Научная статья на тему 'Развитие системы имущественных налогов в Российской Федерации'

Развитие системы имущественных налогов в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
155
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гусев В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие системы имущественных налогов в Российской Федерации»

№6(45), 2005

ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РФ

Развитие системы имущественных налогов в Российской Федерации1

В.В. Гусев

заместитель руководителя Федеральной налоговой службы

В современном государстве кадастр объектов недвижимости выполняет три основные функции:

1)обеспечение государством прав собственности на землю и другие объекты недвижимости;

2)обеспечение управления земельными ресурсами страны;

3)обеспечение налогообложения объектов недвижимости.

Для целей налогообложения кадастр объектов недвижимости необходим как единый документ, содержащий перечень всех объектов недвижимости, потенциально возможных для налогообложения. Кроме того, в целях гарантирования наиболее справедливого налогообложения при исчислении налогов может использоваться такая характеристика объектов недвижимости, закрепляемая в кадастре, как кадастровая стоимость.

В рамках проводимой в России налоговой реформы реформирование поимущественных налогов основано именно на построении системы налогообложения объектов недвижимости на основе их кадастровой стоимости.

В настоящее время в Российской Федерации налоги на недвижимость состоят из земельного налога и налога на имущество физических лиц. Часть недвижимого имущества, принадлежащего юридическим лицам, подлежит налогообложению в составе налога на имущество организаций, в то время как роль имущественных налогов в формировании доходов консолидированной бюджетной системы является незначительной.

В 2003 году поступления от земельного налога юридических и физических лиц составили 41,6 миллиарда рублей, в 2004 -46,7 миллиарда рублей. Налог на имущество физических лиц составил 2,5 миллиарда рублей в 2003 году и 3,89 миллиарда рублей в 2004 году. В 2004 году от налогообложения объектов недвижимости организаций поступило около 90 миллиардов рублей.

До последнего времени налогообложение земли производилось от площади, но начиная с 2006 года земельный налог будет взиматься от кадастровой стоимости земельных участков. При разработке новой системы основной проблемой являлось обеспечение справедливости налогообложения. В рамках существовавшей системы налогообложения было невозможно учесть все особенности местоположения или плодородия (доходности) конкретного земельного участка. Переход на налогообложение от кадастровой стоимости позволит облагать земельные участки налогом в зависимости от их действительной ценности.

Система налогообложения имущества физических лиц всегда строилась на налогообложении, исчисляющемся на основании стоимостных характеристик объекта, однако из-за того, что кадастровая стоимость не была определена, для этих целей использовалась и пока еще используется оценка, производимая органами инвентаризации. В России инвентарный учет и оценка ведутся давно, но в условиях быст-роменяющегося рынка инвентарная оценка не обеспечивает справедливости и полноты

1 Статья подготовлена по материалам доклада на Всероссийской практической конференции «Земля и недвижимость в России. Государственный кадастр объектов недвижимости - одна из основ фискальноправовой системы государства», проходившей 12-14 апреля 2005 года в Москве.

АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА

налогообложения объектов недвижимости. Основными проблемами налогообложения недвижимости физических лиц являются:

• незначительность размеров налогообложения;

• неравенство налогообложения, то есть когда более старое, но дорогое жилье облагается меньшим налогом, чем более дешевое, но новое.

Можно сказать, что сегодня на должном уровне облагаются объекты недвижимости только в составе налога на имущество организаций. В основном это связано с тем, что в соответствии с правилами бухгалтерского учета бухгалтерская стоимость имущества (от которой исчисляется налог) подлежит периодической переоценке.

Как было отмечено, с 2006 года налогообложение земельных участков будет производиться от их кадастровой стоимости. Для обеспечения деятельности налоговых органов - основного потребителя информации об объектах для целей налогообложения - в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации органы, осуществляющие ведение земельного кадастра, должны представить сведения об имеющихся подлежащих налогообложению земельных участках и их кадастровой стоимости.

Для гарантирования полноты налогообложения земельных участков земельным налогом с 2006 года самое важное, чтобы в налоговые органы поступила информация обо всех земельных участках, подлежащих налогообложению, в электронном виде.

Федеральная налоговая служба (ФНС России) и Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (Роснедвижи-мость) ведут активную работу по подготовке и обеспечению представления необходимой информации в налоговые органы. Между двумя органами заключено соглашение об информационном обмене, согласована форма, в которой должны представляться сведения. В настоящее время заканчивается работа над протоколом информационного обмена. Уже во втором полугодии

2005 года будет разработано необходимое программное обеспечение.

Второй составляющей информационного массива, необходимого для полноты взимания земельного налога, является информация о правообладателях, содержащаяся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП). Значение ведения ЕГРП в электронном виде и в формате, удобном для налоговых органов (как одного из основных потребителей такой информации от лица государства), трудно переоценить. Важно иметь в виду, что доходная часть от налогообложения объектов недвижимости, оцениваемая в миллиарды рублей, является одним из основных источников финансирования местных бюджетов, их социальных программ. Поэтому ФНС России приветствует создание единой централизованной службы, осуществляющей государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ними.

Что касается налога на имущество физических лиц, то необходимо отметить, что разработка законопроекта, вводящего налогообложение недвижимости физических лиц, исчисляющееся от кадастровой стоимости недвижимости, все еще находится в стадии разработки. Для успешного перехода на новую стоимостную оценку недвижимости физических лиц необходимо провести инвентаризацию объектов недвижимости и определить их кадастровую стоимость до принятия закона.

В заключение хотелось бы сказать, что только тесное взаимодействие Федеральной налоговой службы, Федерального агентства кадастра объектов недвижимости и Федеральной регистрационной службы, направленное на надлежащее и полное представление в налоговые органы необходимой информации, позволит обеспечить налогообложение недвижимости в соответствии с налоговой политикой государства. В этих целях уже подготовлено и, думаю, в ближайшее время будет согласовано трехстороннее соглашение между этими ведомствами о взаимодействии и информационном обмене.

Вопросы подписки по тел. (095) 129-0001

7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.