Научная статья на тему 'Программа развития системы «Мониторинг нд» с целью повышения транспарентности разработки и принятия стандартов'

Программа развития системы «Мониторинг нд» с целью повышения транспарентности разработки и принятия стандартов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
107
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / СТАНДАРТИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / TECHNICAL REGULATION / STANDARDIZATION / INFORMATION SYSTEMS / INFORMATION TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Галкин В. Е., Саков А. А., Мельков Ю. О.

В статье рассмотрены императивы развития системы «Мониторинг НД», определяющие необходимость ее использования для вовлечения потребителей и других заинтересованных сторон в процесс разработки и публичного обсуждения стандартов. Рассмотрена история и современное состояние данной системы, проведена оценка ее готовности для интеграции в единое информационное пространство жизненного цикла стандартизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Галкин В. Е., Саков А. А., Мельков Ю. О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT PROGRAM «MONITORING ND» TO IMPROVE TRANSPARENCY OF DEVELOPMENT AND ADOPTION OF STANDARDS

The article describes the development imperatives of the “monitoring nd” determining the need to use it to engage customers and other interested parties in the development process and public discussion of standards. The history and current state of the system, an assessment of its readiness to integrate into a single information space of the life cycle of standardization.

Текст научной работы на тему «Программа развития системы «Мониторинг нд» с целью повышения транспарентности разработки и принятия стандартов»

может не доверять личному корпоративному стандарту производителя, даже если он формально соблюден, поскольку производитель может создать стандарт, адаптированный именно под свои изделия, и показатели качества, заданные в нем, могут быть удобными и малозатратными для соблюдения, но нерелевантными с точки зрения потребителя (например, стандарт на частотную полосу акустических систем без указания максимальной неравномерности позволяет легко создавать дешевую акустику с полосой 20 Гц - 20 кГц, при этом производитель не будет пояснять, что 20 Гц акустика воспроизводит по уровню 20 дБ от средней чувствительности, т.е. практически неслышимо с точки зрения потребителя). Эти обстоятельства порождают существенную информационную асимметрию, затрудняющую реализацию индивидуальных нормативно-управленческих резервов качества товарно-сервисных предложений: в условиях, когда потребитель не может проверить ни релевантность стандарта, ни полноту его соблюдения производителем, на рынке выиграют производители не с наиболее совершенными стандартами качества, а с наиболее агрессивным продвижением продукции. Исправить ситуацию может лишь формирование сильных и авторитетных ассоциаций производителей, которые бы играли роль са-морегулируемых организаций по разработке стандартов качества комплексных товарно-сервисных предложений и контролю за их соблюдением, а так же, что немаловажно - занимались бы централизованной информационно-рекламной поддержкой данных стандартов среди потребителей, разъясняя их основные положения.

По нашему мнению, только путь создания альянсов качественных производителей, формирующих саморегулируемые организации для совместной реализации нормативно-управленческих резервов качества, позволит уменьшить асимметрию потребительских

рынков, вывести их из тупика ценовых войн, в которых такая страна с достаточно высоким уровнем жизни и, соответственно, достаточно дорогой рабочей силой, а так же высокими транспортными издержками, как Россия, неизбежно проиграет странам Юго-Восточной Азии и других бедных регионов, и реализовать преимущества накопленного в нашей стране интеллектуального капитала, позволяющего создавать прорывные изделия высочайшего уровня качества. В условиях вступления России в ВТО практическое воплощение указанных механизмов реализации нормативно-управленческих резервов качества комплексных товарно-сервисных предложений выходит в число наиболее приоритетных задач экономической политики.

Список использованных источников

1. Федеральный закон от 27.12.2002 г. «О техническом регулировании» № 184-ФЗ // СЗ РФ. - 2002. - № 52. - Ч. 1. - Ст. 5140.

2. Закон Российской Федерации от 07.02.1992 г. «О защите прав потребителей» № 2300-1 // Ведомости СНД и ВС РФ. - 1992. -№ 15. - Ст. 766.

3. Дорофеев С.М. Правовая и экономическая интерпретация понятия защиты прав потребителей. - М.: Издательство «Московский печатник», 2010.

4. Беличко В.А., Воронкова Ю.В. Ретроспективный анализ эволюции корпоративных продуктово-сервисных экосистем и перспективы их развития // Транспортное дело России, 2011. - № 11.

5. Федеральный закон от 01.05.2007 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании» № 65-ФЗ // СЗ РФ. - 2007. - № 19. - Ст. 2293.

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ «МОНИТОРИНГ НД» С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ТРАНСПАРЕНТНОСТИ РАЗРАБОТКИ И ПРИНЯТИЯ СТАНДАРТОВ

Галкин В.Е., д.э.н., профессор Саков А.А., д.э.н.

Мельков Ю.О.

В статье рассмотрены императивы развития системы «Мониторинг НД», определяющие необходимость ее использования для вовлечения потребителей и других заинтересованных сторон в процесс разработки и публичного обсуждения стандартов. Рассмотрена история и современное состояние данной системы, проведена оценка ее готовности для интеграции в единое информационное пространство жизненного цикла стандартизации.

Ключевые слова: техническое регулирование, стандартизация, информационная система, информационное обеспечение.

DEVELOPMENT PROGRAM «MONITORING ND» TO IMPROVE TRANSPARENCY OF DEVELOPMENT AND ADOPTION OF STANDARDS

Galkin V., doctorate degree in economic sciences, professor Sakov А., doctorate degree in economic sciences Melkov Y.

The article describes the development imperatives of the "monitoring nd” determining the need to use it to engage customers and other interested parties in the development process and public discussion of standards. The history and current state of the system, an assessment of its readiness to integrate into a single information space of the life cycle of standardization.

Keywords: technical regulation, standardization, information systems, information technology.

Необходимость достижения широкого консенсуса в ходе разработки стандартов с целью выбора оптимального варианта стандарта, обеспечивающего равные конкурентные условия и минимизацию возможности негативных QWERTY - эффектов определяет важность предоставления всем заинтересованным лицам информации о ходе обсуждения проекта стандарта. В настоящий момент участие потребителей в данных процессах явно недостаточно, что наглядно показано в работе Х. Де Вриза [1], а К. Якобс и соавторы [2] описывают пользователей и стандартизацию, как «обособленные миры». М. Хили и Н. Поуп [3] в своем исследовании также продемонстрировали, что большинство пользователей имеют недостаточные сведения о процессах стандартизации. Осознавая важность данной проблемы, Президент России Д.А. Медведев заявил на заседании Комиссии по модернизации и технологическому раз-

витию экономики (г. Липецк, 20.01.2010 г.): «В существующей системе техрегулирования разработку стандартов осуществляют технические комитеты. Но нам необходимо, чтобы в их работе участвовали не только производители, не только бизнес, о котором я только что сказал, но и потребители. Ведь при оформлении стандартов должны учитываться интересы обеих сторон, и мы не должны разрушать баланс в этом смысле» [4].

В настоящее время существует система, выполняющая данную функцию - автоматизированная информационная система (АИС) «Мониторинг НД», однако она пока рассчитана исключительно на внутреннее пользование специалистами Росстандарта и профильных технических комитетов. Поэтому необходимо рассмотреть текущее состояние указанной системы и предложить пути ее модернизации с целью предоставления доступа к единому информаци-

онному пространству всех стадий разработки стандартов заинтересованным лицам.

Автоматизированная система сбора и обработки информации о ходе разработки национальных стандартов создана и введена в опытную эксплуатацию с целью проведения мониторинга всех этапов прохождения разработки проектов национальных стандартов: от стадии внесения информации о разработки национального стандарта в Программу национальной стандартизации до его официального издания.

В процессе реализации положений Федерального закона от 27 декабря 2002 г. «О техническом регулировании» № 184-ФЗ при осуществлении системы мероприятий, направленных на обеспечение вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО) и присоединения к Соглашению по техническим барьерам в торговле (ТБТ) и Соглашению по применению санитарных и фитосанитарных мер (СФС) ВТО возникла необходимость проведения работ по мониторингу процесса разработки национальных стандартов. В связи с этим создана автоматизированная информационная система сбора и обработки информации о ходе разработки национальных стандартов АИС «Мониторинг НД» с целью проведения мониторинга всех этапов прохождения проектов национальных стандартов: от стадии внесения информации о проекте национального стандарта в Программу национальной стандартизации на очередной год до официального издания утвержденного национального стандарта. В ходе работ по созданию АИС «Мониторинг НД» выполнены исследования, в результате которых определены:

• организационная структура автоматизированной системы сбора и обработки информации о ходе разработки национальных стандартов;

• процедура разработки и утверждения национальных стандартов в условиях автоматизированной системы;

• основные принципы формирования информационной среды и обеспечение информационной безопасности системы;

• способы формирования и хранения электронных копий документов, сопровождающих процесс разработки и утверждения национальных стандартов;

• принципы организации работ по созданию системы;

• автоматизированная информационная система о ходе разработки национальных стандартов «Мониторинг НД».

В 2008 г. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии АИС «Мониторинг НД» введена в опытную эксплуатацию. В соответствии с планом-графиком работ по внедрению в опытную эксплуатацию АИС «Мониторинг НД» были проведены мероприятия по обучению участников системы и её администрированию, в ходе которых всем участникам системы была присвоена соответствующая роль, позволяющая корректировать и вносить фактическую информацию о ходе разработки национального стандарта, а также вносить коррективы в справочники технических комитетов и организаций. Все фактические сроки вносятся участниками системы в соответствии с разработанным на первом этапе создания системы алгоритмом, отражающим процедуру разработки национальных стандартов.

Необходимо отметить, что при переходе от Программы национальной стандартизации 2007 года на Программу 2008 года была реализована функция импорта идентификации пользователей из одной информационной системы в другую. Все роли в системе разделены на две составляющие: глобальные и локальные роли. Глобальные роли имеют только представители Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, а представители Технических комитетов по стандартизации зарегистрированы как локальные пользователи и локальные технологи, что позволяет им выполнять все необходимые функции в рамках их проектов стандартов. Процесс регистрации осуществляется автоматически, для этого достаточно зайти на главную страницу системы и заполнить форму регистрации, через некоторое время в зависимости от решения, принятого руководством консультационной службы, пользователь регистрируется в системы с теми или иными правами доступа к информации.

В постоянном режиме ведется работа по администрированию системы.

Для обеспечения функционирования АИС «Мониторинг НД-2008» создана Консультационная служба для проведения обучения и консультаций по информационно-аналитическому и программно-техническому функционированию системы. Основные функции консультационной службы:

• организационно-методическое сопровождение системы;

• организация и проведение обучения специалистов Федерального агентства и его подведомственных организаций, Технических комитетов по стандартизации;

• интерактивное информационное взаимодействие с участниками системы;

• информационное обеспечение Технических комитетов по стандартизации необходимыми документами при разработке национальных стандартов на основе информационных ресурсов Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов.

Для обеспечения организационно-методических мероприятий в рамках системы «Мониторинг НД-2008» разработана технологическая схема, включающая весь комплекс вопросов, связанных с разработкой инструкций для каждой группы пользователей, подключением специалистов к системе, проведением обучения и обеспечения информационной поддержки специалистов - участников разработки национальных стандартов.

Разработаны инструкции для пользователей системы для специалистов Технических комитетов по стандартизации и экспертных организаций, которые были представлены заказчику в составе промежуточного отчета по теме.

Разработан и выполнен план мероприятий по подключению к системе и обучению сотрудников Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии работе в рамках системы «Мониторинг НД». На рабочих местах сотрудников проведены практические занятия по работе в рамках АИС «Мониторинг НД», специалистам предоставлена инструкция пользователя, все специалисты получили возможность работать с системой «Мониторинг НД-2008» в интерактивном режиме.

Специалистам Технических комитетов по стандартизации в ходе обучения были предоставлены все необходимые материалы по работе в рамках АИС «Мониторинг НД-2008», а также проведены теоретические занятия по вопросу использования информационных ресурсов Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов при разработке национальных стандартов.

В течение 2008 г. специалисты Технических комитетов по стандартизации вводили фактические данные о ходе разработки проектов национальных стандартов, а также вводили в систему в электронно-цифровой форме основные документы, сопровождающие процесс разработки стандарта.

Для оперативного информационного обеспечения ТК по стандартизации создана и успешно функционирует информационная «горячая линия», в рамках которой предоставляются необходимые консультации по работе в системе «Мониторинг НД-2008», а также нормативные документы для разработки национальных стандартов и необходимые документы и консультации относительно применения стандартизованных терминов и определений.

Проведен системный анализ Программы разработки национальных стандартов с целью дифференциации проектов стандартов, разрабатываемых Техническими комитетами по стандартизации, по признаку «Народно-хозяйственный комплекс», который дает основу для систематизации работ по мониторингу, а также помогает в обеспечении Технических комитетов по стандартизации документами Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов для разработки новых национальных стандартов. Со специалистами ТК по стандартизации осуществляется постоянное взаимодействие при заполнении ими необходимых фактических дат разработки проектов национальных стандартов, а также использования шаблонов документов при разработке стандартов.

АИС «Мониторинг НД-2008» позволяет в рабочем режиме получать в регламентированном режиме отчеты и аналитические справки о ходе разработки национальных стандартов:

• отчет о ходе разработки проектов национальных стандартов - получение отчетов по всем этапам разработки стандартов Технических комитетов по стандартизации, дифференцированные по источникам финансирования;

• отчет-справка о ходе разработки проектов национальных стандартов - справка о деятельности по разработке стандартов выделенного Технического комитета по стандартизации в разрезах по различным источникам финансирования;

• отчет об обобщенной информации о ходе разработки проектов национальных стандартов (план/факт) в разрезах по: разде-

лам ПНС-2008, народнохозяйственным комплексам, Техническим комитетам по стандартизации, источникам финансирования, Управлениям Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии;

• справка о средней продолжительности подготовки к изданию и выпуску официальных изданий национальных стандартов в разрезах по: Техническим комитетам по стандартизации, Органи-зациям-разработчикам, источникам финансирования. Справка формируется в рамках выделенных интервалов дат;

• справка о подготовке к изданию и выпуску официального издания национального стандарта.

Для повышения эффективности процесса управления ходом разработки стандартов разработана система статистики в рамках автоматизированной системы «Мониторинг НД», которая позволяет в режиме реального времени получать статистические справки о ходе разработки стандартов по основным этапам. Статистическая справка может формироваться по нескольким реквизитам:

• источник финансирования;

• ответственный специалист Федерального агентства;

• Технический комитет по стандартизации;

• Организация-разработчик национального стандарта.

В справке отражены основные этапы разработки стандартов -опубликование уведомлений, осуществление предварительного и окончательного редактирования, утверждение и официальная регистрация проекта национального стандарта. Для специалистов Федерального агентства и экспертных организаций на рабочих местах созданы условия для получения в интерактивном режиме необходимых справок. Кроме того, каждые 10 дней специалисты Федерального агентства получали на бумажном носителе оперативные статистические справки.

В ходе создания и развития системы «Мониторинг НД»:

• проведен импорт Программы разработки национальных стандартов 2008 г. в АИС «Мониторинг НД-2008»;

• создана консультационная служба по организационно-методической и информационно-аналитической поддержке функционирования АИС «Мониторинг НД-2008». Организовано функцио-

нирование «горячей линии» для оказания консультационной помощи участникам системы;

• проведены работы по администрированию системы, регистрации пользователей и определению прав доступа;

• проведено обучение работе в рамках АИС «Мониторинг НД-2008» специалистов Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, подведомственных экспертных организаций и Технических комитетов по стандартизации;

• усовершенствована система регламентированной подготовки отчетов и аналитических справок о ходе разработки национальных стандартов;

• создана автоматизированная система создания форм статистической отчетности для эффективного управления процессом разработки национальных стандартов;

• проведена корректировка Справочников АИС «Мониторинг НД-2008»;

• обеспечивается постоянное поддержание системы в рабочем состоянии.

Таким образом, достигнутый организационно-технический уровень системы «Мониторинг НД» позволяет рассматривать ее в качестве базы для построения новой информационной системы, реализующей концепцию единого информационного пространства всего жизненного цикла стандартизации. Создание такой системы позволит повысить качество и оперативность принятия стандартов, более полный учет мнений всех заинтересованных сторон.

Литература:

1. Vries Henk J. de (1999) Standardization - A Business Approach to the Role of National Standardization Organizations. Kluwer Academic Publishers, Boston / Dordrecht / London, 341 pp.

2. Jakobs K., Procter R., Williams R. Users and Standardisation -Worlds Apart, ACM Standard View, vol. 4, no. 4, 1996.

3. Healy M., Pope N. Consumer Representation in Standards Making, in Compendium from 3rd Annual EURAS Conference, Stockholm,1996.

4. http://www.kremlin.ru/transcripts/6674.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТАНДАРТОВ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НЕПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ

Алякин А.А., д.э.н.

Журавлева Т.Б., д.э.н., профессор Стойлик Ю.Б., д.т.н., профессор

В статье рассмотрены варианты решения проблемы защиты права потребителей на достоверную информацию о качестве товаров. Показано, что в настоящее время невозможно восстановить советскую практику единых общегосударственных стандартов качества. Рекомендовано развитие на базе принципа плюрализма системы специализированных стандартов раскрытия информации о существенных потребительских качествах продукции, совместно создаваемых ассоциациями производителей и потребителей.

Ключевые слова: качество, стандартизация, информационное обеспечение, информационная асимметрия потребительских рынков, техническое регулирование.

IMPROVING STANDARDS OF INFORMATION TO PROTECT THE RIGHTS OF CONSUMERS OF NON-FOOD GOODS

Alaykin A., doctorate degree in economic sciences Zhuravleva T., doctorate degree in economic sciences, professor Stoyulik Y., doctorate degree in technical sciences, professor

The article describes the solutions to the problem ofprotecting the rights of consumers to reliable information about the quality of goods. It is shown that at the present time it is impossible to restore the Soviet practice of uniform national standards of quality. Recommended the development based on the principle of pluralism of specialized standards for disclosure of significant consumer product quality, together form an association of producers and consumers.

Keywords: quality, standardization, information, information asymmetry in consumer markets, technical regulations.

Одной из важнейших проблем современного потребительско- из предоставляемой производителями или продавцами информа-го рынка является его информационная асимметрия. Потребители ции.

имеют дело с огромным ассортиментом сложных товаров, потре- Базовые требования к информированию потребителей относи-

бительские свойства которых оценить до покупки затруднительно тельно качества товаров установлены, прежде всего, Законом «О

или невозможно, поэтому им приходится совершать выбор, исходя защите прав потребителей» [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.