Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ РАННЕЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ И ИХ СЕМЬЯМ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ'

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ РАННЕЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ И ИХ СЕМЬЯМ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
25
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАННЯЯ ПОМОЩЬ / МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА / ПЕРВИЧНАЯ ИНВАЛИДНОСТЬ / РЕБЕНОК-ИНВАЛИД / ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Садуртинова Г.А.

Распространение новой коронавирусной инфекции полностью остановило предоставление услуг ранней помощи в Республике Татарстан в апреле 2020 года. Родители и их дети остались без поддержки. Основная проблема: отсутствие нужных детям и семьям занятий (важнейшим фактором эффективности абилитации является регулярность и непрерывность занятий.); неэффективность попыток специалистов использовать дистанционный формат. Результат перестройки деятельности по предоставлению услуг ранней помощи в связи с пандемией COVID-19: в 20 субъектах РФ, в том числе и в Республике Татарстан, услуги ранней помощи стали доступны семьям независимо от эпидемиологической ситуации (в онлайн формате).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Садуртинова Г.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF EARLY CARE SERVICES FOR CHILDREN WITH DISABILITIES AND THEIR FAMILIES IN THE REPUBLIC OF TATARSTAN DURING THE PANDEMIC

The spread of a new coronavirus infection completely stopped the provision of early care services in the Republic of Tatarstan in April 2020. Parents and their children were left without support. The main problem: the lack of classes that children and families need (the most important factor in the effectiveness of habilitation is the regularity and continuity of classes.); the ineffectiveness of specialists ' attempts to use the distance format. The result of the restructuring of the activities for the provision of early aid services in connection with the COVID-19 pandemic: in 20 regions of the Russian Federation, including the Republic of Tatarstan, early aid services became available to families regardless of the epidemiological situation (in an online format).

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ РАННЕЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ И ИХ СЕМЬЯМ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ»

УДК 00

Садуртинова Г.А.

студент

Казанский государственный медицинский университет Научный руководитель: Максимова М.Н., д-р экон. н., доцент

Россия, г.Казань

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ РАННЕЙ ПОМОЩИ

ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ И ИХ СЕМЬЯМ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ

Аннотация. Распространение новой коронавирусной инфекции полностью остановило предоставление услуг ранней помощи в Республике Татарстан в апреле 2020 года. Родители и их дети остались без поддержки. Основная проблема: отсутствие нужных детям и семьям занятий (важнейшим фактором эффективности абилитации является регулярность и непрерывность занятий.); неэффективность попыток специалистов использовать дистанционный формат. Результат перестройки деятельности по предоставлению услуг ранней помощи в связи с пандемией COVID-19: в 20 субъектах РФ, в том числе и в Республике Татарстан, услуги ранней помощи стали доступны семьям независимо от эпидемиологической ситуации (в онлайн формате).

Ключевые слова: ранняя помощь, медико-социальная экспертиза, первичная инвалидность, ребенок-инвалид, ограниченные возможности здоровья.

Sadurtinova G.A.

student

Kazan State Medical University Supervisor: Maximova M. N., Doctor of Economics, associate professor

Russia, Kazan

DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF EARLY CARE SERVICES FOR

CHILDREN WITH DISABILITIES AND THEIR FAMILIES IN THE REPUBLIC OF TATARSTAN

DURING THE PANDEMIC

Annotation. The spread of a new coronavirus infection completely stopped the provision of early care services in the Republic of Tatarstan in April 2020. Parents and their children were left without support. The main problem: the lack of classes that children and families need (the most important factor in the effectiveness of habilitation is the regularity and continuity of classes.); the ineffectiveness of specialists ' attempts to use the distance format. The result of

the restructuring of the activities for the provision of early aid services in connection with the COVID-19 pandemic: in 20 regions of the Russian Federation, including the Republic of Tatarstan, early aid services became available to families regardless of the epidemiological situation (in an online format).

Key words: early care, medical and social expertise, primary disability, disabled child, limited health opportunities.

Важность предоставления качественных услуг на самых ранних этапах развития ребенка с особыми потребностями не оставляет сомнения и является неотъемлемым правом детей и их семей. Это право закреплено как в международных конвенциях, так и в национальных законах уже в целом ряде стран. Опыт зарубежных стран показывает, что реализация этого права и создание системы ранней помощи стало возможным не только благодаря усилиям профессионалов и специалистов, непосредственно предоставляющих услуги ранней помощи, но и государственных и общественных деятелей, представителей различных ведомств как на местном, так и на региональном и национальном уровнях128. Под ранней помощью или ранним вмешательством исследователи понимают систему различных мероприятий, направленных на развитие детей раннего возраста (от рождения до трех лет) с нарушениями развития или риском появления таких нарушений, и

"129

мероприятий, ориентированных на поддержку родителей таких детей .

По данным ФГИС Федеральный реестр инвалидов, на 1 января 2021 года в Российской Федерации проживало 703 969 детей-инвалидов (табл. 1).

Таблица 1

Доля детей-инвалидов в общей численности инвалидов в разрезе субъектов РФ на 1.01.2021 год, чел.130

Территория Всего Дети-инвалиды

чел. доля, в %

Российская Федерация 11 632 958 703 969 5,71

Приволжский федеральный округ 2 243 383 115 948 5,17

Республика Татарстан 291 847 16 020 5,49

128 Martynyuk V.Yu. Conceptual basis of aid for children with disability / V.Yu. Martynyuk // Международный неврологический журнал. 2019. № 1. - С. 6.

129 Ахметзянова А.И. Технологии раннего вмешательства в современном образовательном пространстве / А.И. Ахметзянова // Автореферат диссертации: электронный архив КФУ [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://dspace.kpfu.ru. Дата обращения 30.05.2021.

130 Численность детей-инвалидов на 1.01.2021: аналитика // Федеральная государственная информационная система «Федеральный реестр инвалидов» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://sfri.ru. Дата обращения: 30.05.2021.

Доля детей-инвалидов в общей численности инвалидов в РФ составляет 5,71%. В Республике Татарстан доля детей-инвалидов в общей численности инвалидов ниже, чем в РФ и составляет 5,49%, но выше, чем в Приволжском федеральном округе (5,17%).

По данным ФКУ ГБ МСЭ по Республике Татарстан МТ и СЗ РФ, в 2020 году впервые в Республике Татарстан было освидетельствовано для установления инвалидности по категории «ребенок-инвалид» 1 689 детей (табл. 2).

Таблица 2

Показатели первичной и повторной инвалидности граждан в возрасте до 18 лет за период 2018-2020 гг. (в абс. числах и %00)131

Наименование показателей Годы

2018 2019 2020

Признаны инвалидами по категории «ребенок-инвалид» впервые 1 85о 1 815 1 689

Уровень первичной инвалидности (на 10 000 детского населения, в 0/ооо) 22,3 21,7 2о,о

Признаны инвалидами по категории «ребенок-инвалид» повторно 4 3о3 2 787 3 723

Данные таблицы 2 показывают, что число впервые признанных инвалидами детей в Республике Татарстан снизилось в 2020 г. по сравнению с 2019 г. на 126 детей или на 6,9%. Уровень первичной инвалидности снизился в этот же период на 1,7%оо. Число детей, признанных инвалидами повторно, напротив, возросло - в 2020 г. по сравнению с 2019 г. на 936 детей или на 33,6%.

Выявленная тенденция может быть связана с особенностями медико -социальной экспертизы в 2020 году и порядком признания лиц инвалидами. Так, на основании Временного порядка признания лица инвалидом, оформление инвалидности, разработка программы реабилитации или абилитации ребенка инвалида проводиться заочно, без личного присутствия гражданина132. Специалисты медико-социальной экспертизы уже в течении года выносят решения на основании документов, выданных медицинскими организациями.

В 2020 году в реабилитационных центрах для детей и подростков с ограниченными возможностями Республики Татарстан, в том числе у негосударственных поставщиков, услуги ранней помощи были

131 Информация по результатам предоставления государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Татарстан (Татарстан)» Минтруда России за период 2018-2020 гг. // ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Татарстан (Татарстан)» Министерства труда и социальной защиты РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.16.gbmse.ru. Дата обращения: 30.05.2021.

132 Постановление Правительства Российской Федерации от 16.10.2020 № 1697 (ред. от 11.02.2021) «О Временном порядке признания лица инвалидом» // Справочная правовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru. Дата обращения: 30.05.2021.

предоставлены 2 140 детям с ограниченными возможностями здоровья (табл. 3).

Таблица 3

Результаты оказания услуг ранней помощи

в Республике Татарстан в 2019-2 020 гг., чел.133

Виды организаций - поставщики услуг ранней помощи 2019 год 2020 год

Всего оказано услуг ранней помощи из них: 1 332 2 140

- государственными организациями 952 1464

- негосударственными организациями 380 676

Анализируя данные таблицы 3, можно сделать вывод, что количество оказанных услуг ранней помощи выросло в 2020 году на 60,7% по сравнению с предыдущим годом. При этом в 2020 году на 3% увеличилась доля услуг ранней помощи, оказанных негосударственными организациями в общем количестве оказанных услуг134 (28,6% в 2019 г. и 31,6% в 2020 г.).

С конца 2019 года в Республике Татарстан принято постановление КМ РТ «О реализации пилотного проекта по организации системы оказания услуг ранней помощи в Республике Татарстан», которое определяет цель, основные задачи, этапы оказания услуг ранней помощи, регламент межведомственного взаимодействия органов и организаций, являющихся участниками оказания услуг ранней помощи в Республике Татарстан135. В число поставщиков услуг ранней помощи, участвующих в реализации пилотного проекта по организации системы оказания услуг ранней помощи в Республике Татарстан вошли 13 организаций, в том числе 3 реабилитационных центра для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья136.

С конца 2020 года Республика Татарстан принимает участие в проекте «Доступная ранняя помощь детям и их семьям». Данный проект стал победителем конкурса фонда Президентских грантов. География проекта включает 20 субъектов РФ: Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Красноярск и Красноярский край, Ставропольский край, Тульская область, Свердловская область, Воронежская область, республика Удмуртия, Пермский край, Ярославская область, Нижегородская область, Псковская область, Хабаровск и Хабаровский

133 Итоги 2020 года: отчет Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан // Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://mtsz.tatarstan.ru. Дата обращения: 30.05.2021.

134 Татаринцева Т.П. Работа с семьей - приоритетное направление деятельности социально-реабилитационного центра / Т.П. Татаринцева // Работник социальной службы. 2021. № 2. - С. 15.

135 Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 6.09.2019 № 790 (ред. от 24.02.2020) «О реализации пилотного проекта по организации системы оказания услуг ранней помощи в Республике Татарстан» // Справочная правовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru. Дата обращения: 30.05.2021.

136 Там же.

край, Новосибирская область, Иркутская область, Кемеровская область, Чувашская республика, республика Бурятия, Архангельская область, Москва137. Сроки реализации проекта: 01.09.2020 - 31.12.2021.

Основная проблема, на смягчение которой направлен проект - семьи с детьми в возрасте от рождения до 3 лет, с нарушениями развития, не имеют возможности очно получать услуги ранней помощи (абилитационные услуги). Данная ситуация сложилась в связи с необходимостью соблюдать меры безопасности против вируса СОУГО -19. Распространение новой коронавирусной инфекции оставило родителей и детей, получающих услуги ранней помощи, без поддержки. Основной проблемой стала неэффективность попыток специалистов использовать в работе дистанционный формат. Подготовленные тренеры были нацелены на работу не в дистанционном формате.

Цель проекта: обеспечить 300 детей в возрасте от рождения до 3-х лет, имеющих нарушения развития, и их семьи качественной доступной абилитационной помощью по технологии «Ранняя помощь детям и семьям». Для достижения этой цели138:

1. Преподаватели Санкт-Петербургского Института раннего вмешательства (далее - ИРАВ) разработали обучающий семинар «Специфика оказания услуг ранней помощи в дистанционном формате» -сентябрь 2020.

2. Адаптирована онлайн платформа под специфику оказания услуг ранней помощи (наличие «индивидуального кабинета» для каждого специалиста, возможности онлайн встреч с семьёй, приложения материалов, возможность групповых встреч и пр.) (сентябрь 2020).

3. 100 специалистов из 20 субъектов РФ обучились на дистанционном семинаре в ИРАВ и освоили технологию оказания услуг ранней помощи в дистанционном формате, включая работу на онлайн платформе (октябрь 2020).

4. 300 семей, имеющих ребенка с нарушениями развития в возрасте от рождения до 3 лет, в течение 10 месяцев получили услуги ранней помощи дистанционно (декабрь 2020 - ноябрь 2021 (исключая июль-август 2021). Занятия проводились еженедельно с использованием онлайн платформы.

5. Для 100 специалистов в течение 10 месяцев 1 раз в 2 недели проводятся дистанционные групповые профессиональные супервизии для обеспечения качества услуг ранней помощи (декабрь 2020 - ноябрь 2021). Для этого все специалисты разбиты на группы по 10 человек, для каждой группы определен супервизор. Супервизоры (10 человек) - опытные

137 Проект «Доступная ранняя помощь детям и их семьям // Фонд президентских грантов [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://президентскиегранты.рф. Дата обращения: 30.05.2021.

138 Проект «Доступная ранняя помощь детям и их семьям // Фонд президентских грантов [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://президентскиегранты.рф. Дата обращения: 30.05.2021.

специалисты ИРАВ, Архангельска, Красноярска, Тулы, Великого Новгорода, Казани.

6. Подготовлено Методическое руководство «Оказание услуг Ранней помощи детям и семьям в дистанционном формате», сделаны видеозаписи лекций, все выложено на сайт ИРАВ (июль-август 2021).

7. 40 специалистов из 20 субъектов РФ подготовлены как тренеры, для чего проведен семинар «Как научить специалиста работать в дистанционном формате» (октябрь 2021).

8. В 20 субъектах РФ силами местных тренеров проведены обучающие семинары (для еще 200 специалистов) «Специфика оказания услуг ранней помощи в дистанционном формате» (ноябрь, 2021).

Новый опыт осваивает ГБУ РЦДПОВ «Апрель», который многие годы является ресурсным центром служб ранней помощи в Республике Татарстан139. В ГБУ РЦДПОВ «Апрель» разрабатываются и апробируются, внедряются методические подходы, коррекционные методы и программы, применяемые в работе с детьми в рамках оказания услуг ранней помощи.

В 2020 году педагоги ГБУ РЦДПОВ «Апрель» прошли обучение в межнациональном проекте «Уверенное начало» - это программа раннего вмешательства, предоставляющая услуги семьям с детьми до трех лет с нарушениями развития в формате домашних визитов. В развитых странах подобный формат услуг существует уже десятки лет, в России это пилотная программа. ГБУ РЦДПОВ «Апрель» внедряет ее в свою

140

практику140.

Таким образом, ситуация с пандемией коронавируса подтолкнула развитие системы ранней помощи в Республике Татарстан, как и по всей России. В 20 субъектах РФ, в том числе и в Республике Татарстан, услуги ранней помощи стали доступны семьям независимо от эпидемиологической ситуации (в онлайн формате). Апробируется новая технология оказания услуг в формате домашних визитов. Важность оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям на максимально раннем этапе развития ребенка, актуализирует продолжение развития системы оказания услуг ранней помощи, внедрения апробированных технологий в практику деятельности всех реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в Республике Татарстан.

Использованные источники: 1. Ахметзянова А.И. Технологии раннего вмешательства в современном образовательном пространстве / А.И. Ахметзянова // Автореферат

139 Эффективные практики ранней помощи (Опыт реализации программ Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в субъектах Российской Федерации) / Информационно -методический сборник. - М.: Благотворительный фонд социальной поддержки граждан «Соинтеграция», 2015. - С. 8.

140 ГБУ «РЦДПОВ МТЗ и СЗ РТ «Апрель» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sobes.tatarstan.ru/rus/gbu-reabilitatsionniy-tsentr-dlya-detey-i.htm. Дата обращения: 30.05.2021.

диссертации: электронный архив КФУ [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://dspace.kpfu.ru. Дата обращения 30.05.2021.

2. ГБУ «РЦДПОВ МТЗ и СЗ РТ «Апрель» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sobes.tatarstan.ru/rus/gbu-reabilitatsionniy-tsentr-dlya-detey-i.htm. Дата обращения: 30.05.2021.

3. Информация по результатам предоставления государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Татарстан (Татарстан)» Минтруда России за период 2018-2020 гг. // ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Татарстан (Татарстан)» Министерства труда и социальной защиты РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.16.gbmse.ru. Дата обращения: 30.05.2021.

4. Итоги 2020 года: отчет Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан // Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://mtsz.tatarstan.ru. Дата обращения: 30.05.2021.

5. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 6.09.2019 № 790 (ред. от 24.02.2020) «О реализации пилотного проекта по организации системы оказания услуг ранней помощи в Республике Татарстан» // Справочная правовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru. Дата обращения: 30.05.2021.

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 16.10.2020 № 1697 (ред. от 11.02.2021) «О Временном порядке признания лица инвалидом» // Справочная правовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru. Дата обращения: 30.05.2021.

7. Проект «Доступная ранняя помощь детям и их семьям // Фонд президентских грантов [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://президентскиегранты.рф. Дата обращения: 30.05.2021.

8. Татаринцева Т.П. Работа с семьей - приоритетное направление деятельности социально-реабилитационного центра / Т.П. Татаринцева // Работник социальной службы. 2021. № 2. - С. 14-17.

9. Численность детей-инвалидов на 1.01.2021: аналитика // Федеральная государственная информационная система «Федеральный реестр инвалидов» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://sfri.ru. Дата обращения: 30.05.2021.

10. Эффективные практики ранней помощи (Опыт реализации программ Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в субъектах Российской Федерации) / Информационно-методический сборник. - М.: Благотворительный фонд социальной поддержки граждан «Соинтеграция», 2015. - 68 с.

11. Martynyuk V.Yu. Conceptual basis of aid for children with disability / V.Yu. Martynyuk // Международный неврологический журнал. 2019. № 1. -С. 6-16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.