Научная статья на тему 'Системогенетический анализ мотивации профессиональной деятельности педагогов в зависимости от трудового стажа'

Системогенетический анализ мотивации профессиональной деятельности педагогов в зависимости от трудового стажа Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
878
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
системогенез / система / мотивация / структура / динамика / развитие системы мотивации / стаж / профессионализация. / systemogenesis / system / motivation / structure / dynamics / development of motivation system / experience / professionalization

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Горбушина Анастасия Владимировна

В статье ставится проблема значимости и отсутствия в науке концептуально обоснованного развернутого анализа изменений в содержании мотивации профессиональной деятельности; утверждается, что наиболее продуктивными при описании мотивации профессиональной деятельности являются метасистемный и системогенетический подходы, позволяющие описать динамику мотивации профессиональной деятельности в зависимости от особенностей функциональной организации системы; ставится цель подтвердить факт наличия количественных и качественных изменений в мотивации профессиональной деятельности педагогов, указывающих на развитие системы, происходящее по принципам системогенеза; проводится анализ становления системы мотивации профессиональной деятельности на основе результатов опроса учителей; обсуждаются изменения, происходящие в структуре мотивации педагогов в зависимости от увеличения трудового стажа; описывается динамика развития системы мотивации профессиональной педагогической деятельности с позиций системогенетического подхода; результаты соотносятся с этапами профессионализации субъекта труда; выстраивается логика развития системы мотивации профессиональной деятельности учителей: актуализация общетрудовых мотивов – образование новой структуры мотивов профессиональной деятельности – количественный рост системы – замедление темпов количественного роста – кризис – оптимизация функционирования системы (качественный скачок) – количественный рост и интеграция системы – интериоризация мотивов профессиональной деятельности в мотивационную сферу личности; делается вывод о нелинейности становления и развития мотивации профессиональной деятельности учителей, неравномерности, гетерохронности, стремлении к интеграции и дифференциации, постоянном переструктурировании в системе мотивации педагогов; подчеркивается значимость профессиональной деятельности как фактора развития личности субъекта труда в части регуляции психологической системы деятельности на личностномотивационном уровне; подтверждаются закономерности системогенеза и метасистемогенеза в развитии мотивации профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

System Genetic Analysis of Teachers' Professional Activity Motivation Depending on Their Work Experience

The article is devoted to the problem of the importance and lack of conceptually based detailed analysis of changes in the content of motivation of professional activity in science; it is argued that the most productive approaches to the description of motivation of professional activity are metasystemic and systemogenetic approaches that allow describing the dynamics of motivation of professional activity depending on the characteristics of the functional organization of the system; the aim is to confirm the existence of quantitative and qualitative changes in the motivation of teachers’ professional activity, indicating the development of the system, taking place on the principles of systemogenesis; the analysis of the formation of the system of professional activity motivation based on the results of a survey of teachers; the changes taking place in the structure of motivation of teachers depending on the increase in work experience; the dynamics of the system of motivation of professional teaching activities from the standpoint of the system genetic approach; the results are correlated with the stages of professionalization of the subject of labor; the logic of development of the system of motivation of teachers’ professional activity is made: actualization of the general labor motives – formation of a new structure of motives of professional activity – quantitative growth of the system – slowdown of rates of quantitative growth – crisis – optimization of functioning of the system (qualitative jump) – quantitative growth and integration of system – interiorization of professional activity motives in the motivational sphere of the personality; the conclusion is made about the nonlinearity of the formation and development of motivation of teachers’ professional activity, irregularity, heterogeneity, the pursuit of integration and differentiation, constant restructuring in the system of teachers’ motivation; is stressed the importance of professional activity as a factor of development of personality of the work subject in the regulation of the psychological system activities at the personal and motivational level; are confirmed the principles of the systemogenesis and metasystematic in the development of professional activity motivation.

Текст научной работы на тему «Системогенетический анализ мотивации профессиональной деятельности педагогов в зависимости от трудового стажа»

УДК 159.9.072

А. В. Горбушина

https://orcid.org/0000-0003-3899-6491

Системогенетический анализ мотивации профессиональной деятельности педагогов

в зависимости от трудового стажа

В статье ставится проблема значимости и отсутствия в науке концептуально обоснованного развернутого анализа изменений в содержании мотивации профессиональной деятельности; утверждается, что наиболее продуктивными при описании мотивации профессиональной деятельности являются метасистемный и системогенетический подходы, позволяющие описать динамику мотивации профессиональной деятельности в зависимости от особенностей функциональной организации системы; ставится цель подтвердить факт наличия количественных и качественных изменений в мотивации профессиональной деятельности педагогов, указывающих на развитие системы, происходящее по принципам системогенеза; проводится анализ становления системы мотивации профессиональной деятельности на основе результатов опроса учителей; обсуждаются изменения, происходящие в структуре мотивации педагогов в зависимости от увеличения трудового стажа; описывается динамика развития системы мотивации профессиональной педагогической деятельности с позиций системогенетического подхода; результаты соотносятся с этапами профессионализации субъекта труда; выстраивается логика развития системы мотивации профессиональной деятельности учителей: актуализация общетрудовых мотивов - образование новой структуры мотивов профессиональной деятельности - количественный рост системы - замедление темпов количественного роста - кризис - оптимизация функционирования системы (качественный скачок) - количественный рост и интеграция системы - интериоризация мотивов профессиональной деятельности в мотивационную сферу личности; делается вывод о нелинейности становления и развития мотивации профессиональной деятельности учителей, неравномерности, гетерохронности, стремлении к интеграции и дифференциации, постоянном переструктурировании в системе мотивации педагогов; подчеркивается значимость профессиональной деятельности как фактора развития личности субъекта труда в части регуляции психологической системы деятельности на личностно-мотивационном уровне; подтверждаются закономерности системогенеза и метасистемогенеза в развитии мотивации профессиональной деятельности.

Ключевые слова: системогенез, система, мотивация, структура, динамика, развитие системы мотивации, стаж, профессионализация.

A. V. Gorbushina

System Genetic Analysis of Teachers' Professional Activity Motivation Depending on Their Work Experience

The article is devoted to the problem of the importance and lack of conceptually based detailed analysis of changes in the content of motivation of professional activity in science; it is argued that the most productive approaches to the description of motivation of professional activity are metasystemic and systemogenetic approaches that allow describing the dynamics of motivation of professional activity depending on the characteristics of the functional organization of the system; the aim is to confirm the existence of quantitative and qualitative changes in the motivation of teachers' professional activity, indicating the development of the syste m, taking place on the principles of systemogenesis; the analysis of the formation of the system of professional activity motivation based on the results of a survey of teachers; the changes taking place in the structure of motivation of teachers depending on the increase in work experience; the dynamics of the system of motivation of professional teaching activities from the standpoint of the system genetic approach; the results are correlated with the stages of professionalization of the subject of labor; the logic of development of the system of motivation of teachers' professional activity is made: actualization of the general labor motives - formation of a new structure of motives of professional activity - quantitative growth of the system - slowdown of rates of quantitative growth - crisis -optimization of functioning of the system (qualitative jump) - quantitative growth and integration of system - interiorization of professional activity motives in the motivational sphere of the personality; the conclusion is made about the nonlinearity of the formation and development of motivation of teachers' professional activity, irregularity, heterogeneity, the pursuit of integration and differentiation, constant restructuring in the system of teachers' motivation; is stressed the importance of professional activity as a factor of development of personality of the work subject in the regulation of the psychological system activities at the personal and motivational level; are confirmed the principles of the systemogenesis and metasystematic in the development of professional activity motivation.

Keywords: systemogenesis, system, motivation, structure, dynamics, development of motivation system, experience, professionalization.

Постановка проблемы. Изучение мотивации в контексте системологии представляет особый профессиональной деятельности (далее - МПД) интерес как для теоретической, так и для при-

© Горбушина А. В., 2018

кладной психологии. «Мотивация выступает одним из системообразующих факторов при формировании ПСД (прим. Автора. - психологическая система деятельности). Ее роль проявляется в принятии решений различного типа и уровней...; в выборе критериев достижения цели; в выборе критериев предпочтительности; в отборе информации; во влиянии на активационные процессы и функциональные состояния», - утверждает В. Д. Шадриков [17, с. 265]. Мотивацион-ный компонент в системе профессиональной деятельности (далее - ПД) является детерминирующим в векторе «мотив-цель» с точки зрения функционирования всей системы. Особую роль МПД имеет в тех типах профессий, где эффективность во многом зависит от величины личностного вклада работника [3, 8, 13, 19, 20, 21]. К таким профессиям относят труд педагога.

На основе проведенного анализа предметной области [2] вслед за В. А. Бодровым, А. К. Марковой, Ю. П. Поваренковым и другими МПД можно понимать как сложноорганизован-ную систему психологических факторов, побуждающих, направляющих и регулирующих деятельность субъекта труда в рамках конкретной профессии, служебной должности или рабочего места.

Согласно культурно-исторической теории Л. С. Выготского, профессиогенетическому подходу [1], концепции профессионального становления Ю. П. Поваренкова [12] и логике системо-генеза [6, 17, 18], ПД является одним из факторов, определяющих развитие психики взрослого человека. Включение в самостоятельное выполнение ПД, изменение социальной ситуации развития, общение с коллегами по работе и участниками образовательного процесса, получение социального статуса учителя способствуют формированию внутри мотивационной сферы личности особой системы МПД. Подобного рода образование может относиться к особому классу систем со встроенным метасистемным уровнем [5, 6, 7, 14]. Исследователями (А. В. Карпов, Е. В. Карпова, Т. В. Разина, В. Д. Шадриков и др.) доказано, что подобного рода системы имеют сложную структурно-уровневую организацию, специфичные взаимосвязи между уровнями и внутри уровней. Особенности функционирования МПД связаны, прежде всего, с ее содержанием на компонетном (уровень мотивов) и субсистемном (специфические комплексы мотивов) уровнях.

Система МПД не статична. Она изменяется под влиянием внешних и внутренних условий: характера самой ПД, времени работы по профессии, решением отдельных задач личностного и профессионального развития. Изменения носят нелинейный характер и связаны с преобразованием компонентного состава (в структуре могут появляться новые, актуализироваться вновь и исчезать различные мотивационные образования), изменением меры тесноты взаимосвязей между составляющими, появлением и инволюцией более крупных симптомокомплексов, дифференцирующихся от остальных составляющих и т. д. Обозначенные преобразования, происходящие в системе МПД, могут свидетельствовать о подтверждении принципов системогенеза: неравномерности и гетерохронности развития, достаточности, прогрессирующей интегрированно-сти и дифференцированности и др. Описание динамики системы МПД педагогов имеет не только методологическую значимость, оно представляет особый интерес в условиях реформирования образования, при которых предъявляются повышенные требования к учителю как субъекту образовательного процесса [8]. Однако имеющиеся данные об особенностях МПД либо разрозненны, либо требуют переосмысления и систематизации [3].

Отсюда целью предлагаемой статьи является эмпирическое подтверждение факта наличия количественных и качественных изменений в МПД педагогов, указывающих на развитие системы, происходящее по принципам системогенеза.

Организация исследования. В эмпирическом исследовании приняли участие 321 респондент - слушатели курсов на базе Института развития образования Кировской области - педагоги средних общеобразовательных школ области и города. Средний возраст 43,4 года, из них 93,8 % женщин, 89,4 % имеют профильное высшее образование, что соответствует реальной ситуации в школах области.

Батарея диагностических инструментов состояла из ряда опросников: «Словарь» И. Г. Кокуриной [9], «Мотивация работой» И. П. Пономарева [13], «Структура мотивации трудовой деятельности» К. Замфир в адаптации А. А. Реана [15].

Выборка была поделена на отдельные группы в зависимости от стажа педагогической деятельности. На основании выявленных с помощью критерия 1-Стьюдента статистически значимых различий в содержании МПД анализировались

особенности мотивационной структуры 9 стаже-вых групп с временем работы до 1 года (п=12), от 1 до 2 лет (п=9), от 2 до 4 лет (п=22), от 4 до 5 лет (п=11), от 5 до 7 лет (п=11), от 7 до 10 лет (п=11), от 10 до 20 лет (п=74), от 20 до 30 лет (п=113) и свыше 30 лет (п=58). Уже при определении статистически различных групп явно прослеживается снижение темпов изменений в МПД. В результате корреляционного анализа с применением

критерия р-Спирмена были получены модели структурно-уровневой организации МПД учителей разных стажевых групп. В статье отражены наиболее значимые аспекты анализа структуры МПД относительно основных субсистем. Для констатации изменений внутри МПД применялся метод анализа психологических систем [16], результаты которого представлены в таблице 1.

Таблица1

Результаты анализа ст руктуры . МИД педагогов с разным трудовым стажем

Стаж, годы > 1 1-2 2-4 4-5 5-7 7-10 10-20 20-30 > 30

Кол-во элементов 10 12 15 16 17 17 16 18 18

Кол-во взаимосвязей 32 18 31 31 39 24 59 77 67

ИКС 57 32 57 51 77 43 131 176 178

ИДС 0 0 4 8 6 2 2 0 0

ИОС 57 32 53 43 71 41 129 176 178

Нагруженные субсистемы (кол-во корреляций) ВПМ (9) ВОМ (8) ВМ (7) ВПМ (4) МР (4) ВОМ (3) ВМ (3) ВПМ (8) ВМ (7) ВОМ (6) ВМ (7) ВПМ (5) ВПМ (9) МР (3) ВОМ (3) ВПМ (3) ВМ (2) ВМ (10) МР (9) ВПМ (13) ВМ (11)

Нагруженные мотивы (кол-во корреляций) ОПр (8) ИК (7) ИН (7) УД (7) ОП (7) ИК (4) СкПр (3) УАР (3) ПВЗ (3) СВЛ (3) ИК (6) ИН (6) УД (6) ОП (7) Конк (7) СкПр (6) ОПр (5) УД (5) ДЗ (7) ИК (6) УД (5) Уд-ть (5) ПВЗ (4) ИК (12) ДЗ (11) ДЗ (14) ОПр (13) ДЗ (10) СкПр (10)

Примечания. Здесь и далее: ИКС - индекс когерентности структуры, ИДС - индекс дифференцированности структуры, ИОС - индекс организованности системы, ВПМ - внешняя положительная мотивация, ВОМ - внешняя отрицательная мотивация, ВМ - внутренняя мотивация, МР - мотивация работой, ОПр - ориентация на престиж, ИК - избегание критики, ИН - избегание наказания, УД - удовлетворение от труда, ОП - общественная полезность, СкПр - стремление к продвижению, УАР - уровень активации работой, ПВЗ - взаимодействие с работой, СВЛ - степень владения работой, Конк - мотив конкуренции, ДЗ - денежный заработок, Уд-ть - удовлетворенность трудом.

Анализ результатов исследования

По результатам диагностики респондентов были выявлены 10 структурных элементов МПД учителей со стажем до 1 года (рис. 1). Общее количество корреляций - 32. На структурограмме визуально заметно большое количество перекрещивающихся между собой взаимосвязей. Четко выделить доминирующие мотивы на этом этапе сложно, так как они коррелируют одновременно практически со всеми составляющими МПД. Также сложно четко обозначить ведущую субсистему МПД. Все основные субсистемы имеют взаимные интеркорреляции.

Рис. 1. Структура МПД педагогов со стажем до 1 года

Условные обозначения. Здесь и далее: положительные корреляции - р> 0,001, - р> 0,01, --- р>0,05, -..отрицательные корреляции р>0,05

Множественные корреляции, отсутствие четкой дифференциации и специализации субсистем, определяющих специфику МПД педагогов, преобладание взаимосвязей на невысоком уровне значимости (р > 0,05) косвенно подтверждают факт начала становления системы МПД у учителей со стажем труда до 1 года. В начале самостоятельной профессиональной деятельности у педагогов актуализированы общетрудовые мотивы, которые указывают на несформированность, незрелость МПД, что соответствует по описанию начинающейся стадии адаптации профессионального становления (А. К. Маркова, Д. Н. Завалишина) [4, 10, 11], где основной задачей является принятие ПД и освоение нормативно одобренного способа действия в ней.

У педагогов группы со стажем от 1 до 2 лет структура МПД значительно меняется (рис. 2). Увеличивается количество единиц в системе (12), но снижается общее количество интеркорреляций до 18, что может указывать на увеличивающуюся дифференциацию внутри системы МПД. Визуально основные субсистемы определены более четко. Выделить наиболее нагруженные мотивы и доминирующие субсистемы МПД педагогов сложно.

Рис. 2. Структура МПД педагогов со стажем труда от 1 до 2 лет

В состав МПД входят новые структурные компоненты, которые были не актуальны для учителей с меньшим временем работы - мотивы, связанные с выполнением работы (МПБ, УАР, СВЛ, ПВЗ), объединяющиеся в единый симпто-мокомплекс мотивации работой. МР основана на возникновении интереса у субъекта труда к содержанию выполняемых задач, что может стать одним из результатов процесса адаптации. 208

Сопоставляя результаты исследования двух групп респондентов, можно сделать вывод о происходящих изменениях в структуре МПД: количественных, связанных с включением в состав новых мотивационных образований и новых комплексов единиц, и качественных -связанных с перестраиванием системы МПД на новой основе - дифференциации составляющих в более четко оформленные субсистемы. Появление новой субсистемы МР может являться свидетельством процесса принятия профессии со стороны педагогов, что составляет «принципиальным этап в освоении деятельности» [17, с. 141] и запускает системо-генез МПД. В таблице 1 зафиксировано снижение количества взаимосвязей, ИКС, ИОС. На данном этапе развития система МПД функционирует по принципу минимальной достаточности: снижается общее количество взаимосвязей, остаются действующими максимально полезные.

Рис. 3. Структура МПД педагогов со стажем от 2 до 4 лет

Следующим этапом в развитии системы МПД педагогов становится количественный рост. Для структуры МПД респондентов со стажем от 2 до 4 лет были зафиксированы следующие изменения (рис. 3). Общее количество корреляций 31. Состав МПД пополняется «новыми» мотиваци-онными составляющими (15). Для педагогов становятся актуальными утилитарный мотив (ДЗ), ориентация на престиж собственной профессии (ОПр), осознание общественной значимости своего труда (ОП). Однако указанные мотивы присутствовали в структуре МПД педагогов со стажем до 1 года. Данный факт позволяет сделать вывод о том, что система МПД развивается не-

линейно. Доминирующие мотивы (избегание критики, наказания, получение удовлетворения от труда) выделяются более четко. Ведущие субсистемы выделить сложно. Хотя основные субсистемы, ВМ, ВПМ, ВОМ, дифференцированы мало, намечается тенденция снижения меры взаимосвязей между ними. Резко повышаются значения ИКС, ИДС, ИОС (таблица 1), что указывает на закрепление функциональных свойств системы МПД.

Кроме того, в структуре сохраняется комплекс мотивационных образований МР, отражающий степень включенности и взаимодействия с работой учителей, интерес к ее содержанию. По характеристике МР, данной И. П. Пономаревым [13], ее можно отнести к интринсивной мотивации. Следовательно, логично предположить, что на данном временном отрезке начинает все больше актуализироваться именно внутренняя мотивация. Субъект труда, поведение которого определяют внутренние мотивы, не нуждается в дополнительных мерах поддержки, испытывает состояние профессиональной увлеченности, ведущее к увеличению эффективности деятельности и достижению профессионального успеха.

Изменения в структуре МПД происходят и на отрезке от 4 до 5 лет (рис. 4). В структуру МПД входят 16 составляющих. Общее количество интеркорреляций в системе 31. На данном этапе заметно замедление темпов количественного роста системы. Доминирующие мотивы (общественная полезность, конкурентный мотив, стремление к продвижению, ориентация на престиж, получение удовлетворения от труда) достаточно разнообразны. Впервые появляется своеобразный антимотив ПД - коммуникативный, негативно сказывающийся на функционировании составляющих МПД. Среди ведущих субсистем наиболее нагруженными являются ВМ и ВПМ (таблица 1). При этом налицо уменьшение степени интеграции данных субсистем. Дифференциация характерна для ВОМ. Особая субсистема МР, актуализированная у педагогов предыдущей стажевой группы, у данных респондентов снижает значимость, о чем свидетельствует уменьшение количества и силы взаимосвязей внутри данной подсистемы.

Рис. 4. Структура МПД педагогов со стажем от 4 до 5 лет

Описанные изменения позволяют сделать вывод о том, что в системе МПД увеличивается дифференциация составляющих, возникают новые актуальные мотивы, созвучные изменению ситуации профессионального развития: за первые пять лет работы по профессии учитель окончательно адаптировался к деятельности, к условиям труда, постиг суть педагогической деятельности, принял и освоил профессию. Новые задачи, связанные с реализацией собственного потенциала, самоутверждением, формированием индивидуального стиля деятельности и профессиональной идентичности, актуализируют желание проявить себя, быть конкурентоспособным и добиваться успехов, получать удовлетворение от своего труда и осознавать общественную полезность выполняемой деятельности. Хотя Д. Н. Завалишина указывает на 5-тилетний период адаптации, судя по изменениям, происходящим в системе МПД у педагогов за первые пять лет работы, можно утверждать, что уже на ста-жевом отрезке от 4 до 5 лет идет активное самоутверждение субъекта в профессии (Е. А. Климов, А. К. Маркова). Появление антимотива, связанного с коммуникацией в процессе труда, может свидетельствовать об углублении дифференциации и вероятном проявлении профессионального кризиса.

У педагогов со стажем от 5 до 7 лет, находящихся на стадии идентификации с профессией (Д Н. Завалишина) и достигших стадии интернала (Е. А. Климов) или профессионального мастерства (А. К. Маркова), система МПД имеет ряд особенностей (рис. 5).

но меньше, чем у предыдущей группы респондентов. Доминирующие мотивы (удовлетворение от процесса труда, удовлетворенность собственной ПД, взаимодействие с работой) удается установить. Все они имеют большее отношение к внутренней мотивации. ИКС, ИДС, ИОС снижаются. Четко определяются составляющие основных субсистем в структуре. Другими словами, налицо факт оформившейся дифференциация основных субсистем МПД. Вероятно, именно на этом стажевом отрезке можно говорить об обеспечении эффективности и целесообразности функционирования системы за счет оптимального количества структурных единиц.

Рис. 5. Структура МПД педагогов со стажем от 5 до 7 лет

Количество структурных единиц в системе МПД увеличилось до 17. Между составляющими системы МПД было установлено 39 интеркорреляций. Доминирующие мотивы: денежный заработок, избегание критики. Четко определяется ведущая субсистема МПД (ВПМ). Рост количества высокозначимых связей внутри МР может указывать на формирование в системе МПД специализированной самостоятельной субсистемы, основанной на группе мотивационных диспозиций, связанных с самой профессиональной деятельностью и интересом к ее содержательному аспекту выполнения. Другими словами, для данного этапа профессионализации характерны как количественные (увеличение количества составляющих, количества и меры взаимосвязей между ними), так и качественные изменения (большая дифференциация субсистем МР, ВМ и др.), что также указывает на развитие МПД. Значения ИКС, ИДС, ИОС, четкое выделение доминирующих мотивов и субсистем, незначительное наполнение системы МПД интеркорреляциями позволяют сделать вывод о высокой степени сформированности системы МПД педагогов со стажем от 5 до 7 лет, когда система в результате постоянного переструктурирования, неравномерного и гетерохронного развития приходит в равновесное состояние, функционируя по принципу оптимальной достаточности.

На рисунке 6 представлена модель структуры МПД учителей со стажем 7-10 лет. В состав МПД вошли 17 единиц, общее количество интеркорреляций внутри системы - 24, что значитель-

Рис. 6. Структура МПД педагогов со стажем от 7 до 10 лет

Возросшая дифференциация и специализация субсистем МПД, увеличение внутри субсистем количества сильных значимых положительных интеркорреляций указывают на четкость, зрелость системы МПД, преобладание в ней внутренней мотивации, связанной с содержанием и спецификой профессиональной педагогической деятельности. Подобная картина может быть свойственна для завершения стадии консолидации (А. Кудашев), формирования профессиональной идентичности (Д. Н. Завалишина) субъектом труда, приобретения мастерства (Е. А. Климов, А. К. Маркова), когда педагог четко представляет свои возможности в профессиональной деятельности и видит перспективы профессионального будущего, знает, что хотел бы получить от работы и чем она привлекает.

Рис. 7. Структура МПД педагогов со стажем от 10 до 20 лет

У учителей со стажем профессиональной деятельности от 10 до 20 лет в состав МПД вошли 16 составляющих, между ними было установлено 59 различных интеркорреляций. Для модели МПД на рисунке 7 характерна интеграция составляющих МПД. Визуально заметно увеличение общего количества и степени значимости корреляций между структурными единицами МПД. Доминирующие мотивы (избегание критики, денежный заработок, общественная полезность) созвучны задачам стадии выбора субъектом способа существования себя в профессии по Д. Н. Завалишиной или фазы авторитета по Е. А. Климову. Среди субсистем МПД наибольшее количество корреляций имеют ВМ и МР. Значительное увеличение ИКС и ИОС отражает интеграционные процессы в МПД.

Другими словами, на данном этапе профессионализации происходит интеграция составляющих в сложную систему МПД, где структурные единицы входят в состав сразу нескольких субсистем, однако более выражена и дифференцирующая тенденция, связанная с выделением качественного своеобразия субсистем, составляющих внешнюю отрицательную (основанную на страхе критики и наказания) и внутреннюю мотивацию (основанную на поощрениях, профессиональном росте и интересе к содержанию работы). Обретение смысла профессиональной деятельности (В. Д. Шадриков) происходит именно на данном этапе - качественный скачок в развитии системы МПД связан с переструктурированием системы на основе «принципа заведомой

избыточности» [14]. «Такие системы уже могут не только функционировать в направлении достижения предзаданной системообразующей цели, но и формировать собственные ситуационные цели, исходя из запросов меняющейся ситуации» [14, с. 100]. Обретение смысла ПД, индивидуальное смыслопорождение в процессе ПД являются признаками полного профессионального становления педагогов.

Следующую группу респондентов составили учителя со стажем от 20 до 30 лет работы. Модель структуры МПД представлена на рис. 8. В составе системы МПД находятся 18 образований, имеющих многочисленные взаимосвязи друг с другом (77). Налицо факт возросшей интеграции составляющих - практически все мотивы и основные субсистемы взаимосвязаны между собой. Выделить доминирующие мотивы, как и ведущие субсистемы, на данном этапе достаточно сложно, потому что все они нагружены примерно одинаково.

Рис. 8. Структура МПД педагогов со стажем от 20 до 30 лет

Доминирующей по количеству интеркорреляций может считаться субсистема ВПМ. Визуально заметно наличие сильных взаимосвязей между основными субсистемами, что позволяет сделать вывод об интеграции, прорастании, смешении основных субсистем МПД между собой. Получается, что у педагогов с большим стажем происходит «смешение» мотивов трудовой деятельности, актуализируются практически все имеющиеся ранее мотивы, что приводит к активизации ПД. Говоря на языке си-стемогенеза, можно утверждать, что при дли-

тельном времени работы по профессии мотивы труда прорастают в общеличностные мотивы, влияя на поведение личности и вне трудовой среды.

Примерно так же обстоит дело с моделью МПД педагогов со стажем труда свыше 30 лет (рис. 9). Визуально заметны те же тенденции в изменении системы МПД, что и у педагогов предыдущей стажевой группы: большое число пересекающихся интеркорреляций, преобладание взаимосвязей на высоком уровне значимости, отсутствие отрицательных корреляций в системе МПД указывают на интегрированность структуры МПД учителей со стажем свыше 30 лет.

В состав структуры вошли 18 единиц, общее количество взаимосвязей внутри системы МПД -67. Доминирующие мотивы ПД на этом этапе выделить сложно. Примечательно, что практически каждый из мотивов, заложенных в опроснике К. Замфир, одновременно входит в каждую из основных субсистем МПД. Ведущей субсистемой можно считать ВМ. ВМ, ВПМ и ВОМ имеют между собой значимые корреляции, что также позволяет сделать вывод о высокой степени ин-тегрированности структуры МПД учителей со стажем свыше 30 лет. Субсистема МР дифференцирована от всех других субсистем и сохранила свою качественную специфику. Значение индексов когерентности и организованности структуры максимально. Другими словами, чем выше стаж работы, тем ярче проявляется стремление системы к консолидации.

Рис. 9 Структура МПД педагогов со стажем свыше 30 лет

У авторов разных периодизаций профессионального развития человека как субъекта труда данная стадия описывается как завершение профессионального пути, как спад деятельности (Д. Сьюпер, А. К. Маркова). С точки зрения Е. А. Климова и полицикличесокго подхода к профессиональному становлению

Ю. П. Поваренкова [11], более корректно говорить о том, что МПД преобразуется в течение всего периода ПД. Мотивация профессиональной деятельности педагогов становится интегрированным образованием, зрелым и инеризирован-ным в мотивационную сферу личности - в таком случае мы можем говорить, что педагог приобретает изменения на уровне качеств и свойств личности в целом под влиянием выполнения ПД, становится уникальным специалистом - наставником в своей деятельности, ориентирующимся на комплекс мотивационных воздействий.

Резюме

Таким образом, с увеличением стажа профессиональной деятельности на разных этапах профессионализации структура МПД видоизменяется: актуализируются новые и инволюционируют отдельные мотивы, происходит увеличение количества и степени взаимосвязей между компонентами, организация компонентов в субсистемы внешней и внутренней мотивации, отражающие специфику мотивации профессиональной педагогической деятельности. Становление и развитие МПД подчиняется закономерностям систе-могенеза, таким как неравномерность и гетеро-хронность актуализации и возникновения составляющих, увеличение интеграции и организованности составляющих МПД, постоянное переструктурирование в зависимости от целей и задач отдельных этапов профессионализации, что позволяет системе МПД наиболее адаптивно функционировать.

Библиографический список

1. Бодров, В. А. Профессиогенетический подход к проблеме формирования профессионала [Текст] /

B. А. Бодров // Психология субъекта профессиональной деятельности / под ред. А. В. Брушлинского и А. В. Карпова. - М. ; Ярославль : ДИА-пресс, 2001. -

C. 54-72.

2. Горбушина, А. В. Структура мотивации профессиональной деятельности: метасистемный подход [Текст] / А. В. Горбушина // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - 2011. - № 3(3). - С. 138-141.

3. Горбушина, А. В. Актуальные направления и перспективы исследований мотивации профессиональной деятельности [Текст] / А. В. Горбушина // Общество, наука, инновации : материалы Всероссийской ежегодной научно-

практической конференции. - Киров, 18-29 апреля 2016. -Киров : Изд-во ВятГУ, 2016. - С. 4930-4937.

4. Завалишина, Д. Н. Модели профессионального развития человека [Текст] / Д. Н. Завалишина // Психологические основы профессиональной деятельности : хрестоматия / сост. В. А. Бодров. - М. : ПЕР СЭ ; Логос, 2007. -С. 508-516.

5. Карпов, А. В. Метасистемная организация уровневых структур психики [Текст] / А. В. Карпов. - М. : ИП РАН, 2004.

6. Карпов, А. В. Метасистемный подход к исследованию системогенетических закономерностей [Электронный ресурс] / А. В. Карпов. - Режим доступа: http://yspu.Org/images/4/43/03_%D0 %9А%Б0 %В0 %Б1 %80 %Б0 %ВЕ<Ш0 %ВЕ<Ш0 %В2_0/<ГО %90.°/<ТО %92..р^ Дата обращения 01.05.2018

7. Карпова, Е. В. Структура и генезис мотивационной сферы личности в учебной деятельности [Текст] : монография / Е. В. Карпова. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2007. -569 с.

8. Козлов, В. В. Личность педагога и эффективное социальное и ценностное взаимодействия с детьми [Текст] / В. В. Козлов, Г. А. Стародубцева // Взаимодействие академической и практико-ориентированной психологии в сфере образования : материалы национальной научно-практической интернет-конференции с международным участием / под науч. ред. В. А. Мазилова. - Ярославль : ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2018. - С. 97-101.

9. Кокурина, И. Г. Методика «Словарь» [Текст] / И. Г. Кокурина // Психология общения: энциклопедический словарь / под ред. А. А. Бодалева. - М., 2011. - С. 478.

10.Маркова, А. К. Психологические закономерности становления профессионала, общие для разных профессий [Текст] / А. К. Маркова // Психологические основы профессиональной деятельности : хрестоматия / сост.

B. А. Бодров. - М. : ПЕР СЭ; Логос, 2007. - С. 536-542.

11.Поваренков, Ю. П. Периодизация профессионального развития: анализ отечественных и зарубежных подходов [Электронный ресурс] / Ю. П. Поваренков. - Режим доступа: http://ves1rnk.yspu.org/releases/2014_3pp/36.pdf. Дата обращения: 15.10.2016

12.Поваренков, Ю. П. Проблемы психологии профессионального становления личности [Текст] : монография / Ю. П. Поваренков. - Изд. второе, дополненное и уточненное. - Саратов : Саратовский социально-экономический институт (филиал) ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, 2013. - 322 с.

13.Пономарев, И. П. Мотивация работой в организации [Текст] / И. П. Пономарев. - М. : Едиториал УРСС, 2004. -224 с.

14.Разина, Т. В. Системогенетические и метасистемоге-нетические закономерности развития системы мотивации научной деятельности [Текст] / Т. В. Разина // Вестник Яр-ГУ. Серия Гуманитарные науки. - 2016. - № 1 (35). - С. 104108.

15.Реан, А. А. Психология и психодиагностика личности: Теория, методы исследования, практикум [Текст] / А. А. Реан. - СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. - 255 с. -

C. 84-86.

16.Слепко, Ю. Н. Анализ данных и интерпретация результатов психологического исследования [Текст] : учебное пособие / Ю. Н. Слепко, Т. В. Ледовская, А. Э. Цымбалюк. -2-е изд., испр. и доп. - Ярославль : РИО ЯГПУ, 2015. -290 с.

17.Шадриков, В. Д. Психология деятельности человека [Текст] / В. Д. Шадриков. - М. : Институт психологии РАН, 2013. - 464 с.

18.Шадриков, В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности [Текст] / В. Д. Шадриков. - М. : Логос, 2007. - 192 с.

19.Barreto, M. M. A. Motivation and Work: A Survey of Motivational Aspects in Industries [Электронный ресурс] / M. M. A. Barreto et al. // Springer International Publishing. Advances in Human Factors, Business Management and Leadership. - AG 2018 - P. 319-328. - Режим доступа: https://www.springerprofessional.de/en/motivation-and-work-a-survey-of-the-motivational-aspects-in-indu/13302144. Дата обращения 24.11.2017.

20.Demirkol, I. C. Sustaining police officer's motivation in aviation security [Электронный ресурс] / I. C. Demirkol, M. K. Nalla // Journal of Transport Security. - 2017. - № 10. -P. 171-187. - Режим доступа: https://ideas.repec.org/a/spr/ jtrsec/v10y2017i3d10.1007_s12198-017-0185-6.html. Дата обращения 24.11.2017

21.Escardibul, J. O. Determinants of the job satisfaction of PhD holders: an analysis by gender, employment sector and type of satisfaction in Spane [Электронный ресурс] / J. O. Escardibul, S. Afcha // Hhier Education. - 2017. - 74. -P. 855-875. - Режим доступа https://link.springer.com/article/ 10.1007/s10734-016-0081 -1. Дата обращения 24.11.2017.

Reference List

1. Bodrov, V. A. Professiogeneticheskij podhod k probleme formirovanija professionala = A professiogenetic approach to the problem of formation of the professional [Tekst] / V. A. Bodrov // Psihologija sub#ekta professional'noj dejatel'nosti = Psychology of the subject of professional activity / pod red. A. V. Brushlinskogo i A. V. Karpova. - M. ; Jaroslavl' : DIApress, 2001. - S. 54-72.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Gorbushina, A. V. Struktura motivacii professional'noj dejatel'nosti: metasistemnyj podhod = The structure of professional activity motivation: a metasystem approach [Tekst] / A. V. Gorbushina // Vestnik Vjatskogo gosudarstvennogo gumanitar-nogo universiteta = Bulletin of Vyatka state humanitarian university. - 2011. - № 3(3). - S. 138-141.

3. Gorbushina, A. V. Aktual'nye napravlenija i perspektivy issledovanij motivacii professional'noj dejatel'nosti = Relevant directions and prospects of professional activity motivation researches [Tekst] / A. V. Gorbushina // Obshhestvo, nauka, inno-vacii : materialy Vserossijskoj ezhegodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii = Society, science, innovations. All-Russian annual scientific and practical conference. - Kirov, 1829 aprelja 2016. - Kirov : Izd-vo VjatGU, 2016. -S. 4930-4937.

4. Zavalishina, D. N. Modeli professional'nogo razvitija cheloveka = Models of the person's professional development [Tekst] / D. N. Zavalishina // Psihologicheskie osnovy profes-sional'noj dejatel'nosti = Psychological bases of professional activity: anthology: hrestomatija / sost. V. A. Bodrov. - M. : PER SJe ; Logos, 2007. - S. 508-516.

5. Karpov, A. V. Metasistemnaja organizacija urovnevyh struktur psihiki = Metasystem organization of level structures of mentality [Tekst] / A. V. Karpov. - M. : IP RAN, 2004.

6. Karpov, A. V. Metasistemnyj podhod k issledovaniju sis-temogeneticheskih zakonomernostej = A metasystem approach to research systemogenetic regularities [Jelektronnyj resurs] / A. V. Karpov. - Rezhim dostupa: http://yspu.org/images/4/43/03_%D0%9A% D0 %B0 %D1%80 %D0 %BF%D0 %BE%D0 %B2_%D0 %90.%D0 %92..pdf

Data obrashhenija 01.05.2018

7. Karpova, E. V. Struktura i genezis motivacionnoj sfery lichnosti v uchebnoj dejatel'nosti = A structure and genesis of the personality's motivational sphere in educational activity [Tekst] : monografija / E. V. Karpova. - Jaroslavl' : Izd-vo JaG-PU, 2007. - 569 s.

8. Kozlov, V. V. Lichnost' pedagoga i jeffektivnoe social'noe i cennostnoe vzaimodejstvija s det'mi = The identity of the teacher and effective social and valuable interactions with children [Tekst] / V. V. Kozlov, G. A. Starodubceva // Vzaimodejst-vie akademicheskoj i praktiko-orientirovannoj psihologii v sfere obrazovanija : materialy nacional'noj nauchno-prakticheskoj internet-konferencii s mezhdunarodnym uchastiem = Interaction of the academic and practice-focused psychology in education: materials of the national scientific and practical Internet conference with the international participation / pod nauch. red. V. A. Mazilova. - Jaroslavl' : JaGPU im. K. D. Ushinskogo, 2018. -S. 97-101.

9. Kokurina, I. G. Metodika «Slovar'» = Technique «Dictionary» [Tekst] / I. G. Kokurina // Psihologija obshhenija = Communication psychology: Encyclopedic dictionary: jenci-klopedicheskij slovar' / pod red. A. A. Bodaleva. - M., 2011. -S. 478.

10.Markova, A. K. Psihologicheskie zakonomernosti stanovlenija professionala, obshhie dlja raznyh professij = Psychological regularities of the professional's formation, general for different professions [Tekst] / A. K. Markova // Psiholog-icheskie osnovy professional'noj dejatel'nosti = Psychological bases of professional activity: anthology: hrestomatija / sost. V. A. Bodrov. - M. : PER SJe; Logos, 2007. - S. 536-542.

11.Povarenkov, Ju. P. Periodizacija professional'nogo razvitija: analiz otechestvennyh i zarubezhnyh podhodov = Peri-odization of professional development: an analysis of domestic and foreign approaches [Jelektronnyj resurs] / Ju. P. Povarenkov. - Rezhim dostupa: http://vestnik.yspu.org/ re-leases/2014_3pp/36.pdf. Data obrashhenija: 15.10.2016

12.Povarenkov, Ju. P. Problemy psihologii professional'nogo stanovlenija lichnosti = Problems of psychology of the personality's professional formation [Tekst] : monografija / Ju. P. Povarenkov. - Izd. vtoroe, dopolnennoe i utochnennoe. -Saratov : Saratovskij social'no-jekonomicheskij institut (filial) FGBOU VO «Rossijskij jekonomicheskij universitet imeni G. V. Plehanova, 2013. - 322 s.

13.Ponomarev, I. P. Motivacija rabotoj v organizacii = Motivation work in the organization [Tekst] / I. P. Ponomarev. - M. : Editorial URSS, 2004. - 224 s.

14.Razina, T. V. Sistemogeneticheskie i metasistemogenet-icheskie zakonomernosti razvitija sistemy motivacii nauchnoj dejatel'nosti = Systemogenetic and metasystemogenetic regularities of development of the motivation system of scientific activity [Tekst] / T. V. Razina // Vestnik JarGU. Serija Gumanitarnye nauki = YarSU bulletin. Series the Humanities. - 2016. - № 1 (35). - S. 104-108.

15.Rean, A. A. Psihologija i psihodiagnostika lichnosti: Te-orija, metody issledovanija, praktikum = Psychology and psychodiagnostics of the personality: Theory, research methods, practical work [Tekst] / A. A. Rean. - SPb. : Prajm-EVROZNAK, 2006. - 255 s. - S. 84-86.

16.Slepko, Ju. N. Analiz dannyh i interpretacija rezul'tatov psihologicheskogo issledovanija = The analysis of data and interpretation of the psychological research results [Tekst] : uchebnoe posobie / Ju. N. Slepko, T. V. Ledovskaja, A. Je. Cymbaljuk. - 2-e izd., ispr. i dop. - Jaroslavl' : RIO JaGPU, 2015. - 290 s.

17.Shadrikov, V. D. Psihologija dejatel'nosti cheloveka = Psychology of the person's activity [Tekst] / V. D. Shadrikov. -M. : Institut psihologii RAN, 2013. - 464 s.

18.Shadrikov, V. D. Problemy sistemogeneza profession-al'noj dejatel'nosti = Problems of professional activity systemo-genesis [Tekst] / V. D. Shadrikov. - M. : Logos, 2007. - 192 s.

19.Barreto, M. M. A. Motivation and Work: A Survey of Motivational Aspects in Industries [Jelektronnyj resurs] / M. M. A. Barreto et al. // Springer International Publishing. Advances in Human Factors, Business Management and Leadership. - AG 2018 - P. 319-328. - Rezhim dostupa: https://www.springerprofessional.de/en/motivation-and-work-a-survey-of-the-motivational-aspects-in-indu/13302144. Data obrashhenija 24.11.2017.

20.Demirkol, I. C. Sustaining police officer's motivation in aviation security [Jelektronnyj resurs] / I. C. Demirkol, M. K. Nalla // Journal of Transport Security. - 2017. - № 10. - P. 171187. - Rezhim dostupa: https://ideas.repec.org/a7spr/jtrsec/ v10y2017i3d10.1007_s12198-017-0185-6.html. Data obrashhenija 24.11.2017

21.Escardibul, J. O. Determinants of the job satisfaction of PhD holders: an analysis by gender, employment sector and type of satisfaction in Spane [Jelektronnyj resurs] / J. O. Escardibul, S. Afcha // Hhier Education. - 2017. - 74. - P. 855-875. -Rezhim dostupa https://link.springer.com/article/10.1007 s10734-016-0081 -1. Data obrashhenija 24.11.2017.

214

А. В. ropôyrnma

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.