Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА'

ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
506
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ / СЕМЬЯ / ВОСПИТЫВАЮЩАЯ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ С ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ / DISABLED CHILDREN / FAMILY BRINGING UP A DISABLED CHILD / SOCIAL PROBLEMS OF CHILDREN WITH DISABILITIES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сафиуллина Н.Н., Морозова О.Н.

Семьи, имеющие детей с ограниченными возможностями, представляют одну из наиболее уязвимых групп населения. Вопрос, связанный с проблемами детей-инвалидов остается также немаловажным, так как эти проблемы затрагивают все стороны нашего общества: от законодательной базы и социальных служб, которые призваны поддерживать и оказывать поддержку таким детям, до условий, в которых живут их семьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS WITH FAMILIES RAISING A DISABLED CHILD

Families with children with disabilities represent one of the most vulnerable groups of the population. The issue related to the problems of children with disabilities is also important, since these problems affect all aspects of our society: from the legal framework and social services that are designed to support and support such children, to the conditions in which their families live.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА»

УДК 364.1

Сафиуллина Н.Н. студент Морозова О.Н. старший преподаватель кафедры экономической теории и социальной работы Казанский государственный медицинский университет

Россия, г. Казань

ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА

Аннотация: Семьи, имеющие детей с ограниченными возможностями, представляют одну из наиболее уязвимых групп населения. Вопрос, связанный с проблемами детей-инвалидов остается также немаловажным, так как эти проблемы затрагивают все стороны нашего общества: от законодательной базы и социальных служб, которые призваны поддерживать и оказывать поддержку таким детям, до условий, в которых живут их семьи.

Ключевые слова: дети-инвалиды, семья, воспитывающая ребенка-инвалида, социальные проблемы с детьми-инвалидами.

SafiuUim N.N.

student Morozova O.N.

senior lecturer of the Department economic theory and social work

Kazan state medical University Russia, Kazan

PROBLEMS WITH FAMILIES RAISING A DISABLED CHILD

Abstract: Families with children with disabilities represent one of the most vulnerable groups of the population. The issue related to the problems of children with disabilities is also important, since these problems affect all aspects of our society: from the legal framework and social services that are designed to support and support such children, to the conditions in which their families live.

Key words: disabled children, family bringing up a disabled child, social problems of children with disabilities.

Наличие ограничения жизнедеятельности у детей порождает совокупность существенных проблем, как для самого ребёнка-инвалида, так и для его семьи, испытывая потребность привлечения дополнительной государственной поддержки.

Необходимость повышенной заботы о ребенке-инвалиде влияет на личностные особенности всех членов такой семьи и характер взаимоотношений между ними, создавая специфический микроклимат, порождая дефицит общения, материальные затруднения, изменение трудовой и социальной активности взрослых и детей.

Другими словами, «семьи с детьми-инвалидами - это семьи с особым социальным статусом, со специфическим комплексом медико-социальных, социально-правовых, социально-психологических, социально-

педагогических, социально-бытовых и иных проблем»[4, 158 с.].

Семья, являясь основной социально-культурной средой, подготавливает полноценную личность и приспосабливает ребёнка-инвалида к существующим жизненным условиям. Появление ребёнка с нарушениями здоровья непременно вносит изменения на образ жизни и психологический климат в семье. Все члены семьи находятся в состоянии эмоционального стресса, и на протяжении первых лет жизни малыша этот стресс не уменьшается, а, как правило, нарастает. К тому же, по мнению ученых «семья, воспитывающая ребёнка-инвалида на протяжении жизни переживает серию критических состояний, обусловленных субъективными и объективными причинами»[2, 40 с.].

Рассмотрим основные проблемы семьи, воспитывающей ребёнка -инвалида, с которыми они могут сталкиваться.

1. Медицинские, связанные с участием в программе абилитации и реабилитации - получением сведений о недугах ребёнка, его дальнейшем прогнозе, ожидаемых социальных препятствиях, освоением навыков выполнения предписаний врача, госпитализации ребенка в медицинское учреждение и т. д.

2. Экономические проблемы в семьях, воспитывающих ребёнка инвалида, обусловленные тем, что уровень материального благополучия таких семей в действительности ниже, чем в семьях, имеющих детей без каких-либо нарушений здоровья. Это вызвано невольным неучастием одного из членов семьи в общественном производстве; оформлением неполного рабочего дня и т. д.

Семье трудно справиться с возросшей финансовой нагрузкой, поскольку обычно один из родителей, чаще всего мать, полностью посвящает себя заботе о ребенке и оставляет работу, либо отказываются от профессиональной карьеры, переходят на низкооплачиваемую, неквалифицированную работу, чаще всего надомную, что снижает качество жизни семьи. Отец в семье с больным ребенком - часто единственный добытчик. Из-за необходимости большего заработка он ищет вторичные заработки и, практически, не имеет времени заниматься ребенком. Поэтому уход за ребенком ложится на мать [3, 120 с.].

3. Проблема воспитания, обучения и ухода за ребёнком-инвалидом, которая заключается в сложностях, связанных с подготовкой ребёнка к

обучению в школе и помощью в обучении, реализацией работы по социальной адаптации ребёнка, формирование навыков самообслуживания, передвижения, пользования вспомогательными техническими средствами, общественным транспортом, развитием самостоятельности; организацией досуга ребёнка, способствующих развитию функций, гармоническому развитию личности; приобретением и установкой специального оборудования для тренировки и развития нарушенных функций.

4. Психологические проблемы, которые связаны с тревогой за судьбу ребёнка-инвалида всех членов семьи, напряжение во взаимоотношениях родителей из-за решения всевозможных проблем; зачастую происходит уход одного родителя из семьи; негативное восприятие, со стороны окружающих, физических недостатков ребёнка.

Родители очень редко уходят куда-либо развлечься, отдохнуть, сменить обстановку. Члены семьи не могут или не умеют изменить ситуацию, создать для себя полноценное внесемейное общение и структуру контактов. Таким образом, появление в семье больного ребёнка нарушает психологический климат семьи, создавая дискомфорт и, в конце концов, само существование полной семьи становится проблематичным. Проблема психологического комфорта в семьях, воспитывающих детей-инвалидов, стоит очень остро и, к сожалению, она не единственная [1, 73 е.].

5. Проблема доступности объектов социальной инфраструктуры -связаны с региональными условиями, с наличием или отсутствием специализированных школ, реабилитационных центров, в местах проживания семей, имеющих ребёнка-инвалида. Поскольку в нашей стране специальные образовательные учреждения распределены крайне неравномерно, то дети-инвалиды часто вынуждены получать образование в специальных школах-интернатах. Закрытость данных учреждений не может не сказаться на развитии личности ребёнка и на его готовности к самостоятельной жизни.

6. Социально-культурные - проблема отношения в обществе к детям с инвалидностью и организация досуга таких детей. Нередко семья, воспитывающая ребёнка-инвалида, испытывает отрицательное отношение со стороны окружающих, особенно соседей, которых раздражают некомфортные условия существования рядом ребёнка-инвалида (нарушение спокойствия, тишины, особенно если ребёнок имеет задержку умственного развития или его поведение негативно влияет на окружающих детей).

Таким образом, семья с ребёнком-инвалидом - это семья с особым статусом, особенности и проблемы которой определяются не только личностными особенностями всех её членов и характером взаимоотношений между ними, но большей занятостью решением проблем ребёнка, закрытостью семьи для внешнего мира, дефицитом общения. Поэтому работа в этих семьях обязана быть сосредоточена на решение

повседневных семейных проблем, укрепление и развитие положительных семейных отношений, восстановление внутренних ресурсов, достижение положительных результатов в социально экономическом положении семьи и на реализацию социализирующего потенциала.

Использованные источники:

1. Болдина М.А. Проблемы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями // Гаудеамус. 2006. № 3. С. 71-76. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.elibrary.ru (Дата обращения 27.07.2020).

2. Ганеева Н.Н., Самигуллина Г.Ю. Роль семьи в воспитание детей инвалидов // Елабужский государственный педагогический университет. 2016. № 3. С. 40-41.

3. Матяш Н.В., Павлова Т.А. Психологические проблемы семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Вестник БГУ. 2015. № 2. С. 119-122. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://cyberleninka.ru (Дата обращения: 27.07.2020).

4. Чапаева Л.А. Социальное посредничество как технология социальной работы с семьями, воспитывающими детей-инвалидов // Вестник МГУ. 2012. № 1. С. 158-160. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://cyberleninka.ru (Дата обращения: 27.07.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.