Научная статья на тему 'Развитие системы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров в электронной среде'

Развитие системы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров в электронной среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
143
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА / ОНЛАЙН ОБУЧЕНИЕ / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / PEDAGOGICAL EDUCATION / CONTINUING EDUCATION / TEACHER / ADVANCED TRAINING / PROFESSIONAL RETRAINING / ONLINE TRAINING / E-LEARNING / E-EDUCATIONAL RESOURCES / PERSONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Итинсон Кристина Сергеевна

Статья посвящена одному из наиболее распространенных способов повышения квалификации преподавателей веб-обучению или электронному обучению. По мнению автора, ключевым фактором развития личности и общества в целом является преподаватель, который позволяет студентам исследовать окружающий мир, изучать явления природы и вносить вклад в фундаментальные знания. Автор отмечает, что образование открывает перед студентами и всеми, желающими получить новые знания и развивать свою личность, новые горизонты безграничного роста. В статье использованы методы комплексного теоретического и описательного анализа. Автор статьи приходит к выводу, что в процессе повышения квалификации преподаватели получают доступ к широкому спектру идей, учебным ресурсам и инструментам, методическим материалам, которые они могут использовать в дальнейшей педагогической практике. В качестве примера в статье рассматривается электронный образовательный ресурс «Online Test Pad», который предлагает образовательные и психологические тесты для преподавателей по общеобразовательным дисциплинам (русскому языку, литературе, математике, истории, географии, компьютерным наукам, экономике, философии). Научная новизна работы состоит в том, что в статье решается вопрос повышения квалификации педагогических работников с помощью электронных образовательных ресурсов. Практическая значимость работы заключается в анализе существующих электронных образовательных ресурсов, которые используются для обучения преподавателей, в том числе повышения их квалификации. Результаты исследования: онлайн обучение преподавателей, которое заключается в получении дистанционного образования без отрыва от педагогического процесса, является успешной альтернативой очного повышения квалификации преподавателей и их профессионального развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF TRAINING AND ADVANCED TRAINING OF TEACHERS IN THE ELECTRONIC ENVIRONMENT

The article deals with one of the most common ways to improve the skills of teachers web training or e-learning. According to the author, the key factor in the development of the individual and society as a whole is the teacher, who allows students to explore the world around them, study the phenomena of nature and contribute to fundamental knowledge. The author notes that education opens up to students and everyone wishing to gain new knowledge and develop their personality, new horizons of unlimited growth. The article uses methods of complex theoretical and descriptive analysis. The author of the article concludes that in the process of advanced training teachers gain access to a wide range of ideas, educational resources and tools, methodological materials that they can use in further pedagogical practice. As an example, the article considers the electronic educational resource "Online Test Pad," which offers educational and psychological tests for teachers in general education disciplines (Russian language, literature, mathematics, history, geography, computer sciences, economics, philosophy). The scientific novelty of the work is that the article addresses the issue of advanced training of teachers with the help of electronic educational resources. The practical value of the work lies in the analysis of existing e-learning resources that are used to train teachers, including their professional development. Results of the study: online teacher training, which consists in obtaining distance education in-house from the pedagogical process, is a successful alternative to face-to-face training of teachers and their professional development.

Текст научной работы на тему «Развитие системы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров в электронной среде»

Itinson Kristina Sergeevna DEVELOPMENT OF THE SYSTEM ..

pedagogical sciences

УДК 378.2:004

DOI: 10.26140/knz4-2019-0804-0004

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В ЭЛЕКТРОННОЙ СРЕДЕ

© 2019

AuthorlD: 777287

SPIN-код: 5121-8467

Итинсон Кристина Сергеевна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры иностранных языков Курский государственный медицинский университет (305041, Россия, Курск, ул. Карла Маркса, 3, e-mail:bkristina89@gmail.com)

Аннотация. Статья посвящена одному из наиболее распространенных способов повышения квалификации преподавателей - веб-обучению или электронному обучению. По мнению автора, ключевым фактором развития личности и общества в целом является преподаватель, который позволяет студентам исследовать окружающий мир, изучать явления природы и вносить вклад в фундаментальные знания. Автор отмечает, что образование открывает перед студентами и всеми, желающими получить новые знания и развивать свою личность, новые горизонты безграничного роста. В статье использованы методы комплексного теоретического и описательного анализа. Автор статьи приходит к выводу, что в процессе повышения квалификации преподаватели получают доступ к широкому спектру идей, учебным ресурсам и инструментам, методическим материалам, которые они могут использовать в дальнейшей педагогической практике. В качестве примера в статье рассматривается электронный образовательный ресурс «Online Test Pad», который предлагает образовательные и психологические тесты для преподавателей по общеобразовательным дисциплинам (русскому языку, литературе, математике, истории, географии, компьютерным наукам, экономике, философии). Научная новизна работы состоит в том, что в статье решается вопрос повышения квалификации педагогических работников с помощью электронных образовательных ресурсов. Практическая значимость работы заключается в анализе существующих электронных образовательных ресурсов, которые используются для обучения преподавателей, в том числе повышения их квалификации. Результаты исследования: онлайн обучение преподавателей, которое заключается в получении дистанционного образования без отрыва от педагогического процесса, является успешной альтернативой очного повышения квалификации преподавателей и их профессионального развития.

Ключевые слова: педагогическое образование, непрерывное образование, преподаватель, повышение квалификации, профессиональная переподготовка, онлайн обучение, электронное обучение, электронные образовательные ресурсы, развитие личности.

DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF TRAINING AND ADVANCED TRAINING OF TEACHERS IN THE ELECTRONIC ENVIRONMENT

© 2019

Itinson Kristina Sergeevna, candidate of pedagogical sciences, senior lectures of the department of foreign languages Kursk State Medical University (305041, Russia, Kursk, Karl Marx Street, 3, e-mail: bkristina89@gmail.com)

Abstract. The article deals with one of the most common ways to improve the skills of teachers - web training or e-learn-ing. According to the author, the key factor in the development of the individual and society as a whole is the teacher, who allows students to explore the world around them, study the phenomena of nature and contribute to fundamental knowledge. The author notes that education opens up to students and everyone wishing to gain new knowledge and develop their personality, new horizons of unlimited growth. The article uses methods of complex theoretical and descriptive analysis. The author of the article concludes that in the process of advanced training teachers gain access to a wide range of ideas, educational resources and tools, methodological materials that they can use in further pedagogical practice. As an example, the article considers the electronic educational resource "Online Test Pad," which offers educational and psychological tests for teachers in general education disciplines (Russian language, literature, mathematics, history, geography, computer sciences, economics, philosophy). The scientific novelty of the work is that the article addresses the issue of advanced training of teachers with the help of electronic educational resources. The practical value of the work lies in the analysis of existing e-learning resources that are used to train teachers, including their professional development. Results of the study: online teacher training, which consists in obtaining distance education in-house from the pedagogical process, is a successful alternative to face-to-face training of teachers and their professional development.

Keywords: pedagogical education, continuing education, teacher, advanced training, professional retraining, online training, e-learning, e-educational resources, personal development.

Введение. Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами Образование играет решающую роль в формировании человеческого капитала. Оно повышает производительность труда и компетентность людей и, следовательно, производит квалифицированный труд, который приводит экономику к длительному экономическому росту. Образование открывает перед студентами и всеми, желающими получить новые знания и развивать свою личность, новые горизонты безграничного роста. Таким образом, образование имеет большое значение не только для личностного роста, но и для всего общества в социальном, экономическом и психологическом планах. Ключевым фактором такого развития личности и общества в целом является преподаватель, который позволяет студентам исследовать окружающий их мир, изучать явления природы и вносить вклад в фундаментальные зна-

ния [8-11]. Следовательно, непрерывное педагогическое образование преподавателей является необходимым и существенным. Педагогическое образование означает знание своей дисциплины, а также способность передавать свои знания и навыки другим людям. Для того, чтобы преподаватели были высококвалифицированными специалистами, они должны непрерывно проходить различные программы повышения их квалификации, причем в настоящее время это можно осуществить дистанционно, с помощью электронных образовательных ресурсов.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы.

Квалифицированные преподаватели учатся на протяжении всей жизни в области преподаваемых дисциплин, развивают коммуникативные способности, увеличивают педагогический опыт и стаж. Эффективные препо-

педагогические науки

Итинсон Кристина Сергеевна РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ ...

даватели используют различные методы, формы и средства обучения, а также находят индивидуальный подход к каждому студенту.

Одним из наиболее распространенных способов повышения квалификации преподавателей является веб-обучение или онлайн-обучение (также называемое электронное обучение). Такое обучение является приоритетным, так как преподаватель обучается дистанционно, в удобное для него время без отрыва от работы в университете.

Изучением вопроса о повышении квалификации преподавателей в высших учебных заведениях с помощью электронных ресурсов занимаются современные авторы и исследователи: Земляков Д. В. [1], Коротков А. М. [1], Штыров А.В. [1], Богданова О. Н. [2], Аникина К. С. [з], Архипов М. Е [4], Родионова О.В [4], Леухина С. А. [5], Харченко Л. Н. [6], Лутовина Е. Е. [7], и др. [8-19]

Методология. Формирование целей статьи. Постановка задания. Цель данной статьи: проанализировать существующие электронные образовательные ресурсы, которые используются для обучения преподавателей, в том числе в процессе повышения их квалификации (таблица 1).

Таблица 1 - Анализ электронных образовательных ресурсов, используемых для повышения квалификации преподавателей высших учебных заведений

Название ресурса Электронный адрес Краткая характеристика электронного ресурса

Интуит https://www. intuit.ru/ Открытый университет «Интуит» предлагает обучение онлайн для преподавателей с целью повышения квалификации и получения профильной переподготовки(академия Intel, Microsoft).

Универ-сариум https:// universarium. org/ С помощью ресурса «Универсариум» преподаватели могут прослушать бесплатные лекции по экономике, психологии, русскому языку, физике, а также по методике преподавания многих дисциплин. Преподаватели имеют возможность записаться и пройти курсы по финансовой грамотности, различным IT-приложениям, цифровой экономике и моделированию, основам программирования и другим инновационным технологиям в образовании.

Лекто-риум https://www. lektorium.tv/ Онлайн-курсы и видеолекции по современным направлениям образования и медицины (основы гепатологии, системная аналитика, блокчейн, квантовые технологии, сквозные технологии).

Пед- обучение https://педо-бучение.рф/ Педобучение.рф предлагает огромное число курсов для повышения квалификации и профессиональной переподготовки преподавателей (эффективные методики преподавания в соответствии с ФГОС, формирование профессиональной компетентности преподавателя, применение интерактивных и инновационных технологий на занятиях в вузе, особенности преподавания непрофильных дисциплин).

Мой университет https://moi-universitet.ru/ Дистанционные курсы повышения квалификации преподавателей русского языка и литературы, информатики, биологии, химии, иностранного языка, методистов, педагогов и воспитателей.

SkyTeach School https://school. skyteach.ru Онлайн-центр для повышения квалификации преподавателей английского языка, работающих в школе и вузе (методика обучения и преподавания языка, подготовка к ЕГЭ, цифровые технологии в обучении английскому языку, подготовка к получению британских сертификатов).

Центр образования

Урок.рф

https://

centrobra-

zovanija.ru/

https://урок. рф/

Дистанционные курсы повышения квалификации преподавателей по педагогике, государственному управлению, психологии, ИКТ, медицине, менеджменту, социальной педагогике.

Используя данный ресурс, преподаватели получают доступ к методическим материалам и разработкам, тестовым заданиям, а также возможность поучаствовать в вебина-рах и различных конкурсах. Ресурс предлагает прохождение обучения по следующим темам: методы активизации мышления студентов, девиантное поведение, подготовка к ЕГЭ, применение интерактивных технологий, методика обучения.

Существует множество причин для использования онлайн-обучения преподавателей. Использование электронных образовательных ресурсов в сети Интернет предоставляет возможность учиться преподавателям в любое время, в любом месте, а также получить техническую поддержку во внедрении инновационных технологий на занятиях со студентами в вузе [20-35]. С помощью вебинаров и веб-семинаров преподаватели могут познакомиться с новыми методическими приемами и методами обучения. В процессе повышения квалификации преподаватели получают доступ к широкому спектру идей, учебным ресурсам и инструментам, методическим материалам, которые они могут использовать в дальнейшей педагогической практике.

Электронный образовательный ресурс «Online Test Pad» предлагает образовательные и психологические тесты для преподавателей по общеобразовательным дисциплинам (русскому языку, литературе, математике, истории, географии, компьютерным наукам, экономике, философии) (рисунок 1). Данный ресурс помогает определить уровень знаний преподавателей и выбрать необходимый курс повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

Тосты для учителей аи лайн

Рисунок 1 - Электронный образовательный ресурс «Online Test Pad»

Преподаватели высших учебных учреждений выбирают курсы повышения квалификации или профессиональной переподготовки онлайн, так как они просто не имеют времени на посещение традиционных курсов из-за большой педагогической нагрузки. Электронное обучение дает возможность педагогам работать в индивидуальном темпе и в удобное для них время [36-40].

Одним из главных преимуществ онлайн обучения является его гибкость. Онлайн-занятия предлагают удобный круглосуточный доступ к курсам и не зависят от близости к организации, где официально преподаватель проходит обучение. Преподаватели работают в собственных темпах и выбирают из курса обучения наиболее интересные для них модули или материалы.

Выводы. В качестве успешной альтернативы очного повышения квалификации преподавателей, их профессионального развития, применяется онлайн обучение, которое заключается в получении дистанционного образования без отрыва от педагогического процесса.

Карельский научный журнал. 2019. Т. 8. № 4(29)

19

Itinson Kristina Sergeevna DEVELOPMENT OF THE SYSTEM ..

pedagogical sciences

Такая подготовка преподавателей широко используется во всем мире в связи с развитием и высоким уровнем проникновения информационных технологий в образовательный процесс.

Заключение. Социально-экономический прогресс напрямую связан с развитием сферы образования, основой которого является преподаватель. Именно он руководит образовательным процессом, формирует личность студента и несет большую ответственность за развитие своих учеников. Поэтому именно подготовка преподавателей и повышение их квалификации являются неотъемлемой частью педагогики. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Земляков Д.В., Короткое А. М., Штыров А.В. Информатизация образования: повышение квалификации учителей в кластерно-сетевой среде //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. № 4(17). С. 140-144.

2. Богданова О. Н. Основание совершенствования профессиональной подготовки учителя в системе повышения квалификации // Вестник Белгородского института развития образования. 2016. № 2. С. 81-85.

3. Аникина К. С. Роль дистанционных курсов в повышении квалификации учителей // IV Международная научно-практическая конференция «Образование взрослых в условиях современности: проблемы и перспективы». 2016. С. 212-217.

4. Архипов М. Е., Родионова О.В., Ситникова Л. Д. Информационные технологии в рамках реализации повышения квалификации и профессиональной переподготовки учителей математики в Тульской области // тенденции развития науки и образования. 2017. № 26-2. С. 6-12.

5. Леухина С. А. Проблемы сетевого взаимодействия для организации самообразования и повышения квалификации учителей технологии Кировской области //Научно-методический электронный журнал Концепт. 2017. № Т39. С. 1086-1090.

6. Джахбаров М.А., Харченко Л. Н. Конструирование персонифицированной программы обучения учителя в системе повышения квалификации // Успехи современной науки. 2017. № 3. С. 59-62.

7. Лутовина Е. Е. Формирование инновационной образовательной среды в системе повышения квалификации учителей основ безопасности жизнедеятельности // Вопросы дополнительного профессионального образования педагога. 2017. № 1(7). С. 12.

8. Чиркова В. М. Роль цифровизации в современном обществе // Региональный вестник. 2019. №5(30). - С. 32-33.

9. Ивинская М.С. Педагогический потенциал электронных ресурсов и электронной образовательной среды в вузе //Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 217-223.

10. Рукавишникова В.Н., Рыбакова Г.В. Модель оптимизации процесса обучения с использованием электронных образовательных ресурсов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 233-236.

11. Дмитриев Д. С., Соловова Н. С. Подготовка преподавателей вуза к применению средств электронного обучения как первый шаг развития цифровой педагогики // Образовательные технологии и общество. 2018. — № 4. С. 524-537.

12. Гущина О.М. Компетентностный подход в создании информационно-образовательной среды приобретения знаний с использованием электронных ресурсов //Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 2 (11). С. 49-52.

13. Ботя М.В. Опыт организации процесса обучения графическим дисциплинам с применением электронных образовательных ресурсов //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 21-24.

14. Рычкова А. А. Об опыте удаленного повышения квалификации преподавателя в системе электронного обучения Moodle // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры. 2019. С. 5202-5208.

15. Мамедова Н.И. Роль современного учебного оборудования и электронных ресурсов в когнитивном развитии учащихся // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 261-263.

16. Карбозова Ж.Ж., Петрусевич А.А. Развитие умений студентов педагогических вузов проектировать электронные образовательные ресурсы // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 122-125.

17. Останина Е.А., Останин О.В. Повышение квалификации преподавателей вузов игровыми методами при разработке элементов электронного обучения // Гуманитарный вестник военной академии ракетных войск стратегического назначения. 2016. № 3(3). С. 113116.

18. Каплина С.Е. Электронные обазовательные ресурсы: плюсы и минусы (на основе анализа зарубежных источников) // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 88-92.

19. Макаров С.И., Севастьянова С.А., Уфимцева Л.И. Когнитивная коррекция в вузе на основе использования электронных образовательных ресурсов // Самарский научный вестник. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 234-238.

20. Власова Е. З. Корпоративная подготовка преподавателей на основе электронного обучения // Современное образование: традиции и инновации. 2017. № 2. С. 28-34.

21. Смирнова Е.В. Использование инструментов электронного об-

учения в преподавании иностранного языка //Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 3 (12). С. 33-37.

22. Снегирева Л.В. Развитие абстрактного мышления студентов-медиков в процессе электронного обучения математике //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 143-146.

23. Павлова Т. Б. Деятельность преподавателя вуза в контексте внедрения электронного обучения // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2016. № 182. С. 109-117.

24. Дерябина С. А., Дьякова Т. А. Профессиограмма преподавателя иностранного языка в условиях цифровизации образовательного пространства //Высшее образование в России. 2019. № 4. С. 142-149.

25. Ваганова О.И., Гладкова М.Н., Трутанова А.В. Электронное обучение как средство организации самостоятельной работы студентов //Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 100-102.

26. Снегирева Л.В. Модель математической компетентности для оценки эффективности электронного обучения математике студентов медицинского вуза // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 158-161.

27. Бабин Е. Н. Практика внедрения систем управления обучением: дистанционные технологии в помощь преподавателям // Университетское управление: практика и анализ. 2017. № 5(111). С. 103-112.

28. Гладкова М.Н., Абрамова Н.С., Кутепов М.М. Особенности профессиональной подготовки бакалавров в условиях электронного обучения // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 103-105.

29. Кочеткова И.С., Терская Л.А. Опыт использования системы электронного обучения (moodle) в общенаучных и специальных дисциплинах // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 93-97.

30. Токтарова В. И. Управление электронным обучением в условиях адаптивной информационно-образовательной среды вуза // Вестник Марийского государственного университета. 2018. № 1(29). С. 96-101.

31. Снегирева Л.В. Возможности электронного обучения в решении задачи индивидуализации учебного процесса в медицинском вузе // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 190-192.

32. Рудая М.А., Шафранова О.Е. Особенности методического обеспечения электронного обучения слушателей по программам дополнительного профессионального образования //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 175-178.

33. Zhukova O.A. The didactic system of creating social competences: the essence, structure, features and implementation //Revista ¡tiinfifica progresiva. 2018. №1.

34. Романова Л.Л. Электронное обучение как форма профессиональной переподготовки социальных работников //Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 176-178.

35. Ваганова О.И., Гладков А.В., Трутанова А.В. Формирование профессиональных компетенций бакалавров в условиях электронного обучения // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 190-193.

36. Шафранова О. Е. Повышение квалификации преподавателей для снятия рисков информатизации высшего образования // Сборник трудов по проблемам дополнительного профессионального образования. 2018. № 34. С. 126-139.

37. Тихонов С. В., Сухорукова И. В. Инновационная концепция информатизации процесса обучения // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2019. № 2(34). С. 109-115.

38. Dzekun Y.O. Higher education as a way to developing the creative potential of a future professional // Jurnalul umanitar modern. 2018. №1.

39. Карабельская И. В. Использование электронно-образовательного ресурса в образовательном процессе высшей школы // ВЕСТНИК УГНТУ. НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, ЭКОНОМИКА. СЕРИЯ: ЭКОНОМИКА. 2017. № 2(20). С. 157-163.

40. Пеккер П. Л. Дистанционное обучение: опыт московских вузов // Человек и образование. 2015. № 2(43). С. 66-71.

Статья поступила в редакцию 27.10.2019 Статья принята к публикации 27.11.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.