Научная статья на тему 'ДОМАШНЕЕ ВИЗИТИРОВАНИЕ В ПРАКТИКЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА'

ДОМАШНЕЕ ВИЗИТИРОВАНИЕ В ПРАКТИКЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
122
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОМАШНЕЕ ВИЗИТИРОВАНИЕ / СЕМЬЯ / ВОСПИТЫВАЮЩАЯ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА / ДЕТСКАЯ ИНВАЛИДНОСТЬ / ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ / РЕБЕНОК-ИНВАЛИД / HOME VISITING / FAMILY RAISING A DISABLED CHILD / CHILD DISABILITY / SOCIAL WORK TECHNOLOGIES / DISABLED CHILD

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сафиуллина Н.Н., Морозова О.Н.

В статье дана общая характеристика сущности и значения домашнего визитирования как технологии социальной работы с семьями, воспитывающими детей-инвалидов. Домашнее визитирование - это качественно новая технология в социальной работе с семьей, способная обеспечить квалифицированную надомную помощь ребенку и родителям. Технология домашнего визитирования необходима в первую очередь для семей, воспитывающих детей раннего возраста, особенно детей до года и детей со сложными сочетанными нарушениями (с двигательными, сенсорными нарушениями). Своевременная помощь специалистов помогает родителям с самых первых месяцев жизни ребёнка учитывать его особенности развития младенца.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HOME VISITS IN THE PRACTICE OF SOCIAL WORK WITH A FAMILY RAISING A DISABLED CHILD

The article provides a General description of the essence and significance of home visiting as a technology of social work with families raising disabled children. Home visiting is a qualitatively new technology in social work with the family that can provide qualified home help to the child and parents. Home visiting technology is necessary primarily for families raising young children, especially children under one year of age and children with complex combined disorders (motor and sensory disorders). Timely assistance of specialists helps parents from the very first months of a child's life to take into account its features of infant development.

Текст научной работы на тему «ДОМАШНЕЕ ВИЗИТИРОВАНИЕ В ПРАКТИКЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА»

УДК 316:356.2

Сафиуллина Н.Н. студент Морозова О.Н. старший преподаватель кафедры экономической теории и социальной работы Казанский государственный медицинский университет

Россия, г. Казань

ДОМАШНЕЕ ВИЗИТИРОВАНИЕ В ПРАКТИКЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА

Аннотация: В статье дана общая характеристика сущности и значения домашнего визитирования как технологии социальной работы с семьями, воспитывающими детей-инвалидов. Домашнее визитирование -это качественно новая технология в социальной работе с семьей, способная обеспечить квалифицированную надомную помощь ребенку и родителям. Технология домашнего визитирования необходима в первую очередь для семей, воспитывающих детей раннего возраста, особенно детей до года и детей со сложными сочетанными нарушениями (с двигательными, сенсорными нарушениями). Своевременная помощь специалистов помогает родителям с самых первых месяцев жизни ребёнка учитывать его особенности развития младенца.

Ключевые слова: домашнее визитирование, семья, воспитывающая ребенка-инвалида, детская инвалидность, технологии социальной работы, ребенок-инвалид.

SafiuUim N.N.

student Morozova O.N.

senior lecturer of the Department economic theory and social work

Kazan state medical University Russia, Kazan

HOME VISITS IN THE PRACTICE OF SOCIAL WORK WITH A FAMILY RAISING A DISABLED CHILD

Abstract: the article provides a General description of the essence and significance of home visiting as a technology of social work with families raising disabled children. Home visiting is a qualitatively new technology in social work with the family that can provide qualified home help to the child and parents. Home visiting technology is necessary primarily for families raising young children, especially children under one year of age and children with complex

combined disorders (motor and sensory disorders). Timely assistance of specialists helps parents from the very first months of a child's life to take into account its features of infant development.

Keywords: home visiting, family raising a disabled child, child disability, social work technologies, disabled child.

Детская инвалидность является актуальной проблемой во всем мире, что доказывается данными официальной статистики, в соответствии с которой все больше прослеживается направленность к увеличению числа инвалидов во всех странах.

Вопрос, связанный с проблемами детей-инвалидов остается также немаловажным, так как эти проблемы затрагивают все стороны нашего общества: от законодательной базы и социальных служб, которые призваны поддерживать и оказывать поддержку таким детям, до условий, в которых живут их семьи.

Свыше одного миллиарда граждан всего мира имеют какие-либо нарушения функционирования организма. Исследования, проведенные Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) дали следующие сведения: численность граждан, имеющих ту или иную форму инвалидности в возрасте от 15 лет и старше, составило 785 млн. человек, из них 110 млн. имеют тяжелые формы нарушения. Число детей, страдающих той или иной формой инвалидности, в возрасте от 0 до 14 лет составляют 95 млн., из них у 13 млн. детей установлена тяжелая форма нарушения45.

В РФ на 1 января 2020 г. проживают 11,1 млн. инвалидов, что составляет 7,59% от общей численности населения РФ. Число детей-инвалидов в Российской Федерации на начало 2020 г. составило 688 тыс. чел. (из них 56,9% - мальчики, 43,1% - девочки). Численность детей-инвалидов в РФ увеличивается46. По данным, единой базы данных, Федерального реестра инвалидов в Республике Татарстан по состоянию на 1 января 2020 года проживают 282 412 инвалидов. Численность детей-инвалидов составляет 15 787 чел., из них 9 472 (60%) - мальчики, 6 315 (40%) девочки47.

На современном этапе государство придает большое значение социальной работе с семьями, воспитывающими ребёнка-инвалида. В Концепции государственной семейной политики на период до 2025 года определены приоритеты государства по усиление мер поддержки семей с

45 Даутова К.А., Диханбаева Г.А. Проблема семей имеющих детей инвалидов // Вестник КазНМУ. 2018. № 1. С. 382.

46 Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа // http://www.gks.ru (Дата обращения: 22.06.2020).

47 Информация «Статистика инвалидов» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://sfri.ru. (Дата обращения 17.06.2020.)

ребенком-инвалидом, стимулирование семейного благополучия, создание комфортной среды для семей с детьми48.

В социальной работе с данными семьями применяются различные технологии. Изучив наиболее часто используемые технологии социальной работы с семьями, воспитывающими ребёнка-инвалида, мы решили подробно остановиться на технологии «Домашнего визитирования».

В основу работы с семьями с детьми-инвалидами легла технология «Домашнего визитирования», которая в период с 2009 по 2014 годы была внедрена в 18 муниципальных образованиях республики в рамках проектной деятельности при софинансировании Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В их базы включены о 937

49

нуждающихся в предоставлении данной технологии .

С 1 января 2015 года во всех муниципальных образовниях республики гражданам, воспитывающим детей-инвалидов, имеющих ограничение способности к самообслуживанию и передвижению третьей степени, нуждающихся, в связи с этим, в постоянном постороннем уходе, доступна социально-педагогическая услуга «Организация помощи родителям ребёнка-инвалида, воспитываемого дома, в обучении навыкам самообслуживания, общения и контроля, направленным на развитие личности»50.

В рамках предоставления данной услуги с родителями (законными представителями) ребёнка-инвалида организуются индивидуальные занятия на дому и удаленные консультации (посредством телефонной связи, интернет-технологий) с целью обучения их самостоятельному проведению занятий с ребенкои-инвалидом по формированию утраченных либо несформированных социальных навыков. Объем, периодичность и сроки предоставления услуги указываются в индивидуальной программе предоставления социальных услуг. Периодичность визитов на дом планируется индивидуально в соответсвии с запросами семьи.

Поставщиком услуги являются территориальные центры помощи семье и детям и комплексные центры социального обслуживания населения (отделения социальной помощи семье и детям), которые функционируют в каждом муниципальном районе (городском округе) республики.

Все учреждения оснащены необходимым инвентарем, дидактическими и методическими материалами («Сумки визитера»,

48 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.08.2014 № 1618-р «Концепция государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru (Дата обращения 17.06.2020).

49 Непрерывное сопровождение инвалидов как фактор социальной адаптации. Опыт Республики Татарстан. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mtsz.tatarstan.ru. (Дата обращения 26.06.2020).

50 Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 29.12.2017 года № 1053 «Об утверждении Порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в форме социального обслуживания на дому в Республике Татарстан» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru (Дата обращения 17.06.2020).

«Обучающие пакеты», методические пособия по организации оказания услуг на дому).

В рамках программы помощи специалистом центра (отделения социальной помощи семье и детям) реализуются следующие мероприятия:

• помощь в подборе технических средств реабилитации, вспомогательных средств, развивающих игрушек;

• обеспечение родителей (законных представителей) «Обучающими пакетами» и обучение их использованию, в том числе обучение тренерским навыкам использования естесственной среды (домашних условий) для оптимального развития ребёнка, проведению занятий с детьми по повышению их функциональных способностей (коммуникации, мобильности, социального взаимодействия); обучению ребёнка жизненно важным навыкам;

• психологическая поддержка родителей;

• информирование родителей об учреждениях, предоставляющих помощь детям-инвалидам и семьям, в которых они воспитываются.

Таким образом, значение «Домашнего визитирования» как технологии социальной работы с семьями, воспитывающими детей-инвалидов, в том, что оно позволяет устранить социальные, административно-управленческие, морально-психологические барьеры между семьей, воспитывающей ребенка-инвалида, и различного рода учреждениями, оказывающими помощь, социальными институтами и специалистами, привлекаемыми для работы с детьми-инвалидами.

Использованные источники:

1. Даутова К.А., Диханбаева Г.А. Проблема семей имеющих детей инвалидов // Вестник КазНМУ. 2018. № 1. С. 381-385.

2. Информация «Статистика инвалидов» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://sfri.ru. (Дата обращения 17.06.2020.)

3. Непрерывное сопровождение инвалидов как фактор социальной адаптации. Опыт Республики Татарстан. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mtsz.tatarstan.ru. (Дата обращения 26.06.2020).

4. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 29.12.2017 года № 1053 «Об утверждении Порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в форме социального обслуживания на дому в Республике Татарстан» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru (Дата обращения 17.06.2020).

5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.08.2014 № 1618-р «Концепция государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru (Дата обращения 17.06.2020).

6. Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа // http://www.gks.ru (Дата обращения: 22.06.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.