Научная статья на тему 'КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЫБНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЫБНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
98
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вопросы рыболовства
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЫБНОЕ ХОЗЯЙСТВО / КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ЦЕЛИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / АКВАКУЛЬТУРА / БЕНЧМАРКИНГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Яркина Наталья Николаевна, Логунова Наталья Анатольевна

В статье рассмотрены концептуальные основы стратегического развития рыбного хозяйства Российской Федерации, включающие конкретизацию целей, принципов, секторальных направлений и методов развития национального рыбного хозяйства. В качестве основных целевых установок стратегического развития национального рыбного хозяйства выделены ликвидация голода и обеспечение продовольственной безопасности, достойная работа и экономический рост, ответственное потребление и производство, сохранение морских экосистем, входящие в состав основных целей устойчивого развития общества. В качестве базового принципа стратегического развития рыбного хозяйства рассматривается принцип ответственности. Аквакультура обосновывается как ключевой секторальный вектор развития национального рыбного хозяйства. В качестве исходного методического инструментария формирования действенного механизма управления стратегическим развитием рыбного хозяйства рассматривается бенчмаркинг (сопоставительный анализ на основе эталонных показателей как процесс определения, понимания и адаптации имеющихся примеров эффективного функционирования предприятия с целью улучшения собственной работы).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL FOUNDATIONS OF THE STRATEGIC DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION’S FISHERIES SECTOR

The article considers the conceptual foundations of the strategic development of the Russian Federation’s fisheries. The objectives, principles, sector and methods of development of the national fisheries are specified. The elimination of hunger and ensuring food security, decent work and economic growth, responsible consumption and production, and the preservation of marine ecosystems, which are part of the main goals of sustainable development of society, are identified as the main targets of the strategic development of the national fisheries sector. The principle of responsibility is considered as the basic principle of the strategic development of fisheries. Aquaculture is justified as a key sector vector of the development of the national fisheries. Benchmarking is considered as the initial methodological tool for the formation of an effective mechanism for managing the strategic development of fisheries.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЫБНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ВОПРОСЫ РЫБОЛОВСТВА, 2021. Том 22. №2. С. 123-135 PROBLEMS OF FISHIRIES, 2021. Vol. 22. №2. P. 123-135

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ РЫБНОГО ХОЗЯйСТВА УДК 338.246:639.2/.3 DOI: 10.36038/0234-2774-2021-22-2-123-135

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЫБНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

© 2021 г. Н.Н. Яркина, Н.А. Логунова

Керченский государственный морской технологический университет,

г. Керчь, 298309 E-mail: natalya_logunova@mail.ru

Поступила в редакцию 5.04.2021 г.

В статье рассмотрены концептуальные основы стратегического развития рыбного хозяйства Российской Федерации, включающие конкретизацию целей, принципов, секторальных направлений и методов развития национального рыбного хозяйства. В качестве основных целевых установок стратегического развития национального рыбного хозяйства выделены ликвидация голода и обеспечение продовольственной безопасности, достойная работа и экономический рост, ответственное потребление и производство, сохранение морских экосистем, входящие в состав основных целей устойчивого развития общества. В качестве базового принципа стратегического развития рыбного хозяйства рассматривается принцип ответственности. Аквакультура обосновывается как ключевой секторальный вектор развития национального рыбного хозяйства. В качестве исходного методического инструментария формирования действенного механизма управления стратегическим развитием рыбного хозяйства рассматривается бенчмаркинг (сопоставительный анализ на основе эталонных показателей как процесс определения, понимания и адаптации имеющихся примеров эффективного функционирования предприятия с целью улучшения собственной работы).

Ключевые слова: рыбное хозяйство, концептуальные основы стратегического развития, цели устойчивого развития, ответственность, аквакультура, бенчмаркинг.

ВВЕДЕНИЕ

Стратегическое развитие рыбного хозяйства Российской Федерации должно опираться на концептуальный базис, предопределяющий его стратегические ориентиры.

Понятие «стратегические ориентиры» комплексное, включающее и целевые установки долгосрочного развития, его базовые принципы, отраслевую (секторальную) направленность, методические подходы, обеспечивающие реализацию обусловленных целей, опирающиеся на установленные принципы, способствующие принятию адекватных управленческих решений относительно рационального выбора направлений и средств стратегического развития.

Учитывая стратегическую значимость рыбного хозяйства как субъекта обеспечения продовольственной безопасности мирового уровня, активного участника решения экономических, социальных и экологических проблем современного общества, целью проведенного исследования стало обоснование концептуальных основ стратегического развития национального рыбного хозяйства, сориентированных на современные тенденции мирового развития и передовые наработки в области развития рыбохозяйственной деятельности.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДИКА

В основу исследования положены программные документы и официаль-

ные отчеты ООН и ФАО, а также данные официальной статистики Федерального агентства по росрыболовству, представляющие собой ориентиры прикладного характера. Обобщение, обработка и систематизация, изложенной в них информации, позволила конкретизировать базовые теоретико-методологические положения стратегического развития национального рыбного хозяйства.

Научно-методическую основу исследования составили диалектический подход, представляющий собой метод познания действительности в ее противоречивости, целостности и развитии, логические методы, включая анализ и синтез, предопределяющие возможность рассмотрения исследуемого объекта («стратегическое развитие рыбного хозяйства Российской Федерации») как единого целого, а также методы регрессионного анализа.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Стратегические ориентиры, т.е. стратегическая целеустановка и направленность, сами по себе могут рассматриваться как ключевой принцип устойчивого развития экономических систем, без следования которому невозможна реализация системы семнадцати глобальных целей в области устойчивого развития, которые сформулированы и рекомендованы в качестве необходимых к исполнению на пути устойчивого развития на благо каждого человека, в программном документе «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года» (2015).

Весомый вклад в достижение целей в области устойчивого развития вносит мировое рыбное хозяйство. На рисунке 1 показана дифференциация выборочной совокупности целей устойчивого развития (ЦУР), по критерию степени участия в их реализации рыбного хо-

зяйства как отрасли мировой экономики и субъекта влияния на результат их достижения.

Верхний блок ЦУР, определяемых как высоко значимые и актуальные с позиций рыбохозяйственной деятельности, и целесообразно рассматривать в качестве основных целевых установок развития мирового и национального рыбного хозяйства. ЦУР, не представленные из общего их числа на рисунке, не рассматриваются как сколь либо значимые целевые установки развития рыбного хозяйства.

Анализ ключевых целей развития рыбного хозяйства макроуровня позволяет выделить его основополагающий принцип-ориентир — ответственность:

- ответственность за обеспечение жизнеспособности Человечества (ЦУР 2) — социальная ответственность;

- ответственность за обеспечение возможности существовать и развиваться людям и бизнесу (ЦУР 8) — социально-экономическая ответственность;

- ответственность за рациональное использование ограниченных ресурсов общества посредством ответственного подхода к потреблению и производству (ЦУР 12) — экономическая ответственность;

-ответственность за будущее планеты Земля, источником жизни на которой является Мировой океан (ЦУР 14) — экологическая ответственность.

Осознание необходимости ответственного подхода к ведению рыбохо-зяйственной деятельности нашло отражение в Кодексе ведения ответственного рыболовства (Кодекс ведения ..., 1995), акцентирующем поиск компромисса между экономическими, социальными и экологическими целями общества, исключающими порой взаимную поддержку и согласованность. В основе

Значимость

Низкая

ЦЕЛИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Содержание

г

Высокая

ликвидация голода, обеспечение продовольственной безопасности и улучшение питания, и содействие устойчивому развитию сельского хозяйства (ЦУР 2) м-

- содействие поступательному, всеохватному и устойчивому экономическому росту, полной и производительной занятости и достойной работе для всех (ЦУР 8) -------------------------------------------

- обеспечение перехода к рациональным моделям потребления и производства (ЦУР 12) м-

- сохранение и рациональное использование океанов, морей и морских ресурсов в интересах устойчивого развития (ЦУР 14) Ч-

Средняя

— повсеместная ликвидация нищеты во всех ее формах (ЦУР 1) -

— обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию для всех в любом возрасте (ЦУР 3) ц-

/ - обеспечение тендерного равенства и расширение прав и возможностей женщин и девочек (ЦУР 5) «-

- укрепление средств осуществления и активизация работы в рамках Глобального партнерства в интересах устойчивого развития (ЦУР 17) *

- обеспечение наличия и рационального использования водных ресурсов санитарии для всех (ЦУР 6) ч-

- создание устойчивой инфраструктуры, содействие всеохватной и устойчивой индустриализации и инновациям (ЦУР 9) ■*-

- принятие срочных мер по борьбе с изменением климата и его \ последствиями (ЦУР 13) <-

- защита и восстановление экосистем суши и содействие их рациональному использованию, рациональное лесопользование, борьба опустыниванием, прекращение и обращение вспять процесса деградации земель и прекращение процесса утраты биоразнообразия (ЦУР 15) ^-

V

Рис. 1. Группировка целей в области устойчивого развития по критерию рыбохозяйственной значимости.

Кодекса лежит идея помощи рыбохозяй-ственным странам развивать правовую, институциональную, информационную инфраструктуру, требующуюся для осуществления ответственного рыболовства, а также для выполнения надлежащих мер ответственного производства рыбной продукции.

Актуальность проблемы согласования механизмов реализации экономических, социальных и экологических целей общества обусловила разработку и принятие ООН в 2005 г. системы

принципов ответственного инвестирования (рис. 2), определяющих всеобщий стандарт ответственного инвестирования, учитывающий вопросы экологического и социального характера, а также корпоративного управления (PRI, 2005). Реализация принципов £5С-инвестиций нацелена на более эффективную координацию целей экономического развития, в основе которого лежит инвестиционная деятельность, с интересами общества, сформулированными в целях устойчивого развития.

Рис. 2. Принципы ответственных инвестиций ООН.

Ответственное инвестирование и ответственное рыболовство — две взаимоопределяющие категории:

- с одной стороны, проблема ис-черпаемости биоресурсов Мирового океана, как основного источника угроз рыбохозяйственной деятельности и значимого фактора недостижения целей устойчивого развития общества, требует взвешенного подхода к вложениям средств в развитие рыбного хозяйства;

- с другой стороны, неконтролируемый инновационно-инвестиционный процесс в рыболовстве, нацеленный на интенсификацию промысловой деятельности, способен окончательно подорвать сырьевую базу Мирового океана со всеми негативными последствиями для Человечества.

На рисунке 3 показана динамика мирового вылова рыбы и морепродуктов с 2000 по 2018 гг., построенная по данным отчета ФАО «Состояние мирового рыболовства и аквакультуры — 2020. Меры по повышению устойчиво-

сти» (2020). Прослеживается четкая тенденция роста объемов мирового вылова, обусловленного исключительно ростом объемов продукции аквакультуры. Для справки: если в 2000 г. объем изъятия продукции мирового рыбоводства составлял 32,4 млн т (или 25,7% от общего объема мирового вылова), то в 2018 г. 82,1 млн т (46,0%, соответственно).

Регрессионный анализ позволил установить, что мировая аквакультура на протяжении 2000-2018 гг. развивалась согласно арифметической прогрессии, а среднегодовой абсолютный прирост объема производства ее продукции в эквиваленте живого веса составлял 2,79 млн т.

Объемы вылова в секторе мирового рыболовства на протяжении исследованного периода колебались в пределах 89,1-96,4 млн т, не показывая явно выраженной тенденции развития ни к росту, ни к снижению, что позволяет сделать вывод о том, что мировой океанический вылов достиг своей критической отметки.

200

20 -

0 -I-т-т-т-т-т-т-т-т-,

2000 2002 2004 2006 2008 2010 2012 2014 2016 2018

Годы

* Мировой вылов - - Рыболовство —* — Аквакультура

Рис. 3. Динамика вылова (фактического объема производства рыбной продукции в эквиваленте живого веса) мирового рыбного хозяйства, включая сектор мирового рыболовства и сектор мировой аквакультуры, за 2000-2018 гг.

Результаты исследования однозначно свидетельствуют, что будущее в развитии мирового рыбного хозяйства, в том числе, и в реализации целей устойчивого развития, за аквакультурой, что позволяет рассматривать ее как секторальный стратегический ориентир развития рыбохозяйственного сектора мировой экономики.

Аквакультура имеет значительный экономический потенциал и преимущества в реализации экономических (предпринимательских) целей. В частности, при соотношении в 2018 г. физических объемов мирового вылова рыболовства и аквакультуры (в т) 1,17:1 (соответственно 54,0% и 46,0%), соотношение рыночной стоимости продукции рыболовства и аквакультуры (в ценах первоначальной продажи) составило 0,6:1 (соответственно 37,7% и 62,3%).

Вместе с тем, принцип ответственности как никогда актуален для мирового рыболовства. «Потерять» объемы его вылова означает не только потерю ценнейших объектов питания, незаменяемых по своим полезным качествам продукцией

аквакультуры, но и предварительную потерю естественной воспроизводственной способности биоресурсов Мирового океана, что недопустимо в принципе.

На согласование экономических, социальных и экологических интересов (целей) общества и акцентирование соответствующей ответственности направлена и инициатива «Голубой рост» (Инициатива ФАО ..., 2015). Ее суть была определена, как «устойчивые рост и развитие, являющиеся следствием экономической деятельности, в ходе которой используются живые возобновляемые ресурсы океанов, ... и прибрежных зон, сводящие к минимуму степень деградации окружающей среды, потерю биоразнообразия . , и доводящие до максимума экономические и социальные выгоды». Следует подчеркнуть, что Инициатива «Голубой рост» опирается на экосистемные подходы к рыболовству и аквакультуре, «вытекающие» из Кодекса ведения ответственного рыболовства, т.е. разработанные на его основе. Ключевые положения Инициативы «Голубой рост» выделены на рисунке 4.

Инициатива «ГОЛУБОЙ РОСТ»

¿.Объект, на который направлена

-¿.Сферы основного внимания инициативы

■¿.Методологический подход к реализации инициативы

-«.Миссия инициативы

¿.Идея инициативы

ответственное управление водными ресурсами, нацеленное на всеохватный рост, который должен содействовать обеспечению устойчивого развития по всем трем составляющим (экономической, социальной, экологической)

рыболовство, аквакулыура, переработка рыбы, а также экосиетемные (экологические) услуги, торговля и социальная защита

интегрированный, основанный на идее интеграции рыбного хозяйства с другими пользователями и услугами водных экосистем и применении комплексного методического подхода

восстановить производственный потенциал океанов, морей, внутренних водных объектов

создать благоприятные условия для трансформирования занятого в рыболовстве и аквакультуре населения из пользователя ресурсов в их рачительного хозяина

«.Принцип, на котором базируете инициатива

состоит б том, что предоставляемые водными экосистемами экологические услуги (воздух, которым дышим; пища, которой питаемся; вода, которую пьем) абсолютно необходимы с точки зрения человеческого благополучия

■¿.Механизм реализации инициативы

предполагает осуществление комплекса мер, направленных на:

- создание благоприятных условий, включая формирование нормативно-правовой и политической базы, развитие технического и интеллектуального потенциала, стимулирование инвестиционной и бизнес активности;

- преобразования, посредством осуществления показательных или пилотных проектов, позволяющих определить наиболее адекватные меры и накопить необходимый опыт;

- всесторонний учет, означающий масштабирование необходимых политических мер, практических методов, стимулов и технологий и их включение в государственные программы и в планы практической деятельности частного сектора

».Основные мероприятия в рамках инициативы

- пропаганда передового опыта, основанного на реализации экосисгемных подходов к рыболовству и аквакультуре, на которые и опирается инициатива «Голубой рост»;

- охват всех заинтересованных сторон, включенных в производственно-сбытовую цепочку;

- создание благоприятных условий для сокращения продовольственных потерь и пищевых отходов, повышения энергоэффективности и внедрения инновационных решений

^Ожидаемые практические результаты реализации инициативы

- повышение эффективности производственно-сбытовых сбытовых цепочек, связанных с рыбой и другими морепродуктами и создание более эффективных источников средств к существованию (в рамках ЦУР 8);

- улучшение состояния водных объектов и экосистем (в рамках ЦУР 14) и сокращение объемов перелова (в рамках ЦУР 12);

создание более безопасных продуктов питания (в рамках ЦУР 2)

Рис. 4. Концептуальная схема инициативы «Голубой рост».

Акцентируя стратегическую зна- экономики в целом и российской, в част-чимость аквакультуры, ее социально- ности, необходимо подчеркнуть исклю-экономический потенциал для мировой чительные природно-географические

и климатические условия для развития данного сектора в Российской Федерации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По состоянию на текущий период можно утверждать, что отечественная аквакультура находится на начальной стадии своего роста (рис. 5). Кроме того, рисунок дает наглядное представление о соотношении и соизмеримости объемов океанического вылова и изъятия продукции товарной аквакультуры. Несмотря на то, что за последние двадцать лет уровень изъятия продукции рыбоводства вырос в 4,3 раза (с 77,1 тыс. т в 2000 г. до 328,6 тыс. т в 2020), доля товарной аквакультуры в общем объеме национального вылова увеличилась всего на 4,3% (с 1,9% в 2000 г. до 6,2% 2020). Вся статистическая информация получена на основании официальных данных росрыболовства. В качестве дополнительного положительного фактора при анализе тенденций развития национальной аквакультуры могут рассматриваться результаты регрессионного

анализа, установившие параболический тренд ее динамики с ежегодным ускорением ~ 1308 т.

Каким образом распределяется и развивается товарная аквакультура в стране по регионам (субъектам Российской Федерации) позволяют оценить данные таблицы, источником которых также явилась официальная статистика (Официальный сайт Федерального агентства по рыболовству, 2021).

Комплексный подход к определению стратегических ориентиров развития рыбного хозяйства Российской Федерации, предполагает выделение методов стратегического управления, обеспечивающих реализацию обусловленных целей устойчивого развития общества, в основе которых лежит принцип ответственности.

Инициатива «Голубой рост» в числе основных мероприятий, требующих реализации, на первое место ставит пропаганду передового опыта, основанного на реализации экосистемных подхо-

6000

н

2000 2002 2004 2006 2008 2010 2012 2014 2016 2018 2020

Годы

Вылов,всего —■— океаническое рыболовство (морские воды) —* ■ рыболовство во внутренних водах РФ —■ — аквакультура

Рис. 5. Динамика вылова (фактического объема производства рыбной продукции в эквиваленте живого веса) рыбного хозяйства Российской Федерации, включая сектор океанического рыболовства, рыболовства во внутренних водах и товарную аквакультуру, за 2000-2020 гг.

Таблица. Динамика и структура производства продукции товарной аквакультуры в Российской Федерации за 2014-2020 гг.

Федеральный округ Российской Федерации Объем производства, тыс. т Удельный вес,%

2014 г. 2020 г. Темп роста, % 2014 г. 2020 г. Изменение, +/-

Дальневосточный ФО 6,06 49,22 812,2 3,2 15,0 + 11,8

Приволжский ФО 11,87 15,23 128,3 6,3 4,6 -1,7

Северо-Западный ФО 49,74 103,83 208,7 26,4 31,6 +5,2

Северо-Кавказский ФО 17,75 27,80 156,6 9,4 8,5 -0,9

Сибирский ФО 4,11 6,39 155,5 2,2 1,9 -0,3

Уральский ФО 5,21 9,70 186,2 2,8 3,0 +0,2

Центральный ФО 31,02 37,79 121,8 16,4 11,5 -4,9

Южный ФО, 62,80 78,64 125,2 33,3 23,9 -9,4

в том числе:

- Республика Крым 0,29 4,66 1606,9 0,2 1,4 + 1,2

- г. Севастополь 0,00 0,14 - 0,0 0,0 0,0

Всего 188,56 328,60 174,3 100,0 100,0 0,0

дов к рыболовству и аквакультуре, что позволяет рассматривать бенчмаркинг в качестве главного ориентира в выборе методических подходов в рамках формирования действенного механизма стратегического управления развитием рыбного хозяйства.

Бенчмаркинг, т. е. процесс изучения, адаптации и внедрения передового опыта в любой сфере экономической деятельности (научной, производственной, управленческой) любого уровня (государственного и предпринимательского), особо актуален при разработке механизмов государственной политики в области рыбного хозяйства, определяющей инструментальные средства его стратегического развития.

Изучение зарубежного опыта управления рыбным хозяйством на государственном уровне позволило обобщить и систематизировать инструментарий внутренней государственной полити-

ки в области рыбного хозяйства ведущих рыбохозяйственных стран, выделив средства нормативно-законодательного и организационно-экономического характера (рис. 6, 7).

Акцентируя значимость аквакуль-туры как стратегического вектора развития национального рыбного хозяйства, особого внимания заслуживает опыт развития аквакультуры в странах Юго-Восточной Азии, на долю которых приходится около 90% ее мирового производства, из которых более 60% — это доля Китая. Следующими за Китаем крупными производителями в юго-восточном азиатском регионе являются Бангладеш, Вьетнам, Индия, Индонезия, Мьянма, Таиланд, Филиппины и Япония.

При этом следует подчеркнуть, что развитие аквакультуры в данном регионе произошло не благодаря первоначальному государственному участию и поддержке, а государственная право-

N Инструменты внутренней государственной политики в области рыбного хозяйства нормативно-законодательного характера

Национальное 'законодательство, регулирующее, регламентирующее и поддерживающее рыбохозяйственную деятельность и ее развитие. Практически все ведущие рыбохозяйственные державы (США, Норвегия, Канада, Япония, Китай, страны ЕС) имеют эффективное законодательство в области рыбного хозяйства

Планы управления рыбными промыслами (опыт США)

* Системы квотирован™ рыболовства, в основе которых лежат разные принципы распределения общего допустимого улова (ОДУ), позволяющие реализовыватъ ресурсосберегающие и экономические цели (опыт Норвегии, Исландии)

*• Лицензирование и квотирование рыболовства, ограничивающие доступ к рыбопромысловым ресурсам (опыт США)

*• Нормирование ОДУ е целью гарантирования удовлетворительного состояния запаса основных промысловых объектов (опыт Исландии)

> Программы обновления и модернизации флота, инновационного развития комплексов аквакультуры с целью поддержки развития производительных сил (опыт КС)

Рис. 6. Систематизация инструментальных средств нормативно-законодательного характера в рамках государственной политики управления в области рыбного хозяйства: мировая практика.

вая и экономическая поддержка появилась как реакция на вклад отрасли в национальную экономику и осознание необходимости регулирования и контроля рыбоводнической деятельности с целью ее успешного развития и в долгосрочной перспективе.

В настоящее время государственная политика в области аквакультуры в этих странах включает комплекс мер как нормативно-законодательного, так и организационно-экономического характера, регулирующих, стимулирующих, поддерживающих развитие национальной аквакультуры. В частности:

-предоставляются на льготных условиях ссуды и освобождаются от налога хозяйства, доказавшие свою эффективность в деле увеличения производства семенного материала. Кроме того, во всех семи странах наряду с частными существуют государственные рыбопитомники, в функции которых входит

как производство посадочного материала, так и проведение научных исследований, обучение специфике профессии и распространение технологий;

-предоставляются налоговые льготы, снижаются ставки подоходного налога, земельного налога, налога с оборота и импортных пошлин;

- предусматривается снижение тарифов на ввозимые корма, составляющие значимую статью расходов в рыбоводстве, что позволяет повысить эффективность внутреннего рыбоводного бизнеса;

- предоставляются субсидируемые кредиты, в некоторых случаях специально для мелких фермеров (опыт Индонезии);

- предоставляются мелким хозяйствам безгарантийные займы (опыт Малайзии);

-стимулируются совместные научные исследования с университетами для

\ Инструменты внутренней государственной политики в области рыбного хозяйства организационно-экономического характера у

> Законодательная поддержка создания рыбохозяйствеиного фонда займа для оказания помощи владельцам и операторам рыболовных судов при первоначальном финансировании промысловой деятельности и для покрытия эксплуатационных расходов (опыт США)

> Государственные гарантии по обязательствам рыбохозяйствующих субъектов - на оплату части долга в связи со строительством, реконструкцией или покупкой рыболовных судов и береговых предприятий (опыт США)

* Субсидии на постройку судов, обязательно отвечающих современным требованиям и тенденциям технико-технологической и экономической эффективности, национальными верфями (опыт США)

> Система госзаказа на поставку рыбопродукции национальных производителей на рынок, преследующая цель обеспечения продовольственной безопасности и уровня потребления свыше международной физиологической нормы, с одной стороны, и поддержания сбытовой деятельности рыболовных компаний, с другой (опыт США)

> Организация интернет-аукционов на получение государственных контрактов поставщиками рыбопродукции, а также электронных рыбных торгов по реализации сырья «из первых рук» с ограничением 1/3 частью вылова судна (опыт США)

Субсидирование программ поддержки рыболовства, в частности, по сохранению рыбных запасов, контролю над промыслом, улучшению качества продукции, совершенствованию системы реализации продукции, а также выделение бюджетных средств на научно-исследовательские цели и программы регулирования рыболовства (опыт США)

> Государственный контроль над импортом и ценами с целью защиты национального производителя (опыт ЕС)

* Предоставление лицензий местным компаниям на выращивание трески в садках для уменьшения импортозависимости в условиях снижения уровня ее запасов в Северном и Ирландском морях (опыт Великобритании)

> Непосредственное государственное участие в управлении рыболовными компаниями в случае их банкротства и обеспечения социальных интересов (опыт Канады)

Предоставление специальных займов и субсидий рыболовным компаниям, принимающим обязательства снизить свою промысловую мощность (опыт Гренландии)

Финансирование промысловой деятельности малых судов, находящихся в собственности мелких судовладельцев, с помощью денежных ссуд и займов Комитета финансовой поддержки

> Налоговые льготы и субсидии, мгновенный возврат НДС и 30-ти процентная дотация экспорта рыбы и морепродуктов (опыт Китая)

Рис. 7. Систематизация инструментальных средств организационно-экономического характера в рамках государственной политики управления в области рыбного хозяйства: мировая практика.

улучшения качества культивируемых видов (опыт Филиппин);

- предоставляются экономические льготы под конкретные виды объектов аквакультуры или для конкретных регионов (опыт Мьянмы и Вьетнама). Региональный подход обусловлен необходимостью стимулирования развития аквакультуры в горных районах, население которых в наибольшей степени нуждается в рыбном белке, что свидетельствует о социально ориентированной поддержке развития национальной экономики;

-проводится эффективная политика в области аренды сельскохозяйственных, в том числе рыбоводческих, ферм (опыт Вьетнама) и многое другое.

Для развития отечественной аква-культуры немаловажен опыт и европейских стран, в которых биотехника культивирования ряда морских рыб (тюрбо, атлантического палтуса, атлантической трески, морского языка и др.) развивается на основе национальных программ. При этом в странах ЕС при организации хозяйств марикультуры государство (на региональном уровне или по линии ЕС) берет на себя 40% расходов. Этот вклад гарантирует реализацию государственной или региональной политики в области развития данного направления, а также контроля качества деятельности частного хозяйства с позиций пищевой безопасности продукции, влияния на экологию и т. д., способствуя реализации соответствующих целей устойчивого развития общества.

Передовая рыбохозяйственная практика разнообразна и требует постоянного изучения. Адаптация, развитие и внедрение прогрессивного рыбохо-зяйственного опыта, как внешнего, так и внутреннего, позволяет решать собственные проблемы, во многом экономя средства и время. Но это не означа-

ет отказ от собственных исследований, учитывающих национальную специфику и современные требования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, стратегическое развитие национального рыбного хозяйства должно опираться на целевые установки устойчивого развития современного общества, ориентированные на удовлетворение потребностей ныне живущих людей «силами» рыбной отрасли, при этом не лишая последующие поколения также возможности их удовлетворения, что предполагает поиск компромисса между экономическими, социальными и экологическими целями общества.

Достижение баланса между экономическим ростом, социальным прогрессом и экологической устойчивостью возможно только при реализации принципа ответственности, который ориентирует на осуществление ответственной рыбохозяйственной деятельности с целью обеспечения эффективного сохранения и освоения живых водных ресурсов, и управления ими с должным учетом экосистемы и биологического разнообразия, и на ответственное инвестирование, учитывающее вопросы экологического и социального характера, а также корпоративного управления.

Мировые тенденции развития ры-бохозяйственной деятельности, обусловленные, в частности, как ростом спроса на продукты питания, так и ограниченной возможностью его удовлетворения со стороны сырьевой базы Мирового океана, свидетельствуют о том, что именно аквакультура является тем сектором экономики, который позволит внести весомый вклад к реализации целей устойчивого развития и достижение баланса соответствующих интересов общества. Экономический и социальный

потенциал аквакультуры очевиден, что позволяет рассматривать ее как приоритетный сектор развития рыбного хозяйства.

Разработка действенных механизмов стратегического развития национального рыбного хозяйства должна опираться на систему методов стратегического управления, среди которых бенчмаркинг выделяется в качестве важнейшего методического ориентира отраслевого развития.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Инициатива ФАО «Голубой рост» и ак-вакультура. ФАО, 2015. URL: http://www.fao. org/cofi/43732-0d96f652208820299a272b5bd47 7b0406.pdf

Кодекс ведения ответственного рыболовства ФАО / Продовольственная и сельскохозяйственная организация объединенных наций. Рим, 1995. URL: https://b-ok.org/ book/3162082/95a420

Официальный сайт Федерального агентства по рыболовству. Аквакультура. Производство продукции авакультуры. Сводная информация по объемам производства товарной продукции в разрезе субъектов Российской Федерации (Электронный ресурс). — Режим доступа: http://fish.gov.ru/otraslevaya-deyatelnost/akvakultura/proizvodstvo-produktsii-akvakultury

Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей 25 сентября 2015 года. A/RES/70/1. ООН, 2015. 44 с. URL: https:// www.un.org/en/development/desa/population/ publications/2030_Agenda_ru.pdf

Cостояние мирового рыболовства и аквакультуры — 2020. Меры по повышению устойчивости. Рим, ФАО. URL: https://doi. org/10.4060/ca9229ru.

PRI: Principles for Responsible Investment. URL: https://www.unpri.org

ECONOMIC AND SOCIAL ASPECTS OF FISHERY DEVELOPMENT

CONCEPTUAL FOUNDATIONS OF THE STRATEGIC DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION'S FISHERIES SECTOR

© 2021 y. N.N. Yarkina, N.A. Logunova

Kerch State Maritime Technological University, Kerch, 298309

The article considers the conceptual foundations of the strategic development of the Russian Federation's fisheries. The objectives, principles, sector and methods of development of the national fisheries are specified. The elimination of hunger and ensuring food security, decent work and economic growth, responsible consumption and production, and the preservation of marine ecosystems, which are part of the main goals of sustainable development of society, are identified as the main targets of the strategic development of the national fisheries sector. The principle of responsibility is considered as the basic principle of the strategic development of fisheries. Aquaculture is justified as a key sector vector of the development of the national fisheries. Benchmarking is considered as the initial methodological tool for the formation of an effective mechanism for managing the strategic development of fisheries. Keywords: fisheries, conceptual foundations of strategic development, sustainable development goals, responsibility, aquaculture, benchmarking.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.