Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
165
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / СИСТЕМА ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соколов Арсентий Борисович

Статья посвящена вопросам совершенствования системы информационной поддержки стратегического планирования в интересах содействия устойчивому развитию Российской Федерации. На основе анализа приведены угрозы и риски для социально-экономического роста и укрепления национальной безопасности страны. Обобщены и показаны результаты деятельности системы государственного и муниципального управления в части достижения целей в области устойчивого развития до 2030 года. Выявлены причины текущих результатов и предложен способ повышения их эффективности. Особое внимание уделено концептуальным аспектам информационной системы поддержки стратегического планирования: нормативному правовому обеспечению, основным принципам, целям и задачам. Дана характеристика действующей федеральной информационной системы стратегического планирования Российской Федерации. Предложены направления доработки Системы, в том числе за счет развития интеграционного потенциала, применения модулей с методами искусственного интеллекта, разработки тематического раздела и «Банка данных» на основе которых рекомендуется осуществлять прогнозирование, мониторинг и контроль достижения показателей целей в области устойчивого развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Соколов Арсентий Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF INFORMATION SUPPORT SYSTEM FOR STRATEGIC PLANNING TO SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article is devoted to improving the system of information support for strategic planning in order to promote sustainable development in the Russian Federation. On the basis of the analysis, the threats and risks to the socio-economic growth and strengthening of the national security of the country are presented. The results of public and municipal governance in achieving the Sustainable Development Goals by 2030 are summarized and presented. The causes of the current results have been identified and a method for increasing their effectiveness has been proposed. Particular attention is paid to the conceptual aspects of the Strategic Planning Support Information System: normative legal framework, basic principles, goals and objectives. The current federal strategic planning information system of the Russian Federation is described. The directions of improvement of the System are proposed, including through development of integration potential, application of modules with artificial intelligence methods, development of a thematic section and «Data-bank» on the basis of which it is recommended to carry out forecasting, monitoring and controlling of the implementation of sustainable development goal indicators.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Развитие системы информационной поддержки стратегического планирования для обеспечения устойчивого развития Российской Федерации

Соколов Арсентий Борисович,

младший научный сотрудник, Центр инновационной экономики и промышленной политики, сектор институтов инновационной экономики, ФГБУН Институт экономики РАН E-mail: arsentiy_sokolov@mail.ru

Статья посвящена вопросам совершенствования системы информационной поддержки стратегического планирования в интересах содействия устойчивому развитию Российской Федерации. На основе анализа приведены угрозы и риски для социально-экономического роста и укрепления национальной безопасности страны. Обобщены и показаны результаты деятельности системы государственного и муниципального управления в части достижения целей в области устойчивого развития до 2030 года. Выявлены причины текущих результатов и предложен способ повышения их эффективности. Особое внимание уделено концептуальным аспектам информационной системы поддержки стратегического планирования: нормативному правовому обеспечению, основным принципам, целям и задачам. Дана характеристика действующей федеральной информационной системы стратегического планирования Российской Федерации. Предложены направления доработки Системы, в том числе за счет развития интеграционного потенциала, применения модулей с методами искусственного интеллекта, разработки тематического раздела и «Банка данных» на основе которых рекомендуется осуществлять прогнозирование, мониторинг и контроль достижения показателей целей в области устойчивого развития.

Ключевые слова: устойчивое развитие, система информационной поддержки стратегического планирования, национальная безопасность, инновационная экономика, стратегическое развитие.

LQ S Ое

см о см

В год 70-летия ООН (2015) в целях совершенствования концепции устойчивого развития была предложена Резолюция «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 год». Содержащиеся в резолюции семнадцать целей в области устойчивого развития (ЦУР - далее) и 169 задач свидетельствуют о глобальном масштабе и амбициозности новой всеобщей повестке дня. [4, 10].

Так, на протяжении последних шести лет реализация странами и (или) их объединениями Повестки в области устойчивого развития сопровождалась усложнением структуры международных отношений, нарастанием угроз вооруженных конфликтов и обострением конкуренции за истощающиеся минерально-сырьевые, водные и биологические ресурсы. В отдельных регионах мира конкуренция перерастала в открытое противостояние с применением инструментов экономического и (или) информационного доминирования [2, 3].

Вместе с тем процесс глобального развития столкнулся с падением темпов роста мировой экономики и снижением ресурсного потенциала стран мира в связи с возникновением новой коронави-русной инфекции (Сovid-19).

В аналитическом докладе МВФ оценивается падение глобального ВВП в 2020 году в размере 3,5% по отношению к 2019 году. Во время глобального финансово-экономического кризиса в 20082009 гг. максимальное годовое падение составило около 0,1%. Обвал мирового ВВП в 2020 году остается самым глубоким спадом в условиях мирного времени после Великой депрессии 19291933 годов. Только в 2021 году ожидается, что доходы на душу населения более чем в 150 странах будут ниже уровня 2019 года, а кумулятивные потери мирового ВВП за 2020-2025 годы составят 22 трлн долларов США по сравнению с прогнозом до пандемии [8, 9].

В описанных условиях стратегических угроз и рисков глобального развития успешная реализация Повестки в сфере устойчивого развития зависит в том числе и от функционирования институтов1 систем государственного и муниципального управления стран мира.

На настоящем этапе сформированное множество инструментов системы государственного и муниципального управления Российской Федерации не позволяет достичь целей в области устойчивого развития, в том числе и потому, что

1 Под институтом понимается совокупность инструментов, набор средств, способов и (или) механизмов.

отсутствует целостный механизм планирования и распределения сфер ответственности, не предусмотрен анализ и контроль ресурсной обеспеченности реализации Повестки на национальном уровне. В результате по 25% показателей ЦУР (58 из 232) не определен ответственный, а непосредственно формальное руководство комплексной реализацией целей не осуществляется, при этом 6% показателей ЦУР (14 из 232) признаны глобальными и неактуальными для России [6].

С точки зрения автора, одним из способов повышения эффективности институтов системы государственного и муниципального управления России в целях реализации Повестки в области устойчивого развития и достижения ЦУР представляется формирование целостной системы информационной поддержки (обеспечения) стратегического планирования для обеспечения устойчивого развития Российской Федерации, где под устойчивым развитием Российской Федерации подразумевается обоснованно сбалансированное сочетание социально-экономического развития России и обеспечения национальный безопасности страны.

Система информационной поддержки стратегического планирования должна представлять комплексное цифровое решение на базе единой технологической платформы, которое обеспечивает достижение целей и решение задач в рамках реализации концепции в области устойчивого развития с учетом принятых документов стратегического планирования (ДСП - далее) России, а также организует коммуникационное пространство для органов власти, бизнес-объединений, институтов гражданского общества и широкой общественности.

Кроме того, к числу текущих задач системы информационного обеспечения стратегического планирования следует отнести агрегирование исходных данных, осуществление мониторинга, контроля, анализа, комплексной оценки и прогнозирования уровня социально-экономического развития и состояния национальной безопасности Российской Федерации на основе регламентированного перечня показателей системы стратегического планирования России совместно с перечнем показателей обусловленных Повесткой в области устойчивого развития.

Правовое обеспечение системы информационной поддержки стратегического планирования (включая трактовку терминов, понятий и определений) обусловлено базовыми документами в области стратегического планирования России -Федеральным законом № 172-ФЗ от 28.06.2014 «О стратегическом планировании в Российской Федерации», Стратегией национальной безопасности Российской Федерации (в редакции Указа Президента Российской Федерация от № 31 декабря 2015 года № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»), а также другими нормативными правовыми актами.

К числу базовых принципов формирования системы информационного обеспечения страте-

гического планирования относятся - сетецентрич-ность, единство и целостность, сбалансированность, достоверность, результативность и эффективность, прозрачность, адаптивность и гибкость, масштабируемость, всесторонняя ресурсная обеспеченность.

На настоящем этапе для информационного обеспечения стратегического планирования в Российской Федерации создана федеральная информационная система стратегического планирования (ФИС СП), реализованная посредством государственной автоматизированной информационной системы «Управление» (ГАС «Управление»).

Развитие Системы на период до 2024 года определяется в соответствии с федеральным проектом «Цифровое государственное управление» национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации», тогда как выделяемый объем средств федерального бюджета для реализации Проекта составит 690 млн рублей.

На настоящем этапе в рамках основных направлений работ по разработке и формированию ФИС СП достигнуты следующие результаты:

1. Сформирован федеральный реестр документов стратегического планирования, насчитывающий не менее 60 тысяч документов;

2. Задействовано более 24 тысяч участников и определено по меньшей мере 500 тысяч аналитических показателей системы стратегического планирования;

3. Определен механизм общественного обсуждения проектов документов стратегического планирования (общественное обсуждение прошли не менее 4 500 документов);

4. Реализована система мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования (план/ факт анализ) для системы государственного и муниципального управления;

5. Выработан механизм автоматического ранжирования участников стратегического планирования в соответствии с количеством предоставленных сведений о ДСП;

6. Инкорпорирован модуль анализа отклонений в достижении запланированных целевых показателей документов стратегического планирования;

7. Проведена интеграция с АИС ГП и ФГИС ТП [5, 7].

Однако действующую ФИС СП нельзя считать в полной мере комплексным цифровым решением на базе единой технологической платформы, в том числе и потому, что для Системы характерен лишь 50% уровень информатизации и автоматизации функциональных задач при слабом раскрытии заложенного интеграционного потенциала и отсутствии сформированной среды обмена информацией для лиц, принимающих решения. Результатом становится ограниченное сокращение трудозатрат, низкая степень минимизации рутинных операций с человеческим участием и длительный цикл принятия стратегических решений.

сз о

со £

ГП Р сг

от А ш

По мнению автора, доработка системы по ряду направлений усовершенствует ФИС СП до целостной системы информационной поддержки стратегического планирования.

Так, необходимо провести интеграцию ФИС СП с более чем 50 российскими государственными информационными системами посредством API (application programming interface) для роста числа источников и номенклатуры собираемой и хранимой информации. Особую значимость приобретает интеграция с системой распределенных ситуационных центров, которая позволит сформировать децентрализованные когнитивные центры, функционирующие по единому регламенту взаимодействия, с доступом участников к ФИС СП в режиме видео-конференц-связь.

Интеграция систем приведет к повышению эффективности, а также росту скорости принятия стратегических решений, в частности, в случае возникновения конкретных (внезапных) рисков социально-экономического развития Российской Федерации и угроз национальной безопасности страны, например, эпидемиологических (возникновение и распространение коронавирусной инфекции) или финансово-экономических (резкое падение нефтяных цен в I-II квартале 2020 года).

Так, возникновение рисков и угроз такого характера потребует сформировать единый ситуационный центр по противодействию кризисной ситуации, основными целями и задачами которого станут:

1. Представление информационно-аналитических отчетов (докладов) с оценкой состояния кризисной ситуации, результатов проведенных мероприятий и действий органами государственной власти;

2. Прогнозирование сценариев развития кризисной ситуации и целеполагание на краткосрочную и среднесрочную перспективы;

3. Выработка рекомендательного комплекса (плана) взаимоувязанных мероприятий и действий для предотвращения кризисной ситуации;

4. Координация федеральных и региональных органов власти по проведению утвержденных (одобренных) мероприятий;

5. Мониторинг и контроль реализации федеральными и региональными органами власти утвержденных (одобренных) мероприятий;

6. Мониторинг и контроль за достоверностью информации о кризисной ситуации в сети Интернет и других источниках.

Кроме того, в долгосрочной перспективе (на горизонте планирования от 6 до 12 лет) интеграция федеральной информационной системы стратегического планирования Российской Федерации с информационными системами стран-партнеров по ЕврАзЭС и международных организаций я (ООН, МВФ, Всемирный банк) сформирует еди-е ное информационное пространство, развитое как S по вертикали, так и по горизонтали, что позволит S осуществлять межгосударственное стратегиче-SB ское планирование и координировать действия

участников в ходе реализации Повестки в сфере устойчивого развития.

Очевидно, в условиях роста числа источников информации развитие федеральной информационной системы стратегического планирования требует внедрения функционала в части фильтрации поступающей информации, включая синтаксический и семантический анализ, инструментов форматно-логического контроля, проверку подлинности и полноты поступления перед загрузкой в базу данных. Данный функционал может быть реализован посредством применения модулей в основе которых заложены методы искусственного интеллекта, а именно искусственные нейронные сети и генетические алгоритмы.

Другим направлением развития ФИС СП представляется создание тематического раздела, посвященного Повестке в области устойчивого развития на период до 2030 года, с определением целей, задач, полномочий и обязанностей сторон, документов, справочных материалов и выработанных предложений по развитию Концепции в Российской Федерации в интересах формирования тематического «Банка данных». Подобный «Банк данных» позволит информировать участников об инициативах и результатах деятельности, в том числе со стороны общественных сообществ и деловых объединений.

Более того, целесообразно на основе выработанного «Банка данных» и методик оценки показателей целей в области устойчивого развития сформировать и внедрить в Систему функционал индикативного мониторинга и контроля показателей с прогнозированием их значений и построением, как минимум трех (базового, консервативного, оптимистического) сценариев развития.

Так, внедрение позволит оперативно выявлять, анализировать, оценивать и упреждать на ранних стадиях, возникающие угрозы и вызовы в случае отклонения показателей от целевых значений, а также синхронизировать показатели принятые в соответствии с концепцией в области устойчивого развития с теми, что заложены в основе документов стратегического планирования России.

Ответственным за организацию деятельности по реализации предлагаемых изменений и формированию целостной системы информационной поддержки стратегического планирования предполагается определить Минэкономразвития России с учетом имеющихся у него полномочий.

Таким образом, практическая реализация предлагаемых рекомендаций позволит сформировать целостную информационную систему поддержки стратегического планирования для обеспечения устойчивого развития Российской Федерации. Комплексное цифровое решение на базе единой технологической платформы повысит эффективность функционирования институтов в рамках системы государственного и муниципального управления России, в том числе позволив консолидировать усилия органов государственной власти, бизнес-объединений, институтов гражданского

общества и широкой общественности в интересах

реализации Повестки в области устойчивого развития и достижения ЦУР на период до 2030 года.

Литература

1. Российская Федерация. Законы. О стратегическом планировании в Российской Федерации: Федеральный закон № 172-ФЗ от 28 июня 2014 г. [принят Государственной Думой 20 июня 2014 года: одобрен Советом Федерации 25 июня 2014 года]. - Текст: непосредственный.

2. Российская Федерация. Указы. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации»: Указ Президента России от 31 декабря 2015 г. № 603. - Текст: непосредственный.

3. Российская Федерация. Указы. Концепция внешней политики Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 30 ноября 2016 г. № 640. - Текст: непосредственный.

4. Беляев И. И., Булавин А.В. Основы стратеги-рования в области национальной безопасности. Новый подход к сравнительному анализу: монография / И.И. Беляев, А.В. Булавин. -М.: Кнорус, 2018. - 620 с. - ISBN 978-5-43652787-1. - Текст: непосредственный.

5. Министерство экономического развития Российской Федерации: официальный сайт. -2015. - URL: https://www.economy.gov.ru/ material/file/9b0a513bb42eb526564a8178e813 cec2/koncepciya_razvitiya_cifrovoy_platformy_ strat_plan.pdf. (дата обращения: 30.03.2021). -Текст: электронный.

6. Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации № 6 (271) 2020. - 2020. - URL: https://ach. gov.ru/statements/byuNeten-schetnoy-palaty-6-271-2020-g. (дата обращения: 25.03.2021). -Текст: электронный.

7. ГАС «Управление» / государственная автоматизированная система «Управление». - 2020. -URL: https://gasu.gov.ru/stratdocuments. (дата обращения: 15.03.2021). - Текст: электронный.

8. РБК: [https://www.rbc.ru] / учредитель АО «РОСБИЗНЕСКОНСАЛТИНГ». - Москва, 1995 -. - Обновляется в течение суток. - URL: https://www.rbc.ru/economics/26/01/2021/601 00dcc9a79477e73991946. (дата обращения: 19.03.2021). - Текст: электронный.

9. International monetary fund: официальный сайт. -2021. - URL: https://data.imf.org/?sk=388dfa60-1d26-4ade-b505-a05a558d9a42. (дата обращения: 10.03.2021). - Текст: электронный.

10. United Nations: официальный сайт. - 2021. -URL: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ sustainable-development-goals/. (дата обращения: 11.03.2021). - Текст: электронный

DEVELOPMENT OF INFORMATION SUPPORT SYSTEM FOR STRATEGIC PLANNING TO SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION

Sokolov A.B.

Institute of economics Russian Academy of Science

The article is devoted to improving the system of information support for strategic planning in order to promote sustainable development in the Russian Federation. On the basis of the analysis, the threats and risks to the socio-economic growth and strengthening of the national security of the country are presented. The results of public and municipal governance in achieving the Sustainable Development Goals by 2030 are summarized and presented. The causes of the current results have been identified and a method for increasing their effectiveness has been proposed. Particular attention is paid to the conceptual aspects of the Strategic Planning Support Information System: normative legal framework, basic principles, goals and objectives. The current federal strategic planning information system of the Russian Federation is described. The directions of improvement of the System are proposed, including through development of integration potential, application of modules with artificial intelligence methods, development of a thematic section and «Databank» on the basis of which it is recommended to carry out forecasting, monitoring and controlling of the implementation of sustainable development goal indicators.

Keywords: sustainable development, strategic planning information support system, national security, innovation economy, strategic development.

References

1. The Russian Federation. Laws. On Strategic Planning in the Russian Federation: Federal Law 172 of 28 June 2014. [adopted by the State Duma on 20 June 2014: approved by the Federation Council on 25 June 2014]. - Text: Direct text.

2. The Russian Federation. Decrees. National Security Strategy of the Russian Federation»: Decree of the President of Russia dated 31 December 2015. 603. - Text: Direct text..

3. The Russian Federation. Decrees. Concept of foreign policy of the Russian Federation: Decree of the President of the Russian Federation dated 30 November 2016. 640. - Text: Direct text.

4. Belyaev I. I., Bulavin A.V. Fundamentals of National Security Strategy. A new approach to comparative analysis: monograph / I. I.I. Belyaev, A.V. Bulavin. - M.: Knorus, 2018. - 620 s. - ISBN 978-5-4365-2787-1. - Text: Direct text.

5. Ministry of Economic Development of the Russian Federation. - 2015. - URL: https://www.economy.gov.ru/mate-rial/file/9b0a513bb42eb526564a8178e813cec2/koncepci-ya_razvitiya_cifrovoy_platformy_strat_plan.pdf. (date of call: 30.03.2021). - Text: electronic.

6. Bulletin of the Court of Accounts of the Russian Federation № 6 (271) 2020. - 2020. - URL: https://ach.gov.ru/state-ments/byulleten-schetnoy-palaty-6-271-2020-g. (date of call: 25.03.2021). - Text: electronic.

7. SAS «Management» / State automated system «Management». - 2020. - URL: https://gasu.gov.ru/stratdocuments. (date of call: 15.03.2021). - Text: electronic.

8. RBC: [https://www.rbc.ru] / founder JSC ROSBUSINESSCONSULTING». - Москва, 1995 - Updated within 24 hours. -URL: https://www.rbc.ru/economics/26/01/2021/60100dc-c9a79477e73991946. (date of call: 19.03.2021). - Text: electronic.

9. International monetary fund: official website. - 2021. - URL: https://data.imf.org/?sk=388dfa60-1d26-4ade-b505-a05a-558d9a42. (date of call: 10.03.2021). - Text: electronic.

10. United Nations: official website. - 2021. - URL: https://www.un-.org/sustainabledevelopment/sustainable-development-goals/. (date of call: 11.03.2021). - Text: electronic.

C3

о

CO

от m Р от

от А

IE

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.