Научная статья на тему 'Аттестация научных работников высшей квалификации в Республике Беларусь:основные тенденции развития'

Аттестация научных работников высшей квалификации в Республике Беларусь:основные тенденции развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
450
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА И АТТЕСТАЦИЯ НАУЧНЫХ РАБОТНИКОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ / ДОКТОР НАУК / КАНДИДАТ НАУК / ДИССЕРТАЦИЯ / СОВЕТ ПО ЗАЩИТЕ ДИССЕРТАЦИЙ / ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пальчик Геннадий

В статье анализируется статистика рассмотрения диссертаций в ВАК Республики Беларусь за 2005-2014 гг. в разрезе отраслей науки, а также министерств и ведомств,в которых выполнялись диссертационные исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Higher qualification researchers rating in the Republic of Belarus: Main trends of development

The article gives the statistical information on the dissertations, confirmed by the Higher Attestation Commission of the Republic of Belarus during the period 2005-2014, which were carried out in different sectors of science and at different institutions.

Текст научной работы на тему «Аттестация научных работников высшей квалификации в Республике Беларусь:основные тенденции развития»

Аттестация научных работников высшей квалификации в Республике Беларусь:

основные тенденции развития

Резюме. В статье анализируется статистика рассмотрения диссертаций в ВАК Республики Беларусь за 2005-2014 гг. в разрезе отраслей науки, а также министерств и ведомств, в которых выполнялись диссертационные исследования.

Ключевые слова: подготовка и аттестация научных работников высшей квалификации, доктор наук, кандидат наук, диссертация, совет по защите диссертаций, экспертный совет.

Геннадий Пальчик,

Председатель Высшей

аттестационной комиссии

Республики Беларусь, доктор

педагогических наук

Система государственного регулирования подготовки и аттестации научных работников высшей квалификации в нашей стране регламентируется Указами Президента Республики Беларусь от 17.11.2004 г. №560 «Об утверждении Положения о присуждении ученых степеней и присвоении ученых званий в Республике Беларусь» и от 01.12.2011 г. №561 «О некоторых вопросах подготовки и аттестации научных работников высшей квалификации». В соответствии с данными законодательными актами национальная система аттестации состоит из советов по защите диссертаций (СЗД), экспертных советов (ЭС) и Президиума Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь (ВАК), который является главным научно-аттестационным органом. В названных документах законодательно определены требования, которые предъявляются к уровню диссертационных работ на соискание ученой степени доктора наук и кандидата наук, закреплено

нормативное правовое регулирование порядка проведения предварительной экспертизы и защиты диссертационной работы, процедуры рассмотрения диссертации и аттестационного дела соискателя в ВАК.

Основным звеном системы аттестации научных работников высшей квалификации являются советы по защите диссертаций, которые проводят экспертизу докторских и кандидатских диссертаций по 23 отраслям науки. В Республике Беларусь по состоянию на июль 2015 г. действуют 167 советов по защите диссертаций (129 докторских и 38 кандидатских), из них в учреждениях высшего образования созданы 114 советов, а при научных организациях - 53 (рис. 1). Актуальная информация о деятельности СЗД размещена на официальном сайте ВАК - http://www.vak.org.by.

В своем большинстве СЗД созданы при учреждениях послевузовского образования, их основное количество сконцентрировано в г. Минске. Экспертизу диссертаций в СЗД проводят

Технические Медицинские Биологические Физико-математические Экономические Филологические Сельскохозяйственные Педагогические Юридические Исторические Химические Искусствоведение Психологические Философские Ветеринарные Социологические Политические Географические Военные Фармацевтические Культурология Архитектура Геолого-минералогические

Рис. 1.

Количество СЗД по отраслям науки (2014 г.)

50

10

20 30 Количество защит

40

50

наиболее квалифицированные научные кадры: 1749 докторов наук, в том числе 67 академиков и 90 членов-корреспондентов Национальной академии наук Беларуси, 252 кандидата наук. В соответствии с Положением о коллегии ВАК, утвержденным приказом ВАК от 24.09.2014 г. №197, коллегия является органом коллективного рассмотрения вопросов функционирования национальной системы аттестации научных работников. Она утверждает соответствующие составы СЗД, которые представлены учеными советами учреждений высшего и дополнительного образования или научных организаций и согласованы с органами государственного управления, в ведении которых они находятся.

В феврале текущего года на коллегии ВАК обсуждался вопрос о деятельности советов по защите диссертаций. По степени активности выделены две группы советов: к первой

группе относятся советы с количеством защит за трехлетний период (2012-2014 гг.) в среднем более семи в год, ко второй группе - с количеством защит менее двух в год.

Большим количеством рассмотренных диссертационных работ и достаточно высоким уровнем и стабильным качеством их выполнения характеризуются СЗД при Институте физики им. Б.И. Степанова НАН Беларуси (председатель - П. А. Апа-насевич); при Белорусском государственном университете (председатель - Д.В. Свиридов); при Белорусском государственном медицинском университете (председатель - Л.Ф. Можейко); при Белорусском государственном экономическом университете (председатель - В.Н. Шимов) и др.

В то же время в означенный период не проводились защиты в 5 советах по специальностям, которые относятся к актуальным научным исследованиям. В частности, по энергетическим системам и комплексам, ядерным энергетическим установкам, включая проектирование, эксплуатацию и вывод из эксплуатации (Объединенный институт энергетических и ядерных исследований - Сосны НАН Беларуси); по химии и технологии топлив и специальных продуктов, химическим технологиям топлива и высокоэнергетическим веществам, геоэкологии (Институт природопользования НАН Беларуси); по электротехнологиям и электрооборудованию в сельском хозяйстве, автоматизации и управлению технологическими процессами и производствами, энергоустановкам на основе возобновляемых видов энергии (Белорусский государственный аграрный технический университет); по товароведению, экспертизе и безопасности непродовольственных товаров и сырьевых материалов (Белорусский государственный

экономический университет); по электрофизике, электрофизическим установкам (Полоцкий государственный университет).

В целом около 30% СЗД в год рассматривают в среднем одну диссертационную работу.

Следует отметить, что персональный состав СЗД достаточно стабильный. Его изменения связаны, в основном, с прекращением трудовой деятельности или сменой постоянного места работы членов совета. При представлении ходатайств об утверждении на новый срок полномочий СЗД практически не осуществляется ротация их членов. По некоторым специальностям в Республике Беларусь имеется недостаточное количество докторов наук, что не позволяет формировать несколько СЗД, не включая одних и тех же специалистов в составы разных советов. Учитывая ограниченный кадровый научный потенциал, рассматривается вопрос о внесении изменений в нормативную правовую базу с целью возможности создания СЗД на базе двух научных организаций.

Коллегия ВАК рекомендовала государственным органам, имеющим в подчинении учреждения высшего образования и научные организации, рассмотреть вопрос об эффективности деятельности СЗД, создании эффективной системы предупреждения фактов «недобросовестного» заимствования научных результатов соискателями ученых степеней на уровне СЗД.

Условно вторым уровнем системы аттестации научных работников высшей квалификации являются экспертные советы, создаваемые по отраслям науки или группам специальностей. ЭС являются научно-квалификационными органами ВАК. Их основная задача - проведение экспертизы квалификационных научных работ (диссертаций),

8

6

0

которые представлены СЗД. Составы ЭС формирует ВАК из числа ведущих ученых, представляющих различные области научных знаний.

В настоящее время сформировано 30 ЭС, в составы которых входят 249 докторов наук, из них 11 академиков и 14 членов-корреспондентов Национальной академии наук Беларуси. Основным принципом формирования состава ЭС является представленность ведущих ученых по всем специальностям, включенным в данный совет. При формировании учитываются предложения государственных органов, Национальной академии наук Беларуси, профильных учреждений высшего образования и научных организаций. ВАК создает ЭС сроком на три года с последующим обновлением их состава не менее чем на одну треть.

Специалисты, участвующие в работе экспертных советов, проводят экспертизу диссертационных работ, охватывающих практически все направления научных исследований как в области естественных наук, так и социально-гуманитарных. Основной задачей аттестации на этапе рассмотрения квалификационной работы в ЭС является обеспечение единых требований, которые предъявляются к уровню диссертации вне зависимости от места ее выполнения и защиты. Этому способствует механизм формирования персонального состава ЭС, включающий применение принципа ротации членов совета, а также механизм рассмотрения диссертационной работы.

В частности, в соответствии с Положением об экспертном совете ВАК, утвержденным постановлением ВАК от 30.03.2005 г. №40, ЭС проводит экспертизу поступивших в ВАК диссертаций и аттестационных дел соискателей ученых степеней,

включая рассмотрение вопросов соответствия диссертации паспорту специальности применительно к соответствующей отрасли науки. При этом анализируется актуальность темы диссертации, научная новизна, достоверность и обоснованность полученных результатов, их практическая, экономическая и социальная значимость. Оценивается вклад соискателя в научные результаты, представленные в квалификационной работе, соблюдение установленных требований к процедуре защиты диссертаций. Для всестороннего и объективного рассмотрения диссертации ЭС имеет право приглашать на заседание соискателей ученых степеней и их научных руководителей, иных лиц, участвовавших в организации исследования или проведения рассмотрения диссертационной работы на различных этапах. Если в составе ЭС отсутствует специалист по профилю рассматриваемой диссертации или он не имеет права проводить ее экспертизу, предусмотрена возможность привлечения дополнительного эксперта.

В абсолютном большинстве случаев именно на этапе рассмотрения диссертационной работы в экспертном совете соискатели, ознакомившись с замечаниями эксперта, принимают решение 777

800

о снятии диссертации с рассмотрения и представлении ее повторно после доработки в установленном порядке. Ежегодно около 25 диссертаций утверждаются Президиумом ВАК после повторной защиты в СЗД.

Основными причинами снятия соискателями диссертаций с рассмотрения или их отклонения экспертным советом являются вопросы, связанные с содержанием диссертационных работ. В меньшей степени это относится к нарушениям процедуры их рассмотрения. В частности, достаточно часто в диссертациях некорректно используется математический аппарат и выполняется статистическая обработка полученных результатов. Искусственное «наукообразие» по тексту диссертационной работы снижает научную значимость фактически полученных результатов. На этапе рассмотрения представленной диссертации в ЭС были установлены случаи некорректного использования материалов из научных статей, опубликованных другими авторами.

На основе анализа тематики рассмотренных диссертационных исследований ЭС разрабатывает аналитические, обзорные и иные материалы, характеризующие уровень научных исследований в различных областях науки

Рис. 2. Количество диссертаций, утвержденных ВАК в 2005-2014 гг.

600 —

500

300

Докторских утв. Кандидатских утв. Всего

200

116

53 _ 53 _ 51 _45

•-i Ф

47 - 46 - 3g-45

* • е •

2005 2006

2011 2012 2013 2014

0

47

Технические Медицинские Физико-математические Сельскохозяйственные Экономические Исторические Биологические Филологические Педагогические Искусствоведение Химические Ветеринарные Юридические Географические Социологические Политические

Геолого-минералогические Архитектура

Философские

Военные

Культурология

Фармацевтические

Психологические

эр

30 28

22

15 14 13 13 10 10

7 6 5 4 3 3 1 1 1 0

78

20

40

60 80 100 120

Рис. 3. Количество присужденных ученых степеней доктора наук в период 2005-2014 гг.

Технические Медицинские Физико-математические Биологические Экономические Сельскохозяйственные Филологические Юридические Исторические Педагогические Химические Искусствоведение Ветеринарные Психологические Социологические Философские Географические Военные Политические Культурология Архитектура

Фармацевтические

Геолого-минералогические

506

414

403 I 364 342

228 193 123 107 70 62 55 40 32 24 19 17 16 13

993 953

0 200 400 600 800

Рис. 4. Количество присужденных ученых степеней кандидата наук в период 2005-2014 гг.

1000

и техники, их соответствие приоритетным направлениям развития экономики и социально-культурной сферы страны. Кроме этого, ЭС рассматривает аттестационные дела соискателей ученого звания профессора и доцента. В его компетенцию также входят вопросы, связанные с созданием СЗД, продлением сроков их полномочий, изменением их состава, разработкой предложений по повышению эффективности их работы.

Окончательное решение о присуждении соискателю ученой степени доктора наук или об утверждении решения СЗД о присуждении ученой степени кандидата наук на основании решений ЭС и СЗД принимает Президиум ВАК как главный научно-аттестационный орган. В компетенцию Президиума ВАК также входит присвоение ученого звания профессора и доцента. Состав Президиума ВАК утверждается Указом Президента Республики Беларусь, при этом предусмотрена процедура ротации членов Президиума (не менее одной трети каждые три года). В действующем составе Президиума ВАК из 15 членов 5 являются академиками и 3 - членами-корреспондентами НАН Беларуси.

В общей сложности количество рассмотренных диссертаций в ВАК за период 20052014 гг. составило 6655, из них на соискание ученой степени доктора наук - 658, кандидата наук - 5997. Решением Президиума ВАК утверждено 539 и 5515 соответственно (рис. 2). Средний возраст в исследуемый период составил: для соискателей ученой степени доктора наук - около 51 года, кандидата наук - около 34 лет. Наблюдается тенденция увеличения данного показателя для соискателей ученой степени кандидата наук. В настоящее время в Республике Беларусь около 2,5 тыс. докторов наук и свыше

0

12 тыс. кандидатов наук. Особую озабоченность вызывает средний возраст ученых, работающих в системе высшего образования и научных организаций. Для докторов наук он составляет около 65 лет, для кандидатов -52 года. Для ряда отраслей науки данный показатель для докторов наук превышает 70 лет.

Динамика присуждения в исследуемый период ученой степени доктора наук и кандидата наук по отраслям науки представлена на рис. 3 и рис. 4 соответственно. Наблюдается определенный «дисбаланс» в некоторых отраслях науки по соотношению защищенных кандидатских и докторских диссертаций. В этом контексте следует отметить, что за десять лет было защищено 70 кандидатских диссертаций по психологическим наукам и ни одной докторской диссертации.

В 2014 г. не претерпела существенных изменений структура отраслей науки, по которым присуждается наибольшее количество ученых степеней. В частности, по техническим наукам - 109 диссертаций (20,3% от успешно защищенных диссертаций), по медицинским - 93 диссертации (17,3%), по физико-математическим - 51 диссертация (9,5%), по экономическим и биологическим - по 38 диссертаций (по 7,1%), по сельскохозяйственным - 37 диссертаций (6,9%), по педагогическим - 34 диссертации (6,3%), по филологическим -28 диссертаций (5,2%).

Следует отметить, что за период 2012-2014 гг. иностранными гражданами защищены 125 диссертаций, из них 4 докторские диссертации. Соискатели были представителями 14 стран: Китая, Ирака, Ирана, Ливии, Сирии, Нигерии, Анголы, Латвии, Азербайджана, Венесуэлы, Вьетнама, Израиля, Нидерландов, Германии. К наиболее востребованным отраслям

науки относятся технические (39,2%), физико-математические (12%), экономические (8%), искусствоведение (5,6%) и филологические науки (4%). Анализ количества обучающихся в настоящее время иностранных аспирантов свидетельствует о том, что в течение ближайших нескольких лет эта тенденция не претерпит существенных изменений. Диссертационные исследования, выполненные иностранными гражданами в области информационных технологий, микроэлектроники и радиотехники, направлены на решение научных задач, имеющих практическое значение. Исследования в области экономических наук и искусствоведения ориентированы преимущественно на решение научных задач, актуальных для стран, которые направляют соискателей для обучения. Наблюдается тенденция увеличения числа защит диссертаций, выполненных на английском языке. Так, если в 2012-2013 гг. была защищена лишь одна диссертация, то в 2014 г. их количество составило 7. При этом отмечается невысокий уровень владения английским языком как самим соискателем, так и специалистами, участвовавшими в проведении ее экспертизы на различных этапах.

В 2014 г. в организациях Министерства образования Республики Беларусь выполнено 255 диссертаций (47,5% от успешно защищенных), Министерства здравоохранения Республики Беларусь - 102 (19%), Национальной академии наук Беларуси - 95 (17,7%), Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь - 20 (3,7%).

Распределение количества соискателей ученых степеней и ведомств, в которых выполнены диссертационные исследования в 2005-2014 гг., представлены на рис. 5.

Министерство образования

Министерство здравоохранения

НАН

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Министерство сельского хозяйства

Министерство культуры

МВД

Министерство обороны

Другие

47,2

2,3

1,9

| 1,3

4,5

На разных этапах рассмотрения диссертационных работ эксперты отмечают тенденцию к снижению их научного уровня. В основном это относится к кандидатским диссертациям. Первопричиной такой тенденции можно назвать низкий уровень ответственности научных организаций и научных руководителей в организации подготовки научных работников высшей квалификации. В первую очередь это касается недостаточной преемственности работы с одаренными учащимися на разных уровнях образования, начиная со студенческой скамьи. Существенная роль в этом направлении должна быть отведена повышению эффективности деятельности второй ступени высшего образования - магистратуры, которая должна обеспечить не формальную аттестацию выпускника (выдача соответствующего диплома) и сдачу кандидатских минимумов, а сориентировать магистранта на дальнейшее исследование на основании определенного научного задела, отраженного в результатах магистерской работы. Магистерская работа не должна быть «самодостаточной», она должна рассматриваться как определенный этап научного исследования

19,6

18,7

4,6

соискателя ученой степени. Анализ кандидатских диссертаций, защищенных в сроки обучения в аспирантуре, свидетельствует о том, что аспиранты успешно продолжили свои исследования в рамках направления научной школы, в которой они выполняли свои дипломные и магистерские работы.

Для повышения эффективности второй ступени высшего образования необходимо определиться с инвариантным и вариативным компонентами учебных планов магистратуры, содержанием соответствующих учебных программ. Целесообразно открывать подготовку в магистратуре при наличии в учреждениях высшего образования соответствующих научных школ. Безусловно, необходимо законодательно закрепить статус магистра на рынке труда.

Особое значение в подготовке научных работников высшей квалификации принадлежит соответствующему уровню национальной системы непрерывного образования - послевузовскому образованию, к которому относятся аспирантура (адъюнктура) и докторантура. Как уже отмечалось, эффективность деятельности аспирантуры во многом определяется навыками исследовательской деятель-

Рис. 5.

Количество(в %) соискателей ученых степеней по министерствам и ведомствам, в которых выполнены диссертации в 2005-2014 гг.

ности аспирантов, полученными на предыдущих уровнях обучения, существенная роль отводится также уровню научных школ, сопровождающих деятельность аспирантуры.

В настоящее время подготовка научных работников высшей квалификации осуществляется в 119 организациях, реализующих образовательные программы аспирантуры (адъюнктуры) и докторантуры,в их числе 46 учреждений образования и 73 научные организации. Наиболее широко послевузовская подготовка ведется по специальностям, относящимся к технической, физико-математической, медицинской, биологической, экономической и педагогической отраслям науки. В 2014/2015 учебном году в республике программы послевузовского образования реализовывались по 355 специальностям на его I ступени (аспирантура) и 268 - на II ступени (докторантура).

В 2012-2014 гг. было открыто 5 новых специальностей в аспирантуре: 19.00.03 - психология труда, инженерная психология, эргономика; 05.11.19 - методы и средства технического обеспечения физической культуры и спорта; 05.13.10 - управление в социальных и экономических системах; 05.26.07 - гражданская оборона и 20.02.28 - военная медицина. Шесть новых специальностей было открыто в докторантуре: 20.02.01 - теория вооружения, военно-техническая политика, система вооружения; 05.11.17 - приборы, системы и изделия медицинского назначения; 05.16.08 - нанотехнологии и наноматериалы; 06.01.03 - агро-почвоведение, агрофизика; 06.01.04 - агрохимия и 14.01.26 -сердечно-сосудистая хирургия.

В соответствии с приказом Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь от 29.03.2012 г. №146 Перечень приоритетных

специальностей научных работников высшей квалификации, необходимых для развития высокотехнологичных производств, относящихся к V и VI укладам экономики, включает 84 специальности. Однако по 17 из них в настоящее время не реализуются образовательные программы послевузовского образования. К их числу, в частности, относятся: 01.04.15 - физика и технология наноструктур, атомная и молекулярная физика; 02.00.12 - бионеорганическая химия; 02.00.16 - медицинская химия; 03.01.08 - биоинженерия; 05.04.11 - атомное реакторостро-ение, машины, агрегаты и технология материалов атомной промышленности; 05.07.02 -проектирование, конструкция и производство летательных аппаратов; 05.07.06 - наземные комплексы, стартовое оборудование, эксплуатация летательных аппаратов; 05.07.10 - инновационные технологии в аэрокосмической деятельности; 05.17.18 - мембраны и мембранная технология; 05.26.05 - ядерная и радиационная безопасность.

Следует отметить, что в ряде учреждений послевузовского образования при наличии открытой подготовки по специальностям для реализации программ послевузовского образования имеют место факты изменения направлений научных исследований, недостаточность кадрового потенциала для реализации программ послевузовского образования, отсутствие востребованности специалистов экономикой страны и самой специальности среди лиц, планирующих получать послевузовское образование. Вышеперечисленные обстоятельства являются основанием для рассмотрения вопроса о закрытии подготовки по образовательным программам послевузовского образования по отдельным специальностям. Однако за 20122014 гг. ВАК согласовала лишь два

приказа о закрытии послевузовской подготовки, что свидетельствует об отсутствии должного контроля республиканских органов государственного управления за условиями реализации программ послевузовского образования в подчиненных им учреждениях, а также актуальностью направлений научных исследований, по которым осуществляется подготовка научных работников высшей квалификации.

Если оценивать эффективность деятельности аспирантуры в контексте защиты аспирантами диссертационной работы в течение срока обучения, то в исследуемый период показатели не будут превышать 5%. В то же время значительная часть аспирантов завершает процедуру рассмотрения и представления результатов исследований в кратчайшие сроки после завершения обучения в аспирантуре. Так, среди лиц, ставших в 2014 г. кандидатами наук (491 человек), в аспирантуре (адъюнктуре) обучались 374 человека (76,2%). Президиумом ВАК утверждены решения СЗД по 108 (29%) диссертациям, которые были защищены в первый год после окончания аспирантуры (адъюнктуры). Количество защищенных диссертаций в течение второго и третьего годов после окончания аспирантуры (адъюнктуры) составило 21,3% и 15,2% соответственно.

Из числа успешно защитивших в 2014 г. докторские диссертации 15 соискателей (33%) в разное время обучались в докторантуре, из них 7 (47%) присуждена ученая степень доктора наук в первый год после окончания докторантуры. В течение второго и третьего годов после окончания докторантуры защищено 6,7% и 20% диссертаций соответственно.

В целом в исследуемый период анализ динамики присуждения ученых степеней лицам, которые в разное время прохо-

дили обучение в аспирантуре и докторантуре, показывает, что около 30% выпускников аспирантуры защищают кандидатские диссертации в течение первого года после окончания аспирантуры. Для докторантов этот показатель в разные годы подвергался существенным колебаниям: от 2% в 2006 г. до 15,5% в 2014 г. Среди причин временной «задержки» защиты диссертаций следует также отметить влияние процедуры предварительного рассмотрения диссертации, необходимость выполнения требований по своевременной публикации результатов исследований, по оформлению текста квалификационной работы.

К числу причин, оказывающих влияние на эффективность подготовки научных работников высшей квалификации, на наш взгляд, относятся:

■ размытость функции управления системой послевузовского образования между Министерством образования, НАН Беларуси, ГКНТ, ВАК и отраслевыми ведомствами;

■ ненадлежащий контроль

за этим процессом со стороны республиканских органов государственного управления, которым подчиняются учреждения послевузовского образования;

■ низкий уровень ответственности учреждений послевузовского образования за необоснованно завышенные цифры приема в аспирантуру, формализованный подход к набору

в нее и утверждению научных руководителей, слабые сопровождение и контроль за ходом выполнения диссертационного исследования;

■ недостаточная заинтересованность, в том числе материальная, ученых в осуществлении научного руководства и консультирования (оплачивается только 50 учебных часов в год);

■ отсутствие преемственности в работе с одаренными учащимися на разных уровнях образования, что не позволяет эффективно использовать результаты их дипломных и магистерских исследований при подготовке диссертационных работ на соискание ученой степени кандидата наук.

В совокупности тенденция снижения уровня качества диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук в первую очередь связана с проблемами реализации принципов преемственности и непрерывности процесса обучения в системе «студент - магистр - аспирант». Непосредственно этап защиты диссертационной работы необходимо рассматривать как логический результат относительно самостоятельной научной деятельности соискателя в процессе непрерывного обучения.

В свою очередь, ВАК осуществляет координацию деятельности всех звеньев национальной системы аттестации: советов по защите диссертаций, экспертных советов, Президиума ВАК. На всех указанных уровнях осуществляется комплексная профессиональная экспертиза и оценка диссертационных работ, оценивается процесс их рассмотрения, а также соответствие соискателя требованиям, предъявляемым к научным работникам высшей квалификации.

На современном этапе можно выделить следующие приоритетные направления деятельности ВАК.

Во-первых, мониторинг правоприменительной практики и корректировка действующего законодательства, регулирующего вопросы подготовки и аттестации научных работников высшей квалификации с целью устранения правовых норм, не способствующих развитию данной системы. В частности, необходимо учитывать динами-

ку развития интеграционных процессов Евразийского экономического союза, возросшую мобильность научных работников, увеличение числа совместных международных научных проектов и исследований. Данные обстоятельства предполагают определенную согласованность требований, которые предъявляются к диссертационным работам, а также решение вопроса о взаимном признании документов, подтверждающих наличие ученой степени и ученого звания.

Во-вторых, сохранение и дальнейшее повышение качества экспертизы диссертаций на всех этапах их рассмотрения, повышение роли учреждений высшего образования и научных организаций по созданию и сопровождению деятельности советов по защите диссертаций. Предполагается делегировать больше полномочий и ответственности за соблюдение единых требований к уровню диссертаций экспертным советам ВАК как основным научно-квалификационным органам, обеспечить согласованность подходов к экспертизе диссертаций в экспертных советах и советах по защите диссертаций.

Таким образом, для поддержки и развития отечественных научных школ, особенно в стратегически важных для страны направлениях, улучшения возрастной структуры научных работников, способных к осуществлению деятельности в условиях конкурентоспособной, наукоемкой экономики, требуется дальнейшее поступательное развитие системы подготовки и аттестации работников высшей квалификации. Безусловно, необходимо создание условий для формирования у молодежи мотивации связать свою профессиональную деятельность с научной сферой. СИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.