как ограничение свободы, исправительные работы, принесение извинения и возмещением причиненного ущерба; 6) расширены возможности досудебного и судебного освобождения от уголовной ответственности за примирением сторон» [18, с.132].

Таким образом, в настоящее время проводимая судебно-правовая реформа направлена на гуманизацию уголовного законодательства КР. Основными целями реформирования уголовного законодательства становятся декриминализация и депенализация.

В сфере уголовно-процессуального законодательства положительной тенденцией является закрепление права граждан на рассмо-

трение дел с участием присяжных заседателей, полномочия суда на санкционирование обыска, выемки, осмотра и осуществление иных действий, а также проникновение представителей власти в жилище и иные объекты, находящиеся в собственности или ином праве, и др.

Теоретико-правовой анализ системы права КР невозможен без осмысления развития частного права.

После распада СССР Кыргызская Республика встала на путь формирования демократического, правового государства с рыночной экономикой. Переход к рыночным отношениям требовал формирования новой законодательной базы отвечающей изменяющимся условиям развития общественных отношений и способствовал развитию частного права в КР (гражданского, семейного, трудового и др.).

При модернизации частноправовой сферы законодательства за основу были взяты модель-ныекодексы,разработанныеМежпарламентской ассамблеей стран-участниц СНГ, что способствовало гармонизации гражданского законодательства на территории СНГ [18, с. 152].

Изучая развитие гражданского законодательства А.Б. Найманбаев пишет: «Гражданский кодекс, являясь крупнейшим кодифицированным актом Кыргызской Республики, впитал в себя новейшие идеи современного гражданского права, сохранив при этом отдельные положения из прежнего ГК Киргизской ССР. Кодекс заложил основные принципы регулирования товарно-денежных отношений: равенство форм собственности и ее неприкосновенность, свобода договора, равенство субъектов гражданского оборота. На основе Гражданского кодекса КР был сформирован основной пакет законов, создавших условия для развития рыночной экономики: о земле, о недрах и недропользовании, о государственном предприятии, об акционерных обществах, о банкротстве, об ипотеке, о страховании и др.» [18, с. 153].

Как известно, структура Гражданского кодекса КР построена по пандектной системе. В связи с этим, по мнению отечественного ученого-юриста А.Н. Ниязовой «возникает проблема соотношения общей и особенной частей ГК КР, имеющая важное прикладное свойство. Структура, нумерация статей свидетельствует в пользу позиции о том, что общая и особенная части - структурные элементы одного закона.

Однако следует напомнить, что общая и особенная части принимались в разное время (1996 и 1998 годы), кроме того, вводились в действие различными законами. Таким образом, эти законы соотносятся как общий и специальный закон, а также по времени принятия» [19, с. 122]. Иерархия нормативно-правовых актов КР изложена в Законе КР «О нормативно-правовых актах КР» 2009 года, где кодекс имеет приоритетное значение перед законом. Однако нерешенной остается ситуация коллизий между нормативно-правовыми актами равной юридической силы. Согласно общеизвестному в теории права принципу при противоречии общей и специальной нормы применению подлежит специальная норма. В связи с этим, считаем правильной позицию А.Н. Ниязовой, которая отмечает, что «противоречия между нормами общей и особенной частей ГК должны разрешаться с учетом приоритета особенной части, а также следует исходить из природы и характера рассматриваемого правоотношения» [19, с. 122].

Среди основных тенденций развития частного права особое место занимает развитие института права собственности. Как известно, в Конституции КР 1993 г. было закреплено право частной собственной. В 1998 году по результатам референдума в Конституцию КР были внесены изменения и дополнения, закрепляющие право частной собственности на землю. Однако согласно нынешней Конституции КР 2010 года не все земельные угодья могут находиться в частной собственности. П. 5 ст. 12 Конституции КР 2010 устанавливает, что «право частной собственности на пастбища исключено» [20].

В Кыргызской Республике нестабильная политическая ситуация и события 2005 и 2010 годов повлекли за собой захваты земельных участков. А.Н. Ниязова, изучая данную проблематику пишет: «Массовые захваты земли, сопровождались возведением построек с целью дальнейшего «узаконения» собственности, прежде всего, земельного участка в административном порядке» [21, с. 23], в соответствии со статьей 254-1 ГК КР. Однако в 2013 г. законодатель, осознавая социально-экономические последствия указанных действий, признал п.п. 3, 4 ст. 254 ГК утратившими силу. А.Н. Ниязова отмечает, что «согласно статье, самовольная постройка теперь не является основанием для приобретения права собственности и, соответ-

ственно, право собственности на самовольно возведенные строения не может быть признано в судебном порядке» [21, с. 23].

Одной из основных тенденций развития частного права является рецепция права, способствующая конвергенции основных систем права. К примеру, в семейном праве - это рецепция такого правового института как брачный договор. В банковском праве наблюдаются попытки внедрения исламских принципов банковского дела и финансирования. Так, статья 4 Проекта Банковского кодекса КР содержит следующее положение: « В Кыргызской Республике, наряду с традиционным банковским делом и кредитованием, применяются исламские принципы банковского дела и финансирования» [22].

Наряду с развитием гражданского законодательства реформированию подлежит гражданско-процессуальное законодательство. Проект новой редакции Гражданско-процессуального кодекса КР для оптимизации гражданского судопроизводства, повышению эффективности защиты прав и свобод человека и гражданина отменяет функции кассации судов второй инстанции. По словам заместителя Верховного Суда КР Г. Калиевой: «Существующий институт кассационного производства дублирует надзорное производство, поскольку предметом обжалования является решение суда, вступившее в законную силу. Кроме того, апелляционное и кассационное производство осуществляется судами одного звена - судами второй инстанции. Надзорное производство -это и так разновидность кассации, в связи с чем их совместное существование в рамках одной судебной системы нецелесообразно». В результате модифицированная модель представлена следующим образом: суды 1-й инстанции - районные - рассматривают все гражданские дела по существу; суд второй инстанции - апелляционный суд, имеющий право возвращать дела на новое рассмотрение в районный; Верховный суд - кассационный, рассматривающий жалобы сторон о правильности применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права в составе пяти судей [23].

Таким образом, теоретико-правовой анализ развития системы права КР позволяет нам прийти к следующему выводу: развитие системы права Кыргызской Республики происходит через ее модернизацию, направленную на реализацию конституционных положений,

касающихся гарантированного обеспечения государством основных прав и свобод человека и гражданина. Среди основных тенденций развития отечественной системы права следует выделить: 1) неравномерное развитие отраслей публичного и частного права, а также материального и процессуального права; 2) активное реформирование основных отраслей законодательства КР, проявляющееся в рецепции новых

правовых институтов системы континентального, англосаксонского и мусульманского права, что в конечном итоге ведет к конвергенции систем права; 3) гуманизацию и депенализацию уголовного законодательства. Данные тенденции направлены на достижение главной цели -повышения эффективности действия права для защиты прав и свобод человека и гражданина.

27.01.2015

Список литературы:

1. Пиголкин А.С. Общая теория права [Текст] / А.С. Пиголкин. - М.: Изд-во МГТУ им. Баумана, 1996. - 384 с.

2. Поленина С.В. Взаимодействие системы права и системы законодательства в современной России // Хрестоматия по теории государства и права / сост. З.Ч. Чикеева, Г.Т. Суранчиева, Г.А. Бидильдаева.- Б.: КРСУ 2007. - 174 с.

3. Искакова Г.К. Политика в области прав и свобод человека в условиях посткоммунистической трансформации (на примере Республики Казахстан) [Текст] : автореф. дис. ... д-ра полит. наук : 23.00.02/ Г.К. Искакова. - Алматы, 2005. - 40 с.

4. Лейст О.С. Сущность права. Проблемы теории и философии права. [Текст] / О.С. Лейст. - М.: Зерцало, 2002. - 279 с.

5. Сорокин В.В. Концепция эволюционного развития правовой системы в переходный период [Текст]: дисс. ... д-ра юрид. наук: 12.00.01 / В.В. Сорокин -Екатеринбург, 2003. - 337 с.

6. Тихомиров Ю.А. Введение в российское право. [Текст] / Тихомиров Ю.А., Талапина Э.В. - М., 2003. - С. 43.

7. Михайлов С.В. Категории интереса в российском гражданском праве [Текст] / С.В. Михайлов. - М., 2002.

8. Тихомиров Ю.А. Публичное право [Текст] / Ю.А. Тихомиров. - М.: БЕК, 1995. - 642 с.

9. [Кодекс об административных правонарушениях Республики Беларусь от 21 апреля 2003 года N 194-З // Режим доступа: http://mvd.gov.by/main.aspx?guid=25703. -Загл. с экрана].

10. [Уголовный кодекс Кыргызской Республики от 1 октября 1997 года №68 // http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/568 . -Загл. с экрана].

11. [Гражданский кодекс Кыргызской Респуб-лики от 8 мая 1996 года N 15 // Режим доступа: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ т-га/4?с1=га-т.-Загл. с экрана].

12. [Семейный кодекс Кыргызской Республики от 30 августа 2003 года № 201 // Режим доступа: http://cbd.minjust.gov.kg/act/ view/ru-ru/1327?cl=ru-ru. -Загл. с экрана].

13. Рыбаков В.А. Преемственность в отечественном праве в переходный период [Текст]: дисс. ... д-ра юрид. наук: 12.00.01/ В.А. Рыбаков - М., 2009. - 355 ^

14. Указ Президента Кыргызской Республики «Об образовании Комиссии по выработке согласованных предложений по дальнейшему реформированию судебной системы Кыргызской Республики» от 17 января 2012 года № 61

15. Указ Президента Кыргызской Республики «О мерах по совершенствованию правосудия в Кыргызской Республике» от 8 августа 2012 года № 147

16. [Судебная реформа - революция в законодательстве Кыргызстана] // Режим доступа: http://kabar.kg/analytics/full/83645. -Загл. с экрана].

17. Курманов К.Ш. Уголовное право Кыргызской Республики (Общая часть) [Текст] / К.Ш. Курманов. - Б.: «Просвещение», 2005. - 264 ^

18. Найманбаев А.Б. Развитие законодательства Кыргызской Республики в современных условиях [Текст]: дисс.....канд. юрид.

наук: 12.00.01. / А.Б. Найманбаев. - М., 2011 - 235 с.

19. Ниязова А.Н. Некоторые проблемы законодательного регулирования имущественных, личных неимущественных отношений и отношений, связанных с осуществлением правосудия по гражданским делам в Кыргызской Республике [Текст] // Вестник КРСУ 2010. - Том 10. - № 6. - С. 121-125. // Режим доступа: http://arch.kyrlibnet.kg/uploads/Niyazova%20A.N..pdf

20. Конституция Кыргызской Республики от 27 июня 2010 г. // Режим доступа: http://rus.gateway.kg/content/gov/ СО^ЬШЬОП/41

21. Ниязова А.Н.Право собственности и отдельные ограничения права собственности в Кыргызской Республике [Текст] // Вестник КРСУ 2013. - Том 13. - № 12. - С. 21 - 23.

22. [Проекта Банковского кодекса КР] // Режим доступа: http://www.nbkr.kg/contout.jsp?item=56&lang=RUS&material=44953-Загл. с экрана].

23. Проект новой редакции ГПК отменяет функции кассации городских судов // Режим доступа: http://kant.kg/2014-10-07/proekt-novoy-redaktsii-gpk-otmenyaet-funktsii-kassatsii-gorodskih-sudov/-Загл. с экрана].

Сведения об авторах:

Чикеева Зура Чимырбаевна, заведующая кафедрой теории и истории государства и права юридического факультета Кыргызско-Российского Славянского университета, кандидат юридических наук, доцент,

e-mail: tigp-thsl@krsu.edu.kg Тен Андрей Валерьевич, доцент кафедры теории и истории государства и права юридического факультета Кыргызско-Российского Славянского университета, кандидат юридических наук, e-mail: alu-andrei@gmail.com Маралбаева Алия Шамсудиновна, доцент кафедры теории и истории государства и права юридического факультета Кыргызско-Российского Славянского университета, кандидат юридических наук,

e-mail: аliya.m@inbox.ru 720065, Кыргызская Республика, г. Бишкек, Проспект Чуй, 42

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.