Научная статья на тему 'Развитие системы образования в Донской епархии во второй половине XIX начале XX века (на примере Хоперского округа)'

Развитие системы образования в Донской епархии во второй половине XIX начале XX века (на примере Хоперского округа) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
267
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕРКОВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОНСКАЯ ЕПАРХИЯ / КАЗАЧЕСТВО ХОПЕРСКОГО ОКРУГА / ПРИХОДСКОЕ ДУХОВЕНСТВО / ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКАЯ ШКОЛА / ЦЕРКОВНАЯ БИБЛИОТЕКА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пополитов Дмитрий Владимирович

В статье проанализирован ряд малоизученных вопросов, связанных с деятельностью приходского духовенства Хоперского округа в становлении системы образования в регионе. Анализ исторических источников позволил автору установить ряд неизвестных фактов, касающихся развития Просвещения среди казачества и роли церковнослужителей Донской епархии в данном процессе, и тем самым устранить ряд пробелов в исследованиях провинциальной историографии Прихоперья. В статье приведены фактические материалы, представляющие значительный интерес для широкого круга исследователей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие системы образования в Донской епархии во второй половине XIX начале XX века (на примере Хоперского округа)»

Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 32 (170). История. Вып. 35. С. 100-104.

д. В. Пополитов

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ДОНСКОЙ ЕПАРХИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА (на примере Хоперского округа)

В статье проанализирован ряд малоизученных вопросов, связанных с деятельностью приходского духовенства Хоперского округа в становлении системы образования в регионе. Анализ исторических источников позволил автору установить ряд неизвестных фактов, касающихся развития Просвещения среди казачества и роли церковнослужителей Донской епархии в данном процессе, и тем самым устранить ряд пробелов в исследованиях провинциальной историографии Прихоперья. В статье приведены фактические материалы, представляющие значительный интерес для широкого круга исследователей.

Ключевые слова: церковное образование, Донская епархия, казачество Хоперского округа, приходское духовенство, церковно-приходская школа, церковная библиотека.

Рост народного образования в Области войска Донского, прежде всего, произошел с 1836 г., когда в действие вступило «Положение

06 управлении войском Донским». При этом Область войска Донского была разделена на

7 округов, в каждом из которых обязательно должно было быть церковно-приходское училище. Таким образом, к 1859 г. заметно увеличился контингент учащихся, что привело к увеличению количества учебных заведений в Донской епархии и открытию женских училищ на Дону. По статистическим данным Епархиального начальства, в 1866 г. на территории Области войска Донского действовали 1 институт, 2 классические гимназии, одна из которых имела педагогическое отделение, 8 окружных училищ, 97 церковно-приходских школ, а также женские училища: 1 - первого разряда, 4 - второго разряда, 13 - третьего разряда1.

Рост числа образовательных учреждений обозначил проблему нехватки педагогических кадров для работы в данных учреждениях, а так как преподавателями во многих школах станиц и хуторов очень часто были священники местных приходов, Епархиальным начальством было принято решение об открытии семинарий: в 1868 г. - духовной и в 1877 г. - светской, деятельность которых была направлена на решение кадровой проблемы

- подготовки священников-преподавателей для работы в школах. В 1892 г. численность учащихся Донской духовной семинарии достигала 304 человек.

Открытие семинарий, в первую очередь, позволило компенсировать потребность об-

разовательных учреждений Донской епархии в грамотных, профессиональных педагогических кадрах, тем самым повысить уровень образования в Области войска Донского. Несмотря на это, в церковной периодической печати вплоть до конца XIX в. Донским епархиальным училищным Советом постоянно печатались объявления о наличии вакансий преподавателей во многих приходах Дона, Хопра, Бузулука и Медведицы. В частности, с открытием в Филоновской станице Хоперского округа второклассной учительской школы долгое время требовались учителя для работы в данном учебном заведении2. Такая же ситуация сохранялась и во многих других станицах и хуторах.

В свою очередь, Донская духовная семинария включала в себя несколько кафедр, на которых свою профессиональную деятельность осуществляли многие известные церковные историки XIX в.: М. П. Сланский, Н. П. Снесарев, Н. П. Кутепов, В. Н. Инякин и т. д.

Примечательно, что в семинарии существовали отдельно кафедра церковной истории и кафедра истории и обличения русского раскола и ересей. Кафедра истории и обличения русского раскола и ересей была учреждена в 1882 г. по ходатайству архиепископа Митрофана, руководство которой возглавил Н. П. Кутепов. В 1888 г. Н. П. Кутепов был назначен епархиальным миссионером, а руководство кафедрой церковной истории стал осуществлять М. М. Дядьков3.

Труды преподавателей кафедр, в основном, печатались на страницах «Донских епархиальных ведомостей» и содержали огром-

ное количество статистического материала по состоянию церковно-приходской жизни в Донской епархии на разных этапах ее развития.

Особое внимание заслуживают труды Н. П. Снесарева, который прослужил в семинарии 9 лет, преподавал учение о русском расколе и посвятил этой теме множество работ, многие из которых были опубликованы в церковной печати. Будучи сыном священника Воронежской епархии, Николай Петрович впоследствии стал кандидатом Киевской духовной академии. Умер Н. П. Снесарев в 1892 г. в должности директора Феодосийского учительского института.

Согласно отчету за 1894-1895 уч. г. всего на территории Донской епархии, площадь которой составляла 140150 кв. верст, из общего числа православного населения в 1378240 человек детей школьного возраста (7-14 лет) имелось 197931 человек. При этом количество мальчиков равнялось 101869 человек, а девочек - 96062 человек.

13 июня 1884 г. Святейшим Синодом были утверждены «Правила о церковно-приходских школах», которые дали развитие данному виду учебных учреждений. За десять лет развития число данных школ увеличилось в 8 раз, а учащихся - в 10 раз.

Надзор за данными учебными учреждениями осуществлял епархиальный училищный Совет, в состав которого входили представители местного духовенства, ректор и преподаватели духовной семинарии, директора и инспекторы народных училищ.

Основноевниманиевцерковно-приходских школах уделялось изучению Закона Божьего, молитв и истории богослужения. Кроме этого, дети получали элементарные знания арифметики, письма и чтения церковной и гражданской печати. В отличие от одноклассных школ, в двухклассных церковно-приходских школах преподавали историю Отечества.

В конце XIX в. на территории Хоперского округа действовали 12 церковно-приходских школ, 87 школ грамот для мальчиков, 4 школы грамоты для девочек, 95 смешанных школ грамот, а также 45 школ от Министерства народного просвещения.

Всего в церковно-приходских школах Xоперского округа в 1894-1895 уч. г. получали образование 500 мальчиков и 101 девочек. В свою очередь в различных школах грамот обучалось 1799 мальчиков и 513 девочек. В

министерских образовательных учреждениях количество мальчиков равнялось 2762, девочек - 4444.

Таким образом, распространение грамотности среди мужского населения в три-четыре раза была выше, чем среди женского населения.

В отчете о состоянии образования в Донской епархии приводятся цифры количества детей раскольников и представителей различных сект, которые посещали школы грамоты и министерские образовательные учреждения. Всего учащихся-раскольников обучалось 1506, а молокан - 22 ученика. К сожалению, аналогичные сведения по Xоперскому округу в отчете не приведены.

Несмотря на то, что практически все приходы Донской епархии имели различного рода образовательные учреждения, количество детей, не посещающих школы, было огромным

- 148503 человек, из которых 63436 человек составляли мальчики. Практически получалось, что из общего числа мальчиков школьного возраста только менее половины (40 %) обучались грамоте, при этом процент девочек, посещающих образовательные учреждения, еще был ниже (15 %).

Особенно остро проблема безграмотности населения стояла в отдаленных хуторах Xоперского округа, поэтому, как только появлялась малейшая возможность открытия церковно-приходской школы для детей местного населения, священники местных церквей сразу же приступали к организации образовательного учреждения.

В преподавательский состав церковноприходских школ Донской епархии входило всего 332 преподавателя, в том числе 147 законоучителей (3 протоиерея, 130 священников, 10 дьяконов и 4 псаломщика) и 185 учителей5.

Все духовные лица, которые участвовали в организации учебного процесса, освобождались от службы в храмах и были задействованы только во время поста для «отправления великопостных богослужений».

Огромная роль в организации учебного процесса в церковно-приходских школах отводилась заведующим. Так как практически все школы были поставлены на самоокупаемость, основной функцией заведующих была поиск средств на обустройство материальнотехнической базы школы и оплаты труда преподавателей. Данные средства, в большинстве

случаев, составлялись от различного рода пожертвований, кругового сбора и «свечного капитала»6.

Работа школ, развитие материальной базы образовательного учреждения, динамика роста контингента учащихся - за всем этим велось пристальное наблюдение со стороны окружных наблюдателей и благочинных, которые ежегодно собирали сведения о состоянии духовного образования в приходах и отправляли их епархиальному начальству. В частности, в 1895-1896 уч. г. образовательные учреждения Xоперского округа 5 раз посещались епархиальным наблюдателем Н. Я. Крупским. Многие из числа заведующих и преподавателей, по итогам проверок, были отмечены похвалой «за рвение, проявленное в работе по обучению грамоте подрастающего поколения».

К примеру, среди общего числа отмеченных в 1894-1895 уч. г. заведующих школами, в Xоперском округе данной похвалы заслужили заведующий Михайловской церковно-приходской школой священник

Петр Малинин, заведующий Калачевской церковно-приходской школой священник

Xарламий Соколов и заведующий Крутинской церковно-приходской школой священник

Стефан Пудовкин, который помимо церковноприходской школы возглавлял еще 5 школ грамот7.

В свою очередь, в отчетах благочинных отмечались также лица из числа преподавателей школ, которые имели проступки в работе и были уволены с занимаемых должностей. В частности, из числа преподавательского состава Урюпинской двухклассного приходского училища Xоперского округа за неоднократные нарушения трудовой дисциплины от преподавательской деятельности был отстранен Василий Андреев.

Согласно данным за 1895 г., в результате проверки качества обучения в школах выявлено, что только в 79 школах учащиеся имеют удовлетворительные успехи в обучении и в 14 школах данные успехи посредственны.

Для учащихся, имеющих слабые знания и нарушающих дисциплину, применялись следующие меры наказания: за малейший проступок - замечание, внушение, выговор наедине и в классе при товарищах, лишение места, выставление за дверь, оставление после занятий в классе. Если нарушение дисциплины повторялось неоднократно, то, в свою

очередь, следовало более суровое наказание

- запись в классный журнал и обращение к родителям.

Xарактеризуя материальную базу церковных образовательных учреждений, необходимо отметить, что по состоянию на 1895 г. из всех церковно-приходских школ Донской епархии только 90 школ располагалось в собственных зданиях, 5 в церковных домах, 26 в церковных сторожках, 10 в наемных домах и 17 в общественных и частных домах8. При этом 40 помещений школ были крайне неудобны в использовании, были тесными и относительно холодными.

Строительство зданий для школ полностью зависело от желания и средств станичного или волостного управления и прихожан. В среднем в Донской епархии ежегодно стои-лось порядка 5 школ, большинство из которых находились в крупных станицах и городах.

Многие двухклассные церковноприходские школы имели ремесленные отделения. В большинстве случаев для девочек предлагалось освоить навыки рукоделия и шитья, а мальчики занимались плотницким или кузнечным ремеслом. Если приход имел землю для сада и огорода, то дополнительно учащиеся могли освоить по желанию основы садоводства и отчасти пчеловодства.

В станице Урюпинской Xоперского округа находилась одна из четырех двухклассных церковно-приходских школ Донской епархии, но ремесленного отделения данное учебное заведение не имело. По состоянию на 1895 г. в данном учебном заведении обучалось 172 учащихся, в том числе 98 мальчиков9.

В 59 школах Донской епархии существовали певческие хоры. В тех школах, где хора не было, предмет «Пение» был обязательным для изучения. При этом все ученики были обязаны посещать храм в воскресные и праздничные дни и обязательно петь при богослужении, так как заведующие школами и учителя вели за этим строгий надзор10. Кроме того, в некоторых школах проводились воскресные и праздничные чтения. При этом статьи из «Житий святых» из «Троицких листов», из «Училища благочестия» и других подобных сборников читались, в большинстве случаев, только заведующими школами или под их пристальным наблюдением учителями и лучшими учениками11. Определенной программы для чтений в школах не имелось, поэтому содержание данных мероприятий полностью

определялось руководством образовательного учреждения.

Перечень учебников, используемых в учебном процессе, допускался только тот, который был рекомендован Училищным Советом при Святейшем Синоде и официально допущен в школах Министерством народного Просвещения. Примечательно то, что все учебники доставлялись в срок и в полном объеме. Те учащиеся, родители которых были бедными и не имели возможности приобрести книги в собственность, получали их в библиотеке от Училищного Совета при Святейшем Синоде. Родители, которые имели возможность приобрести для своих детей все необходимые учебники и школьные принадлежности, покупали их.

Для учащихся руководство школ формировало школьные библиотеки, большинство из которых имели в наличии только необходимые учебники и учебные пособия для обучения. В большинстве случаев библиотеки закупались целиком, список книг был одобрен обер-прокурором Святейшего Синода.

Многие богатые родители, оценив позитивное влияние школы на своих детей, становились спонсорами образовательных учреждений, помогая руководству школы денежными средствами, предоставляя для проведения занятий свое помещение, дом и прислугу, выделяя дрова для проведения отопительного сезона. В некоторых случаях особо богатые родители назначали жалование для учителей местных школ. Примечательно, что объем данных спонсорских средств возрастал год от года, что подчеркивает положительное отношение местного населения к развитию духовного и светского образования в Донской епархии. В частности, в 1895 г. объем спонсорских средств по сравнению с 1894 г. вырос на 4470 р. и достиг суммы 23080 р.12

Несмотря на это, в некоторых населенных пунктов встречались хуторские общества, которые не только не помогали школам, но и всячески мешали им. Это, прежде всего, было связано с установленной оплатой школьных услуг. В то же время необходимо отметить, что многое во взаимоотношениях школы и местного населения зависело от личности заведующего школой, его авторитета среди местного казачества и другого населения.

Огромную роль для просвещения местного населения, несомненно, играли библиотеки. В большинстве случаев фонды

библиотек пополнялись, в основном, за счет дарственных книг, которые поступали от по-печительств приходов церквей Царицына, Ростова, Новочеркасска, Москвы и Санкт-Петербурга, а также от частных лиц, проживающих в больших городах России.

Среди станиц Xоперского округа важное значение в развитии Просвещения имела станица Михайловская, которая по числу образовательных учреждений опережала, в свою очередь, Урюпинскую. По отчетам Донской епархии за 1915 г. на территории приходов станицы Михайловской действовали 10 министерских приходских школ, 27 церковноприходских школ, 1 Высшее начальное смешанное училище, Войсковое училище и 8 церковных библиотек, книжный фонд которых составлял 697 томов13.

Нередко в станицах и хуторах округа создавались общества из числа просвещенной молодежи, которая ставила перед собой цель

- распространение просвещения среди молодежи, организация обучающих лекционных курсов для взрослого казачества и крестьян-ства14.

Подводя итог, необходимо отметить положительное значение духовенства Донской епархии в развитии Просвещения среди молодого казачества на территории Области Войска Донского и в Xопёрском округе в частности. Священники, организовывая школы, давали единственную возможность получения образования местным населением. При этом образовательные услуги предлагались всем, независимо от возраста и половой принадлежности. Местное казачество само определяло доступность образования для своих детей: получают образование все дети семьи или только мальчики, а может, за ненадобностью, никто из детей не посещал школу - данное решение полностью зависело от взглядов и рассуждений родителей, а в большинстве случаев только от главы семейства. Конечно же посещение школы требовало финансовых затрат, что снижало рост числа учащихся, так как многие из казаков не могли себе позволить обучать всех своих детей одновременно. Но, в свою очередь, заведующие школами обязаны были взимать плату за обучение, так как школы были поставлены на самоокупаемость, а для содержания учебных помещений в порядке, оплату труда преподавателей, приобретение учебной литературы необходимо было иметь денежные средства. Появление

учебных учреждений в отдаленных хуторах Xопёрского округа «давало толчок» в развитии всего населенного пункта, меняя порой многие аспекты мировоззрения казачества. Казачество постепенно, пусть даже в религиозной оболочке, становилось на новую ступень образованности, сглаживая контраст в развитии в сравнении с населением больших станиц и городов Области войска Донского и всей России. Просвещение казачества, несмотря на жесткие религиозные рамки получения знаний, позволило молодежи Прихопёрья соприкоснуться с мировой культурой и внести свой вклад в дальнейшем в области литературы, живописи и искусства. Именно духовенство Донской епархии дало единственную возможность многим одаренным и талантливым мальчикам и девочкам «казачьего происхождения» реализовать себя, как личность, пусть даже вопреки своему «историческому военному предназначению».

Примечания

1 Празднование двадцатипятилетия Донской духовной семинарии // Дон. епарх. ведомости (далее ДЕВ). 1893. С. 5.

2 Вакансии Донской епархии // ДЕВ. 1896. № 13. С. 360.

3 Празднование двадцатипятилетия... С. 19.

4 Там же. С. 387.

5 Там же. С. 388.

6 Церковно-приходские школы на Дону // ДЕВ. 1896. № 15. С. 420.

7 Там же. № 14. С. 393.

8 Там же. № 15. С. 417.

9 Там же. С. 416.

10 Там же. С. 422.

11 Там же. С. 460.

12 Там же. С. 423.

13 Православные приходы Урюпинского и Правоторовского благочиний Донской епархии ^оперский округ, Область войска Донского) во второй половине Х1Х-ХХ вв. : по страницам клировых ведомостей // Мир православия. 2008. № 7. С. 49. 14ЦерковнаялетописьXристо-Рождественской церкви и прихода Урюпинского ярмарочного поселения 1913-1920, составленная священником Петром Протопоповым // Государственный архив Волгоградской области (ГАВО). Ф. И-78. Оп. 1. Д. 24а. Л. 57.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.