Факторный анализ реформирования законодательства Кыргызской Республики
F ^=1 З.Ч. Чикеева
доцент, заведующая кафедрой теории и истории государства и права юридического факультета Кыргызско-Российского Славянского университета, кандидат юридических наук. Адрес: 720000, Кыргызская Республика, г Бишкек, ул. Киевская, 44. Е-mail: aliya.m@inbox.ru
H=UI Аннотация
В статье рассмотрены основные направления реформирования законодательства в контексте правовой реформы в Кыргызской Республике. Проанализированы труды ученых-юристов, касающиеся влияния различных факторов на качественное преобразование законодательства. Исследовано практическое значение влияния социальных факторов на развитие законодательства Кыргызской Республики. Теоретико-правовой анализ плюрализма правовых теорий позволяет выделить основные социальные факторы, влияющие на развитие законодательства. Развитие законодательства Кыргызской Республики происходит в условиях стремительного развития общественных отношений. В связи с этим важное значение приобретает правовая реформа как комплекс радикальных изменений в правовой системе, осуществляемый в целях формирования демократического государства. Правовая реформа должна осуществляться путем целенаправленной, продуманной и распланированной деятельности. Одним из основных компонентов правовой реформы является реформа отечественного законодательства. Вместе с тем следует отметить, что правовая реформа не может быть эффективной без учета социальных факторов, влияющих на развитие системы законодательства Кыргызской Республики. В связи с этим теоретико-правовой анализ данных факторов приобретает особую актуальность. В теории права вопрос о факторах, влияющих на формирование законодательства, является дискуссионным. Общеизвестно, что законодательство является базовой основой правовой системы. Законодательство Кыргызской Республики детерминировано правообразующими факторами материального и духовного (идеологического) характера. Адекватное отражение существующих общественных отношений в законодательстве и определение способов их регуляции возможны лишь в случае выявления круга «действующих» факторов и определение реальной роли каждого из них. В Кыргызской Республике на развитие законодательства влияют следующие основные (внешние) факторы: политические, социально-экономические, национальные, теоретико-идеологические, социокультурные, управленческие и международные. Социальные факторы законодательства воздействуют в той или иной форме на возможность выявления потребностей в правовом регулировании, разработку, принятие, изменение или отмену законов, их содержание и применение. Таким образом, динамика социальных факторов прямо отражается на особенностях развития законодательства Кыргызской Республики.
Ключевые слова
законодательство, правовая система, правовая реформа, факторный анализ, Конституция, Кыргызская Республика.
Библиографическое описание: Чикеева З.Ч. Факторный анализ реформирования законодательства Кыргызской Республики // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2015. № 2. С. 166-174.
JEL: K10; УДК: 340
166
З.Ч. Чикеева. Факторный анализ реформирования законодательства Кыргызской Республики. С. 166-174
Правовая реформа — это комплекс радикальных изменений в правовой системе, осуществляемый в целях придания ей цивилизованного характера и формирования правового государства. Необходимость проведения правовой реформы в Кыргызской Республике связана с рядом факторов:
• правовая система — это статичное, «застывшее» образование, она с трудом и лишь в незначительной мере поддается эволюционному изменению, поэтому необходимы целенаправленные, сконцентрированные усилия, чтобы приспособить ее к меняющимся условиям;
• отечественная правовая система несет на себе отпечаток прежнего режима, совершенно противоположного идеям правового государства, поэтому переход к новому режиму в наших условиях связан с действительно радикальными изменениями, которых можно достичь только путем целенаправленной, продуманной, спланированной и долговременной деятельности.
Направления правовой реформы определяются по трем основным компонентам правовой системы. В связи с этим выделяют:
• реформу законодательства (соответствует нормативному компоненту правовой системы);
• реформу правоохранительных, прежде всего судебных органов (соответствует юридической практике);
• реформу в области правосознания (соответствует субъективному компоненту правовой системы).
Законодательство является базовой основой правовой системы и требует тщательного подхода к выявлению проблемных зон для того, чтобы осуществить в нем преобразования, соответствующие нынешним реалиям. Реформа в области законодательства включает в себя два момента:
• формальный — необходимость обеспечить верховенство закона, сделать законы непосредственно действующими, придать им характер правовых законов (в том числе и с точки зрения соответствия правам человека);
• содержательный — необходимость обновить законодательство, содержание законов, чтобы с их помощью обеспечить позитивные изменения.
В этом смысле реформа законодательства предполагает отмену устаревших норм права, устранение пробелов в праве, принятие новых нормативно-правовых актов, соответствующих современным социально-экономическим и политическим условиям.
Следует отметить, что проблемам определения социальных факторов, влияющих на законодательство и процесс его формирования, посвящено достаточное число публикаций. Спорным остается вопрос, являются ли законы свободными порождениями человеческой воли или же они вносятся извне, под действием факторов, которые существуют еще до того, как начинается процесс правотворчества. Так, представители школы естественного права рассматривают этот процесс через призму роли естественного права в формировании позитивного права, а последователи социологической школы права — посредством поиска социального субстрата.
Не углубляясь в детали обозначенной дискуссии, скажем, что законодательство многофакторно и детерминировано правообразующими факторами материального характера, а также факторами духовного порядка, относящимися к сфере убеждений, идеалов, оценочных суждений, настроений. Учитывать все эти факторы совершенно необходимо, так как в противном случае правовые нормы утратят положительное социальное содержание.
167
Право в современном мире
Как известно, на процесс формирования законодательства влияют следующие социальные факторы: демографические, биологические факторы, социально-экономическая, политическая и идеологическая среда, а также человеческий фактор. Многообразие действующих в процессе создания и реализации закона социальных факторов не означает, что все они будут реально действующими. Стремление к адекватному отражению существующих общественных отношений в законодательстве и определению способов их регуляции требует выявления круга «действующих» факторов и определение реальной роли каждого из них. Это неизбежно приводит к необходимости их систематизации.
Профессор Д.А. Керимов пишет: «На законотворческий процесс воздействует не только практика создания законов сама по себе, но и внешняя среда значительно более широкого масштаба. Именно она изменяет, трансформирует и совершенствует законотворчество и его результаты. Вместе с тем законодательная практика потому и носит творческий характер, что не просто отражает изменения и развитие внешней среды, а является сложным процессом ее целенаправленного, концентрированного и нормативно-правового преобразования. Лишь благодаря этому продукты законотворчества — законы — обретают силу обратного воздействия на внешнюю среду, их в конечном счете породившую»1.
Профессор С.С. Алексеев отмечает, что «государство ведет свою законодательную политику на основе изучения потребностей общества и познания тенденций общественного развития. Основным импульсом к созданию закона или иного нормативноправового акта служит общественно значимая проблема, острая социальная ситуация, нерешенный вопрос, имеющий значение для большого числа людей, для государства в целом. Искусство законодателя в том и состоит, чтобы, во-первых, вовремя, а, во-вторых, точно, адекватными правовыми средствами отреагировать на общественный «вызов», «снять» остроту ситуации»2.
Говоря о факторах, оказывающих наибольшее влияние на эффективность закона в Кыргызстане, мы присоединяемся к точке зрения С.В. Полениной, которая все социальные факторы, влияющие на законотворчество, подразделила на две группы: основные (внешние) и обеспечивающие (внутренние). К основным (внешним) факторам можно отнести политические, социально-экономические, национальные, теоретико-идеологические, социокультурные, управленческие и международные. Обеспечивающие (внутренние) факторы: организационные, информационные, научные и программирующие3.
Рассмотрим основные факторы.
Социально-экономические факторы. В государственно-организованном обществе право и закон всегда были тесно связаны с материальными условиями существования общества. Во все времена государство при создании правовых норм руководствовалось требованиями экономического развития, соотношением экономического базиса и политико-правовой надстройки. Более того, сами возможности активного обратного воздействия права и закона на социально-экономический базис общества определялись характеристиками базиса. Отсюда проистекает социально-экономическая обусловленность законотворчества. Тем не менее, нельзя полностью утверждать о прямой зависимости законодательства от социально-экономических факторов.
1 Керимов Д.А. Методология права: Предмет, функции, проблемы философии права. 4-е изд. М.: Изд-во СГУ 2008 . C. 351.
2 Алексеев С.С. Общая теория права. М.: Юрид. лит, 1998. C. 246.
3 Поленина С.В. Социальные аспекты законодательной деятельности // Советское государство и право. 1981. № 11. С. 3-10.
168
З.Ч. Чикеева. Факторный анализ реформирования законодательства Кыргызской Республики. С. 166-174
Законы и право, регулируя общественные отношения, влияют на сознание людей, реально или эвентуально (возможно) вступающих в те или иные общественные отношения, направляют эти отношения в определенное русло. Поэтому, регулируя социально-экономические отношения, законодатель прежде всего основывается на них. Это подтверждается тем, что из 148 законов и 964 постановлений, принятых четырнадцатой сессией Жогорку Кенеша Кыргызской Республики4, более 65% были направлены на решение социально-экономических задач и внедрение рыночных отношений5.
Как показывает мировая практика, в процессе формирования рыночных отношений наряду с гражданским законодательством также развивается торговое, коммерческое, предпринимательское и хозяйственное законодательство. Такое правовое многообразие имеет место в правовых системах США, Германии и в иных развитых странах мира. Оно проявляется и в одновременном существовании гражданского и торгового права. В связи с этим в правовой науке возникает спорный вопрос об определении предмета и метода правового регулирования зарождающихся отраслей6. В юридической литературе по этому вопросу было предложено несколько теоретических конструкций, однако они носят дискуссионный характер7.
Что касается Кыргызстана, то здесь указанные выше отрасли права находятся на стадии формирования. Это связано с тем, что пока еще действующее в стране гражданское законодательство в основном отвечает требованиям переходного этапа развития экономики, но постепенное развитие рынка и культуры рыночных отношений явится действенным фактором развития новых отраслей права и законодательства.
Теоретико-идеологические факторы. Законы не только отражают потребности, интересы людей, общества, но иногда опережают или предопределяют их. Подвергая анализу последнее десятилетие ушедшего столетия, можно сделать вывод, что наше общество не было готово к восприятию провозглашенного суверенитета, а руководство страны не имело разработанной модели перехода к суверенному развитию.
Итогом проведенных после обретения независимости правовых реформ стало создание законодательной базы, основанной на многообразии форм собственности, закрепляющей права собственников в условиях рыночных отношений. Вместе с тем государство посредством законодательства стремится создать необходимые условия для удовлетворения потребностей народа в образовании, здравоохранении и культуре. Таким образом, в стране постепенно была разработана социально ориентированная модель гармоничного соединенная экономической эффективности с социальным балансом.
Говоря об идеолого-теоретических факторах законотворчества, нельзя умалять и значение правосознания как одного из важных источников правового бытия, ибо оно занимает самостоятельное место в механизме правового регулирования. Без него невозможно ни законотворчество, ни правовое регулирование8. Формирование правосознания вызвано к жизни потребностью регламентации общественных отношений
4 Парламент Кыргызской Республики.
5 Отчет о деятельности Жогорку Кенеша Кыргызской Республики двенадцатого созыва за период 1990-1994 гг. // Жогорку Кенеш: вопросы эффективности и прозрачности. Бишкек, 2012. С. 10.
6 Белых В.С. Теория хозяйственного права в условиях становления и развития рыночных отношений в России // Государство и право. 1995. № 11. С. 53-54.
7 Кулагин М.И. Предпринимательство и право: опыт Запада // Избранные труды по акционерному и торговому праву. 2-е изд., испр. М.: Статут, 2004. С. 101-106.
8 Халилов Э.Х. Правосознание в структуре общественной жизни. Ташкент: Узбекистан, 1997. С. 35.
169
Право в современном мире
между людьми, между государством и обществом. В процессе этих отношений законотворчество выступает фактической функцией правосознания, а само правосознание — идейным источником права и законотворческой деятельности.
Национальные факторы. Раскрывая значение и роль национальных факторов как правообразующей силы, полагаем необходимым изложить наше видение самого понятия «законодательство». На наш взгляд, законодательство — это не только свод правил, но прежде всего (в широком смысле слова) — показатель степени развития нации и национальной культуры народа, это зеркало нации (в данном случае под понятием «нация» автор подразумевает весь народ, составляющий государство).
Развитие суверенного Кыргызстана началось с провозглашения идеи национального возрождения киргизов, получившей свое закрепление в ст. 3 Декларации о государственном суверенитете: «Кыргызская нация, давшая название Республике, имеющая древнюю историю, самобытную культуру, свой язык, обычаи, традиции, заботится о сохранении целостности своего генофонда, этноса, ее национальной государственности, культурного и языкового наследия на основе государственной политики интернационализма, сотрудничества и взаимоуважения граждан всех национальностей». Стремление государства к защите и развитию интересов всех национальностей, отраженное в этой норме, усиливается положением о том, что «Республика Кыргызстан заботится о сохранении и развитии национальных культур, родного языка, народных обычаев и традиций всех национальностей, населяющих Республику».
Некоторые национально-традиционные формы государственного управления, например, парламент Кыргызской Республики (Жогорку Кенеш), акимы районов9, айы-локмоту10, местные кенеши11 и другие, вновь нашли свое место в структуре современной политической жизни Кыргызстана, но они никоим образом не мешают современному развитию страны. Поэтому вряд ли оправданы призывы некоторых политиков «идти своим путем», возвращаясь, в частности, к правовой системе государств мусульманской традиции (Иран, Саудовская Аравия и др.).
Социокультурные факторы. Закон служит важнейшим правовым инструментом регулирования общественных отношений, определенного сглаживания интересов политических сил, культурных общностей, достижения общественного согласия и консенсуса12. В юридической литературе и в законодательстве существует категория интереса и законного интереса. Не все интересы можно считать законными. Следовательно, закон направлен на защиту не всяких интересов, а законных интересов. Поэтому только законные интересы могут быть объектами охраны закона и защиты со стороны государства.
Социальный консенсус по отношению к законодательству выступает не только как определяющий фактор его содержания, но и как самоцель. Таким образом, закон рассматривается «как концентрированное выражение социальных интересов, как итог социального консенсуса»13, следовательно, законотворчество выступает как примирительная деятельность государства, интересов и культур, порой противостоящих различных социальных сил.
9 Главы местных государственных администраций.
10 Исполнительный орган местного самоуправления.
11 Представительный орган местного самоуправления.
12 Тихомиров Ю.А. Закон в системе нормативных актов: Проблемы законотворчества Российской Федерации // Труды Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. М. 1993. № 53. С. 7.
13 Там же.
170
З.Ч. Чикеева. Факторный анализ реформирования законодательства Кыргызской Республики. С. 166-174
Социально-управленческий фактор. Социальное управление — это сознательное, целенаправленное воздействие на общественную систему в целом или на ее отдельные звенья на основе познания и использования, присущих системе объективных закономерностей и тенденций в интересах обеспечения ее оптимального функционирования и развития, достижения поставленной цели. Именно недостатки в управлении, отсутствие крупных решений в экономической, социальной, культурной и других сферах были одними из важных причин торможения общественного развития.
Являясь атрибутом любой групповой деятельности, социальное управление органически связано с регулированием общественных отношений, складывающихся в процессе этой деятельности. Как известно, государство управляет народом в основном через законы, которые должны отражать в себе сущность государства, все изменения, происходящие в нем (экономического, политического, идеологического, культурного характера). Верховенство закона — один из основополагающих принципов правого государства. По мере развития общества социальное управление также развивалось, усложнялось, дифференцировалось. Государство являлось организацией, которая через законы имело право осуществлять управление обществом. Право постепенно становится средством социального управления, одним из основных регуляторов общественных отношений. «В государственно организованном обществе, — пишет И.Я. Дюрягин, — государство и право становятся основными, объективно необходимыми элементами социального управлении. В своем единстве они создают такой механизм государственно-правового воздействия на общественные отношения, который составляет сердцевину, основу управления обществом»14.
Реализация управления происходит через государственные органы власти, управления, надзора, через правоохранительные органы. Право есть ничто без аппарата, способного принуждать к соблюдению норм права. В социальных системах действует общая закономерность, состоящая в том, что одни и те же факторы в одних отношениях с точки зрения формы, содержания и основания возникновения выступают как вторичные, определяемые, а в других играют главную, управляющую, руководящую, движущую роль15.
С нашей стороны будет правильно особо выделить факторы, которые имеют важнейшее место среди факторов законотворчества в Кыргызской Республик — это политические факторы. Политические факторы — понятие собирательное, которое охватывает все политические процессы, явления, факты различного уровня, оказывающие воздействие на изменения правовой системы. Политические факторы могут выступать в форме политической практики, принципов и установок юридической политики относительно главных сторон развития законодательства страны, его отдельных сфер, отраслей и институтов. Свое проявление эти факторы находят в политических директивах и ориентациях, содержащихся в Конституции Кыргызской Республики и иных законах политико-правового характера, а также в документах партий, общественных объединений и движений, уставах местного самоуправления, в общественном мнении.
Политические факторы осуществляют роль активного центра применительно к иным социальным факторам. Именно они в наиболее концентрированном виде отражают в процессе законотворчества цель будущего закона и его отдельных положений, что придает этим факторам максимальную эффективность среди других факторов.
14 Дюрягин И.Я. Право и управление. М.: Юрид. лит., 1981. С. 3.
15 Казаков Д.В. Политический фактор и законотворчество // Административное и муниципальное право. 2008. № 3. С. 77.
171
Право в современном мире
Международный фактор. Изучение и заимствование положительного опыта передовых стран является одним из важных и необходимых факторов успеха законотворческой деятельности. Люди живут не только в определенных социальных и национальных рамках, но и вступают в отношения с различными международными общностями. Благодаря этим отношениям создается определенная международная атмосфера, которая отражается в нормативных актах, в различных организационных формах, объективируются в тех или иных принципах и нормах международного права. Именно эти отношения, складывающиеся в национальных и международных рамках, выступают в качестве правообразующих факторов. Сегодня практически любая отрасль законодательства страны тесно связана с международными договорами. К примеру, Конституция Кыргызской Республики восприняла комплекс принципов и норм международного права из Устава ООН, Всеобщей декларации прав человека 1948 г., из Хельсинского заключительного акта, Парижской и Мадридской хартий СБСЕ и т.п. Особенно ярко они выражены в преамбуле Конституции Кыргызской Республики: «Подтверждая свою приверженность правам и свободам человека», «провозглашая свою приверженность общечеловеческим моральным принципам и нравственным ценностям»16.
Целесообразно разрабатывать нормативные модели, в том числе модельные законы. Это помогло бы странам СНГ в совершенствовании собственных национальных правовых систем, значительно сократило бы путь от идеи к закону, обеспечило бы необходимое в современных условиях единство основ их законодательства. В целом привнесение в национальное законодательство Кыргызской Республики консолидированного мирового юридического опыта становится ведущей тенденцией развития национального законодательства и правотворчества.
Все вышесказанное свидетельствует о многофакторности законотворчества, его детерминированности, сложности социальной основы права. Мы полагаем, что однозначно ответить на вопрос, какой из факторов важней невозможно. Таким образом, уточним определение понятия «социальные факторы законодательства» как стимулирующие явления общественной жизни, воздействующие в той или иной форме на возможность выявления потребностей в правовом регулировании, разработку, принятие, изменение или отмену законов, их содержание и применение.
Говоря о факторах, оказывающих наибольшее влияние на развитие законодательства Кыргызской Республике, следует отметить, что при исследовании степени влияния факторов на законотворческий процесс Кыргызстана выделены национальные, социально-экономические, международные, а особенно — политические факторы. Их динамика прямо отражаются в законах, в конечном счете определяющих направления развития законодательства Кыргызстана.
1^1—1 Библиография
Алексеев С.С. Общая теория права. М.: Юрид. лит., 1998. 457 с.
Белых В.С. Теория хозяйственного права в условиях становления и развития рыночных отношений в России // Государство и право. 1995. № 11. С. 53-61.
Дюрягин И.Я. Право и управление. М.: Юридическая литература, 1981.400 с.
Казаков Д.В. Политический фактор и законотворчество // Административное и муниципальное право. 2008. № 3. С. 77-82.
16 Конституция Кыргызской Республики от 27.06.2010 // http://rus.gateway.kg/content/gov/Constitu-tion/41 (дата обращения: 01.04.2015)
172
З.Ч. Чикеева. Факторный анализ реформирования законодательства Кыргызской Республики. С. 166-174
Керимов Д.А. Методология права: Предмет, функции, проблемы философии права. 4-е изд. М.: Изд-во СГУ, 2008. 521 с.
Кулагин М.И. Предпринимательство и право: опыт Запада / Избранные труды по акционерному и торговому праву. 2-е изд., испр. М.: Статут, 2004. 363 с.
Марченко М.Н. Теория государства и права. М.: Проспект, 2011.640 с.
Ниязова А.Н. Некоторые проблемы законодательного регулирования имущественных, личных неимущественных отношений и отношений, связанных с осуществлением правосудия по гражданским делам в Кыргызской Республике // Вестник КРСУ 2010. Т 10. № 6. С. 121-125.
Ниязова А.Н. Право собственности и отдельные ограничения права собственности в Кыргызской Республике // Вестник КРСУ. 2013. Т 13. № 12. С. 21-23.
Поленина С.В. Социальные аспекты законодательной деятельности // Советское государство и право. 1981. № 11. С. 3-10.
Сорокин В.В. Концепция эволюционного развития правовой системы в переходный период: дис. ... д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 2003. 337 с.
Тихомиров Ю.А. Закон в системе нормативных актов // Труды Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. М., 1993. № 53. C. 6-20.
Тихомиров Ю.А. Современное публичное право: монографический учебник. М.: Эксмо, 2008. 448 с.
Халилов Э.Х. Правосознание в структуре общественной жизни. Ташкент: Узбекистан, 1997. 235 с. Чикеева З.Ч. Формирование правовой системы Кыргызской Республики: история и современность. Бишкек: Изд-во КРСУ, 2013. 226 с.
Factor Analysis of Reforming the Legislation of the Kyrgyz Republic
□a
Zura Chikeeva
Associate Professor, Head of the Department of Theory and History of State and Law, Kyrgyz-Russian Slavic University, Candidate of Juridical Sciences. Address: 44 Kievskaya Str., Bishkek, 720000, Kyrgyz Republic. E-mail: aliya.m@inbox.ru
Abstract
The article features major tendencies of reforming the legislation in context of legal reform in the Kyrgyz Republic. The works of legal scholars concerning the influence of various factors on the transformation in the legislation have been analyzed. Practical significance of the influence on the Kyrgyz Republic's legislation development has been researched. The analysis of pluralism of legal theories allows identifying the main social factors influencing the development of the Kyrgyz Republic's legislation. The legislation of the Republic develops in the conditions of a dynamic evolution of social relations. Therefore, legal reform as a complex of radical changes in the legal system which is carried out for the formation of the democratic state becomes very importance. Legal reform has to be carried out by a purpose-oriented, developed and planned activity. One of the main components of legal reform is the reform of the national legislation. At the same time, it should be noted that legal reform cannot be effective without social factors which influence the system of legislation of the Kyrgyz Republic. In this regard, the theoretical-legal analysis of these factors gains a special relevance. In legal theory, the question of the factors that influence the formation of the legislation is debatable. It is common knowledge that the legislation is a fundamental basis of legal system. The legislation of the Kyrgyz Republic is determined by the law-forming factors of substantial and ideological character. Adequate reflection of the existing public relations in the legislation, defining the ways of their regulation are possible only in case of the identification of a circle of the operating factors and determining the real roles of each of them. In the Kyrgyz Republic, the development of the legislation is influenced by the following major (external) factors: political, social-economic, national, theoretical-ideological, sociocultural, administrative and international. Social factors of the legislation influence the possibility of identifying needs for
173
Law in the Modern World
legal regulation, development, acceptance, change or cancellation of laws, their contents and application. Thus, the dynamics of social factors is directly reflected in the features of the legislation of the Kyrgyz Republic development.
Keywords
legislation; legal system, legal reform, factor analysis, Constitution, the Kyrgyz Republic.
Citation: Chikeeva Z.Ch. (2015) Factor Analysis of the Reforming Legislation of Kyrgyz Republic. Pra-vo. Zhurnal Vysshey shkoly ekonomiki, no 2, pp. 166-174 (in Russian).
Alekseev S.S. (1998) Obshchaya teoriya prava [General Theory of Law]. Moscow: Yuridicheskaya . literatura, 457 p. (in Russian)
Belykh V.S. (1995) Teoriya khozyaystvennogo prava v usloviyakh stanovleniya i razvitiya rynochnykh otnosheniy v Rossii [Theory of Commercial Law]. Gosudarstvo i pravo, no 11, pp. 53-61.
Chikeeva Z.Ch. (2013) Formirovanie pravovoy sistemy Kyrgyzskoy Respubliki: istoriya i sovremen-nost’ [Formation of Legal System in the Kyrgyz Republic: Past and Present]. Bishkek: KRSU, 226 p. (in Russian)
Dyuryagin I.Ya. (1981) Pravo i upravlenie [Law and Administration]. Moscow: Yuridicheskaya literatura, 400 p. (in Russian)
Kazakov D.V. (2008) Politicheskiy faktor i zakonotvorchestvo [Political Factor and Lawmaking]. Admin-istrativnoe i munitsipal’noe pravo, no 3, pp. 77-82.
Kerimov D.A. (2008) Metodologiya prava: Predmet, funktsii, problemy filosofii prava. 4-e izd [Methodology of Law: Subject, Functions, Problems of Philosophy of Law. 4th edition]. Moscow: SGU, 521 p. (in Russian)
Khalilov E.Kh. (1997) Pravosoznanie v strukture obshchestvennoy zhizni [Legal Consciousness in Public Life]. Tashkent: Uzbekistan Publishing, 235 p. (in Russian)
Kulagin M.I. (2004) Predprinimatel'stvo i pravo: opyt Zapada [Entrepreneural Law: Western Experience]. Izbrannye trudy po aktsionernomu i torgovomu pravu. [Collection on Company and Trade Law]. Moscow: Statut, 363 p. (in Russian)
Marchenko M.N. (2011) Teoriya gosudarstva i prava [Theory of State and Law]. Moscow: Prospekt, 640 p. (in Russian)
Niyazova A.N. (2010) Nekotorye problemy zakonodatel'nogo regulirovaniya imushchestvennykh, li-chnykh neimushchestvennykh otnosheniy i otnosheniy, svyazannykh s osushchestvleniem pravosudi-ya po grazhdanskim delam v Kyrgyzskoy Respublike [Issues in Regulating Personal Non-property Relations in Context of Administering Justice]. Vestnik KRSU, vol. 10, no 6, pp. 121-125.
Niyazova A.N. (2013) Pravo sobstvennosti i otdel'nye ogranicheniya prava sobstvennosti v Kyrgyzskoy Respublike [Right of Ownership and some Restrictive Ownership Rights in the Kyrgyz republic]. Vestnik KRSU, vol. 13, no 12, pp. 21-23.
Polenina S.V. (1981) Sotsial'nye aspekty zakonodatel'noy deyatel'nosti [Social Aspects of Law-Making]. Sovetskoe gosudarstvo i pravo, no 11, pp. 3-10.
Sorokin V.V. (2003) Kontseptsiya evolyutsionnogo razvitiya pravovoy sistemy v perekhodnyy period (Diss. Doktor. Jurid. Nauk) [Conception of Evolutionary Development of Legal System in Transitional Period (Doctor of juridical sciences dissertation)]. Ekaterinburg, 337 p. (in Russian)
Tikhomirov Yu.A. (1993) Zakon v sisteme normativnykh aktov [Law in the System of Rules of Law]. Trudy Instituta zakonodatel’stva i sravnitel’nogo pravovedeniya pri Pravitel’stve RF. Moscow [Proceedings of the Institute of Legislation and Comparative Law], no 53, pp. 6-20.
Tikhomirov Yu.A. (2008) Sovremennoe publichnoe pravo [Modern Public Law]. Moscow: Eksmo, 448 p. (in Russian)
174