Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЕМЬИ, ИМЕЮЩЕЙ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЕМЬИ, ИМЕЮЩЕЙ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
167
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВАЛИД / РЕБЕНОК С ОВЗ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / ПСИХОТРАВМИРУЮЩАЯ СИТУАЦИЯ / СТРЕСС / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / DISABLED PERSON / CHILD WITH OVZ / PSYCHOLOGICAL HELP / PSYCHOTRAUMATIC SITUATION / STRESS / TOLERANCE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Зюзя Н.В.

В статье освещены психологические особенности семей, имеющих ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Также рассмотрены основные проблемы, с которыми сталкиваются семьи с детьми-инвалидами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Зюзя Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF A FAMILY WITH A CHILD WITH DISABILITIES

The article highlights the psychological characteristics of families with children with disabilities. The main problems faced by families with children with disabilities are also considered.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЕМЬИ, ИМЕЮЩЕЙ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

УДК 159.99

Зюзя Н.В. студент 4 курса

Красноярский государственный медицинский университет имени

профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого МЗ РФ

Россия, г. Красноярск ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЕМЬИ, ИМЕЮЩЕЙ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация: В статье освещены психологические особенности семей, имеющих ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Также рассмотрены основные проблемы, с которыми сталкиваются семьи с детьми-инвалидами.

Ключевые слова: инвалид, ребенок с ОВЗ, психологическая помощь, психотравмирующая ситуация, стресс, толерантность.

Zyuzya N. V.

4th year student Krasnoyarsk State Medical University named after Prof. V.F. Voino-Yasenetsky

Russia, Krasnoyarsk

PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF A FAMILY WITH A CHILD WITH DISABILITIES

Abstract: The article highlights the psychological characteristics of families with children with disabilities. The main problems faced by families with children with disabilities are also considered.

Key words: disabled person, child with ovz, psychological help, psychotraumatic situation, stress, tolerance.

В современной России отношение к инвалидам меняется к лучшему. От больных детей стали реже отказываться, в крупных городах обеспечивается доступная среда, открываются коррекционно-развивающие учреждения. Тем не менее, необходимо отметить, что наше общество еще только в самом начале пути к истинной толерантности в отношении инвалидов и их родственников, а жизнь людей с ограниченными возможностями здоровья и их родных в России по-прежнему не назовешь благополучной.

В таких условиях неизмеримо возрастает роль семьи ребенка-инвалида, которая может и должна стать значимым фактором воспитания толерантного отношения общества и государства к детям с отклонениями в развитии.

По данным Всемирной организации здравоохранения в настоящее время в мире по различным причинам рождается большое количество детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), и количество их постоянно увеличивается. До сих пор нет однозначного ответа на вопрос, какие факторы являются ключевыми. Однако, одними из основных являются наследственные патологические состояния, тенденции ухудшения факторов окружающей среды, а также дорожно-транспортные происшествия,

природные катастрофы, военные конфликты, питание и злоупотребление наркотическими веществами [2].

По данным статистики на январь 2019 года в России зарегистрировано 671 000 детей-инвалидов. И эта цифра неуклонно растет (для сравнения - в 2015 году количество детей-инвалидов составляло 590 тысяч человек). А это только официальные данные, по мнению экспертов, реальные цифры гораздо выше [9].

В недалекие времена об этом не принято было говорить вслух и общество старалось не замечать их существования. Да и созданная система закрытых учреждений для детей с тяжелыми нарушениями, способствовали тому, что именно эти дети зачастую оказывались изолированными от общества, а их семьи оставались наедине со своей бедой.

В процессе ожидания каждая семья пытается представить себе будущее своего малыша. И в момент появления ребенка с нарушениями развития, умственной отсталостью, психическими расстройствами и другими заболеваниями, семья оказывается в ситуации тяжелого стресса. Молодые родители вынуждены сталкиваться с проблемами, к которым они оказались не готовы. Они остаются один на один со своими заботами. Можно ли вообще подготовиться к подобной ситуации? По мнению многих исследователей, процесс принятия ребенка с ОВЗ, проходит у большинства людей через одни и те же стадии, фазы. Длительность проживания этих стадий может занять от нескольких часов до нескольких лет [1].

Известно, что в семьях детей-инвалидов происходят различные изменения. В силу того, что стресс носит хронический характер, а также под влиянием постоянных, и различных по своей природе психотравмирующих воздействий у родителей происходят психологические изменения. В таких семьях сужается круг контактов, матери чаще всего оставляют работу; рождение ребенка-инвалида зачастую разрушает семью, отцы не выдерживают и уходят. А состояние стресса, в котором родители живут постоянно, может привести к различным психосоматическим заболеваниям

[5].

Очевидно, что инвалидность ребенка для его родителей является сильным психотравмирующим фактором. Родителям трудно осознать сложившуюся ситуацию и справиться с большим количеством обрушившейся на них новой информации. В результате нарушается способность семьи приспосабливаться к социальным условиям жизни. К этим проблемам добавляются медицинские, экономические и социально -психологические проблемы, которые приводят к ухудшению качества жизни семьи, возникновению семейных и личных проблем [3].

В такой ситуации помощь родственников, близких и друзей могла бы оказаться как нельзя кстати. Но, к сожалению, когда родственники и знакомые узнают о болезни ребенка, они тоже испытывают психологический стресс. Некоторые начинают избегать встреч, потому что боятся как собственных чувств и эмоции, так и чувств родителей данного ребенка. С

одной стороны, они не знают, что делать и боятся быть бестактными. С другой стороны, они предпочитают промолчать и не замечать сложившуюся ситуацию. И весь этот тяжкий груз ложится на родителей и, в первую очередь, на мать, нередко чувствующую себя виноватой за рождение такого ребенка. Появляется растерянность, неуверенность в будущем своего ребенка. Влияние все этих факторов вынуждает родителей отгораживаются от близких, друзей и знакомых, предпочитая переносить свое горе в одиночку [7].

Немалую помеху к толерантному отношению составляют и предрассудки, которые зачастую не просто устаревшие, а лживые. Как простые люди, так и специалисты, и пресса зачастую считают и описывают инвалидов и их семьи априори несчастными людьми, выказывая им в общении нарочитую жалость или просто пугаясь общения с ними. Неприятное впечатление производит и повышенное нездоровое внимание, когда на человека на инвалидной коляске или объясняющегося языком жестов неприкрыто таращат глаза.

Связанные с болезнью ребёнка стресс, тревога и чувство вины могут быть такими сильными, что родители чувствуют себя совершенно беспомощными. У них нет "волшебной палочки", чтобы вылечить ребенка, они могут винить себя за переданную ребёнку "плохую наследственность" или "недостаточно хороший уход" за ребёнком. Наконец, вина может ассоциироваться с недостатком финансовых возможностей для получения "лучшего в мире лечения и ухода". Наконец, многие семьи испытывают страх смерти ребёнка. В результате родители тяжелобольных детей нередко страдают от тревожно-фобических расстройств, навязчивостей, депрессивных состояний, нередко с идеями самообвинения [8].

Для родителей ребенка приспособление к его болезни может включать дополнительные обязанности по уходу за ним, а все это отнимает много времени, которое обычно тратилось родителями друг на друга, на других детей, на работу или же на отдых. Кому-то из родителей приходится уволиться с работы, и тогда другому нужно зарабатывать ещё сверхурочно для решения возникших финансовых проблем. Можно выделить несколько особенностей, которые присущи родителям детей с ОВЗ. Это высокий уровень тревожности, консервативность мышления, хрупкость

эмоциональных образований, социальная робость, подозрительность, явно заниженная самооценка. По своей инициативе родители редко вступают в контакт с незнакомыми людьми, настороженно относятся ко всем, кто пытается общаться с их детьми [6].

Боязнь отойти от ребенка базируется не только на его особенностях состояния и доверия опекуну. Со стороны общества такие семьи встречают странное, а порой неадекватное отношение: они не должны быть счастливым и радоваться жизни, если у тебя в семье такое несчастье — больной ребенок. Это крест родителя, подвиг, марафон длиною в жизнь, и надо каждый день бороться не на жизнь, а на смерть. Существует множество статей, описывающих «правила общения с родителями особых детей»: как их вдруг

не обидеть, как разговаривать с такими людьми? Можно ли шутить, спрашивать про здоровье, рассказывать про успехи своих здоровых детей? Такие правила — один из видов дискриминации. Несомненно, родителям детей с инвалидностью тяжело. Да, у всех есть свои «болевые» точки, возможны резкие реакции, лимиты в темах и повышенная чувствительность. Но ведь и у родителей здоровых детей может быть подобная реакция.

Положение семей, в которых воспитываются дети с отклонениями в развитии, усугубляется и тем, что своевременная поддержка и профессиональное содействие им задерживаются в связи с невысокой активностью государственных структур и полным отсутствием как концептуальных подходов к психологической помощи, так и практических разработок по данному вопросу. В связи с этим особую важность приобретает проблема разработки эффективных моделей психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии [4].

Задача и цель психолога - научить родителей принимать своего ребенка с тем небольшим запасом возможностей, который он имеет от природы, а также использовать этот ресурс максимально эффективно для жизни. Научить родителей не сравнивать своего ребенка с сидящим рядом одноклассником, а радоваться тем малым успехам, которые кажутся обычным людям незначительными и малозаметными, но являются грандиозными достижениями ребенка.

Отдельно хотелось бы напомнить о той помощи, которую общество может оказать таким семьям. Рано или поздно каждый сталкивается с этой проблемой - появление человека с ограниченными возможностями здоровья в своем окружении. Поэтому о том, как поступать в такой ситуации должен знать каждый. Правила просты - не надо ставить никого ниже себя, никого жалеть, поскольку весьма вероятно, что в жалости собеседник вовсе не нуждается. А нуждается в обыкновенном человеческом общении, со спокойным уважением, по принципу отношений равного с равным. И даже если собеседник кажется несчастным — весьма вероятно, что причина тому банальная тоска по обычному человеческому общению. Просто скажите себе, что человек и его болезнь — это не одно и то же. Болезнь — это чудовищная несправедливость, случившаяся с человеком, таким же, как все. Никогда не стоит забывать о том, что - не быть инвалидом это не привилегия, а дар, которого любой здоровый человек может в следующий момент лишиться.

Использованные источники:

1. Валитова, И.Е Психологическая помощь семье, имеющей ребенка с отклонениями в развитии/ Валитова И.Е. // Медико-психолого-социально-педагогическое сопровождение детей-инвалидов и их семей: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. В 2 томах. - Красноярск.: СибГТУ - 2010.- С. 31-35

2. Всемирный доклад об инвалидности. Всемирная организация здравоохранения.URL:https://www.who.int/disabilities/world_report/2011/ru/

3. Добряков, И.В. Психология семьи и больной ребенок: Учебное пособие:

Хрестоматия / И.В. Добряков, О.В. Защиринская . — СПб.: Речь, 2007. - 400 с.

4. Подоплелова, О.Н. Психологическая помощь родителям детей с тяжелыми психическими или органическими расстройствами/Подоплелова О.Н. // Аутизм и нарушения развития — 2008. - № 4. - С.60-63

5. Рыженко, И.В. Карданова, М.С. Особенности реагирования родителей на присутствие в семье ребенка-инвалида. Вероятностные пути психологической помощи/Рыженко И.В. Карданова М.С. // Мир психологии. - 2003. - №3. - С. 242-246

6. Сергиенко, А.И. Позитивная личностная трансформация и посттравматический рост у родителей детей с особенностями психофизического развития/ Сергиенко А.И. //Дефектология. - №1.- 2018.-С. 23-33

7. Ткачева, В.В. Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья: учебник для студ. учреждений высшего образования /под ред. В.В.Ткачевой. — М.: Издательский центр «Академия», 2014. — 272с

8. Стругова, В.Г. Колесникова, О.Б. Социально-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях реабилитационного центра/Стругова В.Г. Колесникова О.Б.// Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум» - 2017.- С.124-130

9. Федеральная служба Государственной статистики. - URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/ disabilities/#

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.