УДК 159.99
Зюзя Н.В. студент 4 курса
Красноярский государственный медицинский университет имени
профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого МЗ РФ
Россия, г. Красноярск ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЕМЬИ, ИМЕЮЩЕЙ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Аннотация: В статье освещены психологические особенности семей, имеющих ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Также рассмотрены основные проблемы, с которыми сталкиваются семьи с детьми-инвалидами.
Ключевые слова: инвалид, ребенок с ОВЗ, психологическая помощь, психотравмирующая ситуация, стресс, толерантность.
Zyuzya N. V.
4th year student Krasnoyarsk State Medical University named after Prof. V.F. Voino-Yasenetsky
Russia, Krasnoyarsk
PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF A FAMILY WITH A CHILD WITH DISABILITIES
Abstract: The article highlights the psychological characteristics of families with children with disabilities. The main problems faced by families with children with disabilities are also considered.
Key words: disabled person, child with ovz, psychological help, psychotraumatic situation, stress, tolerance.
В современной России отношение к инвалидам меняется к лучшему. От больных детей стали реже отказываться, в крупных городах обеспечивается доступная среда, открываются коррекционно-развивающие учреждения. Тем не менее, необходимо отметить, что наше общество еще только в самом начале пути к истинной толерантности в отношении инвалидов и их родственников, а жизнь людей с ограниченными возможностями здоровья и их родных в России по-прежнему не назовешь благополучной.
В таких условиях неизмеримо возрастает роль семьи ребенка-инвалида, которая может и должна стать значимым фактором воспитания толерантного отношения общества и государства к детям с отклонениями в развитии.
По данным Всемирной организации здравоохранения в настоящее время в мире по различным причинам рождается большое количество детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), и количество их постоянно увеличивается. До сих пор нет однозначного ответа на вопрос, какие факторы являются ключевыми. Однако, одними из основных являются наследственные патологические состояния, тенденции ухудшения факторов окружающей среды, а также дорожно-транспортные происшествия,
природные катастрофы, военные конфликты, питание и злоупотребление наркотическими веществами [2].
По данным статистики на январь 2019 года в России зарегистрировано 671 000 детей-инвалидов. И эта цифра неуклонно растет (для сравнения - в 2015 году количество детей-инвалидов составляло 590 тысяч человек). А это только официальные данные, по мнению экспертов, реальные цифры гораздо выше [9].
В недалекие времена об этом не принято было говорить вслух и общество старалось не замечать их существования. Да и созданная система закрытых учреждений для детей с тяжелыми нарушениями, способствовали тому, что именно эти дети зачастую оказывались изолированными от общества, а их семьи оставались наедине со своей бедой.
В процессе ожидания каждая семья пытается представить себе будущее своего малыша. И в момент появления ребенка с нарушениями развития, умственной отсталостью, психическими расстройствами и другими заболеваниями, семья оказывается в ситуации тяжелого стресса. Молодые родители вынуждены сталкиваться с проблемами, к которым они оказались не готовы. Они остаются один на один со своими заботами. Можно ли вообще подготовиться к подобной ситуации? По мнению многих исследователей, процесс принятия ребенка с ОВЗ, проходит у большинства людей через одни и те же стадии, фазы. Длительность проживания этих стадий может занять от нескольких часов до нескольких лет [1].
Известно, что в семьях детей-инвалидов происходят различные изменения. В силу того, что стресс носит хронический характер, а также под влиянием постоянных, и различных по своей природе психотравмирующих воздействий у родителей происходят психологические изменения. В таких семьях сужается круг контактов, матери чаще всего оставляют работу; рождение ребенка-инвалида зачастую разрушает семью, отцы не выдерживают и уходят. А состояние стресса, в котором родители живут постоянно, может привести к различным психосоматическим заболеваниям
[5].
Очевидно, что инвалидность ребенка для его родителей является сильным психотравмирующим фактором. Родителям трудно осознать сложившуюся ситуацию и справиться с большим количеством обрушившейся на них новой информации. В результате нарушается способность семьи приспосабливаться к социальным условиям жизни. К этим проблемам добавляются медицинские, экономические и социально -психологические проблемы, которые приводят к ухудшению качества жизни семьи, возникновению семейных и личных проблем [3].
В такой ситуации помощь родственников, близких и друзей могла бы оказаться как нельзя кстати. Но, к сожалению, когда родственники и знакомые узнают о болезни ребенка, они тоже испытывают психологический стресс. Некоторые начинают избегать встреч, потому что боятся как собственных чувств и эмоции, так и чувств родителей данного ребенка. С
одной стороны, они не знают, что делать и боятся быть бестактными. С другой стороны, они предпочитают промолчать и не замечать сложившуюся ситуацию. И весь этот тяжкий груз ложится на родителей и, в первую очередь, на мать, нередко чувствующую себя виноватой за рождение такого ребенка. Появляется растерянность, неуверенность в будущем своего ребенка. Влияние все этих факторов вынуждает родителей отгораживаются от близких, друзей и знакомых, предпочитая переносить свое горе в одиночку [7].
Немалую помеху к толерантному отношению составляют и предрассудки, которые зачастую не просто устаревшие, а лживые. Как простые люди, так и специалисты, и пресса зачастую считают и описывают инвалидов и их семьи априори несчастными людьми, выказывая им в общении нарочитую жалость или просто пугаясь общения с ними. Неприятное впечатление производит и повышенное нездоровое внимание, когда на человека на инвалидной коляске или объясняющегося языком жестов неприкрыто таращат глаза.
Связанные с болезнью ребёнка стресс, тревога и чувство вины могут быть такими сильными, что родители чувствуют себя совершенно беспомощными. У них нет "волшебной палочки", чтобы вылечить ребенка, они могут винить себя за переданную ребёнку "плохую наследственность" или "недостаточно хороший уход" за ребёнком. Наконец, вина может ассоциироваться с недостатком финансовых возможностей для получения "лучшего в мире лечения и ухода". Наконец, многие семьи испытывают страх смерти ребёнка. В результате родители тяжелобольных детей нередко страдают от тревожно-фобических расстройств, навязчивостей, депрессивных состояний, нередко с идеями самообвинения [8].
Для родителей ребенка приспособление к его болезни может включать дополнительные обязанности по уходу за ним, а все это отнимает много времени, которое обычно тратилось родителями друг на друга, на других детей, на работу или же на отдых. Кому-то из родителей приходится уволиться с работы, и тогда другому нужно зарабатывать ещё сверхурочно для решения возникших финансовых проблем. Можно выделить несколько особенностей, которые присущи родителям детей с ОВЗ. Это высокий уровень тревожности, консервативность мышления, хрупкость
эмоциональных образований, социальная робость, подозрительность, явно заниженная самооценка. По своей инициативе родители редко вступают в контакт с незнакомыми людьми, настороженно относятся ко всем, кто пытается общаться с их детьми [6].
Боязнь отойти от ребенка базируется не только на его особенностях состояния и доверия опекуну. Со стороны общества такие семьи встречают странное, а порой неадекватное отношение: они не должны быть счастливым и радоваться жизни, если у тебя в семье такое несчастье — больной ребенок. Это крест родителя, подвиг, марафон длиною в жизнь, и надо каждый день бороться не на жизнь, а на смерть. Существует множество статей, описывающих «правила общения с родителями особых детей»: как их вдруг
не обидеть, как разговаривать с такими людьми? Можно ли шутить, спрашивать про здоровье, рассказывать про успехи своих здоровых детей? Такие правила — один из видов дискриминации. Несомненно, родителям детей с инвалидностью тяжело. Да, у всех есть свои «болевые» точки, возможны резкие реакции, лимиты в темах и повышенная чувствительность. Но ведь и у родителей здоровых детей может быть подобная реакция.
Положение семей, в которых воспитываются дети с отклонениями в развитии, усугубляется и тем, что своевременная поддержка и профессиональное содействие им задерживаются в связи с невысокой активностью государственных структур и полным отсутствием как концептуальных подходов к психологической помощи, так и практических разработок по данному вопросу. В связи с этим особую важность приобретает проблема разработки эффективных моделей психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии [4].
Задача и цель психолога - научить родителей принимать своего ребенка с тем небольшим запасом возможностей, который он имеет от природы, а также использовать этот ресурс максимально эффективно для жизни. Научить родителей не сравнивать своего ребенка с сидящим рядом одноклассником, а радоваться тем малым успехам, которые кажутся обычным людям незначительными и малозаметными, но являются грандиозными достижениями ребенка.
Отдельно хотелось бы напомнить о той помощи, которую общество может оказать таким семьям. Рано или поздно каждый сталкивается с этой проблемой - появление человека с ограниченными возможностями здоровья в своем окружении. Поэтому о том, как поступать в такой ситуации должен знать каждый. Правила просты - не надо ставить никого ниже себя, никого жалеть, поскольку весьма вероятно, что в жалости собеседник вовсе не нуждается. А нуждается в обыкновенном человеческом общении, со спокойным уважением, по принципу отношений равного с равным. И даже если собеседник кажется несчастным — весьма вероятно, что причина тому банальная тоска по обычному человеческому общению. Просто скажите себе, что человек и его болезнь — это не одно и то же. Болезнь — это чудовищная несправедливость, случившаяся с человеком, таким же, как все. Никогда не стоит забывать о том, что - не быть инвалидом это не привилегия, а дар, которого любой здоровый человек может в следующий момент лишиться.
Использованные источники:
1. Валитова, И.Е Психологическая помощь семье, имеющей ребенка с отклонениями в развитии/ Валитова И.Е. // Медико-психолого-социально-педагогическое сопровождение детей-инвалидов и их семей: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. В 2 томах. - Красноярск.: СибГТУ - 2010.- С. 31-35
2. Всемирный доклад об инвалидности. Всемирная организация здравоохранения.URL:https://www.who.int/disabilities/world_report/2011/ru/
3. Добряков, И.В. Психология семьи и больной ребенок: Учебное пособие:
Хрестоматия / И.В. Добряков, О.В. Защиринская . — СПб.: Речь, 2007. - 400 с.
4. Подоплелова, О.Н. Психологическая помощь родителям детей с тяжелыми психическими или органическими расстройствами/Подоплелова О.Н. // Аутизм и нарушения развития — 2008. - № 4. - С.60-63
5. Рыженко, И.В. Карданова, М.С. Особенности реагирования родителей на присутствие в семье ребенка-инвалида. Вероятностные пути психологической помощи/Рыженко И.В. Карданова М.С. // Мир психологии. - 2003. - №3. - С. 242-246
6. Сергиенко, А.И. Позитивная личностная трансформация и посттравматический рост у родителей детей с особенностями психофизического развития/ Сергиенко А.И. //Дефектология. - №1.- 2018.-С. 23-33
7. Ткачева, В.В. Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья: учебник для студ. учреждений высшего образования /под ред. В.В.Ткачевой. — М.: Издательский центр «Академия», 2014. — 272с
8. Стругова, В.Г. Колесникова, О.Б. Социально-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях реабилитационного центра/Стругова В.Г. Колесникова О.Б.// Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум» - 2017.- С.124-130
9. Федеральная служба Государственной статистики. - URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/ disabilities/#