© Меликов Ю.И., профессор кафедры «Международные финансово-кредитные отношения» РГЭУ «РИНХ», к. э. н.
© Попова М.А.,
ассистент кафедры «Международные финансово-кредитные отношения» РГЭУ «РИНХ»
РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ МИКРОКРЕДИТОВАНИЯ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
Вопросы развития финансово-
кредитной поддержки малого предпринимательства являются особо актуальными и важными. Микрофинансирование зарекомендовало себя как эффективный инструмент поддержки малого предпринимательства. Термин «микрофинансирование» «импортного» происхождения, означает предоставление мелких денежных сумм для поддержки бедных слоев населения, развития малого предпринимательства путем их льготного кредитования банками и небанковскими финансово-кредитными организациями (разного рода фондами, кредитными коо -перативами и т.п.) по специальным правительственными и международным программам. Выполняя важные социальные функции, оно дает возможность широким слоям населения реализовать свою предпринимательскую инициати-
ву.Важное значение для развития микрокредитования в РФ имеет изучение функционального потенциала кредита и
возможностей его использования в решении проблем ускоренного экономического роста экономики РФ. Кредит возникает как единство трёх функций, имеющих глобальное значение как для кредитора, так и должника: пере-
распределительной; воспроизводственной; средства получения предпринимательского дохода, прибыли, ссудного процента, а также иной материальной и нематериальной выгоды (в том числе конъюнктурной, социальной, политической). Но в дальнейшем он начинает выполнять ещё и эмиссионную, стимулирующую и социально-экономическую функцию.
В контексте рассмотрения проблем микрофинансирования нам представляется наиболее важной социальноэкономическая функция кредита. Содержание этой функции состоит в том, что кредит выступает средством превращения незанятого индивида (безработного) в наёмного работника, а последнего — в самостоятельного товаропроизводителя и предпринимателя [4]. Тем самым решается одна из главных задач современности — сокращение бедности, рост занятости и доходов населения .
В 1998 г. Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 2005 год Международным годом микрокредитования. Это был знак признания того вклада, который вносит микрокредитование в дело сокращения бедности и достижение Целей развития тысячелетия.
Система микрофинансирования уже помогла улучшить качество жизни миллионов людей, живущих в бедности. Они получили больший доступ к кредитам, сбережениям, системе страхования, переводам денежных средств и другим финансовым услугам, которые в иных условиях были бы для них недоступны. И все же доступ к этим ресурсам совершенно недостаточен.
Микрокредитование тесно связано с сокращением бедности. Микрокредитование создает рабочие места, способствует самозанятости, росту благосос-
тояния. Оно помогает людям развивать свою экономическую деятельность с тем, чтобы они могли давать работу другим. Кроме того, микрофинансирование может стать важным элементом системы социальной защиты и сыграть важную роль в расширении возможностей женщин [5].
Теоретическими корнями системы микрофинансирования, направленной на борьбу с безработицей и бедностью и достижение самозанятости населения, является концепция «дарового кредита» Прудона (1809 — 1865 гг.). Даровой кредит, по мнению Прудона, устраняет классовое деление общества, эксплуатацию и имущественное неравенство, обеспечивает мелким товаропроизводителям доступность кредита, «экономическая революция» должна начаться с обращения, предоставив труд и мастерскую вновь восстановленной индивидуальной свободе [6]. Прудон исходил из нетрудового характера ссудного процента, посредством которого осуществляется эксплуатация товаропроизводителей разного рода рантье (ростовщиками).
Концепция Прудона подверглась критике Ф. Энгельсом по двум основаниям:
1. Волевое понижение нормы процента невозможно, так как эта норма регулируется объективными экономическими законами: «... для Прудона нет ничего легче, как издать декрет, — если бы только он имел для этого власть, — по которому норма процента снижается до одного процента. Но если прочие общественные условия останутся прежними, то этот прудоновский декрет будет существовать только на бумаге. Несмотря ни на какие декреты, норма процента будет по-прежнему регулироваться экономическими законами, которым она подчинена в настоящее время» [7, с.21].
2. Попытка при помощи беспроцентного кредита поддержать мелкое товарное производство, преодолев тем самым недоступность банковского кредита и бремя ростовщических процентов, по
мнению Ф. Энгельса, носит ограниченный характер, защищает интересы мелкой сельской и городской буржуазии, но не рабочего класса. «Кредит! Какой кредит нужен рабочему, кроме кредита от получки до получки или Кредит из ломбарда? Предоставят ли ему такой кредит даром или же под проценты, даже под ростовщические проценты ломбардов, — велика ли для него разница? . Но для буржуа, и особенно для мелкого буржуа, кредит — вопрос важный, а мелкому буржуа было бы в особенности удобно иметь возможность во всякое время получить кредит, да к тому же беспроцентный» [7, с.24].
В XIX веке положительные стороны концепции Прудона не могли быть успешно реализованы из-за слабости финансового потенциала государства как основного кредитора по даровому кредиту, а также состояния человеческого потенциала большей части рабочего класса, недостаточного для самостоятельного осуществления товарного производства и предпринимательской деятельности, направленной на производительное использование полученного кредита. В современных условиях успешная реализация отечественных и зарубежных проектов микрофинансирования требует обеспечения доступности кредита для потенциальных заемщиков и его дешевизны, чтобы заемщики не стали объектами эксплуатации со стороны микрофинансирующих организаций и банков.
Развитие микрокредитования требует совершенствования законодательной базы и повышения мотивированности банков заниматься этой формой поддержки малого предпринимательства. Зачастую микрофинансовые организации действуют вне правового поля, как и региональные и муниципальные фонды поддержки малого предпринимательства. Следовательно, можно отметить, что развитие микрокредитования во многом связано с частной инициативой граждан, однако без сильной поддержки государства попытки внедрения систем микрокреди-
тования могут и не дать ожидаемых результатов.
В связи с тем, что 2005 г. стал годом микрофинансирования [3], в большинстве стран мира были сформированы национальные комитеты по внедрению систем микрокредитования. Цель этих комитетов — собрать, обобщить информацию по микрокредитованию сначала в отдельных странах, а затем и на мировом уровне, чтобы выявить глобальные проблемы в этой сфере.
Организацией объединенных наций в 2005 г. проводились исследования состояния развития микрофинансового сектора в России, по результатам которого были выявлены следующие данные. В исследовании приняли участие более 300 небанковских микрофинансовых организаций. Под микрофинансированием понимались финансовые услуги, оказываемые предпринимателям, малым предприятиям (далее МП) и физическим лицам с низким уровнем дохода — в размере до 10 тысяч долл. США. Предоставляются эти услуги в основном на короткий срок — до 1 года, поскольку ориентированы на поддержку начинающих предпринимателей.
Участники микрофинансового рынка представлены следующим образом (рис. 1). Кроме банков, самой крупной и быстрорастущей группой являются кредитные кооперативы всех типов [3].
Рис. 1. Участники микрофинансового рынка в России (по данным 2005 г.)
Из всего числа микрофинансовых организаций, работающих в России, 31% составляют кредитные потребительские кооперативы граждан, 17% — сельскохозяйственные кооперативы, 13% — потребительские кооперативы и общества (рис. 2) [3].
13%
^
-''^^31%
17%
□ Потр.кооп.граждан □ С/х кооп. И Потреб.кооп.
Рис. 2. Структура микрофинансовых организаций, действующих в России (по данным на 2005 г.)
Следующая группа — фонды поддержки МП — государственные и частные. Из действующих микрофинансовых организаций 10% составили частные фонды поддержки малого бизнеса, 24%
— региональные и муниципальные фонды поддержки МП [2] (рис. 3).
Рис. 3. Фонды поддержки малого предпринимательства в России (по данным на 2005 г.)
Весьма эффективно работают международные микрофинансовые программы. Составляя всего лишь 3% из общего числа такого рода организаций, они берут на себя большой объем рынка мик-рофинансовых услуг.
Из 300 организаций, по которым делалась выборка, четыре пятых всех микрофинансовых организаций работают с малыми предприятиями и индивиду-
альными предпринимателями. По данным Ресурсного центра МП, не менее 3 млн предпринимателей испытывают потребность в финансовой поддержке. Однако потребность в кредитах — до 10 тыс. долл. США — удовлетворяется не более чем на 7% (средний размер займов по России — чуть меньше 2 тыс. долл. США). В последнее время коммерческие банки наращивают объемы микрофинан-совых услуг. Среди лидеров роста — Внешторгбанк, который реализует специальную программу поддержки МП в регионах с лета 2004 г.
Некоторые региональные банки также взаимодействуют с микрофинан-совыми организациями. И если говорить о проблемах, стоящих перед микрофи-нансовыми организациями, то наиболее острой на сегодня является проблема привлечения дополнительного финансирования. Привлекать стороннее финансирование для микрофинансовых организаций (далее МФО) в России пока сложно. Причина в относительной непрозрачности и неизвестности микрофи-нансового рынка для инвесторов. Для получения иностранных кредитов нужно отвечать соответствующим требованиям, например, иметь рейтинг.
Тем не менее, при начальной поддержке проекта Агентства США по международному развитию в 2002 г. был создан Российский Микрофинансовый Центр [2]. Одним из важных направлений деятельности является обучение и консалтинг для микрофинансовых организаций (МФО). Российский Микрофи-нансовый Центр предлагает МФО программу из 10 обучающих курсов, ведет также работу по внедрению национальных стандартов микрофинансовой деятельности. Выполняя функции ресурсного центра микрофинансирования, РМЦ содействует развитию благоприятного законодательства для организаций, осуществляющих микрофинансовую деятельность, а также оказывает широкую информационную, консалтинговую и юридическую поддержку как самим
микрофинансовым организациям, так и потенциальным инвесторам этого рынка. Большая часть клиентов микрофинансо-вых организаций — индивидуальные предприниматели.
РМЦ в 2006 г. предусмотрено 1,5 млрд рублей на государственную поддержку МП. В Министерстве экономического развития и торговли РФ разработано 4 направления их использования, в том числе на развитие микрокредитования. Непосредственно на это направление намечено израсходовать 200-300 млн рублей [2]. Суть проекта — в субсидировании части процентной ставки по кредитам микрофинансовых организаций.
Российский Микрофинансовый Центр объединяет кредитные кооперативы всей страны. Через прямое и ассоциированное членство в него входят 212 кооперативов из 36 регионов России.
Рассмотрим такой пример: потребительский кооператив граждан «Содействие» (г. Смоленск) — один из первых в России специализирующихся на оказании финансовых услуг для малых и начинающих предпринимателей. К настоящему времени кооператив насчитывает свыше 300 пайщиков, имеет филиалы в г. Вязьме и г. Гагарин, представительство в г. Сафоново Смоленской области. Как правило, банки не заинтересованы в работе с такими категориями заемщиков из-за их сравнительно небольших потребностей в финансовых ресурсах. С другой стороны, эти категории заемщиков не располагают титульными залогами и не в состоянии отвечать требованиям банков по обеспечению кредитов, громоздким и затратным по времени банковским процедурам рассмотрения и оценки заявок. В противовес этому микрофинансирование предполагает оперативный и регулярный доступ к финансовым услугам.
Таким образом, в настоящий момент уже можно говорить о некотором накопленном российском опыте в рамках развития системы микрофинансирования. Однако опыт зарубежных
стран значительно богаче [3]. Программы микрокредитования различны в странах «третьего» мира, в странах с переходной и странах с развитой рыночной экономикой.
Программы микрокредитования в странах с переходной экономикой суще -ственно отличаются от программ в странах «третьего мира». Они не столь масштабны и главной своей целью рассматривают не борьбу с бедностью, а поддержку предпринимательских инициатив, выражаемых экономически активными категориями населения. Поэтому следствием таких программ является не преодоление нищеты и обеспечение прожиточного минимума, а оживление предпринимательской активности, развитие локальных рынков и, в долговременной перспективе, — формирование
«среднего класса», что особо актуально для России.
Главной особенностью, отличающей программы микрокредитования в странах с переходной экономикой, является высокий образовательный уровень, профессиональный опыт представителей адресных целевых групп клиентов, развивающих собственные малые и микробизнесы с тем, чтобы повысить уровень семейных доходов, социально адаптироваться и экономически преуспеть в новой для себя ситуации. Поэтому финансовые услуги здесь переплетаются с широким комплексом услуг прикладного бизнес-образования и консалтинга, а стратегия деятельности микрофинансовых институтов направляется на обеспечение успеха деловых начинаний заемщиков.
По данным Национального института системных исследований, в Польше сформирована развитая среда институтов микрофинансирования, представленная, прежде всего, фондом «Фундуш Микро», имеющим филиальную сеть в 28 районах Польши и обслуживающим преимущественно микропредприятия с численностью работающих до 5 человек. Фонд использует следующие принципы кредитования, построенные на ин-
дивидуальной, групповой или ротационной моделях:
• Кредит выдается сроком на 3 месяца.
• Средний размер кредита составляет 1500 долл. США.
• Эффективная процентная ставка составляет 35 %.
• 55 % всех заемщиков составляют женщины.
Фонд сочетает услуги кредитования с приемом сбережений, обучением, консультированием. Уровень возвратности по займам составляет 98%\
Кроме «Фундуш Микро» в Польше действуют 2 микрокредитных фонда, специализирующихся на поддержке бизнеса в сельском хозяйстве.
Фонд развития польского сельского хозяйства (FDPA) — частная некоммерческая организация, поддерживаемая ОЭСР. Основан в 1998 г. для развития и поддержки сельскохозяйственной деятельности. FDPA предоставляет поддержку сельскохозяйственным предприятиям, обеспечивая их капиталом, и помогает росту занятости в сельской местности. FDPA разработала специальную микрофинансовую программу — Women’s Rural Economic Development Program (WRED), ссудный портфель которой составляет около 350 тыс. долл. США. Целевая группа WRED — это начинающие предприниматели-женщины и сельские микропредприятия. Программа получения ссуды в WRED предполагает строгий отбор и интенсивное обучение. В 1994 г. было выдано 600 ссуд.
Сельскохозяйственный Фонд (AF) — спонсируемая правительством организация, основанная в 1991 г. с капиталом в 14 млн долл. США, предоставленным Министерством сельского хозяйства и экономики Польши. С 1994 по 1996 г. Фондом выдано 54 займа начинающим предпринимателям. AF управляет двумя фондами, в том
1 По материалам Национального института системных исследований проблем малого предпринимательства // http://www.nisse.ru/
числе Фондом микроссуд, выдающим кредиты до 3500 долл. США начинающим предпринимателям. Условием выдачи кредита является прослушивание 40-100 — часового курса обучения бизнесу. За 2 года работы Фондом выдано 54 займа.
Также в Польше существует Польско-американский Фонд развития предприятий (PAEF) — некоммерческая организация, которая в рамках программы выдачи микрокредитов ECC с 1990 по 1994 гг. выдала 3 500 ссуд на сумму, превышающую 90 млн долл. США. Программа кредитования Фонда нацелена на оказание кредитных услуг существующим малым и микропредприятиям
В Венгрии действует Венгерский фонд поддержки предприятий (HFEP). Фонд основан в 1990 г. для обслуживания малых и средних предприятий. Кредитный портфель программы микрокредитования составляет 9 млн долл. США.
HFEP создал сеть из 20 агентств, действующих по всей Венгрии. Целевая группа клиентов Фонда — малые и микропредприятия, имеющие следующие характеристики:
• штат не более 10 человек;
• предприятия не старше 2 лет;
• общий объем продаж не более №$60000;
• капитал программы микрокредитов составляет иБ$9 миллионов.
За 4 года существования HFEP выдал приблизительно 1 000 ссуд на сумму
3 млн долл. США.
Микрокредитование в странах СНГ является новой реальностью и еще не получило широкого распространения. Институты микрофинансирования здесь находятся в стадии становления, экспериментирования и накопления опыта для разработки оптимальных моделей микрокредитования с целью поддержки предпринимательской деятельности и обеспечения занятости населения.
Развитие микрокредитования как эффективного инструмента финансирова-
ния малого предпринимательства сдерживает отсутствие законодательной базы.
В Республике Беларусь осуществляется реализация Пилотного проекта по микрокредитованию на базе Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей (БФФПП). Ссудный капитал Пилотного проекта формируется за счет средств Программы ПРООН «Формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства» и средств государственного бюджета. Целью проекта является разработка и внедрение оптимальной модели микрокредитования субъектов малого предпринимательства.
Принципиальными особенностями микрокредитования являются:
■ Предоставление небольших краткосрочных возобновляемых займов.
■ Упрощенная процедура рассмотрения заявок.
■ Использование различных видов гарантий возврата.
Успешная реализация проекта будет способствовать формированию нового механизма кредитно-финансового обеспечения малого предпринимательства и дальнейшему развитию негосударственного сектора экономики.
На Украине активно начался процесс создания кредитных союзов. Однако их деятельность оказывает очень незначительное влияние на доступ к финансовым ресурсам малых предприятий, так как не имеет законодательного обеспечения [1].
На базе существующего опыта микрокредитования в Польше и России на Украине разрабатывается механизм по предоставлению микрокредитов через негосударственные организации. Для обеспечения малого бизнеса необходимым объемом финансовых ресурсов в настоящее время активно внедряются 2 программы, одна из которых — программа микрокредитования, которая направлена на оказание помощи самым мелким предприятиям. Реализация этой программы началась с Указа Президента
Украины «О создании гарантийно-кредитной организации».
Микрокредитование в странах Центральной Азии также направлено на поддержку предпринимательской деятельности через обеспечение доступа к кредитно-финансовым ресурсам. Наибольшее распространение практика микрокредитования получила в Республике Казахстан, где осуществляется сразу несколько подобных программ.
Одной из успешных является «Программа ЛСБ1/УОСЛ по развитию малого бизнеса в Казахстане в целях улучшения положения женщин и малоимущих», которая реализуется на базе созданного Казахстанского Фонда Кредитования Общин (КФКО). КФКО на сегодняшний день — это единственная в Казахстане неправительственная общественная организация, имеющая легальные полномочия в предоставлении кредитов, а именно лицензию Национального банка Республики Казахстан на осуществление ссудной деятельности.
Программа кредитования КФКО основана на групповой модели кредитования, когда формируется группа делового кредитования (ГДК) из 5-10 заемщиков, которые должны отвечать определенным критериям (возраст, наличие собственного бизнеса, предпринимательского опыта или бизнес-идеи). Группа несет солидарную ответственность и в случае непогашения кредита своими членами гасит задолженность.
Кредитная политика Фонда предоставляет заемщикам возможность постоянно получать кредиты с последовательным повышением суммы на срок от 2 до
4 месяцев. Размер первоначального кредита — от 100 долл. США и менее. Размер максимального кредита составляет 3000 долл. США.
Кроме этого, в Казахстане развивается Программа микрокредитования малообеспеченных слоев общества. Для ее внедрения создана неправительственная организация «Микрокредит». На сегодняшний день Программой выдано 16262
кредита и охвачено 7 областей Казахстана. Заемщики, погасившие кредит, получают право на повторный кредит, превышающий 400 долларов США.
В Киргизии за последние 5 лет накоплен богатый опыт микрокредитования через экспериментальные схемы при участии ПРООН, FINCA, Всемирного банка и др. В стране существует большое число микрокредитных организаций, использующих различные методологии, принципы и каналы распределения (формальные финансовые институты, НПО).
В настоящее время в республике существует потребность в создании более благоприятной среды для развития микрокредитования и микропредприятий в стране. Банковская система неохотно предоставляет микрофинансовые услуги; процедуры организации микропредприятий усложнены и дороги для бедных; требование имущественного залога исключает их из числа возможных получателей кредита. Поэтому требуется законодательная база, гарантирующая легкое получение и погашение кредитов.
В Республике Узбекистан (в связи с отсутствием правового обеспечения деятельности небанковских организаций, что мешает распространению микрокредитования) осуществляются лишь Пилотные программы по микрокредитованию в целях обеспечения финансовыми ресурсами предпринимателей сферы малого и мелкого бизнеса. Первым в республике практическим опытом в предоставлении микрокредитов небанковскими структурами является реализуемая при поддержке ПРООН Программа микрокредитования в Каракалпакстане. Национальным партнером Программы является Каракалпакское Республиканское отделение Ассоциации деловых женщин Уз -бекистана «Тадбиркор Аел», которому предоставлен грант на формирование ссудного капитала для использования в целях распределения микрокредитов. Аналогичная программа развивается и в Кашкадарьинской области.
Наиболее представительным среди развитых стран является опыт США в области микрокредитования. В США существует более детальная и совершенная система нормативов, которым следуют официальные институты финансового сектора. Поскольку их жизнеспособность определяется исключительно прибылью от оборота кредитов, стандарты их деятельности в значительно большей степени следуют банковским методологиям, нормам резервирования, средствам обеспечения. Важно, что процессы микрокредитования обеспечиваются законодательными нормами, регулирующими деятельность “низового” сектора, определяющего доступ к сравнительно недорогим кредитам и удовлетворяющего финансовые потребности и интересы развития малых предприятий.
Доля населения США, не охваченного банковскими услугами, составляет 5-6% (для сравнения, в развивающихся странах и странах с переходной экономикой эта доля достигает 80%, а в Африке
— вплоть до 95%) [1]. Это обусловливает некоторые стратегические расхождения между США (как и другими индустриальными странами) и слаборазвитыми странами. Поэтому подходы в США концентрируются не столько на специальном законодательном обеспечении микрофинансирования, но включают нормативы деятельности кредитных институтов, управляемых государством, порядок предоставления правительственных субсидий и целевых кредитов, законодательные требования к предоставлению недорогих финансовых услуг.
В программы предоставления субсидированных недорогих кредитов вовлечены правительственные организации (в данном случае федерального уровня), включая Федеральный дом ипотечного кредитования (Бгеё^е Мае) и Федеральную Национальную Ипотечную Ассоциацию (Бапше Мае), которые являются управляемыми правительством корпорациями, выдающими ипотечные кредиты, выкупающими ипотечные залоги и вы-
пускающими обеспеченные ипотекой облигации с тем, чтобы обеспечить потребности в недорогих кредитах для целей жилищного строительства. В этом ряду следует также упомянуть Агентство развития малого бизнеса, предоставляющее целевые кредиты своим клиентам, а также Администрацию ветеранов и БЫЛ.
Примером норматива, оформляющего выдачу субсидированных кредитов, является закон от 1994 г. «О банках и финансовых институтах социального развития», по которому выделялось 382 млн долларов на период с 1995-1998 гг., стимулирующий финансовые институты на инвестирование до 5% от своего капитала в развитие социально уязвленных сообществ либо на поддержку финансовых институтов, создаваемых такими сообществами. Статус и правила деятельности создаваемого по этому закону Финансового института социального развития и Банка финансирования го -сударственных заказов, размещаемых на предприятиях, предусматривают выдачу ими «свободных денег» в форме депозитов, кредитов или портфельных инвестиций в капитал финансовых институтов или организации социального развития, обслуживающие депрессивные сообщества. Эти инвестиции должны быть направлены на удовлетворение потребностей целевых групп населения или/и в сферы инвестирования, определенные законодательством как нуждающиеся в поддержке.
Другой попыткой, стимулирующей банки на обслуживание недорогих финансовых рынков (сочетающее все виды финансового обслуживания, включая кредиты) был закон «О реинвестировании в сообщества» от 1997 г. (представлен в 1994 г.), который определяет условия экспансии услуг банков на бедные слои населения. Федеральная корпорация страхования депозитов (БОГС), которая страхует все американские банки, публикует статистические данные по видам и степени охвата банковскими услугами сообществ с низкими уровнями доходов
в соответствии с законом «О реинвестировании сообществ». Эти данные используются для целей регулирования и применяются некоторыми штатами для распределения своих бюджетных ассигнований и выбора банков-агентов среди институтов, которые имеют высокие рейтинги по принятой законом классификации. Некоторые виды высоких рейтингов приводят в действие механизм предоставления дополнительных прогрессивных льгот, например, снижение обязательных нормативов резервирования.
Другой важный элемент американского законодательства в этой сфере определяет нормы обеспечения для страхования рисков по сделкам, формы предоставления гарантий, стандарты отчетности по кредитным операциям, требования по соблюдению полноты и точности сведений по кредитным сделкам и состояниям финансового института. Статья 9 Единого коммерческого кодекса, имеющая статус государственного закона, оговаривает исчерпывающий перечень условий обеспечения финансов. Возможно, особенностям микрофинансирования в наибольшей степени отвечают формы обеспечения, связанные с залогами депозитных счетов, товарных запасов, движимого имущества, оговоренными в соглашении о предоставлении кредита. В свою очередь, это вызывает большой объем работ по квалификации, признанию и учету кредитных обязательств, оформлению соглашений.
Применяемые в США принципы обеспечения, возможно, могут быть полезны для интерпретации в других странах. Система обеспечения займов здесь развита наиболее широко, она покрывает свыше 2/3 от всех жилищных (ипотечных) кредитов, У от кредитов, получаемых по кредитным картам, и 1/7 от всех кредитов на покупку автомобилей. В соответствии с действующей схемой, учреждение, предоставляющее кредиты (например, банки), продает обязательства по кредитам в специальные целевые трастовые фонды, которые выпускают цен-
ные бумаги, обеспеченные этими обяза-тельствами1. Трастовая структура создает весьма удобный механизм для организации финансовых потоков и контроля залогов. Она освобождена от налогов и способствует снижению ответственности банка за счет делегирования части ответственности на удаленный от непосредственного обслуживания клиента новый институт, создаваемый в форме автономного юридического лица. Рейтинговые кредитные агентства играют ключевую роль в этом процессе посредством регулярной оценки качества и ликвидности залогов. Иногда рейтинговые агентства издают специальные письма по условиям обеспечения кредитов или уровням ликвидности гарантий с тем, чтобы привести их в соответствие с нормативами более высокого уровня.
Другой важный элемент правового обеспечения финансовой деятельности в США относится к информации о состоянии финансовых рынков. Существует достаточно активный рынок кредитных рейтингов и отчетности по операциям кредитования. В 1970 г. Конгресс США принял закон «Об открытой отчетности по кредитам» и, в 1974 г., Закон «О равных кредитных возможностях». Эти законы обеспечивают открытый доступ к объективным отчетам о кредитной деятельности финансовых институтов. Принципиально важным правовым условием является возможность для малых заемщиков понять и оценить условия предлагаемых им кредитов. В США, по федеральному закону от 1982 г., обязывающему кредиторов называть действительную процентную ставку и делать условия ссуды простыми для понимания, установлены единообразные требования к презентации финансовыми институтами всех уровней предлагаемых ими процентных ставок и иных условий кредитования. Процентные ставки, например, должны объявляться только в годовом
1 По материалам Национального института системных исследований проблем малого предпринимательства // http://www.nisse.ru/
исчислении. Другие условия кредитования также должны объявляться и применяться так, как это установлено Законом, равно как и кредитные процедуры должны соответствовать определенным Законом стандартам.
Подводя итоги вышеизложенному, следует отметить, что главной проблемой внедрения системы микрокредитования в России является отсутствие законодательной базы. До сих пор не определены стандарты микрофинансирования, направления и нормативы государственной поддержки (исключение — национальный проект по развитию АПК). Кроме того, микрокредитование осуществляется на средства западных грантов или кредиторов. При реальной доходности микрокредитования 4-5% в год многих инвесторов отпугивает риск невозврата кредита. Поэтому необходимо усиление роли государства, бюджетных источников, средств стабилизационного фонда в развитии микрокредитования и минимизации процентных ставок по кредитам. Микрокредитование в РФ должно обязательно сочетаться с патронажем государства в обеспечении товаропроизводителей необходимыми ресурсами по доступным ценам и сбыте произведенной продукции. В противном случае опыт
широкого развития микрокредитования в РФ может оказаться неудачным и убыточным мероприятием.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Васильева Е. Н., Ломовцева В. В., Овчиян М.Р. Сравнительный обзор нормативно-правовой базы и практики микрокредитования за рубежом // http://www.nisse.ru/
2. Малый бизнес в год микрокредитования // Бизнес для всех. — № 15 (487) от 19.04.2005
3. Международный год микрокредитования по всему миру //
http://www.un.org/russian/events/microcred it/facts2.htm
4. Меликов Ю. И. Воздействие функционального потенциала кредита на развитие АПК // Вестник Академии. 2005. №1 (20).
5. Материалы Представительства ООН в Беларуси //
http://un.by/ru/theme/microcredityear/world
/24-11-05-44.html
6. Proudhon P.-J. Resume de question soctal; Bankque d’Echange. Paris. 1849.
7. Энгельс Ф. К жилищному вопросу // Соч. Маркса и Энгельса. Т. XV.