Научная статья на тему 'Развитие системы мониторинга банковских рисков в Банке России'

Развитие системы мониторинга банковских рисков в Банке России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
862
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БАНК РОССИИ / БАНКОВСКИЕ РИСКИ / СИСТЕМА МОНИТОРИНГА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Травкин Е. В.

В статье подчеркивается, что в связи с кризисными явлениями в мировой экономике проблема создания в Банке России эффективной системы мониторинга банковских рисков приобретает особую значимость. Рассмотрены организационные основы системы мониторинга банковских рисков в Банке России, включая основные направления осуществления мониторинга и его содержание (задачи, субъекты, объекты, механизмы и инструменты осуществления). Дана комплексная оценка результатам проводившегося в 2010 г. мониторинга банковских рисков в Банке России, а также предложены пути его совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие системы мониторинга банковских рисков в Банке России»

УДК 336.71

развитие системы мониторинга банковских рисков в банке России

е. в. Травкина,

кандидат экономических наук, доцент кафедры банковского дела E-mail: [email protected] Cаратовский государственный социально-экономический университет

В статье подчеркивается, что в связи с кризисными явлениями в мировой экономике проблема создания в Банке России эффективной системы мониторинга банковских рисков приобретает особую значимость. Рассмотрены организационные основы системы мониторинга банковских рисков в Банке России, включая основные направления осуществления мониторинга и его содержание (задачи, субъекты, объекты, механизмы и инструменты осуществления). Дана комплексная оценка результатов проводившегося в 2010 г. мониторинга банковских рисков в Банке России, а также предложены пути его совершенствования.

Ключевые слова: Банк России, банковские риски, система мониторинга.

Ведущая роль в мониторинге банковских рисков принадлежит Банку России. Необходимость усиления контроля за рисками коммерческих банков Банком России и повышение его значимости в современных посткризисных условиях вызваны значительным количеством факторов:

- особой ролью банковской системы в экономике страны;

- особенностью развития банковской системы страны в условиях влияния и последствий мирового финансового кризиса;

- заинтересованностью широкого круга физических и юридических лиц в бесперебойном функционировании банковской системы;

- неразвитостью систем внутреннего банковского контроля;

- необходимостью роста капитализации кредитных организаций для обеспечения возрастающей потребности экономики страны в кредитных ресурсах;

- невысоким качеством банковского аудита;

- ростом присутствия иностранного капитала в российской банковской системе;

- недостатками консолидированного надзора;

- включением банковской системы в процессы глобализации и информатизации банковского дела;

- недостаточной эффективностью выполнения систем риск-менеджмента в банках своих функций.

Кризис подверг системы риск-менеджмента банков испытанию на прочность. Как оказалось, данные системы выстраивались в основном для соответствия требованиям надзорных органов. Только немногие банки смогли продемонстрировать их жизнеспособность. Поэтому в настоящее время возрастает необходимость совершенствования системы мониторинга банковских рисков в Банке России.

Организация мониторинга банковских рисков в Банке России предполагает решение следующих задач:

- системное наблюдение за функционированием банковского сектора и его рисками;

- анализ степени воздействия макроэкономической среды на денежно-кредитную сферу и происходящих в ней изменений на производство и финансы;

- раннее обнаружение рисков и проблем в банковском секторе;

- формирование позиции относительно целесообразности и своевременности применения инструментов регулирования.

Данные задачи уточняются в отношении конкретных банковских рисков. Их комплексное решение возможно лишь тогда, когда мониторинг функционирует как полноценная система.

В системе мониторинга банковских рисков в Банке России можно выделить:

1) субъекты мониторинга банковских рисков -это основные структурные единицы Банка России;

2) объекты мониторинга - это банковские риски, которые выделены в соответствии с видом проведения банковского надзора и значимостью воздействия на финансовую устойчивость банковского сектора;

3) механизмы и инструменты осуществления мониторинга банковских рисков - это совокупность способов, форм, инструментов и методов.

Субъекты мониторинга банковских рисков. Основные структурные единицы, которые осуществляют мониторинг банковских рисков в Банке России, представлены на рис. 1

Подразделения, которые осуществляют мониторинговые наблюдения за банковскими рисками в Банке России, можно разделить на две категории.

1. Департаменты, непосредственно осуществляющие мониторинг за банковскими рисками:

- департамент банковского регулирования и надзора;

- департамент регулирования, управления и мониторинга платежной системы Банка России;

- департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций;

- Главная инспекция кредитных организаций;

- департамент обеспечения и контроля операций на финансовых рынках;

- департамент финансового мониторинга и валютного контроля;

- сводный экономический департамент;

- департамент исследований и информации.

2. Департаменты, которые обеспечивают проведение мониторинга за банковскими рисками в Банке России:

Банк России

Департаменты, осуществляющие непосредственный мониторинг за рисками

Территориальные учреждения Банка России и национальные банки

РКЦ

С

Банковские риски

3

Рис 1. Подразделения Банка России, осуществляющие мониторинг банковских рисков Примечание: РКЦ - расчетно-кассовые центры.

- департамент платежного баланса;

- юридический департамент;

- департамент информационных систем;

- Главное управление безопасности и защиты информации.

Значительную роль в проведении мониторинга за банковскими рисками в структуре Банка России занимают территориальные учреждения и расчетно-кассовые центры.

Территориальные учреждения не обладают статусом юридического лица, они действуют от имени Банка России по доверенности. Их права ограничены. Учреждения второго уровня органов управления Банка России выполняют часть его функций на соответствующих территориях. Наличие территориального учреждения в структуре Банка России позволяет обеспечить проведение взаимного контроля результатов мониторинговых наблюдений всех его подразделений. Основная задача территориальных учреждений в мониторинге банковских рисков - это организационное обеспечение выполнения функций Банком России в сфере мониторинга устойчивости кредитных организаций и банковской системы в целом.

Определенную нагрузку в организации мониторинга банковских рисков коммерческих банков на региональном уровне несут расчетно-кассовые центры (РКЦ), которые являются структурными подразделениями Банка России. Расчетно-кассовые центры выполняют следующие функции в области мониторинга:

- проводят мониторинг по расчетам через корреспондентские счета, открытые в РКЦ;

- анализируют обороты и остатки денежных средств коммерческих банков, а также осуществляют мониторинг состояния их текущей ликвидности, т. е. риска ликвидности.

Основной целью функционирования института кураторства является совершенствование банковского надзора, в том числе на основе лучшего понимания и оценки следующих аспектов деятельности кредитной организации:

- финансовая устойчивость (состояние капитала, качество активов, доходность, ликвидность);

- корпоративное управление (включая организацию систем управления

Департаменты, обеспечивающие проведение мониторинга за рисками

Институт кураторства

рисками и внутреннего контроля, стратегическое планирование);

- прозрачность структуры группы, в которой кредитная организация является головной организацией или участником [3].

Таким образом, исходя из основной цели функционирования кураторов, можно сделать вывод, что их деятельность позволяет в области мониторинга банковских рисков:

- организовать надзор за деятельностью кредитных организаций на комплексной основе, акцентируя внимание на основных рисках;

- обнаружить на ранней стадии деятельности банка проблемы и принять оперативные меры по их предотвращению;

- обеспечить наиболее полное представление о состоянии дел поднадзорного банка путем формирования профессионального суждения, основанного на реальном представлении положения дел;

- используя информационные системы и другие виды связи, организовывать оперативное взаимодействие специалистов разных подразделений надзорного блока с представителями правоохранительных и налоговых органов, а также взаимодействие куратора головного банка с кураторами его филиалов, усилив надзор за крупными, многофилиальными банками;

- повышать имидж банка за счет более высокой оценки клиентами и деловыми партнерами его прозрачности и надежности.

Итак, кураторство как элемент банковского надзора занимает одно из ведущих мест в системе мониторинга банковских рисков.

объекты мониторинга банковских рисков. Банк России имеет большую нормативную базу анализа и мониторинга за уровнем рисков, постоянно совершенствует ее, издавая методические указания. В свою очередь кредитные организации самостоятельно разрабатывают, утверждают и используют собственные методики оценки и мониторинга. Рекомендации Банка России по организации внутреннего контроля за рисками банковской деятельности более подробно детализируют разновидности «типичных» рисков, вычленяя более двух десятков наименований рисков [1]. К «типичным» банковским рискам относятся:

- кредитный;

- страновой;

- рыночный (который включает в себя фондовый, валютный и процентный риск);

- риск ликвидности;

- операционный;

- правовой;

- потери деловой репутации;

- стратегический [2].

Принятие во внимание всех возможных рисков банковского сектора и их четкая классификация влияет на эффективность их мониторинга и управления. Проведем классификацию рисков банковского сектора с точки зрения проведения надзора и мониторинга за ними Банком России (рис. 2).

В рамках осуществления предупредительного надзора мониторинг проводится по следующим видам рисков банковского сектора:

- риск капитальной базы - это риск негативного изменения показателя достаточности капитала, его состава, структуры источников и динамики;

- кадровый риск в системах управления и контроля - это риск негативного изменения кадрового состава с количественной и качественной точки зрения;

- внедренческий риск - это риск открытия новых подразделений коммерческого банка, которые могут быть неэффективными.

При реализации текущего надзора в рамках определения финансовой устойчивости коммерческого банка приоритетными направлениями мониторинга являются следующие риски:

- риски, обусловленные изменениями структуры активных, пассивных и забалансовых операций, в результате которых будет негативно изменяться финансовая устойчивость коммерческого банка;

- риски, принятые банками на реальных собственников и аффилированных с ними лиц, включая принятые на их бизнес;

- кредитный риск - это риск невозврата кредита должником в соответствии со сроками и условиями кредитного договора;

- рыночный риск - вероятность финансовых потерь, возникающая в результате неблагоприятного изменения рыночной ситуации;

- риск ликвидности - это риск, обусловленный тем, что банк может иметь недостаточную или излишнюю ликвидность, в связи с чем необходимо дать оценку состояния качества управления ликвидностью;

- риски достоверности и прозрачности отчетности - это вероятность финансовых потерь коммерческого банка и участников финансового рынка в результате выявления недостатков в качестве отчетности банка и прибыльности его операций;

- правовой риск - это риск возникновения у кредитной организации убытков вследствие влияния

Банк России

Мониторинг банковских рисков в рамках предупредительного надзора

Мониторинг банковских рисков в рамках текущего надзора

ч

Риск капитальной базы

Кадровый риск в системах управления и контроля

Внедренческий

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

риск(риск открытия новых подразделений)

С

внутренних и внешних факторов, обусловленных изменением или отсутствием законодательного регулирования видов деятельности, его нарушением.

механизмы и инструменты осуществления мониторинга банковских рисков. Для анализа устойчивости банковского сектора и для выявления банковских рисков Банк России использует различные механизмы и инструменты мониторинга (рис. 3).

Таким образом, к основным механизмам и инструментам, которые использует Банк России при осуществлении мониторинга банковских рисков, относят:

1) коэффициентный анализ банковских рисков. Он проводится по:

- риску кредитования нефинансовых предприятий;

- риску потребительского кредитования;

- риску ликвидности;

- рыночному риску;

- риску достаточности капитала;

2) стресс-тестирование. Этот механизм позволяет:

- оценить изменения в структуре банковских рисков,

Риски принятых банками на реальных собственников и аффилированных с ними лиц, включая принятые на их

бизнес

Кредитный риск

Рыночный риск

Риск ликвидности

Риск достоверности отчетности

Пр

авовои £иск

Рис. 2. Классификация рисков банковского сектора с точки зрения проведения надзора и мониторинга за ними в Банке России

- выявить кредитные организации, наиболее подверженные тем или иным рискам,

- определить потенциально необходимый размер капитализации банковского сектора в случае реализации заданных стрессовых условий;

3) анализ показателей финансовой устойчивости банковского сектора. Начиная с 2010 г. обязательный характер для России как страны, имеющей системно значимый финансовый сектор, приобрела регулярная оценка состояния финансовой стабильности экономики в рамках программы оценки финансового сектора, которая включена в

Коэффици

ентный анализ по основным видам риска

Анализ показателей финансовой устойчивости банковского сектора

Персонифицированный контроль за деятельностью

банка (кураторство)

Кластеризация банковского

рис. 3. Механизмы и инструменты мониторинга банковских рисков в Банке России

банками современных информационных технологий;

- осуществлялась поэтапная централизация инспекционной деятельности Банка России.

Для дальнейшего повышения эффективности функциони-

сектора

консультации по статье IV Устава МВФ;

4) деятельность института кураторства. Информация по результатам деятельности кураторов призвана выявлять на раннем этапе проблемы, угрожающие интересам кредиторов и вкладчиков банка, а также реально оценивать эффективность систем риск-менеджмента в кредитной организации;

5) кластеризация банковского сектора. Данный механизм мониторинга позволяет:

- анализировать операции и риски различных групп банков;

- оценивать структуру различных сегментов рынка банковских услуг и перспективы развития негативных тенденций в этих сегментах.

Банк России постоянно совершенствует существующие механизмы мониторинга банковских рисков. Так, в 2010 г. в данном направлении были проведены следующие мероприятия:

- развивался аналитический инструментарий по повышению оперативности оценки системной устойчивости банковского сектора;

- разработан новый стрессовый сценарий, в наибольшей степени учитывающий уроки предыдущих кризисов и отвечающий основным требованиям стресс-теста - исключительности и правдоподобности сценарных условий;

- происходила реализация используемых в международной практике подходов к определению базового индикативного подхода в отношении расчета операционного риска;

- осуществлялись мероприятия по развитию методологии оценки и мониторинга кредитного риска, рыночного риска, риска концентрации на собственников банков;

- проводились мероприятия по повышению транспарентности информации (Банк России рекомендовал банкам раскрывать сведения о капитале и соблюдении нормативов на сайте Банка России в сети Интернет);

- производилось снижение влияния на деятельность банков рисков, связанных с применением

рования системы мониторинга банковских рисков в Банке России, на взгляд автора, необходимо:

- проводить своевременную идентификацию и оценку принятых банками рисков при обеспечении прозрачности деятельности кредитных организаций;

- исключить формальный подход в ходе осуществления надзора, использовать профессиональное суждение, базирующееся на содержательных подходах к оценке различных аспектов деятельности кредитных организаций;

- совершенствовать деятельность института кураторства;

- проводить регулярные оценки реальной концентрации рисков, принятых банками, с целью выявления операций, направленных на камуфлирование имеющихся в их деятельности проблем;

- повышать оперативность и последовательность определения режима надзора адекватного профилю рисков кредитных организаций;

- усилить мониторинг качества систем управления рисками в кредитных организациях;

- повышать уровень знаний сотрудников подразделений дистанционного надзора при обмене опытом работы по анализу деятельности банков и оценке принятых рисков;

- совершенствовать макропруденциальный надзор на основе расчета и публикации совместно с МВФ показателей финансовой устойчивости, а также оценки системных рисков методами стресс-тестирования;

- использовать при осуществлении стресс-тестирования подходов, рекомендуемых международными организациями.

Список литературы

1. О типичных банковских рисках: письмо Банка России от 23.06.2004 №70-Т.

2. Положение об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах: утверждено Банком России 16.12.2003 № 242-П.

3. Положение о кураторах кредитных организаций: утверждено Банком России 07.09.2007 № 310-П.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.