Научная статья на тему 'Развитие системы научно-педагогического образования в Украине'

Развитие системы научно-педагогического образования в Украине Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
147
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
научно-педагогическое образование / научно-педагогическая деятельность / тенденции научной школы / науково-педагогічна освіта / науково-педагогічна діяльність / тенденції наукової школи

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скоробогатова М. Р.

В статье осуществлен ретроспективный анализ становления и развития системы научнопедагогического образования Украины. Выделены три этапа развития: I – становление системы научно-педагогического образования (1661-1920 гг.); II – развитие системы научно-педагогического образования в период Советской Украины (1920-1991 гг.); III – реорганизация системы научнопедагогического образования Украины (с 1991 г. – по настоящее время). Определены основные тенденции развития системы научно-педагогического образования Украины: количественный и качественный состав аспирантов (научно-педагогических кадров), направление и содержание подготовки, позитивные и негативные события, сопровождающие научную школу Украины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Розвиток системи науково-педагогічної освіти в Україні

Здійснено ретроспективний аналіз становлення та розвитку системи науково-педагогічної освіти України. Виділено три етапи розвитку: I – cтановлення системи науково-педагогічної освіти (16611920 рр.); II – розвиток системи науково-педагогічної освіти в період Радянської України (1920-1991 рр.); III – реорганізація системи науково-педагогічної освіти України (з 1991 р. – по теперішній час). Визначено основні тенденції розвитку системи науково-педагогічної освіти України: кількісний і якісний склад аспірантів (науково-педагогічних працівників), напрямок і зміст підготовки, позитивні та негативні події, що супроводжують наукову школу України.

Текст научной работы на тему «Развитие системы научно-педагогического образования в Украине»

Ученые записки Таврического национального университета имени В.И. Вернадского Серия «Проблемы педагогики средней и высшей школы». Том 26 (65). 2013 г. №2. С. 36-55.

УДК 371.2

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УКРАИНЕ Скоробогатова М.Р.

Таврический национальный университет имени В.И. Вернадского, г. Симферополь, Украина

E-mail: maricrimeafagmail.com

В статье осуществлен ретроспективный анализ становления и развития системы научно-педагогического образования Украины. Выделены три этапа развития: I - становление системы научно-педагогического образования (1661-1920 гг.); II - развитие системы научно-педагогического образования в период Советской Украины (1920-1991 гг.); III - реорганизация системы научно-педагогического образования Украины (с 1991 г. - по настоящее время). Определены основные тенденции развития системы научно-педагогического образования Украины: количественный и качественный состав аспирантов (научно-педагогических кадров), направление и содержание подготовки, позитивные и негативные события, сопровождающие научную школу Украины. Ключевые слова: научно-педагогическое образование, научно-педагогическая деятельность, тенденции научной школы.

ВВЕДЕНИЕ

Система научно-педагогического образования является определяющим фактором прогресса общества, повышения благосостояния его членов, их духовного и интеллектуального роста.

Согласно действующему законодательству Украины научно-педагогические работники - это ученые, которые по основному месту работы в высших учебных заведениях III-IV уровней аккредитации профессионально занимаются педагогической деятельностью, совмещая ее с научной и научно-технической деятельностью. Научно-педагогическая деятельность - это педагогическая деятельность в высших учебных заведениях и заведениях последипломного образования III-IV уровней аккредитации, связанная с научной и (или) научно-технической деятельностью.

Современная система научно-педагогического образования регулируется следующими нормативно-правовыми документами: Законы Украины «Об образовании», «О высшем образовании», «О научной и научно-технической деятельности», «Об инновационной деятельности», Положение «О подготовке научно-педагогических и научных кадров», Положение «Об обучении студентов, и стажировке аспирантов, научных и научно-педагогических работников в ведущих высших учебных заведениях и научных учреждениях за рубежом», Положение «Об организации научной, научно-технической деятельности в высших учебных заведениях III и IV уровней аккредитации», Концепцией Государственной научно-технической и социальной программы «Наука в университетах» на 2008-2012 гг.

Анализ реально-действующей системы научно-педагогического образования Украины свидетельствует, с одной стороны, о прогрессе в ее развитии. Подтверждением этому является рост количества лауреатов Государственных премий из числа ученых высших учебных заведений, прогрессивно развивающееся

количество и качество международных грантов и проектов, стабильное увеличение числа аспирантов, специализированных советов и т.д.

С другой стороны, только за последние 15 лет численность работников, проводивших научные исследования в университетах, уменьшилась с 26,1 тыс. до 9,6 тыс. Средний уровень износа научного оборудования и приборов составляет более 85%, что практически исключает выполнения конкурентоспособных научных разработок. В последние годы доля средств на финансирование научных исследований в университетах уменьшилась в общем объеме финансирования научной сферы до 4,7%. Для сравнения, в европейских странах финансирование научных исследований в среднем составляет более 100 тыс. долларов США в год на одного штатного научного сотрудника университета, тогда как в Украине этот показатель в среднем составляет 34 тыс. гривен (менее 7 тыс. долларов США) в год

[9].

Таким образом, провозглашение науки и образования приоритетными сферами развития украинского общества приводит к необходимости анализа накопленного отечественной высшей школой опыта осуществления научно-педагогического образования, творческое использование которого будет способствовать формированию и наращиванию интеллектуального потенциала нации.

Анализ теории и практики различных аспектов системы научно-педагогического образования был осуществлен в работах Андрущенко В. П., Глузмана А. В., Краевского В. В., Корсака К. В., Кузьминского А. И., Кушнир В. А., Лавриченко Н. И., Олейника В. В., Пуховской Л. П., Сухомлинской О. В. и др.

Организация научно-педагогического образования в Украине частично рассмотрена в диссертационных работах, посвященных исследованию:

- истории развития научно-исследовательской или научно-педагогической школы Украины: Зеленская Л. Д. (2005 г.), Мартыненко Е. Н. (1998 г.), Мыкитюк А. М. (2004 г.), Поживилова Е. В. (2006 г.), Стельмах С. П. (1991 г.);

- опыту научно-педагогической деятельности университетов или их отдельных представителей: Коваленко О. А. (2000 г.), Тверозовская Н. Т. (2003 г.), Мироненко В. В. (2012 г.), Попов М. Н. (2012 г.), Савченко Г. А. (1993 г.).

Таким образом, на сегодняшний день недостаточно изученным остается вопрос становления и развития системы научно-педагогического образования Украины; отсутствует исторический анализ системы подготовки научно-педагогических кадров Украины, начиная с открытия первого классического университета на территории современной Украины.

На основании вышесказанного целью данного исследования является: осуществить ретроспективный анализ становления и развития системы научно-педагогического образования Украины.

Цель исследования отражается в следующих задачах:

- выделить этапы развития системы научно-педагогического образования Украины;

- осуществить ретроспективный анализ становления и развития системы научно-педагогического образования Украины;

- определить современное состояние и тенденции развития системы научно-педагогического образования Украины.

Система научно-педагогического образования является неотъемлемой частью государства, и потому является отражением его развития. Этапы развития научно-педагогического образования должны отражать не только собственные прогрессивные события, но и фундаментальные события в развитии страны. На основании этого выделим основные этапы развития системы научно-педагогического образования в Украине.

Первый этап - Становление системы научно-педагогического образования (1661-1920 гг.), что обусловлено открытием на территории современной Украины первого классического университета - Львовского (1661-1920 гг.);

Второй этап - Развитие системы научно-педагогического образования в период Советской Украины (1920-1991 гг.), обусловлен созданием и развитием Советской власти в стране.

Третий этап - Реорганизация системы научно-педагогического образования Украины (с 1991 г. - по настоящее время), обусловлен распадом СССР, становлением независимости Украины, а также созданием национальной законодательной базы в области высшего образования.

1. СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

ОБРАЗОВАНИЯ В УКРАИНЕ (1661-1920)

Становление научно-педагогического образования Украины, прежде всего, связано с открытием первого классического университета - Львовского (1661 г.), который впервые получил право присуждения высших степеней, и на всех этапах своего развития оставался ведущим научным центром Западной Украины. Обучение в данном университете заканчивалось получением научной степени - лиценциат, бакалавр, магистр, доктор.

В целом Львовский университет сформировался как значительный научно-образовательный центр. Крепкое сотрудничество объединяло его с другими знаменитыми учебными заведениями - культурными центрами украинских земель: Киево-Могилянской академией, Черниговским, Харьковским, Перияславским коллегиумами, а также с европейскими университетами: Парижским, Римским, Пражским. Выпускники университета - Лопатинский Ф., Заблоцкий Я., Слотвинский М., Богомоловский Я. преподавали и в других знаменитых учебных заведениях, в частности в Московской академии. В конце XVIII - в середине XIX вв. именно тут сформировалась научная педагогическая школа (Мартынович И., Лодий П., Могильницкий И., Головацкий Я. и др.) [1,2].

Созданный в стенах Харьковского университета педагогический институт (1811 г.) также имел целью готовить не только учителей, но и давать углубленную научно-педагогическую подготовку кандидатам на различные преподавательские должности в высших учебных заведениях.

С развитием сети высших учебных заведений: Львовского, Харьковского, Киевского университетов, позже Новороссийского система научно-педагогического образования стала осуществляться через реализацию следующих целей и задач:

- обеспечение проведения фундаментальных исследований;

- участие профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений в распространении и популяризации научных знаний (создание учебно-методических комплексов в высших учебных заведениях, организация публичных лекций, библиотек, лабораторий, кабинетов);

- методическая деятельность членов научных обществ;

- подготовка научно-педагогических кадров и повышение их научной квалификации [7].

Основными принципами успешной организации научно-педагогической деятельности в университетах были:

- организация народного образования и науки на принципах самоуправления и автономии учебных заведений;

- создание атмосферы всеобщего сотрудничества, избежание различных интриг, взаимных споров, клеветы и конфликтов, преследование личных интересов, распределение профессоров на враждебные партии, что «уничтожало их достоинство и делало оружием мелких интриг»;

- моральное, материальное поощрение труда ученого с целью стимулирования творческой активности научных работников, свободы их научной деятельности [7].

Осуществлению научно-педагогической подготовки способствовали: высокий уровень профессиональной компетентности профессорско-преподавательского состава, активность педагогической общественности, объективная потребность в интенсивном развитии наук, а также умеренная недельная нагрузка ведущих ученых-преподавателей (4-6 часов в неделю).

Распространение и популяризация научных знаний профессорско-преподавательского состава Львовского, Харьковского, Киевского и Новороссийского университетов происходило путем создания научно-методических комплексов, которые предусматривали:

- подготовку и написание многочисленных «курсов», учебников, пособий;

- перевод на иностранный язык учебников выдающихся ученых Украины, которые достойно представляли отечественную науку за ее пределами;

- основание библиотек, фонды которых составляли книги по истории и теории педагогики, логике, психологии, методике, дидактике, школьной гигиене, школьных изданий классических произведений как отечественных, так и иностранных;

- организацию музеев для студентов, в частности музея Харьковского историко-филологического общества, при котором образовался архив и библиотека, а также астрономические обсерватории, закладывались ботанические сады;

- публичные чтения, которые стали не только одним из направлений общественной деятельности известных ученых Украины, но и своеобразной формой распространения результатов их научно-исследовательской работы [7].

Важным событием, повлиявшим на развитие системы научно-педагогического образования, стало открытие в университетах научных объединений, обществ, научно-педагогических товариществ. Первые научные объединения (Общество наук и историко-филологическое) появились в начале XIX века на Слобожанщине при Харьковском университете. В стенах Харьковского университета были

организованы общества: научной медицины и гигиены, физико-химических наук, естествоиспытателей, математическое, историко-филологическое, а также медицинское, сельского хозяйства и Харьковский отдел Императорского Русского технического общества.

Ведущими направлениями деятельности ученых в научных обществах Украины были:

- организация и проведение исследований в различных областях науки, организация научных экспедиций, подготовка научных докладов, издание научных трудов, создание отраслевых журналов, музеев, библиотек-архивов;

- распространение научных знаний среди населения;

- организация народных чтений, лекционных комитетов, издание научно-популярной литературы, открытие библиотек для населения [7].

С целью обеспечения университетов необходимым количеством профессорско-преподавательского состава в 1862 году Министерство народного просвещения приняло постановление о приглашении в университеты иностранных ученых на должности профессоров и доцентов. Правительство также разрешило министру просвещения отправлять по его усмотрению молодых ученых за границу для подготовки их к должности профессора на срок до двух лет. Таким образом, одним из методов совершенствования системы научно-педагогического образования Украины был обмен педагогическим опытом с зарубежными университетами.

Одной из ведущих форм научно-исследовательской работы преподавателей высших учебных заведений в Украине XIX в. стала подготовка и защита диссертационных работ, необходимых для получения высших научных степеней -магистра и доктора наук. Диссертационные исследования Украины прошли сложный путь развития - от небольшого литературного размышления на заданную факультетом тему до солидных монографий, которые имели большое научное значение [7].

Подготовленная диссертация рассматривалась специальной комиссией, которая определяла готовность и целесообразность работы; затем определялось, требуется ли кандидату чтение пробных лекций. Если испытание выдерживали несколько конкурсантов, то вопрос об избрании одного из них решало факультетское собрание или ректор, а остальные в течение трех лет сохраняли право занять вакантную должность без нового испытания.

С 1863 г. произошло важное событие для научно-педагогического образования Украины - создание института профессорских стипендиатов, который долгие годы был основным источником пополнения университетов магистрами и докторами наук. Данный институт, по сути, являлся аналогом современной аспирантуры и докторантуры; программа 1863 г. по подготовке преподавателей к профессорскому званию до сегодняшнего дня практически остается без изменений. Поэтому институт профессорских стипендиатов по праву можно считать первым специально организованным институтом для подготовки научно-педагогических кадров. Рассмотрим данную программу более подробно.

Так, желающие посвятить себя преподавательской деятельности из числа успешно окончивших университетский курс оставлялись при университете или

направлялись в другой университет на два года для подготовки к сдаче магистерских экзаменов, подготовки и защиты диссертации на степень магистра, а затем доктора наук. Стипендиаты прикреплялись к университетским преподавателям, которые несли ответственность за их подготовку и осуществляли ежегодную аттестацию. Ученые степени в университетах могли присваиваться и русским подданным, и иностранцам [4].

Однако низкие стипендии и недостаточный двухгодичный срок подготовки профессорских стипендиатов не давали возможности эффективно использовать этот институт для подготовки кадров.

Поэтому уже в январе 1864 года была сделана попытка снижения требований к получению научных степеней. Так положение 1864 г. отменило магистерские экзамены. Для ученой степени доктора наук требовалось только представление диссертации и ее публичная защита (за исключением доктора медицинских наук). В тоже время, чтобы не снизить данным нововведением качество диссертационных работ в этом же году было установлено новое требование - назначение не менее двух официальных оппонентов [4].

Кроме того, в соответствии с данным положением (1864 г.) советам университетов было предоставлено право самостоятельно утверждать соискателей в ученых степенях кандидата, магистра и доктора, а также без испытаний утверждать в ученой степени доктора тех, кто приобрел известность своими научными трудами. Помимо того, советы университетов имели право присваивать ученую степень почетного доктора наук. Такая степень давала те же права, что и защита докторской диссертации. Общее количество почетных докторов во всех университетах России и Украины этого периода не превышала ста человек [7,4].

Необходимость автономии университетов утверждал еще М. Ломоносов, в частности о праве университетов присуждать ученые степени и о высоком статусе носителей университетских степеней (что означало включение соответствующего положения к Табели о рангах). Анализируя историю образования можно проследить, что это требование на протяжении всей последующей истории находилось в состоянии полного или частичного невыполнения.

Не является исключением и украинская высшая школа. Так, несмотря на то, что Советы университетов строго подходили к отбору претендентов на научную степень, далеко не все кандидаты находили поддержку в министерстве. Так, в 1873 году из восьми кандидатов, представленных Московским университетом, Министерство народного просвещения утвердило только троих, остальные получили отказ по соображениям неблагонадежности [4].

Несмотря на все трудности, количество научно-педагогических работников Украины постепенно увеличивалось. Так, только за период 1863-1874 гг. степень доктора наук получили 572 человека, магистра - 280 человек (тогда как за 16 предшествующих лет эти цифры соответственно равнялись 130 и 184). За 1884-1894 гг. докторские степени получили 915 педагогов [4].

Таким образом, первый этап развития системы научно-педагогического образования Украины связан, прежде всего, со становлением сети высших учебных

заведений, открытием первого специально организованного института для подготовки научно-педагогических кадров. Можно констатировать, что система научно-педагогического образования развивалась, прежде всего, через научные связи между учеными в научно-преподавательских сообществах, через обмен педагогическим опытом, приглашение зарубежных профессоров и командирование украинских ученых за границу. Все эти мероприятия приводили к росту количества преподавателей с научной степенью.

2. РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕРИОД СОВЕТСКОЙ УКРАИНЫ (1920-1991)

Второй этап развития системы научно-педагогического образования Украины характеризуется становлением и развитием Советской власти в стране. В первую очередь это связано с созданием законодательных актов и нормативных документов системы высшего образования. По содержанию они регулировали вопросы: 1) создания Института Красной Профессуры; 2) присуждения ученых степеней; 3) размеров и назначения стипендий аспирантам, 4) использования молодых специалистов; 5) образования Всесоюзного комитета по высшей школе при СНК СССР; 6) создания Высшей аттестационной комиссии.

Подзаконные акты, регулирующие и контролирующие систему научно-педагогического образования в основном рассматривали следующий круг вопросов:

1) создание и организацию вузов и НИИ как центров подготовки научных и научно-педагогических кадров;

2) статус научных работников;

3) организацию подготовки научных и научно-педагогических работников через аспирантуру;

4) присуждение ученых степеней;

5) применение постановления об ученых степенях и званиях;

6) состав Высшей аттестационной комиссии и его изменение;

7) создание и организацию Всесоюзного комитета по делам высшей школы при СНК СССР;

8) перечень вузов и НИИ, которым предоставлялось право присуждать ученую степень кандидата наук;

9) размер и назначение стипендий аспирантам в вузах и НИИ;

10) льготы штатным аспирантам;

11) меры по улучшению подбора и подготовки научных и научно-педагогических кадров;

12) меры по улучшению качества диссертационных работ и порядка присуждения ученых степеней и званий;

13) распределение лиц, оканчивающих аспирантуру с отрывом от производства

[5].

Подготовка научно-педагогических кадров была сосредоточена в аспирантурах небольшого количества вузов, которые имели хотя бы минимальное количество квалифицированного научно-преподавательского персонала и научно-исследовательских институтах Академии наук.

Уже в 30-е годы ХХ столетия в СССР сформировалась система аспирантуры и требования к диссертационным работам, за основу которой была использована немецкая модель.

Для рабочей молодежи были организованы полугодовые интенсивные занятия с целью выведения их на необходимый для выполнения программы аспирантуры уровень базовых знаний.

С началом 1930-х годов прием в аспирантуру в одной только системе высшего образования Украины превысил 1,5 тыс. чел. По профилям подготовки значительно превосходили инженерно-конструкторские и инженерно-технологические. Пропорционально выросли наборы на различные подготовительные курсы для поступления в аспирантуру. Однако максимальную скорость роста демонстрировала не высшая школа, а созданные в Харькове и Киеве физико-технические и другие научно-исследовательские институты Академии наук. Несколько медленнее, но также интенсивно возрастали возможности классических университетов -Харьковского, Киевского и Одесского [8].

В связи с увеличением конкурса в аспирантуру увеличивались и требования к кандидатам. Все поступающие в аспирантуру должны были сдать конкурсные вступительные экзамены. Как и сегодня, это было три экзамена: иностранный язык, специальность, но вместо современного экзамена по философии обязательным являлся экзамен по диалектическому и историческому материализму, или основам марксизма-ленинизма, или истории КПСС, или марксизму-ленинизму, что в целом отражает влияние идеологии на систему научно-педагогического образования. Причем программы экзаменов разрабатывались и утверждались Министерством высшего образования СССР, Министерством высшего и среднего специального образования СССР и согласовывались с ВАК СССР, кроме дисциплины по специальности, которая утверждалась только руководителем вуза.

Помимо вступительных экзаменов, к будущему научно-педагогическому работнику предъявлялся целый ряд дополнительных требований, а именно:

- социальное положение (трудящиеся);

- гражданство (граждане СССР);

- возраст (очная аспирантура до 35 лет, заочная - до 40);

- образование (высшее);

- стаж и опыт работы по специальности (наличие не менее 2-х лет после окончания вуза научного, педагогического или производственного стажа);

- способности и достижения в научно-исследовательской и педагогической деятельности;

- достижения в труде (преимущество для ударников производства);

- сфера и место трудовой деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Содержание подготовки научно-педагогических кадров, постоянно развивалось и совершенствовалось. Сущность его сводилась к следующему:

- самостоятельное изучение научной литературы на русском и иностранных языках по избранной специальности;

- посещение учебных занятий, лекций, консультаций и лабораторных занятий по специальности и смежным дисциплинам, проводимых научным руководителем, опытными профессорами и другими преподавателями;

- самостоятельное проведение отдельных видов учебных занятий со студентами по поручению научного руководителя и участие в методической работе кафедры;

- проведение не менее двух пробных лекций;

- теоретические занятия по одной из социально-экономических дисциплин;

- теоретические занятия по двум иностранным языкам;

-теоретические занятия по специальным дисциплинам в избранной аспирантом научной области;

- занятия по специальности и смежным дисциплинам;

- изучение диалектического и исторического материализма;

- участие в научно-исследовательской работе кабинета или лаборатории по специальности;

- выполнение небольшой научно-исследовательской работы, связанной с темой диссертации;

- участие в специальных семинарах, кружках и практикумах по специальности, согласно утвержденной институтом программе;

- педагогическая работа по специальности, начиная со второго года обучения, с оплатой не свыше 50 % ставки ассистента, не более 6 часов в неделю;

- самостоятельное выполнение научно-исследовательской работы, связанной с темой диссертации, начиная с первого года подготовки;

- прохождение научно-производственной практики после первого года подготовки (для аспирантов специальных кафедр, не имеющих производственного стажа по данной специальности);

- усовершенствование в иностранном языке;

- подготовка и защита диссертации.

Аспирантам, успешно окончившим курс обучения в аспирантуре, присваивалось квалификационное звание «исследователь» соответствующего профиля с вручением диплома установленного образца и предоставлением преимуществ занятия преподавательских и научных должностей, требующих повышенного уровня подготовки.

Как видно из вышеперечисленного перечня, для научно-педагогического потенциала страны практически отсутствовала теоретическая подготовка к педагогической деятельности. Вместе с тем, широко применялась педагогическая практика аспирантов, которая состояла из:

- практики в средней школе на I курсе,

- ассистентской практики в педвузе на II курсе,

- доцентской практики в педвузе на III курсе.

Поэтому в целом, практиканты или молодые преподаватели начинали свою педагогическую деятельность путем проб и ошибок и ориентировались в основном на пример своих преподавателей и на свою интуицию.

Ведущим центром научно-исследовательских институтов системы Академии наук украинского региона был Харьков, который на тот момент был столицей Украины. Киев сначала специализировался на подготовке ученых и инженеров-конструкторов, преимущественно, энергетических, машиностроительных, технологических, сельскохозяйственных и медицинских специальностей, но после преобразования его в столицу добавились и те профили, которые ранее существовали только в Харькове. Николаев был научным и производственным центром кораблестроения, Донецк - горных наук и технологий, Днепропетровск -металлургии черных и цветных металлов, добывающей промышленности и переработки первичных продуктов.

В 1932 г. административным нововведением стало заимствование немецкой системы научных степеней кандидата и доктора наук и ученых званий ассистента, доцента, профессора (введены постановлением Правительства в 1934 году). Накануне войны присуждать ученую степень доктора в системе высшего образования Украины имели право шесть харьковских вузов, три киевских и один днепропетровский. Примерно вдвое больше было тех вузов, которые присуждали ученую степень кандидата наук [8].

Вместе с тем, для повышения уровня работы профессорско-преподавательского состава СНК СССР 22 августа 1930 г. утвердил Статус о системе оплаты преподавателям высших школ СССР, который определял три уровня преподавателей высшей школы и их годовую нагрузку: профессор - 240 часов, доцент - 360 часов, ассистент - 480 часов.

Уже в 1940-1941 уч. г. кадровый состав высших учебных заведений состоял из 281 (6,6%) профессоров и 558 (13,2%) кандидатов наук, доцентов. Более 88% (3388 человек) преподавателей институтов не имели ученой степени и звания. В основном уровень преподавания был на низком уровне, за исключением университетов и педагогических институтов Киева и Харькова.

После войны система высшего образования Украины, пополнившись вузами Львова и Черновцов, с трудом восстанавливала прежний уровень и ориентировалась преимущественно на ядерные технологии, ракето- и самолетостроения, новые разделы физики, химии и биологии. Правительство приняло решение о значительных материальных и социальных стимулах для лиц с учеными степенями и научными званиями.

Количественный состав аспирантов в Украине в послевоенные годы был следующим: в 1955 году в Украине насчитывалось 3203 аспирантов, в 1959 году -2346, в 1960 году - 3058 [8]. Таким образом, несмотря на материальные и социальные стимулы для лиц с учеными степенями и то, что научно-педагогических кадров в вузах Украины катастрофически не хватало, количество аспирантов не увеличивалось.

Кроме того, диссертационные работы, которые утверждались, имели ряд общих недостатков, о чем указывалось в Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах улучшения качества диссертационных работ и порядке присуждения ученых степеней и званий» (1960 г.). Основными из них были:

- присуждение ученых степеней за работы, не имеющие теоретического и практического значения;

- значительные затруднения квалифицированных специалистов с большим производственным опытом, обогативших науку и технику крупными открытиями и изобретениями в получении ученой степени кандидата наук;

- Высшая аттестационная комиссия при Министерстве высшего и среднего специального образования не обеспечивает необходимого контроля за качеством кандидатских диссертаций.

С целью устранения вышеперечисленных проблем были предложены следующие мероприятия:

- ученые степени должны присуждать только за работы, имеющие научно-теоретическое и практическое значение, содержащие новые научные выводы и рекомендации, теоретические обобщения и новые открытия, а также опубликованные высококачественные учебники;

- на каждую диссертацию по прикладной специальности перед защитой представлять, помимо отзывов официальных оппонентов, отзыв передового предприятия, характер производства которого соответствует теме диссертации, а на диссертацию по теоретическим вопросам естественных и гуманитарных наук -отзыв соответствующего научно-исследовательского учреждения, в котором соискатель не работает;

- темы кандидатских и докторских диссертаций должны отвечать задачам современного развития науки и практики, вытекать из запросов быстро развивающихся промышленности, транспорта, сельского хозяйства и культуры;

- Высшая аттестационная комиссия должна разрешать советам вузов и НИИ принимать к защите на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук наравне с диссертациями опубликованные работы, обогатившие науку и технику новыми решениями, открытиями, а также наиболее крупные изобретения, имеющие большое народнохозяйственное значение, внедренные в производство, опубликованные в печати и зарегистрированные Комитетом по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР;

- советы вузов и НИИ должны принимать к защите по открытым темам кандидатские диссертации не ранее чем через три месяца, а докторские диссертации - не ранее чем через четыре месяца после опубликования соискателями работ по темам диссертации или самих диссертаций;

- советы вузов и НИИ обязаны повышать требования к диссертационным работам по гуманитарным наукам, представляемым к защите на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук.

В 1961 г. вышло очередное постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по улучшению подготовки научных и научно-педагогических кадров». Среди недостатков в данной сфере ЦК КПСС и Совет Министров СССР выделили следующие:

- ученые многих вузов и НИИ мало проводят научных исследований по проблемам, выдвигаемым промышленностью и сельским хозяйством, недостаточно уделяют внимания вопросам их экономического обоснования;

- в вузах и НИИ недостаточно докторов наук и профессоров; вузы слабо привлекают к педагогической работе крупных специалистов промышленности и сельского хозяйства;

- большинство оканчивающих аспирантуру не защищает в срок кандидатских диссертаций, что свидетельствует о серьезных недостатках в организации научной работы аспирантов;

- вузы слабо занимаются повышением научной квалификации специалистов, работающих непосредственно на предприятиях, в совхозах и колхозах, недостаточно участвуют в отборе лучших специалистов для подготовки из них кандидатов и докторов наук [5].

В целях улучшения подготовки и увеличения количества научных и научно-педагогических кадров ЦК КПСС и Совет Министров СССР постановили:

- обязать академии наук, министерства и ведомства устранить отмеченные недостатки в организации научно-исследовательской работы, в подготовке научных и научно-педагогических кадров; осуществить значительное расширение и повышение качества научных исследований, имеющих первостепенное значение для развития теории и практики; систематически осуществлять и улучшать подготовку научных и научно-педагогических кадров в соответствии с требованиями народного хозяйства;

- предусматривать ежегодно дополнительную численность научных работников вузов в количестве до 1000 штатных единиц для замещения преподавателями, работающими над докторскими диссертациями по актуальным народнохозяйственным или теоретическим проблемам;

- разрешить вузам освобождать от педагогической работы кандидатов наук, имеющих серьезные результаты исследований, с переводом их в число старших или младших научных сотрудников сроком до двух лет для подготовки докторских диссертаций;

- предоставить право вузам по согласованию с соответствующими министерствами и ведомствами командировать научно-педагогических работников в другие вузы и научные учреждения для выполнения научных исследований, обобщения передового опыта и внедрения законченных научных работ на срок до шести месяцев с сохранением заработной платы;

- расширить льготы аспирантам-заочникам путем освобождения по их просьбе от основной работы на один день в неделю в течение четырех лет обучения с оплатой в размере 50% от получаемой заработной платы, а на четвертом году обучения в аспирантуре дополнительно, по желанию аспирантов, еще на один-два свободных дня в неделю без сохранения заработной платы;

- расширить прием в очную аспирантуру лиц, командируемых вузами, НИИ и другими организациями;

- установить, что лица, сдавшие кандидатские экзамены, предусмотренные по данной специальности, освобождаются от вступительных экзаменов при поступлении в аспирантуру, с обязательным представлением реферата по избранной специальности;

- предоставить право Высшей аттестационной комиссии разрешать советам вузов и НИИ принимать к защите на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук, наравне с диссертациями, опубликованные в печати работы по созданию и внедрению новых оригинальных технологий и машин;

- разрешить вводить в вузах должности профессоров-консультантов;

- обязать Высшую аттестационную комиссию усилить контроль за работой советов вузов и НИИ по вопросам аттестации научных и научно-педагогических кадров;

- разрешить Высшей аттестационной комиссии утверждать в необходимых случаях объединенные советы вузов и НИИ для рассмотрения кандидатских и докторских диссертаций, с привлечением в их состав наиболее квалифицированных научных и научно-педагогических работников;

- представить Высшей аттестационной комиссии право, в порядке исключения, освобождать от частичной или полной сдачи кандидатских экзаменов лиц, преимущественно работниками производства, представивших научные работы в качестве диссертаций по наиболее актуальным для народного хозяйства вопросам;

- поручить Высшей аттестационной комиссии рассмотреть вопрос о выделении из секции технических наук самостоятельной секции строительных и архитектурных наук ВАК [5].

Вышеперечисленные мероприятия положительно повлияли на рост количества аспирантов Украины, что подробно видно в табл. 1 [8].

Таблица 1

Количественный показатель аспирантов Украины (1961-1997 гг.)

Год 1961 1963 1965 1967 1970 1980 1985 1990 1995 1996 1997

Кол-во асп-тов 3 919 6 037 7 684 8 305 13500 13200 12800 13374 17474 19227 20645

Вместе с тем, в 1987 году ЦК КПСС и Совет Министров СССР продолжили ряд мер, направленных на коренное улучшение подготовки и состава научно-педагогических и научных кадров:

- Министерству высшего и среднего специального образования СССР, Академии наук СССР перестроить деятельность аспирантуры, поднять ее роль как основной формы подготовки кадров к самостоятельной научной и педагогической работе. В этих целях:

- считать необходимым, наряду с углубленной общетеоретической подготовкой аспирантов по специальным дисциплинам, марксистско-ленинской философии, иностранному языку, предусмотреть также изучение педагогики, психологии, экономики, применения вычислительной техники, методов математического

моделирования и других дисциплин с учетом профиля подготовки аспирантов со сдачей ими соответствующих экзаменов по месту обучения;

- ввести для лиц, успешно окончивших курс обучения в аспирантуре, квалификационное звание «исследователь» соответствующего профиля (инженер-исследователь, экономист-исследователь и другие) с вручением им диплома и предоставлением преимуществ при занятии должностей, требующих повышенного уровня подготовки. Установить, что к защите диссертации допускаются лица, прошедшие полный курс обучения в аспирантуре с отрывом (без отрыва) от производства и выполнившие самостоятельную научно-исследовательскую работу;

- обеспечить преимущественное развитие аспирантуры с отрывом от производства, значительно повысив ее эффективность. Сосредоточить подготовку научно-педагогических и научных кадров в высших учебных заведениях, научных учреждениях и организациях, располагающих высококвалифицированными кадрами и современной лабораторно-исследовательской базой;

- пересмотреть сложившуюся практику отбора в аспирантуру, стимулировать поступление в нее способной молодежи, прежде всего специалистов, имеющих творческие достижения, а также выпускников вузов по рекомендациям советов высших учебных заведений. Комплектование аспирантуры осуществлять на основе конкурсного отбора. На заочное отделение аспирантуры принимать лиц, имеющих опыт педагогической или исследовательской работы. Выпускникам аспирантуры время обучения засчитывать в стаж научно-педагогической работы [5].

Таким образом, основными тенденциями в системе научно-педагогического образования в период Советской Украины были: создание законодательных актов и нормативных документов системы высшего образования, увеличение сети аспирантур и докторантур, заимствование немецкой системы научных степеней кандидата и доктора наук и ученых званий ассистента, доцента, профессора, увеличение номенклатуры специальностей, повышение требований к поступлению и обучению в аспирантурах, увеличение внимания к педагогической подготовке аспирантов.

3. РЕОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕРИОД НЕЗАВИСИМОСТИ УКРАИНЫ (1991 - ПО НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ)

Третий этап развития украинской системы научно-педагогического образования начинается с 1991 года, что, прежде всего, связано с распадом Советского союза и становлением Независимости Украины.

Так, в первые годы становления независимости Украины система научно-педагогического образования была во многих аспектах простым продолжением советского периода, поскольку значительные изменения в этой сфере требовали определенного времени для своей организации и материально-кадрового обеспечения. Острая потребность в ускорении образовательно-культурных и политико-экономических изменений стала причиной того, что Указом Президента Украины от 4 марта 1992 года № 124 на базе нескольких научно-исследовательских педагогических подразделений была создана Академия педагогических наук Украины.

В условиях резкого уменьшения национального бюджета и сокращение государственной поддержки всего научно-технического развития Украины, была ликвидирована часть научно-исследовательских структур, а оплата преподавателей и

научных работников упала до крайне низкого предела. В результате только за 1994-1995 уч. год более 7000 преподавателей покинули вузы, преимущественно кандидатов и докторов наук (соответственно 3668 и 305) [8].

Важными событиями в развитии системы научно-педагогического образования Украины стали решения Президента и Кабинета Министров, а именно:

- создание объединенного Министерства образования Украины;

- создание Высшей аттестационной комиссии (ВАК) Украины;

- порядок присуждения научных степеней и присвоения ученых званий.

В 1992 году функциями и полномочиями ВАК Украины стали:

- формирование сети специализированных ученых советов по защите диссертаций и контроль за их деятельностью;

- утверждение перечня специальностей научных работников, согласованного с заинтересованными органами центральной исполнительной власти;

- нострификация документов о присуждении ученых степеней и ученых званий, выданных другими государствами;

- информационное, научно-методическое обеспечение этой деятельности путем издания и распространения материалов соответствующего содержания;

- оформление и вручение дипломов доктора и кандидата наук и аттестата старшего научного сотрудника;

- отменять в пределах своей компетенции решения специализированных и ученых советов в случае нарушения установленного порядка аттестации научных и научно-педагогических работников (в 2006 г. президиум ВАК отклонил 10 докторских и 30 кандидатских диссертаций, 6 ходатайств о присвоении ученого звания старшего научного сотрудника) [10];

- организовывать при необходимости дополнительную экспертизу диссертационных работ и аттестационных дел;

- лишать в установленном порядке научных и научно-педагогических работников научных степеней и ученых званий [8].

Согласно Положению о Министерстве образования Украины (1992 г.) относительно системы научно-педагогического образования решались следующие задачи:

- определять потребность образовательных учреждений и учреждений Украины в научных и научно-педагогических кадрах;

- путем открытия в установленном порядке в высших учебных заведениях аспирантуры и докторантуры обеспечивать подготовку научных и научно-педагогических кадров;

- осуществлять организационное, методическое и информационное обеспечение деятельности аспирантуры и докторантуры;

- в установленном порядке присваивать ученые звания доцента и профессора научно-педагогическим работникам высших учебных заведений;

- вносить свои предложения в ВАК Украины о создании в подведомственных учреждениях, учреждениях и организациях специализированных ученых советов по защите кандидатских и докторских диссертаций [8].

Таким образом, вышеназванные изменения в системе научно-педагогического образования повлияли на ряд значительных позитивных изменений:

- объединение специальностей в различных отраслях науки и открытие совершенно новых, таких, как «информационные технологии в медицине и биологии», «общественные коммуникации», «гибкие производственные системы», «техногенная безопасность», «украиноведение», «культурология», «крымско-татарская литература» и др.;

- внесены изменения в содержание подготовки магистрантов и аспирантов: введены новые курсы, в частности теоретическая подготовка к будущей педагогической деятельности (Педагогика и психология высшей школы);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- увеличение количества и изменение территориального расположения специализированных советов Украины;

- увеличение количества аспирантуры и докторантуры (табл. 2) [8].

Таблица 2

Количественный показатель развития аспирантуры и докторантуры Украины

(1990-1997 гг.)

1990 1995 1996 1997

Количество организаций, 291/93 374/158 381/170 386/184

имеющих аспирантуру/

докторантуру В том числе: ВУЗ 118/44 159/85 163/96 170/103

НИИ 173/49 215/73 218/74 216/81

Количество аспирантов/ 13374/503 17474/1105 19227/1197 20645/1233

докторантов В том числе: ВУЗ 8726/361 13480/836 15107/912 16595/953

НИИ 4648/142 3984/269 4120/285 4050/280

Прием в аспирантуру/ 4162/203 6261/436 6804/434 6776/449

докторантуру В том числе: ВУЗ 2764/141 4961/319 5423/341 5551/353

НИИ 1398/62 1300/117 1381/93 1225/96

Выпуски из аспирантуры/ 3377/123 3372/224 3754/302 4006/352

докторантуры В том числе: ВУЗ 2233/102 2451/160 2825/233 3101/274

НИИ 1144/21 921/64 929/69 905/78

С защитой диссертации 584/37 551/49 678/56 707/59

В том числе: ВУЗ 458/33 437/40 551/42 586/48

НИИ 126/4 114/9 127/14 121/11

В связи с увеличением количества аспирантур и докторантур повышались и требования к оформлению диссертационных работ. Так, в ноябре 1996 г. президиум ВАК Украины утвердил постановление, которым запрещался прием к защите диссертаций в форме научного доклада, а также переаттестация докторов и кандидатов наук, которые защитились таким образом в других странах после 1 декабря 1996 г. Данным документом предусматривалась и возможность защиты докторской диссертации по общественным и гуманитарным наукам лишь при наличии авторской монографии соискателя, опубликованной после ее рецензирования двумя докторами наук, а также и рекомендации ученым советом академического или научно-исследовательского института или высшего учебного заведения; диссертации по

естественным и техническим наукам - при наличии не менее 15 публикаций основного содержания работы в специализированных научных изданиях. Ведущими организациями по диссертациям решено было назначать только научное учреждение или высшее учебное заведение, которое входит в перечень, утвержденный ВАК. Кроме того, в 1997 г. ВАК ввел обязательный минимум публикаций основных результатов диссертаций - 3 для кандидатских и 20 для докторских [10].

На сегодняшний день система научно-педагогического образования Украины согласно Международной стандартной классификации образования имеет шестой (наивысший) уровень, по примеру американского доктора философии. В Украине, в отличие от большинства европейских стран, Канады и США, данный уровень имеет два этапа: образование в аспирантуре и докторантуре.

Перечень должностей научно-педагогических кадров устанавливает Кабинет Министров Украины. Основными из них являются: ассистент, преподаватель, старший преподаватель, директор библиотеки, научный работник библиотеки, доцент, профессор, заведующий кафедрой, декан, проректор, ректор. На эти должности работники выбираются по конкурсу.

Научной степенью является кандидат и доктор наук, научными званиями -старший научный сотрудник, доцент, профессор.

Научно-педагогические кадры для высших учебных заведений готовят вузы III и IV уровней аккредитации, в частности через магистратуру, аспирантуру (адъюнктуру), докторантуру.

Так, на 2008 г. в 353 высших учебных заведениях III и IV уровней аккредитации среди научно-педагогических работников было 12,4 тыс. докторов наук (7,1% научно-педагогического персонала), 12,1 тыс. профессоров (7,1%) и 62,3 тыс. кандидатов наук, (28,1%) и 44,3 тыс. доцентов (21,9%). Вместе с тем, почти половина преподавателей в вузах не имеют необходимой научной и ученой квалификации [1].

Основной формой подготовки научно-педагогических кадров для высших учебных заведений III и IV уровней аккредитации остается аспирантура и докторантура, в которых готовят кадры высшей квалификации - кандидатов и докторов наук, предлагают необходимые виды учебных занятий - лекции, лабораторные, семинарские, практические, индивидуальные занятия, консультации. Подготовка кандидатов и докторов наук осуществляется высшими учебными заведениями III и IV уровней аккредитации, научно-исследовательскими организациями и их подразделениями.

По данным 2007 г. в Украине аспирантура функционирует в 507 организациях, в которых обучается 32,5 тыс. аспирантов, в частности в 244 высших учебных заведениях, в которых готовят 27,3 тыс. (84%) аспирантов. Докторантура - в 252 организациях с 1,4 тыс. докторантов, в том числе 1,2 тыс. (81%) докторантов в 163 высших учебных заведениях. Таким образом, большинство аспирантов и докторантов обучается именно в высшей школе.

Эффективность отечественной аспирантуры и докторантуры не высока: с защитой диссертации первую заканчивают 21% аспирантов, вторую - 20% докторантов. При этом эффективность аспирантуры и докторантуры в высшей школе немного больше -соответственно 24% и 23%.

Защиты диссертационных работ происходят в более 750 специализированных ученых советах по 27 областям науки и почти 500 научным специальностям. В год защищается более 5 тыс. кандидатских диссертаций и более 700 докторских [1].

Но, несмотря на увеличение присуждения научных степеней и присвоения ученых званий, высококвалифицированных научно-педагогических работников в высшей школе

хронически не хватает. Одной из причин является увеличение количество высших учебных заведений III и IV уровней аккредитации.

Подписание Украиной Болонского договора (2005 г.) требует пересмотреть принципы и содержание подготовки научно-педагогических кадров в соответствии с рекомендациями стран-участниц Болонского процесса к третьему циклу высшего образования. В частности, усовершенствования требуют принципы планирования подготовки аспирантов по конкретным специальностям, порядок зачисления в аспирантуру по программам третьего цикла, а также необходимо уделять большее внимание психолого-педагогической подготовке будущих научно-педагогических работников. В тоже время, выполняя эти требования, необходимо сберечь отечественный накопленный опыт и традиции.

В рамках требований Болонского процесса происходит укрупнение сети высших учебных заведений и создание региональных университетских центров. На протяжении 2010-2012 гг. создано девять региональных университетских центров на базе 22 высших учебных заведений. Наиболее эффективным проектом стало создание Криворожского государственного университета, в состав которого вошли два университета, два научно-исследовательских института и два структурных подразделения других высших учебных заведений.

Вместе с тем, значительным достижением является бюджетная программа по обучению студентов и стажировке аспирантов, научных и научно-педагогических работников в ведущих зарубежных высших учебных заведениях. Так, в 2011-2012 учебном году, впервые, направлено на обучение или стажировку в ведущие зарубежные высшие учебные заведения 275 человек, из 36 украинских вузов: 106 студентов, 82 аспирантов и 87 научно-педагогических работников. В течение 2012-2013 учебного года предусмотрено направить уже 353 человека на обучение или стажировку в ведущие высшие учебные заведения за рубеж с 47 украинских высших учебных заведений: 180 студентов, 73 аспиранта и 100 научно-педагогических работника. В частности, в 20122013 учебном году, по результатам рассмотрения дел претендентов, Конкурсная Комиссия Министерства образования и науки, молодежи и спорта Украины выделила 12 грантов соискателям от Таврического национального университета для стажировки в ведущих университетах Европы за бюджетные средства [6].

Таким образом, основными тенденциями развития системы научно-педагогического образования в период независимости Украины являются: уменьшение национального бюджета и сокращение государственной поддержки всего научно-технического развития Украины, объединение специальностей в различных отраслях науки и открытие новых; внесены изменения в содержание подготовки аспирантов; увеличение количества и изменение территориального расположения специализированных советов Украины; создание региональных университетских центров; увеличение количества аспирантур и докторантур; повышение требований к оформлению и защите диссертационных работ, развитие бюджетной программы по обучению студентов и стажировке аспирантов, научных и научно-педагогических работников в ведущих зарубежных высших учебных заведениях.

ВЫВОДЫ

Становление и развитие системы научно-педагогического образования Украины, как и вся система образования, находится в тесной взаимосвязи с историческими, политическими и социально-экономическими событиями в стране. Модернизация

системы научно-педагогического образования должна происходить в соответствии с национальным опытом и традициями.

Ретроспективный анализ развития системы научно-педагогического образования Украины позволил выделить три этапа развития исследуемой системы: первый этап -Становление системы научно-педагогического образования (1661-1920 гг.); второй этап - Развитие системы научно-педагогического образования в период Советской Украины (1920-1991 гг.); третий этап - Реорганизация системы научно-педагогического образования Украины (с 1991 г. - по настоящее время).

Установлено, что научно-педагогическое образование Украины берет свое начало с 1661 г., в связи с открытием первого классического университета - Львовского. Первым специально организованным институтом для подготовки научно-педагогического потенциала страны стал институт профессорских стипендиатов - 1863 г., в котором была осуществлена программа по подготовке научных кадров, основа которой применяется и сегодня.

Украинская система научно-педагогического образования имеет богатый исторический опыт: это и обмен передовым педагогическим опытом, как в рамках страны, так и с зарубежными университетами; созданием научных сообществ; создание системы аспирантуры и докторантуры; развитие специализированных ученых советов и многое другое.

Однако, несмотря не созданные научные украинские традиции и на сегодняшний день остаются актуальными те вопросы, которые волнуют научно-педагогическую общественность более трех веков:

- почти половина преподавателей в вузах не имеют необходимой научной и ученой квалификации;

- сосредоточение в аспирантурах исследовательского направления и практически отсутствие педагогического образования;

- постоянно увеличивающаяся нагрузка научно-педагогического состава;

- отсутствие морального, материального поощрения труда ученых с целью стимулирования творческой активности научных работников, свободы их научной деятельности;

- отсутствие автономии университетов, в частности в вопросах присуждения научных степеней.

Тенденции современного вектора развития высшей школы Украины в рамках Болонского процесса требует новых прогрессивных шагов на пути совершенствования системы научно-педагогического образования, причем не только по пути европейских требований, но и творчески применяя лучший национальный опыт и традиции.

Список литературы

1. Педагогжа вищо! школи / [Андрущенко В.П., Бех 1.Д., Волощук 1.С. та ш.] ; под ред. В.Г.Кременя, В.П.Андрущенка, В.1.Лугового. - К. : Педагопчна думка, 2009. - 256 с.

2. Глузман А. В. Университетское педагогическое образование: опыт системного исследования / Александр Владимирович Глузман. - К. : Видавничий центр «Просвгга», 1996. - 312 с.

3. Довщник здобувача наукового ступеня : зб. нормат. док. та шформацшних матерiалiв з питань атестацй наукових кадрiв вищо! квалiфiкацil / упоряд. Ю. I. Цеков. - К. : Редакцш "Бюлетеня Вищо! атестацшно! комiсii Украши", 2000. - 64 с.

4. Ивкина Т. В. Система подготовки научно-педагогических кадров российских университетов по университетским уставам 1863 и 1884 годов [Электронный ресурс] / Т. В. Ивкина, И. А. Подольская. -Режим доступа : http://vestnik.uapa.ru/ru-ru/issue/2009/01/20/

5. Кононова С. В. Становление и развитие государственной системы подготовки научных кадров через аспирантуру в России (1918-2004): дис. ... кандидата педагопчних наук : 13.00.01/ Кононова Светлана Викторовна. - Невинномысск., 2005. - 347 с.

6. Международный портал Таврического национального университета имени В. И. Вернадского [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://global.crimea.edu/ru/node/543

7. Микитюк О. М. Теорiя i практика оргашзацй науково-дослщно! роботи у вищих закладах освгги Украши в Х1Х ст. : автореф. дис. на здобуття наук. ступеня доктора пед. наук : спец. 13.00.01 "Загальна педагогжа та кторш педагогжи" / О. М. Микитюк. - К., 2004. - 42 с. .

8. Пожившова О. В. Розвиток систем подготовки наукових i науково-педагопчних кадрiв вищо! квалiфiкацií в Сропейському регюш та Укра'ш (1990-2005 рр.): дис. ... кандидата пед. наук : 13.00.01/ Пожившова Олена Володимирiвна. - К., 2006. - 181 с.

9. Про схвалення Концепци Державно! цшьово! програми "Наука в ушверситетах" на 2008-2012 роки. [Електронний ресурс] : Кабшет Мiнiстрiв Украши; Розпорядження, Концепцш вщ 18.07.2007 № 548-р - Режим доступу : http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/548-2007-р

10. Шаповаленко О. И. Высшая аттестационная комиссия Украины. Подготовка и аттестация научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации в Украине [Электронный ресурс] : Материалы международной научно-практической конференции «Подготовка научных кадров высшей квалификации в условиях инновационного развития экономики. Региональные, межрегиональные и международные аспекты» / Под ред. И. В. Войтова - Минск: ГУ «БелИСА», 2007. - 200 с. - Режим доступа: http://belisa.org.by/ru/izd/other/Kadr2007/kadr07 27.html

Скоробогатова М. Р. Розвиток системи науково-педагопчно!" осв^и в Укра!ш / М. Р.

Скоробогатова // Вчеш записки Тавршського нацюнального ушверситету iменi В.1. Вернадського. Серiя: Проблеми педагопки середньо! i вищо! школи. - 2013. - Т.26 (65), №2 . - С.36-55. Здшснено ретроспективний аналiз становления та розвитку системи иауково-педагогiчиоi' освiти Украши. Видтено три етапи розвитку: I - становлення системи иауково-педагогiчиоi' освгга (16611920 рр.); II - розвиток системи науково-педагопчно!' освiти в перюд Радянсько!' Украши (1920-1991 рр.); III - реоргаиiзацiя системи науково-педагопчно!' освiти Украши (з 1991 р. - по тепершшй час). Визначено основш теидеицii розвитку системи науково-педагопчно! освiти Украши: кiлькiсиий i яюсний склад аспiраитiв (иауково-педагогiчиих працiвиикiв), напрямок i змiст пiдготовки, позитивиi та негативш под1'', що супроводжують наукову школу Укра'ни.

Ключовi слова: науково-педагопчна освiта, иауково-педагогiчиа дiяльиiсть, теидеицii науково' школи.

Skorobogatova M. R. Development of science teacher education in Ukraine / M. R. Skorobogatova // Scientific Notes of Taurida National V. I. Vernadsky University. - Series: Issues of Secondary and Higher School Education. - 2013. - Vol. 26(65), No.2. - P. 36-55.

The article is a retrospective analysis of the formation and development of the research and teaching of Education. Three stages of development: I - formation of science teacher education (1661-1920 years.); II -development of science teacher education in the period of Soviet Ukraine (1920-1991 years); III -reorganization of science teacher education in Ukraine (1991 - present). The main trends in the development of science teacher education in Ukraine: quantity and quality of graduate students (of the teaching staff), the direction and content of training, and positive and negative events that accompany the scientific school of Ukraine.

Keywords: research and teacher education, research and teaching activities, trends research school.

Поступила в редакцию 11.10.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.