Региональная и отраслевая экономика
DOI: 10.18721/JE.10305
УДК 338.43(339.13.025.4+339.5.012.435)
РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА РЫНКА ПРОДУКЦИИ АПК РЕГИОНА
А.В. Дудник
Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук, г. Екатеринбург, Российская Федерация
Импортозамещающее развитие реального сектора российской экономики требует новых инструментов государственного регулирования конкурентоспособности национального производства. Это справедливо и для такого важного компонента народного хозяйства, как агропромышленный комплекс (АПК). Новыми и потенциально эффективными инструментами регулирования конкурентоспособности АПК являются программы продовольственной помощи малоимущему населению, широко применяемые в экономически развитых странах. Для их эффективного использования необходима действенная система мониторинга, обеспечивающая субъект регулирования необходимой информацией. К базовой системе факторов и показателей, определяющих потребность национального агропромышленного комплекса в социально ориентированных мерах регулирования конкурентоспособности, предъявляются требования обоснованного с точки зрения подробности набора показателей, простоты расчетов и доступности данных для них, минимальной продолжительности лагов поступления и обработки данных, опережающего характера показателей по отношению к изменению описываемых ими параметров агропромышленного комплекса и агропродовольственного рынка. В структуре массива отслеживаемых показателей предлагается выделять четыре блока информации, описывающих не только внутреннюю среду агропромышленного комплекса, но и его макровнешнюю среду, характеризующую внешнеэкономические связи и внешнеэкономическую конкурентоспособность, и его микровнешнюю среду. Особенно важным компонентом данных с учетом специфики действия программ продовольственной помощи (выраженного социального эффекта) является информация, характеризующая конечный спрос со стороны населения на агропродовольственную продукцию и экономическую доступность продуктов питания для малообеспеченных слоев населения. В качестве информационной базы системы показателей мониторинга предлагается рассматривать официальные данные государственной статистики в сфере сельского хозяйства России и зарубежья.
Ключевые слова: продовольственная помощь; государственное регулирование АПК; агропродовольственный рынок; мониторинг; внешняя среда; внутренняя среда; информационная база
Ccbirea при цитировании: Дудник А.В. Развитие системы мониторинга рынка продукции АПК региона // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2017. Т. 10, № 3. С. 57—64. DOI: 10.18721/JE.10305
DEVELOPMENT OF A SYSTEM FOR MONITORING THE REGIONAL AIC PRODUCTION
A.V. Dudnick
Institute of economics, Ural branch of Russian Academy of Sciences. Ekaterinburg. Russian Federation
New state regulation instruments boosting the competitiveness of domestic production are needed to accelerate the import-substituting development of the real sector of Russia's economy. This is also true for such an important part of the national economy as the agro-industrial
^ЖаучнО-Технические^ведомости^СПбГПУ.^Эко
complex (AIC). One of the new and potentially efficient state instruments for regulating the competitiveness of the AIC are the food aid programs for the low-income part of the population, widely used by advanced economies for their citizens. A potent monitoring system providing the regulator with relevant data is crucial for effective use of food aid programs as an instrument of regulating the competitiveness of the national AIC. A basic system of factors and indicators determining the need of the national agro-industrial complex in socially oriented measures for regulating the competitiveness meets the following requirements: the set of indicators should be justified by being sufficiently detailed; all computations should be simple enough and the data needed should be accessible; input and processing lags should be minimal; indicators should be anticipative with respect to the changes in the agro-industrial complex and the agri-food market parameters they describe. Four information blocks can be identified within the structure of the indicator array being monitored. They describe the internal environment of the agro-industrial complex, as well as its external environment that characterizes the foreign economic relations and the global market competitiveness and, finally, the micro-external environment. A particularly important component of the data, in view of the specific effects of food aid programs (a pronounced social effect) is the information characterizing the final demand for agri-food products by the population and the affordability of food products for the low-income segments of the population. The official data published by the Federal service of state statistics of the Russian Federation and by similar services abroad are offered as an information basis for monitoring the indicators.
Keywords: food aid; governmental regulation of AIC; agrifood market; monitoring; external environment; internal environment; informational base
Citation: A.V. Dudnick, Development of a system for monitoring the Regional AIC production, St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Economics, 10 (3) (2017) 57-64. DOI: 10.18721/JE.10305
Введение. Характерной особенностью сложившихся экономических условий в России является необходимость корректировки концептуальной модели развития экономики. От экспорта природного сырья и продукции низших переделов на рынки экономически развитых стран требуется в достаточно короткие сроки перейти к экспорту продукции с более высокой долей добавленной стоимости в рамках усиления экономических связей на пространстве ЕАЭС и других интеграционных проектов, создаваемых развивающимися странами.
При переходе к производящей экономике из состояния, характерного для периода экономических реформ, и которое можно охарактеризовать как «торжество перепродажи», неизбежно обострение экономических противоречий и конфликтов интересов участников экономики, которые ранее удавалось сглаживать за счет размена стратегических перспектив развития на тактические выигрыши и временно обеспечивать при сжатии реального сектора экономики относительно благополучную жизнь населения, значительная часть которого в итоге оказалась занята непроизводительным трудом.
Поскольку в новых экономических условиях национальная экономика должна будет обеспечивать своими силами выпуск более
широкого ассортимента товаров и большее их количество, неизбежно встанет вопрос о ее структурной перестройке и переназначении ресурсов в пользу направлений, подразумевающих увеличение будущих возможностей производства, от направлений, обеспечивающих прирост конечного потребления в настоящем или не оказывающих влияния ни на текущее, ни на будущее производство и потребление.
Одними из последствий болезненного процесса оздоровления национальной экономики, как следует из мировой новейшей истории, могут оказаться обостряющиеся социальные проблемы. Одной из серьезных проблем может стать снижение доходов значительной массы населения. При достижении определенных критических значений это может обернуться нежелательными проявлениями массового недовольства с разной степенью тяжести последствий для страны и государства. Особенно остро проблема снижения доходов встает перед людьми, вынужденными из-за этого сокращать потребление продуктов питания. В этом — отправная точка рассуждений, которые во многих странах привели к созданию системы государственной продовольственной помощи малоимущему населению.
В Российской Федерации до настоящего времени программы продовольственной по-
мощи еще не использовались. В то же время возможность их применения рассматривается достаточно давно, и более того, принципиальное решение о проведении данных программ уже принято [1]. Точное время старта программ продовольственной помощи несколько раз сдвигалось. Первоначально назывался 2016 г., затем — 2017 г., в настоящее время в качестве стартового рассматривается 2018 г. [2]. По данным официальной статистики, на конец первого полугодия 2016 г. доходы ниже прожиточного минимума имели 19,1 млн чел. В сентябре 2016 г., по результатам исследования, проведенного силами НИУ ВШЭ, 41 % российских семей жаловались на нехватку денег на одежду и еду. К 2019 г., по прогнозу Министерства экономического развития РФ, количество проживающих за чертой бедности россиян прирастет на 1,4 млн чел. и составит 20,5 млн чел. [3].
На уровне отдельных регионов, ситуация может быть более сложной, чем в среднем по стране. Примером такого региона в Уральском Федеральном округе может служить Курганская область. Реальные доходы ее населения даже по официальным данным показали снижение на 5% только за первое полугодие 2016 г., при этом численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума достигла 181 тыс. чел. (20,9 % от населения области), увеличившись за пятилетие 2012—2016 гг. на 38 % (в 2012 г. был зафиксирован «исторический минимум» данного показателя за 1990-е и 2000-е гг.) [4—6].
Изучение научных работ российских и зарубежных исследователей позволяет заключить, что развитие трех систем мониторинга — агропродовольственного рынка, потребностей национального АПК в инвестициях, формирующих конкурентные преимущества, и потребностей населения в мерах поддержки конечного спроса — осуществляется во многом изолированно, силами разных ведомств и служб [7, 8]. Мониторинг потребностей национального АПК в инвестициях, формирующих конкурентные преимущества, в явном виде за рубежом встречается достаточно редко [8, 9]. Это объясняется тем, что регулирование конкурентоспособности сельского хозяйства осуществляется, в основном, мерами регулирования цен, государственных закупок агропродовольст-
венной продукции, субсидиями части текущих производственных затрат производителям, а также, в экономически развитых странах, мерами «зеленой корзины» [10—12].
Старт программ продовольственной помощи, отнесенный на 2018 г., представляется более вероятным в силу возросшей потребности общества в данных программах; возможен при этом ряд так называемых пилотных проектов по освоению данных программ в конкретных регионах, с тем чтобы выявить потенциальные проблемы при их реализации и эффекты от оказания продовольственной помощи, влияющие на целевые социально-экономические показатели [13]. Комплексный многоплановый характер воздействия социально-ориентированных мер регулирования конкурентоспособности АПК, таких как продовольственная помощь, на экономику и общество ставит проблему эффективного управления данными мерами. Целью настоящего исследования является поиск возможностей развития системы мониторинга регионального агропродовольственного рынка, учитывающих изменения в практике государственного регулирования АПК за счет включения в набор мер регулирования социально ориентированных инструментов поддержки конечного спроса.
Продовольственная помощь малоимущему населению — сложное мероприятие, демонстрирующее комплексный социально-экономический эффект. С одной стороны, это поддержание жизненного уровня наименее обеспеченных слоев населения, их обеспечение необходимыми для воспроизводства рабочей силы жизненными средствами, причем исключающими накопление последних и затрудняющими их обмен на иные средства. Так, известны случаи (например, в США, где в рамках программ продовольственной помощи ее получатели могут приобретать консервированную продукцию), когда получателями создавались значительные запасы продукции в целях последующей перепродажи или обмена на спиртные напитки или табачные изделия [14, 15].
С другой стороны, помимо социального эффекта, продовольственная помощь имеет и экономический — воспроизводственный эффект, так как способствует за счет активизации конечного спроса развитию сельскохо-
зяйственного производства, перерабатывающей промышленности и через цепочки производственных связей — всего АПК как сложного межотраслевого комплекса [16]. Продовольственную помощь можно, следовательно, рассматривать как мощный инструмент государственного регулирования конкурентоспособности отечественного АПК, ценность которого заключается еще и в том, что его использование не противоречит нормам и правилам ВТО и не может быть основанием для претензий со стороны торговых партнеров страны.
Продовольственная помощь не является чем-то абсолютно не известным для отечественной практики регулирования экономики: в СССР в разное время существовали системы продовольственной помощи. В то же время их функционирование в условиях плановой экономики имело свою специфику, т. е. вполне можно говорить о новизне продовольственной помощи в условиях рынка и, в частности, о том, что целесообразно придать продовольственной помощи «встроенный» характер, подчиненный интересам государственного регулирования конкурентоспособности российского АПК.
Методика исследования. В общем виде любой процесс управления можно разделить на ряд взаимосвязанных стадий. Например, в рамках концепции РЭСЛ, модифицированной нами с учетом специфических особенностей субъекта, объекта и процесса управления кон-
курентоспособностью АПК, классическая комбинация этапов управления (планирование— выполнение—проверка—корректировка) может бытьпредставлена в форме циклического шес-тистадийного процесса (рис. 1).
Цикличность обусловлена непрерывностью регулирования и постоянными изменениями во внутренней и внешней среде [17]. Она проявляется в использовании на первой стадии цикла ряда данных заключительной стадии предыдущего цикла управления. Это позволяет вносить корректировки как в управляющие воздействия (уровень поддержки малоимущих семей в обеспечении их продовольствием, структура используемых инструментов), так и в модели зависимостей для прогнозирования последствий принимаемых субъектом регулирования решений.
В свою очередь, процесс регулирования конкурентоспособности АПК на любом этапе требует для своего осуществления значительного объема данных о состоянии объекта регулирования, его внешней и внутренней среды [18, 19]. Для программ продовольственной помощи объем релевантной информации дополнительно увеличится за счет блоков данных, отвечающих за характеристику социальной и связанной с ней экономической составляющей.
Указанная информация может быть получена субъектом регулирования в процессе системного мониторинга внешней и внутренней среды АПК.
Рис. 1. Цикл государственного регулирования конкурентоспособности АПК Fig. 1. Cycle of state regulation of competitiveness in the agro-industry
Целью мониторинга является определение наличия ресурсов у агропромышленного комплекса и его отдельных подкомплексов, потребности в дополнительном притоке ресурсов в АПК и потребности населения в мерах социальной поддержки в рамках программ продовольственной помощи. Достижение указанной цели осуществляется через решение ряда взаимосвязанных задач:
— проведение сравнительного финансово-экономического и производственно-хозяйственного анализа национального производства и иностранных поставщиков, осуществляемого как на национальном уровне, так и на уровне отдельных регионов;
— анализ динамики основных показателей деятельности АПК России и основных экспортеров агропродовольственной продукции в нашу страну;
— анализ актуальных и потенциальных конкурентных преимуществ национальных и иностранных поставщиков (данная информация является исходной для расчета потребности национального производства в дополнительных инвестициях в приобретение конкурентных преимуществ, величина которых, в свою очередь, определяет величину, на которую желательно увеличить доходы национального производства);
— исследование уровня доходов населения страны (региона) и их распределение;
— исследование уровня цен на основные компоненты продовольственной корзины населения, рассчитанной исходя из обеспечения устойчивого расширенного воспроизводства рабочей силы;
— исследование доли расходов на приобретение продуктов питания в различных группах домохозяйств;
— учет прироста доходов национальных (в том числе региональных) производителей агропродовольственной продукции в результате реализации региональных программ продовольственной помощи;
— учет вызванного указанным приростом доходов прироста инвестиционных возможностей предприятий АПК.
Результаты исследования.
1. Полученная информация позволяет с учетом рекомендуемых норм потребления продовольственных продуктов и стоимости продовольственной корзины заключить, какой объем средств целесообразно направить
на реализацию программ продовольственной помощи и как данные средства соотнесутся с потребностью национального АПК в дополнительном доходе, инициированном мерами государственного регулирования конкурентоспособности.
2. Анализ научной литературы по данному вопросу [7—12] и результаты нашего исследования позволяют утверждать, что в настоящее время еще не создана система факторов и показателей конкурентоспособности, которая бы полностью отвечала требованиям эффективного государственного регулирования конкурентоспособности АПК с помощью инструментов социальной поддержки населения. Поэтому нами сформулированы основные требования к подлежащей мониторингу базовой системе факторов и показателей, определяющих потребность национального АПК в социально ориентированных мерах регулирования конкурентоспособности, поддерживающих конечный спрос:
— рациональная ограниченность набора, исключающая излишне подробную, затрудняющую определение выводов информацию;
— относительная простота расчетов;
— доступность данных для расчетов;
— однозначная интерпретация результатов;
— максимальная информативность;
— пригодность рядов показателей и формирующих их данных для статистической обработки;
— минимальная продолжительность лагов поступления и обработки данных, по возможности опережающий характер отслеживаемых показателей по отношению к изменению конкурентоспособности АПК и социальной составляющей.
3. Исходя из этих требований, показатели макровнешней и внутренней среды деятельности национального и регионального АПК (аутосреды), а также показатели, характеризующие востребованность мер поддержки конечного спроса на агропродовольственную продукцию со стороны населения были разделены нами на четыре блока (рис. 2). Данный подход представляет собой модификацию предложенной в наших более ранних работах структуры данных для мониторинга показателей, необходимых для планирования экономической политики государственного регулирования конкурентоспособности национального АПК в целом [20].
4
Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. Том 10, № 3, 2017
Показатели внутренней и внешней среды объекта регулирования
Ж
1. Ресурсный потенциал субъектов конкуренции
2. Эффективность производственной
деятельности и обеспеченность ресурсами субъектов конкуренции
3. Финансовые результаты субъектов
конкуренции и их использование
4. Показатели, определяющие уровень конечного спроса на продукцию АПК со стороны потребителей
Внутренняя среда национального АПК Макровнешняя среда (экстерриториальные факторы) Микровнешняя среда (национальная экономика)
Источники информации
Рис. 2. Структура массива отслеживаемых показателей внутренней и внешней среды АПК в рамках системы мониторинга при регулировании конкурентоспособности мерами
поддержки конечного спроса Fig. 2. Structure of the array of the monitored indicators of the internal and external environments of the agro-industry within the framework of the monitoring system for regulating the competitiveness by measures aimed at supporting the final demand
Выводы. Отличие предлагаемой системы показателей заключается в том, что уменьшено число блоков информации, отвечающей за описание состояния объекта регулирования и, особенно, показателей иностранных конкурентов; в то же время введен блок показателей, отвечающих за описание параметров, напрямую влияющих на конечный спрос на продукцию АПК со стороны населения.
В качестве информационной базы системы показателей мониторинга конкурентоспособности АПК для планирования использования инструментов регулирования с выраженным социальным эффектом предлагается рассматривать официальные данные государственной статистики в сфере сельского хозяйства России и зарубежья. Это позволяет регулярно и с достаточной степенью оперативности отслеживать изменения во внутренней и внешней среде. В целях максимального упрощения процедуры первичного сбора данных и исключения дублирования работ считаем целесообразным как можно более широкое использование информации стандартных изданий Федеральной службы государственной статистики, таких как «Российский статистический ежегодник», «Сельское хозяйство, охота и лесоводство в России», «Доходы, расходы и сбережения населения», «Распределение доходов населения»,
«Социальное обеспечение и социальная помощь», «Потребительские цены», «Рынок труда, занятость и заработная плата».
Осуществление мониторинга агропродо-вольственного рынка с учетом факторов, социально обусловливающих поддержку конечного спроса, в рамках предлагаемого подхода поможет повысить эффективность системы регулирования конкурентоспособности российского АПК, своевременно обеспечив ее необходимой информацией о состоянии объекта регулирования, его внешней и внутренней среды и происходящих в них социально- экономических процессах для принятия управленческих решений на национальном и региональном уровне.
Перспективным направлением дальнейшего научного поиска является более подробное изучение экономических эффектов, вызываемых в агропромышленном комплексе страны социально ориентированными мерами поддержки конечного (потребительского) спроса. В качестве указанных эффектов могут выступать прирост реализационных доходов, стабилизация объемов сбыта продукции, исчисленных в стоимостном выражении, снижение текущих издержек производства в расчете на единицу продукции вследствие роста объемов производства и экономии на масштабе. Особый интерес
представляет моделирование влияния программ продовольственной помощи на инвестиционные процессы в региональном АПК и в дальнейшем, по мере осуществления
данных программ, оценка предсказательных возможностей разработанных моделей на основе сравнения их результатов с полученными фактическими данными.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
[1] Продовольственные карточки в 2017 году не появятся. URL: http://izvestia.ru/news/621798# (дата публикации: 11.07.2016, дата обращения 05.01.2017).
[2] Жандарова И. Продовольственная помощь нуждающимся появится в РФ в 2018 году. URL: https://rg.ru/2016/09/30/prodovolstvennaia-pomoshch-nuzhdaiushchimsia-poiavitsia-v-rossii-v-2018-godu.html (дата публикации: 30.09.2016; дата обращения 05.01.2017).
[3] В Правительстве РФ говорят об отсутствии денег на продовольственные карточки. URL: https://afn.by/news/i/218950 (дата публикации 16.11.2016; дата обращения 05.01.2017).
[4] Паспорт Курганской области. 2016: стат. сб. Курган: Курганстат, 2016. 151 с.
[5] Уровень жизни населения. URL: http://kur ganstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/kurganstat /resources/7409ed804f549e2493cedf52f1bb3970/%D0% A3%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BD% D1%8C+%D0%B6%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0 %B8+%D0%BD%D0%B0%D1%81%D0%B5%D0%B B%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1% 8F.htm (дата публикации: 20.12.2016; дата обращения: 04.01.2017).
[6] Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума. URL: http://kurganstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ ts/kurganstat/resources/0f6826004f83a37bb998fb8250d 62a05/05%D0%94%D0%BE%D1%85%D0%9D%D0% B8%D0%B6%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B6%D 0%9C%D0%B8%D0%BD.htm (дата публикации: 30.12.2016; дата обращения 04.01.2017).
[7] Menard C., Valceschini E. New institutions for governing the agri-food industry // European Review of Agricultural Economics. 2005. No. 3. P. 421-440.
[8] Hrabankova M., Svatosova L., Bohackova I. Monitoring of regional development dynamics with use of process analysis // Agricultural Economics. 2005. No. 3. P. 112-116.
[9] Moreddu C. Farm Incomes, Wealth and Agricultural Policy: Filling the CAP's Core Information Gap // European Review of Agricultural Economics. 2013. No. 2. P. 405-407.
[10] Bohackova I., Hrabankova M. Process analysis — the proposal of method for evaluation of the efectivenesses of the use of structural supports at the regional level // Agricultural Economics. 2006. No. 12. P. 578—587.
[11] Fährmann B., Grajewski R. How expensive is the implementation of rural development programmes? // European Review of Agricultural Economics. 2013. No. 4. P. 541-572.
[12] Bokusheva R., Hockmann H., Kumbhakar S.C. Dynamics of productivity and technical efficiency in Russian agriculture // European Review of Agricultural Economics. 2012. No. 4. P. 611-637.
[13] Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата по видам экономической деятельности (в рублях). URL: http://kurganstat.gks. ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/kurganstat/resources/16 901c004ee9e55eb555f70d534aab22/03%D0%A1%D1% 80%D0%9C%D0%B5%D1%81%D0%97%D0%BF%D 0%BB.htm (дата публикации: 30.12.2016; дата обращения 04.01.2017).
[14] Бараникас И. Талоны на питание по-американски. URL: http://www.mk.ru/economics/ar ticle/2013/11/21/948540-talonyi-na-pitanie-poamerikan ski.html (дата публикации: 21.11.2013; дата обращения: 04.01.2017).
[15] 45 million Americans rely on food stamps, 1 million about to lose them — report. URL: https:// www.rt.com/usa/331216-americans-food-stamps-restric tions/ (дата обращения: 04.02.2017).
[16] Melnikov A.B., Mikhailushkin P.V., Alieva A.R., Bershitskiy Y.I., Tolmachev A.V. The Agrifood Market: Essence and Principles of the Organization // International Review of Management and Marketing. 2016. No. 6(4). P. 749—754.
[17] Гайдук В.И., Такахо Э.Е. Методы и инструменты стратегического планирования // Научный журнал КубГАУ. 2014. № 9. С. 2—18.
[18] Неганова В.П., Смелик Н.Л. Динамика трансформации экономической системы аграрного сектора // Журнал экономической теории. 2011. № 1. С. 96—103.
[19] Porter M.E. The Five Competitive Forces that Shape Strategy // Harvard Business Review. January. 2008. P. 86.
[20] Дудник А.В. Факторы состояния национального мясного подкомплекса и их использование в государственном регулировании конкурентоспособности АПК: национальный и региональный аспект // Экономика региона. 2011. № 4. С. 171—181.
ДУДНИК Алексей Вячеславович. E-mail: dudnik.83@mail.ru
Статья поступила в редакцию 03.03.17
REFERENCES
[1] Prodovol'stvennye kartochki v 2017 godu ne poiaviatsia. URL: http://izvestia.ru/news/621798# (data publikatsii: 11.07.2016, data obrashcheniia 05.01.2017).
[2] I. Zhandarova, Prodovol'stvennaia pomoshch' nuzhdaiushchimsia poiavitsia v RF v 2018 godu. URL: https://rg.ru/2016/09/30/prodovolstvennaia-pomoshch-nuzhdaiushchimsia-poiavitsia-v-rossii-v-2018-godu.html (data publikatsii: 30.09.2016; data obrashcheniia 05.01.2017).
[3] V Pravitel'stve RF govoriat ob otsutstvii deneg na prodovol'stvennye kartochki. URL: https://afn.by/news /i/218950 (data publikatsii 16.11.2016; data obrashcheniia 05.01.2017).
[4] Pasport Kurganskoi oblasti. 2016: stat. sbornik, Kurgan, Kurganstat, 2016.
[5] Uroven' zhizni naseleniia. URL: http://kurganstat. gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/kurganstat/resourc es/7409ed804f649e2493cedf62f1bb3970/%D0%A3%D1 %80%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D1%8C +%D0%B6%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B8+% D0%BD%D0%B0%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0% B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F.htm (data publikatsii: 20.12.2016; data obrashcheniia: 04.01.2017).
[6] Chislennost' naseleniia s denezhnymi dokhodami nizhe velichiny prozhitochnogo minimuma. URL: http://kurganstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/k urganstat/resources/0f6826004f83a37bb998fb8250d62a0 5/05%D0%94%D0%BE%D1%85%D0%9D%D0%B8% D0%B6%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B6%D0% 9C%D0%B8%D0%BD.htm (data publikatsii: 30.12.2016; data obrashcheniia 04.01.2017).
[7] C. Menard, E. Valceschini, New institutions for governing the agri-food industry, European Review of Agricultural Economics, 3 (2005) 421-440.
[8] M. Hrabankova, L. Svatosova, I. Bohackova, Monitoring of regional development dynamics with use of process analysis, Agricultural Economics, 3 (2005) 112-116.
[9] C. Moreddu, Farm Incomes, Wealth and Agricultural Policy: Filling the CAP's Core Information Gap, European Review of Agricultural Economics, 2 (2013) 405-407.
[10] I. Bohackova, M. Hrabankova, Process analysis - the proposal of method for evaluation of the efectivenesses of the use of structural supports at
DUDNICK Aleksei V. E-mail: dudnik.83@mail.ru
the regional level, Agricultural Economics, 12 (2006) 578-587.
[11] B. Fährmann, R. Grajewski, How expensive is the implementation of rural development programmes? European Review of Agricultural Economics, 4 (2013) 541-572.
[12] R. Bokusheva, H. Hockmann, S.C. Kumbhakar,
Dynamics of productivity and technical efficiency in Russian agriculture, European Review of Agricultural Economics, 4 (2012) 611-637.
[13] Srednemesiachnaia nominal'naia nachislennaia zarabotnaia plata po vidam ekonomicheskoi deiatel'nosti (rublei). URL: http://kurganstat.gks.ru/wps/wcm/con nect/rosstat_ts/kurganstat/resources/16901c004ee9e55 eb555f70d534aab22/03%D0%A1%D1%80%D0%9C% D0%B5%D1%81%D0%97%D0%BF%D0%BB.htm (data publikatsii: 30.12.2016; data obrashcheniia 04.01.2017).
[14] I. Baranikas, Talony na pitanie po-amerikanski. URL: http://www.mk.ru/economics/arti cle/2013/11/21/948540-talonyi-na-pitanie-poamerikans ki.html (data publikatsii: 21.11.2013; data obrashcheniia: 04.01.2017).
[15] 45 million Americans rely on food stamps, 1 million about to lose them - report. URL: https://www.rt.com/usa/331216-americans-food-stamps-restrictions/ (data obrashcheniia: 04.02.2017).
[16] A.B. Melnikov, P.V. Mikhailushkin, A.R. Alieva, Y.I. Bershitskiy, A.V. Tolmachev, The Agrifood Market: Essence and Principles of the Organization, International Review of Management and Marketing, 6 (4) (2016) 749-754.
[17] V.I. Gaiduk, E.E. Takakho, Metody i instrumenty strategicheskogo planirovaniia, Nauchnyi zhurnal KubGAU, 9 (2014) 2-18.
[18] V.P. Neganova, N.L. Smelik, Dinamika transformatsii ekonomicheskoi sistemy agrarnogo sektora, Zhurnal ekonomicheskoi teorii, 1 (2011) 96-103.
[19] M.E. Porter, The Five Competitive Forces that Shape Strategy, Harvard Business Review, January, (2008) 86.
[20] A.V. Dudnik, Faktory sostoianiia natsional'nogo miasnogo podkompleksa i ikh ispol'zovanie v gosudarstvennom regulirovanii konkurentosposobnosti APK: natsional'nyi i regional'nyi aspect, Ekonomika regiona, 4 (2011) 171-181.
© Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2017