Научная статья на тему 'Развитие системы научных коммуникаций в техническом вузе'

Развитие системы научных коммуникаций в техническом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
523
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАУЧНЫЕ КОММУНИКАЦИИ / НАУЧНАЯ СРЕДА ВУЗА / КУЛЬТУРА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КОММУНИКАТИВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / SCIENTIFIC COMMUNICATIONS / UNIVERSITY SCIENTIFIC ENVIRONMENT / RESEARCH CULTURE / COMMUNICATIVE COMPETENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федорова Мария Александровна

Проанализировано понятие «научная коммуникация», выделены три уровня научной среды в вузе: микроуровень (реферативная научная среда вуза), мезоуровень (национальная научная среда), макроуровень (международное научное пространство). Рассмотрены основные проблемы развития научных коммуникаций разного уровня. Проведено исследование информированности студентов технического вуза о доступности элементов научной среды. Предложено создание центра развития научных коммуникаций, основной целевой группой которого являются студенты-исследователи, сформулированы его цели и задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF SCIENTIFIC COMMUNICATION SYSTEM IN TECHNICAL UNIVERSITIES

The paper analyzes the concept of scientific communication and distinguishes 3 levels of university scientific environment: a micro-level (reviewing university scientific environment), a meso-level (national scientific environment), and a macro-level (international scientific environment). Major development problems of scientific communications at various levels are discussed. The technical students' awareness of the accessibility of scientific environment elements is investigated. It is proposed to create a scientific communication development centre for students involved in research, and its goals and objectives are pronounced.

Текст научной работы на тему «Развитие системы научных коммуникаций в техническом вузе»

чеством образования: практикоориентированная монография и методическое пособие / под ред. М.М.Поташника. М., 2001.

9. Ефремова Н.Ф. Тестовый контроль в образовании: учеб. пособие. М., 2007.

10. Шишов С.Е., Кальней В.А. Школа: мониторинг качества образования. М., 2000.

11. Российская система оценки качества образования: главные уроки (аналитический обзор) / В.А.Болотов. М., 2010.

УДК 378

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ НАУЧНЫХ КОММУНИКАЦИЙ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

л

М.А.Федорова1

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия, 644080, г. Омск, пр. Мира, 5.

Проанализировано понятие «научная коммуникация», выделены три уровня научной среды в вузе: микроуровень (реферативная научная среда вуза), мезоуровень (национальная научная среда), макроуровень (международное научное пространство). Рассмотрены основные проблемы развития научных коммуникаций разного уровня. Проведено исследование информированности студентов технического вуза о доступности элементов научной среды. Предложено создание центра развития научных коммуникаций, основной целевой группой которого являются студенты-исследователи, сформулированы его цели и задачи. Библиогр. 13 назв.

Ключевые слова: научные коммуникации; научная среда вуза; культура научно -исследовательской деятельности; коммуникативные компетенции.

DEVELOPMENT OF SCIENTIFIC COMMUNICATION SYSTEM IN TECHNICAL UNIVERSITIES M.A. Fedorova

Siberian State Automobile and Highway Academy (SibADI) 5 Mir Av.,Omsk, 644090.

The paper analyzes the concept of "scientific communication" and distinguishes 3 levels of university scientific environment: a micro-level (reviewing university scientific environment), a meso-level (national scientific environment), and a macro-level (international scientific environment). Major development problems of scientific communications at various levels are discussed. The technical students' awareness of the accessibility of scientific environment elements is invest i-gated. It is proposed to create a scientific communication development centre for students involved in research, and its goals and objectives are pronounced. 13 sources.

Key words: scientific communications; university scientific environment; research culture; communicative competences.

На сегодняшний день проблема упадка академической культуры в целом и неразвитость инфраструктуры преподавания соответствующих курсов, особенно в технических вузах, очень актуальна. Основная цель данной статьи - выявление проблем и способов их решения в сфере научных коммуникаций в техническом вузе.

Ядром научной деятельности является совокупность научных исследований. Однако никакая научная деятельность невозможна без научной коммуникации, которая представляет собой средство популяризации результатов научных исследований и активизации процессов обмена новыми знаниями. Система научных коммуникаций играет важнейшую роль в движении научной информации, т.е. в процессе получения, апробации и оформления научного знания, и поэтому является основным механизмом функционирования науки. Это средство взаимного стимулирования научной активности субъектов, вовлеченных в научную деятельность: студентов, магистрантов, аспирантов, мо-

лодых и маститых ученых. Понятие научной коммуникации (далее - НК) является предметом рассмотрения философии науки, педагогики высшей школы, социологии и филологии (теории коммуникации).

В социологии под научной коммуникацией принято понимать «установление познавательных и социальных отношений внутри научного сообщества, а также между научной средой, с одной стороны, и другими субъектами общественной жизни - с другой, для производства и применения научного знания, обмена информацией, коллективной оценки научного труда» [4]. Философия науки рассматривает НК как средство популяризации результатов научной деятельности и активизации процессов обмена новыми знаниями.

Важнейшими с нашей точки зрения являются непосредственные научные связи, благодаря которым ученые имеют возможность:

- расширять свои знания, приобретать опыт;

- получать новое знание (генерализация идей);

- развивать коммуникативные компетенции, в том

1Федорова Мария Александровна, кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков, тел: 89136090765, e-mail: sidorova_ma79@mail.ru

Fedorova Maria, Candidate of Philology, Associate Professor of the Foreign Languages Department, tel.: 89136090765, e-mail: sidorova_ma79@mail.ru

числе знание иностранных языков;

- развивать профессиональные компетенции;

- развивать умения общения в группе;

- получить оценку других ученых, работающих в той же области знания;

- приобретать навыки инновационного менеджмента;

- приобретать навыки проектного менеджмента (работы с грантовой документацией) и оформления диссертационной работы.

Выделяют три основных компонента, или функции, научной коммуникации:

1. Когнитивный: система научных коммуникаций играет важнейшую роль в движении научной информации, т.е. в процессе получения, апробации и оформления научного знания.

2. Социальный: «в процессе профессионального общения, формального и неформального, непосредственного и опосредованного, происходит социализация ученого, т.е. становление его как субъекта научной деятельности ... Одновременно в процессе общения происходит и стратификация научного сообщества» [5].

3. Важную роль играет также оценочный, или аксиологический, компонент НК: научное консультирование, оппонирование, реферирование и аннотирование научных работ.

По нашему мнению, научная деятельность сама по себе повышает уровень развития общекультурных и коммуникативных компетенций, т.к. субъект научной деятельности вынужден участвовать в научной коммуникации. С другой стороны, трудно заниматься научными исследованиями, не имея уже заранее сформированного определенного уровня развития общекультурных и коммуникативных компетенций.

Основными мировыми тенденциями развития научных коммуникаций сегодня являются:

1. Диверсификация форм, в том числе создание международных коллективов и усиление связей между наукой, производством и бизнесом.

2. Информатизация научной коммуникации (электронные библиотеки, индекс цитирования, он-лайн конференции и семинары).

3. Глобализационные процессы в сфере НК и интернационализация высшего образования. Данная тенденция основана на универсальном характере знаний и концентрировании усилий членов международного образовательного сообщества. В результате формирования интернациональных и многонациональных образовательных партнерств и организаций происходит постепенная унификация форм, методов и содержания образования; кроме того, ускоряется рост темпов академической мобильности.

Очевидно, что, с одной стороны, важна роль дистанционных технологий и методик развития научных коммуникаций, с другой - по-прежнему решающим является межличностное общение на разных уровнях -с научным руководителем / консультантом, внутри научного коллектива или научной школы, очное участие в научных мероприятиях.

Одной из основных проблем современного техни-

ческого образования является низкий уровень общей коммуникативной культуры, причем как студентов, так и некоторых преподавателей, а именно:

1) неспособность к самостоятельному оформлению результатов своего научного исследования (семестровой и годовой работы, научного доклада, научной статьи), прежде всего в его теоретической части;

2) невозможность использования информации из зарубежных источников из-за недостаточного уровня владения иностранным языком [2];

3) низкий уровень владения системами поиска конкурсных и грантовых предложений по специальности студента;

4)несформированность компетенций в области инновационного и проектного менеджмента;

5) отсутствие навыков ведения научной дискуссии, неумение грамотно и по существу отвечать на вопросы.

Наличие описанных проблем обусловлено небольшим количеством аудиторных занятий по культуре речи и иностранному языку, практическим отсутствием научно-образовательного компонента в содержании программ обучения студентов и аспирантов, в том числе привлечения обучающихся к активной грантовой и патентной деятельности.

В марте-апреле 2011 г. состоялся ряд дискуссий, посвященных проблематике преподавания академического письма (см. журнал «Высшее образование в России», № 7, 8,9, 2011.). В свою очередь, данные публикации вызвали ряд комментариев и статей, посвященных данной теме и отражающих взгляд исследователей на проблему научного образования в целом и курсов академического письма в частности [7, 8,

9].

Среди сложностей обучения академическому письму авторы указанных работ выделяют следующие:

1. Различный образовательный контингент. Предполагается, что обучение академическому письму и особенностям проведения научного исследования может начинаться со старшеклассников и первокурсников (например, как части предмета «Введение в профессию»), а заканчиваться даже остепененными преподавателями. Вопрос только в наполнении курсов актуальным для той или иной ступени содержанием.

2. Отсутствие инфраструктуры подготовки подобных курсов.

3. Чисто механическое, нерефлексивное и неаналитическое, написание научных работ студентами, когда источники никак не комментируются и не анализируются [9, с. 135].

По нашему мнению, в технических вузах проблема формирования культуры научной деятельности стоит наиболее остро. С одной стороны, ощущается нехватка профессионалов-гуманитариев, которые могли бы подготовить подобные курсы, особенно в той части, которая касается коммуникативной направленности научного текста, его жанровых особенностей, понятия научного дискурса и пр. С другой стороны, довольно часто встречается ситуация, когда на кафедре иностранных языков уже созданы и апробированы курсы,

которые позволяют анализировать, комментировать, аннотировать и реферировать текст, но, к сожалению, только на иностранном языке. Налицо противоречие: при неумении производить данные действия на русском, большинство студентов вынуждены обучаться этому на иностранном языке. Так, например, в Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии (СибАДИ, г. Омск) довольно давно и успешно преподаются курсы «Аннотирование и реферирование», «Практика перевода научно-технического текста» в рамках дополнительных курсов «Переводчик в сфере профессиональной квалификации».

Данные проблемы решаются по-разному в российских вузах. Так, в Магнитогорском государственном техническом университете им. Г.И. Носова в программу обучения аспирантов включены не только образовательно-профессиональные, но и такие факультативные дисциплины, как педагогика и психология высшей школы, защита интеллектуальной собственности [1, с.67-69]. В Томском политехническом университете (ТПУ) накоплен положительный опыт реализации программ повышения квалификации по иностранным языкам для преподавателей неязыковых специальностей [6].

Развитие научных коммуникаций должно носить системный характер и охватывать всех субъектов и различные уровни научно-исследовательской деятельности. Научные коммуникации осуществляются в научной среде, представляющей собой систему определенных условий, которые поддаются описанию, анализу и оценке. В вертикальной структуре научной среды мы предлагаем разграничивать три уровня, а соответственно им и три уровня научных коммуникаций: микро- мезо- и макроуровень.

1. Микроуровень - уровень образовательного учреждения, с ведущей ролью межличностного общения в становлении научно-исследовательских и коммуникативных компетенций субъекта научной деятельности. Обозначим ту часть научной среды, в которой активно происходят процессы НК, релевантные для субъекта или группы субъектов научной деятельности, понятием реферативная среда [10].

2. Мезауровень - межвузовский уровень, национальная научная среда. Сюда входят всероссийские научные мероприятия разного рода, научные коммуникации, происходящие между вузами, научно-исследовательскими организациями и предприятиями.

3. Макроуровень - международный. Сегодня, в эпоху глобализации, научная работа сама по себе предполагает международную (мировую) новизну и актуальность; с другой стороны, без знания и глубокого анализа мирового контекста научных исследований в определенной области знания невозможно выявить существующий пробел в знаниях, а поэтому актуальность и новизну своей научной работы.

В настоящее время возросла значимость международных научных коммуникаций. Для ученых-исследователей глобальные связи часто более важны, чем локально-национальные. В странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в 1988-2005 гг. доля научных

публикаций в рамках международного сотрудничества исследователей возросла с 26 до 46%. В США этот показатель вырос с 10 до 27% [11]. Для обозначения происходящих процессов в сфере научной коммуникации используются такие понятия, как extended research group (группа ученых из разных стран, совместно занимающихся одной научной проблемой) и E-Science (общение ученых и выполнение совместных научных проектов постредством e-mail и других информационно-коммуникационных технологий) [12, 13].

При этом для студентов младших курсов принципиально развитие научных коммуникаций первого уровня. С переходом на старшие курсы должны развиваться умения, позволяющие войти в национальную научную среду. К концу срока обучения, а также во время обучения в аспирантуре необходимо развивать коммуникативные навыки, позволяющие войти в международное научно-образовательное пространство.

В соответствии с выделенными уровнями можно определить обязательные и факультативные (постоянные и переменные) коммуникативные компетенции, а также индикаторы развития научных коммуникаций в вузе в целом, в отдельных его подразделениях, и, кроме того, определить уровень коммуникативной культуры в сфере научно-исследовательской деятельности. Например, к обязательным коммуникативным компетенциям можно отнести умение подготовить и представить доклад, умение вести дискуссию. Переменные условия и средства зависят от типа и формы НК. Так, в международной НК релевантным является знание иностранного языка; при подготовке гран-товой заявки и сопровождении гранта - владение навыками проектного менеджмента и т.д.

С целью диагностики уровня информированности студентов о научно-информационной среде вуза был проведен опрос студентов СибАДИ, включая бакалавров, специалистов и магистрантов. Кроме того, подобный опрос проводился и среди аспирантов вуза.

Нас в большей степени интересует категория студентов начального этапа обучения, т.к. именно от того, каков уровень их информированности о доступности различных компонентов научной среды, зависит их мотивация к участию в научно-исследовательской деятельности, а, следовательно, возможность привлечения к научным исследованиям. Из данной группы было опрошено 29 студентов первого-второго курса (факультеты «Промышленное и гражданское строительство», «Автомобильные дороги и мосты», «Автомобильный транспорт»). Студентам было предложено оценить доступность следующей информации о компонентах научной среды СибАДИ:

1. Доступ к литературе: к научной литературе на русском языке, к базам диссертаций, к научной литературе на иностранном языке.

2. Информационная поддержка: доступ к нормативным документам вашей ступени обучения, информация о конференциях, конкурсах, о международных стажировках, грантах, базе данных молодых ученых вуза.

3. Методическая поддержка: по написанию науч-

ных статей и докладов, по подготовке рукописи диссертации (для магистрантов, аспирантов), по ведению грантовой документации, по подготовке семестровых и годовых работ.

4. Формы организации научной деятельности в вузе: регулярные семинары научных школ, лекции ведущих ученых, школы молодых ученых (регулярные семинары по отдельным темам, связанным с культурой научной деятельности, развитием коммуникативных навыков и пр.); информация о программе «Студент-исследователь».

5. Материальная база: доступ в Интернет, доступ к лабораторному оборудованию.

Студентам предлагались 3 варианта ответов: «да», «нет», «не имею информации, не интересуюсь».

По результатам опроса можно сделать следующие общие выводы:

1. Более 50 % из всех ответов были «не интересуюсь».

2. Более 50 % студентов указали, что имеют доступ к научной литературе на русском и иностранном языке, методическим указаниям по написанию научных статей и итоговых семестровых и годовых работ, доступ к Интернету и лабораторному оборудованию, а также регулярно получают информацию о различных научных конференциях.

3. Одна треть опрошенных отметили отсутствие доступа к базе данных нормативных документов различных ступеней образования, к базам диссертаций, методическим указаниям по ведению грантовой документации и написанию научных статей, отсутствие информации о школах молодых ученых, программе «Студент-исследователь» [3], о базе данных молодых ученых.

Приведенные результаты показывают, во-первых, невысокий уровень мотивации студентов начального этапа обучения к научно-исследовательской деятельности. Во-вторых, недостаточный уровень информационной поддержки именно в сфере научной деятельности, как со стороны библиотеки (при наличии доступа к диссертационным базам, студенты не осведомлены о нем), так и со стороны других подразделений. В-третьих, необходимость улучшения методической поддержки студентов, особенно в отношении подготовки научных докладов, статей и ведения грантовой документации.

Положительным моментом является то, что большая часть студентов высоко оценивают такие компоненты научной среды вуза, как материальная база и доступ к Интернет-ресурсам. Кроме того, студенты считают, что им доступны лекции ведущих ученых, прежде всего, как часть обязательных лекционных курсов.

В качестве рекомендаций по улучшению доступности отдельных элементов научной среды можно предложить следующее:

1. Регулярное обновление информации о различных, в том числе международных, мероприятиях, а также о программе «Студент-исследователь» на сайте вуза.

2. Информирование не только преподавателей, но

и студентов, о доступе к базам диссертаций.

3. Необходимость создания и внедрения курсов по инновационному и проектному менеджменту, либо консультирования в этой сфере.

4. Проведение научных мероприятий, рассчитанных на студентов младших курсов, с целью повышения их осведомленности о современном состоянии научно-инновационной деятельности в целом и повышения их заинтересованности в самостоятельных научных исследованиях.

Конкретным решением проблемы развития научных коммуникаций в техническом вузе и реализации обозначенных выше направлений может стать создание Лаборатории или Центра развития научных коммуникаций. Его цель - развитие коммуникативных компетенций студентов технического вуза в сфере научно-исследовательской деятельности. Основная целевая группа - студенты-исследователи. Задачи Центра:

1. Изучение проблем, связанных с организацией научной коммуникации студентов, выявление путей их решения.

2. Разработка и совершенствование инструментария исследований научной среды, коммуникативных и научно-исследовательских компетенций студентов.

3. Разработка способов развития научно-исследовательских и коммуникативных компетенций студентов.

4. Пропаганда научно-исследовательской работы среди студентов академии:

-информирование студентов о содержании программы «Студент-исследователь»;

-проведение семинаров по курсам «Методология научного исследования», «Особенности подготовки и презентации научного доклада», «Имидж делового человека», «Основы проектного менеджмента», «Основы инновационного менеджмента», «Возможности научных стажировок за рубежом»;

-организация лекций ведущих ученых по актуальным проблемам научного знания;

-организация круглых столов по актуальным вопросам научного образования.

5. Информирование студентов о студенческих научных конференциях, семинарах, российских и зарубежных конкурсах грантов.

6. Методическое сопровождение и консультирование по вопросам подготовки научных работ на русском и иностранном языках.

7. Консультирование по вопросам зарубежных научных стажировок.

Работа Центра развития научных коммуникаций позволит формировать обязательные и факультативные коммуникативные умения, позволяющие осуществлять коммуникации разного уровня - начиная с внутривузовского и заканчивая международным.

Таким образом, в технических вузах постепенно создается научная среда, обеспечивающая все возможные условия для развития научных коммуникаций разного уровня. Однако, как показывает анализ исследований по данной проблеме, а также результаты мониторинга научной среды конкретных вузов, еще не

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сложилась целостная система, позволяющая обеспечить непрерывный процесс развития научной коммуникации на разных этапах обучения в вузе.

Кроме того, несмотря на необходимость формирования общекультурных и базовых компетенций, все же не все студенты, с одной стороны, способны, с другой - мотивированы на то, чтобы повышать свой уровень коммуникативной культуры. Поэтому именно сту-

денты-исследователи могут стать пионерами и первичными объектами для реализации системы развития научных коммуникаций в техническом вузе. В перспективе технологии и методики развития научных коммуникаций могут применяться как к аспирантам, так и ко всем студентам вуза, носить либо факультативный, либо обязательный характер в зависимости от курса обучения, специальности и пр.

Библиографический список

1. Вдовин К.Н. Опыт МГТУ в подготовке кадров высшей квалификации // Высшее образование в России. 2011. №10. С. 63-70.

2. Завьялов А.М., Воробец Т.А. Знание иностранного языка -залог конкурентоспособности специалиста // Вестник СибА-ДИ. 2010. № 1 (15). С. 60-64.

3. Завьялов А.М., Федорова М.А. Система подготовки студента технического вуза к научной деятельности: обоснование и предложения // Омский научный вестник. 2011. № 1. C. 89-92.

4. Коммуникация научная // Мир словарей [Электронный ресурс]. Социологический словарь. - Режим доступа: http://mirslovarei.com/content_soc/KOMMUNIKACIJA-NAUCHNAJA-6311.html (дата обращения: 12.10.2011).

5. Микешина Л.А. Коммуникативность науки как форма ее социокультурной обусловленности [Электронный ресурс]. Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования : учеб. пособие. М.: Прогресс-Традиция: МПСИ: Флинта, 2005. 464 с. -URL: http://www.alleng.ru/d/phil/phil036.htm (дата обращения: 14.01.2011 г.).

6. Слесаренко И.В. Направления подготовки по иностранным языкам для сотрудников современного технического вуза // Успехи современного естествознания. 2010. №3. С. 9798. - URL:

http://www.rae.ru/use/?section=content&op=show_article&article _id=7784467 (дата обращения: 05.04.2012 г.)

7. Степанов Б.Е. Коммуникативное измерение науки в преподавании академического письма // Высшее образование в России. 2011. № 7. С. 123-127.

8. Орлова Г.А. Практическая аналитика: анализ дискурса в университетском спецкурсе // Высшее образование в России. 2011. № 7. С. 127- 133.

9. Перлов А.М. «Чего хотеть» и «как объяснить»: эволюция курса по основам академической работы // Высшее образование в России. 2011. № 7. С. 133-140.

10. Федорова М.А. Создание реферативной среды как условие развития научной коммуникации // Вестник СибАДИ: Научный рецензируемый журнал. Омск: СибАДИ, 2011. № 1(19). С. 96-99.

11. Фролов А.В. Фролов // Alma mater. 24 ноября 2011. -Режим доступа: http://www.almavest.ru/ru/favorite/ (дата обращения: 25.01.2012).

12. Carley K., Wendt K.. Electronic mail and scientific communication. a study of the soar extended research group // Science communication. - 1991 - № 4 - p.406-440.

13. Hurd J. M. Transformation of scientific communication: a model for 2020 // Journal of the American society for information science. 51 (14):1279-1283, 2000.

УДК 378

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

М.В.Цыгулева2

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия, 644080, г. Омск, пр. Мира, 5.

Обосновывается необходимость применения компетентностного похода к обучению студентов заочного отделения. Предпринимается попытка выявить основные трудности подготовки компетентного специалиста в рамках заочной формы обучения. Особое внимание уделяется психофизиологическим особенностям данной категории обучающихся. Подчеркивается, что эффективность подготовки компетентного специалиста, обучающегося заочно, напрямую зависит от учета личностно-индивидуальных особенностей обучающихся, организационных аспектов учебной деятельности и методической организации учебной деятельности. Библиогр. 16 назв.

Ключевые слова: компетентность; заочное обучение; психофизиологические особенности; содержание обучения; учебная деятельность.

SOME PECULIARITIES OF DEVELOPING PROFESSIONAL COMPETENCY FOR EXTRAMURAL STUDENTS M.V. Tsyguleva

Siberian State Automobile and Highway Academy (SibADI), 5 Mir Av., Omsk, 644080.

1Цыгулева Маргарита Викторовна, доцент кафедры иностранных языков, тел.: 89136306082, e-mail: m.v.tsyguleva@gmail.com Tsyguleva Margarita, Associate Professor of the Foreign Languages Department, tel.: 89136306082, e-mail: m.v.tsyguleva@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.