луг, единого прейскуранта, единого реестра абонентов;
- централизованный учет и анализ распространения нормативных документов, информационной продукции и услуг в области стандартизации;
- автоматизация процессов взаиморасчетов участников распространения.
б) Автоматизированная технология подтверждения подлинности (аутентичности, официального статуса, юридической значимости) нормативных документов ЕИС ТР.
В рамках автоматизированной технологии предусматривается:
- создание автономного корпоративного Центра управления ключевой системой;
- приобретение необходимых сертифицированных средств аппаратно-программного обеспечения функционирования Центра управления ключевой системой;
- получение серверной лицензии на право изготовления носителей ключей;
- встраивание технологии ЭЦП в программное обеспечение автоматизированных информационных технологий и систем.
Автоматизированная технология должна обеспечить:
- подтверждение и авторизация действий пользователей при занесении информации в базы и банки данных ЕИС ТР, а также автоматизированных технологий и систем (значений реквизитов и документов);
- защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа и копирования;
- изготовление и предоставление пользователям ключей ЭЦП;
- изготовление, предоставление, приостановление и восстановление, аннулирование сертификатов ключей ЭЦП;
- обеспечение процедуры подтверждения ЭЦП в электронных документах автоматизированных информационных систем по запросам пользователей;
- ведение реестра зарегистрированных пользователей.
Реализация предложенных мероприятий позволит, за счет оптимизации информационной инфраструктуры всего жизненного цикла стандартов, от их разработки до принятия и распространения, интегрировать национальную систему стандартизации в международную, закрепив роль России как одного из ведущих центров мировой стандартизации, повысив тем самым конкурентоспособность ее экономики.
Литература:
1. ANSI Activities Related to IPR and Standards // www.ansi.org
2. http://www.rgtr.ru/netcat_files/163/52/h_fc1cbc636df4cb462ebda798e72c8646
3. Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании» // СЗ РФ. - 2002. - № 52. - Ч. 1. - Ст. 5140.
4. http://www.rgtr.rn/netcat_files/163/52/h_8f5808a6c3b16f06807b2166012850bc
5. http://www.rgtr.ru/netcat_files/163/52/h_d357ec06dbc6b8496769f00db35508ac
6. www.nist.gov/testimony/index.htm
РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЛУЖБ СТАНДАРТИЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ И НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Кокодеева Т.А., соискатель ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ»
В работе проанализированы основные функции служб стандартизации на предприятии, предложены варианты повышения эффективности их выполнения путем организованного сотрудничества с национальной системой информационного обеспечения технического регулирования.
Ключевые слова: стандартизация, техническое регулирование, стандарты, технические регламенты, службы стандартизации, система информационного обеспечения технического регулирования, аутсорсинг.
DEVELOPMENT OF INTEROPERABILITY STANDARDIZATION SERVICES COMPANIES AND NATIONAL INFORMATION MANAGEMENT SYSTEM FOR TECHNICAL REGULATION
Kokodeeva T., STANDARTINFORM, FSUE, the competitor
The paper analyzed the main functions of those services standardization at the enterprise, offer a way to improve their performance through organized cooperation with the national system of information support of technical regulation.
Keywords: standardization, technical regulations, standards, technical regulations, standards of service, information management system of technical regulation, outsourcing.
Развитие стандартизации в промышленности имеет важнейшее экономическое значение, поскольку стандарты и регламенты относятся к ключевым инструментам, которыми определяется конкурентоспособность и инновационная привлекательность экономики России.
Реализация потенциала этих инструментов возможна при достаточном профессиональном уровне соответствующих структур. Традиционно такие структуры называются службой стандартизации, хотя необязательно она должна быть специальным структурно выделенным подразделением. Возможны два варианта решения этой задачи на конкретном предприятии (в организации): 1) служба стандартизации может быть создана как самостоятельное структурное подразделение данного предприятия (организации), которое выполняет только или в основном соответствующие функции; 2) функции службы стандартизации могут быть возложены на другое уже существующее структурное подразделение, которое в основном выполняет иные функции, например, функции отдела контроля или менеджмента качества, технологического, конструкторского, научно-исследовательского или инновационного отдела (де-
партамента, бюро и т.п.). Выбор одного из вариантов руководство предприятия (организации) может осуществить исходя из общего объема и характера работ по стандартизации на данном предприятии (в организации), специфики его структуры и организационных особенностей.
Для определения возможностей аутсорсинга некоторых функций системы стандартизации на предприятии необходимо рассмотреть эти функции в их совокупности.
Ранее Госстандарт регулярно обновлял руководящие документы, устанавливающие типовые положения о службах стандартизации как на отраслевом уровне (министерств, ведомств), так и уровне отдельных учреждений, организаций и предприятий. Последним таким документом было «Типовое положение об отделе (подразделении) стандартизации в научно-производственном (производственном) объединении, научно-исследовательских (проектных) организациях, на предприятиях (в учреждениях)» [1]. Более десяти лет назад ВНИИстандарт для оказания организационно-методической помощи предприятиям разработал «Рекомендации по разработке положения о службе стандартизации предприятия» [2], которые
Таблица І. Функции служб стандартизации согласно рекомендациям ИСО
Оригинал Перевод
To develop standards which, through harmonization, will lead to cost savings, reduction in design and manufacturing time, and improvements in performance, servicing and the availability of spare parts Разработка стандартов, которые благодаря гармонизации приведут к экономии затрат, сокращению времени на проектирование и производство и улучшению технических характеристик, обслуживания и наличия запчастей
To ensure that all official documentation is prepared in an acceptably uniform manner Обеспечение подготовки всей официальной документации в приемлемом единообразном виде
To liaise between different functional groups in the company to improve communication Установление связи между различными функциональными группами в компании для улучшения общения
To provide information to keep products or services up to date with standards specified by contract or statute Предоставление информации для того, чтобы обеспечить соответствие продукции или услуг требованиям стандартов, оговоренных контрактом или статусом
To ensure that the organization’s views are expressed during the development of national and international standards Обеспечение выражения взглядов организации при разработке национальных и международных стандартов
To administer the formulation of company standards by bringing together the relevant technical resources of the company to collaborate on their preparation Руководство формулированием фирменных стандартов путем объединения соответствующих технических ресурсов компании для подготовки стандартов
To promote the use of standards within the company Рекламно-пропагандистская деятельность в отношении использования стандартов в компании
To monitor the implementation of standards Контроль внедрения стандартов
были направлены на реализацию Закона РФ «О стандартизации». В связи с признанием данного закона утратившим силу 1 июля 2003 г. и вступлением в силу ФЗ «О техническом регулировании» [3], а также с иными изменениями в области стандартизации указанные рекомендации оказались неприемлемыми для современных условий, при этом обновление данных документов не производится.
Согласно ГОСТ 1.1-2002 «Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения» [4], служба стандартизации
- это «структурно выделенное подразделение органа исполнительной власти или субъекта хозяйствования, которое обеспечивает организацию и проведение работ по стандартизации в пределах компетенции, установленной действующим в стране законодательством для соответствующего органа исполнительной власти или субъекта хозяйствования». Поскольку ФЗ установил только один орган, который уполномочен заниматься стандартизацией на федеральном уровне, - национальный орган по стандартизации (Рос-техрегулирование), то в других федеральных органах исполнительной власти в современных условиях службы стандартизации не создаются.
Как указывает С. Соколов [5] , с учетом требований ст. 11-17, 22, 23, 43 и 44 ФЗ при проведении работ по стандартизации на уровне предприятий и организаций следует осуществлять:
• подготовку предложений по разработке национальных стандартов, в том числе по применению международных стандартов в качестве основы для разработки национальных стандартов;
• работы по внедрению на предприятиях и в организациях национальных стандартов, в том числе действующих в России в этом качестве межгосударственных стандартов;
• подготовку замечаний и предложений по проектам национальных и межгосударственных стандартов с учетом интересов предприятий и организаций;
• разработку, утверждение, пересмотр, внесение изменений и отмену стандартов организаций на основе установления и применения на предприятиях и в организациях правил проведения данных работ в целях реализации ст. 17 ФЗ;
• подготовку к добровольному подтверждению соответствия национальным стандартам продукции, процессов производства, работ, услуг и иных объектов;
• подготовку к применению знака соответствия национальным стандартам;
• сбор и анализ информации о документах по стандартизации;
• формирование и ведение на предприятиях и в организациях собственных информационных фондов стандартов.
Данные работы осуществляют для достижения на предприятиях и в организациях целей стандартизации, указанных в ст. 11 и 17 ФЗ.
Так же необходимо учитывать рекомендации ИСО «Руководство по развитию 5. Развитие и организация службы стандартизации компании» [6] (см. таблицу 1).
При этом следует учитывать, что выполнение ряда функций служб стандартизации эффективнее выполнять централизованно, силами системы информационного обеспечения технического регулирования (ИО ТР), ввиду присущего информационной экономике эффекта масштаба при сборе, анализе, обработке и передаче информации по стандартизации.
Функциональный анализ задач, стоящих перед системой стандартизации предприятия [7] показал, что в среднем до 50% задач могут быть переданы на выполнение путем аутсорсинга в систему ИО ТР.
Среди наиболее важных функций, которые целесообразно полностью передать на аутсорсинг в систему ИО ТР или же выполнять совместными усилиями, можно выделить:
изучение передового отечественного и зарубежного опыта по стандартизации;
изучение потребностей производства в унификации технологических процессов и оборудования - посредством системы ИО ТР может происходить ознакомление и закупка «лучших практик» в данной области, что существенно сократит время на собственные изыскания в области унификации;
определение тематики и объемов первоочередных и перспективных работ по стандартизации, формирование программ стандартизации предприятия (организации) на следующий год и на перспективу - с помощью аналитических обзоров с тенденциями развития мировой стандартизации от системы ИО ТР выполнение данной функции может быть существенно более эффективно;
проведение регулярного мониторинга информации о новых поступлениях в Федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов для своевременного внедрения на предприятии (в организации) стандартов, других нормативных и нормативных правовых документов ;
обеспечение системы менеджмента качества документацией, соответствующей требованиям ГОСТ Р ИСО 9001;
пропаганда вопросов стандартизации на предприятии (в организации) путем проведения семинаров, выставок и совещаний по обмену опытом в этой области во взаимодействии с системой ИО ТР.
Реализация предлагаемого комплекса мер по расширению вза-
имодействия между службами стандартизации предприятий и системой ИО ТР позволит сформировать информационную инфраструктуру бизнеса, позволяющую ему активнее использовать весь круг документов по стандартизации, повышать свою конкурентоспособность и экспортный потенциал.
Литература:
1. РД 50-1.625-86. Типовое положение об отделе (подразделении) стандартизации в научно-производственном (производственном) объединении, научно-исследовательских (проектных) организациях, на предприятиях (в учреждениях).
2. Р50-60579-93. Рекомендации по разработке положения о службе стандартизации предприятия.
3.Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании» // СЗ РФ. - 2002. - № 52. - Ч. 1. - Ст. 5140.
4. ГОСТ 1.1-2002. Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения.
5. Соколов С. Функции служб стандартизации в современных условиях // Стандарты и качество, 2006. - № 1.
6. ISO/Development Manual 5. Development and organization of a company standards department, 1988
7. Докукин А.В. Экономические механизмы стимулирования процессов развития информационного обеспечения технического регулирования. Дисс. докт. экон. наук. - М.: СТАНДАРТИНФОРМ, 2009. - 317 с.
РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ СЕРТИФИКАЦИИ В СООТВЕТСТВИИ С ПОТРЕБНОСТЯМИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ
Канищев П.Ю., аспирант ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ»
В статье рассмотрены значение системы подтверждения соответствия в рамках технического регулирования, структура подсистемы информационного обеспечения и предложены рекомендации по ее развитию и актуализации как составной части Единой информационной системы по техническому регулированию.
Ключевые слова: аккредитация, сертификация, подтверждение соответствия, ЕИС ТР, техническое регулирование, стандартизация.
THE DEVELOPMENT OF CERTIFICATION SYSTEMS IN ACCORDANCE WITH THE NEEDS OF RUSSIAN ECONOMY
Kanishchev P., STANDARTINFORM, FSUE, the post-graduate student
The article describes the importance of conformity assessment of technical regulation, the structure of the subsystem information management and provide recommendations on its development and updating as part of the Unified Information System for Technical Regulation.
Keywords: accreditation, certification, confirmation of compliance, EIS TR, technical regulation, standardization.
Поддержание высокого уровня качества продукции, обеспечение ее безопасности для потребителей требуют постоянного внимания к проблеме развития национальной системы сертификации.
В соответствии с нормами, закрепленными в ФЗ «О техническом регулировании» [1] подтверждение соответствия на территории нашей страны может носить добровольный или обязательный характер. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах принятия декларации о соответствии и обязательной сертификации, добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации.
В сфере добровольного подтверждения орган по сертификации:
- осуществляет подтверждение соответствия объектов добровольного подтверждения соответствия;
- выдает сертификаты соответствия на объекты, прошедшие добровольную сертификацию;
- предоставляет заявителям право на применение знака соответствия, если применение знака соответствия предусмотрено соответствующей системой добровольной сертификации;
- приостанавливает или прекращает действие выданных им сертификатов соответствия.
В сфере обязательного подтверждения орган по сертификации:
- привлекает на договорной основе для проведения исследований (испытаний) и измерений испытательные лаборатории (центры) [2], аккредитованные в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (далее - аккредитованные испытательные лаборатории (центры));
- осуществляет контроль за объектами сертификации, если такой контроль предусмотрен соответствующей схемой обязательной сертификации и договором;
- ведет реестр выданных им сертификатов соответствия;
- информирует соответствующие органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов о продукции, поступившей на сертификацию, но не прошедшей ее;
- выдает сертификаты соответствия, приостанавливает или прекращает действие выданных им сертификатов соответствия и информирует об этом федеральный орган исполнительной власти, организующий формирование и ведение единого реестра сертификатов соответствия, и органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов;
- обеспечивает предоставление заявителям информации о порядке проведения обязательной сертификации;
- определяет стоимость работ по сертификации, выполняемых в соответствии с договором с заявителем;
- в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом, принимает решение о продлении срока действия сертификата соответствия, в том числе по результатам проведенного контроля за сертифицированными объектами.
Весь комплекс деятельности в области сертификации и подтверждения соответствия немыслим без современного информационного обеспечения [3,4]. Такое обеспечение создано и развивается в рамках Единой информационной системы по техническому регулированию (ЕИС ТР).