УДК 338.2:004.9
Гукасова Н.Р.1 Лесков С.Ю.2
РАЗВИТИЕ СИСТЕМы ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОля В СФЕРЕ ЖИлИЩНО-КОММУНАльНОГО хозяйства В РОССИИ
Аннотация. В статье рассматривается система общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ).
Главной задачей общественного контроля в ЖКХ авторы выделяют оказание конкретной помощи людям в решении проблем, связанных с некачественными жилищно-коммунальными услугами и недобросовестной работой управляющих компаний.
Авторами статьи сделан акцент на активной работе Минстроя РФ, выступающего с различными модернизационными инициативами по привлечению сообщества к решению текущих проблем ЖКХ, а также выстраиванию эффективной схемы взаимодействия для полноценного развития хозяйства на местах.
Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, общественный контроль, национальный центр, потребители услуг, региональный центр.
Gukasova N.
Leskov S.
DEVELOPMENT OF A PUBLIC CONTROL SYSTEM IN THE FIELD OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES IN RUSSIA
Abstract. The article considers the system of public control in the field of housing and communal services (hereinafter - housing and communal services). The author emphasizes the main task of public control in the housing and public utilities sector as providing concrete assistance to people in solving problems associated with poor-quality housing and communal services and unscrupulous work of management companies.
The authors of the article emphasized the active work of the Ministry of Construction of the Russian Federation, speaking with various modernization initiatives to attract the community to solve current problems of housing and communal services, as well as to build an effective interaction scheme for the full development of the economy on the ground.
Keywords: housing and communal services, public control, national center, consumers of services, regional center.
С 2015 года Минстрой России поддерживает работу и развитие сети общественного контроля в сфере ЖКХ, созданной на основа-
нии п.2, пп.6 Указа Президента РФ «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и по-
1 Гукасова Нина Рафаэловна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики и финансового права, Северо-Кавказский институт-филиал РАНХиГС, г. Пятигорск, e-mail: [email protected] , т. +7(8793)33-26-29
Nina Gukasova, Ph.D. in Economics, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Economics and Financial Law, North-Caucasian Institute, Branch of RANEPA, Pyatigorsk, e-mail: [email protected], tel.+7(8793)33-26-29
2 Лесков Сергей Юрьевич, военнослужащий, военная часть 2454, e-mail: [email protected], т. +7(928)507-31-41 Sergey Leskov, military serviceman, military unit 2454, e-mail: [email protected], tel. +7(928)507-31-41
вышению качества жилищно-коммунальных услуг».
Сегодня во всех субъектах РФ, за исключением города Севастополя, созданы региональные центры общественного контроля в сфере ЖКХ, объединяющие в своем составе некоммерческие и профессиональные организации, осуществляющие защиту прав потребителей жилищно-коммунальных услуг, осуществляющие работу по жилищному просвещению [1].
Проблемы предоставления качественных жилищно-коммунальных услуг вызывают серьезное беспокойство граждан, а ситуация в сфере ЖКХ является постоянным источником социального напряжения.
Центры на постоянной основе осуществляют мониторинг региональных программ переселения из аварийного жилья, региональных программ капитального ремонта, динамики повышения коммунальных платежей граждан после очередного повышения коммунальных тарифов, подготовки и прохождения осенне-зимнего отопительного периода. Кроме того, силами региональных центров проводятся мероприятия по обсуждению проектов федеральных и региональных нормативных правовых актов в сфере ЖКХ, обучающие мероприятия для потребителей жилищно-коммунальных услуг [2].
Региональные центры общественного контроля расширяют сеть, формируя команду муниципальных представителей.
В 2017 году создан информационно-аналитический портал «ЖКХ Контроль» - отраслевое медиа нового типа и фактически единственный в российском сегменте Интернета ресурс, обозревающий проблемы ЖКХ глазами всех участников рынка.
Ядром портала «ЖКХ Контроль» является экспертная площадка, которая позволяет аккумулировать мнения представителей власти, руководителей жилищных, коммунальных и энергетических предприятий, а также общественных деятелей по самым актуальным вопросам.
Консолидация лояльного экспертного сообщества вокруг проектов портала «ЖКХ
Контроль» и совместный поиск наиболее эффективных путей реформирования отрасли -ключевые задачи, которые ставит перед собой команда проекта.
В 2020 году Минстрой России планирует активное использование сети общественного контроля в сфере ЖКХ для достижения более высоких показателей открытости Министерства через осуществление следующих мероприятий:
1. Постоянная рассылка участникам сети информации о деятельности Минстроя России;
2. Постоянная рассылка участникам сети разъяснений, касающихся путей решения наиболее массовых, системных или сложных проблем, выявленных на основании анализа обращений, поступающих в Минстрой России.
3. Вовлечение жилищных активистов-участников сети в обсуждение планов и итогов деятельности Министерства, проектов нормативных правовых актов;
4. Проведение совместно с региональными центрами общественного контроля в субъектах РФ обучающих мероприятий, семинаров и круглых столов для разъяснения планов, решений, государственных программам, политики и нормативных правовых актов, разрабатываемых (реализуемых) Минстроем России.
5. Проведение совместно с региональными центрами общественного контроля информационной кампании в региональных СМИ, направленной на разъяснения планов, решений, государственных программам, политики и нормативных правовых актов, разрабатываемых (реализуемых) Минстроем России, поиск путей решения типичных проблем, выявляемых на основе анализа обращений граждан.
На заседаниях в первую очередь необходимо обсуждать и разрешать проблемы взаимоотношений между собственниками помещений, управляющими и ресурсоснабжающими организациями, вопросы капитального ремонта лифтового хозяйства, проблемы обеспечения безопасных условий проживания граждан, проблемы электроснабжения, водоснабжения и водоотведения в МО регионов.
Рисунок 1 — Схема проведения и реализации результатов общественного контроля за оказанием жилищно-коммунальных услуг организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами
Примечание. Составлена объединением потребителей России. Официальный сайт: http://www.potrebitel-russia.ru/
Целью развития системы общественного контроля в сфере ЖКХ является формирование благоприятной, неконфликтной среды для коммуникации всех участников рынка ЖКХ и выработка взаимоприемлемых решений имеющихся проблем.
В соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» создание и развитие сети общественного контроля в сфере ЖКХ осуществляется при поддержке Правительства РФ, органов власти субъектов РФ.
Направления деятельности РЦОК в сфере ЖКХ:
1. Организация мониторинга качества пре-
доставляемых потребителям жилищно-коммунальных услуг и соблюдение требований законодательства в жилищно-коммунальной сфере. Организация фотомониторинга объектов строительства домов с целью размещения их на сайте Фонда содействия реформированию ЖКХ www.fondgkh.ru в новом интерактивном разделе «Прожектор общественности», в котором размещается информация о ходе реализации региональных адресных программ переселения граждан из аварийного жилья. Организация проведения Потребительского рейтинга управляющих организаций по методике, разработанной Фондом «Институт экономики города». Методическая и организационная помощи активистам в проведении мониторинга качества жилищно-коммунальных услуг.
2. Участие в разработке и содействие в реализации программ по жилищному просвещению в регионе. Оказание поддержки деятельности образовательных центров по обучению граждан в области ЖКХ. Поддержка образовательных и просветительских проектов общественных организаций. Участие в организации конкурсов проектов по жилищному просвещению в сфере ЖКХ.
3. Организация работы Общественного совета НКО (некоммерческих организаций) в сфере ЖКХ, а также участие в работе, сотрудничество и взаимодействие с общественными советами при профильных департаментах региона, областной думы и органов местного самоуправления территории.
4. Создание сети муниципальных центров общественного контроля в сфере ЖКХ на территории региона.
5. Консультирование потребителей услуг ЖКХ и предоставление адресной правовой поддержки. Правовое консультирование граждан осуществляется через приемную Центра общественного контроля. Консультирование осуществляется на основании личных или письменных обращений граждан в Общественную приемную, на основании телефонных звонков, а также через обращения на сайте НП «ЖКХ Контроль» http ://gkhkontrol. ru/contacts.
6. Содействие привлечению внимания мо-
лодежи к отрасли ЖКХ как перспективной сфере приложения своих навыков и способностей.
7. Содействие в развитии сети территориального общественного самоуправления, создание территориальных площадок для советов домов, ТСЖ и ЖСК, иных форм объединения жителей.
8. Взаимодействие с Общественной палатой Российской Федерации и с Общественной палатой региона и Общественными палатами муниципальных образований по вопросам ЖКХ.
Реализация инициативы позволит расширить перечень и состав референтных групп за счет вовлечения в постоянное взаимодействие с Минстроем России жилищных активистов (советы многоквартирных домов, члены ТСЖ) и некоммерческих организаций, работающих в регионах.
Инициатива позволит организовать новые каналы донесения информации до основных аудиторий Министерства (потребители жилищно-коммунальных услуг, представители бизнеса, работающего в сфере ЖКХ).
Инициатива даст возможность повысить качество работы Минстроя России, в том числе - повысить открытость Министерства за счет получения «обратной связи» - независимых докладов, подготовленных на основании мониторинга правоприменительной практики.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Приказ Минстроя России от 10 февраля 2017 г. № 85/пр «Об утверждении Плана Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по реализации Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти» // [Электронный ресурс]. URL: https://www.minstroyrf.ru/opendata/plans-and-reports/
2. Приказ Минстроя России от 19 июня 2018 г. № 357/пр «Об утверждении Плана Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по реализации Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти на 2018 год» // [Электронный ресурс]. URL: https://www.minstroyrf.ru/opendata/plans-and-reports/