Научная статья на тему 'О проблемах информационного межведомственного взаимодействия при реализации учетно-регистрационной политики недвижимости в России'

О проблемах информационного межведомственного взаимодействия при реализации учетно-регистрационной политики недвижимости в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1640
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / КАДАСТРОВЫЕ И РЕГИСТРАЦИОННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / УЧЕТНО-РЕГИСТРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ НЕДВИЖИМОСТИ / INTERDEPARTMENTAL INFORMATION INTERACTION / CADASTRAL AND REGISTRATION RELATIONS / REGISTRATION AND REGISTRATION POLICY IN RESPECT OF REAL ESTATE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бурмакина Наталия Ивановна

Автор анализирует проблемы межведомственного информационного взаимодействия органов исполнительной власти всех уровней в сфере кадастровых и регистрационных отношений. Рассматривает случаи, когда отсутствие такого взаимодействия приводит к нарушению прав собственников недвижимости. Приходит к выводу о необходимости усиления ответственности за нарушения в этой сфере и о более эффективном взаимодействии ученых и практиков, что будет способствовать дальнейшему совершенствованию законодательства и правоприменительной, в том числе судебной, практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бурмакина Наталия Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE PROBLEMS OF INTERAGENCY COOPERATION INTERACTION IN THE IMPLEMENTATION OF ACCOUNTING REGISTRATION POLICY OF REAL ESTATE IN RUSSIA

The executive power of all levels in the sphere of cadastral and registration relations. He considers cases when the absence of such interaction leads to violation of the rights of property owners. He comes to the conclusion that it is necessary to strengthen responsibility for violations in this sphere and for more effective interaction of scientists and practitioners, which will contribute to further improvement of legislation and law enforcement, including judicial practice.

Текст научной работы на тему «О проблемах информационного межведомственного взаимодействия при реализации учетно-регистрационной политики недвижимости в России»

 О проблемах информационного межведомственного взаимодействия при реализации учетно-регистрационной политики недвижимости в России

Н.И. Бурмакина заведующая кафедрой экономики и управления недвижимостью Российского государственного университета правосудия, доцент, кандидат экономических наук (г. Москва)

Наталия Ивановна Бурмакина, burmakinanat63@gmail.com

С 1 января 2017 года вступили в силу положения Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о регистрации недвижимости).

23 июля 2003 года Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал Указ № 824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003-2004 годах». В этом документе были определены следующие приоритетные направления административной реформы:

• ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования;

• исключение дублирования функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти;

• развитие системы саморегулируемых организаций в области экономики;

• организационное разделение функций, касающихся регулирования экономической деятельности, надзора и контроля, управления государственным имуществом и предоставления государственными организациями услуг гражданам и юридическим лицам;

• завершение процесса разграничения полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти

субъектов Российской Федерации, оптимизация деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.

Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» было установлено, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» были урегулированы отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления. Особый акцент в этом федеральном законе сделан на межведомственном информационном взаимодействии, осуществляемом в целях предоставления государственных и муниципальных услуг по вопросам обмена документами и информацией, в том числе с использованием многофункциональных центров, работающих по принципу «одного окна».

Таким образом, федеральное законодательство и действующие в настоящее вре-

мя подзаконные нормативные правовые акты в полной мере обеспечивают правовую основу для предоставления государственных и муниципальных услуг гражданам и юридическим лицам.

Рассмотрим вопросы взаимодействия органов государственных власти и местного самоуправления в сфере кадастровых и регистрационных отношений, касающихся недвижимого имущества в России.

До 1 января 2017 года государственный кадастровый учет объектов недвижимости и ведение государственного кадастра недвижимости регулировал Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», а правовой основой для регистрации прав на недвижимое имущество и ведения Единого государственного реестра прав являлся Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Учетно-регистрационная политика в отношении недвижимости в Российской Федерации до и после 1 января 2017 года может быть представлена в виде блок-схемы (см. рис.).

На рисунке видно, что кадастровый инженер, работающий на основе договора подряда с заинтересованным лицом, изготавливает документы для взаимодействия с органом, осуществляющим государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав (далее - орган регистрации прав) в целях внесения в Единый государственный реестр недвижимости (далее -ЕГРН) сведений об объекте недвижимости.

Информационное взаимодействие кадастрового инженера с органом регистрации прав может осуществляться в электронной форме, через единый портал или официальный сайт с использованием единой системы идентификации и аутентификации (электронный сервис «Личный кабинет кадастрового инженера») в порядке, установ-

ДО 1 ЯНВАРЯ 2017 ГОДА

С 1 ЯНВАРЯ 2017 ГОДА

Учетно-регистрационная политика в отношении недвижимости в России

ленном приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 18 ноября 2015 года № 855 «Об утверждении Порядка информационного взаимодействия кадастрового инженера с органом регистрации прав в электронной форме через единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) или официальный сайт органа регистрации прав в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с использованием единой системы идентификации и аутентификации».

При этом обеспечиваются в том числе фиксация всех фактов информационного взаимодействия кадастрового инженера с органом регистрации прав, предварительная автоматизированная проверка кадастровым инженером межевых, технических планов, карт-планов территории и актов обследования в режиме реального времени.

С 1 января 2017 также вступила в силу последняя редакция Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», который развивает положения действующего законодательства в сфере кадастровых отношений, и направлен в том числе на совершенствование информационного взаимодействия всех заинтересованных лиц в этой сфере, а также на усиление роли саморегулируемых организаций кадастровых инженеров.

Следует отметить, что следование заявительному принципу при государственном кадастровом учете и регистрации прав не способствовало созданию полной базы данных об объектах недвижимости и правах на такие объекты.

Так, например, по данным Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр) по состоянию на 30 декабря 2016 года из 59 миллионов учтенных в государственном кадастре недвижимости земельных участков 51 процент земельных участков не имели границ (см. [15]).

Одной из главных проблем при ведении государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН) и Единого государственного

реестра прав (далее - ЕГРП) до настоящего времени являлось отсутствие в ГКН необходимых сведений об объектах недвижимости или ненадлежащее их качество, что влекло за собой большое количество нареканий со стороны граждан, организаций, органов государственной власти и местного самоуправления, судебных споров (подробнее см. [16, с. 6-20]).

Отсутствие сведений об административных границах и границах зон (территориальных, с особыми условиями использования территорий) в ГКН и ЕГРП приводили к появлению некорректных сведений относительно местоположения объектов, к возможности «двойного» кадастрового учета и «двойной» регистрации прав на объект недвижимости.

Отсутствие в ГКН и ЕГРП сведений об ограничениях прав в отношении объектов недвижимости, которые размещаются в какой-либо зоне либо в границах определенного объекта землеустройства, в целом негативно влияло на гражданский оборот недвижимости.

Отсутствие точных границ в ГКН не давало возможность определить точную площадь соответствующего земельного участка, что влияло на величину кадастровой стоимости и приводило к некорректному начислению земельных платежей.

Недостатки и неточности кадастровой информации оказывали отрицательный эффект при ее использовании в целях управления недвижимостью. Ошибки в кадастровой информации влекли за собой ошибки при расчете земельного налога, налога на имущество физических лиц и организаций, арендных платежей, прогнозировании налогооблагаемой базы и т. д.

Указанные обстоятельства не позволяли инвестору быть уверенным в надлежащем обеспечении исполнения обязательств, использовать недвижимое имущество как полноценный актив, что, в свою очередь, отрицательно сказывалось на инвестиционной привлекательности рынка недвижимости страны.

В связи с этим для получения достоверной базы данных об объектах недвижимости и правах на такие объекты в рамках внутриведомственного информационного взаимодействия Росреестр на постоянной основе проводил работы по гармонизации информации, содержащейся в ГКН и ЕГРП, и верификации сведений.

Однако не следует забывать о том, что сведения ЕГРН в соответствии с Законом о регистрации недвижимости также формируются в рамках межведомственного информационного взаимодействия органов государственной власти, местного самоуправления, судов и т. д.

В целях реализации указанных положений Закона о регистрации недвижимости Правительством Российской Федерации было издано постановление от 31 декабря 2015 года № 1532 «Об утверждении Правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3-13, 15 статьи 32 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в федеральный орган исполнительной власти(его территориальные органы), уполномоченные Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение государственного реестра недвижимости и предоставление сведений. содержащихся в государственном реестре недвижимости».

Согласно этому постановлению органы государственной власти и местного самоуправления в случае принятия ими решений (актов) обязаны направлять в Росреестр документы (содержащиеся в них сведения) для внесения следующих сведений в ЕГРН:

• об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости;

• об установлении или изменении разрешенного использования земельного участка;

• об утверждении правил землепользования и застройки либо о внесении изменений в правила землепользования

и застройки, если такими изменениями предусмотрено установление или изменение градостроительного регламента, установление или изменение границ территориальных зон;

• о переводе жилого помещения в нежилое помещение, нежилого помещения в жилое помещение (если не требуется проведение работ по перепланировке) или об утверждении акта приемочной комиссии (в случае проведения работ по перепланировке);

• об установлении или изменении прохождения Государственной границы Российской Федерации;

• об установлении или изменении границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципального образования;

• об установлении или изменении границ населенного пункта;

• об установлении, изменении или о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий;

• об установлении или изменении границ особо охраняемой природной территории;

• об отнесении к определенной категории земель или о переводе земельного участка из одной категории земель в другую;

• об установлении или изменении границ охотничьих угодий;

• об утверждении проекта межевания территории;

• об установлении или изменении границ территорий опережающего социально-экономического развития;

• об установлении или изменении границ зон территориального развития в Российской Федерации;

• об установлении или изменении границ игорных зон;

• о результатах проведения государственного земельного надзора;

• об установлении или изменении границ лесничеств, лесопарков;

• об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда - к жилым помещениям наемного дома социального использования или наемного дома коммерческого использования;

• о принятии акта и (или) заключении договора, предусматривающего предоставление в соответствии с земельным законодательством исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка для строительства наемного дома социального использования или наемного дома коммерческого использования либо для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования или наемного дома коммерческого использования, или о договоре собственника земельного участка, находящегося в частной собственности, с органом государственной власти, органом местного самоуправления, предоставившими указанному собственнику в соответствии с жилищным законодательством государственную, муниципальную поддержку для создания, эксплуатации наемного дома социального использования на таком земельном участке, если объектом недвижимости является земельный участок.

В межведомственном взаимодействия принимают участие:

• органы охраны объектов культурного наследия;

• органы, осуществляющие ведение государственного лесного реестра и государственного водного реестра;

• федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции;

• органы опеки и попечительства;

• федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

• органы местного самоуправления;

• уполномоченные государственные органы субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;

• органы записи актов гражданского состояния;

• суды;

• суды или уполномоченные органы, наложившие арест на недвижимое имущество или установившие запрет на совершение определенных действий с недвижимым имуществом либо избравшие залог недвижимого имущества в качестве меры пресечения в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством;

• нотариусы;

• высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, на территории которого или на территориях которых создается особая экономическая зона.

При этом органы государственной власти, местного самоуправления должны направлять в Росреестр документы (содержащиеся в них сведения) в соответствии со статьей 32 Закона о регистрации недвижимости в течение пяти рабочих дней с даты вступления в силу решений (актов), а в случае если требуется карта (план) объекта землеустройства или описание местоположения границ соответствующих территорий или зон, в течение шести месяцев с даты принятия указанных в пунктах 12, 14-16 части 1, в части 3 статьи 32 Закона о регистрации недвижимости решений (актов) или в течение трех месяцев с даты принятия указанных в части 15 статьи 32 Закона

о регистрации недвижимости решений (актов).

Однако отнюдь не всеми органами государственной власти и местного самоуправления надлежащим образом выполнялись положения об информационном межведомственном взаимодействии в сфере кадастровых отношений, которые регулировались статей 15 действовавшего до 1 января 2017 года Федерального закона от 24 июля 2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», несмотря на то, что законодательством Российской Федерации была предусмотрена соответствующая ответственность.

Так, согласно статье 14.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение установленного законом порядка информационного взаимодействия при ведении ГКН должностным лицом, ответственным за представление в указанном порядке соответствующего документа, а равно представление в указанном порядке документа, содержащего недостоверные сведения, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех до пяти тысяч рублей.

Кроме того, нарушение органами государственной власти, местного самоуправления, иными лицами требований к подаче в установленный срок в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете в связи с предоставлением земельного участка для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования или для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования либо принятием акта, решения или заключением договора, предусматривающих строительство на земельном участке наемного дома социального использования или наемного дома коммерческого использования, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере ста тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осу-

ществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - ста тысяч рублей; на юридических лиц - четырехсот тысяч рублей.

При этом если указанные сведения не были внесены в ГКН в порядке информационного взаимодействия, то заинтересованное лицо было вправе обратиться в орган кадастрового учета с заявлением о внесении соответствующих сведений в ГКН, что и происходило практически на всей территории России.

В сложившихся обстоятельствах органы кадастрового учета вынуждены самостоятельно запрашивать содержащие указанные сведения документы в органах государственной власти и органах местного самоуправления. И это правильно, потому что заинтересованное лицо имеет право на получение от государственных органов соответствующих услуг и не обязано в условиях реализации с 2003 года административной реформы в Российской Федерации «мучиться, глотая пыль» по коридорам власти в целях получения нужного документа.

Проанализируем информационное взаимодействие Росреестра с Федеральной налоговой службой (далее - ФНС России).

Статьей 85 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность территориальных органов Росреестра сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, правах и сделках, зарегистрированных в этих органах, и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.

Территориальные органы Росреестра должны представлять соответствующие сведения в налоговые органы в электронной форме. Порядок представления сведений в налоговые органы в электронной форме определяется соглашением взаимодействующих сторон. Однако надлежа-

щее взаимодействие между Росреестром и ФНС России также не осуществлялось.

Так, известны многочисленные случаи, когда, например, право собственности на объект недвижимости прекращено, имеется соответствующая запись в ЕГРП, однако продолжает начисляться земельный налог, налоги на имущество физических лиц и организаций, неправомерно образуется задолженность по имущественным налогам. Нередко налоговые органы не информируются в установленном порядке и об установлении прав на объекты недвижимости. В связи с этим Налоговый кодекс Российской Федерации (пункт 2.1 статьи 23) был дополнен положениями о том, что налогоплательщики - физические лица обязаны сообщать о наличии у них объектов недвижимого имущества, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, в налоговый орган по своему выбору в случае неполучения налоговых уведомлений и неуплаты налогов в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими. Указанное сообщение с приложением копий правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на объекты недвижимого имущества представляется в налоговый орган в отношении каждого объекта налогообложения однократно в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Сообщение о наличии объекта налогообложения не представляется в налоговый орган в случаях, если физическое лицо получало налоговое уведомление об уплате налога в отношении этого объекта или если не получало налоговое уведомление в связи с предоставлением ему налоговой льготы. При этом в соответствии с пунктом 3 статьи 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации неправомерное непредставление (несвоевременное представление) налогоплательщиком - физическим лицом налоговому органу указанного сообщения влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы

налога в отношении объекта недвижимого имущества, по которому не представлено (несвоевременно представлено) это сообщение.

Следовательно, в рассматриваемом случае, в отсутствие надлежащего информационного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти в целях налогообложения недвижимого имущества в России реализуется известный тезис «спасание утопающих - дело рук самих утопающих».

Также информационное взаимодействие осуществляется Росреестром и с Федеральным агентством по управлению государственным имуществом (далее - Ро-симущество). В этих целях совместным приказом от 2 декабря 2011 года Рорее-стра № П/484 и Росимущества № 376 был утвержден Порядок представления Росрее-стром в Росимущество и его территориальные органы сведений, необходимых для учета федерального имущества в реестре федерального имущества, о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним, правообладателях недвижимого имущества и об объектах недвижимого имущества.

По информации Росимущества, этот приказ не исполняется Росреестром в полном объеме.

Таким образом, можно констатировать, что в России в ходе проведения административной реформы, несмотря на наличие необходимых нормативных правовых документов, сложилась неудовлетворительная практика межведомственного информационного взаимодействия в сфере ведения ГКН, в связи с чем в условиях введения с 1 января 2017 года Закона о регистрации недвижимости потребуется, на наш взгляд, принятие целого комплекса мер на уровне Правительства Российской Федерации, в том числе в части усиления ответственности виновных лиц.

Следует отметить и проблемы взаимодействия органов кадастрового учета и регистрации прав с судами.

Судебная практика всегда тщательно анализировалась Росреестром и учитывалась как при государственном кадастровом учете объектов недвижимости, так и при регистрации прав и сделок с правами, особенно в тех случаях, когда законодательство неоднозначно трактует те или иные вопросы или имеются нестыковки в нормативных правовых актах. Здесь особенно важно, чтобы при рассмотрении споров суды понимали взаимосвязь кадастра недвижимости и реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества, а также специфику осуществления учетно-регистрационных процедур, которые ведутся в автоматизированном виде по определенным алгоритмам, основанным на Законе о регистрации недвижимости.

Во второй половине 2016 года российскими судами было рассмотрено порядка 27 тысяч дел, в которых орган кадастрового учета привлекался как в качестве ответчика, так и в качестве третьего или заинтересованного лица по следующим вопросам:

• обжалование решений об отказе или о приостановлении в осуществлении государственного кадастрового учета;

• снятие с государственного кадастрового учета;

• исправление кадастровой или технической ошибки;

• обжалование иных действий (бездействий) в сфере кадастрового учета;

• определение границ земельных участков;

• оспаривание результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости посредством определения рыночной стоимости;

• признание права собственности на объект недвижимости.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Однако до 1 января 2017 года практика по делам об оспаривании решений, принятых органом кадастрового учета, свидетельствовала о том, что суды нередко не учитывали доводы органов кадастрового учета в части возможности (невозможности) исполнения вынесенных ими решений.

В то же время суды выносили решения, в которых порядок исполнения их не был изложен, а обращения органа кадастрового учета в суды за разъяснениями принятых актов в части порядка их исполнения в большинстве случаев оканчивались отказом.

Одним из примеров служит установление обязательства органа кадастрового учета осуществить действия по снятию/ постановке на учет объекта недвижимого имущества. При рассмотрении указанной категории дел суды находили доводы, указанные в решении органа кадастрового учета о приостановке или отказе в осуществлении кадастрового учета, несостоятельными, и обязывали орган кадастрового учета осуществить действия, указанные в заявлении истца.

Обязание и понуждение органа кадастрового учета принять решение об осуществлении государственного кадастрового учета, по мнению руководства органа кадастрового учета, нарушало установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей и тем самым ограничивало права органа кадастрового учета на самостоятельное решение этого вопроса в пределах предоставленных законодательством полномочий. При этом отдельные требования к органу кадастрового учета осуществить заявленные действия с объектом недвижимости могли повлечь и ряд негативных последствий, а именно:

• невозможность надлежащего исполнения решения суда ввиду наличия ошибок в поданных документах;

• несоответствие сведениям об объекте недвижимости, имеющимся в автоматизированной системе ГКН;

• пересечение границ объектов недвижимости;

• нарушение прав и законных интересов третьих лиц.

30 ноября 2016 года Президиумом Верховного Суда Российской Федерации был утвержден Обзор судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказов

органов кадастрового учета в осуществлении государственного кадастрового учета, что, безусловно, будет способствовать совершенствованию судебной практики в этой сфере.

Рассмотрим еще один аспект возможного взаимодействия по рассматриваемым в статье вопросам.

2 ноября 2015 года на базе Российского государственного университета правосудия (далее - РГУП) был проведен круглый стол на тему «Правовое регулирование и судебная практика в сфере государственной кадастровой оценки объектов недвижимости» (подробнее см. [17, с. 99-111]). Цель проведения этого мероприятия - обсуждение актуальных проблем правового регулирования и судебной практики в сфере государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, сложившейся с учетом постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 201 5 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости». Мероприятие было организовано при поддержке Верховного Суда Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации. После издания указанного постановления и с учетом его обсуждения в РГУП надлежащими ответчиками являются органы государственной власти или местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, в то время как орган кадастрового учета выступает в качестве заинтересованного лица.

6 декабря 2016 года на базе РГУП при поддержке Верховного Суда Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации был проведен круглый стол на тему «Правовое регулирование и судебная практика в сфере кадастровых отношений». С докладами выступили судьи административной и экономической коллегий Верховного Суда Российской Федерации, заместители

руководителей Росреестра и ФГБУ «Кадастровая палата Росреестра, адвокаты, представители саморегулируемых организаций кадастровых инженеров и оценщиков. Участниками круглого стола были и крупные ученые - представители ведущих вузов страны, в частности, Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Самарского государственного экономического университета, Государственного университета по землеустройству, Московского университета геодезии и картографии.

Исходя из опыта проведения названных мероприятий можно сделать вывод о том, что эффективное взаимодействие ученых и практиков позволяет моделировать вектор дальнейшего совершенствования законодательства, а также правоприменительной, в том числе судебной, практики в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета недвижимого имущества.

ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ

ИСТОЧНИКИ

1. О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним : Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации : Федеральный закон от 31 июля 1998 года № 146-ФЗ.

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях : Федеральный закон от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ.

4. О мерах по проведению административной реформы в 2003-2004 годах : Указ Президента Российской Федерации от 23 июля 2003 года № 824.

5. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти : Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314.

6. О государственном кадастре недвижи-

мости : Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ.

7. О кадастровой деятельности : Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ.

8. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг : Федеральный закон от 27 июля 201 0 года № 210-ФЗ.

9. О государственной регистрации недвижимости : Федеральный закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ.

10. Об утверждении Правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3-13, 15 статьи 32 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченные Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в государственном реестре недвижимости : постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 1532.

11. О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости : постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28.

12. Обзор судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказов органов кадастрового учета в осуществлении государственного кадастрового учета : утвержден 30 ноября 2016 года Президиу-

мом Верховного Суда Российской Федерации.

13. Об утверждении Порядка информационного взаимодействия кадастрового инженера с органом регистрации прав в электронной форме через единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) или официальный сайт органа регистрации прав в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с использованием единой системы идентификации и аутентификации : приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 18 ноября 2015 года № 855.

14. Об утверждении Порядка представления сведений, необходимых для учета федерального имущества в реестре федерального имущества, о зарегистрированных правах на недвижимое имущество (в том числе земельные участки) и сделках с ним, правообладателях недвижимого имущества и об объектах недвижимого имущества в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и его территориальные органы : приказ Росреестра № П/484, Росимущества № 376 от 2 декабря 2011 года.

15. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии : [официальный сайт]. URL: https://rosreestr. ru/site/

16. Бурмакина Н. И. Актуальные проблемы в сфере реализации кадастровых отношений и возможные пути их решения // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2015. № 1.

17. Бурмакина Н. И. Судебная практика в сфере государственной кадастровой оценки объектов недвижимости // Российское правосудие. 2016. № 3 (119).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.