Научная статья на тему 'Модель повышения эффективности реализации региональной политики в сфере ЖКХ посредством развития института общественного контроля'

Модель повышения эффективности реализации региональной политики в сфере ЖКХ посредством развития института общественного контроля Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
559
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖКХ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / РЕГИОНЫ / HOUSING AND UTILITIES INFRASTRUCTURE / REGIONAL POLICY / REGIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дронов Сергей Евгеньевич, Астахов Константин Вадимович

Необходимость в системности реализации региональной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, как в научном, так и в практико-ориентированных сообществах не вызывает сомнений. Однако на сегодняшний день, особенно учитывая всю напряженность социально-экономических отношений в ЖКХ, возникает целесообразность в пересмотре механизмов взаимодействия хозяйствующих субъектов в данной сфере региональной экономики, одним из которых вполне может и должен выступать институт общественного контроля, который будет являться неким мерилом эффективности осуществления региональной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства региона. В связи с этим в исследовании предложена модель повышения эффективности реализации региональной политики посредством развития института общественного контроля сферы ЖКХ. Представленная модель подразумевает наличие действующих общественных объединений, координационных советов при высших должностных лицах муниципалитета и региона. Безусловно, СМИ играют важную роль с точки зрения освящения данной проблематики. Основной задачей развития института общественного контроля является формирование информационного поля, что будет являться средством для оперативного осведомления реальной ситуации в данной сфере региона. Это позволит органам власти эффективно вносить необходимые поправки и оперативно решать деструктивные ситуации в сфере ЖКХ региона. Для потребителей и хозяйствующих субъектов это, прежде всего, нивелирование информационного вакуума о планах развития, перспективах рынка ЖКУ, рост правовой грамотности и т. д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Дронов Сергей Евгеньевич, Астахов Константин Вадимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Need for systemacity of realization of regional policy for the sphere of housing and utilities infrastructure, both in scientific, and in the practice-focused communities doesn't raise doubts. However today, especially considering all intensity of the social and economic relations in housing and utilities infrastructure, there is an expediency in revision of mechanisms of interaction of economic entities in this sphere of regional economy as one of which, the institute of public control which will be a certain criterion of efficiency of implementation of regional policy in the sphere of housing and utilities infrastructure of the region quite can and has to act. In this regard in research authors offered the model of increase of efficiency of realization of regional policy by means of development of institute of public control of housing and utilities infrastructure. The presented model means existence of the operating public associations, coordination councils at the highest officials of municipality and the region. Certainly, mass media play an important role from the point of view of consecration of this perspective. The main objective of development of institute of public control is formation of an information field that will be means for expeditious notification of a real situation in this sphere of the region. It will allow authorities to make effectively necessary amendments and quickly to solve destructive situations in region housing and utilities infrastructure. For consumers and economic entities this is, first of all, leveling of information vacuum about development plans, prospects of the housing and utilities infrastructure market, growth of legal literacy, etc.

Текст научной работы на тему «Модель повышения эффективности реализации региональной политики в сфере ЖКХ посредством развития института общественного контроля»

МОДЕЛЬ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ЖКХ ПОСРЕДСТВОМ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ

ДРОНОВ СЕРГЕЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ ФГБОУ ВПО Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: mornedsm@gmail.com

АСТАХОВ КОНСТАНТИН ВАДИМОВИЧ ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: kostavad@mail.ru

Необходимость в системности реализации региональной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, как в научном, так и в практико-ориентированных сообществах не вызывает сомнений. Однако на сегодняшний день, особенно учитывая всю напряженность социально-экономических отношений в ЖКХ, возникает целесообразность в пересмотре механизмов взаимодействия хозяйствующих субъектов в данной сфере региональной экономики, одним из которых вполне может и должен выступать институт общественного контроля, который будет являться неким мерилом эффективности осуществления региональной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства региона. В связи с этим в исследовании предложена модель повышения эффективности реализации региональной политики посредством развития института общественного контроля сферы ЖКХ.

Представленная модель подразумевает наличие действующих общественных объединений, координационных советов при высших должностных лицах муниципалитета и региона. Безусловно, СМИ играют важную роль с точки зрения освящения данной проблематики. Основной задачей развития института общественного контроля является формирование информационного поля, что будет являться средством для оперативного осведомления реальной ситуации в данной сфере региона. Это позволит органам власти эффективно вносить необходимые поправки и оперативно решать деструктивные ситуации в сфере ЖКХ региона. Для потребителей и хозяйствующих субъектов - это, прежде всего, нивелирование информационного вакуума о планах развития, перспективах рынка ЖКУ, рост правовой грамотности и т. д.

Ключевые слова: ЖКХ, региональная политика, регионы.

Социологические исследования последних лет свидетельствуют о наличие постоянного приоритета проблем в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Однако, увеличение процента жителей, ставивших проблематику сферы ЖКХ на первое место, вызывает опасения в отношении роста социальной напряженности. Следовательно, у органов власти формируется вектор внимания в отношении решения вышеописанных проблем. Подчеркнем, что вектором пристального внимания у органов власти в сфере ЖКХ, как правило, является контроль за увеличением тарифов на ЖКУ (отопление, горячее и холодное водоподве-дение и водоотведение). При этом основными поднадзорными органами выступают управляющие и ресурсоснабжающиее организации.

Отметим что основным органом, диктующим «моду» в сфере ЖКХ на сегодняшний день, является Минстрой. Минстроем реализуется поддержка и контроль деятельности сети центров регионального характера в сфере общественного контроля жилищно-коммунального хозяйства. Так, например, обхват общественных центров в стране равен 71 субъекту страны.

Сегодня механизм общественного контроля в сфере ЖКХ реализуется в следующих видах [1]:

мониторинг правоприменительной практики в сфере ЖКХ;

оказание помощи гражданам в защите их интересов в суде;

осуществление мониторинга реализации региональных программ по переселению из ава-

рийного жилья и реализации региональных программ капитального ремонта в многоквартирных домах;

- осуществление проверок, в том числе выездных, по рассмотрению обращений граждан;

- проведение акций по анализу отдельных проблем в сфере ЖКХ, как в Российской Федерации в целом, так и в рамках конкретного региона;

- проведение общественной экспертизы нормативных правовых актов федерального и регионального уровней;

формирование общественных рейтингов управляющих организаций.

Организации некоммерческой формы, осуществляющие свою деятельность в сфере защиты прав потребителей ЖКУ и в сфере жилищного просвещения, на сегодняшний день представлены во всех субъектах страны. Например, в национальном центре общественного контроля в сфере ЖКХ имеется реестр некоммерческих организаций, функционирующих в сфере ЖКХ [2]. Отметим, что в данный реестр вошли 323 профильные некоммерческие организации. Так, например, на конец 2014 г. в общественной приемной НП «ЖКХ контроль» поступило более 2 500 обращений, более 400 образовательно-просветительских мероприятий было проведено, в том числе по вопросам капитального ремонта многоквартирных домов.

Однако только описать работу общественной приемной мало, ведь ее появлению предшествовала значительная организационная и правовая работа. Так, например, Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг», Правительству РФ совместно с органами местного самоуправления необходимо обеспечить формирование сети общественных организаций. Цель - формирование содействия органам власти в реализации контроля за обязательствами компаний, участвующих в системе коммунального хозяйства.

Согласно целям об оказании содействия органам исполнительной власти в осуществлении контроля за выполнением организациями коммунального комплекса своих обязательств, в соответствии плану мероприятий по устранению условий, способствующих совершению правонарушений и преступлений в сфере ЖКХ от 29.02.2012 № 868п-П9 необходимо реализовать следующее:

сформировать сеть общественных организаций, включающих объединения по защите прав потребителей и некоммерческих организаций, с

целью систематизации работы с обращениями по возникающим проблемам в сфере жилищно-коммунального хозяйства;

- организовать работу в сфере информационного разъяснения вопросов прав и обязанностей потребителей ЖКУ.

Сегодня, для качественного общественного контроля в различных субъектах страны, а точнее в органах исполнительной власти округа, при главах муниципалитетов, с целью оперативности выявления и решения проблем в сфере ЖКХ, формируются советы общественного характера. Например, в большинстве случаев, в субъектах страны структура общественного контроля имеет следующий вид (рис.1).

Исходя из представленного рисунка, можно сделать вывод, что основными задачами общественных советов муниципальных образований является [3]:

- сбор, выявление, обработка, систематизация проблем, формирующихся в структуре ЖКХ муниципального образования с помощью интерактивного ресурса мониторинга ЖКХ, содействие помощи органам, наделенных компетенцией в области муниципального жилищного контроля;

мониторинг раскрытия информации управляющими организациями о своей деятельности, в соответствии с законодательством РФ;

мониторинг качества предоставления

ЖКУ;

- принятие участия в оценке деятельности

УК;

формирование направлений решения сформированных и возникающих проблем;

вынесение проблем, решение которых возможно только при вмешательстве руководства региона (региональный общественный совет);

формирование механизма сопоставления деятельности органов власти и общественных советов, нацеленного на увеличение реакции в решении проблем ЖКХ.

Практика организации общественных советов свидетельствует о том, что основными целями и задачами является непосредственное взаимодействие с органами муниципального образования по вопросам муниципального жилищного контроля, совместно с советами многоквартирных домов, товариществами собственников жилья, собственниками жилых помещений. Также как задачу можно выделить:

- сбор, обработку и систематизацию проблем в сфере ЖКХ муниципального образования;

содействие в помощи органам, реализующим надзор в жилищной сфере;

- контроль размещения управляющих орга- - контроль качеством предоставления комму-

низаций информации о своей деятельности; нальных услуг, участие в оценке деятельности УК.

Рис. 1. Структура общественного контроля

В отдельности рассмотрим задачи в отношении советов МКД, в число которых входит:

- обеспечение реализации решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном жилом фонде;

- представление собственникам МКД информации об управлении домом, а также информации по вопросу такого управления. Отдельно можно выделить вопросы, содержания и ремонта общего имущества;

- представление собственникам помещений в МКД условий договора до рассмотрения его на общем собрании;

реализация контроля в оказании услуг по выполнению работ управления, содержанию и ремонту общего имущества в МКД и за качеством предоставляемых коммунальных услуг собственникам жилых и нежилых помещений в МКД и пользователям таких помещений.

Как правило, общерегиональная система общественного совета реализуется посредством выбора представителей из числа муниципальном образования, что логично. Считаем, что данная форма регионального совета является эффективной формой учета проблем и интересов жителей в сфере ЖКХ.

Также следует обратить внимание на принцип работы консультационно-правовых центров (далее КПЦ). Суть деятельности данной организации состоит в бесплатном оказании услуг общественности в сфере ЖКХ. Как правило, данные общественные объединения формируют собственные интернет-порталы, которые предназначены для предоставления гражданам максимально полной и открытой информации о жилищно-коммунальном комплексе региона, округа [4].

РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ЖКХ

Цель - эффективное функционирование и равноправный доступ субъектов хозяйствования к сфере ЖКХ региона

I

£

ЦЕЛЕВЫЕ ЗАДАЧИ

Достижение показателей доступности услуг в сфере

Ресурсосбережение

1

Энергоэффективность

Иные задачи в ходящие в структуры региональной политики

V_У

ИНСТИТУТ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ

ФУНКЦИЯ 1

ЭКСПЕРТНО-КОНСУЛЬТАЦИОННАЯ

ФУНКЦИЯ2

АКТИВНАЯ ПОМОЩЬ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ СРЕДЫ ОРГАНАМ ВЛАСТИ И НАСЕЛЕНИЮ

Общественные объединения

СУБЪЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ

Координационные советы при высших должностных лицах муниципалитета и профильных органов региональной власти

Средства массовой информации

МОНИТОРИНГ СФЕРЫ ЖКХ

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ

Информация своевременного характера для органов местного самоуправления и органов региональной власти

Рис. 2. Модель совершенствования региональной политики в сфере ЖКХ с учетом развития института общественного контроля

Подчеркнем, что практика формирования и функционирования КПЦ является формой общественного контроля, уникальность которого обусловлена в силу:

- освобождения конечных потребителей от бумажной волокиты;

- контроля хода исполнения решения вопроса на всех этапах, что не позволяет жалобам «теряться на пути»;

- оказание содействия в информировании органов исполнительной власти региона о недобросовестных поставщиках коммунальных ресурсов и УК;

- осуществления фиксирования и направления жалобы на проблемы ЖКХ в уполномоченные органы, которые несут ответственность за их ликвидацию;

помогает находить острые и часто встречающиеся проблемы, правонарушения в муниципальных образованиях;

функционирования в режиме горячей линии, on-line передача информации о проблемах и нарушениях, возникающих в сфере ЖКХ.

Необходимость системности в реализации региональной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, как в научном, так и в практико-ориентированных сообществах не вызывает сомнений. Однако на сегодняшний день, особенно учитывая всю напряженность данной сферы, возникает целесообразность в пересмотре механизмов взаимодействия хозяйствующих субъектов в сфере жилищно-коммунального хозяйства региона, одним из которых вполне может и должен выступать институт общественного контроля, который будет являться неким мерилом эффективности осуществления региональной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства региона.

Представленная модель подразумевает наличие действующих общественных объединений, координационных советов при высших должностных лицах муниципалитета и региона. Основной задачей развития института общественного контроля является формирование информационного поля, что будет является средством для оперативного осведомления реальной ситуации в данной сфере региона. Это позволит органам власти эффективно вносить необходимые поправки и оперативно решать деструктивные ситуации в сфере ЖКХ региона.

Представленная модель раскрывает механизм взаимодействия власти, населения и представителей бизнес-структур. Не секрет, что в основе любой региональной политики лежит комплекс

взаимосвязанных целей и задач. Анализ региональных политик в сфере ЖКХ позволяет выделить основные из них. Это, во-первых, достижение показателей доступности услуг, во-вторых, ресурсосбережение, в-третьих, энергоэффективность, в-четвертых, иные задачи, входящие в структуры региональной политики, как правило, отражающие общее развитие инфраструктуры ЖКХ региона (рис. 2).

В исследовании предполагается, что необходимым условием эффективности реализации общественного контроля является его институцио-нализация, то есть восприятие обществом данного явления как должного и неотвратимого механизма в системе общественных отношений и механизма общественного контракта между властью, бизнесом и обществом. Следовательно при инжиниринге институциональной основы общественного контроля сферы ЖКХ необходимо общественным организациям делегировать: функцию экспертной консультации и функцию активной помощи по формированию просветительской среды органам власти и населению [5]. Далее нами рассматривается цепочка взаимоотношения и це-леполаганий в отношении субъекта реализации и механизма проведения мониторинга. В дальнейшем, как результат актуализации института общественного контроля, должно быть сформировано информационное поле, обеспечивающее:

информацию своевременного характера для органов местного самоуправления и органов региональной власти;

- общедоступность информации (просветительство, правовой ликбез).

При этом в первом случае информация направляется органам власти для принятия оперативных решений и для корректировки региональной политики. Во втором случае информация направлена на бизнес-структуры и конечных потребителей.

Литература

1. URL: http://www.minstroyrf.ru/trades/zhilishno-kommunalnoe-hozyaj stvo/23/

2. URL: http://gkhkontrol.ru/2014/01/14285

3. URL: http://www.minstroyrf.ru/trades/zhilishno-kommunalnoe-hozyaj stvo/23/

4. Минулин К. Р. Общественный контроль в сфере ЖКХ. URL: http://www.institut1.ru/index.php/ eksperty-o-samoregulirovanii/1838-obshchestvennyj-kontrol-v-sfere-zhkkh

5. Глазырин М. А., Астахов К. В. Механизм нивелирования угроз экономической безопасности региона, возникающих в сфере ЖКХ // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2013. № 3.

References

1. URL: http://www.minstroyrf.ru/trades/zhilishno-kommunalnoe-hozyajstvo/23/

2. URL: http://gkhkontrol.ru/2014/01/14285

3. URL: http://www.minstroyrf.ru/trades/zhilishno-kommunalnoe-hozyajstvo/23/

4. Minulin K. R. Obshchestvenny kontrol' v sfere ZhKKh. URL: http://www.institut1.ru/index.php/ eksperty-o-samoregulirovanii/1838-obshchestvennyj-kontrol-v-sfere-zhkkh

5. Glazyrin M. A., Astakhov K. V. Mekhanizm nivelirovaniya ugroz ekonomicheskoy bezopasnosti regiona, voznikayushchikh v sfere ZhKKh // Sotsal'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. Tambov, 2013. № 3.

* * *

INCREASE MODEL OF EFFICIENCY OF REALIZATION OF REGIONAL POLICY IN HOUSING AND UTILITIES INFRASTRUCTURE BY MEANS OF DEVELOPMENT OF PUBLIC CONTROL INSTITUTE

DRONOV SERGEY EVGENYEVICH Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: mornedsm@gmail.com

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ASTAKHOV KONSTANTIN VADIMOVICH Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: kostavad@mail.ru

Need for systemacity of realization of regional policy for the sphere of housing and utilities infrastructure, both in scientific, and in the practice-focused communities doesn't raise doubts. However today, especially considering all intensity of the social and economic relations in housing and utilities infrastructure, there is an expediency in revision of mechanisms of interaction of economic entities in this sphere of regional economy as one of which, the institute of public control which will be a certain criterion of efficiency of implementation of regional policy in the sphere of housing and utilities infrastructure of the region quite can and has to act. In this regard in research authors offered the model of increase of efficiency of realization of regional policy by means of development of institute of public control of housing and utilities infrastructure.

The presented model means existence of the operating public associations, coordination councils at the highest officials of municipality and the region. Certainly, mass media play an important role from the point of view of consecration of this perspective. The main objective of development of institute of public control is formation of an information field that will be means for expeditious notification of a real situation in this sphere of the region. It will allow authorities to make effectively necessary amendments and quickly to solve destructive situations in region housing and utilities infrastructure. For consumers and economic entities this is, first of all, leveling of information vacuum about development plans, prospects of the housing and utilities infrastructure market, growth of legal literacy, etc.

Key words: housing and utilities infrastructure, regional policy, regions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.