DOI: 10.15293/1813-4718.1805.09 УДК 373.3/.5+159.923
Горбушина Анастасия Владимировна
Старший преподаватель кафедры психологии, Вятский государственный университет, gorbushina_anast@mail.ru, ORCID 0000-0003-3899-6491, Киров
РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ
профессиональной деятельности
В КОНТЕКСТЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛьНОСТИ
Аннотация. Статья посвящена решению проблемы отсутствия и симплификации описания мотивации профессиональной деятельности и ее развития. Исследование мотивации профессиональной деятельности педагогов актуально для психологической науки с целью осмысления, обобщения имеющихся эмпирических данных и выявления закономерностей ее изменения как сложноорганизованной системы. Цель статьи: описание развития мотивации профессиональной деятельности педагогов в контексте профессиональной педагогической деятельности. Мотивация профессиональной деятельности в статье описывается с позиций методологии системогенеза. На основании результатов эмпирического исследования выделяются этапы развития системы мотивации профессиональной деятельности педагогов с разным трудовым стажем: вхождение в деятельность - образование специфической системы мотивации профессиональной педагогической деятельности - количественный рост - зрелость - кризис - реорганизация системы - зрелость с выраженной интегративной составляющей - интериоризация в структуру личности. Становление и развитие системы мотивации педагогов анализируется в зависимости от характера выполняемой профессиональной деятельности, соотношения педагогической и метапрофессиональных видов деятельности, а также задач личностного и профессионального развития субъекта труда. В заключении делаются выводы о правомерности анализа процесса развития мотивации профессиональной деятельности учителей в контексте профессиональной педагогической деятельности и рассмотрении ее становления и развития с позиций системогенеза, что дает возможность проектировать научно-обоснованную программу психологического сопровождения сложного и ответственного труда педагогов в школах и реализации национальных задач развития.
Ключевые слова: мотивация профессиональной деятельности, система, развитие, этапы, педагогическая профессиональная деятельность.
Постановка проблемы. Исследование мотивации профессиональной деятельности (далее - МПД) педагогов актуально для психологии с целью осмысления, обобщения имеющихся эмпирических данных и выявления закономерностей ее изменения как сложноорганизованной системы. Это обусловлено необходимостью проектирования научно обоснованных программ психологического сопровождения, обеспечения эффективности труда учителя в условиях реформирования и повышения качества образования.
Для решения поставленных задач сле-
дует выбрать методологические основания для исследования МПД в целом, выделить общие этапы и определить закономерности развития системы МПД педагогов с разным трудовым стажем.
По мнению В. Д. Шадрикова, в психологической системе профессиональной деятельности (далее - ПСПД), в том числе и педагогической, мотивация носит системообразующий характер. Ее роль «проявляется в принятии решений различного типа и уровней...; в выборе критериев достижения цели; в выборе критериев предпочтительности; в отборе информации;
во влиянии на активационные процессы и функциональные состояния» [15, с. 265], т. е. мотивация определяет содержание и качество профессиональной деятельности [15-18].
На основании проведенного анализа предметной области [3] вслед за В. А. Бодровым, А. К. Марковой, Ю. П. Поварен-ковым и др. под МПД можно понимать сложноорганизованную систему психологических факторов, побуждающих, направляющих и регулирующих профессиональную деятельность (далее - ПД). МПД педагога формируется в мотивационной сфере личности субъекта труда под влиянием систематического самостоятельного выполнения ПД и изменения социальной ситуации развития: общения с коллегами по работе и участниками образовательного процесса, исполнения социальной роли учителя. МПД относится к особому классу систем со встроенным метасистем-ным уровнем [4; 5; 7; 13] и имеет сложную структурно-уровневую организацию, специфичные взаимосвязи между уровнями и составляющими внутри уровней. Особенности функционирования и качественная специфика МПД связаны, прежде всего, с ее содержанием на компонентном (уровень мотивов) и субсистемном (специфические комплексы мотивов) уровнях.
Система МПД не статична. Она изменяется под влиянием внешних и внутренних условий: характера самой ПД, времени работы по профессии, решения отдельных задач личностного и профессионального развития, особенностей профессионализации. Факты динамики МПД педагогов зафиксированы в многочисленных эмпирических исследованиях [1], однако часто носят частный и противоречивый характер, требуют осмысления на современном уровне развития методологии психологии.
Так, согласно концепции системогенеза, развитие системы МПД педагогов можно представить в виде последовательной смены этапов. Каждый из них представляет
собой временной интервал, где МПД будет выглядеть как специфическая целостность, т. е. система будет иметь особую цель, задачи и структуру, позволяющую их реали-зовывать. Структура МПД может считаться индикатором изменений, происходящих в ПСПД и МПД педагогов. Стадии развития системы МПД могут совпадать с общепризнанными этапами развития систем: формирование - развитие - зрелость -функционирование - кризис. Развитие системы мотивации профессиональной педагогической деятельности (далее - МППД), как и любая другая форма развития, может быть связано как с количественным ростом, так и с качественными преобразованиями и будет проходить нелинейно, гетерохронно, циклично, сочетая периоды стабильности и резких изменений - кризисов. Поскольку система МПД относится к особому классу сложноорганизованных систем, кризис может являться лишь формой перехода к новому циклу развития на качественно новом уровне с качественно иной структурой. Изменения системы МППД могут определяться разными факторами: на этапе формирования до достижения зрелости ведущими будут внешние факторы, связанные с задачами профессионального и личностного развития. По достижении системой равновесия и зрелости изменения будут определять внутренние факторы, связанные с самоорганизацией самой системы МПД.
Таким образом, целью статьи является описание развития мотивации профессиональной деятельности педагогов в контексте профессиональной педагогической деятельности. В рамках описания процесса развития системы МПД педагогов с позиций системогенеза следует, во-первых, выделить критерии для анализа изменений системы МПД учителей, описать основные стадии развития системы МППД, определить ключевые закономерности развития системы МПД педагогов с разным трудовым стажем.
Традиционно изменения МПД связываются разными авторами с профессиональным развитием, которое фиксируется в имеющихся периодизациях профессионализации. В них описываются возможные изменения психики взрослого человека, работающего по профессии в зависимости от разных критериев: хронологического возраста (D. Super), профессионального возраста (Д. Н. Завалишина, А. Кудашев), уровня владения профессией (А. К. Маркова), этапов освоения профессиональной деятельности и возраста человека (Е. А. Климов), циклов профессиональной деятельности (D. Hall). Каждый из подходов делает акцент на важных, но не определяющих сторонах профессионального развития. Ю. П. Поваренков [10-12] рассматривает профессиональное развитие как становление и реализацию субъекта труда и психологической системы деятельности профессионала.
Следуя логике системогенетической концепции профессионального становления, изменения МПД педагогов необходимо рассматривать лишь в контексте профессиональной деятельности, поскольку именно под влиянием ее выполнения и формируется система МПД. Ведущие формы деятельности, задачи ПД, стоящие перед субъектом труда, условия выполнения работы могут играть определяющую роль в изменениях мотивации субъекта труда внутри ПСПД.
Организация исследования. В эмпирическом исследовании динамики МППД принял участие 321 респондент - слушатели курсов на базе Института развития образования Кировской области - педагоги средних общеобразовательных школ области и города. Из них 93,8 % женщин, средний возраст 43,4 года, 89,4 % имеют профильное высшее образование.
Батарея диагностических инструментов состояла из ряда опросников: «Словарь» И. Г. Кокуриной, «Мотивация работой» И. П. Пономарева, «Структура мотивации трудовой деятельности» К. Замфир в адап-
тации А. А. Реана, метод мотивационной индукции Ж. Нюттена. В статье приведены отдельные результаты диагностического опроса респондентов.
Выборка была поделена на отдельные группы в зависимости от стажа педагогической деятельности на основании выявленных с помощью критерия ^Стьюдента статистически значимых различий в содержании МПД. Анализировались особенности мотивационной структуры 9 стаже-вых групп с временем работы до 1 года (п = 12), от 1 до 2 лет (п = 9), от 2 до 4 лет (п = 22), от 4 до 5 лет (п = 11), от 5 до 7 лет (п = 11), от 7 до 10 лет (п = 11), от 10 до 20 лет (п = 74), от 20 до 30 лет (п = 113) и свыше 30 лет (п = 58). В результате применения корреляционного анализа с помощью критерия р-Спирмена были получены модели структурно-уровневой организации МПД учителей разных стажевых групп [2]. В статье отражены наиболее значимые аспекты анализа динамики структуры МПД относительно основных субсистем. Для констатации изменений внутри МПД применялся метод анализа психологических систем [5-7], результаты которого представлены на рисунке 1.
Обсуждение результатов. Описание развития системы МПД реконструировано на основе описания основных индексов психологической системы, разработанных в трудах А. В. Карпова [5: 6]: ИКС (индекс когерентности структуры), отражающий степень интегрированности компонентов системы, ИДС (индекс дивергентности системы), отражающий степень дифференциации в структуре, ИОС (индекс организованности системы), отражающий обобщенное представление о степени упорядоченности компонентов системы.
На основании фиксации изменения значений показателей основных субсистем МПД и удовлетворенности трудом со стороны респондентов был построен график ведущих тенденций развития в структуре МПД педагогов (рис. 2).
176 т
¡31/
Л29
77
57 \ 32 57 51 43 43 / 43
0 С 4 8 6 1 1 0 0
-икс
ндс
иос
Рис. 1. Динамика структуры МПД педагогов с разным трудовым стажем: ИКС - индекс когерентности структуры, ИДС - индекс дифференцированности структуры, ИОС - индекс организованности системы
Сопоставляя полученные показатели: изменения значений основных субсистем МПД педагогов с разным трудовым стажем, значения удовлетворенности трудом учителей с индексами, отражающими состояние системы, можно условно наметить стадии развития системы МПД педагогов с разным трудовым стажем.
1. Стадия вхождения в ПД: до 1 года с момента начала работы. Основная задача личности - понять суть ПД и адаптироваться к новому месту работы, освоить нормативно-одобренный способ действия в ней. Респонденты отмечают, что ПД на данном отрезке времени занимает практически все внимание. Это закономерно, поскольку от успешной первичной адаптации может зависеть не только эффективность труда, но и определение дальнейшей временной перспективы и задач развития. При осуществлении ПД актуализируется комплекс мотивационных образований, касающихся труда и представлений о педагогической деятельности, полученных ранее. Больший удельный вес среди вы-
полняемых видов деятельности имеют «метапрофессиональные виды» [9]: учебно-профессиональная, адаптационная и регулятивная виды деятельности, используемые и в других ситуациях помимо ПД. При этом субъект использует те ресурсы и возможности, которыми обладает в данный момент, на данном уровне профессионального развития. Незначительные изменения в существующей системе мотивации происходят (в общей теории систем - гомеокинез) и хотя носят побочный характер и не являются самоцелью, приводят к выделению новых мотивационных образований, связанных непосредственно с профессиональной деятельностью и содержанием педагогического труда. В итоге систематическое самостоятельное выполнение должностных обязанностей, общение в педагогическом коллективе и с участниками образовательного процесса способствуют накоплению критической массы изменений в функционирующем комплексе мотивационных образований и возникновению новообразования.
Рис. 2. Динамика основных субсистем МПД педагогов с разным стажем ВМ - внутренняя мотивация, ВПМ - внешняя положительная мотивация, ВОМ - внешняя отрицательная мотивация, Уд - удовлетовренность трудом
2. Стадия образования (формирования) собственно МПД - новой системы в моти-вационной сфере субъекта труда. Продолжается до 2 лет и завершается принятием педагогической деятельности. Критерием оформления новой целостности является появление мотивов, связанных с содержанием ПД, формирующихся в результате первичной адаптации к ней и месту работы. На данном временном отрезке в сознании респондентов зафиксировано появление интереса к содержанию ПД, конкретизация задач ПД, что указывает на выделение специфического психического новообразования - МПД. Основной задачей ПД можно считать освоение и реализацию нормативно-одобренного способа педагогической деятельности. Достигается баланс между метапрофессиональны-ми видами активности и собственно профессиональной деятельностью. Можно утверждать, что на данном этапе развития
системы субъект труда более сосредоточен именно на выполнении профессиональной педагогической деятельности. Как отмечает Ю. П. Поваренков, «в этом случае цель деятельности не совпадает с нормативной целью... Она ориентирована на качественные и количественные изменения психологической структуры самой исходной деятельности <...> если педагогическая деятельность находится в состоянии становления, то основное внимание учитель уделяет не востпитанию и обучению школьников, а изменению ее самой» [9, с. 161]. Другими словами, акцент смещается на получение результата, освоение новых способов работы, получение профессионального опыта, рост профессиональной компетентности, достижение эффективности деятельности. В результате чего происходит эволюция, развитие системы в целом, инволюция незадейство-ванных или малоэффективных мотивов,
увеличение количества составляющих в системе [2], снижение взаимосвязей между компонентами ситемы, снижение индексов ИКС и ИОС. При этом основные субсистемы МПД малодифференцирова-ны, что может быть связано с одновременностью закладки основных компонентов системы и незрелостью сформированного новообразования. Подобного уровня системы обозначаются как «малоорганизованные». А имеющиеся признаки указывают на нахождение МПД в состоянии развития или становления.
3. Стадия количественного роста составляющих системы: от 2 до 4 лет стажа педагогической деятельности. Происходит увеличение количества структурных единиц, актуализация новых, инволюция незадействованных мотивов, оформление основных субсистем МПД, появление тенденции к дифференциации, увеличение степени нагруженности мотивов в структуре МПД и взаимосвязей внутри уровня и между уровнями [2]. Другими словами, происходит саморегуляция системы - оптимизация развития сложившейся системы, имеющей несовершенства и неустойчивость. «Принятие профессии порождает желание выполнять ее определенным образом, порождает определенную детерминирующую тенденцию и служит исходным моментом формирования ПСД» [15, с. 154]. О принятии профессиональной деятельности можно сделать вывод по качественным высказываниям респодентов о собственных намерениях и желаниях. Другими словами, основной задачей субъекта педагогической деятельности является уже не просто достижение устойчивых положительных результатов ПД, но формирование профессиональной траектории развития, определение форм и способов реализации себя в профессии. На данном временном отрезке снижается общая удовлетворенность трудом, дифференцируются основные субсистемы МПД, возрастает степень организованности системы МПД
в целом. Соотношение собственно педагогической и метапрофессиональных видов деятельности, выполняемых профессионалом, чуть смещается в сторону последних (регулятивная деятельность, совладающия деятельность, проектирование, корректировка траектории профессионального развития). Основной причиной перехода в состояние развития является изменение ситуации - от учителя требуют и ждут устойчивых результатов, увеличивая требования и ожидания от уже окончательно адаптировавшегося субъекта. Поскольку состояние развития находится с состоянием функционирования в реципроктных отношениях: «активизация процессов развития деятельности профессионала тормозит ее функционирование, и наоборот» [9, с. 161], закономерно выглядит снижение удовлетворенности педагогов собственным трудом.
4. Стадия замедления темпов количественного роста. Продолжительность от 4 до 5 лет трудового стажа. Система МПД находится в состоянии оптимизации развития (саморегуляции). Ведущим видом деятельности педагогов на данном стажевом отрезке является собственно ПД, повышение ее результативности и качества, реализация непосредственных задач учителя по обучению и воспитанию, через которые приходит осознание собственной роли в профессии и принятие себя как представителя профессиональной общности. В системе МПД наблюдается усиление тенденций дифференциации (ИДС), специализации (ИОС) и интеграции (ИКС) составляющих по функциональному типу. На графике (рис. 2) заметно увеличение роли внутренней мотивации при выполнении ПД, получение большего удовлетворения от выполнения ПД, что может быть связано с реализацией задач профессионального становления - достижения и осознания профессиональной продуктивности и формирования профессиональной идентичности. После принятия психоло-
гической сущности ПД на данной стадии происходит переструктурирование и оптимизация ПСПД, что сопряжено с принятием себя как субъекта ПД. Респонденты ориентированы на значимость поддержания определенного уровня в ПД, успеха в ней не только на уровне желаний, но и на уровне активности. На данной стадии повышение эффективности деятельности профессионала «достигается за счет имеющихся ресурсов, путем их реорганизации, через уточнение компонентов деятельности и выбора наиболее эффективных способов деятельности из числа освоенных, за счет выявления скрытых резервов и т. д.» [9, с. 162].
5. Зрелость МПД. Продолжительность от 5 до 7 лет трудового стажа. Основной задачей профессионального развития на данном временном отрезке может считаться самореализация педагога как профессионала. Достигается устойчивый баланс между собственно педагогической и мета-профессиональными видами деятельности (самореализация, саморазвитие, совлада-ние и др.), затрагивающих различные стороны жизни и опыта учителя. Развитая система находится в состоянии стабильного функционирования [8; 9]: педагог направлен на решение задач обучения и воспитания через реализацию собственных ресурсов, запаса знаний, профессионального опыта, профессиональной идентичности. При этом в структуре МПД педагогов прослеживается четкая дифференциация основных функциональных субсистем, оптимальная наполненность содержанием, конкордантность системы в результате переструктурирования [2]. Можно говорить об установлении смысла ПД для педагога, обретении им профессиональной самоценности, профессиональной надежности и достижении профессионального успеха [17]. Полученные качественные данные показывают зрелость мотивационных диспозиций со стороны респондентов, понимание сути ПД, готовность ставить задачи
и реализовывать свой потенциал в ПД, понимание трудностей и проблем, возникающих в ПД. Как было констатировано выше, в состоянии функционирования в системе деятельности происходят незначительные изменения, имеющие побочный характер, которые, накапливаясь, приводят к увеличению энтропии и необходимости саморегуляции системы МПД.
6. Кризис системы МПД. Продолжительность 7-10 лет стажа ПД. Система МПД педагогов находится в состоянии саморегуляции функционирования, направленном на устранение снижения функциональных возможностей системы, возникших противоречий. Ведущим видом деятельности педагога-профессионала считается собственно педагогическая деятельность, однако нагнетание негативных моментов в работе, появление в структуре антимотивов [2] деятельности приводит к необходимости подключения совлада-ющего поведения. В соотношении видов деятельности профессионала акцент смещается в сторону метапрофессиональных видов. Признаками кризисности системы на данном временном отрезке являются: снижение индексов когерентности и организованности структуры, снижение средних значений показателей по основным субсистемам мотивации и удовлетворенности трудом, инволюция отдельных мотивов [2]. Качественные данные в виде ответов негативного содержания «ничего не изменится», «ни к чему не готова», атакжепоявлениевысказываний,связанных со сменой работы, также свидетельствуют о проявлении признаков кризиса в системе МПД учителей. Следуя логике рассуждений Ю. П. Поваренкова о профессиональном развитии субъекта труда [10-12]: кризис системы МПД может быть свидетельством перехода к новому циклу развития на качественно других основаниях, выбора субъектом дальнейшего способа существования себя в профессии. Кризис - необходимый этап развития системы,
запускающий процессы саморегуляции.
7. Реорганизация системы в результате переструктурирования. Продолжиель-ность 10-20 лет трудового стажа. Основной задачей профессионального развития в данный момент является выбор способа своего дальнейшего существования в профессии, пересмотр смыла и роли ПД в жизни. В результате совладания с кризисом профессиональной деятельности на данном этапе происходит качественный скачок в сторону повышения интеграции и организации системы, интеграции субсистем и мотивов, резкого увеличения количества составляющих МПД, взаимосвязей между ними и функциональными субсистемами [2]. Явно выраженные качественные и количественные изменения в структуре МПД связаны с изменением ситуации выполнения профессиональной деятельности: работа становится важнейшим способом реализации себя и поддержания уровня жизни для собственной семьи. А. К. Маркова, вероятно, связала именно данный этап развития системы МПД с достижением учителем мастерства выполнения своей профессиональной деятельности. Равномерное распределение активности по различным сферам жизни, в том числе и профессиональной, численное уменьшение количества ответов, связанных со сменой места работы, негативными высказываниями в адрес ПД могут интерпретироваться как достижение СМППД определенной степени устойчивости.
8. Зрелость МПД с выраженной инте-гративной составляющей: 20-30 лет профессионального стажа. Система МПД учителей находится в состоянии оптимизации (саморегуляции) развития в сторону увеличения гомеостатичности и устойчивости к внешнему влиянию. Основной задачей профессионального развития на данном этапе может считаться реализация собственного потенциала и опыта на творческом уровне. Ведущим видом деятельности учителя становится педагогическая
деятельность. Имеющаяся структура реорганизуется на основе имеющихся ресурсов и выбора наиболее оптимальных для субъекта труда способов побуждения - суперпрофессионализм выполнения профессиональной деятельности (А. К. Маркова), связанный со свободным владением профессией в форме творчества, взаимопроникновение профессии во все остальные сферы жизни и деятельности, творческое проектирование себя как личности, обладание авторитетом в глазах коллег (Е. А. Климов). Как отмечает А. М. Столя-ренко: «Состояние и уровень развития системы зависят от степени полноты ее внутренней упорядоченности в данное время; выраженности благоприятных системных показателей; необходимой силы механизмов саморегуляции, самосохранения и дальнейшего развития» [14, с. 23]. На данном этапе система МППД функционирует по принципу «заведомой избыточности» [13], о чем говорит резкое увеличение значений индексов системности, что придает свойство самодостаточности, связанное с созданием резерва, потенциала, возможностей к самосохранению, адаптации и выживанию системы.
9. «Прорастание», интериоризация специфических составляющих МПД в структуру личности. Система МППД находится в состоянии устойчивого функционирования, вновь достигается баланс между собственно профессиональной и метапро-фессиональными видами деятельности. Качественные результаты эмпирического исследования имеют ярко выраженную направленность на анализ собственной ПД и глубокий интерес к ее внутреннему содержанию, выход на уровень наставничества и передачи опыта собственной профессиональной деятельности (Е. А. Климов).
Заключение. На основании проведенного анализа проблемы и ее эмпирического изучения можно утверждать, что процесс развития системы МПД педагогов
правомерно рассматривать лишь в контексте профессиональной деятельности. Особенности реализации ПД, задач личностного и профессионального развития могут считаться ведущими факторами изменений в системе мотивации. Развитие МППД характеризуется рядом этапов, имеющих свою специфику. Под влиянием внешних и внутренних факторов система МППД изменяется: формирует новую цель и задачи, перестраивается для оптимального функционирования и реализации целей и задач. Описанные стадии развития системы МППД соответствуют основным этапам системогенеза, описанным в работах В. Д. Шадрикова, Т. В. Разиной и др. и являются подтверждением логики систе-мологии к исследованию мотивации.
Роль внешних и внутренних детерминант различна на разных временных отрезках. Внешние факторы имеют больший удельный вес при незрелой системе. По достижении зрелости развитие системы
МППД начинают определять внутренние процессы, связанные с саморегуляцией и самоорганизацией.
Процесс развития системы МПД педагогов с разным трудовым стажем протекает по следующим закономерностям: нелинейно, гетерохронно, неравномерно и циклично, как и сам процесс формирования, развития ПСПД и профессионального становления личности.
Зная закономерности динамики системы МПД педагогов, можно: определить необходимость и меру психологического сопровождения для педагогов с разным трудовым стажем, прогнозировать динамику изменений мотивации труда учителей, определять признаки кризиса системы МППД, необ-ходмые стимулы для поддержанаия и выхода системы из кризисных состояний, т. е. спроектировать научно-обоснованную программу психологического сопровождения и поддержки крайне сложного и ответственного труда педагогов в школах.
Библиографический список
1. Горбушина А. В. Актуальные направления и перспективы исследований мотивации профессиональной деятельности // Общество, наука, инновации: Всероссийская ежегодная научно-практическая конференция. - Киров: Издательство ВятГУ, 2016. - С. 4930-4937.
2. Горбушина А. В. Системогенетический анализ мотивации профессиональной деятельности педагогов в зависимости от трудового стажа // Ярославский педагогический вестник. - 2018. - № 4. - С. 205-215.
3. Горбушина А. В. Структура мотивации профессиональной деятельности: метасистем-ный подход // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - 2011. -№ 3 (3). - С. 138-141.
4. Карпов А. В. Метасистемная организация уровневых структур психики. - М.: ИП РАН, 2004. - 506 с.
5. Карпов А. В. Психология деятельности: в 5 т. - М.: РАО, 2015. - Т. IV. - 504 с.
6. Карпов А. В., Карпова Е. В. Эксперимен-
тальное исследование взаимосвязи интенсивности мотивации и структурной организации когнитивной сферы личности [Электронный ресурс]. - URL: http://psyjournals.ru/files/85087/ exppsy_2016_n4_karpov.pdf (дата обращения: 14.10.2017).
7. Карпова Е. В. Структура и генезис мо-тивационной сферы личности в учебной деятельности: монография. - Ярославль: ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2007. - 569 с.
8. Куликов Г. Г., Конев К. А., Суворова В. А. Теория систем и системный анализ. - Уфа: Изд-во УГАТУ, 2012. - 192 с.
9. Поваренков Ю. П. Многообразие видов и форм деятельности (активности) профессионала (Часть II) // Ярославский педагогический вестник. - 2017. - № 3. - С. 159-165.
10. Поваренков Ю. П. Периодизация профессионального становления личности: анализ отечественных и зарубежных подходов // Ярославский педагогический вестник. - 2014. -№ 3. - С. 200-205.
11. Поваренков Ю. П. Системогенетическая концепция профессионального становления человека // Идея системности в современной психологии / под ред. В. А. Барабанщикова. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. - 494 с.
12. Поваренков Ю. П. Уточнение психологического содержания уровней профессионального становления и реализации личности // Ярославский педагогический вестник. - 2016. -№ 3. - С. 202-210.
13. Разина Т. В. Системогенетические и метасистемогенетические закономерности развития системы мотивации научной деятельности // Вестник ЯрГУ Серия Гуманитарные науки. - 2016. - № 1 (35). - С. 104-108.
14. Столяренко А. М. Психологическая си-стемология. Теория, исследования, практика: монография. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. -391 с.
15. Шадриков В. Д. Психология деятельности человека. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. - 464 с.
16. Barreto M. M. A. Motivation and Work:
A Survey of Motivational Aspects in Industries [Электронный ресурс] // Springer International Publishing. Advances in Human Factors, Business Management and Leadership. - AG 2018. -P. 319-328. - URL: https://www. springerprofessional.de/en/motivation-and-work-a-survey-of-the-motivational-aspects-in-indu/13302144 (дата обращения 24.11.2017).
17. Kamalova L. A., Korchagina G. I., Bulatbaeva K. N. Professional Self-Affirmation of a Teacher as a Functional Activity System [Электронный ресурс] // International Electronic Journal of Mathematics Education. - 2016. - Vol. 11, iss. 1. - P. 279-290. - URL: http://www.iejme. com/download/professional-self-affirmation-of-a-teacher-as-a-functional-activity-system.pdf (дата обращения 25.08.2018).
18. Shoraj D., Llaci Sh. Motivation and Its Impact on Organizational Effectiveness in Albanian Businesses [Электронный ресурс] // SAGE Open. - 2015. - Vol. 5. - URL: http://sgo.sagepub. com/content/spsgo/5/2/2158244015582229.full. pdf (дата обращения: 12.02.2016).
Поступила в редакцию 18.08.2018
Gorbushina Anastasiya Vladimirovna
Senior lecturer of Department of Psychology, Vyatka State University, gorbushina_anast@mail.ru, ORCID 0000-0003-3899-6491, Kirov
DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF wORK MOTIVATION IN THE CONTEXT OF PEDAGOGICAL ACTIVITY
Abstract. The article is devoted to the solution of the problem of absence and simplification of the description of work motivation or motivation of professional activity and its development. The study of the work motivation of teachers is relevant for the psychological science with a view to comprehending, generalizing the available empirical data and revealing the patterns of its change as a complexly organized system. The purpose of the article: a description of the development of the work motivation of teachers in the context of professional pedagogical activity. Work motivation or motivation of professional activity in the article is described from the positions of methodology of systemogenesis. Based on the results of the empirical study, the stages of the development of the motivation system for the professional activity of teachers with different work experience are distinguished: entry into activity - the formation of a specific system of motivation for professional pedagogical activity - quantitative growth - maturity - crisis - reorganization of the system - maturity with a pronounced integrative component - interiorizatsiya into personality. Formation and development of teachers' motivation system is analyzed depending on the nature of the professional activities performed, the ratio of pedagogical and metaprofessional activities, as well as the tasks of personal and professional development of the subject of
labor. In conclusion, conclusions are drawn about the legitimacy of the analysis of the process of development of the motivation of professional activity of teachers in the context of professional pedagogical activity and consideration of its formation and development from the viewpoint of systemogenesis, which makes it possible to design a scientifically grounded program of psychological support for the complex and responsible work of teachers in schools and the realization of national development tasks .
Keywords: work motivation or motivation of professional activity, system, development, stages, pedagogical professional activity.
References
1. Gorbushina, A. V., 2016. Actual directions and perspectives of research of motivation of professional activity. Society, science, innovations. All-Russian annual scientific and practical conference. Kirov: Vyatka State University Publ., pp. 4930-4937. (In Russ.)
2. Gorbushina, A. V., 2018. System genetic analysis of teacher's professional activity motivation system depending on their work experience. Yaroslavl Pedagogical Bulletin, 4, pp. 205-214. (In Russ., abstract in Eng.)
3. Gorbushina, A. V., 2011. Structure ofmotiva-tion of professional activity: metasystem approach. Vestnik of Vyatka State Humanitarian University, 3 (3), pp. 138-141. (In Russ., abstract in Eng.)
4. Karpov, A. V., 2004. Metasystem organization of level structures of the psyche. Moscow: IP RAS Publ., 506 p. (In Russ.)
5. Karpov, A. V., 2015. Psychology of activity. In 5 vols T. IV: Genetic dynamics. Moscow: RAO Publ., 504 p. (In Russ.)
6. Karpov, A. V., Karpova, E. V., 2016. Experimental study of the relationship between the intensity of motivation and the structural organization of the cognitive sphere of the individual [online]. Available at: http://psyjournals.ru/files/85087/ex-ppsy_2016_n4_karpov.pdf (Accessed 14 October 2017). (In Russ.)
7. Karpova, E. V., 2007. The structure and genesis of the motivational sphere of the individual in educational activity: monograph. Yaroslavl: YAG-PU them. K. D. Ushinsky Publ., 569 p. (In Russ.)
8. Kulikov, G. G., Konev, K. A., Suvoro-va, V. A., 2012. The theory of systems and system analysis. Ufa: UGATU Publ., 192 p. (In Russ.)
9. Povarenkov, Yu. P., 2017. Variety of types and forms of activity (activity) of a profession-
al (Part II). Yaroslavl Pedagogical Bulletin, 3, pp. 159-165. (In Russ., abstract in Eng.)
10. Povarenkov, Yu. P., 2014. Periodization of the professional development of the individual: an analysis of domestic and foreign approaches. Yaroslavl Pedagogical Bulletin, 3, pp. 200-205. (In Russ., abstract in Eng.)
11. Povarenkov, Yu. P., 2005. Systemogenetic conception of professional formation of a man [online]. Available at: http://www.studentlibrary.com/ doc/ISBN5927000576-SCN0004.html. (Accessed 19 August 2018). (In Russ.)
12. Povarenkov, Yu. P., 2016. Refinement of the psychological content of the levels of professional formation and personalization. Yaroslavl Pedagogical Bulletin, 3, pp. 202-210. (In Russ., abstract in Eng.)
13. Razina, T. V., 2016. Systemogenetic and metasistemogenetic regularities of development of the system of motivation of scientific activity. Vest-nik YarSU. Series Humanities, 1 (35), pp. 104-108. (In Russ., abstract in Eng.)
14. Stolyarenko, A. M., 2011. Psychological sys-temology. Theory, research, practice: monograph. Moscow: UNITY-DANA Publ., 391 p. (In Russ.)
15. Shadrikov, V. D., 2013. Psychology of human activity. Moscow: Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences Publ., 464 p. (In Russ.)
16. Barreto, M. M. A., 2018. Motivation and Work: A Survey of Motivational Aspects in Industries [online]. Available at: https://www.sprin-gerprofessional.de/en/motivation-and-work-a-sur-vey-of-the-motivational-aspects-in-indu/13302144 (Accessed 24 November 2017).
17. Kamalova, L. A, Korchagina, G. I., Bulat-baeva, K. N., 2016. Professional Self-Affirmation
of a Teacher as a Functional Activity System [online]. Available at: http://www.iejme.com/down-load/professional-self-affirmation-of-a-teach-er-as-a-functional-activity-system.pdf (Accessed 25 August 2018).
18. Shoraj, D., 2015. Motivation and Its Impact on Organizational Effectiveness in Albanian Businesses [online]. Available at: http://sgo.sagepub. com/content/spsgo/5/2/2158244015582229.full. pdf (Accessed 12 February 2016).
Submitted 18.08.2018