УДК 338.43(339.13.025.4+339.5.012.435)
А. В. Дудник
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА РЕГИОНАЛЬНОГО АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «КУРГАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ
АКАДЕМИЯ ИМЕНИ Т. С. МАЛЬЦЕВА»
A.V. Dudnik
REGIONAL AGRIFOOD MARKET MONITORING SYSTEM IMPROVEMENT
FEDERAL STATE BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION «KURGAN STATE AGRICULTURAL ACADEMY BY T. S. MALTSEV»
Аннотация. Для эффективного государственного регулирования конкурентоспособности АПК необходима действенная система мониторинга агропродовольственного рынка, обеспечивающая субъект регулирования необходимой информацией. В работе определены требования к базовой системе факторов и показателей, определяющих потребность национального агропромышленного комплекса в социально ориентированных мерах регулирования конкурентоспособности, проведено их разделение на блоки, определена информационная база мониторинга.
Ключевые слова: государственное регулирование АПК; аг-ропродовольственный рынок; мониторинг; внешняя среда; внутренняя среда; информационная база.
Алексей Вячеславович Дудник
А1ехеу УуасИез^уоуйсИ ОиСтк доктор экономических наук, доцент
Введение. Характерной особенностью современных экономических условий в России является назревшая необходимость корректировки парадигмы развития экономики. От экспорта природного сырья и продукции низших переделов на рынки «экономически развитых» стран требуется перейти к экспорту продукции с высокой долей добавленной стоимости в рамках усиления экономических связей на пространстве ЕАЭС.
Одним из последствий болезненного процесса оздоровления экономики является обострение социальных проблем, в частности, временное снижение доходов значительной массы населения. Особенно остро проблема снижения доходов встает перед людьми, вынужденными из-за этого сокращать потребление продуктов питания. Во многих странах во избежание нежелательного социального напряжения действуют системы государственной продовольственной помощи малоимущему населению.
Российская Федерация в настоящий момент не имеет такой системы, но принципиальное решение о ее создании уже принято, в качестве стартового рассмат-
Summary. For the effective state AIC competitiveness regulation, an effective monitoring system, providing regulation subject with necessary information, is needed. In the article given below, requirements for basic system of factors and indicators, determining national agro-industrial complex need for socially conditioned instruments of competitiveness adjustment, are proposed and then divided into appropriate data block. Also the monitoring informational base is determined.
Keywords: food aid; governmental regulation of AIC; agrifood market; monitoring; external environment; internal environment; informational base.
ривается 2018 год [1; 2]. По данным официальной статистики, на конец первого полугодия 2016 г. ниже прожиточного минимума имели доходы 19,1 млн человек, и к 2019 году, по прогнозу Министерства экономического развития, количество проживающих за чертой бедности россиян составит 20,5 млн человек [3]. В Курганской области численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума достигла 181 тыс. человек (20,9 % населения области), увеличившись за пятилетие 2012-2016 гг. на 38 % [4].
Таким образом, старт программ продовольственной помощи в 2018 году представляется более вероятным в силу возросшей потребности общества в данных программах, нежели в предшествующие годы.
Помимо социального эффекта, продовольственная помощь имеет и экономический эффект, так как способствует, за счет активизации конечного спроса, развитию всего АПК как сложного межотраслевого комплекса: в первую очередь, сельскохозяйственного производства, затем, через цепочки производственных связей - перерабатывающей промышленности и отраслей, поставляющих данным двум сферам АПК средства производства.
Методика. Учитывая комплексный, многоплановый характер воздействия продовольственной помощи на экономику и общество, следует рассмотреть вопрос об эффективном управлении мерами социально ориентированной поддержки конечного спроса на продукцию АПК как инструментом государственного регулирования конкурентоспособности данного межотраслевого комплекса.
Как известно, в общем виде процесс управления можно разделить на ряд взаимосвязанных стадий, например, следующим образом (рисунок 1).
Вестник Курганской ГСХА № 1, 2017 Экономические науки 7
Цикличность регулирования конкурентоспособности АПК обусловлена непрерывностью и постоянными изменениями во внутренней и внешней среде [5]. Она проявляется в использовании ряда данных заключительной, 6-й стадии цикла (управление), на 1-й стадии следующего цикла в целях внесения корректировок как
в управляющие воздействия (интенсивность регулирования, уровень поддержки и защиты внутреннего рынка, структура используемых инструментов), так и в модели зависимостей, используемых для прогнозирования последствий принимаемых субъектом регулирования решений.
Разработано автором
Рисунок 1 - Цикл государственного регулирования конкурентоспособности АПК
В свою очередь, процесс регулирования, как и любой процесс управления состоянием управляемого объекта, на любом этапе требует для своего осуществления значительного объема данных о его состоянии, его внешней и внутренней среды [6]. Для программ продовольственной помощи объем релевантной информации, по сравнению с мерами, прямо не затрагивающими конечный спрос на агропродовольственную продукцию, дополнительно увеличивается за счет блоков данных, отвечающих за характеристику социальной и связанной с ней экономической составляющей.
Указанная информация может быть получена субъектом регулирования в процессе системного мониторинга внешней и внутренней среды АПК.
Результаты. Целью мониторинга является определение наличия ресурсов у агропромышленного комплекса и его отдельных подкомплексов, потребности в дополнительном притоке ресурсов в АПК и потребности населения в мерах социальной поддержки в рамках программ продовольственной помощи. Достижение указанной цели осуществляется через решение ряда взаимосвязанных задач: сравнительный финансово-экономический и производственно-хозяйственный анализ национального производства и иностранных поставщиков; анализ динамики основных показателей деятельности АПК России и основных экспортеров агропродовольственной продукции в нашу страну; анализ актуальных и потенциальных конкурентных преимуществ национальных и иностранных поставщиков; исследование уровня доходов населения страны (региона) и их распределения; исследование уровня цен на основные компоненты продовольственной
корзины населения, рассчитанной исходя из обеспечения устойчивого расширенного воспроизводства рабочей силы; исследование доли расходов на приобретение продуктов питания в различных группах домохозяйств; оценка прироста доходов национальных (в том числе, региональных) производителей агропродовольственной продукции в результате реализации региональных программ продовольственной помощи; определение вызванного указанным приростом доходов прироста инвестиционных возможностей предприятий АПК.
На проектной стадии также формируется система факторов и показателей, подлежащих мониторингу. Анализ научной литературы по данному вопросу и результаты наших исследований позволяют утверждать, что в настоящее время не имеется системы факторов и показателей конкурентоспособности, которая бы полностью отвечала требованиям эффективного государственного регулирования конкурентоспособности АПК с помощью инструментов социальной поддержки населения.
В качестве требований к базовой системе факторов и показателей, подлежащих мониторингу в случае реализации программ продовольственной помощи, можно выделить следующие: ограниченность набора, исключающая излишне подробную, затрудняющую определение выводов информацию относительная простота расчетов; доступность данных для расчетов; однозначная интерпретация результатов; максимальная информативность; пригодность показателей и формирующих их данных для статистической обработки; минимальная продолжительность лагов поступления и обработки данных, по возможности, опережающий характер отслежи-
ваемых показателей по отношению к изменению конкурентоспособности АПК и социальной составляющей.
Исходя из этих требований, показатели макровнеш-ней и внутренней среды деятельности национального и регионального АПК (аутосреды), а также показатели, характеризующие востребованность мер поддержки конечного спроса на агропродовольственную продукцию
со стороны населения мы разделили на четыре блока (рисунок 2). Данный подход представляет собой модификацию предложенной в наших более ранних работах структуры данных для мониторинга показателей, необходимых для планирования экономической политики государственного регулирования конкурентоспособности национального АПК в целом [7].
Показатели внутренней и внешней среды объекта регулирования
1-й блок: ресурсный потенциал субъектов конкуренции
2-й блок: эффективность производственной деятельности и обеспеченность ресурсами субъектов
3-й блок: финансовые результаты субъектов конкуренции и их использование
4-й блок: показатели, определяющие уровень конечного
спроса на продукцию АПК со стороны
Внутренняя среда национального АПК Макровнешняя среда (экстерриториальные факторы) Микровнешняя среда (национальная экономика)
Источники информации
Разработано автором
Рисунок 2 - Структура массива отслеживаемых показателей внутренней и внешней среды АПК в рамках системы мониторинга при регулировании конкурентоспособности мерами поддержки конечного спроса
Отличие предлагаемой системы показателей заключается в том, что уменьшено число блоков информации, отвечающей за описание состояния объекта регулирования и особенно показателей иностранных конкурентов; в то же время введен блок показателей, отвечающих за описание параметров, напрямую влияющих на конечный спрос на продукцию АПК со стороны населения.
Выводы. В качестве информационной базы системы показателей мониторинга конкурентоспособности АПК для планирования использования инструментов регулирования с выраженным социальным эффектом предлагается рассматривать официальные данные государственной статистики в сфере сельского хозяйства России и зарубежья. Это позволяет регулярно и с достаточной степенью оперативности отслеживать изменения во внутренней и внешней среде. В целях максимального упрощения процедуры первичного сбора данных и исключения дублирования работ считаем целесообразным возможно более широкое использование информации, составляющей стандартные издания Федеральной службы государственной статистики, такие как «Российский статистический ежегодник» и «Сельское хозяйство, охота и лесоводство в России».
Осуществление мониторинга агропродовольственно-го рынка с учетом выдвинутых нами рекомендаций, может стать дополнительным фактором повышения эффективности системы регулирования конкурентоспособности российского АПК, своевременно обеспечив ее необходимой информацией о состоянии объекта регулирования, его внеш-
ней и внутренней среды и происходящих в них социально-экономических процессах для принятия управленческих решений на национальном и региональном уровне.
Список литературы
1 Продовольственные карточки в 2017 году не появятся. [Электронный ресурс]. - URL: http://izvestia.ru/ news/621798# (дата обращения 05.01.2017).
2 Жандарова И. Продовольственная помощь нуждающимся появится в РФ в 2018 году. [Электронный ресурс].
- URL: https://rg.ru/2016/09/30/ prodovolstvennaia-pomoshch-nuzhdaiushchimsia-poiavitsia-v-rossii-v-2018-godu.html. (дата обращения 05.01.2017).
3 Агентство финансовых новостей AFN.by. В правительстве РФ говорят об отсутствии денег на продовольственные карточки [Электронный ресурс]. - URL: https:// afn.by/news/i/218950 (дата обращения 05.01.2017).
4 Паспорт Курганской области. 2016: Статистический сборник / Курганстат. - Курган. 2016. - 151 с.
5 Гайдук В. И., Такахо Э. Е. Методы и инструменты стратегического планирования // Научный журнал КубГАУ.
- 2014. - № 9. - С. 2-18.
6 Michael E. Porter. «The Five Competitive Forces that Shape Strategy», Harvard Business Review, January, 2008. - Р 86.
7 Дудник А. В. Факторы состояния национального мясного подкомплекса и их использование в государственном регулировании конкурентоспособности АПК: национальный и региональный аспект // Экономика региона. Научный информационно-аналитический экономический журнал. - 2011. - № 4. - С. 171-181.