УДК 005.591.43
РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ФРАНЧАЙЗИНГА В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ ПРИАНГАРЬЯ
© О.Л. Алексеева1, А.С. Кириленко2, Д.В. Огнев3
1,2Иркутская государственная сельскохозяйственная академия, 664038, Россия, Иркутская обл., Иркутский район, п. Молодежный, 1/1. 3Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Рассмотрены последствия вступления России в ВТО для агропромышленного комплекса региона, показавшие, что Иркутский агропромышленный комплекс, исходя из своего географического положения, является наиболее уязвимым. Раскрыта сущность системы франчайзинговых отношений, предложено внедрение франчайзинговой схемы для развития отраслей овощеводства и звероводства, приведены наиболее яркие примеры компаний, развивающихся по этой системе. Библиогр. 10 назв.
Ключевые слова: ВТО; франчайзинг; франшиза; товарный знак.
DEVELOPING FRANCHISING SYSTEM IN ANGARA REGION AGRICULTURAL SECTOR O.L. Alekseeva, A.S. Kirilenko, D.V. Ognev
Irkutsk State Agricultural Academy,
1/1 Molodezhny settlement, Irkutsk region, Irkutsk district, 664038, Russia. Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St, Irkutsk, 664074, Russia.
The article considers the implications of Russia's accession to WTO for the agricultural sector of the Irkutsk region. The last is shown to be the most vulnerable due to its geographical location. Having described the essence of franchising, the article proposes the introduction of the franchise system in order to develop truck gardening and animal breeding. The demonstrative examples of the companies developing in accordance with this system are provided. 10 sources.
Key words: WTO; franchising; franchise; trademark.
На сегодняшний день сельскохозяйственное производство Иркутской области представлено тремя категориями товаропроизводителей. Это 190 сельхо-зорганизаций, 3311 крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ), 176 тыс. личных подсобных хозяйств и 323 тыс. семей садоводов и огородников. Таким образом, на долю хозяйств населения в 2012 г. приходилось 54%, КФХ - 7%, сельскохозяйственных организаций - 39% валовой продукции сельского хозяйства.
Как видим, главным производителем сельскохозяйственной продукции является «частник». Однако будущего у него нет, поскольку весь мир уже давно отказался от данной нарузки на сельского жителя.
Основные показатели производства сельхозпродукции неумолимо снижаются. Так, за 22 года площади посевов сократились на 2/3 - с 1,6 млн га в 1990 г. до 0,6 млн га в 2012 г., в том числе площадь зерновых - в 2 раза.
Значительно сократилось поголовье животных
всех видов. Поголовье крупного рогатого скота (КРС) по сравнению с 1990 г. уменьшилось на 67%, свиней -на 63%, овец - на 73%. Возросло только поголовье птицы как яичного, так и бройлерного направления.
Ещё плачевнее обстоят дела в звероводстве. На данный момент в регионе действует лишь одно звероводческое хозяйство - ЗАО «Большереченское» [3].
Летом 2012 г., после 18 лет переговоров, Россия стала полноправным членом Всемирной торговой организации (ВТО). Учёным предстоит ещё долгое время подсчитывать плюсы и минусы этого шага Президента и Правительства России, а предпринимателям уже сегодня нужно искать пути вхождения в нишу новых правил хозяйствования, при этом не неся убытков, а получая только прибыль.
Пока же общественность и научное сообщество нашей страны единодушны во мнении, что наибольший ущерб от вступления России в ВТО ожидается в агропромышленном комплексе, что объясняется низ-
1Алексеева Ольга Леонидовна, аспирант, тел.: 89246040260, e-mail: [email protected] Alekseeva Olga, Postgraduate, tel.: 89246040260, e-mail: [email protected]
2Кириленко Александр Степанович, доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой менеджмента, предпринимательства и права, тел.: 89025608388, e-mail: [email protected]
Kirilenko Alexander, Doctor of Economics, Professor, Head of the Department of Management, Business and Law, tel.: 89025608388, e-mail: [email protected]
3Огнев Дмитрий Владимирович, доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и менеджмента, тел.: 89025790838,
e-mail: [email protected]
Ognev Dmitry, Dodor of Economics, Professor of the Department of Economics and Management, tel.: 89025790838, e-mail: [email protected]
ким уровнем рентабельности предприятий отрасли, невысоким объёмом государственной поддержки, неподготовленностью в части состояния производственных фондов, развития социальной инфраструктуры, а также деградацией почвы. Наибольшие проблемы прогнозируются в таких отраслях как свиноводство и производство масложировой продукции на основе растительного сырья, поскольку кроме названных причин можно отметить высокую конкурентоспособность продукции, произведённой в соседней Китайской Народной республике (КНР) (в последнее время наибольшую конкуренцию китайские товаропроизводители составили в овощеводстве и звероводстве). Для того чтобы эти отрасли могли достойно выйти из сложившейся ситуации, необходимо их динамичное развитие.
На наш взгляд, одной из дополнительных и эффективных мер развития звероводства может послужить система франчайзинговых (контрактных) отношений, где непосредственно франчайзером выступит ЗАО «Большереченское».
Франчайзинг подразумевает контракт, в соответствии с которым франчайзор предоставляет независимому от него франчайзи лицензию на использование его имени и торговой марки, а также системы управления бизнесом. Франчайзер обеспечивает для франчайзи обучение персонала, оказывает техническую помощь. Франчайзи обязуется вести бизнес в соответствии с системой, разработанной франчайзером, и делать последнему оговоренные отчисления. Цель франчайзинга - осуществление крупными компаниями экспансии при освоении новых рынков с минимальными рисками [1].
Б.Г. Райзберг под франчайзингом подразумевает смешанную форму крупного и мелкого предпринимательства, когда крупные корпорации, «родительские компании» (франчайзеры) заключают договор с мелкими фирмами, «дочерними» компаниями, бизнесменами (франчайзи) на право, привилегию действовать от имени франчайзера. При этом мелкая фирма обязана осуществлять свой бизнес только в форме, предписанной «родительской» фирмой, в течение определённого времени и в определённом месте. В свою очередь франчайзер обязуется снабжать франчайзи товарами, технологией, оказывать всяческое содействие в бизнесе [6].
В свою очередь Е.Е. Румянцева обозначает франчайзинг как способ распространения продукции и услуг, основанный на построении взаимовыгодных партнёрских отношений крупного, среднего и малого бизнеса. Франчайзинг представляет собой систему взаимоотношений, заключающуюся в возмездной передаче одной стороной (фирмой, имеющей, как правило, ярко выраженный имидж и высокую репутацию на рынке товаров и услуг) другой стороне (фирме или индивидуальному частному предпринимателю) своих средств индивидуализации производимых товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг (товарный знак или знак обслуживания, фирменный стиль), технологии ведения бизнеса и другой коммерческой информации, использование которой другой стороной
будет способствовать росту и надёжному закреплению на рынке товаров и услуг [7].
При этом передающая сторона обязуется оказывать техническую и консультационную помощь, содействие в становлении бизнеса. Приобретающая права сторона производит платежи за право использования в предпринимательской деятельности исключительных прав франчайзера и оказываемые услуги, целью которых является поддержка франчайзи.
Понятие франчайзер приводится как правообладатель, передающий свою интеллектуальную собственность (торговую марку, товарный знак, фирменное наименование и связанные с ними технологии ноу-хау) в пользование неограниченному числу лиц с правом или без права дальнейшей передачи, оговаривая все условия в специальном договоре франшизы.
В обязанности франчайзера входит:
- установка всех выплат;
- передача деловой и технической информации;
- документация всех правил и положений;
- контроль качества;
- обеспечение постоянной поддержки;
- заключение и поддержка эксклюзивных договоров о поставках;
- уточнение графика развития;
- предоставление защищённой территории;
- определение условий разрыва и продолжения контракта.
Е.Е. Румянцева даёт определение франчайзи как самостоятельной коммерческой организации или частного предпринимателя, приобретающего у франчайзера на определённых условиях право на использование его торговой марки и связанных с ней технологий на определённый срок на определённой территории. Франчайзи сам оплачивает затраты на создание бизнеса [7].
А.Н. Азрилиян под франчайзингом понимает многолетнее соглашение между двумя фирмами, предполагающее передачу одной фирмой своего права на использование в пределах оговорённого рынка определённого товарного знака, технологии, ноу-хау [10].
Согласно Европейскому этическому кодексу франчайзинга определение франчайзинга звучит следующим образом: «Франчайзинг - это способ сбыта товаров, услуг, технологий, основанный на тесном и постоянном сотрудничестве между юридически и экономически независимыми предприятиями, франчай-зором и франчайзи, при котором франчайзор предоставляет франчайзи право и одновременно предписывает ему вести бизнес в соответствии с концепцией франчайзора».
В рамках заключённого сторонами договора франчайзи уполномочен и обязан на протяжении действия контракта, в обмен на различные взносы и выплаты, использовать торговую марку, знак обслуживания, ноу-хау, производственные и бизнес-методы, права промышленной и индивидуальной собственности франчайзора. При этом франчайзи оказывается неизменная техническая и коммерческая поддержка.
Под ноу-хау понимается незапатентованная ин-
формация, результат практического опыта и исследований франчайзора, являющаяся секретной, значимой и идентифицированной:
- секретность означает, что ноу-хау известны только узкому кругу людей и доступ к ним строго ограничен. При этом отдельные составляющие ноу-хау могут быть широко известны и доступны вне франчайзинг-системы;
- значимость подразумевает, что информация, составляющая ноу-хау, незаменима для франчайзи при использовании, продаже и перепродаже товаров или услуг. Особенно важны «секреты мастерства» для презентации предметов торговли и подготовки товаров, необходимых для предоставления различного рода сервиса. Методы работы с клиентами, способы административного и финансового управления, всё это также может быть ноу-хау франчайзора. Значение ноу-хау для франчайзи на момент подписания соглашения заключается в укреплении конкурентоспособности, в особенности за счёт повышения продуктивности или же упрощения вступления на новый рынок;
- идентификация предполагает, что ноу-хау должно быть достаточно подробно описано для того, чтобы существовала возможность проверить, насколько данная информация соответствует критериям «секретности» и «значимости». Описание может быть включено в франчайзинг-договор, являться предметом отдельного документа или же фиксироваться в любом другом подходящей для этого форме
[9].
В Гражданском кодексе Российской Федерации франчайзинг именуется как договор коммерческой концессии.
По договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау).
Договор коммерческой концессии предусматривает использование комплекса исключительных прав, деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя в определенном объеме (в частности, с установлением минимального и (или) максимального объема использования), с указанием или без указания территории использования применительно к определенной сфере предпринимательской деятельности (продаже товаров, полученных от правообладателя или произведённых пользователем, осуществлению иной торговой деятельности, выполнению работ, оказанию услуг) [2].
Вновь создаваемая или уже существующая фирмы с помощью франчайзинга могут начать новый бизнес, а постоянная поддержка материнской фирмы позволяет быстро преодолеть проблемы, возникающие на начальном этапе создания предприятия.
Внедрение франчайзинговой схемы на выращивании песцов в районах области при пунктах забоя скота продиктовано временем. Согласно ветеринарным требованиям весь скот ЛПХ, КФХ, небольших сельхозорганизаций района, не имеющих своих боен, должен забиваться на специализированных площадках. При забое животных остается масса отходов. Здесь же имеет место вынужденный забой больных особей, падеж от незаразных болезней, не дожившего до убоя животного. Всё это является пищей для неприхотливого песца.
Расчеты показывают, что средняя убойная площадка районного масштаба может прокормить до 3040 песцов. При этом себестоимость такого выращивания будет минимальной.
Преимущества от договора франчайзинга неоспоримы как для франчайзера - ЗАО «Большеречен-ское», так и для франчайзи - районных убойных площадок; и те, и другие будут только в выигрыше.
Большинство экономистов относят появление франчайзинга к XVIII в., когда в британской системе развивались так называемые «связанные дома», а в американской системе появилась знаменитая фирма Zinger. Суть британской системы «связанных домов» заключалась в том, что с введением в стране ограничений на продажу пива лицензии на неё выдавались лишь тем лицам, которые торговали пивом только на постоялых дворах. Владельцы последних, получив лицензию на продажу пива, должны были содержать свои постоялые дворы в соответствии с требованиями властей. Такая первоначальная форма франчайзинга получила в то время в Англии довольно широкое распространение, поскольку вполне устраивала обе стороны. Как пишут Дж. Стэнворт и Б. Смит, «система «связанных домов» появилась как защитный механизм, позволяющий пивоварам поддерживать нужный объём продаж. В обмен на предоставленный заём или аренду имущества пивовар получал постоялый двор как рынок сбыта своего пива и спиртных напитков. Система «связанных домов» доказала, что она является эффективным коммерческим механизмом и существует до сих пор».
Примерно в тот же период в несколько иной форме франчайзинг начал использоваться в США компанией по производству швейных машин предпринимателя и изобретателя Исаака Зингера (Zinger Sewing Machine Company).
Фабрика Зингера в г. Элизабет (США) первой в мире внедрила методы массового производства задолго до того, как их стали применять в новой мощной индустрии XX в. - в автомобилестроении. К началу XX в. швейных машин марки Zinger было произведено около 21 млн. Здание компании в Нью-Йорке имело 48 этажей и было самым высоким в городе.
При таком огромном производстве, естественно, возникли проблемы реализации продукции, обслуживания швейных машин и замены неисправных деталей. Организовывать это централизованно было бы весьма невыгодно, поскольку швейные машины расходились по всему миру. В таких условиях была задумана и создана франчайзинговая система, которая
предоставляла финансово-независимым фирмам в США и в других странах исключительные права на продажу швейных машин и их обслуживание в пределах определённой территории. Это были, по сути, первые дистрибьюторские соглашения с дополнительными обязательствами франчайзи (дилера) обслуживать машины по первому требованию покупателя.
Именно франчайзинговая система фирмы Zinger послужила образцом и толчком для дальнейшего развития этой системы в ряде других отраслей. Так, в 1898 г. фирма General Motors использовала независимые мелкие фирмы, чтобы увеличить дистрибьюторскую сеть способом, не требующим инвестиций: дилер не имел права продавать машины других производителей и должен был вложить собственный капитал в дело, чтобы обеспечить высокий уровень обслуживания и поддерживать имидж фирмы - продавца франшиз. Следует отметить, что система продажи автомашин с помощью франшиз ведётся и в наше время в ряде стран мира [5].
Говоря о франчайзинге, нельзя не упомянуть о сети ресторанов быстрого питания SUBWAY, имеющей грандиозный успех у населения всего мира. Это ярчайший пример развития франчайзинговой формы экономических отношений. История бренда SUBWAY началась с открытия небольшого киоска по продаже сендвичей Фредом Де Люком и его другом. Уже к 1974 г. сеть ресторанов увеличилась вдвое. Возможно, сендвичи и другая продукция сети быстрого питания так и остались бы популярными лишь среди населения штата Коннектикут, однако, удачная идея применения франчайзинга позволила бренду завоевать заслуженную всемирную известность. На сегодняшний день SUBWAY - одна из самых динамично развивающихся сетей ресторанов быстрого питания: ежегодно открываются около 1000 новых ресторанов по всему миру. Более того, сеть ресторанов SUBWAY была признана лучшей франчайзинговой системой в мире более пятнадцати раз (по оценке Entrepreneurs Magazine) [4]. А в США сеть ресторанов SUBWAY по количеству точек обогнала своего конкурента
McDonald's. Сейчас брэнд SUBWAY принадлежит компании Doctor's Associates Inc., которая, не имея собственных ресторанов, занимается продажей франшиз и контролем франчайзи. В России интересы брэнда SUBWAY представляет компания SUBWAY Russia LLC, которая в 1992 г. купила франшизу с правом перепродажи на всю территорию России [8].
Не нова система франчайзинговых отношений и в Иркутской области. Её наглядно демонстрирует ОАО «Иркутский масложиркомбинат». Сеть магазинов «Ян-та», выступающая на рынке под товарным логотипом ОАО «Иркутский масложиркомбинат», успешно существует уже более десяти лет. Немаловажную роль в завоевании «своего покупателя» и росте популярности магазинов «Янта» сыграл товарный знак, поскольку Иркутский масложиркомбинат зарекомендовал себя как производитель высококачественной масложировой продукции широкого ассортимента. И лишь немногим известно, что сеть магазинов и крупное предприятие связывает договор франчайзинга, по которому владелец магазинов выкупил у предприятия право использования товарного логотипа.
Таким образом, учитывая сущность франчайзинга и имеющийся опыт, можно сделать вывод, что одним из мощнейших инструментов развития звероводческой отрасли может послужить именно активное использование договоров франчайзинга. На сегодняшний день согласие на вхождение в такую схему взаимоотношений высказали Аларский, Ольхонский, Ба-яндаевский, Иркутский, Куйтунский районы. Инициативу ЗАО «Большереченское» поддержала областная служба ветеринарии и районные станции защиты животных. Всего же по данной схеме можно вырастить до 1000 голов песца в год. И это будет хорошей прибавкой к 120 головам, выращиваемым на головном предприятии ЗАО «Большереченское». Новые рубежи распространения франчайзинга в Иркутской области расширят круг эффективных малых предприятий, созданных на базе районных убойных площадок, и позволят повысить конкурентоспособность зверохозяй-ства «Большереченское»
1. Авдокушин Е.Ф. Маркетинг в международном бизнесе: учебное пособие. 3-е изд. М.: Дашков и К0, 2007. 328 с.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 2: фе-дер. закон от 26.01.2006 г. № 14-ФЗ (в редакции от 18.12.2006 г.) // КонсультантПлюс: справочно-правовая система [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/gkrf2
3. Кириленко А.С. Крестьянство Иркутской области состоялось. Что дальше? Иркутск: ООО «ИКЦ», 2012. 168 с.
4. О компании. История сети SUBWAY [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://subway.ru/about/history1 (дата обращения 04.11.2013).
5. Предпринимательство: учебник для вузов / под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. Г.Б. Поляка, проф. В.А. Швандара. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. 735 с.
Библиографический список
6. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 6-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2010. 512 с.
7. Румянцева Е.Е. Новая экономическая энциклопедия. 3-е изд. М.: ИНФРА-М, 2010. 826 с.
8. Сами по себе: российские франчайзи SUBWAY [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cafe-future.ru/archive/62 (дата обращения 04.11.2013).
9. Что такое франшиза/франчайзинг? Определение франчайзинга согласно Европейской федерации франчайзинга [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.franchisekey.ru/andsrv/server.and?a=Article&i=39&l= ru&si=5&si2=47 (дата обращения 19.11.2013).
10. Экономический словарь / под ред. А.Н. Азрилияна. М.: Институт новой экономики, 2007. 1152 с.