Научная статья на тему 'Развитие системы информационного обеспечения технического регулирования в интересах повышения конкурентоспособности экономики России'

Развитие системы информационного обеспечения технического регулирования в интересах повышения конкурентоспособности экономики России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
347
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАНДАРТИЗАЦИЯ / ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / СТАНДАРТЫ / ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕГЛАМЕНТЫ / СЛУЖБЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ / СИСТЕМА ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / ЕИС ТР / STANDARDIZATION / TECHNICAL REGULATIONS / STANDARDS / STANDARDS OF SERVICE / INFORMATION MANAGEMENT SYSTEM OF TECHNICAL REGULATION / EIS TR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кокодеева Т. А., Канищев П. Ю.

В работе проанализировано значение стандартизации для инновационного развития экономики, рассмотрены основные направления развития системы информационного обеспечения технического регулирования, направленные на повышение качества удовлетворения потребностей экономических субъектов, предложены конкретные варианты совершенствования Единой информационной системы по техническому регулированию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF AN INFORMATION MANAGEMENT SYSTEM OF TECHNICAL REGULATION IN ORDER TO ENHANCE THE COMPETITIVENESS OF THE RUSSIA ECONOMY

We analyze the importance of standardization for innovative economic development, the basic directions of development of information management system for technical regulations, aimed at improving the quality of the needs of economic operators, offers specific options for improving the Unified Information System for Technical Regulation.

Текст научной работы на тему «Развитие системы информационного обеспечения технического регулирования в интересах повышения конкурентоспособности экономики России»

2. Даль. В. Толковый словарь живого великорусского языка: 2е изд., т. 4. М., 1882.

3. Ильенкова С.Д. Микроэкономическая статистика. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 544 с.

4. Капреева Е.Г. Инновационный потенциал как основа развития региональных инновационных систем // Инновационная деятельность», 2009. - №1.

5. Кулагин С.. Немного о термине «инновация»//Инновации, 2004. - № 7.

6. Лузгина О. А., Сафаралиева Д. Г., Похвалов А. С. Инновационная активность промышленных структур: оценка возможностей и ограничений // Экономика и управление, 2009 - № 1.

7. Мукоед Л. М., Жданов С. А. Факторы инновационного климата, влияющие на привлечение инновационных технологий в районы нового освоения // Вестник Сибирского государственного аэро-

космического университета имени академика М. Ф. Решетнева, 2009. - № 2.

8. Пуряев А. С., Рыбкина Е. А.. Инновационная привлекательность как феномен // Инновации, 2007. - № 5.

9. Рябищук И. В., Лукьянова А. А.. Определение инновационного потенциала как фактора эффективности производства // Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М. Ф. Решетнева, 2009. - № 2.

10. Шепелев Г. В. Проблемы развития инновационной инфраструктуры // Инновации, 2005. - № 2.

11. Ушвицкий Л.И., Туманян И. В. К вопросу о реализации инновационного потенциала региона // Инновации и инвестиции, 2008. - № 14.

12. Яшин С.Н., Шапкин Е.Н. Основные направления формирования стратегии инновационного развития и оценки инновационного потенциала предприятий // Финансы и кредит, 2008. - № 11.

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ИНТЕРЕСАХ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

Кокодеева Т.А., соискатель ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ», Канищев П.Ю., аспирант ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ»

В работе проанализировано значение стандартизации для инновационного развития экономики, рассмотрены основные направления развития системы информационного обеспечения технического регулирования, направленные на повышение качества удовлетворения потребностей экономических субъектов, предложены конкретные варианты совершенствования Единой информационной системы по техническому регулированию.

Ключевые слова: стандартизация, техническое регулирование, стандарты, технические регламенты, службы стандартизации, система информационного обеспечения технического регулирования, ЕИС ТР.

DEVELOPMENT OF AN INFORMATION MANAGEMENT SYSTEM OF TECHNICAL REGULATION IN ORDER TO ENHANCE THE COMPETITIVENESS OF THE RUSSIA ECONOMY

Kokodeeva T., STANDARTINFORM, FSUE, the competitor, Kanishchev P., STANDARTINFORM, FSUE, the post-graduate student

We analyze the importance of standardization for innovative economic development, the basic directions of development of information management system for technical regulations, aimed at improving the quality of the needs of economic operators, offers specific options for improving the Unified Information System for Technical Regulation.

Keywords: standardization, technical regulations, standards, technical regulations, standards of service, information management system of technical regulation, EIS TR.

Необходимость перехода экономики России на инновационный путь развития признана на самом высоком уровне. Важную роль в данном процессе играет совершенствование системы стандартизации. Ее значимость и вытекающая из нее необходимость государственного стимулирования развития стандартизации, включая ее информационную инфраструктуру, признана в соответствующих национальных стратегиях всех инновационно активных зарубежных стран. В частности, в официальном документе Американского национального института по стандартизации [1] утверждается:

«Выгоды и повышающие конкурентоспособность эффекты добровольных стандартов бесспорны».

В немецкой стратегии стандартизации, принятой DIN [2], особо подчеркивается необходимость информационной интеграции стандартизации, науки и экономики в условиях динамичной конкурентной среды: «Во времена усиления глобализации и быстрого развития технологий роль стандартизации в открытии новых рынков будет становиться все более важной. Для того, чтобы справляться со своей ролью в экономической среде, которая характеризуется все более короткими циклами жизни продукции и фазами разработки, а также появлением новых экономик, выходящих на мировой рынок, система стандартизации должна будет приспособиться к меняющимся условиям... Стандарты открывают двери, чтобы технологии и инновации могли бы закрепиться на рынке, и поэтому они очень ценны тем, что помогают бизнесу сохранять конкурентоспособность и устойчивость. В контексте экономики стандарты вносят свой вклад в развитие свободного рынка и способность бизнеса оставаться инновационным. Инновации поддерживаются на ранней стадии путем эффективного сотрудничества между исследовательскими центрами, бизнесом и стандартизацией».

Реализация новых информационных технологий, увеличение потоков информации, расширение состава информационных ресурсов, осуществление эффективного информационного взаимодействия предполагают поэтапную модернизацию и развитие комплекса Единой информационной системы по техническому регулированию (ЕИС ТР).

Необходимость поэтапного обновления информационно-технологической инфраструктуры организаций, осуществляющих деятельность по техническому регулированию, стандартизации, метрологии и оценки соответствия определяется новыми требованиями и задачами, поставленными Федеральным законом «О техническом регулировании» [3], а также современными тенденциями развития средств обработки и передачи информации, как это указано в английском докладе «Стратегическая структура стандартизации» [4]: «Важность стандартизации растет по мере усиления глобализации коммерции и взаимопроникновения технологий.. .Стандарты могут распространять инновации и способствовать передаче знаний, но медленные, негибкие, устаревшие или несоответствующие стандарты могут скорее служить препятствием для инноваций, чем способствовать им. Кроме того, стандарты могут использоваться для создания барьеров в торговле с тем же успехом, как и для их устранения.

Производительность существующих и новых предприятий, продвижение технологий Соединенного Королевства, содействие инновациям и распространению наилучшей практики (включая сферу защиты окружающей среды и устойчивого развития) - все это может в большей или меньшей степени зависеть от стандартов ...

В активно развивающихся областях промышленности, характеризующихся постоянными инновациями и новейшими техноло-

гиями, стандарты необходимо постоянно совершенствовать. Они в определенной степени задают характеристики новой продукции, устанавливая ключевые параметры для совместимости, надежности и качества, а также предоставляя основу для разработки дополнительной продукции и услуг, которые взаимодействуют с основной продукцией».

На этапе дальнейшего рабочего проектирования и развития ЕИС ТР в технологическом плане необходимо:

• разработать комплексное проектное решение по созданию унифицированной технологии формирования, ведения, актуализации, хранения баз и банков данных ЕИС ТР;

• осуществить поэтапный переход с автоматизированной системы обработки бумажных документов на электронный документооборот с использованием ЭЦП;

• обеспечить удобный доступ заинтересованных пользователей к информационным ресурсам ЕИС ТР с учетом возможностей интернет-технологий;

• организовать широкое использование современных средств обеспечения информационной безопасности, сохранности данных и защиты информации от искажений, несанкционированного доступа и копирования.

В рамках ЕИС ТР должны быть дополнительно разработаны автоматизированные информационные системы, направленные на выполнение в полном объеме требований Федерального закона «О техническом регулировании», в том числе:

• Автоматизированная информационная система, включающая базы данных по правовой информации в области технического регулирования и метрологии;

• Автоматизированная информационная система, включающая принятые программные документы по разработке технических регламентов и национальных стандартов;

• Автоматизированная информационная система, включающая документы государственной службы стандартных справочных данных и паспорта безопасности материалов (веществ);

• Автоматизированная информационная система, содержащая информацию, сконцентрированную в Центре каталогизации.

Формирование и актуализация банков и баз данных в рамках перечисленных действующих, развивающихся и вновь разрабатываемых автоматизированных информационных систем осуществляется непосредственно организациями, которым поручено их создание и ведение, или с использованием прикладных информационных технологий.

По подсистеме стандартизации необходимо развитие следующих составляющих:

а) подсистемы формирования проекта Программы разработки стандартов на основе предложений технических комитетов (ТК).

Новая автоматизированная технология должна обеспечить:

- интеграцию процессов формирования Программы, мониторинга ее реализации, взаимодействия с ТК;

- интерактивный ввод предложений ТК в Программу следующего года;

- формирование проекта Программы на основе предложений ТК и результатов реализации Программы текущего года;

- интерактивный ввод изменений в проект Программы;

- обеспечение контроля и анализа реализации Программы во взаимодействии с автоматизированной технологией «Мониторинг НД»;

- доступ к принятой Программе и результатам ее реализации заинтересованных лиц.

б) Автоматизированной технологии информационной поддержки разработки и утверждения национальных стандартов, обеспечения мониторинга разработки национальных стандартов.

Автоматизированная технология должна обеспечить:

- интеграцию процессов формирования Программы, мониторинга разработки стандартов, взаимодействия с ТК;

- импорт реквизитов проекта стандарта из принятой Программы;

- формирование справочников;

- интерактивный ввод данных по этапам и событиям разработки и утверждения национального стандарта;

- мониторинг разработки и утверждения стандартов;

- автоматизированный контроль сроков выполнения этапов разработки;

- автоматизированное формирование:

• уведомлений о начале разработки, завершении публично-

го обсуждения и утверждении стандарта;

• библиографии стандарта;

• дела национального стандарта;

• аналитических и статистических форм;

- настраиваемая рассылка уведомлений и предупреждений по электронной почте;

- хранения документов, включая тексты проектов стандартов, а также переписку, сопутствующую процессу разработки;

- делопроизводство в области разработки стандартов с возможностью применения ЭЦП.

В результате внедрения автоматизированной технологии формируются:

- тексты проекта и утвержденного стандарта, а также документы, сопутствующие процессу его разработки;

- результаты мониторинга хода разработки и утверждения стандарта;

- результаты анализа хода разработки стандарта, соблюдения нормативных сроков;

в) Автоматизированной технологии информационной поддержки деятельности технических комитетов.

Новая автоматизированная технология должна обеспечить:

- интеграцию процессов формирования Программы, мониторинга разработки стандартов, взаимодействия с ТК;

- автоматизированное ведение паспортов технических комитетов;

- информационную поддержку процессов разработки стандартов в техническом комитете на базе ресурсов Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов и в соответствии с принятой Программой на текущий год;

- анализ деятельности технических комитетов по результатам их участия в автоматизированной технологии «Мониторинг НД».

В результате внедрения автоматизированной технологии формируются:

- паспорт технического комитета по стандартизации;

- результаты анализа деятельности технического комитета по стандартизации.

Предложенные меры в значительной степени повысят скорость и эффективность процесса разработки стандартов, повысят осведомленность их разработчиков о тенденциях мировой стандартизации, а так же позволят своевременно знакомить всех заинтересованных субъектов, включая и иностранных, о ходе разработки российских стандартов.

В Национальной стратегии стандартизации США [5] в 2000 г. утверждается особая важность развития информационной интеграции американской и мировой систем стандартизации:

«Появляющиеся отрасли экономики с возможностью бурного развития ориентируются на стандарты ISO и IEC. ... В равной степени важно и то, что стандарты являются основой для охраны здоровья, обеспечения безопасности и защиты окружающей среды. Если наши стандарты в этих областях не будут приняты, мы все в результате проиграем».

«Страна уже давно нуждается в привлекающей внимание стратегии реализации выгод стандартизации и эффективной конкуренции на мировых рынках», - отмечает директор NIST Реймонд Дж. Каммер (Raymond G. Kammer), чей институт является частью Управления технологий Министерства торговли [6].

Именно в рамках работ по развитию ЕИС ТР должны быть разработаны и введены в действие:

а) Автоматизированная технология обеспечения процессов предоставления заинтересованным юридическим и физическим лицам информационной продукции и услуг.

В настоящее время введена в действие АИС «Распространение ГОСТ».

Необходимо создание комплексной интегрированной технологии предоставления всей информационной продукции (на электронных и бумажных носителях) и услуг в области технического регулирования и стандартизации.

Автоматизированная технология должна обеспечить:

- распространение нормативных документов, информационной продукции и услуг в области стандартизации по единой технологии;

- сбор и интеграция сведений о распространении нормативных документов, информационной продукции и услуг в области стандартизации;

- ведение единых каталогов предоставляемой продукции и ус-

луг, единого прейскуранта, единого реестра абонентов;

- централизованный учет и анализ распространения нормативных документов, информационной продукции и услуг в области стандартизации;

- автоматизация процессов взаиморасчетов участников распространения.

б) Автоматизированная технология подтверждения подлинности (аутентичности, официального статуса, юридической значимости) нормативных документов ЕИС ТР.

В рамках автоматизированной технологии предусматривается:

- создание автономного корпоративного Центра управления ключевой системой;

- приобретение необходимых сертифицированных средств аппаратно-программного обеспечения функционирования Центра управления ключевой системой;

- получение серверной лицензии на право изготовления носителей ключей;

- встраивание технологии ЭЦП в программное обеспечение автоматизированных информационных технологий и систем.

Автоматизированная технология должна обеспечить:

- подтверждение и авторизация действий пользователей при занесении информации в базы и банки данных ЕИС ТР, а также автоматизированных технологий и систем (значений реквизитов и документов);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа и копирования;

- изготовление и предоставление пользователям ключей ЭЦП;

- изготовление, предоставление, приостановление и восстановление, аннулирование сертификатов ключей ЭЦП;

- обеспечение процедуры подтверждения ЭЦП в электронных документах автоматизированных информационных систем по запросам пользователей;

- ведение реестра зарегистрированных пользователей.

Реализация предложенных мероприятий позволит, за счет оптимизации информационной инфраструктуры всего жизненного цикла стандартов, от их разработки до принятия и распространения, интегрировать национальную систему стандартизации в международную, закрепив роль России как одного из ведущих центров мировой стандартизации, повысив тем самым конкурентоспособность ее экономики.

Литература:

1. ANSI Activities Related to IPR and Standards // www.ansi.org

2. http://www.rgtr.ru/netcat_files/163/52/h_fc1cbc636df4cb462ebda798e72c8646

3. Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании» // СЗ РФ. - 2002. - № 52. - Ч. 1. - Ст. 5140.

4. http://www.rgtr.rn/netcat_files/163/52/h_8f5808a6c3b16f06807b2166012850bc

5. http://www.rgtr.ru/netcat_files/163/52/h_d357ec06dbc6b8496769f00db35508ac

6. www.nist.gov/testimony/index.htm

РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЛУЖБ СТАНДАРТИЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ И НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Кокодеева Т.А., соискатель ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ»

В работе проанализированы основные функции служб стандартизации на предприятии, предложены варианты повышения эффективности их выполнения путем организованного сотрудничества с национальной системой информационного обеспечения технического регулирования.

Ключевые слова: стандартизация, техническое регулирование, стандарты, технические регламенты, службы стандартизации, система информационного обеспечения технического регулирования, аутсорсинг.

DEVELOPMENT OF INTEROPERABILITY STANDARDIZATION SERVICES COMPANIES AND NATIONAL INFORMATION MANAGEMENT SYSTEM FOR TECHNICAL REGULATION

Kokodeeva T., STANDARTINFORM, FSUE, the competitor

The paper analyzed the main functions of those services standardization at the enterprise, offer a way to improve their performance through organized cooperation with the national system of information support of technical regulation.

Keywords: standardization, technical regulations, standards, technical regulations, standards of service, information management system of technical regulation, outsourcing.

Развитие стандартизации в промышленности имеет важнейшее экономическое значение, поскольку стандарты и регламенты относятся к ключевым инструментам, которыми определяется конкурентоспособность и инновационная привлекательность экономики России.

Реализация потенциала этих инструментов возможна при достаточном профессиональном уровне соответствующих структур. Традиционно такие структуры называются службой стандартизации, хотя необязательно она должна быть специальным структурно выделенным подразделением. Возможны два варианта решения этой задачи на конкретном предприятии (в организации): 1) служба стандартизации может быть создана как самостоятельное структурное подразделение данного предприятия (организации), которое выполняет только или в основном соответствующие функции; 2) функции службы стандартизации могут быть возложены на другое уже существующее структурное подразделение, которое в основном выполняет иные функции, например, функции отдела контроля или менеджмента качества, технологического, конструкторского, научно-исследовательского или инновационного отдела (де-

партамента, бюро и т.п.). Выбор одного из вариантов руководство предприятия (организации) может осуществить исходя из общего объема и характера работ по стандартизации на данном предприятии (в организации), специфики его структуры и организационных особенностей.

Для определения возможностей аутсорсинга некоторых функций системы стандартизации на предприятии необходимо рассмотреть эти функции в их совокупности.

Ранее Госстандарт регулярно обновлял руководящие документы, устанавливающие типовые положения о службах стандартизации как на отраслевом уровне (министерств, ведомств), так и уровне отдельных учреждений, организаций и предприятий. Последним таким документом было «Типовое положение об отделе (подразделении) стандартизации в научно-производственном (производственном) объединении, научно-исследовательских (проектных) организациях, на предприятиях (в учреждениях)» [1]. Более десяти лет назад ВНИИстандарт для оказания организационно-методической помощи предприятиям разработал «Рекомендации по разработке положения о службе стандартизации предприятия» [2], которые

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.