Научная статья на тему 'Развитие системы кредитной сельскохозяйственной кооперации: мировые тенденции и российская реальность'

Развитие системы кредитной сельскохозяйственной кооперации: мировые тенденции и российская реальность Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
181
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕДИТНАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ КООПЕРАЦИЯ / КООПЕРАТИВНЫЕ БАНКИ / СИСТЕМА КРЕДИТНОЙ КООПЕРАЦИИ / УСЛУГИ КРЕДИТНЫХ КООПЕРАТИВОВ / CREDIT AGRICULTURAL COOPERATION / COOPERATIVE BANKS / CREDIT COOPERATION SYSTEM / SERVICES OF CREDIT COOPERATIVES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чекмарев Олег Петрович

В статье исследуются тенденции развития кредитной сельскохозяйственной кооперации за рубежом, выявляется тенденция многоуровневой функциональности систем кредитной кооперации, при которой нижние уровни являются проводниками данной системы в широких слоях населения, а верхние - обеспечивают многопрофильность работы и соединение с финансовой и регулирующей системой страны. Описываются некоторые возможности российской кредитной сельскохозяйственной кооперации в расширении комплекса предоставляемых услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of the system of agricultural credit cooperation: global trends and the Russian reality

This paper presents trends in development of agricultural credit cooperation abroad, including the trend of multi-level functionality of credit cooperation systems. The essence of the trend is that the lower levels are conductors of this system in wide sections of the population, while the upper levels provide the versatility of work and the connection with the financial and regulatory system of the country. Some opportunities of the Russian credit agricultural cooperation in expanding the range of services are also described.

Текст научной работы на тему «Развитие системы кредитной сельскохозяйственной кооперации: мировые тенденции и российская реальность»

ЭКОНОМИКА, ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯМИ, ОТРАСЛЯМИ, КОМПЛЕКСАМИ: АГРАРНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС И СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

УДК 334.73:338.43.02

О. П. Чекмарев

Развитие системы кредитной сельскохозяйственной кооперации: мировые тенденции и российская реальность

В статье исследуются тенденции развития кредитной сельскохозяйственной кооперации за рубежом, выявляется тенденция многоуровневой функциональности систем кредитной кооперации, при которой нижние уровни являются проводниками данной системы в широких слоях населения, а верхние - обеспечивают многопрофильность работы и соединение с финансовой и регулирующей системой страны. Описываются некоторые возможности российской кредитной сельскохозяйственной кооперации в расширении комплекса предоставляемых услуг.

This paper presents trends in development of agricultural credit cooperation abroad, including the trend of multi-level functionality of credit cooperation systems. The essence of the trend is that the lower levels are conductors of this system in wide sections of the population, while the upper levels provide the versatility of work and the connection with the financial and regulatory system of the country. Some opportunities of the Russian credit agricultural cooperation in expanding the range of services are also described.

Ключевые слова: кредитная сельскохозяйственная кооперация, кооперативные банки, система кредитной кооперации, услуги кредитных кооперативов.

Key words: credit agricultural cooperation, cooperative banks, credit cooperation system, services of credit cooperatives.

В конце августа 2015 г. в Санкт-Петербурге прошел III Всероссийский съезд сельских кооперативов, частью программы которого была оценка состояния сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации в стране. Система сельскохозяйственной кре-

© Чекмарев О.П., 2015

дитной кооперации в России занимает достаточно интересное место в общей системе кооперативного движения. С одной стороны, это именно сельскохозяйственная кооперация, так как работа данных кооперативов регулируется Федеральным законом № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», и пайщиками этих кооперативов должны быть именно сельскохозпроизводители. С другой стороны, обладая таким предметом деятельности, как оказание финансовых услуг населению, они во многом напоминают деятельность стандартных кредитных кооперативов, регулирование которых осуществляется финансовыми властями (ЦБ РФ). Видимо, исходя из последних соображений, в 2015 г. было принято решение о передаче надзорных функций за деятельностью сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов (СКПК) от Министерства сельского хозяйства к структурам ЦБ РФ. Тут же возникла проблема: каким образом Центральный банк будет регулировать деятельность этой особой группы финансовых организаций? Судя по отношениям между ЦБ РФ и обычными кредитными кооперативами, стандартной политикой властей является применение одинаковых норм и правил к любым финансовым институтам. Таким образом, регулирование СКПК может вестись исходя из тех же правил и норм, что и регулирование банков, пенсионных фондов или страховых компаний. Правда, сам регулятор тут же оговаривается, что допускает разные нормы регулирования в зависимости от размера кооператива. Но только ли размер кооператива должен учитываться при дифференциации регулирования? Насколько верна подобная трактовка, и каков опыт регулирования зарубежных аналогов нашей системы сельскохозяйственной кредитной кооперации? На эти вопросы мы и постараемся найти ответы в рамках данной статьи.

Для начала разберемся в специфике работы СКПК в отличие от стандартной кредитной кооперации и банковской сферы в России. Главными отличительными чертами здесь можно выделить следующие.

1. Ограниченность по числу возможных членов кооператива (а следовательно, и клиентов). Действительно, за некоторыми исключениями СКПК может оказывать услуги только своим членам, причем членами кооператива могут быть главным образом сельскохозяйственные товаропроизводители и (или) ведущие личные подсобные хозяйства граждане (ст. 1 193-ФЗ). При этом нужно

помнить, что в отличие от собственников банков члены кооператива

54

несут субсидиарную ответственность за деятельность кооператива. Таким образом, в случае невозможности кооператива расплатиться по своим обязательствам, его члены будут нести ответственность всем своим имуществом. Мировой опыт (см. ниже) показывает, что чтобы застраховаться от возможных негативных результатов деятельности, кооперативы создаются, как правило, исходя из территориальных принципов. Единство территории, близость членов кооператива друг к другу создают атмосферу доверия и приводят к низкому проценту невозврата кредитных ресурсов. Однако таким образом возникают достаточно серьезные барьеры для расширения членства в кооперативе, что является нехарактерным для коммерчески ориентированных финансовых институтов. Их экспансия, как социально-статусная, так и территориальная, практически ничем не ограничивается.

2. Сложности финансовой деятельности в сельской местности. Большой проблемой СКПК является формирование паевого фонда. Кредитные ресурсы гораздо проще консолидировать в городских поселениях, где, с одной стороны, выше уровень доходов (табл. 1), а с другой - выше плотность населения. Однако для СКПК поиск пайщиков в городе невозможен, так как среди городского населения практически нет владельцев ЛПХ или сельхозпроизводителей (см. п. 1).

Действительно, уровень заработных плат в городах в сравнении с уровнем этого показателя в соответствующем регионе в целом позволяет говорить о том, что сельское население является менее платежеспособным. Так, по данным СЗФО, уровень зарплат городского населения на 15-25 % выше, чем в целом по аналогичному региону, исключение составляет только Сыктывкар и Республика Коми (табл. 1). По данным Росстата, риск бедности населения в сельской местности в 3, а иногда и в 9 раз выше (в зависимости от размера поселения), чем у городского населения [2].

В результате рассматривать деятельность СКПК с коммерческой точки зрения было бы неоправданным. Скорее, как и следует из их целевой функции, главная задача этих организаций - создание условий для обеспечения населения сельской местности кредитными ресурсами и обеспечение возможности сбережения его денежных средств в условиях, когда другие финансовые институты не могут оказывать подобные услуги из-за высоких трансакционных издержек организации подобной работы.

Таблица 1

Отношение начисленных заработных плат по городам и соответствующим регионам

Город Среднемес. номинальная начисленная заработная плата, р. Регион Среднемес. номинальная начисленная заработная плата, р.

Петрозаводск 33172 Республика Карелия 27503

Сыктывкар 35972 Республика Коми 37717

Архангельск 35754 Архангельская область без автономного округа 30205

Вологда 29117 Вологодская область 25127

Калининград 29880 Калининградская область 25104

Мурманск 46351 Мурманская область 40225

Великий Новгород 29462 Новгородская область 23494

Псков 25517 Псковская область 19743

Санкт-Петербург 36848 Ленинградская область 29358

Источник: Росстат, 2013.

3. Серьезной проблемой для СКПК отдаленных местностей является и отсутствие развитой информационной инфраструктуры. Здесь резко ограничены возможности использования автоматизированных систем управления и передачи данных. Ведь далеко не во всех населенных пунктах имеются условия для бесперебойного подключения к сетям Интернет, а иногда и к телефонным линиям связи, транспортной инфраструктуре. В результате применение к подобным организациям общих правил электронного документооборота или сжатые сроки отправки отчетности может вызвать автоматическое закрытие кооперативов из-за невозможности выполнения подобных регламентов.

4. Вместе с тем работа кооперативов, направленная на удовлетворение финансовых интересов их членов, предполагает, что в сельской местности особенно актуальным является возможность кооперативов предлагать широкий спектр финансовых услуг населению, например, оплата товарных кредитов, проведение коммунальных платежей и расчетов, предоставление услуг страхования и т. д. Но подобные виды финансовых услуг требуют достаточно жесткого надзора не только с позиций российского, но и международного права (например, меры по предотвращению отмывания незаконно полученных доходов). Кроме того, для выхода на финансовые рынки требуется соблюдать все нормы делового оборота коммерчески ориентированных финансовых институтов, что вполне естественно приводит к конфликту интересов между некоммерчески-ориентированными кооперативами и коммерчески-ориентированными банками, инвестиционными фондами и прочими кредитными организациями. Неслучайно большая часть полемики на съезде была посвящена проблемам непонимания между СКПК и банками.

Таким образом, возникает явное противоречие в организации деятельности сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов (СКПК). Выполняя социальные, некоммерческие функции на селе и нуждаясь в расширении спектра оказываемых населению услуг, они становятся заложниками необходимости следования общим нормам регулирования финансовой деятельности и поведения на финансовых рынках которым, исходя из специфики своей деятельности, они не могут соответствовать.

Данная ситуация усугубляется еще и общим тяжелым состоянием экономики страны. Стагнация в количестве сельхозпроизводителей как основной базы кредитной кооперации на селе, их общая закредитованность не позволяют в настоящее время рассчитывать на существенное развитие СКПК. С другой стороны, общее снижение реальных доходов населения, западные финансовые санкции и резкое ослабление рубля усиливают конкуренцию на рынке финансовых услуг, что заставляет некоторых игроков (прежде всего обычные кредитные кооперативы) вторгаться на поле СКПК, причем с более широкими возможностями, что еще сильнее затрудняет текущее положение последних. Мы оставляем за рамками данной ста-

57

тьи вопросы общей экономической политики государства, которая могла бы через улучшение предпринимательского и инвестиционного климата создать более благоприятные условия для развития экономики в целом и сельхозкооперации в частности (см. [1]). Наша задача состоит в попытке поиска внутренних резервов развития непосредственно в рамках сельскохозяйственной кредитной кооперации и возможных принципов ее регулирования.

Что же показывает в этой связи мировой опыт организации кредитной кооперации на селе. В табл. 2 представлены отдельные статистические данные о некоторых наиболее характерных зарубежных системах финансовых институтов, основанных на корпоративных принципах управления.

Таблица 2

Основные зарубежные системы кредитной, в том числе сельскохозяйственной кооперации

Страна Кооператив Год основания Активы, $ млрд Кол-во пайщиков, тыс. чел. Предлагаемые услуги

Германия Райффайзен банки Фольксбанки https://www.dzban k.com/ http://www.wgzban k.de/de/wgzbank/ 1864 1322 18000 Прием сбережений и выдача займов Консалтинг Инвестиции Лизинг Ипотека Агенты страхования Операции с ценными бумагами, платежи и пр. (через центральные банки)

Франция Креди Агриколь http://www.credit- agricole.fr/ 1885 1926 (нац. Касса) 2227 (2009) 8200 Прием сбережений и выдача займов Консалтинг Инвестиции Страхование

Финляндия ОКО Банк OP-Pohjola Group https://www.op.fi/op 1891 68,0 550 Прием сбережений и выдача займов Страхование Управление капиталом Корпоративные финансы Электронный банкинг

Продолжение табл. 2

Кана- Дежарден 1900 144,1 6000 Приём сбережений

да https://www.desjar Выдача займов

dins.com/ca/index.j Страхование

sp Консалтинг

Инвестиции

Платежные системы и банко-

маты

Наиболее близкими по своей сути к СКПК из перечисленных в табл. 2 являются банки Германии Райфайзен, которые в отличие от Фольксваген банков специализируются на кредитовании населения и предприятий в сельской местности, французская система Креди Агриколь и финская OP-Pohjola Group (бывший ОКО банк). Изучение истории развития этих систем и постепенного расширения спектра предоставляемых услуг позволяет нам сделать несколько важных выводов.

Во-первых, кредитная кооперация в рассматриваемых странах имеет длительную, более чем вековую, историю. Как правило, этапы развития складывались из создания отдельных кооперативов или подобных им структур, взаимодействия их друг с другом, формирования кооперативов более высокого уровня, усиления государственного регулирования кооперативной сферы после попыток расширения сферы оказываемых финансовых услуг, мягкой консолидации кооперативов в рамках региональных и как правило национальных кооперативных банков.

Во-вторых, кредитная кооперация обладает многоуровневой системой организации (рисунок). Как правило, в основе ее стоят низовые кооперативные ячейки в лице низовых (местных) кооперативов, касс взаимопомощи и прочих простейших форм организации населения. В некоторых случаях они уже на данном уровне называются банками (например, в Германии).

В-третьих, низовые ячейки системы обладают ограниченными возможностями самостоятельного предоставления спектра услуг (прямые запреты на операции и обслуживание определенного круга лиц). Таким образом, для этих звеньев системы круг самостоятель-

ных операций, как правило, заканчивается привлечением средств населения или банков и выдачей займов.

Национальный банк

Местная ячейка (кооператив, касса)

Региональные банки (кооперативы второго, иногда третьего уровня)

• •

А Л

••••• •••••

• • • •

Рисунок. Общая схема системы кредитной кооперации

В-четвертых, благодаря ограниченному набору исполняемых функций к низовым (местным) ячейкам применяются упрощенные регуляторные функции со стороны государства. Как правило, регулирование деятельности этих структур происходит на уровне саморегулируемых организаций и кооперативами более высокого уровня через допуск к возможности осуществления дополнительных функций.

В-пятых, объединение кооперативов ведется главным образом по территориальному признаку, что резко снижает риски увеличения просроченной задолженности и разорения кооператива (см. выше). Неслучайно, например, представители Райфайзен банков в Германии гордятся тем, что за всю историю их развития у них не было ни одного случая банкротства кооператива (хотя без реструктуризации и объединений в некоторых случаях не обходится). Роль средних звеньев системы кооперации заключается в создании механизмов взаимной поддержки и контроля, для чего создаются либо объединенные фонды местных ячеек в рамках регионального кооператива, либо дополнительные институты контроля и надзора в лице аудиторских организаций, ревизионных союзов и пр. Иногда уже на этом уровне статус и функционал кооператива приобретают все черты, характерные для стандартного коммерческого банка, но чаще это происходит на национальном уровне.

В-шестых, национальный уровень представлен либо кооперативным банком, либо акционерным банком с полным набором финансовых функций. Это принципиальный момент, так как именно национальный кооперативный банк, а иногда вместе с ним кооперативная страховая компания, пенсионный фонд, встроенные в общую систему, позволяют низовым кооперативам предоставлять своим клиентам и пайщикам гораздо более широкий спектр услуг, чем они могли были бы позволить себе самостоятельно. Таким образом, высшие звенья кооперации (региональный и национальный уровни) предназначены для координации и расширения возможностей низовых звеньев по предоставлению финансовых (а иногда и смежных) услуг. При этом к кооперативным банкам в отличие от низовых кооперативных ячеек применяется весь комплекс методов государственного надзора и регулирования. Выступая буфером в отношениях между государством и первичными звеньями кооперации, такие национальные структуры создают тепличные условия для их развития и помимо этого позволяют примерить некоммерческие интересы низовых кооперативов с реалиями и практикой функционирования рыночных финансовых институтов в стране.

В-седьмых, кооперативы низовых уровней, по сути, выполняют агентские функции по реализации потенциала кооперативных объединений более высокого уровня (но это не повинность, а возможность!!!).

В-восьмых, доминирующими собственниками кооперативных структур более высокого уровня всегда являются кооперативы низовых уровней. Это опять же важнейший момент организации кооперативной системы, который в корне отличает ее от системы вертикальной интеграции, характерной для корпоративного сектора. Благодаря тому, что низовые звенья владеют кооперативными банками регионального и национального уровня, а не наоборот, и имеют право на получение соответствующей доли их прибыли, возникают уникальные стимулы для обеспечения устойчивости работы системы в целом. Сводятся они к следующему:

а) кооперативных банки высших ступеней заботятся о создании лучших условий для работы низовых ячеек, так как последние являются их собственниками;

б) консолидируя собственность в рамках национальных кооперативных банков, низовые ячейки получают возможность, сохраняя независимость, пользоваться всеми преимуществами крупного игрока на рынке финансовых услуг, обладают необходимой для этого рыночной властью;

в) любые доходы и прибыли, получаемые национальным кооперативным банком или другими крупными кооперативными надстройками (страховыми обществами, например), остаются в системе и распределяются между их членами, что повышает их финансовую стабильность, позволяет консолидировать финансовые ресурсы в кооперативной системе, а не размывать их в направлении других финансовых институтов.

Еще одной характерной чертой систем кредитной кооперации за рубежом является система страхования рисков. Например, в германских кооперативах создаются консолидированные на региональном или федеральном уровне страховые фонды на покрытие возможных убытков отдельных кооперативов. Их можно было бы сравнить с отечественным агентством страхования вкладов, но принципиальными различиями между ними являются следующие:

1) страхуется не вклад каждого члена кооператива, а финансовое положение самого кооператива;

2) в случае потребности кооператива в деньгах и угрозе банкротства фондом выделяются деньги на его финансирование, но деньги не просто раздаются, а, по сути, выдается льготный кредит, срок возврата и условия предоставления которого зависят от того, какой план выхода из кризисного положения предложит кооператив, и как этот план будет исполняться;

3) основной задачей фонда является не закрытие кооператива (в отличие от политики ЦБ РФ, например, в отношении отзыва лицензий у банков), а стабилизация работы кооператива путем дополнительного заемного финансирования и при необходимости смены правления (исполнительного органа) кооператива (но не собственников!!!).

Итак, опыт зарубежных стран в области кредитной кооперации на селе позволяет достаточно точно описать то, как и по какому вектору должна развиваться российская система сельскохозяйственной

62

кредитной потребительской кооперации. Конечно, пока нам далеко до тех результатов, которыми может похвастаться кооперативная система в Германии или Франции, но некоторые возможности по расширению спектра услуг современными СКПК имеются и в настоящий момент.

Так, согласно закону № 193-ФЗ (ст. 40.1 п. 6) кредитный кооператив в соответствии со своим уставом и решениями общего собрания членов кредитного кооператива может оказывать своим членам и ассоциированным членам кредитного кооператива консультационные и другие соответствующие целям своей деятельности услуги. По тому же закону предусмотрено право СКПК осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов своим членам в порядке, установленном Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)». Принципиально в свете норм закона № 103-ФЗ существует возможность кредитному кооперативу выполнять функцию платежного агента и пр. [3; 4].

Тем не менее нельзя забывать о том, что подлинной свободы и разнообразия предоставляемых СКПК услуг можно добиться только путем объединения и консолидации через формирование кооперативов более высокого уровня вплоть до создания в будущем собственного кооперативного банка.

Органам же государственного регулирования, будь то Министерство сельского хозяйства или Центральный банк РФ, следует помнить, что надзорные функции в области сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации должны быть дифференцированы не столько в зависимости от размеров СКПК, сколько от количества функций, за которые он отвечает. Общей установкой здесь является то, что низовые ступени кооперации должны в большей степени контролироваться саморегулируемыми организациями с учетом отмеченных в статье особенностей, а кооперативы более высоких уровней все в большей степени должны подпадать под стандартные методы регулирования, принятые для финансовых рынков, и должны стать посредниками между финансовой системой страны и низовыми ячейками кредитной сельскохозяйственной кооперации.

Список литературы

1. Лякин А.Н., Рыбаков Ф.Ф., Кирилловская А.А. и др. Экономическая политика: учеб. и практикум / С.-Петерб. гос. ун-т (СПб.); под ред. А.Н. Лякина. - М., 2015. Сер. Бакалавр. Магистр.

2. Социальное положение и уровень жизни населения России. 2014: стат. сб. - М.: Росстат, 2014. - С. 121.

3. Федеральный закон от 08.12.1995 № 193-ФЗ (ред. от 20.04.2015) «О сельскохозяйственной кооперации».

4. Федеральный закон от 03.06.2009 № 103-ФЗ (ред. от 05.05.2014) «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.