НАУЧНЫЕ И ИНЖЕНЕРНЫЕ КАДРЫ. ПРОБЛЕМЫ ИХ ВОСПРОИЗВОДСТВА
2004.04.027. ГУЛЬКО Н.В., МОРОЗЕВИЧ А.Н., ШАРШУНОВ В.А. ПОДГОТОВКА НАУЧНЫХ КАДРОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: ИТОГИ И ПРОБЛЕМЫ // Вышэйшая школа. - Минск, 2003. - № 1. -С. 10-16.
Ключевые слова: научные и научно-педагогические кадры, СССР, ученые степени.
Авторы статьи - кандидат химических наук Н.В.Гулько и доктора технических наук А.Н.Морозевич и В.А.Шаршунов - прослеживают историю становления научных кадров в СССР и в Беларуси начиная с 30-х годов прошлого века и кончая сегодняшним временем.
На социально-экономическую стабильность государства, его внутреннее благосостояние и конкурентоспособность на международной арене существенное влияние оказывает интеллектуальный потенциал. Поэтому высокоразвитые страны затрачивают большие усилия на создание и обеспечение жизнедеятельности научных центров. Доля населения, занятого в научно-технологических разработках и проектах, в таких странах достаточно высока, говорится в статье. В США, например, на 10 тыс. населения приходится 110 исследователей, в Германии, Франции, Англии - 70, в России - 47 человек. В Беларуси же на 10 тыс. населения приходится лишь 34 научных и научно-педагогических работника. Доля специалистов высшей квалификации - кандидатов и докторов наук - еще ниже. Однако, чтобы изменить сложившееся положение в лучшую сторону, правительство Беларуси уже начинает делать первые шаги. В республике уже определена стратегическая задача. В качестве основных государственных приоритетов научно-технического развития признаны наука и образование. Важнейшим условием обеспечения стратегических приоритетов развития государства являются создание и укрепление на-
учного потенциала, оптимизация структуры системы аттестации и повышения качества подготовки научных кадров.
Далее авторы рассматривают систему аттестации ученых, которая была создана в СССР в 1932 г. Эта система носила межведомственный характер и «рассматривала присуждение ученых степеней доктора и кандидата наук, присвоение ученых званий профессора, доцента и старшего научного сотрудника как важнейший стимул непрерывного образования, творческого роста, активизации научно-педагогической деятельности» (с. 10). Специально созданный орган государственного управления -Высшая аттестационная комиссия (ВАК) - обеспечивал единые требования к соискателям ученых степеней и званий.
После распада СССР в начале 90-х годов прошлого века бывшие республики стали суверенными государствами, теперь им предстояло самостоятельно определить судьбу своей науки и сформулировать задачи научно-технического развития. Здесь возникли определенные сложности, поскольку примерно 2/3 проводимых в СССР научных исследований были связаны с «оборонной» тематикой. Около 2/3 всего научно-кадрового потенциала было сосредоточено на территории России. В табл. 1 представлена доля научных работников в общей численности населения некоторых республик (с. 11).
Таблица 1 (с. 11)
Доля республики или региональной группы республик в общей численности населения и научных кадров СССР на начало 1989 г. (в %)
Республика (региональная группа республик) Доля в общей численности
населения научных работников
всего кандидатов наук докторов наук
Всего 100,0 100,0 100,0 100,0
Россия 51,4 67,8 64,0 67,2
Украина 18,0 14,4 14,9 13,7
Центральная Азия 17,2 7,0 8,3 6,2
Закавказье 5,5 4,8 5,9 6,9
Беларусь 3,6 2,9 3,0 2,4
Прибалтика 2,8 2,4 3,0 2,8
Молдова 1,5 0,7 0,9 0,8
Говоря о Беларуси, авторы отмечают, что во времена СССР республика рассматривалась как аграрная, и ее промышленный потенциал
был в основном ориентирован на роль «сборочного цеха» в СССР. Только в России и Украине подготовка высококвалифицированных кадров велась по всем отраслям науки, хотя и для них была характерна определенная специализация. В остальных же республиках исследования проводились далеко не по всем научным специальностям. Следовательно, и в молодых суверенных государствах, в начале 90-х годов отделившихся от России, обеспеченность научными кадрами высшей квалификации была неудовлетворительной. По состоянию на 1992 г., из 523 специальностей научных работников в России исследования велись по 96,2% специальностей; в Украине - по 65,6; в Беларуси - по 35; Узбекистане - по 33,2; в Грузии - по 32,3; в Казахстане - по 26,6; в Азербайджане - по 21; в Армении - по 17,2; в Молдове - по 16,5; в Киргизстане - по 6,3; в Туркменистане - по 5,4; в Таджикистане - по 5%.
Белорусские ученые выполняли многие научные программы, которые являлись разделами общесоюзных программ, и в рамках этих же программ готовились научные кадры. После отделения Беларуси от СССР ряд научных направлений потеряли исследовательскую и учебно-подготовительную базу для воспроизводства научных кадров. В это время перед республикой встала задача переориентации на собственные нужды своей экономики и науки. В 1992 г. были сформированы национальные органы аттестации, базовые принципы которой остались теми же, что и для СССР, так как 60-летняя история подтвердила их объективность. По состоянию на конец 1992 г., в Беларуси было 129 (64 докторских и 65 кандидатских) специализированных советов по 196 специальностям, перед ВАК Беларуси стояли следующие задачи:
- охват всего спектра специальностей, по которым в республике ведутся исследования;
- кадровое обеспечение науки, образования и отраслей экономики высококвалифицированными специалистами;
- учет потребностей отдельных регионов республики.
В настоящее время наиболее серьезной проблемой становится старение научных и научно-педагогических кадров. По данным белорусского Министерства статистики и анализа, из числа занимающихся научно-исследовательской работой каждый второй доктор наук и каждый пятый кандидат наук находятся в возрасте 60 лет и старше. Среди профессорско-преподавательского состава государственных вузов возраст свыше 61 года имеют 60,3% профессоров и 28,3% доцентов. Это объясняется тем, что кадровый потенциал белорусской науки уже в течение ряда лет нахо-
дится на уровне минимально необходимого воспроизводства, что было обусловлено:
- продолжающимся процессом старения научных кадров;
- падением привлекательности сферы научной деятельности для одаренной молодежи;
- недостаточной интеграцией науки и высшего образования в деле подготовки высококвалифицированных научных кадров;
- существенным падением общественного престижа научного труда и профессии ученого;
- трудностями самореализации в науке потенциала личности;
- низким уровнем социальной защищенности научных работников.
Планирование подготовки научных кадров высшей квалификации
в Беларуси проводится, как правило, «от достигнутого» и сводится к выделению денежных средств на аспирантуру, докторантуру и соискательство. На уровень факультетов спускаются определенные квоты, и по предложениям кафедр идет в значительной мере стихийное, т.е. не скорректированное с реальной потребностью государства в специалистах определенного профиля, формирование планов набора. Все это в конечном итоге ведет к тому, что эффективность аспирантур (докторантур) крайне низка. Успешно завершают учебу в аспирантуре, а значит, подготавливают к защите кандидатские диссертации, лишь от 3 до 10% выпускников, что ниже этого показателя по России. На завершение диссертационного исследования большей части выпускников аспирантуры и докторантуры затрачивается дополнительно от трех до пяти лет. «Рекордный срок работы над докторской и кандидатской диссертациями после окончания докторантуры и аспирантуры составил 24 и 29 лет соответственно» (с. 15). Основными причинами этого можно назвать отсутствие научного задела у поступающих в аспирантуру, неэффективное научное руководство, слабую информационную и материальную базу вузов и НИИ.
Далее в статье приводятся две таблицы, показывающие, сколько ученых степеней и званий было присуждено в разные годы в Беларуси (табл. 2) и по каким специальностям ВАК присудила ученые степени в 1998-2001 гг. (табл. 3).
Таблица 2 (с. 13)
Присуждение ученых степеней и присвоение ученых званий в Республике Беларусь: сравнительные данные по годам
Год Ученые степени Ученые звания
присуждены отклонены и сняты с рассмотрения присвоены отклонены и возвращены в советы
д. н. к. н. всего д. н. к. н. всего проф. доц. всего проф. доц. всего
1993 - - - - - - 119 505 615 20 55 75
1994 3 43 46 0 0 0 113 329 446 19 12 31
1995 38 290 328 1 9 10 107 297 404 17 3 20
1996 84 351 435 8 7 15 67 208 275 3 1 4
1997 82 432 514 7 7 14 103 358 461 25 18 43
1998 89 398 487 3 2 5 66 314 380 16 7 23
1999 105 468 573 6 7 13 63 326 389 11 10 21
2000 112 594 706 1 2 3 102 347 449 25 12 37
2001 117 605 721 6 4 10 94 374 468 29 14 43
2002 22 153 177 1 1 2 8 108 116 4 7 11
Всего за 19932002 гг. 625 3334 3987 33 39 72 842 3166 4003 169 139 308
* По состоянию на 10.04.2002 г. - дату последнего заседания Президиума ВАК Беларуси.
Таблица 3 (с. 13) Присуждение ученых степеней ВАК Беларуси (1998-2001)
Присуждено % отклоненных
1998 г. | 1999 г. | 2000 г. | 2001 г. | Всего
Кандидат наук
Естественные, технические и аграрные науки 261 256 359 374 1250 0,10
Гуманитарные и общественные науки 137 212 236 230 815 1,72
Всего 398 468 595 604 2065 0,72
Доктор наук
Естественные, технические и аграрные науки 57 79 79 78 293 3,75
Гуманитарные и обществен- 32 26 33 39 130 3,07
ные науки
Всего 89 105 112 117 423 3,78
Вообще ученые звания в республике стали присваивать с 1993 г., а ученые степени - с 1994 г. Для того чтобы обеспечить единство требований при аттестации соискателей ученых степеней и ученых званий, а также для научной экспертизы поступивших в ВАК Беларуси материалов, в структуре ВАК создаются экспертные советы. В течение 19941995 гг. было сформировано 25 экспертных советов. Сегодня в ВАК работает 31 экспертный совет, в котором представлены 314 известных ученых.
За время существования национальной системы аттестации Республики Беларусь ученые степени доктора наук присуждены 652 и кандидата наук - 3334 соискателям, ученые звания профессора присвоены 842 и доцента - 3166 соискателям. Однако следует заметить, что представленные в табл. 2 данные отражают и такой факт: не по всем аттестационным делам соискателей ученых степеней и ученых званий выносятся положительные решения. Так, было отклонено около 4% ходатайств о присуждении ученой степени доктора наук и около 20,1% - о присвоении звания профессора.
Все же итоги десятилетней работы ВАК показывают, что трудности современного этапа развития науки в республике не отталкивают от нее талантливую молодежь: 12 докторов наук защитили диссертации в возрасте 30-35 лет, кандидатами наук в 24-25 лет стали 66 молодых ученых, а С.Л.Соболевский защитил кандидатскую диссертацию по математике в Гродненском госуниверситете в 21 год. Публикации соискателей ученых степеней существенно расширяют научно-информационный потенциал республики: более 600 монографий и более 11,5 тыс. статей в научных журналах опубликовано докторами и кандидатами наук, получившими степень в 1999-2002 гг.
В заключение авторы пишут, что сегодня в Беларуси планка требований, как отмечают и аттестационные органы других государств СНГ, не была снижена. Нормативные требования ВАК Беларуси одинаковы и по отношению к соотечественникам, и к иностранным гражданам. Это не отпугивает зарубежных соискателей: в Беларуси выполнили и защитили диссертации 199 граждан 45 государств, включая Германию, Болгарию, Венгрию, Польшу, Бельгию, страны Балтии, Китай, Корею, Индию и ряд арабских государств. Несмотря на имеющиеся недостатки, престиж белорусской науки все же достаточно высок, и это подтверждает тот факт, что
за последнее десятилетие высокоразвитые страны Европы, а также США, Канада, Израиль, Австралия принимают белорусских ученых и преподавателей со степенью, предоставляя им рабочие места в своих университетах и научных центрах.
Е.Н.Рачкова
2004.04.028. МАРТЫНЮК А.В. СОВРЕМЕННЫЙ НЕМЕЦКИЙ УНИВЕРСИТЕТ // Вышэйшая школа. - Минск, 2003. - № 1. - С. 27-32.
Ключевые слова: высшее образование, университеты, специализированные вузы, семинары, постдипломное образование.
Статья доктора философии А. В. Мартынюка освещает различные стороны деятельности высших учебных заведений Германии.
Во введении автор пишет, что реформирование системы высшего образования Республики Беларусь характеризуется направленностью на создание системы двухступенчатой подготовки специалистов и на введение новых академических степеней (бакалавр, магистр), соответствующих международным стандартам. Это вызывает повышенный интерес к опыту других стран, тем более что сейчас во многих из них готовится или уже проводится реформа высшей школы, а также дискутируются различные модели высшего образования.
Система высшего образования в Германии. В настоящее время система высшего образования Германии включает в себя около 280 высших учебных заведений, где ведется подготовка по 650-700 специальностям. Все вузы делятся на две основные группы: университеты и так называемые «специализированные вузы» (РасЬИо^сИик). По сравнению со специализированными вузами университеты представляют собой более высокую ступень обучения, поскольку в спецвузах обучение носит несколько упрощенный характер, диплом не признается равноценным университетскому и учащиеся по окончании обучения не получают ученые степени. Автор отмечает, что «в целом можно сказать, что специализированные вузы не пользуются авторитетом и популярностью в Германии, на их долю приходится 20-25% всех обучающихся студентов, часть из которых стремится доучиться в университете» (с. 27).
Немецкий университет представляет собой автономную организационную единицу, основными носителями которой являются также автономные факультеты. Фактически, пишет автор, университет независим от